Маршрут развития ребенка раннего возраста
Индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка раннего возраста.
Ф.И.О.ребёнка | Ярослав. О 2.4 года |
Сведения о семье | Семья полная, 3 детей |
Группа здоровья | 2 Б |
Заключение | ЗРР |
Актуальность: Задержка речевого развития на 2 эпикризных срока.
Цель: Способствовать активизации речи ребёнка.
Этапы работы | Направления в работе | Коррекционно- речевые задачи | Рекомендованные игры и задания | |
Подготовительный этап (в течении полугода) | Сенсорное развитие | 1.Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус) 2.Закрепит знание основных цветов, форме и величине предметов, обогатить представления о них. | 1. Упражнения в узнавании, классификации, сравнении, цвета, формы, величины предметов и геометрических фигур 2. Использовать телесно – ориентирные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики. | |
В течении полугода | Развитие психических функций | Развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. 2. Развивать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. 3. Развивать все виды внимания, памяти и.т.д. | 1. Рекомендуемые игры и упражнения: «Где постучали?», «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушка», «Улавливай шепот», «Где поет птичка?», «Найди сокровище», «Найди бубенчик», «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек», «Что в мешочке» и т.п. | |
В течении полугода | Развитие мелкой моторики | Развивать мелкую моторику рук. | 1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам 2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу). 3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой. 4. Использование массажных упражнений. 5. Использовать пальчиковую гимнастику. 6. Лепка, аппликация, рисование. | |
В течении полугода | Развитие общих речевых навыков | 1.Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата. 2.Формировать правильное речевое дыхание. 3. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умение пользоваться громким и тихим голосом. | 1.Артикуляционная гимнастика. 2.Дыхательная гимнастика |
Рекомендации по работе с родителями;
Консультация «Причины задержки речи»
Консультация «Значение развития мелкой моторики ребенка на состояние его речи»
Консультация «Как можно развивать память у детей»
Консультация «Использование пальчиковых игр для развития мелкой моторики для детей»
Рекомендовано чтение дополнительной литературы.
Рекомендованы пальчиковые игры и Су- Джок игры.
Индивидуальные беседы.
Консультация для родителей
Тема: Значение развития мелкой моторики ребенка на состояние его речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук.
Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.
Поэтому если Вы хотите грамотно развивать речь ребёнка, то необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.
Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
От того как развита мелкая моторика у ребёнка, можно в дальнейшем судить о его готовности к обучению в школе. Так как именно мелкая моторика определяет уровень готовности ребёнка к письму, уровень логического мышления, уровень памяти, уровень развития речи, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром.
Развивать мелкую моторику стоит постепенно с помощью специальных занятий, игр, заданий и упражнений.
Важно проводить необходимую непосредственно-образовательную деятельность – рисование, лепку из различного материала (пластилин, тесто), конструирование из конструктора лего, деревянного, так же конструирование из бумаги, аппликацию. Частью каждого вида должна быть пальчиковая гимнастика.
Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, можно использовать разнообразные приемы:
- Составление пазлов;
- Игры с карандашом;
- Нетрадиционные техники рисования;
- Игры с природным материалом, которые могут сопровождаться чтением потешек или сказок;
- Шнуровку различных предметов;
- Игры с салфетками;
- Различные виды мозаик;
- Ощупывание, перекладывание и удержание мелких предметов между пальцами руки.
И многое-многое другое…
Средствами развития мелкой моторики у детей являются:
Дидактические игры, природный материал, мелкие игрушки, пробки, резинки, волчки, различные виды конструктора, карандаши, резинки, мелкие предметы для сортировки и нанизывания на шнурок или леску, такие как бусины или пуговицы, различные мозаики, составные картинки и многое другое.
Важную роль в развитии мелкой моторики у детей составляют пальчиковые игры. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности, концентрации внимания, развитию памяти и эмоциональности, например пальчиковая игра «Помощники».
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
(чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Мы посуду перемыли:
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
(загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Мы посуду перемыли
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
(разгибать пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали!
(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Источник
План индивидуального развития ребёнка ________________________ 2года
Реализуя темы в соответствии с КТП ,____________________________
_____________________________________________________________ решать следующие задачи:
Социально – коммуникативное развитие | |
Задачи | Методы и приемы реализации |
Знакомить детей друг с другом, способствовать развитию общения с взрослыми и детьми; Побуждать здороваться и прощаться, попросить о помощи (в одевании), благодарить. Содействовать расширению представлений о себе: использовать в общении свое имя, имена других детей; способствовать формированию положительной самооценки «я – хороший». Побуждать узнавать сверстников на фото, называть их по имени, отвечать на вопросы о событиях, отраженных на фотографиях; налаживать положительные контакты с детьми, мириться, «пожалеть» обиженного. Способствовать развитию игровых действий при предъявлении игрового материала, создании игровых и проблемных ситуаций, после участия в дидактических играх: кормит куклу, если рядом посуда, наливает чай и пр., развитию сюжетно – отобразительных или процессуальных игр. | Инициирование в бытовых процессах, сюрпризных моментах образец, напоминание. Дидактические игры с куклой, мишкой, зайкой: «у мишки болит лапка, пожалеем его. Скажем ласково, полечим, угостим» , «решение проблем игрушек», Общение в играх, образовательной деятельности. Похвала воспитателя, поддержка, вера в успех, эмоциональ-ное благополучие. Фотографии ребенка, семейные альбомы, фотоальбомы, отражающие жизнь группы, праздники. «Мое настроение», картинки, отражающие настроение детей, зверят. Атрибуты для сюжетных игр «Семья», «К кукле Даше на день рождения», «Доктор» и пр. Участие взрослого. Коробка с бросо- вым материалом. Создание игровых и проблемных ситуаций –постоянно. Чтение, рассказывание, рассматривание иллюстраций, стихи, потешки. |
Речевое развитие | |
Задачи | Методы и приемы реализации |
Способствовать развитию понимания короткого рассказа воспитателя (без показа действий) о знакомых событиях, отвечать на вопросы об этих событиях; Выполнять поручения: «возьми», положи», «отнеси», « помоги» по просьбе взрослого. Способствовать формированию активной речи: заменять облегченные слова правильными, использовать простые предложения из 2-3х слов при общении со взрослыми и детьми, задавать вопросы: кто это? какие? в реальной ситуации и на картинках, прилагательные и местоимения. Содействовать развитию звуковой культуры речи, обогащению словаря. Называть предметы по картинкам. | Общение, рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы по содержанию, стихи, потешки. Дидактические игры на звукоподражание «Чей домик?», «Кто как поет?» и др., развитие речевого дыхания (поддувание снежинок из бумаги, ваты, мыльные пузыри и др.), пальчиковые игры. Показ взрослыми сценок из кукольного театра, участие ребенка в обыгрывании небольших сюжетов, стихов, потешек Задания воспитателя, стимулирующие активную речь ребенка: «скажи», «какой?». |
Задачи познавательного развития | Методы и приемы реализации |
Способствовать развитию представлений о форме, величине, цвете. Ориентироваться в 3-х контрастных величинах: собирать 3-х местную матрешку и другие вкладыши после показа; Собирать пирамидку по убыванию из 4-5 колец контрастных величин (после показа). Ориентироваться в 3-4-х цветах ,некоторые цвета называть, подбирать по образцу. Способствовать появлению умения распознавать вес, фактуру поверхности, температуру предметов и материалов (тяжелый, легкий, мягкий, твердый, холодный, теплый) – поисково – исследо-вательскую деятельность. Содействовать развитию пространственных представлений в строительных играх, проявлять любознательность, инициативность. | Создание РП-ПС, предоставление возможности действовать, исследовать. Дидактические игры «Найди пару», «Подбери такой же», «Что лишнее?», игры с пирамидками, матрешками, вкладышами, «Геометрическое лото», пазлы, разрезные картинки на 2-4-6 частей. Рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций в познавательной литературе. Диафильмы, видеофильмы. Картинки. Центр «песка и воды», коллекции из бумаги, тканей, дерева, пластмассы, запахов, круп. Книга «Первая книга». Различный конструктор (мелкий, крупный, настольный) мелкие игрушки для обыгрывания построек (машинки, зверюшки, куколки и т. д.). |
Художественно – эстетическое | |
Задачи | Пути реализации |
Вызывать интерес к рисованию, лепке, музыке, движениям. Развивать творческие способности. Способствовать формированию простейших навыков и умений: рисовать линии, пятна ,очертания. Раскатывать колбаски, шарики, сплющивать. Развивать желание участвовать в обыгрывании сказок, стихов, потешек. | Создавать благоприятные условия для реализации интересов и возможностей ребенка, РППС. Наличие в свободном доступе изоматериалов: гуаши, цветных карандашей, фломастеров, пластилина. Пример воспитателя, других детей, уже имеющих навыки. Показ, помощь. Совместная и самостоятельная деятельность детей. Звучание музыки в группе. Образовательная деятельность музыкальная и художественная, продук-тивная. Разные виды театров в центре театрализации, уголок «ряжения», зеркало. Кукольный театр по четвергам. |
Физическое развитие | |
Задачи | Методы и приемы реализации |
Укреплять здоровье ребенка через систему закаливающих мероприятий. Способствовать закреплению КГН и самостоятельности в одевании на прогулку, после сна, вешать одежду аккуратно на стульчик, убирать в шкафчик. Продолжать упражнять в ходьбе и беге на носочках, равновесии, подлезании, прыжках, бросании мяча, прокатывании в ворота; участвовать в подвижных и музыкальных играх. | В режимных моментах, после сна «гимнастика пробуждения», «дорожка здоровья», обширное умывание с естественным обсыханием; щадящий режим прогулок после болезни. Постоянство правил, алгоритм действий одевания, раздевания, умывания. Работа с родителями. Решение проблем игрушек Мотивация для активных занятий в центре движений, физкультура утренняя гимнастика,прогулки.Проблемные ситуации |
Источник
Трудности: отставание в речевом развитии, проблемы с коммуникацией.
Месяц
Неделя
Непрерывная образовательная
деятельность
Совместная деятельность
Режимные
моменты
Взаимодействие с родителями
Сентябрь
1 неделя
Изобразительная деятельность. Лепка «Колобок» (глина).
Найди в приёмной свой шкафчик.
Поручение: помощь воспитателю в уборке игрушек.
Пальчиковая гимнастика «Пальчик- мальчик».
2 неделя
Познавательно- речевая деятельность. Развитие речи. Дидактическая игра «Чей голосок?»
Упражнение: «Назови ласково» (имена детей группы)
Поручение: самостоятельно найти свою обувь в приёмной перед прогулкой.
Рекомендовать родителям перечень дидактических игр для развития речи.
3 неделя
Изобразительная деятельность. Рисование
ладошкой «Красивый цветок».
Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки».
Назови предметы, необходимые для умывания.
Рекомендовать комплекс артикуляционной гимнастики согласно возрасту.
4 неделя
Познавательно- речевая деятельность. Развитие речи. Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Упражнение: «Покажи, как котёнок лакает молоко».
Самостоятельно подготовиться ко сну и найти свою кроватку.
Игра «В гости к нам».
Октябрь
1 неделя
Познавательно- речевая деятельность.
Ознакомление с окружающим. Рассматривание плаката «Домашние животные»
Упражнение для развития артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул».
Экскурсия по прогулочному участку «Шли, шли, что-то нашли?» (активизация словаря)
Упражнение для развития артикуляционного аппарата «Пузырь лопнул».
2 неделя
Ознакомление с художественной литературой. Разучивание стихотворения А.Барто «Уронили мишку на пол»
Коммуникационная игра «Ласковое имя».
Сложить разбросанные игрушки по местам.
Повтор стихотворения, выученного в детском саду.
3 неделя
Сенсорное развитие. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Рассказывание стихотворения А.Барто «Наша Таня громко плачет» перед всей группой.
Повтор упражнения для губ «Иголочка».
4 неделя
Сенсорное развитие. Работа с наглядным материалом Дидактическая игра «Чего не хватает» (геометрические фигуры)
Дидактическая игра «Пуговицы и бантики».
Навести порядок в кукольном уголке.
Совместная поделка родителей и ребёнка на тему «Что нам осень принесла?»
Ноябрь
1 неделя
Изобразительная деятельность. Рисование пальчиком «Дождик»
Упражнение для губ «Иголочка»
Поручение: уборка игрушек на прогулке.
Консультация «Правильная речь родителей и в семье, и вне дома».
2 неделя
Познавательно- речевая деятельность. Ознакомление с окружающим. Дидактическая игра «Игрушки»
Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются»
Прогулка «Что изменилось на участке?»
Консультация для родителей «Что читать и как читать?»
3 неделя
Изобразительная деятельность. Рисование. «Листики падают» (тычками).
Артикуляционная гимнастика «Лягушка».
Экскурсия по детскому саду.
Игра на внимание «Кто спрятался?»
4 неделя
Изобразительная деятельность.
Лепка (пластилинография) «Ласковое солнышко»
Дидактическая игра «Разрезные картинки».
Правильно используем столовые приборы: учимся правильно держать ложку.
Консультация «Что читать и как читать?»
Результат реализации ИОМ: повысился уровень активной речи ребёнка, расширился словарный запас, ребёнок чаще вступает в контакты со взрослыми и сверстниками, выполняет несложные поручения взрослого, более самостоятелен в самообслуживании.
Источник
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
МАРШРУТ РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА (Ф.И., возраст)
Разработала: воспитатель
Веселова Н.С
г.Урай
2018г.
Пояснительная записка
- дошкольной практике, процесс обучения и воспитания, как правило, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому реализовать в полной мере свои потенциальные возможности может не каждый воспитанник.
Эта проблема поставила задачу по созданию оптимальных условий для реализации творческого потенциала воспитанника. Одним из решений в данной ситуации явилась реализация индивидуального образовательного маршрута
Для персонального пути реализации личностного потенциала воспитанника
- образовании и обучении я выделяю из группы детей не только с недостаточным развитием, но и талантливых. По результатам диагностики составила индивидуальный план работы с ребенком.
Цель: создание оптимальных условий для развития и реализации творческих способностей ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных психических особенностей.
Задачи:
- раскрытие творческих способностей;
- совершенствование и расширение системы дополнительного образования;
- создание благоприятной эстетической развивающей среды для развития
- вовлечение в конкурсы на различном уровне;
- формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать
- повышение уровня взаимодействия детского сада и семьи в вопросах поддержки и сопровождения способных детей.
Ожидаемые результаты:
- усовершенствование системы дополнительного образования;
- создание эстетической развивающей среды;
- участие в конкурсах с творческой направленностью;
- тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.
Выявление способностей ребенка провела на основе наблюдения,
Анализа продуктов творческой деятельности ребенка, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, мышления.
Психолого-педагогический портрет ребенка
Анкетные данные
Имя: Надежда Н.
Возраст: 6 лет.
- ребенка ярко выражены творческие способности. Она любит заниматься рисованием, лепкой, аппликацией. Девочка свободно владеет ножницами, широко использует в творчестве различные изобразительные материалы.
Надя отличается любознательностью и наблюдательностью. Активна, самостоятельна.
С радостью откликается на предложенные ей нетрадиционные техники рисования. Легко устанавливает контакт с собеседником.
Сохранение и реализация творческих способностей ребенка представляется очень важной и актуальной задачей, поэтому для работы с девочкой был составлен индивидуальный образовательный маршрут.
Индивидуальный образовательный маршрут
Сроки | Содержание работы с | Взаимодействие | Участники |
ребенком | с родителями | ||
Сентябрь | 1. Наблюдение. | Консультация | Воспитатели |
2. Анализ продуктов | «Изобразительная | родители | |
творческой деятельности. | деятельность в | ||
3. Лепка «Корзина с | жизни ребенка» | ||
яблоками». | |||
4. Рисование «Осень | |||
золото роняет» | |||
Октябрь | 1. Аппликация «Поспел | Выступление на | Воспитатели |
урожай, помогай, | первом | родители | |
собирай» | родительском | ||
2. Рисование по | собрании | ||
трафаретам «Листья» | |||
3. «Рисуем вишенки» (с | |||
опорой на обучающий фильм). | |||
4. Лепка с использованием | |||
отпечатков природных | |||
материалов | |||
Ноябрь | 1 Монотипия «Лист | Консультация | Воспитатели |
кленовый. | «Охрана зрения» | родители | |
Золотой» | |||
2 Оригами «Собака и |
щенок» | |||
3 Рассматривание картин | |||
Васнецова | |||
4 Украшение короны | |||
Царевны (с | |||
использованием пайеток, | |||
бусин, бисер, | |||
маленьких ракушек) | |||
Декабрь | 1.Рисование «Котик» (с | Беседа | Воспитатели |
опорой на | «Использование | родители | |
обучающий видеофильм) | раскрасок | ||
2 Рисование в раскраске | «Антистресс» в | ||
«Антистресс» | работе с | ||
3 «Украшения для Минни» | ребенком» | ||
(нанизывание различных | |||
бусинок) | |||
Январь | 1.Монотипия «Зимнее | Консультация | Воспитатели |
дерево» | «Использование | родители | |
2. Обучение | интернет – | ||
перерисовке | ресурсов для | ||
понравившейся | развития | ||
иллюстрации | творческого | ||
потенциала | |||
ребенка» | |||
Февраль | 1.Рисование мятой | Беседа «Развитие | Воспитатели |
бумагой | творческих | родители | |
2 Пуантилизм «Собачки на | способностей | ||
диске» | ребенка в ДШИ» | ||
3 «Книжка-малышка» | |||
(создание | |||
книжки с рисунками | |||
ребенка) | |||
4 Помощь в изготовлении | |||
подарков | |||
для сотрудников ДОО к | |||
празднику | |||
«8 марта» | |||
Март | 1.Выступление на | Посещение на | Воспитатели |
празднике с | дому с целью | родители | |
миниатюрой «Куклы Нина | знакомства с | ||
и Катя». | окружающей | ||
2.Лепка | ребенка | ||
Из соленого теста | эстетической | ||
«Медальон в подарок | средой в | ||
маме». | домашних | ||
3.Обучение | условиях | ||
Рисованию с | |||
использованием | |||
отражающего | |||
зеркала. | |||
4. «Кляксография» | |||
(фантазирование | |||
на «превращение» пятна в | |||
любое | |||
изображение) | |||
Апрель | 1.Оригами «Бабочки» | Консультация | Воспитатели |
2 Рисование по оттискам | «Сбор | родители | |
растений | разнообразного | ||
(гербарий) | природного | ||
3 Рисование с | материала | ||
использованием соли | для | ||
4 Участие в конкурсе | использования | ||
в | |||
творческом | |||
выражении | |||
ребенка» | |||
Май | Консультация | Консультация | Воспитатели, |
«Сбор разнообразного | «Итоги работы с | Музыкальный | |
природного материала | ребенком за год» | руководитель | |
Для использования в | родители | ||
творческом выражении | |||
ребенка» | |||
Источник