Маршрут индивидуального речевого развития ребенка

Дата заполнения: сентябрь 2016 г.
1. Общие данные
Ф.И.О. ребёнка Тарасов Никита
Дополнительная информация: У Никиты беден словарный запас, плохо сформирована связная речь. Он испытывает трудности при составлении рассказа, допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказывании, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощь взрослого, часто повторяет рассказы сверстников. 2. Организационная часть ИОМ
Цель: развивать речь , обогащать словарный запас, учить пересказывать литературные произведения, пользоваться прямой и косвенной речью, придумывать сюжетные рассказы по картине, из личного опыта. Средства развития: игра
Планируемый результат: повысить уровень усвоения программы по речевому развитию.
Ответственный за результат (ФИО воспитателя) :___________________________________________________________________________
2. Содержательная часть ИОМ
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
Дата | Раздел основной общеобразовательной программы дошкольного образования | Формы работы | Основные задачи коррекционно – развивающей работы | Взаимодействие с родителями | Динамика за месяц (положительная, отрицательная, нет динамики, волнообразная) |
21.09 | Р | Составление рассказа по картине “Дети гуляют в осеннем парке” | Учить составлять описательный рассказ по картине с помощью вопросов воспитателя, придумывать название картины. Уточнить и закрепить правильное произношение звуков с , ц, учить дифференцировать их в речи, отчётливо произносить слова и фразы с этими звуком с разной силой голоса и в разном темпе. | Упражнение “Закончи предложение” | |
22.09 | Р | Заучивание чистоговорок | Формировать правильное звукопроизношение , развивать и совершенствовать речевой слух. | Повторить чистоговорки | |
28.09 | Р | Дид.игра “Скажи по – другому” | Учить подбирать синонимы к словам; делить двусложные слова на слоги. | Упражнение “Подбери слово по смыслу” | |
05.10 | Р | Составление рассказа об овощах | Учить составлять описательный рассказ с помощью вопросов воспитателя. | Упражнение “Назови звук” | |
06.10 | Р | Игровая ситуация “Найди картинки на заданный звук” | Учить выделять гласный в начале слова, в конце слова, в середине. Развивать слуховое внимание на материале гласного звука. | Задание “Учимся писать букву А по точкам” | |
12.10 | Р | Игра “Опиши предмет, а мы отгадаем” | Закреплять умение составлять загадки – описания о предметах или объектах по заданному плану | Составить книгу загадок | |
13.10 | Р | Игра “Подбери слова по смыслу” | Формировать навыки правильного согласования имён существительных, прилагательных, глаголов, местоимений. | Продолжать работу по формированию интереса к книге | |
19.10 | Р | Дид.игра “Телеграф” | Учить определять количество слогов в словах | Игра “Назови слово” | |
20.10 | Р | Дид.упражнение “Скажи какой?” Дид.упражнение “Скажи наоборот” | Учить составлять простые распространённые предложения; сравнивать предметы по материалу, назначению, употребляя названия качеств. Активизировать употребление в речи слов – антонимов | Придумывание сказки по мотивам произведения К.И.Чуковского “Мойдодыр” | |
26.10 | Р | Работа с разрезной азбукой | Составление и чтение слогов АУ, УА | Игра на закрепление звуков А,У “Скажи имена, в которых есть звуки А,У?” | |
27.10 | Р | Рассказывание из личного опыта “Как я ходил на праздник города” | Закреплять представление о родном городе; учить составлять последовательный рассказ об увиденном. | Составление простых предложений на тему: “День рожденья города” | |
02.11 | Р | Игра “Кто внимательнее?” | Развивать фонематический слух, формировать умение слышать в словах звук О. | Печатание букв А, У, О в тетрадях – прописях | |
03.11 | Р | Дид.игра “Письмо” | Учить образовывать названия детёнышей животных в именительном и родительном падежах мн.ч. Учить составлять сложноподчинённые предложения. | Игра “Какой звук спрятался?” | |
09.11 | Р | Пересказ сказки А.Суконцева “Как ёжик шубку менял” | Закрепить умение пересказывать рассказ без пропусков и повторений, передавать эмоциональное состояние героев. | Продолжать работу по формированию интереса к книгам о животных. | |
10.11 | Р | Работа по разрезной азбуке | Учить анализировать, составлять из разрезной азбуки и чтение слогов и слов. | Игра “Мамина сумка” | |
16.11 | Р | Дид.игра “Учимся говорить правильно” | Учить произносить фразу с разной интонацией; упражнять в произнесение чистоговорок и скороговорок на звуки С,Ц,Ш,Щ в разном темпе и с разной силой голоса | Игра на закрепление умений подбирать слова, сходные по звучанию “Подбери рифму” | |
17.11 | Р | Работа по разрезной азбуке | Учить сливать звуки в слоги и читать | Совершенствовать умение выкладывать буквы из палочек, кубиков, шнурочка, лепить из пластилина. | |
23.11 | Р | Задание “Где спрятался звук?” | Определение последовательности звуков в слоге. Учить различать понятия “гласный звук” и “согласный звук”, “звук”, и “буква”. | Чтение слоговой таблицы. | |
24.11 | Р | Сюжетно – ролевая игра “Мы с мамой пришли в магазин” | Учить задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. Продолжать работать над диалогической речью. | Составление рассказа из личного опыта по плану “Домашнее животное в нашей семье”. | |
30.11 | Р | Игра “С кочки на кочку” | Учить составлять прямые и обратные слоги из букв разрезной азбуки , составлять трёхбуквенные слова. | Игра “Живые слоги”. | |
01.12 | Р | Игра “Весёлые поезда” | Учить различать на слух звуки З, Ж, подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух в связной речи; произносить изолированные звуки З, Ж с разной силой голоса и в разном темпе. | Игра на образование форм Р.п., мн.ч. “Чего не стало?” | |
07.12 | Р | Игра “Хоровод зверей” | Пополнение активного словаря существительными с уменьшительными и увеличительными суффиксами. | Печатание букв в тетрадях. | |
08.12 | Р | Рассказывание из личного опыта “Игры зимой” | Учить составлять связный короткий рассказ о впечатлениях из личного опыта. Формировать желание рассказывать о собственных переживаниях, впечатлениях, Развитие познавательного общения. | Задание “Расскажи маме о своём рисунке” | |
14.12 | Р | Графическая игра “Полубуковка” | Учить распознавать и запоминать форму букв | Печатание пройденных букв в тетрадях.. | |
15.12 | Р | Составление рассказа по картине “Зима” | Учить составлять короткий рассказ по картине, используя предложенный план. При описании указывая время и место действия. Учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. | Упражнение “Кто больше назовёт “зимних” слов со звуками С, Ш? | |
21.12 | Р | Игра “Кто, кто в теремочке живёт?” | Учить составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов. | Чтение слоговой таблицы. | |
22.12 | Р | Дид.упражнение “Закончи предложение” | Закрепить употребление в речи несклоняемых существительных. | Задание “Найди предмет по описанию” | |
28.12 | Р | Рассматривание серии сюжетных картинок “Новогодний праздник” | Учить составлять связный, последовательный рассказ, используя план, предложенный воспитателем. | Чтение зимних стихов и сказок. |
Источник
Ф.И. ребенка: ___________
Обращённую речь понимает.
Полиморфное нарушение звукопроизношения – межзубный сигматизм (С, С᾿, З, З᾿, Ц), ротацизм (Р, Р᾿).
Слоговая структура сложных слов нарушена (перестановка, пропуск слогов).
Фонематический слух нарушен. Не может повторить ряд оппозиционных слогов близких по звучанию как простых, так и сложных по артикуляции.
Фонематические функции не сформированы. Путает понятия звук и слог. Не может определить последовательность и количество звуков в слове. Не способна придумать слово на заданный звук.
Словарный запас беден. В речи много аграмматизмов. Допускает множество ошибок в словоизменении (в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падеже, согласовании существительных и числительных) и словообразовании (образовании слов, относительных и притяжательных прилагательных).
Связная речь плохо сформирована. Испытывает трудности при составлении рассказа по серии сюжетных картин. Не может выложить картинки по смыслу. Составляет рассказ из 2-ух, 3-х предложений по наводящим вопросам. В рассказе присутствуют аграмматизмы.
Этапы работы | Направления работы | Коррекционно-речевые задачи | Рекомендованные игры и задания |
Подготовительный этап (октябрь) | Сенсорное развитие |
|
|
Развитие психических функций |
|
| |
Развитие мелкой моторики |
|
| |
Развитие общих речевых навыков |
|
| |
Основной этап | Коррекция звукопроизношения |
|
|
Работа над слоговой структурой слова (индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков) |
|
| |
Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте |
|
| |
Развитие словаря |
|
| |
Совершенствование грамматического строя речи |
| 1. Совершенствование умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в именительном падеже по всем изучаемым лексическим темам (заморозок – заморозки, гриб – грибы, береза – березы, яблоко – яблоки). 2. Закрепление умения образовывать и употреблять имена существительные единственного и множественного числа в косвенных падежах как в беспредложных конструкциях, так и в конструкциях с предлогами по всем изучаемым лексическим темам (дрозда, дрозду, дроздом, о дрозде; у конюшни, по конюшне, над конюшней, в конюшне; жуков, жукам, жуками, о жуках; у белок, по белкам, над белками, о белках).
5. Закрепление умения согласовывать прилагательные и числительные с существительными в роде, числе и падеже; подбирать однородные определения к существительным (косой заяц, голубая стрекоза, длинноногие журавли; быстрая, проворная, стремительная ласточка).
| |
Развитие связной речи | 1. Составлять простые распространённые предложения. 2. Обучать задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. 3. Обучать составлению описательных рассказов по лексическим темам. 4. Работать над диалогической речью (с использованием литературных произведений). 5. Обучать пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). |
5. Совершенствование навыка составления рассказов по серии картин и по картине по заданному или коллективно составленному плану. |
Источник
Дата заполнения ИОМ: 24. 09. 2020 г.
Состояние здоровья: ХХХХХХХ, 3 группа здоровья.
Выписка из заключения ПМПК: обучение по адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) Вариант I.
· Педагог – психолог: развитие познавательных процессов. Формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, исключения, обобщения. Профилактика и коррекция нарушений поведения и эмоционально – аффектной сферы.
· Учитель – логопед: обогащение словарного запаса и коррекция нарушения грамматического строя речи.
· Учитель – дефектолог: развитие познавательной активности.
Другие условия: наблюдение невролога, психиатра, педиатра.
· «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.
· Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн.для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
· «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» Нищева Н.В. и др.
· Здоровьесберегающие технологии.
· Логопедический массаж.
· Парадоксальная дыхательная гимнастика Стрельниковой А.Н.
· Релаксация.
· Динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Нищевой Н.В.)
· Пальчиковые игры.
· Зрительные траектории Базарного В.Ф.
· Песочная терапия.
· промежуточная диагностика, тестирование.
№ | Направление (вид) коррекционно-развивающей работы | Результаты логопедического обследования на данный период | Содержание коррекционной работы | Взаимодействие с педагогами, родителями | Характеристика динамики коррекционно-развивающей работы |
1 | Развитие общей моторики | Двигательно неловок, медлителен. Отмечаются трудности при выполнении упражнений на организацию движений. Отстает в темпе, ритме, переключаемости движений. | Упражнения на тренажере на коррекцию мелкой моторики. Логоритмические упражнение под музыку. Расслабляющий массаж языка. Мимическая гимнастика. Артикуляционная гимнастика (пассивная, пассивно – активная, активная). | Инструктор по ЛФК: уроки ЛФК, подвижные игры с текстом. Учитель: физминутки с речевым текстом, подвижные игры с текстом. Учитель физкультуры: упражнения на повышение уровня активации, упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса, упражнения для развития крупной моторики, формирования ощущения границ своего тела и его положения в пространстве. Воспитатель: упражнения для развития пространственных представлений, подвижные игры с текстом, комплекс утренней зарядки, отработка артикуляционных упражнений по рекомендации логопеда. Родители: комплекс утренней зарядки, подвижные игры с текстом, отработка артикуляционных упражнений по рекомендации логопеда. | |
2 | Развитие произвольной моторики пальцев рук | Недостаточно развита моторика мелких мышц рук. Испытывает трудности при овладении графическими навыками. Наблюдается замедленный темп письма. | Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук – массаж, пальчиковая гимнастика. | Учитель: пальчиковая гимнастика, изодеятельность, пластинотерапия. Учитель физкультуры: игры с мячом, упражнения для рук, кистей. Воспитатель: упражнения с мячом, для рук и кистей, пальчиковая гимнастика, Рисование или раскрашивание картинок. Изготовление поделок из бумаги, природного материала, конструирование, Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков, Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков. Всасывание пипеткой воды, Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества. Родители: пальчиковая гимнастика, обводка и штриховка в альбоме по лексическим темам. Переборка круп, игры в мяч, с кубиками, мозаикой. Нанизывание бус и пуговиц. Плетение косичек из ниток, венков из цветов. Все виды ручного творчества. | |
3 | Фонематический слух и звукобуквенный анализ | Фонематический слух недостаточно сформирован. | Закреплять умение различать неречевые звуки и их направление: постукивание, похлопывание, шуршание бумаги, скрип двери, звуки бубна, металлофона и т п. Подготовка к усвоению звуко-слогового ряда путем уточнения пространственно временных представлений. Дифференциация существительных, отличающихся несколькими звуками, сходных по звуко-слоговой структуре (аналогично) осел-козел; ослик – козлик; газон – вагон и т п. Тренировать умение удерживать в памяти и воспроизводить звуко-слоговой ряд из 3-4 элементов. Формировать умение выделять элементы ритмического рисунка ударением. Развитие интонационной выразительности. Формирование слоговой структуры слова. | Учитель, воспитатель: Игры и упражнения на узнавание и выделение звука. Воспроизведение звуковых рядов в определённой последовательности. Показ образца выполнения задания, характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам. Использование символов звуков, схемы характеристики звука, утрированное произношение нужного звука в слове, зрительный контроль артикуляции звука. Родители: повторять звуки, слога и простые слова. При необходимости использовать упражнения, сопровождающиеся игровыми действиями. | |
4 | Понимание речи | Речь окружающих понимает в пределах уровня интеллекта. Нуждается в неоднократном повторении задания. С опозданием реагирует на обращение учителя. | Закреплять умение вслушиваться в речь взрослых, находить пропущенный элемент в автоматизированном речевом ряду. Развивать умение внимательно вслушиваться в речь взрослого, распознавать правильное и неправильное употребление падежных окончаний существительных; различение на слух правильного и неправильного употребления личных окончаний глаголов; правильное и неправильное употребление времен глаголов; родовых окончаний прилагательных; понимание лексико-грамматических конструкций; закреплять умение отвечать на вопросы. Развивать внимание к слову, к более точному пониманию его значения. Решение логических задач. Развитие слухового внимания и логического мышления. | Учитель, воспитатель: учить выполнять действия по словесной инструкции, выполнять задания по речевой инструкции, включающие 1,2,3 действия. Задания по речевой инструкции, включающие пространственные отношения между предметами. Родитель: закреплять знания по словесной инструкции, выполнять рекомендации учителя и логопеда. | |
5 | Звукопроизношение | Имеются недостатки произношения. | Дифференциация и автоматизация свистящих – шипящих звуков, звук. Логопедические упражнения (развитие подвижности артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры, обучение самомассажу о, а.). Нормализация голоса и речевого дыхания. Постановка переднеязычных, автоматизация изолированно, в слогах, словах. Постановка свистящих автоматизация изолированно, в слогах, словах; дифференциация свистящих; подготовительные упражнения для постановки шипящих; дифференциация согласных по звонкости-глухости. | Учитель, воспитатель: закрепление навыка правильного произношения звуков в самостоятельной речи в различных коммуникативных ситуациях. Учитывать структуру речевого дефекта и в соответствии с этим подбирать доступный материал, использовать наглядность, игровые приемы. Давать упражнения на развитие фонематического слуха Родитель: следить за правильным произношением звуков. | |
6 | Состояние грамматического строя речи. | Грамматический строй сформирован недостаточно. Допускает ошибки в предложениях простых синтаксических конструкций; встречаются несогласования слов во фразе, аграмматизмы; не всегда правильно употребляет предлоги; падежи; имеются ошибки при преобразовании им сущ. во мн. ч.; ошибки в согласовании прилагательных и существительных в косвенных падежах. | Учить дифференцировать действия, выраженные глаголами ед. и мн. числа (плывет – плывут); действия, выраженные глаголами прошедшего времени ед. числа муж и жен рода (Валя пел – Валя пела, Валя мыл – Валя мыла) и т п. Падежные притяжательные местоимения, глаголы, обозначающие голосовые реакции животных. Усвоение уменьшительно-ласкательной формы слова. Активизация использования простых форм предлогов. Продолжать работу по обучению изменению слов по падежам, согласование существительных и прилагательных в роде, числе. Активизация использования простых предлогов, подведение к употреблению падежных форм. Обучение разным способам словообразования (названия животных, посуды: заяц – зайчата; сахар – сахарница). Упражнять в назывании предмета, его признаков, подводить к его описанию. Учить отвечать на вопросы, не повторяя структуры вопроса. Обучение последовательному рассказу. Развивать умение строить разные типы предложений, используя картинки. | Учитель, воспитатель: учить произносить элементарные фразы, обращая внимание на окончание слов, учить согласовывать существительное с глаголом и прилагательным, учить использовать существительные в различных падежах. Выполнение инструкций и их оречевление. Использование схем предлогов (по Ткаченко). Сюжетно-дидактическая игра. Инсценировки сказок и стихотворений-диалогов. Игры-инсценировки. Родитель: Выполнение инструкций и их оречевление. Сюжетно-дидактическая игра. Инсценировки сказок и стихотворений-диалогов. Игры-инсценировки. | |
7 | Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря | Словарный запас ограничен пониманием обиходно-бытовой тематики. | Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря. Упражнения по формированию словоизменения. Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса. | Учитель, воспитатель: расширение словарного запаса через уроки: домоводство, основы социального мира, человек, режимные моменты. Родители: расширение словарного запаса через выполнение логопедического задания; беседы. | |
8 | Развитие связной речи | Наблюдается недостаточное развитие связной речи. В пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых звеньев. Нарушение последовательности событий. При ответах пользуется фразой несложной конструкции; Самостоятельно высказаться затрудняется. Устная форма речи недостаточно сформирована. | Беседа с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов Чтение рассказов или сказок занятия по пересказу, беседа (диалог) по различным темам о книгах, фильмах, экскурсиях и т.д. Обучение рассказыванию по картинкам, обучение рассказу – описанию, рассказывание с элементами творчества. Игры, повышающие мотивацию и моделирующие речевую ситуацию «Напишем письмо», «Телерепортаж» Игры, способствующие восприятию картины, серии картин «Назовите все предметы, которые находятся справа, слева», «Назовите все предметы зеленого цвета» Игры на развитие неречевых психических функций, способствующих построению логических связей «Что было раньше – позже», «Подходит ли предложение к картине (рассказу)» Игры на развитие ОНР. Чистоговорки. Игры на интонационную выразительность речи. Игры на развитие лексикограмматических категорий: «Скажи какой, какая, какое», «Подбери слово-действие», «Слова перепутались». | Учитель, воспитатель: предъявлять прог |