Марионетка в развитии ребенка

Марионетки в художественно-эстетическом развитии
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.
Одной из наглядных форм художественного отражения жизни, основанной на восприятии окружающего мира через образы, является театрализованная деятельность.
Благодаря театру ребёнок познает мир не только умом, но и сердцем, и выражает свое собственное отношение к окружающему миру.
Целью нашего проекта является изучение влияния марионеток на всестороннее развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста, в частности на художественно-эстетическое развитие.
Кукольный театр! Когда дети слышат эти слова, в их глазах загораются озорные искорки, слышится весёлый смех, и детское сердце переполняется радостью, предвкушением чуда. Ведь «ожившая» кукла в руках кукловода – это действительно маленькое чудо, которое происходит на наших глазах. Несмотря на нити, глядя на марионетку всегда создается ощущение чуда. Именно чудо дает толчок развития художественно -эстетического вкуса и мировоззрения ребенка.
Театр марионеток никого не может оставить равнодушным, будь то малыш или взрослый.
Когда воспитатель или родитель общается с ребёнком с помощью куклы-марионетки, детское сердце, как губка, впитывает каждое слово. Ребёнок верит «ожившей» игрушке, начинает общаться с ней и стремится сделать то, что кукла его «просит». Поэтому кукла в руках педагогов может стать незаменимым помощником в деле воспитания и обучения детей.
Театрализованная деятельность будет способствовать развитию детской изобразительной деятельности в самых разных ее проявлениях.
Работая с куклой, говоря за нее, разглядывая её, ребенок по-иному относится к окружающей действительности и к самому себе.
В своей работе мы используем куклы -марионетки на занятиях художественно-изобразительной деятельностью.
Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус, эстетическая оценка к предметам русского декоративно-прикладного искусства. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные.
В преддверии праздника «Масленицы» ребятам было предложено изготовление куклы -марионетки «Барыни -Масленицы».
Цель: научить выполнять народную обрядовую куклу-марионетку из бумаги.
Задачи:
Познакомить детей с русскими обрядами и традициями, связанными с праздником Масленицы
воспитывать интерес и уважение к культурному наследию России.
содействовать развитию эстетического восприятия образца народной игрушки.
развивать навыки работы с различными материалами.
обогащать творческий потенциал воспитанников.
Предварительно дети познакомились с историей праздника, его обычаями и традициями, а также рассмотрели различные варианты обрядовых кукол. Затем приступили к изготовлению собственной куклы-марионетки. Каждый ребенок вложил в свою куколку фантазию, образное мышление и творческое воображение.
Ребята не просто изготовили кукол, а оживили их с помощью деревянной конструкции. Каждый смог представить свою куклу, рассказать о ней и, конечно, пообщаться с помощью марионетки с другими детьми.
В формировании художественно-эстетического вкуса у детей большая роль принадлежит обучению. На занятиях мы знакомим дошкольников с классическими произведениями детской литературы, музыки, живописи. Дети учатся узнавать, любить доступные их возрасту истинные произведения искусства.
Для лучшего понимания и восприятия литературных и музыкальных произведений, с целью обогащения эмоциональной сферы ребёнка, развития чувств, глубоких переживаний и открытий, приобщения его к духовным ценностям мы в своей работе используем кукол-марионеток .
Ребята старшего дошкольного возраста могут самостоятельно показать сказку для детей младшего возраста , выбрав в качестве основных героев кукол-марионеток.
Показ сказки «Лиса и заяц»
Цель: Развивать творческие способности детей и способствовать желанию воспитанников выражать свои эмоции и чувства публично.
Задачи:
Обогащать эмоциональную сферу детей;
Развивать воображение и фантазию;
Познакомить детей с куклами – марионетками, объяснить приёмы
управлениями ими;
Побудить к поиску выразительных особенностей кукол, развивать умение управлять ими при создании импровизаций;
Обогащать и активизировать словарь детей, закреплять правильное произношение всех звуков;
Учить передавать различные эмоциональные состояния персонажей выразительной речью.
На музыкальных занятиях ребята также управляют ловко куклой-марионеткой, поют музыкальные произведения от лица сказочных персонажей и выполняют движения куклой -марионеткой под музыку.
Музыкальная сказка «Жил да был король»
Цель : развитие эмоционально-нравственной сферы старших дошкольников посредством различных видов музыкальной и театрализованной деятельности.
Задачи:
Учить детей передавать характер музыки через движения с помощью марионеток;
Учить детей в музыкальной игре передавать характер сказочных героев;
Развивать у детей доброжелательное отношение к окружающим, стремление понимать других людей и себя;
Развивать навыки сотрудничества, эмоциональную отзывчивость ;
Воспитывать эстетический вкус.
На занятиях изобразительной деятельностью также возможно использование кукол- марионеток как демонстрационно-наглядный материал, как сказочных персонажей, которые в непринужденной форме знакомят детей с новым видом деятельности.
Рисование «Животные жарких стран»
Цель: Закреплять умение рисовать животных жарких стран: Продолжить развивать воображение, творчество, интерес к природе и животным жарких стран.
Задачи:
Развивать эстетическое восприятие, воображение, умение создавать в рисунке выразительный образ, используя нетрадиционные техники рисования: пальчиковая живопись, рисование ладошкой.
Развивать театрализованную деятельность через игру с куклами-марионетками;
Продолжать знакомить с искусством графического изображения. Закрепить понятие «художник-анималист».
Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способствовать вносить в композицию дополнения, соответствующие заданной теме.
Уточнять представления воспитанников о животных жарких стран.
Активизировать словарь по теме «Животные жарких стран»
Воспитывать чувство взаимопомощи и сопереживания, желание прийти на помощь.
Таким образом, с помощью театра марионеток можно привить ребенку любовь к творчеству и миру искусства, воспитать художественно-эстетический вкус и мировоззрение, укрепить его веру в собственные силы, а так же развить творческие способности.
Источник
“Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дергать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой”.
(Хун Цзычен “Афоризмы старого Китая”)
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах.
Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, по мнению В.С.Мухиной (7,8), куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Она пишет: “Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве не обязательно “дочка” или “сыночек”, она – партнер в общении во всех его проявлениях”. Роль куклы видится в диалоге, в котором происходит “замена” реального контакта с человеком, опосредованным через куклу, а иногда сама кукла выступает в роли персонифицированного персонажа или субъекта. Такой подход раскрывает значимость эмоциональных контактов для детей и показывает огромную роль кукол в развитии эмоциональной сферы личности ребенка.
В других работах определяется значение кукол в становлении психосексуальной идентичности мальчиков и девочек, выявляется психологический смысл игровой коррекции.
Для современного ребенка кукла – прежде всего милая игрушка, которую можно превратить в некоего символического партнера для игры. Взрослый учит ребенка воспринимать куклу как объект для эмоционального общения. Играя с куклой, малыш учится рефлексии, эмоциональному отождествлению. Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок отделяет игру от реальности, но при этом использует предметы и ситуации из реального мира для того, чтобы создать свой собственный мир, в котором он мог бы повторить приятные переживания по своей воле, мог бы устанавливать и изменять события тем путем, который ему наиболее приятен. Ребенок хочет быть взрослым и делать то, что делают они. В игре это возможно. По воле ребенка, с помощью его воображения кукла “ведет себя” так, как это нужно в данный момент хозяину. Вероятно, значительная часть игры является проекцией.
Обращение и чувства, проявляемые к куклам, согласно Холлу, во многом отличаются от обращения и чувств, направленных на реальных детей. Тем не менее, в кукол вкладываются чувства, обычно наиболее присущие ребенку. Причем куклы не используются только для одного вида игры. Они могут служить “опорами” для образной игры, выступать в качестве реалистических внешних атрибутов в подражательной игре, быть в качестве манекенов, на которые ребенок проецирует свои чувства, или привычными успокаивающими предметами для испуганного ребенка. Погружая куклу в воду или бросая ее об стенку, ребенок выражает свое чувство ревности, не причиняя вреда новорожденному брату. Повторение снижает уровень возбуждения, таким образом в игре преодолеваются беспокоящие события.
На психологическом уровне куклы во многом способствуют и помогают направлять и корректировать личностно-ориентированное развитие, избавляя ребенка от стресса, фобий.
Четкого определения куклотерапии пока нет. Разные авторы относят куклотерапию либо к арт-терапии (Г.Денисова, г. Ульяновск; Л.Лебедева), либо к игротерапии (А.Тащева, С.Гриднева, г. Ростов-на-Дону), либо выделяет отдельно. Нам кажется уместным на данный момент отнести куклотерапию в область арт-терапии, использующей искусство для психотерапевтических и лечебных целей. Чем же куклотерапия отличается от простой игры с куклами? Ответ будет аналогичен ответу на вопрос: “Чем арттерапия отличается от рисования?” А.И.Копытин (6) указывает признаки, по которым можно отличить арттерапию от обычного использования рисунка):
- Цель занятий – выражение содержаний своего внутреннего мира с помощью разнообразных изобразительных материалов.
- Изобразительная работа протекает в определенных условиях: необходимо создать на занятиях атмосферу безопасности.
- Работа протекает в присутствии специалиста.
Анализ имеющихся у нас сведений по использованию кукол позволяет определить
1) виды кукол, чаще всего применяемые в терапии;
2) круг проблем, при решении которых эффективно использование куклотерапии.
Итак, виды кукол, применяемые в куклотерапии.
- Куклы – “беби”.
- Пальчиковые куклы.
- Петрушечные куклы.
- Куклы – марионетки.
- Теневые куклы.
- Куклы-рукавички (тряпичная кукла с пришитой на спине рукавичкой – держателем. Она необходима для того, чтобы ребенок, не имеющий возможности фиксировать кисть руки, мог легко держать куклу).
- “Я – кукла” (ее размер приблизительно равен росту ребенка. Кукла сконструирована таким образом, что руки ребенка становятся ее руками, а ноги ребенка одеваются в тапочки куклы. Дополнительное крепление – подвязка на талии ребенка).
Круг проблем, при решении которых эффективно использование куклотерапии.
- Психодиагностика: конкретизация проблемы.
- Развитие самоконтроля.
- Приобретение важных социальных навыков, опыта социального взаимодействия.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Развитие самосознания.
- Развитие эмоциональной и моторной адекватности.
- Разрешение внутренних конфликтов.
- Профилактика и коррекция страхов.
- Развитие речи.
- Поиск внутренних механизмов сопротивления болезни.
- “Отыгрывание” болезни.
Обратим внимание на кукол-марионеток. С древнейших времен в языках многих народов мира существовало сравнение жизни человека с марионеткой, которую дергают за ниточку. Тема марионетки, нитей, которые приводят ее в движение, и, наконец, тема человеческой воли, которая руководит этим движением, постоянны не только в античной, но и в средневековой философии.
Человек управляет марионеткой и по отношению к ней являет собой наглядное воплощение метафоры “Я всемогущ и могу сделать все, надо только захотеть”. Дети легче воспринимают метафоричность и символизм условности, поэтому у них не возникает желания делать то огромное количество мелочей, которое необходимо взрослому.
Терапевтичная метафора, возникающая при работе с марионеткой: дело совсем не в том, из чего ты сделан, красив ты или не очень с точки зрения других людей – важно, что ты есть, что ты уникален и неповторим, что были, есть и будут люди красивее, умнее, талантливее, но таких, как ты, нет, не было и не будет. (5)
В психотерапевтической работе можно использовать кукол, изготовленных промышленным способом, а можно предложить сделать куклу клиенту. Многие куклотерапевты (Т.Зинкевич-Евстигнеева, Л.Лебедева, Г.Тимошенко и др.) предпочитают второй путь. Почему? Ответ, на наш взгляд, очевиден. Кукла, изготовленная своими руками, становится “родной”, процессы идентификации и проецирования проходят глубже, ярче, полнее. Любое изготовление куклы – своего рода медитация. По нашим наблюдениям, уже в процессе шитья куклы происходит изменение личности: к примеру, Женя Ч. часто чувствовал себя удрученным, плакал, скучал по родителям. В процессе шитья куклы настроение мальчика менялось, а когда куклы “знакомились”, Женя, видимо забыв, что его кукла – царевна Несмеяна, сказал, смеясь: “Я впервые засмеялся, у меня хорошее настроение!” Кроме того, у детей развивается мелкая моторика руки, воображение, способность тонко чувствовать другого и происходящее вокруг, развивается способность к концентрации внимания.
Все психологи, работающие с куклами, указывают на “включение” механизмов проекции, идентификации или замещения, что и позволяет добиться определенных результатов.
Приверженцы юнгианского подхода связывают воздействие художественной экспрессии с реализацией самоисцеляющих возможностей психики. (6) Кукла – это образ человека “в миниатюре”, существующий с первобытных времен; становится возможным принять куклу как носитель архетипа. Т.Колошина считает (5), что ближе всего к искомому архетип “Персона” (он же “Маска”). Кукла сама по себе есть попытка изобразить человека “в миниатюре”, – но не настоящего, истинного (чему, по ее же мнению, соответствовал бы архетип “Самость”), а его образ, т.е. то, что видно глазами. Маска как персонаж обрядового действия может восприниматься тождественной архетипу “Маски”. Тогда становится возможным принять, что марионетка тождественна “Тени”. (“Тень” – это то, что только сам человек не хочет в себе видеть и признавать). На пути к постижению в человеческой истории собственной “Самости” возникают куклы-маски (“верховые” куклы) и куклы-тени (марионетки, которых в театре принято именовать “низовыми”). Колошина предполагает, что, работая с марионеткой, создавая, оживляя и одушевляя ее, человек, сам того не ведая, работает со своей Тенью и ее проекциями в реальной психологической жизни.
Представители гуманистической терапии обосновывают воздействие художественной экспрессии самоактуализацией.
Приверженцы данного подхода предполагают, что в основе человеческой природы лежит склонность к самореализации или стремление к самовыражению на протяжении всей жизни через совершаемые человеком выборы. Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного “Я”, будет эволюционировать в соответствии с возникающими перед ним ситуациями и его собственными действиями; оно фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Роджерс называет эту систему представлений “реальным Я”.
Человек, кроме того, склонен представлять себя и в идеальном образе – видеть себя тем, чем ему хотелось бы стать в результате реализации своих возможностей (“идеальное Я”). К этому “идеальному Я” и стремится “Я реальное”. Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия между “реальным Я” человека и его чувствами, мыслями и поведением, что позволяет ему приблизиться к своему “идеальному Я”, а именно в этом суть актуализации. (2)
Если рассматривать работу с куклами с позиций гуманистического подхода, то тогда кукла представляется средством, помогающим “Я реальному” приблизиться к “Я идеальному”: кукла, на наш взгляд, может отражать “Я реальное”, и тогда с ее помощью можно более безболезненно получить различный опыт общения. Если кукла станет выражением “Я идеального”, то возможна коррекция этого образа или приближение к нему. В своей работе мы используем куклу как средство, позволяющее “Я реальному” “набраться опыта”, пополнить “банк жизненных ситуаций”. (3) Этому соответствует и используемый нами феноменологический подход (в работе используется только тот материал, который представляет сам ребенок).
С целью активизации личностных ресурсов, обеспечивающих стрессоустойчивость, на базе лечебно-оздоровительного комплекса была создана программа занятий с детьми 13 – 14 лет с использованием кукол-марионеток. Программа предполагает не менее 9 – 10 встреч, в рамках которых решаются следующие задачи:
уточнение образа “Я”
активизация навыков рефлексии
снижение уровня тревожности
формирование позитивного самоотношения
повышение самооценки способности преодолевать трудности.
День 1. “Обложка для моей книги”.
Задачи:
– знакомство детей друг с другом
– проявление детьми интереса друг к другу.
Здесь возможно использовать любые игры на знакомство. Мы используем визуализацию “Если бы я был книгой…”, которая и дала название первому дню.
День 2. “Мой герой – знакомый и незнакомый”.
Задачи:
– проявление детьми интереса друг к другу
– проявление интереса детьми к себе
– уточнение детьми образа “Я”
Центральное место занимает выбор детьми героя своей будущей истории, который возможен с использованием двух путей: через визуализацию и через анализ своих достоинств и недостатков. (1,4)
Дни 3, 4, 5. “Мастерская старого кукольника”.
Задачи:
– воплощение образа “Я” в кукле
– получение опыта преодоления препятствий (при изготовлении куклы)
– формирование позитивного самоотношения
Эти дни отводятся на изготовление куклы-марионетки по технологии, описанной у Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой.
День 6. “С днем рождения!”.
Задачи:
– уточнение образа “Я”
– формирование позитивного самоотношения
– актуализация внутренних ресурсов.
На занятии объявляется о том, что сегодня у кукол день рождения, а в этот день принято дарить подарки. Ребятам предлагается подумать о том, что бы они подарили своим героям. “Такой день всегда важен. В день рождения имениннику принято дарить подарки. Пусть сегодня это будут такие подарки, которые помогут герою измениться, почувствовать себя любимым, нужным, сильным и уверенным, пусть это будут подарки, которые по-настоящему нужны ему и ценны для него”. (Напомним, что волшебный помощник, будь то сапоги-скороходы, щука или что-то другое, – отображает внутренний ресурс человека). Ребята придумывают и изготавливают подарки своим героям.
День 7. “Волшебные истории”.
Задачи:
– обсуждение типов трудных ситуаций
– использование внутренних ресурсов для преодоления трудностей
День 8. “Я – волшебник”.
Задачи:
– получение опыта преодоления препятствий
– расширение репертуара способов преодоления трудностей
– закрепление позитивного самоотношения
Ребята готовят мини-сцены и показывают кукольные спектакли по сочиненным историям. (Достаточно большое количество спектаклей обеспечивает поступление большего количества информации в “банк жизненных ситуаций”).
При обсуждении спектаклей ребята могут предлагать другие способы преодоления препятствий, которые могут быть тут же проиграны участниками спектакля. Примерный перечень обсуждаемых вопросов:
- Что является основной трудностью для героев?
- Какие чувства испытывают герои до появления трудностей, во время них и после того, как они с трудностями справились?
- Что помогло героям справиться с трудностями?
- Что в характере героев помогло им преодолеть препятствия?
- Какие способы они используют для того, чтобы преодолеть трудности?
- Могут ли они и в следующий раз воспользоваться этими способами?
- Могут ли герои использовать способы преодоления трудностей, которыми пользуются другие? (Мы полагаем, что здесь происходит разотождествление ребенка с героем за счет того, что ребенок понимает: любой герой может использовать любые способы преодоления трудностей, даже нетипичные для данного героя).
- Какой из способов вам на сегодня нравится больше?
День 9. “Последняя страница”.
Задачи:
– закрепление позитивного самоотношения
Здесь мы вместе с ребятами обсуждаем итоги занятий.
Кукол-марионеток возможно использовать по их прямому назначению: в театре кукол. Правда, театр этот будет не обычным, а своего рода лечебным. Подобный опыт уже имеется в г. Краснодаре (информация почерпнута в сети Internet). В отличие от коллег, сценарии для наших спектаклей пишут сами дети. Спектакли пока небольшие, что обусловлено достаточно коротким временем пребывания детей в нашем санатории. Но верится, что опыт, полученный при подготовке спектакля и в ходе него, будет для ребят полезным.
Используемая литература.
- Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку, М, изд-во “Ось-89”, 2001.
- Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т.2 М, “мир”, 1992
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии, СПб, ООО “Речь”, 2000
- Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Антистрессовый сеанс “Дар”, СПб, 2001
- Колошина Т.Ю., Тимошенко Г.В. Марионетки в психотерапии, М, Изд-во института Психотерапии, 2001
- Копытин А.И. Системная арт-терапия, СПб, “Питер”, 2001г.
- Мухина В.С. “Игрушка как средство психического развития ребенка”, “Вопросы психологии”, №2, 1988г.
- Мухина В. “Дети и куклы: таинство взаимодействия”, “Народное образование”, №5, 1997г.
- Психология: словарь. Под общ. ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского, М, “Политиздат”, 1990
Источник