Манипулирование получает главную роль в развитии деятельности ребенка
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Возникновение и развитие манипулятивных действий с предметом знаменует окончание первой половины младенчества и возникновение нового отношения ребенка к миру и нового типа ведущей деятельности.
Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка.
Манипуляторный характер действий (от лат. manipulus – горсть, пригоршня; manus – рука) – осуществление разнообразных движений руками с предметом, его ощупывание, вращение, перекладывание, встряхивание, бросание и т.д.
В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах – он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Собственный арсенал предметных действий в этом возрасте невелик. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от свойств предметов и их назначения, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую.
Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, она как бы тянется к предмету наугад. В дальнейшем, на 5-7-м месяце жизни, происходит дальнейшее совершенствование хватания. Во-первых, движения руки становятся все более точными, направленными на цель; во-вторых, рука как бы раскрывается (ручки новорожденного плотно сжаты в кулачок), появляется противопоставление большого пальца всем остальным, расположение пальцев все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок: мячик берется растопыренными пальцами, шнурок – кончиками пальцев и пр. Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предметов) вызывают тот или иной результат – приближение или удаление игрушки, бренчание погремушки, писк резиновых пупсиков и пр. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить – трясти погремушку, стучать палкой по прутьям кроватки, пищать «пищалками», выбрасывать игрушки из кровати и пр. Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат, на изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметом.
Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия – постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр. Направленность на результат в таких действиях достаточно очевидна – результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку – включить или выключить свет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.
С помощью взрослого возможности действия младенца существенно расширяются: взрослый может показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Он показывает, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и пр. Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующего периода.
Развитие познавательной активности во втором полугодии
В возрасте 7-10 месяцев ребенок овладевает достаточно тонкий моторикой, а зрительно-моторная координация достигает высокого уровня развития. Ребенок уже может открывать и закрывать крышку коробки, вкладывать шарик в полый кубик, доставать один интересный предмет с помощью другого.
С разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и пр. – младенец знакомится в процессе манипулирования. Изменение положения пальцев в то время, как рука ребенка тянется к предмету, может служить хорошим показателем ориентировки в форме и величине. Предмет как бы «учит» руку подстраиваться под его свойства, а глаз «учится» у руки. Это явление координирования движений под контролем зрения называется зрительно-моторной координацией. К 10-11-му месяцу это «обучение» приводит к тому, что, посмотрев на предмет, ребенок складывает свои пальцы в соответствии с его формой и величиной.. Складывается зрительное восприятие формы и величины. Манипулирование предметами приводит к открытию в предметах все новых свойств, которые вызываются совершаемыми действиями или обнаруживаются в них. Это такие свойства, как перемещение, падение, звучание, мягкость или твердость, сжимаемость, устойчивость и пр. Переход к манипулированию двумя предметами открывает новые свойства – расчленяемость на части, нахождение одного предмета в, на, над или под другим.
Все эти свойства ребенок «знает» лишь в тот момент, когда он действует; как только прекращается действие, исчезает и «знание».
К 8-9 месяцам малыша начинают привлекать не только действия и их результаты, но и свойства предметов, благодаря которым эти результаты становятся возможными. Об этом говорит изменение отношения к незнакомым предметам. Новизна привлекает ребенка на протяжении всего первого года, но до известного момента новый предмет – это только новый материал для известных и привычных манипуляций. Появление интереса к свойствам предмета выражается в том, что прежде, чем начать действовать с незнакомым предметом, ребенок ориентируется в его свойствах, как бы исследует его: ощупывает его поверхность, переворачивает, медленно двигает и лишь после такого обследования применяет привычное манипулирование, причем не механически, а как бы выясняя, на что этот предмет пригоден.
Наиболее явно внимание ребенка к свойствам предмета обнаруживается к концу года, когда он пытается применить усвоенные действия к разнообразным предметам, имеющим разные свойства (толкает палочкой шарик, колесико, мячик).
Постепенно за меняющимися впечатлениями предмет начинает выступать для ребенка как нечто постоянно существующее, имеющее неизменные (инвариантные) свойства. В 8-9 месяцев дети уже понимают, что предметы, исчезнувшие из поля их зрения, не дерестали существовать, а просто находятся в другом месте; они уже настойчиво ищут спрятанные предметы, и такая игра становится любимой забавой малышей. Примерно к этому же возрасту дети начинают узнавать предметы, независимо от их положения в пространстве, и правильно определяют величину предметов, независимо от расстояния до них. Таким образом складываются представления об устойчивости, инвариантности свойств предметов. Получаемые при манипулировании впечатления складываются в образы восприятия, которые являются основой для элементарных форм мышления.
Следует подчеркнуть, что познавательная активность и исследовательская деятельность ребенка во многом определяются его отношениями с близкими взрослыми.
В работе С. Ю. Мещеряковой (1982 г.) изучалось влияние аффективно-личностных связей на характер исследовательской деятельности детей в конце первого года жизни в незнакомой ситуации. В этой работе участвовали две группы детей – младенцы из семьи и из дома ребенка. Поведение детей наблюдалось в двух эксперт ментальных ситуациях – положительного и отрицательного эмоциогенного характера (в «отрицательной» ситуации ребенку показывали незнакомую и пугающую его заводную игрушку). В каждой ситуации ребенок сначала находился без близкого взрослого, а затем – в его присутствии (для семейных детей близким взрослым была мать, а для детей из дома ребенка – ухаживающая за ними медсестра). Эти эксперименты выявили значительные различия между группами семейных детей и воспитанников дома ребенка в обеих ситуациях. В положительной эмоциогенной ситуации приход близкого взрослого значительно повышал игровую активность детей, они старались привлечь матерей к игре, поделиться с ними своими впечатлениями. Воспитанники дома ребенка почти не проявляли никакой инициативы в общении с медсестрой, они, напротив, ожидали ее активных действий.
В отрицательной эмоциогенной ситуации различия были еще заметнее. Появление матерей в этой ситуации радикально меняло поведение семейных детей: они переставали бояться пугающего предмета и обращались к матерям за эмоциональной поддержкой, а получив ее, начинали смело обследовать «страшную» игрушку. Присутствие матери стимулировало познавательный интерес и исследовательскую активность. Появление и присутствие медсестры не вносило существенных изменений в поведение детей из дома ребенка. Они лишь прятались за нее, пытаясь защититься от пугающего предмета, но не разворачивали никакой исследовательской или коммуникативной активности. Отсутствие у них аффективных связей со взрослым ослабляло интерес к внешнему миру и снижало познавательную активность.
После 10 месяцев игры с предметами приобретают дифференцированный, функциональный характер: куклу укачивает, расческой «расчесываются», машину катают. Таким образом, многие действия ребенка после 10 месяцев становятся преднамеренными. Функциональный характер действий – это воспроизведение в структуре действий функциональных свойств предмета, например, характерных для него движений или действий, связанных с его использованием.
В возрасте 12 месяцев тонкая моторика становится еще более совершенной – у ребенка появляется способность подбирать мелкие предметы и рассматривать их, зажимая между двумя пальцами, большим и указательным. Так как в этом же возрасте н дети начинают самостоятельно ходить, то они уже могут включать электроприборы, открывать дверцы и окна, забираться в шкафы, засовывать мелкие предметы в щели и розетки. Это может, безусловно, в некоторых случаях оказаться опасным, однако следует учитывать, что чрезмерное ограничение активности и любознательности ребенка может привести к торможению развития его самостоятельности во взаимодействии с окружающим миром.
Таким образом, под влиянием общения со взрослым к концу младенчества у нормально развивающегося ребенка начинают складываться познавательная активность и первоначальные представления об окружающем мире, которые составляют необходимую предпосылку для усвоения разных форм общественного опыта.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Источник
- Важнейшее достижение первого полугодия
- Совершенствование хватательных движений
Важнейшее достижение первого полугодия – овладение схватыванием предметов – кладет начало новой, манипулятивной деятельности. Со второго полугодия эта деятельность становится главной для ребенка и выдвигается на положение ведущей, поскольку именно в ней происходит развитие всех сторон психики ребенка.
В этом возрасте основные интересы малыша сосредоточены на предметах – он стремится схватить и потрогать окружающие предметы. Собственный арсенал предметных действий в этом возрасте невелик. Всеми предметами малыш действует одинаково: трогает, ощупывает, бросает, трясет, кладет себе в рот и пр. Поскольку эти действия не зависят от свойств предметов и их назначения, их называют неспецифическими. Примитивность и однообразие этих действий не позволяют ребенку раскрыть всех свойств предметов, поэтому его интерес к конкретной вещи быстро иссякает и переключается на новую.
Вместе с тем на протяжении второго полугодия происходит интенсивное развитие хватательных движений и манипулятивных действий младенца. Сначала все предметы ребенок пытается схватить одинаково, прижимая пальцы к ладони. Рука, протягиваемая к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, она как бы тянется к предмету наугад. На 5-7 месяце жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания. Во-первых, движения руки становятся все более точными, направленными на цель; во-вторых, рука раскрывается (ручки новорожденного плотно сжаты в кулачок), появляется противопоставление большого пальца всем остальным, расположение пальцев все больше зависит от того, какой предмет берет ребенок: мячик берется растопыренными пальцами, шнурок – кончиками пальцев и пр.
Совершенствование хватательных движений приводит к усложнению манипулятивных действий. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предметов) вызывают тот или иной результат – приближение или удаление игрушки, бренчание погремушки, писк резиновых пупсиков и пр. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить – трясти погремушки, стучать палкой по прутьям кроватки, пищать «пищалками», выбрасывать игрушки из кровати и пр. Во втором полугодии ярко проявляется направленность на результат, на те изменения, которые возникают при действиях ребенка с предметом.
Не нашли что искали?
Преподаватели спешат на помощь
Дальнейшее развитие манипуляций состоит в том, что младенец начинает действовать не с одним, а одновременно с двумя предметами. Простейший пример такого действия – постукивание двумя погремушками. Малыш стремится приблизить один предмет к другому, всунуть или вложить один предмет в другой, положить, поставить или нанизать один на другой и пр. Направленность на результат в таких действиях достаточно очевидна – результатом становится попадание предмета в определенное место или приведение двух предметов в определенное взаимное положение.
К концу года дети замечают не только прямые, но и косвенные результаты своих действий – они понимают, что, потянув за веревочку, можно притянуть к себе привязанный к ней предмет, нажав на кнопку, можно включить или выключить свет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора, включая и выключая его. Все эти действия приносят детям огромное удовольствие, и они стремятся многократно воспроизводить их.
С помощью взрослых возможности действия младенца существенно расширяются: родители (или воспитатели) могут показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним. Они показывают, что мячик можно катать, кольцо пирамидки надевать на стержень, волчок крутить и пр. Подражая взрослым, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он осваивает к концу года. Появление специфических действий в репертуаре ребенка свидетельствует о начале новой, предметной деятельности, характерной для следующе го периода.
Источник
Развитие у малыша хватания и манипулирования. На 3-м месяце жизни младенец, хаотично водя рукой по одеялу, вдруг хватает ее край, случайно коснувшись игрушки, сжимает ее пальцами. В это время ребенок начинает будто ощупывать одной рукой другую.
8-4-месячный малыш может долго сосредоточенно играть игрушками, которые висят над его грудью: он то натыкается на них руками и следит, как они колышутся, то хватает и некоторое время удерживает их. Пытается удержать вложенный в руку предмет.
Вскоре начинает и сам тянуться к игрушке, которая висит. В 4,5-5 месяцев дети свободно достают, хватают и удерживают игрушку, в 6 – могут получить ее одной рукой. На 5-м и 6-м месяце они учатся точно направлять руку к игрушке, доставать и брать предмет, лежа на боку или на животе.
В полгода уже умеют брать в каждую руку по игрушке и удерживать их. Они размахивают игрушкой, переводят ее из руки в руку, рассматривают, берут в рот, постукивают ею. Упустив игрушку, пытаются ее найти: двигают рукой из стороны в сторону, ищут взглядом.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Особенности памяти ребенка в период младенчества
Получив игрушку, малыш продолжает ним играть. Если не удается взять ее, проявляет недовольство и успокаивается, только держа игрушку в руках. Ребенок, у которого отобрали игрушку, может расплакаться, не успокаиваясь до тех пор, пока ее не вернут.
С тех пор, как ребенок научится брать игрушки и играть ими (4-5 месяцев), у него возникает новая потребность – достать и взять игрушку, которая привлекает его внимание. Если не удается сразу этого сделать (игрушка далеко или выскальзывает из рук), он проявляет большую настойчивость, используя все действия, которыми владеет, часто изобретая новые.
Для выполнения этих движений нужно, чтобы малыш умел схватывать предметы. Ведь он не мог бы начать самостоятельно приседать, вставать на ноги, хватать и ходить, держась за опору, если бы не умел браться руками за перила.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие игрушки полезны для детей в возрасте до года
Движения полугодового малыша еще далеки от совершенства. Рука, которую он протягивает к предмету, движется не по прямой линии, а петлеобразно, дугой, отклоняясь от нужного направления. Все предметы он пытается хватать одинаково – прижимая пальцами к ладони.
Во второй половине 1-го года жизни происходит дальнейшее совершенствование хватания: уточняется движение руки к предмету и развивается противопоставление большого пальца всем остальным, ребенок начинает удерживать предметы пальцами.
Последовательное приближение руки к предмету производится примерно до 8-ми месяцев, но лишенным отклонений оно становится только в конце года.
Хватания и удерживания предмета пальцами формируется на 7-8-м месяце и продолжает совершенствоваться до конца года. Размещение пальцев на предмете все больше зависит от предмета: мяч он берет растопыренными пальцами; шнурок – кончиками большого, указательного и среднего пальцев, при удерживании кубика пальцы располагаются на его гранях.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какие игрушки необходимы годовалому ребенку
Как только ребенок приобретает умение удерживать в ручке предмет, он начинает им манипулировать. Первые манипуляции очень просты: малыш хватает предмет и, подержав некоторое время, выпускает, потом опять хватает. Заметив два предмета, он может схватить один из них, затем выпустить и схватить другой. Имея предмет в руке, подносит его к глазам, рассматривает, берет в рот, размахивает им.
Первые манипуляции направлены на предмет, который привлекает ребенка. Со временем манипуляции с предметом усложняются. Даже простейшие действия (размахивание, толкание, сжимание предмета) вызывают определенный результат – перемещение в пространстве, звучание игрушки и т.п.. Ребенок начинает замечать этот результат и активно его воспроизводить. К концу первого – началу второго полугодия в его манипуляциях появляется устойчивая направленность на результат, на изменения, возникающие во время выполнения действий с предметом.
Вскоре малыш начинает действовать одновременно с двумя предметами, например, постукивать одним погремушкой об другое. Направленность на результат при этом становится очевидным: ребенок упорно пытается приблизить предметы, положить или нанизать их.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Речь и мышление младенца
Результатом этих действий становится попадание предмета в определенное место, размещение двух предметов в определенном положении. Получив его, ребенок повторяет действие.
К концу первого года жизни в манипуляциях ребенка с предметами появляется новая важная особенность. По внешним признакам действия обычно остаются, как и раньше (вложение, нанизывание, открывание и т.д.), но их выполнение становится точным.
Если раньше ребенок выполнял действие так, как это показал ей взрослый, то теперь он пытается повторить самостоятельно его на всех предметах. Эти действия меняются в зависимости от особенностей предметов.
На этом этапе развития дети начинают замечать прямые и косвенные результаты своих действий: потянув за веревочку, можно приблизить к себе привязанный к ней предмет; нажав на кнопку – включить или выключить свет, сняв трубку телефона – услышать гудок. Многие малыши ловко управляют пультом телевизора. Все эти действия приносят им большое удовольствие, поэтому они многократно могут воспроизводить их.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гимнастика для новорожденных малышей
Развитие манипулирования состоит в переходе от направленности на предмет к направленности на результат действия, в усложнении достигнутых результатов. Сначала оно заключается в перемещениях или изменениях, которые обуславливают проявления скрытого свойства (например, звучания) одного предмета, затем – в предоставлении определенного взаимного положения двум предметам, а дальше – в получении знакомых изменений на новых предметах или изменений, косвенно связанных с действием.
С помощью взрослого возможности и действия младенца существенно расширяются: взрослый может показать различные свойства предмета и новые способы действия с ним (мячик можно катать, кольца пирамидки нанизывать на стержень, волчок крутить и др.)..
Овладевая этими действиями, малыш переходит к специфическим действиям с предметами, которые он усваивает до конца 1-го года жизни. Появление специфических действий свидетельствует о начале новой, предметной деятельности ребенка, характерной для следующего периода.
О развитии у малышей хватания и манипулирования рассказала Саша Савельева.
https://womenparadise.ru/motherhood/566-razvitie-u-malysha-hvataniya-i-manipulirovaniya.html
Источник