Манасеина о развитии ребенка

ЛЕКЦИЯ 9. СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ДОМАШНЕЕ
ОБРАЗОВАНИЕ В XIX – НАЧАЛЕ XX в.

М.М. Манасеина о развитии ребенка от
рождения до университетского возраста.

Предмет социальной педагогики, историю 
социального воспитания нельзя рассматривать 
в отрыве от уровня и развития теоретических 
вопросов воспитания и образования.
История и теория социальной педагогики
взаимозависимы, их нельзя применять 
разрозненно, в отрыве друг от друга.

В истории отечественной культуры
социальная педагогика складывалась,
впитывая практику семейного, сословного,
православного и одновременно народного 
воспитания, как воздействующие на
человека в обществе1. Как развивается ребенок (подросток)
под этим воздействием, как формируется
его личность, его изменения были предметом
исследований многих отечественных педагогов
в XIX в.

М.М.Манасеина (1842-1903)Обратимся к наследию
ученых и практиков, малоизвестных в советское
время. Исключительность авторского исследования
Марии Михайловны Манасеиной о развитии
человека от рождения до университетского
возраста состоит в том, что проводила
его врач, психолог, физиолог и писатель.
Ее первая книга “О воспитании детей
в первые годы жизни” вышла в свет в
1870 г. и была встречена с одобрением.

Автор писала о том, что важно 
знать родителям для правильного 
воспитания ребенка: о наследственности,
о браках между родственниками, о 
беременности. Как предотвратить 
заболеванияребенка, как правильно
направлять его умственное развитие, удовлетворять
и развивать его любознательность и память,
воображение и речь. Опираясь на психологию
и физиологию ребенка, она сделала вывод,
что воспитание – самая важная и сложная
наука. Оно возможно только в единстве
его физической, нравственной и умственной
сторон. Дробить воспитание на отдельные
элементы нельзя, так как многостороннее
развитие ребенка составляет единое целое.

М.М.Манасеина оставила потомству свой
уникальный труд “Основы воспитания
с первых лет жизни и до полного окончания
университетского образования” (1894-1899).
Ни до, ни после нее не было попыток охватить
непрерывность воспитания от рождения
и до зрелости так глубоко и многосторонне,
анализируя различные стороны воспитания:
физическое, нравственное, религиозное
и умственное, семейное и общественное.

Свое исследование М.М. Манасеина не
окончила. Она планировала выпустить семь
книг, было издано только пять, две последние
работы она не успела закончить. Они были
подготовлены, но свет не увидели.

  • 1-я – “О религиозном воспитании от 1 года до 21”.
  • 2-я – “Воспитание ума, речи, памяти, внимания, сознания, воображения”.
  • 3-я – “Воспитание чувств, настроений, воспитание воли, самообладания совести, эстетической стороны человека”.
  • 4-я – “О физическом развитии человека”.
  • 5-я – “Об эмбриологическом воспитании”.
  • 6-я – “Исторический очерк различных систем воспитания и образования”.
  • 7-я – “История университетского образования и его задачи в будущем”.

В советское время из-за первой
книги о религиозном воспитании
эти исследования не публиковались.

Попытаемся из огромного числа 
поднятых проблем рассмотреть только
две: о воспитании настроений и образовании 
ума. Социальному педагогу эти ее
исследования даже через сто лет 
помогут в работе.

Анализируя воспитание настроений,
автор отмечает, что это направление в
воспитании человека совершенно не изучено.
В то же время, отмечая важность воспитания
настроений, она доказывает, что индивидуальные
особенности характера человека обусловлены
преобладанием определенных настроений.

Настроение рассматривается автором 
в сравнении этого психологического
процесса с физическими потребностями 
тела, которое,встречая препятствия
к своему удовлетворению, воплощается
в сознании в форме самых разных ощущений.
Настроение, по ее мнению, – это мостики, переброшенные
из психической жизни человека в физическую. Она
объясняет причины изменения настроений
у человека: от общения, неудовлетворения,
болезней. Безусловно, люди пытаются изменить
свое настроение, принимая различные возбуждающие
средства, но это только притупляет эффект.

Автор ставит вопрос: как воспитать настроение
? Наряду с физическими существуют
и психологические условия различных
настроений.

Хорошее настроение чаще всего преобладает 
у людей заурядных способностей,
так как при таких способностях
легко получается равномерное развитие,
то есть ни одна из сторон душевной жизни 
заурядного человека не развивается 
чрезмерно, в ущерб другим. Все 
душевные силы человека получают необходимую 
деятельную работу. В результате этого
– жизнерадостное настроение.

Для равномерного развития и деятельности
душевных сил человеку нужно определенное
и целостное мировоззрение, которое 
дает ему и конкретные цели и возлагает 
определенные обязанности.

Известно, что чувства одного человека
могут передаваться другим: смех, слезы,
зевота. При виде плачущего человека
сначала мысленно, а потом и 
реально повторяет его мимику
– настроение передается. Но это не значит,
что передаются все чувства. Это 
должен помнить и учитывать воспитатель.

М.М. Манасеина приводит убедительную
классификацию настроений:

1-я группа (нормальное) – веселое, жизнерадостное настроение –
результат равномерного развития разнообразных
сил и способностей души и тела человека.
При работе с этой группой детей в возрасте
от года до восьми лет воспитатель должен
обращать внимание на даже временное отсутствие
у ребенка веселого настроения, так как
это указывает или на физическое расстройство
ребенка, или на то, что психическое развитие
совершается неправильным односторонним
путем. В некоторых семьях в 3 года заставляют
ребенка учить серьезные стихи, что приводит
к его угнетенному настроению. Воспитатель
должен помнить, что удрученное состояние
перерождается в характер.

Ко 2-й группе относятся настроения, которые развиваются
вследствие вялого кровообращения. М.М.
Манасеина определила, что у детей апатичного
настроения наблюдается застой кровообращения
со значительными накоплениями в ногах
во время сидячего и стоячего положения.
Для этих детей характерно равнодушное,
ленивое настроение, которое составляет
основу флегматичных темпераментов. Для
таких детей необходимы прогулки на воздухе,
гимнастика, спорт.

3-я группа настроений – застенчивость, стыдливость,
робость, смущение. Дети, подверженные
таким настроениям, прячутся от каждого
незнакомого, трудно осваивают любое изменение
окружающих условий. В более старшем возрасте
они ненаходчивы. Если в раннем детстве
не побороть застенчивость, то это настроение
перерастает в патологические формы в
период половой зрелости. У таких детей
недостаточно развиты мышцы, что приводит
к слабому волевому контролю над другими
мышцами, которые не задействованы в конкретный
момент: гримасы во время письма или игры
на пианино и т.д.

М.М. Манасеина утверждает, что конфузливое
настроение обусловлено произвольным
состоянием мышечной системы, когда мышцы
“не слушаются” воли, трудно контролируемы.
Дети этой группы часто и сильно краснеют,
в большинстве случаев беспричинно. В
их воспитании следует обращать внимание
на закаливание, занятия гимнастикой,
плаванием, спортом, проводить игры на
воздухе, необходимо воспитывать волю,
которая может повлиять на уверенность
ребенка.

К 4-й группе настроений Манасеина
относит те, которые развиваются на почве ускоренного
кровообращения и усиленной раздражительности нервной
системы. Это настроение беспокойства,
раздражительности, вспыльчивости. Мышечная
система этих детей быстро усваивает правильность
и координацию движений, но они с трудом
выдерживают длительную продолжительность
того или другого движения. При письме
быстрее пишут мелкие буквы, чем крупные,
заглавные, не могут спокойно сидеть на
уроке, часто плачут, одарены богатой мимикой.
У них быстро возникают ассоциации, они
не жадны, бывают застенчивы. С годами
это настроение перерождается, дети хотят
все оспаривать, противоречить. Важно
обратить внимание на то, чтобы при еде
они пережевывали пищу, жидкость не пили
залпом, чаще гуляли на воздухе; необходимо
приучать их к ритмическим движениям,
а также сидеть смирно.

5-я группа настроений является 
результатом ненормальных примесей 
в крови – это настроения тоскливости, угнетенности,
хандры.

В самом раннем возрасте возможно
такое состояние печени, когда желчь в
малых дозах поступает в желудок, а также
в кровь. Малыш беспричинно плачет. Для
маленького ребенка хандра – неестественное
состояние. Если она часто повторяется,
то станетпривычным состоянием.
Люди такого настроения нежелательны
в семье, в обществе. Поэтому с раннего
возраста нужно следить за тем, чтобы пища
у ребенка была здоровой.

6-я группа настроений может 
быть названа скукой. Манасеина определяет
скуку как скудность и однообразие впечатлений.
Такое определение автор называет относительным,
так как одним людям в одной и той же обстановке
бывает скучно, а другим – нормально. Настроение
скуки начинается тогда, когда внимание
человека остается незанятым, а область
сознания лишена новых впечатлений. Автор
рекомендует управлять вниманием, для
чего нужно убирать препятствия, которые
мешают правильному ходу психической
жизни.

Препятствия эти состоят в том,
что недисциплинированное внимание
не может снабжать сознание необходимым 
для психической деятельности материалом.
Воспитатель должен следить, чтобы 
не развивалась наклонность к 
быстрым переходам от одного ощущения
к другому. Следует ограничивать число
игрушек у ребенка, приучая ремонтировать
старые, находить в них что-то новое.

7-я группа настроений – мечтательность, рассеянность. Малыши
в таком настроении любят удаляться от
всех в уголок, разговаривают сами с собой.
С годами эта привычка переходит в мечтательность
“про себя”. Дети рассеяны, их часто
наказывают. Это объясняется неправильным
развитием внутреннего внимания, его неумением
подчиняться внутренней воле, ребенок
стремится останавливать внимание на
вещах более приятных для него. Это перерастает
в стремление человека жить не настоящим,
а будущим.

Автор говорит, что такие дети обладают
высокими способностями, но они рассеяны
и внутренняя недисциплинированность
сказывается на их учебе. Они трудно
усваивают математику. Работая с 
ними, необходимо воспитывать у них 
внутреннее внимание, тренировать в 
счете, упражнениях с отвлеченными
понятиями, приучать наблюдать за явлениями 
внешнего мира.

М.М. Манасеина делает вывод, что все группы
настроений, кроме первой, развиваются
вследствие различных отклонений от нормы.

Отсюда следует фиксировать 
у ребенка все отклонения настроений,
чтобы предотвратить их развитие.

В процессе воспитания с первых лет 
жизни важно приучать детей сохранять 
жизнерадостное настроение среди всевозможных
обстоятельств волнений, тревог, обращать
их внимание не столько на горестные 
случаи их жизни, сколько на радостные,
приятные события.

Остановимся еще на одном исследовании
М.М.Манасеиной: об умственном воспитании
ребенка. Проанализируем отрывок из ее
работы “Основы воспитания с первых
лет жизни и до полного окончания университетского
образования”.

М. М. Манасеина

О воспитании ума (до 8 лет)

(отрывок)

…Господствующая система воспитания 
детей, отнимающая у малюток 
почти всякую возможность интеллектуальной 
самодеятельности, в то же самое 
время силой вещей вынуждена бывает
предоставлять им большую или меньшую
свободу в деле развития мышечной системы,
в сфере различных мышечных актов, так
как путем пассивной механической гимнастики
дети не могут научиться разнообразным
движениям. Одним словом, при воспитании
детей их лишают по возможности всякой
самодеятельности в психическом отношении
и в то же время по необходимости вынуждены
бывают предоставлять им свободу самодеятельности
в деле упражнения и развития их мышц.
Что же удивительного после этого в том,
что люди цивилизованной Европы видят
личную свободу не в условиях самообладания
и самодисциплины, а напротив того, в возможности
давать больший или меньший простор своей
мышечной системе, то есть силе мышц, захватывающих
делаемое и удерживающих его силой кулака.
Не должно забывать, что всякое самообладание,
самодисциплинирование является всегда
и везде результатом самостоятельной
и деятельной психической жизни; а для
этого человек должен привыкать с пеленок
самостоятельно пользоваться дарованными
ему душевными силами и способностями,
и тогда-то он действительно может обретать
свободу мысли, слова и действий.

Ввиду стремления, общего всем людям,
объяснять все и вся по аналогии
с собой маленькие дети при 
ограниченности их опыта и знаний,
выслушивая басни и сказки, удивляются
сравнительно мало, так как им кажется 
вполне вероятным, что все животные,
растения и даже предметы неорганического 
мира и чувствуют, и рассуждают подобно 
людям. Ввиду этого и басни, и 
сказки я вовсе не могу признать
за средство развивать воображение 
малютки; хотя обойтись без них при воспитании
было бы трудно именно ввиду их соответствия
детскому возрасту. Но давать им первенствующую
роль не следует, напротив того, даже детей
от 1 до 8 лет необходимо знакомить с явлениями
незнакомой им еще реальной жизни во всех
ее разнообразных формах, вследствие этого
детям надо и рассказывать и читать о жизни
других детей, о детстве их отца, их матери,
их деда, бабушки и т.д.; их
следует знакомить с жизнью других стран,
в другом климате, среди других народов.
Точно так же детям следует в рассказах
и в чтениях давать короткие очерки жизни
различных животных, растений; их следует
знакомить и с ролью разных предметов
неорганической природы, одним словом,
при воспитании детей от 1 до 8 лет следует
всегда помнить, что им прежде всего и
главным образом следует по возможности
полнее и лучше освоиться с окружающим
миром. Следовательно, им нужны не сказки,
а факты и факты, наблюдения и опыты, при
всем том надо по возможности больше приучать
детей к самодеятельности, памятуя, что
каждому ребенку предстоит быть человеком
и, следовательно, ему предстоит вести
жизненную борьбу во всевозможных ее видах,
борьбу с природой, борьбу с другими людьми
и, главное, со своими собственными дурными
наклонностями, со своим собственным эгоизмом.

Для всего этого будущий человек 
должен возможно лучше научиться самостоятельно
наблюдать, самостоятельно думать и самостоятельно
действовать.

Сказки допустимы только те, в 
которых в поэтической форме 
заключена какая-нибудь мысль, и 
в этом отношении всегда следует 
отдавать предпочтение народным сказкам,
в которых воплощены бывают и наиболее
дорогие данному народу мечты и стремления,
и те выводы, к которым народ пришел на
основании жизненного опыта.

При воспитании воображения следует 
помнить, что оно оказывается 
тем пышнее, чем богаче бывает у 
того или иного человека запас 
ощущений, представлений, понятий, запас 
чувств, стремлений и, следовательно, чем 
больше мы будем давать детям возможности 
упражнять свои органы ощущения, набирая 
все новые и новые знания, тем 
богаче окажется и содержание их воображения.
Это с одной стороны, а с другой – воображение
в качестве свободного проявления собственной
жизни нервно-мозговых приборов окажется
у ребенка тем деятельнее, чем больше мы
его приучим к самостоятельному мышлению.

Источник

О воспитании детей в первые годы жизни

4, 203 с.

Количество страниц

Санкт-Петербург

Место издания

О произведении

Ответственность

Соч. Марии Манасеиной

Библиотека

Российская государственная библиотека (РГБ)

Еще

Ближайшая библиотека с бумажным экземпляром издания

Портал НЭБ предлагает скачать бесплатно или читать онлайн книгу «О воспитании детей в первые годы жизни», автора Манасеина М.М. Книга была издана в 1870 году. Содержит 4, 203 с.

Выражаем благодарность библиотеке «Российская государственная библиотека (РГБ)» за предоставленный материал.

Источник