Малые фольклорные жанры в воспитании и развитии ребенка
Татьяна Кулумбаева
Малые фольклорные жанры как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
В последние годы, наряду с поиском современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств ее, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Современная наука определяет малые фольклорные формы как продуктивные когнитивно-семантические категории, без освоения которых невозможно формирование языковой компетенции человека. В связи с этим, обоснованно использование работы фольклорных текстов, характеризующихся антропоцентризмом, ярко выраженной продуктивностью, диалогической и когнитивной направленностью. Содержание и специфика малых фольклорных жанров рассматриваются в работах В. П. Аникина, О. В. Бережнова, Б. Н. Путилова, А. П. Илькова и др.
Русские народные песенки, потешки, прибаутки, развлекают и развивают ребенка, создают у него бодрое, радостное настроение. Колыбельные песни вызывают состояние психологического комфорта. Сказки способствуют психическому развитию ребенка, подготавливая положительный эмоциональный фон для адекватного восприятия окружающего мира и отражения его в речевой деятельности.
Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.
A.M. Леушина установила взаимосвязь между конкретным образом и степенью его эмоциональной близости ребенку. Все словесные представления осмысливаются ребенком только через его чувственный опыт и переводятся им в зрительно-наглядные образы. Смысловая и структурная стороны речи младшего дошкольника определяются доминирующей ролью того наглядного образа, который возникает в сознании ребенка. Эффективная основа в структуре образа является доминирующей.
Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства.
Детский фольклор обширная область устного народного поэтического творчества. Это целый мир – яркий, радостный, наполненный жизненной силой и красотой
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца.
Колыбельные песни наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, “заинька”.
Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем, это не просто кот, а “котенька”, “коток”, “котик”, “котя”. К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Народные потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию речи детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы (“Ночь пришла, темноту привела”, “Солнышко-ведрышко”, “Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят”, на небе появилась радуга-дуга “высока и туга”, действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока – белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично,но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой – цыпляток поить; кисонька – мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока – белобока кашку варит – деток кормить; котик идет на торжок и покупает пирожок; заинка горенку метет и т. д. Персонажи трудолюбивы,ласковы и заботливы: собачка не лает, чтобы деток не пугать, а котик качает люлечку, баюкает младенца и т. д.
В конце третьего года дети начинают понимать юмор. Чаще всего смешным для них бывает то, что выходит за рамки обычных представлений. Но при этом нужны объяснения взрослого, чтобы ребенок правильно понял то, что видит. Благодаря наличию известного круга представлений, способности обобщения, дети после 2 лет 6 месяцев могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки. Особая ценность в решении задач словарной работы заключается в обучении отгадыванию загадок. На таких занятиях осуществляется закрепление знаний об особенностях предметов и соответствующего словаря. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей младшего дошкольного возраста.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф. А. Сохина.
Загадка – одна из малых жанров устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей “поэтический взгляд на действительность”.
Ю. Г. Илларионова считает, что использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи – доказательства и речи – описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму. Речь – доказательство требует особых, отличных от описания и повествования речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. Обычно младшие дошкольники в своей речи этим не пользуются, но надо создавать условия для их понимания и освоения.
Чтобы вызвать у детей интерес и потребность в доказательстве, Ю. Г.Илларионова рекомендует при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадку, а доказать, что отгадка правильна. Необходимо учить детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений. Заранее знакомить с теми предметами и явлениями, о которых будут предлагаться загадки. Тогда доказательства будут более обоснованными и полными.
Систематическая работа по развитию у детей навыков речь – доказательства при объяснении загадок развивает умение оперировать разнообразными и интересными доводами для лучшего обоснования отгадки.
Чтобы дети быстрее овладевали описательной жанровой речью, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.
В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение. Ю. Г. Илларионова рекомендует иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Овладение навыками описательной речи идет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов берутся литературные произведения, иллюстрации, картины.
Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всем его многообразии и противоречивости. В. П. Адрианова-Перетц отмечает, что они в обобщенном суждении о типических явлениях прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка, в них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отобранными словами. К тому же, как отмечает Е. В. Жулина, что выражено словом, то уже в большей или меньшей мере понятно и объяснимо, “определенность, ясность, пластичность” художественной речи– это есть определенность выражаемого духовного состояния: думы, чувства, впечатления, настроения, переживания.
Используя в своей речи пословицы и поговорки дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Источник
Мария Кузьмина
Малые фольклорные жанры в развитии речи ребенка
Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи.
На современном этапе поиск новых форм и методов обучения детей – один из актуальных вопросов педагогики. С повышением внимания к развитию личности ребёнка связывается возможность обновления и качественного улучшения системы его речевого развития. Все знают, что хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Одна из сторон речи – звукопроизношение, которое лежит в основе. Формирование правильного произношения у детей – это сложный процесс, ребёнок учиться управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною. Но у многих детей этот процесс задерживается. Весь дошкольный возраст- это время энергичного развития речи и, в частности, владения правильным звукопроизношением. Существует много средств устранения недостатков речи (игры, упражнения, художественные произведения). Малые фольклорные жанры одни из них. Фольклор как сокровищница русского народа находит своё применение в различных областях работы с детьми дошкольного и школьного возраста. В защиту детского фолькора страстно выступали М. Горький, К. Чуковский, С. Маршак и другие наши писатели. В. П. Аникин высоко оценивал роль колыбельных песен в музыкальном и речевом воспитании, так как пение песен приучает ухо младенца различать тональность слов, овладевает некоторыми элементами содержания этих песен.
Как отмечает М. Ю. Новицкая, «Детский фольклор- это особая часть народной культуры, которая играет важную роль в жизни каждого народа. Произведения детского фольклора имеют важное значение в становлении и развитии личности каждого вновь появившегося на свет человека». Знакомство детей с фольклорными жанрами происходит с ранних лет. Это колыбельные песни матери, игры- забавы с маленькими детьми, потешки, загадки, сказки. Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать педагогу, повторяя его действие. Повторяя вместе с педагогом стихи, потешки, чистоговорки у детей развивается вооброжение, обогащается речь, эмоции. Упражняются органы артикуляции. Дети с особым удовольствием повторяют звукосочетания, которыми так богаты произведения малых фольклорных жанров. Благодаря тому,что ребёнок легко заучивает и помногу раз произносит тексты, насыщенные звукосочетаниями разной степени сложности, у него вырабатывается умение различать на слух близкие по звучанию слова, улучшаются произношение и дикция, формируется фонетическое восприятие, которое имеет огромное значение для успешного овладения грамотой.
Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе.
С искусством народа мы знакомимся в первой, услышанной в детстве колыбельной песне. Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребёнку, имели вполне определённую цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Корни колыбельных песен уходят в древность. За пением колыбельных песен наступал черёд тешить ребёнка пестушками и потешками. Своё название пестушки получили от слова «пестовать»– нянчить, холить, ходить за кем-нибудь. Это короткие стихотворения-приговоры, которыми сопровождают движения ребёнка в первые месяцы жизни.
«Потягунюшки,
Порастунюшки,
Поперёк толстунюшки,
А в ножки-ходунюшки
А в ручки-хватунюшки,
А в роток-говорок,
А в головку-разумок».
Пестушка незаметно переходит в потешку-песенку, которую поют ребёнку, играя с его пальчиками, ручками, ножками. Игры(«Ладушки,ладушки…», «идёт коза рогатая»);поскакушки- с подскакиванием на коленях у взрослого:
Поехали,поехали
С орехами,с орехами!
Поскакали. поскакали
С калачами,с калачами!
Вприпрыжку,прискоку
По кочкам, по кочкам-
В ямку – бух!
Детям в первые годы жизни пели песенки и более сложного содержания. Это песенные прибаутки, маленькие сказочки в стихах. Их затейливый мир так похож на тот,в котором живут люди: мелют муку на мельнице, толкут овёс, куют в кузнице, пасут скотину и т. д.
Собака на кухне пироги печёт,
Кот в углу сухари толчёт.
Кошка в окошке платье шьёт.
Курочка в сапожках избушку метёт.
Заклички и приговорки – генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями. Заклички- это песенки, обращённые к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу.
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички выкрикивались хором, нараспев. В отличии от них, приговорки произносились индивидуально и негромко. Они содержали просьбу – заговор, обращенный к мышке, чтобы дала новый зуб, вместо выпавшего, к улитке, чтобы, выставила рожки.
Частью игры были и считалки. Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры.
Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Скороговорки учили чётко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались просто игрой. Играя в скороговорки, дети одновременно развивают органы артикуляции.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки они подчиняют себе природу, животных, растения. Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Детей привлекает красочность образов, юмор загадок. Отгадка без сомнения вызывает радостные эмоции детей. Исользование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт потрясающие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры. Яркие, оригинальные, доступные по форме и содержанию малые фольклорные формы\ могут быть широко использованы при проведении артикуляционной и дыхательной гимнастики, для развития мелкой моторики рук, закрепления произношения поставленных звуков.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Прилагается следующий материал:
1. Потешки, приговорки для проведения артикуляционной гимнастики.
2. Пестушки и потешки для развития мелкой моторики рук.
3. Потешки, заклички,приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения свистящих звуков.
4. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения шипящих звуков.
5. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для дифференциации свистящих и шипящих звуков.
6. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для закрепления произношения сонорных звуков.
7. Потешки, заклички, приговорки, считалки, скороговорки для дифференциации сонорных звуков.
Список литературы:
1. Журнал «Логопед» статья «Малые фольклорные жанры в формировании звуковой культуры речи». Гуськова А. А.
2. Журнал «Мама» статья «Фольклорная педагогика. Пестушки и потешки для малышей». Л. Павлова.
3. Реферат на тему «Малые фольклорные жанры как средство формирования правильного звукопроизношения».
Источник