М клейн развитие одного ребенка

М клейн развитие одного ребенка thumbnail

Особенности психоаналитической техники Мелани Кляйн

Мелани Кляйн для меня какая-то необыкновенно завораживающая личность. Очень яркий представитель психоаналитического движения, сторонник Фрейда с одной стороны и революционер в психоаналитическом мышлении, по сути – с другой. Ее работа с детьми выглядит как чудо, интерпретации в клинических примерах проникают так глубоко и точно в цель, что каждый раз при чтении вызывают только удивление и восхищение. Чтобы детальнее разобраться, как совершаются ее «чудеса», сделала обзор техники М.Кляйн.

Статья скорее для специалистов, либо для очень интересующихся клиентов.

Все достижения М.Кляйн в области психоаналитической техники, как считают исследователи ее работы, являются результатом ее изначального интереса к вопросам тревоги и ее «содержания – бессознательным фантазиям». Кляйн считала, что у человека все должно быть подвергнуто анализу, основной задачей которого является интерпретация тревоги.

По сути, М.Кляйн, а также ее сторонники придерживались классической техники Зигмунда Фрейда, причем, как пишут исследователи – довольно строго:

  • частота встреч с пациентом 5 раз в неделю,
  • длительность сеанса 50 минут,
  • положение пациента – лежа на кушетке,
  • формат «коммуникации» – свободное ассоциирование пациента и интерпретации аналитика, основанные на знаниях о переносе,
  • исследование отношений аналитика и пациента в «здесь и теперь»,
  • цель аналитического вмешательства – добиться терапевтического инсайта.

Но если бы все было так просто, то Кляйн не была бы так знаменита, и не было бы надобности о ней говорить. В результате расставленных определенных акцентов в технике кляйнианский метод, по  мнению других аналитиков, стал отличаться от классического метода Фрейда.

Для удобства восприятия достижений, влияющих на психоаналитическую технику, я бы условно разделила направления работы М.Кляйн на 3 направления: работа с детьми, работа со взрослыми (в норме), работа с психотиками. Если обозначить основные постулаты и особенности в каждом направлении, то мне близка схема из «Словаря кляйнианского психоанализа» Р.Д.Хиншелвуда, которую я попыталась дополнить, преобразовать. Здесь правда есть смешение – постулата и следствия из него, т.е. что необходимо делать в клинической ситуации, опираясь на это знание.

1. Работа с детьми – «игровая техника»

М клейн развитие одного ребенка

На фото Кляйн с внучкой Дианой

  • Игра у детей – замена свободных ассоциаций взрослых (их эквивалент)

Игровая деятельность рассматривалась как форма экстернализации внутреннего беспокойства в психоаналитическом сеттинге (в т.ч. беспокойства в отношениях с объектами, которые существуют внутри ребенка – по его представлению). Кляйн видела в объектах игры символическое значение, говоря о том, что свободные ассоциации и выражаемые в игре фантазии – это тот же язык и способ выражения, с которым мы знакомы по сновидениям. Каждому элементу игры придавалось значение. Кляйн интерпретировала отношения между объектами как психологическое содержание психики. Объекты, которые наполняли комнату, и сама комната представляет собой внутреннее психическое пространство, а форма взаимодействия с объектами составляет основу объектных отношений.

  • Игра как «исторжение»

Путем исторжения внутренние конфликты экстернализируются и тем самым становятся более переносимыми. По сути игра – форма защиты, обеспечивающая избавление от преследующих внутренних состояний.

Сходным образом описывал детскую игру и З.Фрейд: «…ребенок переходит от пассивности переживания к активности игры, он передает неприятное переживание одному из своих товарищей по игре».

  • Интерпретации сразу, с первой встречи, без подготовительного этапа

Кляйн начинала анализ детей с первой встречи – без предварительного установления контакта, в отличие, например, от Анны Фрейд, которая использовала «манипулятивную подготовку ребенка к анализу», как писала Гелирд (1963). Кляйн утверждала (и демонстрировала на клинических примерах), что детей не нужно уговаривать – они бессознательно чувствуют пользу разворачивающихся отношений с аналитиком, потому что их (детей) понимают. Кроме того, установление предварительных личных отношений с детьми Кляйн считала препятствием для формирования у ребенка переноса, с чем соглашаются позже ее приверженцы.

  • Интерпретация тревоги приводит к ее модификации

Каждый раз, когда работает интерпретация, это освобождает бессознательную фантазию и игра ребенка обогащается, становится более разнообразной, облегчает тревогу, которая, по сути, сдерживает психическое развитие. Кляйн интерпретировала в первую очередь негативные аспекты фантазий ребенка, так как именно в ней находится максимальная точка тревоги, и после интерпретации было обнаружено, что чувства к аналитику сдвигаются в положительную сторону. Очень быстрый эффект от таких интерпретаций позволял ребенку продолжать аналитическое взаимодействие.

  • Перенос у детей и как следствие – новый сеттинг

Игрушки, комната, аналитик – репрезентанты родительских фигур, а точнее – внутренних объектов ребенка, которые он экстернализирует на внешние объекты, поэтому в аналитическом пространстве в перенос включаются все объекты, а не только один аналитик

2. Работа со взрослыми

Читайте также:  Педология как наука о развитии ребенка

На фото Кляйн на конференции в Париже, примерно 1950г.

  • Свободные ассоциации – как игра с объектами (с аналитиком и частями его психики).

Все, что говорили взрослые, стало интерпретироваться как форма отыгрывания (исторжения) внутренних конфликтов, состояний психики и частей собственного Я.

  • Перенос – как бессознательная фантазия, которая была характерна для ребенка и продолжает оставаться актуальной и во взрослом возрасте.

Отношение к аналитику рассматривается как нечто крайне важное, значимое для пациента в соответствии с теми импульсами, которые в пациенте действуют на данный момент. Поэтому это отношение – не просто воспроизведение установок, событий. Травм из прошлого, а экстернализация бессознательной фантазии «здесь и теперь».

  • Фокус внимания на «младенце в пациенте»

Вклад в развитие и понимание этой идеи принадлежит Биону с его контейнированием и нормальной/анормальной проективной идентификацией. «Отыгрывание» в переносе соотнесено с контейнированием инфантильных страхов и зависимостей. Благодаря материнскому пониманию и контейнированию ребенок ( и пациент)  способен накапливать опыт понимания его кем-либо, а это – «начало психической стабильности» по словам Сигал.

  • «Тотальная ситуация» (все ассоциации) ведет к переносу на аналитика

Кляйн утверждала, что все свободные ассоциации пациента можно относить к переносу, как бы сознательно эта связь не отрицалась. Она делает акцент на значимости бессознательного в сознательной жизни и замечает, что пациент как бы отводит от аналитика свои негативные импульсы, фантазии и направляет их на другие внешние объекты, демонстрируя по сути сложившиеся в его жизни паттерны поведения по отношению к первичным объектам. Воспроизводится первичная расщепляющая деятельность инфантильного Я.

Поэтому все фигуры, возникающие в игре или в свободных ассоциациях, следует рассматривать как расщепленные и спроецированные аспекты аналитика. Это расщепление служит для регуляции отношений с аналитиком, снижает тревогу в его отношении и возвращает контроль над ней.

О работе с психотиками и общие выводы – в ч2

Источник

М клейн развитие одного ребенка

Мелани Кляйн рассматривала отношения матери и ребенка как ключевые для развития личности, становящиеся своего рода прототипом для всех последующих отношений в жизни человека. Одним из важнейших моментов теории Кляйн стало то, что, по ее мнению, психическое развитие ребенка в первый год жизни определяло многое для взрослой личности. Особое значение первого года жизни отличает ее модель от модели развития Фрейда, по мнению которого, определяющими являются первые пять лет жизни.
Теория развития Кляйн осталась совместимой с теорией Фрейда, так как она признает мотивирующую роль, которую играют инстинктивные влечения.

Кляйн говорила о том, что у новорожденного уже имеется зачаточное Эго, которое в состоянии чувствовать тревогу, использовать защиты и начинать формировать объектные отношения в фантазии и реальности.
По мнению Мелани Кляйн, эго развивается через непрекращающийся процесс интроекции и проекции объектов. От рождения младенец находится в отношениях с матерью, а конкретнее, с материнской грудью в качестве основного объекта.

Грудь является амбивалентным частичным объектом: в какие-то моменты идеальным, приносящим удовлетворение, в другие моменты разочаровывающим и фрустрирующим. Собственные агрессивные импульсы младенца приводят к персекуторным чувствам по поводу груди.
Теория развития Кляйн подчеркивает роль врожденной амбивалентности вследствие нативного конфликта между влечениями к жизни и смерти и фантазмов в раннем развитии.С самого рождения ребенок пытается справиться с этим напряжением посредством проекции влечения к смерти на объекты. Мелани Кляйн развила теорию Зигмунда Фрейда о влечении к смерти в собственную концепцию зависти и деструктивных чувств детей раннего возраста по отношению к матери.

Мелани Кляйн о теории объектных отношений

Кляйн считала разрешение врожденного конфликта по отношению к матери и груди центральным в развитии личности, конфликт, по ее мнению, разрешался при совмещении противоречивых представлений о другом, в данном случае, о матери, то есть признанием существования амбивалентности. Фактическая материнская забота способствует разрешению этого конфликта, так как усиливается хороший объект, который интроецируется и становится в дальнейшем частью эго.

Мелани Кляйн использовала термин фантазия, называя так психическое выражение инстинктов. Так как инстинкты находятся на границе соматического и психического, фантазии, производные от них, также описываются как одновременно соматические и психические явления. Через умение фантазировать младенец тестирует свой внешний и внутренний опыт. Внешняя реальность постепенно может влиять и изменять сырые гипотезы, созданные фантазиями. Фантазия является деятельностью и одновременно продуктом деятельности.

«В теории объектных отношений бессознательные фантазии являются репрезентацией тех соматических событий в теле, которые включают в себя инстинкты и представляют собой физические ощущения, интерпретируемые как отношения с объектами, вызывающими эти ощущения».

 Можно сказать, что влечения в психической реальности представлены в виде бессознательных фантазий, которые становятся внутренним результатом влечений. Такие механизмы как интроекция и проекция передают значение фантазий об инкорпорации и исторжении. Одной из первичных бессознательных фантазий является врожденное знание о соске и рте.

Читайте также:  Как вести дневник развития ребенка

Мелани Кляйн отмечала важность отношений с материнской грудью и матерью и сделала заключение, что если первичный объект, который интроецируется, укореняется в Эго с достаточной стабильностью, то закладывается основа для удовлетворительного развития. Но фрустрация от исчезнувшего навсегда пренатального единства с матерью проявляется даже в ситуации комфортного кормления.

Кляйн использовала идею Винникотта о важности окружающей среды в своей концепции первичного хорошего объекта, который является не только результатом инстинктов и коренится в фантазиях, но и зависит от внешнего воспитания.

М клейн развитие одного ребенка

Для Мелани Кляйн нормальное развитие главным образом включает в себя управление противоположными внутренними силами, любовью и ненавистью, созиданием и разрушением.

Она заменяет концепцию Фрейда о стадиях развития концепцией позиций. Использование термина “позиция” подчеркивает, что ее следует рассматривать как «конкретную конфигурацию объектных отношений, тревоги и защиты, которые сохраняются на протяжении всей жизни».

Мелани Кляйн описывает две позиции: параноидально- шизоидную, занимающую первые три или четыре месяца жизни, и депрессивную, которая начинается приблизительно после трех или четырех месяцев жизни. Обе позиции продолжают играть важную роль, в разной степени и в зависимости от различных обстоятельств, на протяжении детства, юности и взрослой жизни.

 Параноидально-шизоидная позиция: эго младенца испытывает беспокойство из-за врожденного конфликта между противоположными инстинктами жизни и смерти (проявляется как деструктивная зависть к первому частичному объекту- материнской груди) и взаимодействием в реальности.

 Так что с самого начала жизни отношение к первичному частичному объекту (материнской груди) является двойственным: хорошая часть, идеальная и приятная; плохая часть, фрустрирующая и преследующая.

 Параноидально-шизоидная позиция характеризуется персекуторной тревогой, состоянием, когда младенец боится быть уничтоженным плохим объектом, таким образом, объясняется использование термина “параноидальный”.

 Термин “шизоидный” употребляется в данном случае в контексте того, что младенец поддерживает отношения с хорошим объектом, отбрасывая плохую его часть, еще не понимая, что с ним взаимодействует один и тот же объект, то есть происходит расщепление младенческого эго.

Эго младенца еще не имеет способности к интеграции, поэтому младенец использует всемогущее отрицание для того, чтобы устранить преследующий его объект и управлять внутренними импульсами.

Депрессивная позиция – любопытный термин, который на самом деле имеет мало общего с депрессией, описывая интеграционный процесс. Она представляет собой значительный шаг в развитии, когда младенец открывает, что ненавистная грудь и любящая грудь – это одно тоже. Мать начинает быть целостным объектом, который может быть и хорошим, и плохим. Любовь и ненависть, внешняя реальность и интрапсихическая реальность (фантазии) так же начинают сосуществовать.

 Источник: https://chancefund.ru/post/melani-klyain-o-teorii-obektnykh-otnoshenii

Источник

Мелани Кляйн — влиятельный британский психоаналитик еврейского происхождения, стоявшая у истоков детского психоанализа, игровой психоаналитической терапии и теории объектных отношений.

Биографический очерк

Родилась в еврейской семье, где было уже трое детей. Её отец, Мориц Райцес, состоял во втором браке и был на 15 лет старше своей жены. К моменту рождения Мелани ему было более 50 лет.

В детские годы особо близкие отношения сложились у Мелани со старшей сестрой Сидони. Однако Сидони умерла в возрасте 9 лет и маленькая Мелани тяжело переживала эту утрату. Через несколько лет умер брат Эммануэль, когда Мелани Кляйн исполнилось 18 лет, умер её отец, а спустя несколько лет после отца скончалась мать. Тяжелые утраты детских лет вызвали у Мелани глубокую депрессию, которая, по мнению хорошо знавших ее людей, с годами закрепилась в ее мироощущении и характере. Вообще характером Мелани Кляйн всю жизнь отличалась резким и неуживчивым, что невольно сужало круг ее последователей.

В 1903 году вышла замуж за инженера Артура Кляйна.

Несколько лет изучала в Венском университете искусство и историю, однако образование осталось незавершенным. Вместе с мужем покинула Вену и проживала с ним в Словакии и Силезии. В браке родилось трое детей, однако семейная жизнь сложилась неудачно. Тяжелый характер Мелани Кляйн помешал ей стать хорошей матерью. Любви взаимопонимания в отношениях с детьми у неё не было. Её дочь Мелитта, тоже ставшая психоаналитиком, порвала отношения с матерью и даже на похороны М. Кляйн не явилась.

«Долгие годы она не общалась с матерью. Когда Мелани в сентябре 1960 г. умерла, Мелитта, которая тоже была в Лондоне, не присутствовала на похоронах… В этот самый день Мелитта, оставаясь до конца непреклонной, читала в Лондоне лекцию в ярко-красных сапогах».

Старший сын М. Кляйн трагически погиб в горах, однако, по утверждению Мелитты, он покончил с собой, отчаявшись найти взаимопонимание с матерью.

Читайте также:  Памятка по познавательному развитию ребенка

С 1910 по 1919 годы М. Кляйн проживала с семьёй в Будапеште. В 1914 году, находясь в депрессивном состоянии, связанном с о смертью матери и рождением третьего ребёнка, М. Кляйн обратилась за помощью к психоаналитику Шандору Ференци. Пройдя у него психоаналитический курс, М. Кляйн проявляет интерес к психоанализу как таковому.

В 1917 году М. Кляйн начала собственную психоаналитическую практику с анализа собственного младшего сына, а затем пятилетнего мальчика, сына её знакомых.

В 1918 году участвовала в работе 5—го Международного психоаналитического конгресса, где познакомилась с З. Фрейдом.

В 1919 году выступила с докладом «Влияние сексуального просвещения и отказа от авторитета на интеллектуальное развитие ребёнка», основанном на наблюдениях за одним из собственных детей. В этом же году становится членом Венского психоаналитического общества.

В 1921 году, по приглашению Карла Абрахама, поступила на работу в Берлинский институт психоанализа, где продолжила свою исследовательскую и терапевтическую деятельность в области детского психоанализа.

В 1922 году разошлась с мужем. С 1924 по 1925 годы проходила личный анализ у Карла Абрахама, который был прерван в связи со смертью последнего.

В 1925 году, во время поездки в Лондон, М. Кляйн знакомится с президентом Британского психоаналитического общества Эрнестом Джонсом, который приглашает её осуществлять свою дальнейшую научную и терапевтическую деятельность в Англии.

В 1926 году М. Кляйн окончательно переезжает в Лондон, где продолжает активно развивать свои идеи, связанные с детским психоанализом и использованием техники игры с маленькими пациентами. Идеи М. Кляйн были критически восприняты Анной Фрейд. В результате длительных дискуссий между сторонниками М. Кляйн и А. Фрейд произошел раскол в Британском психоаналитическом обществе и образовались три группы психоаналитиков — кляйнинская, фрейдовская и независимая.

В 30-е годы идеи Кляйн нашли поддержку у некоторых психоаналитически ориентированных врачей. Некоторые из них, Дональд Винникотт и Дж. Болби, прошли у неё анализ.

После Второй мировой войны М. Кляйн в основном работала как обучающий аналитик и как супервизор, отказавшись от активной роли в жизни Британского психоаналитического общества.

22 сентября 1960 года после перенесенной операции Мелани Кляйн умерла от эмболии лёгочной артерии.

Научная деятельность

Наблюдения за играми собственных детей 2-3 лет привели её к выводу, что именно на этот возраст приходится формирование Эдипова комплекса.

В ходе изучения наиболее агрессивных импульсов маленьких пациентов (зависть, жадность, ненависть) Кляйн разработала технику работы с детьми, не утратившую актуальности и в наши дни. Аналогом свободных ассоциаций в детском психоанализе является игровая деятельность. Она также раскрыла основополагающее значение расщепления детского сознания в самом раннем возрасте на составляющие его основные понятия: «хороший» (англ. good) и «плохой».

Одна из наиболее важных идей Кляйн состоит в том, что агрессия и любовь выступают в качестве фундаментальных организующих сил психики. Агрессия расщепляет психику, тогда как любовь ее цементирует. Ребенок (или взрослый) будет агрессивно «расщеплять» мир, с тем чтобы отвергнуть то, что он ненавидит, и сохранить то, чего он желает. Постоянное желание ребенка — иметь рядом добрую и наполненную грудь и отвергать опустошенную, назойливую или безучастную грудь.

Таким образом, Кляйн постулировала, что первым организатором психики является процесс разделения. Этому деструктивному, расщепляющему процессу противостоит другой, организующий процесс, который производит интеграцию и способствует целостности и любви. Кляйн заметила, что ребенок, проявляющий ненависть к своей матери (хотя бы в фантазиях), со временем попытается восполнить тот ущерб, который, по мнению ребенка, был им нанесен. Типичный пример этого — ребенок, предлагающий любимую игрушку в виде дара, с тем чтобы утешить маму, которой он причинил боль в своих фантазиях. Тем самым мама, которая в сознании ребенка была расщеплена, сольется в единый образ, объединяющий в себе хорошее и плохое. Полагала, что суперэго присуще структуре личности от рождения и что ребёнок в ходе своего развития проходит через параноидно-шизоидную позицию (связанную с деструктивными импульсами) и депрессивную позицию (контроль либидо). Оба термина получили широкое распространение в психоанализе.

Вела оживлённую полемику с Анной Фрейд по поводу пересмотра ряда положений учения её отца, в особенности касающихся проявлений агрессии в детском возрасте. Кляйновский психоанализ — единственная неофрейдистская школа (помимо лакановской), принимающая существование влечения к смерти.

Среди последователей Мелани Кляйн были такие психоаналитики, как Герберт Розенфельд, Уилфред Бион, Бетти Джозеф, Ханна Сигал, Дональд Мельцер, Рождер Мани-Керл.

Источник