Лурия в развитии ребенка
МИР ПСИХОЛОГИИ ГЛАЗАМИ ЛУРИЯ А.Р.
„Учитесь, учитесь, учитесь ежечасно, ежедневно… Следите за ходом нашей науки, кто не следит постоянно за ее достижениями, тот, конечно, быстро катится назад — от науки к ремеслу,“ – так завещал отец сыну: Роман Альбертович Лурия – Александру Романовичу. И сын внял, и сын учился – ежечасно, ежедневно, привлекая к своему любимому делу всех, кто так же, как он – жил этим. И рождались новые направления в психологии, и родилась новая наука – нейропсихология.
– Какими компенсаторными воздействиями вы пользуетесь в практике работы с детьми с ограниченными возможностями? – спрашивает коллегу детский психолог.
– “Гимнастика мозга”. Вы знаете – очень хорошая динамика. Воздействуя физическими упражнениями на определенные локальные участки мозга у детишек – получаем замечательные результаты и в когнитивной сфере, в поведенческом плане. Особенно если еще и социальное окружение способствует этому.
Да, сейчас, когда уже доказана локальность мозга – мы можем применять различные техники и технологии для развития компенсаторных возможностей у детей с патологией или с задержкой психического, а также психоречевого развития. Развивая межполушарное взаимодействие (мозолистое тело мозга), мы получаем хорошие результаты в развитии различных сфер малыша – и интеллектуальной, и эмоционально-волевой, меняется и физическое состояние ребенка, и его речевая деятельность. Но откуда у нас эта информация? Это долгие исследования наших выдающихся ученых, известных педагогов, психологов, физиологов, дефектологов. И большой вклад в этот пласт внес А. Р. Лурия.
Александр Романович Лурия родился 16 июля 1902 года в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А. Лурия. В 1921 г. окончил факультет общественных наук Казанского Университета, затем переехал в Москву. В студенческие годы, совпавшие с гражданской войной, увлекся психоанализом. В 1937 г. закончил 1-й Московский медицинский институт и стал работать в институте психологии Московского Университета. Со студенческой скамьи увлекаясь и исследуя аффективные состояния человека, затем, будучи соратником и последователем Л.С.Выготского, он развивал идею системного строения высших психических функций, их изменчивости, пластичности, подчеркивая прижизненный характер их формирования, их реализацию в различных видах деятельности. Основными качествами Александра Романовича по описанию знавших его людей, были энтузиазм, редкая работоспособность, доброта и др. Его ответственность, отзывчивость, пунктуальность служили прекрасным примером для окружающих. Работая в различных областях психологии – общей, детской, психофизиологии, а также дефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия исследовал становление различных познавательных процессов у детей, сделав существенный вклад в изучение проблемы психического развития ребенка.
На модели различных познавательных процессов (прежде всего памяти и мышления) он изучал переход от внешних способов опосредования психических процессов к внутренним. Большое внимание уделяя изучению роли речи в развитии психических процессов у детей, в частности в формировании произвольных движений и действий, он разработал новую теорию локализации высших психических функций, представляющую существенный шаг вперед по сравнению с прежними теориями, им внесен важный вклад в понимание природы речевых нарушений и создана новая классификация афазий.
Учитывая все эти “открытия” в психологии развития ребенка, мы сегодня акцентируем внимание на то, насколько развита мышечная сила рук, ног, спины, насколько развита манипулятивная возможность пальчиков. Ведь все эти параметры напрямую сказываются на психологическом развитии малыша. Применяя пальчиковую гимнастику, мы развиваем речь ребенка, т.к. точно знаем, что “язычок напрямую связан с кончиками пальцев”. Да, действительно, это так. Лурия А.Р. своими работами доказал, что локальные участки мозга, отвечающие за речь, находятся в непосредственной близости с локальными участками, отвечающими за мелкую моторику, и компенсируют друг друга в случае их незначительного (не органического) повреждения.
Главные теоретические и экспериментальные исследования, посвященные проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений при локальных повреждениях мозга послужили основой формирования нейропсихологии и нейропсихологической диагностики. В годы Великой Отечественной войны, будучи руководителем крупного нейрохирургического эвакогоспиталя в поселке Кисегач Челябинской области, оперируя и наблюдая раненых с травмами головы, организуя серию исследований, изучая каждый отдельный случай, сопоставляя, анализируя и делая определенные выводы, применяя инновационную реабилитацию посредством трудотерапии – Лурия А.Р. внес важный вклад в развитие различных областей психологии. Он разработал новый подход к проблеме локализации высших психических функций. В соответствии с ним «высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга» («Основы нейропсихологии» Гл. 2., П. 3).
Исследование динамики развития ВПФ ребенка требует применения таких методов, которые, прежде всего, могут ответить на вопрос, какие качественные изменения происходят в его психической сфере. Таким методом является нейропсихологическая батарея тестов А.Р. Лурии, в основу создания которой был положен принцип системного строения высших психических функций и их динамической локализации. Я считаю очень важным исследование формирования психических функций уже в дошкольном периоде детства с целью ранней диагностики и коррекции. Переход от среднего дошкольного (4-х лет) к старшему дошкольному (5–7 лет) возрасту характеризуется существенными качественными изменениями в психическом развитии детей. Старший дошкольный возраст — важный этап, который в значительной мере определяет последующее развитие ребенка. Этот период характеризуется развитием всех функций ребенка.
Пробы на реципрокную координацию, динамический праксис, графическая проба и задания, направленные на исследование процессов программирования и контроля произвольных действий и деятельности – выполнение ритмов по инструкции, реакция выбора, свободные и направленные ассоциации, проба «пятый лишний», рассказ по серии сюжетных картинок, праксис позы пальцев правой (ведущей) руки, пробы Хеда, пробы на слухоречевую и зрительную память, ошибки понимания слов, близких по звучанию и значению, восприятие перечеркнутых, наложенных и недорисованных изображений – вот неполный перечень тестов нейропсихологической диагностики ребенка дошкольного возраста, который предложил Лурия А.Р., учитывая при этом “левополушарных” и “правополушарных” детей, т.е. их латеральность (ведущая рука, нога, глаз, ухо).
Применение нейропсихологического метода диагностики и сегодня является адекватным и чувствительным в отношении изучения динамики развития различных групп ВПФ у детей дошкольного возраста.
А.Р. Лурия – автор более 600 научных работ в разных отраслях психологии, среди них основные: “Речь и интеллект в развитии ребенка”(1927), “Этюды по истории поведения”(1930), “Учение об афазии в свете мозговой патологии”(1940), “Травматическая афазия”(1947), “Восстановление функций после военной травмы”(1948), “Умственно отсталый ребенок”(1960), “Мозг и психические процессы”(1963,1970), “Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга”(1962,1969), “Основы нейропсихологии”(1973), “Нейропсихология памяти”(1974,1976), “Основные проблемы нейролингвистики”(1976), “Язык и сознание”(1979) и ряд других, множество из которых было переведено на различные языки мира. Хорошо известны его работы и в области дефектологии. В 1950-е гг. Александр Романович с коллективом сотрудников провел цикл исследований, посвященных анализу нейродинамических основ нарушений психических функций у детей с разными формами умственной недостаточности.
14 августа 1977 года стал тем днем, когда отечественная психология и новая наука – советская нейропсихология, рожденная Лурия А.Р. в нескончаемых поисках и исследованиях, научных и лабораторных работах, – потеряли своего зачинателя, мыслителя и труженика. А мы, современные педагоги и психологи, по сей день пользуемся его практическими наработками, наследием, плодами его жизненного труда, и бесконечно благодарны выдающемуся психологу, нейропсихологу, физиологу, дефектологу Александру Романовичу Лурия за то, что стало достоянием наших практических решений в развитии, воспитании и образовании детей, вверенных нам для понимания меры ответственности и принятия своевременных методов, техник и технологий в возможном устранении патологии либо облегчении состояния в их развитии.
Ресурсы:
1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Лурия,_Александр_Романович
2. https://www.psyoffice.ru/5-psychology-3685.htm
3. https://studopedia.org/8-73911.html
4. https://otherreferats.allbest.ru/psychology/00108640_0.html
5. https://ru.citaty.net/avtory/roman-albertovich-luriia/
Источник
Совместив знания из области медицины и психологии, Александр Романович Лурия, основал новую науку – нейропсихологию. Если вам интересно, как устроена работа головного мозга, стоит прочитать эту статью. Она посвящена методике Лурии, которая успешно используется по сей день, и его главной теоретической модели.
Непризнанный гений
Активно научной деятельностью Лурия занимался в первой половине ХХ века. Его прогрессивные идеи опережали советскую действительность, поэтому не были приняты обществом. Но признание он получил за рубежом.
Прежде чем перейти к изучению концепции Лурии, отметим интересные факты из жизни учёного:
- Методика Лурии легла в основу принципа действия изобретенного в США детектора лжи.
- В 1932 году в США опубликовали первую серьёзную работу учёного под названием «Природа человеческих конфликтов». В России же внимание этому труду уделили лишь 70 лет спустя.
- 1950 год ознаменовался началом гонений на психологическую науку, что сильно повлияло на деятельность Лурии. Из-за появившихся угроз, он так и не смог закончить работу по изучению формирования психических процессов у близнецов.
- В 1953 году Лурия обвинялся по делу врачей, так как в институте дефектологии, где он трудился, было слишком много работников еврейских кровей.
- В 1953 году учёный выезжает за границу и восстанавливает научные связи. Именно в это время он получает настоящее признание и поддержку ведущих университетов Франции, США и Великобритании.
Таким образом, непризнанный в родных пенатах гений, оказался услышанным за рубежом. Более того, там его труды высоко ценились и использовались как в медицине, так и в психологии.
Что такое нейропсихология?
Эта наука изучает взаимосвязи между структурным и функциональным строением головного мозга и поведением субъекта. Первое изучает медицина, а второе – психология. По мнению Лурии, цель нейропсихологии – понять, какие функции мозга нарушены в результате повреждения, как это нарушение влияет на остальные процессы, и как с помощью здоровых участков мозга восстановить работу повреждённых.
Лурия разработал концепцию в нейропсихологии, которая помогала восстанавливать работу мозга многим пациентам, раненым во время войны. Благодаря этой концепции он стал выдающимся учёным двадцатого века.
Основы нейропсихического анализа Лурии
Согласно концепции Лурии о функциональных блоках мозга, структура этого органа представлена следующим образом:
- энергетический блок, отвечающий за регуляцию, поддержание тонуса и бодрствование;
- операционный блок, отвечающий за органы чувств;
- блок программирования психических процессов.
Задача энергетического блока – обработка информации интероцептивного характера, то есть той, что поступает в мозг от внутренних органов. Главная функция этого блока – обеспечение примитивных механизмов, поддерживающих организм в тонусе и режиме бодрствования. Благодаря работе энергетического блока происходит активация организма. Если его работа нарушается, то человек становится вялым, истощенным, ухудшается его память, внимание, теряется равновесие эмоционального состояния.
Операциональный блок принимает, перерабатывает и хранит экстероцептивную информацию – ту, которая поступает из внешней среды. То есть, он тесно связан с органами чувств. Затылочная часть головного мозга отвечает за зрение, теменная – за осязание, височная – за слуховые сигналы. Соответственно, от локации повреждения зависит то, в каких органах чувств будет сбой.
Блок программирования психических процессов располагается в лобных долях головного мозга. Он работает на основе целей и замыслов, четко поставленных сознанием. Когда происходит поражение данного участка, страдают двигательные навыки и деятельность, основанная на целеполагании. Движения теряют плавность, человек не может ставить цели, строить планы, находить решения и средства для реализации задач.
Все три блока тесно взаимосвязаны, и только при совместной их работе обеспечивается нормальное психическое поведение. Однако советский ученый доказал, что многие нарушения работы головного мозга можно устранить путем усиленного развития неповрежденных участков. Яркий пример можно привести со времен войны. Первым пациентом Лурии стал Лев Засецкий, получивший серьезное ранение в голову, в результате которого он перестал читать, потерял память и ориентацию в пространстве. Исследования показали, что у пациента не поражен участок головного мозга, отвечающий за письмо. На этом и был сделан упор. Засецкий исписал тысячи листов прежде, чем смог вернуться к нормальной жизни. Развивая письменный навык, он смог частично восстановить работу других отделов мозга. В результате ему даже отказали в постановке первой группы инвалидности после выздоровления.
Методика оценки памяти
Еще одно значимое достижение Лурии – разработка эффективной методики заучивания слов. Сегодня она в основном используется для оценки памяти и диагностики отклонений в работе головного мозга у детей. Суть методики состоит в следующем:
- выбирают 10 никак не связанных между собой слов;
- проверяющий зачитывает слова ребенку и просит повторить то, что он запомнил;
- процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не повторит все произнесенные слова.
Если с первого раза ребенок запомнил 4-5 слов, а все слова произнес после 3-5 повторов, его память работает хорошо, и функции мозга в норме. О нарушениях нервной системы и дисфункциях мозга, пусть даже незначительных, будет говорить тот факт, что после 5 повторов ребенок не смог произнести все 10 слов.
Такой тест можно провести и со взрослым. При этом если возникают проблемы с повторением слов, то это в большинстве случаев указывает не на плохую память, а на расстройство внимания.
В заключение хочется сказать о том, что знать о строении и работе головного мозга нужно, но большее внимание всё же следует уделить развитию мозговой деятельности. Ведь чем больше мы работаем над своим мышлением и когнитивными способностями, тем легче нам решать задачи в повседневной жизни и на работе. Тренируйте мозг вместе с Викиум! Курс «Развитие мышления» научит логически мыслить, находить причинно-следственные связи и нестандартные решения в разных ситуациях.
Источник
Что мы знаем о гениях? Это особенные люди, дерзкие и смелые в своих делах и суждениях, на сто процентов отданы любимому делу, редко бывают счастливы в личной жизни, да и в жизни вообще.
Но природа гениальности многогранна и встречаются исключения, масштаб личности которых, кажется, сложно уложить в одного человека. Именно таким был великий российский ученый Александр Романович Лурия.
Путь в медицину сыну известного и уважаемого во всей Казани терапевта Романа Лурия был предопределен. Александр выбрал психологию, увлекшись идеями Фрейда. Лурия даже написал письмо отцу психоанализа с сообщением об открытии Казанского психоаналитического кружка, на что Фрейд ответил благодарственным посланием. Однако Лурия уже в скором времени пришел к выводу, что ошибочно считать человеческое поведение целиком продуктом глубин подсознания, игнорируя его социальные аспекты.
Слава пришла к молодому ученому в 22 года, когда, будучи аспирантом Московского медицинского института, он совместно с Алексеем Леонтьевым провел уникальный эксперимент на студентах во время экзаменов. Выяснилось, что люди в состоянии сильного волнения выдают свои реакции, которые можно записать с помощью специального прибора. Сначала это был цилиндр с закопченной лентой, потом прибор усложнили. Новые исследования назвали “сопряженной моторной методикой”. Они совершили переворот в криминалистике, но были вскоре прекращены по указу партии. Еще бы, сколько политических дел могло развалиться, благодаря такому изобретению. Зато в Америки наработки Лурии и Леонтьева успешно реализовали в детекторе лжи. Там же в скором времени было издано его первое серьезное монографическое исследование “Природа человеческих конфликтов”, на родине автора книга увидела свет только спустя 70 лет.
Всю научную жизнь Александра Лулии можно сравнить с деревом, которое рубили на корню, а оно вновь прорастало вопреки всему.
Так, в 1931 году он уезжает в экспедицию в Среднюю Азию с целью исследовать особенности поведения и мышления жителей отдаленных районов. Лурия отправляет шуточную телеграмму Выготскому, в которой пишет: “У узбеков нет иллюзий”. Он и подумать не мог, что за эту шутку с обвинениями в классовых исследованиях и расизме, ему придется уйти из института психологии.
Лурия начинает изучать влияние наследственных факторов у близнецов уже в стенах медико-генетического института. Но и эту работу зарубили, после объявления генетики лженаукой.
Что делать дальше? Эмиграция, жизнь в забвении и работа в стол, лагеря. Но Александр делает крутой поворот от подобных сценариев и, закончив экстерном медицинский, идет простым врачом ординатором в институт нейрохирургии к профессору Бурденко.
Там он начинает смело соединять медицину и психологию, создавая новую науку – нейропсихологию. Ее задачей было не только выяснить, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои наступили во всех остальных психических процессах, но и, опираясь на неповрежденные участки мозга, найти обходной путь для восстановления утраченных функций.
Большой практический опыт новая наука обрела в военные годы. Лурия трудился в уральском госпитале, проводя сложнейшие операции, спасая и возвращая к жизни даже безнадежных больных.
Вскоре после окончания войны к лженаукам была причислена и психология, начались гонения, лаборатория нейропсихологии, которой ученый отдал 15 лет, была закрыта. Дома стоял чемодан с вещами, в любой момент Лурию могли арестовать.
Смерть Сталина стала для Александра Романовича началом новой жизни. В свои 50 лет он становится незаменимым человеком в академии педагогических наук, выезжает за границу, начинает общаться с мировым научным сообществом, становится членом академий наук США, Франции Британии.
В Москву к нему едут учиться со всех концов света. На его лекции толпами идут не только врачи, но и режиссеры, актеры, все, кому интересна человеческая психика. Он мог бы с успехом работать в лучших университетах США и Европы, но продолжал жить и творить на благо своей страны, и, каждый раз возвращаясь из заграничных поездок с охапками подарков для коллег и семьи, говорил, – “А у нас то – лучше!”
О его шутках и розыгрышах ходили легенды. Он писал стихи и сказки, знал более 10 языков, увлекался фотографией, был душой компании, талантливейшим организатором и руководителем, заботливым мужем и отцом.
Любовь к искусству связала Лурию с Эйзенштейном, перед талантом которого ученый преклонялся. Именно Лурия настоял, чтобы мозг Эйзенштейна после его смерти был сохранен в неизменном виде и отдан науке. Сам ученый не боялся смерти, говоря, – «нет ничего проще, чем умереть. Смерть – это просто возвращение к тому, что было до рождения, но все же, как коротка жизнь».
Александр Лурия умер в 75 лет, оставив громадное научное и творческое наследие. Он внес важнейший вклад в развитие различных областей психологии, таких как психолингвистика, психофизиология, детская психология, этнопсихология.
Его открытия и достижения актуальны по сей день, и имеют широкое практическое применение.
Вот список основных публикаций ученого, многие из которых написаны в жанре романтической науки.
• Лурия А. Р. Речь и интеллект в развитии ребенка. — М., 1927.
• Лурия А. Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. — М., 1930 (в соавт. с Л. С. Выготским).
• Лурия А. Р. Учение об афазии в свете мозговой патологии. — М., 1940.
• Лурия А. Р. Травматическая афазия. — М., 1947.
• Лурия А. Р. Восстановление функций после военной травмы. — М., 1948.
• Лурия А. Р. Умственно отсталый ребенок. — М., 1960.
• Лурия А. Р. Лобные доли и регуляция психических процессов. — М., 1966.
• Лурия А. Р. Мозг и психические процессы. — М., 1963, Т.1; М., 1970. Т.2.
• Лурия А. Р. Высшие корковые функции и их нарушение при локальных поражениях мозга. — М., 1962, 2-е изд. 1969.
• Лурия А. Р. Психология как историческая наука. — 1971.
• Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
• Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М., 1974.
• Лурия А. Р. Нейропсихология памяти. — М., 1974. Т.1; М., 1976. Т.2.
• Лурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. — М., 1976.
• Лурия А. Р. Язык и сознание (idem). — М., 1979.
• Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти.
Источник