Лурия речь и интеллект в развитии ребенка

Лурия речь и интеллект в развитии ребенка thumbnail

Совместив знания из области медицины и психологии, Александр Романович Лурия, основал новую науку – нейропсихологию. Если вам интересно, как устроена работа головного мозга, стоит прочитать эту статью. Она посвящена методике Лурии, которая успешно используется по сей день, и его главной теоретической модели.

Непризнанный гений

Активно научной деятельностью Лурия занимался в первой половине ХХ века. Его прогрессивные идеи опережали советскую действительность, поэтому не были приняты обществом. Но признание он получил за рубежом.

Прежде чем перейти к изучению концепции Лурии, отметим интересные факты из жизни учёного:

  • Методика Лурии легла в основу принципа действия изобретенного в США детектора лжи.
  • В 1932 году в США опубликовали первую серьёзную работу учёного под названием «Природа человеческих конфликтов». В России же внимание этому труду уделили лишь 70 лет спустя.
  • 1950 год ознаменовался началом гонений на психологическую науку, что сильно повлияло на деятельность Лурии. Из-за появившихся угроз, он так и не смог закончить работу по изучению формирования психических процессов у близнецов.
  • В 1953 году Лурия обвинялся по делу врачей, так как в институте дефектологии, где он трудился, было слишком много работников еврейских кровей.
  • В 1953 году учёный выезжает за границу и восстанавливает научные связи. Именно в это время он получает настоящее признание и поддержку ведущих университетов Франции, США и Великобритании.

Таким образом, непризнанный в родных пенатах гений, оказался услышанным за рубежом. Более того, там его труды высоко ценились и использовались как в медицине, так и в психологии.

Что такое нейропсихология?

Эта наука изучает взаимосвязи между структурным и функциональным строением головного мозга и поведением субъекта. Первое изучает медицина, а второе – психология. По мнению Лурии, цель нейропсихологии – понять, какие функции мозга нарушены в результате повреждения, как это нарушение влияет на остальные процессы, и как с помощью здоровых участков мозга восстановить работу повреждённых.

Лурия разработал концепцию в нейропсихологии, которая помогала восстанавливать работу мозга многим пациентам, раненым во время войны. Благодаря этой концепции он стал выдающимся учёным двадцатого века.

Основы нейропсихического анализа Лурии

Согласно концепции Лурии о функциональных блоках мозга, структура этого органа представлена следующим образом:

  • энергетический блок, отвечающий за регуляцию, поддержание тонуса и бодрствование;
  • операционный блок, отвечающий за органы чувств;
  • блок программирования психических процессов.

Задача энергетического блока – обработка информации интероцептивного характера, то есть той, что поступает в мозг от внутренних органов.  Главная функция этого блока – обеспечение примитивных механизмов, поддерживающих организм в тонусе и режиме бодрствования. Благодаря работе энергетического блока происходит активация организма. Если его работа нарушается, то человек становится вялым, истощенным, ухудшается его память, внимание, теряется равновесие эмоционального состояния.

Операциональный блок принимает, перерабатывает и хранит экстероцептивную информацию – ту, которая поступает из внешней среды. То есть, он тесно связан с органами чувств. Затылочная часть головного мозга отвечает за зрение, теменная – за осязание, височная – за слуховые сигналы. Соответственно, от локации повреждения зависит то, в каких органах чувств будет сбой.

Блок программирования психических процессов располагается в лобных долях головного мозга. Он работает на основе целей и замыслов, четко поставленных сознанием. Когда происходит поражение данного участка, страдают двигательные навыки и деятельность, основанная на целеполагании. Движения теряют плавность, человек не может ставить цели, строить планы, находить решения и средства для реализации задач.

Все три блока тесно взаимосвязаны, и только при совместной их работе обеспечивается нормальное психическое поведение. Однако советский ученый доказал, что многие нарушения работы головного мозга можно устранить путем усиленного развития неповрежденных участков. Яркий пример можно привести со времен войны. Первым пациентом Лурии стал Лев Засецкий, получивший серьезное ранение в голову, в результате которого он перестал читать, потерял память и ориентацию в пространстве. Исследования показали, что у пациента не поражен участок головного мозга, отвечающий за письмо. На этом и был сделан упор. Засецкий исписал тысячи листов прежде, чем смог вернуться к нормальной жизни. Развивая письменный навык, он смог частично восстановить работу других отделов мозга. В результате ему даже отказали в постановке первой группы инвалидности после выздоровления.

Методика оценки памяти

Еще одно значимое достижение Лурии – разработка эффективной методики заучивания слов. Сегодня она в основном используется для оценки памяти и диагностики отклонений в работе головного мозга у детей. Суть методики состоит в следующем:

  • выбирают 10 никак не связанных между собой слов;
  • проверяющий зачитывает слова ребенку и просит повторить то, что он запомнил;
  • процедура повторяется до тех пор, пока ребенок не повторит все произнесенные слова.

Если с первого раза ребенок запомнил 4-5 слов, а все слова произнес после 3-5 повторов, его память работает хорошо, и функции мозга в норме. О нарушениях нервной системы и дисфункциях мозга, пусть даже незначительных, будет говорить тот факт, что после 5 повторов ребенок не смог произнести все 10 слов.

Такой тест можно провести и со взрослым. При этом если возникают проблемы с повторением слов, то это в большинстве случаев указывает не на плохую память, а на расстройство внимания.

В заключение хочется сказать о том, что знать о строении и работе головного мозга нужно, но большее внимание всё же следует уделить развитию мозговой деятельности. Ведь чем больше мы работаем над своим мышлением и когнитивными способностями, тем легче нам решать задачи в повседневной жизни и на работе. Тренируйте мозг вместе с Викиум! Курс «Развитие мышления» научит логически мыслить, находить причинно-следственные связи и нестандартные решения в разных ситуациях.

Читайте также:  Ларго развитие ребенка от 0 до 4 лет

Источник

Лурия А.Р.

Лурия Александр Романович (16.07.1902 – 14.08.1977) – профессор, доктор педагогических наук , доктор медицинских наук, действительный член Академии Педагогических наук РСФСР, действительный член АПН СССР, принадлежит к числу выдающихся отечественных психологов, получивших широкую известность своей научной, педагогической и общественной деятельностью. В течение более чем 50-летней научной работы Александр Романович внес важный вклад в развитие различных областей психологии.

Лурия родился в г. Казани, в семье известного врача-терапевта Р.А.Лурия, окончил факультет общественных наук Казанского университета в 1921 г. и в 1937 г. – 1-й Московский медицинский институт. В 20-х гг., как ученик Л.С.Выготского, он участвовал в создании отечественной психологической науки, в разработке теории культурно-исторического развития психических процессов. Его работы по объективному изучению аффективных состояний положили начало целому ряду аналогичных исследований как в России, так и за рубежом.

Докторская диссертация по педагогически наукам, подготовленная и защищенная в 30-е гг., была посвящена проблеме конфликтов. Начиная с 1940 г. Лурия проводил исследования, посвященные анализу мозговых механизмов психических процессов. Он создал новое направление в психологии – нейропсихологию, имеющую важное теоретическое и практическое значение.

Начиная с 1923 г. Лурия проводил большую педагогическую работу: он преподавал в Академии Коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, в Москве. Педагогическом дефектологическом институте, а с 1945 г. – в Московском университете (на кафедре психологии философского факультета); с 1968 по 1977 г. он заведовал кафедрой нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова.

Под руководством Александра Романовича защищено более 50 кандидатских диссертаций, многие из его учеников стали докторами наук. За свою плодотворную научно-педагогическую деятельность он был награжден орденом В.И.Ленина, орденом «Знак почета» и медалями Советского Союза.

Лурия имел высокий международный авторитет, он являлся зарубежным членом Национальной Академии Наук США, Американской Академии Наук и Искусств, Американской Академии Педагогики, а также почетным членом ряда зарубежных психологических обществ (британского, французского, швейцарского, испанского и др.).

Лурия А.Р. на видео

Книги (12)

Высшие корковые функции человека

Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга.

Монография «Высшие корковые функции человека» – основной труд А.Р.Лурии по нейропсихологии – научной дисциплине, сложившейся на стыке психологии, медицины (неврологии, нейрохирургии) и физиологии.

В этой работе впервые в систематическом виде изложены основные положения нейропсихологии, показана историческая преемственность нейропсихологии как науки о мозговых основах психики, определены основные нейропсихологические понятия (психическая функция, синдром, симптом, фактор и др.), дано новое понимание высших психических функций как единиц нейропсихологического анализа последствий локальных поражений мозга, сформулирована теория системной динамической локализации высших психических функций и описаны нейропсихологические методы их исследования.

Лекции по общей психологии

Лекции Лурия А. Р. — это университетский курс по общей психологии и интересны они не только как исторический документ. Они современны и для студентов-психологов, и для преподавателей, читающих эту дисциплину, и для широкого круга читателей, интересующихся психологией.

Лекции отличает целостный синтетический подход к дисциплине, уровень и форма изложения материала. Лекции Лурия А. Р. актуальны прежде всего с методологической и теоретической точек зрения и займут достойное место среди современной учебной литературы.

Маленькая книжка о большой памяти

Начало этой истории относится еще к двадцатым годам прошлого века. В лабораторию автора – тогда еще молодого психолога – пришел человек и попросил проверить его память.

Человек – будем его называть Ш. – был репортером одной из газет, и редактор отдела этой газеты был инициатором его прихода в лабораторию…

Нейропсихология памяти

Данная книга является продолжением книги А Р. Лурия «Нейропсихология памяти (Нарушение памяти при локальных поражениях мозга)», выпущенной издательством «Педагогика» в 1974 р.

В монографии рассматриваются нарушения памяти и сознания, которые возникают при поражениях межуточного мозга, древней коры и внутренних отделов лобных долей, описываются отдельные клинические синдромы нарушения памяти в зависимости от локализации патологического процесса.

Книга рассчитана на психологов, физиологов, невропатологов и психиатров

Основные проблемы нейролингвистики

В книге рассматриваются варианты изменения и нарушения процессов кодирования и декодирования речевого сообщения при поражениях мозга различной локализации.

Приводится серия наблюдений, позволяющая сделать вывод, что указанные процессы имеют сложное строение и состоят (по крайней мере) из набора трех звеньев. Так, декодирование включает: выделение лексических элементов и их значения; понимание синтаксических отношений, в которые эти элементы вступают; выделение общего смысла сообщений. Кодирование же предполагает участие таких звеньев, как создание общего замысла, формирование его речевой схемы, выбор лексических компонентов и построение синтаксических структур, моторное воплощение высказывания.

Основы нейропсихологии

Эта книга, издаваемая к 100-летию со дня рождения А.Р.Лурия, предназначена для студентов в качестве учебного пособия еще самим автором. Она построена как учебный курс, в котором кратко излагается содержание нейропсихологии как учебной дисциплины.

Автор подробно анализирует психологическую структуру и мозговые механизмы отдельных психических процессов – восприятия, произвольных движений и действий, внимания, памяти, речи, мышления.

Раскрывает популярную сегодня среди нейропсихологов и клиницистов модель трех основных блоков мозга, в которой реализованы представления автора о целостном характере деятельности мозга при осуществлении психических процессов и об основных типах их нарушений.

Письмо и речь. Нейролингвистические исследования

В книге представлены две его монографии: «Очерки психофизиологии письма» (1950) и «Основные проблемы нейролингвистики» (1975). Обе они посвящены анализу психологической структуры письма и речи, проводимому с помощью нейропсихологического метода.Книга может быть полезна также студентам – филологам и педагогам, широкому кругу читателей, интересующихся проблемами речи и ее механизмов.

Травматическая афазия

Эта монография дает возможность уточнить ряд основных клинических понятий о поражениях мозговой деятельности и научно обосновать методы восстановления нарушенных мозговых функций.

Прослеживая динамику афазических симптомов на последовательных этапах травматической болезни, автор дает новое теоретическое освещение этих расстройств, исходя из данных обшей мозговой патологии и тех положений о системной локализации функций, которые являются достижением современной и прежде всего советской неврологической мысли.

Этапы пройденного пути

Книга «Этапы пройденного пути» представляет собой последовательное изложение научных проблем, которые разрабатывались выдающимся советским психологом А.Р. Лурией в течение всей его жизни.

Его научная автобиография – неотъемлемая часть истории и современного состояния советской и мировой психологической науки. Разрабатывая концепции исторического происхождения психических функций человека, А.Р. Лурия совместно с Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым закладывал основы советской психологии.

Язык и сознание

Эта книга не ставит перед собой задачу проложить новые пути в одной из самых сложных областей науки — проблеме отношения языка и сознания.Ее задача скромнее: представить в сводном виде те основные положения, которые сложились за последние десятилетия в советской психологической науке, и несколько сблизить эти положения с основными данными современной лингвистики.
Книга составлена из курса лекций, которые автор в течение многих лет читал на факультете психологии Московского университета, и поэтому совершенно естественно, что она рассчитана прежде всего на студентов-психологов и на тех представителей смежных дисциплин, для которых вопрос о роли языка в формировании сознания и сознательной деятельности представляет интерес.

Природа человеческих конфликтов

Объективное изучение дезорганизации поведения человека.

Тема книги «Природа человеческих конфликтов» – дезорганизация человеческого поведения, проблема взаимодействия воли, аффекта и поведения. Предпринята пытка рассмотреть психику в динамике, в единстве сознательных и неосознаваемых механизмов, в перспективе онто- и патогенеза.

Разработанный для этих целей метод сопряженных моторных реакций – прообраз современного «детектора лжи». А.Р.Лурией был собран богатейший материал по конфликту аффективных процессов в разнообразных экспериментальных и естественных стрессовых ситуациях. Опыты проводились с детьми, студентами, преступниками и с людьми, имеющими психическую патологию. Итоги исследования позволили сформулировать целостный, системный взгляд на поведение человека, описать приемы преодоления деструктивных состояний, придать вес психологическому методу анализа нейродинамических процессов, увидеть связь между культурой и моторными реакциями человека.

Ссылка на книгу удалена с сайта по просьбе издательства.

Страница: 123

Добавить отзыв

Читайте также:  Презентации для развития ребенка

Источник

А вы замечали, что когда ученый (или группа ученых) пытается создать научное направление, концепцию, которая зиждется на принципах и основах двух дисциплин, то получается нечто качественно новое и интересное? Причем такие идеи обычно значительно опережают свое время. Одним из таких ученых был Александр Романович Лурия, очень удачно попытавшийся создать науку на стыке двух обширных сфер знания – медицины и психологии. Перед тем, как прочитать статью, подумайте, как вы бы определили, что такое нейропсихология? А пока давайте более подробно познакомимся с её отцом и его главной теоретической моделью.

Лурия – неугодный ученый

И тут вы, наверное, подумаете: «Очередной гений, которого не признавали на родине и сослали в Сибирь». Однако нет. Главная причина, по которой этот ученый может признаваться «неугодным», – это то, что если проанализировать факты его жизни, то становится понятно, что идеи Лурии действительно носили прогрессивный характер, опережали советскую действительность, поэтому общество не могло их принять. И все же общество обществу рознь:

  • Лурия был основателем принципа действия детектора лжи. Его методика, по которой отслеживали преступников в зависимости от их реакции на вопросы, легла в основу детектора лжи, изобретенного в США.
  • Первая серьезная работа Александра Лурии «Природа человеческих конфликтов» была опубликована в США в 1932 году. На родине – спустя только 70 лет.
  • Работа, посвященная изучению влияния генетических и психических факторов в формировании психических процессов у близнецов, так и не была закончена из-за нависшей угрозы ареста.
  • В 1950 году начались гонения на психологическую науку что сводило все труды Александра Романовича Лурии фактически к нулю.
  • В 1953 году по делу врачей Лурия обвинялся в наличии слишком большого количества работников-евреев в институте дефектологии. В этот период ученый никогда не выходил из института в одиночку, чтобы на случай ареста был свидетель.
  • Настоящее признание ученый получил после 1953 года, когда через три года он выехал за границу и восстановил важные научные связи с крупными учеными, в том числе с Джеромом Брунером, и получил признание ведущих университетов Франции, США, Великобритании.

Как видно, идеи Лурии приносили большую пользу и восторг не в советских пенатах, а за рубежом.

Что же такое нейропсихология?

Сегодня под нейропсихологией понимают научное направление, стремящееся к пониманию взаимосвязи между структурным и функциональным строением головного мозга («нейро») и поведением живого существа (психология).

Сам ученый отмечал, что целями нейропсихологии являются понимание того, какая функция нарушена в результате поражения мозга, какие сбои произошли в остальных психических процессах и, опираясь на здоровые участки мозга, как вернуть обходной путь для восстановления утраченной функции.

Чтобы понять смысл нейропсихологии давайте вспомним два примера из практики А. Р. Лурии.

Исследователю довелось работать в условиях Второй мировой войны, и этот опыт в его практике оказался очень продуктивным. Двое раненых, поступивших в нейрохирургический госпиталь в поселке Кисегач Челябинской области, стали объектом наблюдения и лечения врача Лурии.

Первый пациент, Лев Засецкий, получил ранение в голову, а вместе с этим разучился читать и писать, потерял память и способность ориентироваться в пространстве. Доктор решил сделать уклон на непораженных участках мозга, а именно на письме, которое можно было восстановить. Около 3 тысяч листов было исписано Засецким, что помогло вернуть его к нормальной жизни. Бывшему младшему лейтенанту даже отказывали в выдаче первой группы инвалидности.

Читайте также:  Центр развития ребенка 2437

Соломон Шерешевский – второй пациент, страдавший синдромом выдающейся памяти. Обратный случай, в котором пациент демонстрировал невероятные способности запоминания различного материала. Как следствие, возникновение странных ассоциаций и образов. Возможно, вы знаете людей, которые очень хорошо запоминают любую информацию, причем даже ненужную, что сильно мешает им нормально жить. Доктор посоветовал Шерешевскому разрабатывать свои системы запоминания только необходимой информации, а свою особенность применить в профессии, чему и последовал пациент, который направил свою жизнь в русло нормального и комфортного состояния.

Таким образом, очевидно, что Александр Лурия был выдающимся ученым двадцатого века, разработавшим концепцию в рамках нейропсихологии, которая смогла помочь многим пациентам и не только. Итак, давайте рассмотрим основные моменты концепции Александра Лурии.

На чем зиждется теория Лурии?

Главной концепцией нейропсихического анализа Лурии стало изучение функциональных блоков головного мозга, располагающихся в разных его частях и выполняющих разные функции. В соответствии с концепцией, в структуре мозга выделяется три блока:

Энергетический блок

По-другому этот блок называется блоком регуляции, поддержания тонуса и бодрствования. Энергетический блок обрабатывает информацию интероцептивного характера (не пугайтесь, это страшное слово означает поступление информации из внутренней среды, то есть непосредственно из органов). К примеру, если вы голодны, из желудка в энергетический блок головного мозга поступает сигнал, что нужна еда для дополнительной энергии. Вот вы и идёте на кухню или в кафе, чтобы пополнить запасы системы.

Данный блок называется так, потому что его главная функция заключается в обеспечении примитивных механизмов, связанных с поддержанием организма в тонусе и режиме бодрствования, а также с непроизвольным биохимическим самообеспечением организма.

Четко прослеживается активация организма благодаря работе энергетического блока, соответственно, отсюда идет непосредственная связь внимания, памяти, хранения и переработки любого вида информации.

При поражении энергетического блока в результате физического воздействия (травмы, контузии, серьезного ушиба и прочего) у пациента будут наблюдаться вялость, истощаемость (для легких форм поражения), ухудшение или потеря памяти, внимания, эмоциональная неуравновешенность и т.п.

Операциональный блок

Этот функциональный блок мозга также называют блоком приема, переработки и хранения информации, получаемой извне (то есть экстероцептивной, еще одно страшное словечко). Очевидно, что неким связующим звеном между нами и окружающей средой служат органы чувств. Соответственно, операциональный блок напрямую связан именно с их работой (естественно, верна и обратная зависимость).

Структура расположения отделов, отвечающих за органы чувств, такова:

  • затылочная часть отвечает за зрение;
  • теменная часть – за кожно-кинестетические сигналы;
  • височная часть – за слуховые.

Соответственно, при повреждении той или иной части головы могут наблюдаться проблемы со зрением, слухом и др. В частности, у школьников возникает проблема с пространственной ориентацией, когда, к примеру, ребенок перескакивает через абзац. Также при повреждении теменной части головы человек, ощупывая какой-то предмет, с трудом понимает, что это. Таким образом, не забывайте, «голова – всему начало». Берегите свою голову.

Получение информации операциональным блоком проходит три этапа, которые именуются информационными полями (или корковыми зонами):

  • Первичные поля (проекционные) воспринимают первичные сигналы извне, осуществляют их примитивный анализ.
  • Вторичные поля получают более сложную информацию из первичных корковых зон, подключают более комплексные анализаторы.
  • Третьи работают с комбинированной, сложной информацией и осуществляют многофункциональный анализ, отвечают за речь, интеллектуальную деятельность, символизацию.

Пока не забыли. Безусловно, необходимо иметь представление о структуре головного мозга, его функциональных центрах, блоках, теориях, описывающих работу самого загадочного и самого удивительного органа.

Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности

Если первый блок носил характер непроизвольно работающей системы, то здесь вся работа осуществляется благодаря четко поставленным замыслам и целям, которые зависят от нашей воли, самоорганизации и саморегуляции.

Данный функциональный блок располагается в лобных долях головного мозга, где также происходит регулирование опорно-двигательной системы. Поэтому при поражении данного участка головного мозга сформированные двигательные навыки страдают, деятельность, основанная на целеполагании, становится инертной, импульсивной. Проще говоря, повреждая блок программирования, расположенный в лобной части, человек рискует потерять плавность своих физических действий, а также разучиться строить планы, выбирать задачи, средства осуществления этих планов, целей и т.д.

Резюмируя вышеописанное, согласно трактовке структуры и функционирования головного мозга Александра Романовича Лурии, существует три блока: энергетический (отвечающий за внутренние процессы, память и внимание), операциональный (отвечающий за органы чувств, связь с внешним миром) и программирования психических процессов (блок целеполагания, мышления, анализа, движения в пространстве). Безусловно, все три блока между собой связаны и, работая только вместе, могут обеспечить нормальное психическое поведение человека. При этом при повреждении какого-либо из блоков неминуемо ухудшается работа других.

И напоследок

Сравните на секунду свой головной мозг и систему, на которой основано функционирование смартфона. Он также нуждается в поддержании полного или частичного заряда (тонус системы для её активации, способности хранить информацию и реагировать на неё). Смартфоны получают импульсы извне, при помощи сенсора и наших пальцев, тем самым обрабатывая запрос из окружающей среды (органы чувств в данном случае: камера, микрофон, динамик, тот же сенсор).

Однако смартфон пока что не обладает живым целеполаганием. Хотя алгоритмы, на которых базируется эта «маленькая светящаяся коробочка», в какой-то степени приближены к обработке информации и составлению планов и целей по её анализу. А как вы думаете, ждут ли нас в будущем по-настоящему умные смартфоны? И как оно далеко, это будущее? Можно ли сказать, что, помимо детектора лжи, главный герой нашего повествования стал еще и далёким прародителем искусственного интеллекта? Ждем ваших ответов в комментариях и, как обычно, …

Желаем вам успехов!

Источник