Логопеду задержка речевого развития у ребенка

Логопеду задержка речевого развития у ребенка thumbnail

Задержка речевого развития – это заболевание, при котором нарушены сроки формирования самостоятельной и осмысленной речи у ребенка. Чаще всего удается выявить это заболевание после 2,5-3-х лет. ЗРР – это одна из тех патологий, при которой медикаментозное лечение не является основным, и всегда дополняется логопедической коррекцией. Детский логопед-дефектолог необходим при лечении задержки развития речи, какой бы причиной не вызывалось это заболевание. Ход терапии контролирует невролог.

Логопедическая помощь при ЗРР

Логопедия является одним из разделов специальной педагогической науки. Она изучает все виды нарушений речи, разрабатывает способы их предупреждения, раннего выявления и коррекции методами специального образовательного процесса и воспитания. Среди основных задач этой науки нужно отметить:

  • изучение онтогенеза речи при разнообразных нарушениях;
  • выявление симптомов и определение степени нарушений;
  • изучение особенностей формирования речи при отклонениях в развитии;
  • разработка диагностических методов;
  • изучение этиологии нарушений речи;
  • разработка новых методов профилактики.

Как проводится коррекционная работа логопедом при ЗРР

Перед началом коррекционного курса, специалист дает логопедическое заключение при ЗРР. Оно составляется на основе проводимого обследования, которое включает в себя оценку физического состояния, уровня развития мелкой моторики и сформированности умения выполнять различные артикуляционные упражнения. Логопед определит уровень понимания и владения разговорной речью.

На начальном этапе логопед при задержке речевого развития старается уравновесить процессы возбуждения и торможения в ЦНС. В ряде случаев для этого потребуется помощь невролога, который назначит лекарственную терапию. Методы логопедической коррекции задержки речевого развития различны, но вся работа проводится в несколько этапов.

  1. После установления хорошего контакта с ребенком, логопед начинает игры на удержание и переключение внимания.
  2. Обучение выполнению просьб/инструкций – это является базовой основой для всей дальнейшей коррекционной работы. Чаще всего оптимальными являются сюжетные игры.
  3. Стимуляция подражательной деятельности. Подражание позволяет плавно переключить ребенка от неречевой активности к речевой. На этом этапе логопед отрабатывает с ребенком произношение основных гласных звуков и слогов.
  4. Обучение правильной ориентации в пространстве. Для этого логопед использует ритмичные виды деятельности – игры с мячом, лентами, водой. Одновременно стимулируется развитие мелкой моторики, для чего ребенку предлагается собирать конструктор, лепить из пластилина, собирать мелкие предметы, предварительно рассыпанные на пол.
  5. Изучение новых слов, что способствует пополнению пассивного словаря и расширению активного. Для этого могут использоваться красочные картинки, игрушки.
  6. Занятие с логопедом при ЗРР на начальном этапе завершает работа с зеркалом, перед которым ребенок проводит специальную артикуляционную гимнастику.

Важно! Каждое занятие с логопедом не должно превышать 40-60 минут. Это оптимальное время, в течение которого ребенок не утомляется, у него сохраняется интерес к занятию и способность к усвоению нового материала.

Логопедический массаж

Логопедические занятия ЗРР часто дополняются массажем. Он вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах лица, которые играют основную роль в процессе речеобразования. Массаж позволяет логопеду добиться следующих эффектов:

  • восстановление мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
  • устранение парезов и уменьшение интенсивности параличей;
  • активизация мышечных групп со сниженной сократительной способностью.

Как правило, логопед проводит от 10 до 20 сеансов массажа при ЗРР. Длительность первых сеансов не превышает 5-6 минут, к окончанию курса на одну процедуру отводится до 25 минут.

Неврологическая помощь при ЗРР

Неврология – раздел медицины, занимающийся изучением центральной и периферической нервных систем в нормальном и патологически измененном состоянии. ЗРР относится к заболеваниям неврологического профиля, и все медикаментозное лечение назначается неврологом. Нужно отметить, что лечение ЗРР не всегда проводиться исключительно неврологом – все зависит от причины заболевания.

Причина ЗРР

Основной специалист

Недостаточная культура в семье ребенка

Логопед

Родовая травма, асфиксия

Невролог

Гиперопека (ребенок без слов получает все желаемое)

Логопед

Частое нахождение в стационаре, хронические стрессы

Логопед

ЧМТ, воспаления мозговых оболочек любого генеза

Невролог

ЗРР, как осложнение после вакцинации

Невролог

Если логопедия при задержке речевого развития делает основной упор на процесс обучения ребенка, неврология старается устранить причину ЗРР лекарственными средствами. Все препараты, назначаемые неврологом, оказывают преимущественное действие на ЦНС.

Помощь невролога при задержке речевого развития

Все лекарственные средства назначаются только после предварительной диагностики. Из аппаратных методов нужно отметить эффективность электроэнцефалографии, КТ и МРТ. Они позволяют точно визуализировать состояние головного мозга, определить зону поражения. Только после этого невролог решает, какие именно лекарственные средства использовать для лечения.

Практически всегда логопедическая работа при задержке речевого развития ведется параллельно работе невролога. Если у ребенка ЗРР средней или тяжелой степени, обязательно подключается психолог. Задачей невролога является контроль эффективности назначенного им медикаментозного лечения, своевременный лабораторный контроль картины крови, состояния внутренних органов.

Важно! Логопед не имеет права назначать какие-либо лекарственные средства. Все они имеют противопоказания, которые можно выявить только после клинического обследования.

Среди основных групп препаратов, которые назначает невролог при задержке речевого развития нужно выделить:

  • ноотропы;
  • седативные (успокаивающие);
  • витамины;
  • адаптогены.

Все лекарственные средства, назначаемые неврологом, способствуют устранению основной причины заболевания – снимают отек мозга, восстанавливают нормальное кровоснабжения, снимают воспаление. После этого у ребенка появляется возможность догнать своих сверстников по уровню развития.

Диагностика невролога при ЗРР

Сроки лечения ЗРР

Прогнозировать точные сроки лечения этой патологии невозможно. В большинстве случаев логопедическая работа при ЗРР имеет не меньшее значение, чем участие невролога. Если оба специалиста успешно координируют свои действия друг с другом, удается добиваться заметных результатов уже через 1,5-3 месяца лечения.

Читайте также:  Пример заполнения карты индивидуального развития ребенка

Невролог при ЗРР старается устранить нарушения в деятельности ЦНС. Логопед при ЗРР правильно выстраивает учебный процесс, подбирает понятный и простой в усвоении материал, использует специальные развивающие методики. В большинстве случаев, если в ГМ не произошло необратимых изменений, удается нормализовать процесс становления речи у ребенка.

Видео

093

Источник

Статья:

ЧТО ТАКОЕ ЗРР

Задержка речевого развития (ЗРР) – это заболевание, которому характерно более позднее овладение устной речью по сравнению со сверстниками.

Особенностью заболевания можно назвать недоразвитые качества и объем словарного запаса, несформированность экспрессивной речи.

К 2-м годам у малыша отсутствуют фразы в речи, а в 3 года нет связной речи. При таком заболевании дети нуждаются в своевременной коррекции ЗРР. Консультации проводятся логопедом, неврологом, психологом и отоларингологом.

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

Причинами задержки речевого развития становятся первичные причины – внутриутробное развитие ребенка и рождение, и вторичные – биологического и социального происхождения.

Первичные причины

Внутриутробное развитиеРождение ребенка
  • Тяжелый токсикоз.
  • Нейроинфекции, перенесенные беременной.
  • Употребление алкогольных и наркотических веществ, курение.
  • Несовместимость резус-фактора и группы крови.
  • Гипоксия плода (снижение кислорода в органах и тканях).
  • Недоношенность.
  • Травмы, полученные в процессе рождения.
  • Асфиксия плода (удушье).

Вторичные причины

Биологического происхожденияСоциального происхождения
  • Генетическая предрасположенность.
  • Осложнения в результате вакцинации.
  • Заболевание, повлекшее снижение иммунной системы в раннем возрасте.
  • Родители черезчур сильно опекают малыша.
  • Запугивания ребенка.
  • Заниженная самооценка самих родителей.
  • Постоянное чувство тревоги у родителей.

Во время постнатального развития выделяется 3 критических этапа, во время которых даже незначительное влияние вредных химических, физических и биологических факторов может привести к различным проблемам нарушения речи.

  • I этап. Возраст 1-2 года. Происходит активное развитие корковых речевых зон. Неблагоприятные воздействия влекут за собой речевые нарушения.
  • II этап. Возраст 3 года. Развивается связная речь, Возможны проявления мутационного характера, заикание.
  • III этап. Возраст 6-7 лет. Критический возрастной период, свойственны “срывы” нервной деятельности, что влечет заикание и органические поражения головного мозга.

ПРИЗНАКИ ЗРР

Основными проявлениями задержки речевого развития у детей в возрасте до 3 лет считаются:

ВозрастПризнаки
до 1 годаРебенок ведет себя тихо, мало лепечет, отсутствует реакция на звуки и речь.
1,5 годаНе воспринимает простые слова и названия окружающих предметов; не откликается на свое имя; нет желания повторять за взрослыми слова; не совершает простейшие просьбы, такие как “садись”, “иди ко мне”.
2 годаВ речи применяет несколько слов,которые всегда повторяются в речи, а порой просто не разговаривает; попытки повторять за взрослыми минимальны; не может выполнить простые действия (принести/найти/показать игрушку).
2,5 годаНе может словесно обозначить окружающие предметы и части тела; по просьбе не выполняет действия; отсутствуют навыки составления фразы (например, из двух слов), что является причиной непонимания окружающих.
3 годаСобственная речь отсутствует совсем (может произносить заученные фразы или услышанные, например, по телевизору или на детской площадке); не способен составить простые предложения; звуки и слова нечеткие и смазанные; нет стремления играть со сверстниками; не понимает вопросов и не может дать ответ; не может назвать членов семьи.

При обнаружении подобных отличительных черт у ребенка необходимо обратиться к педиатру, чтобы установить диагноз.

ДИАГНОСТИКА ЗРР

Для того, чтобы определить этиологию (причины и условия возникновения болезни) заболевания, требуется комплексный подход.

Диагностика ЗРР включает в себя:

  • Изучение анамнеза жизни, истории заболевания и проживания с родными.
  • Проведение физикального осмотра: внешний осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. Дается оценка слуху, зрению, моторики мышц лица.
  • Проводиться беседа с родителями на тему проявления симптоматики: когда появились первые проявления, возможность влияния окружающих факторов, в том числе и внутри семьи.

Параллельно проведению общей диагностики ЗРР могут подключаться такие обследования, как:

  • ЭКГ.
  • МРТ.
  • ЭхоЭГ.
  • Дуплексное сканирование артерий головы.

В обследовании принимают участие логопед, психолог, психиатр, невролог и отоларинголог.

ЛЕЧЕНИЕ

Объем работы при коррекции детей с ЗРР обусловлен причинами, которые вызвали отставание в развитии речи. В первую очередь родителям следует позаботиться об организации комфортной и благоприятной среды для возможности стимуляции речевого развития.

Полное лечение включает в себя:

  • Прием медикаментозных препаратов. Очень важно, чтобы все лекарства строго выписывались лечащим врачом. Заниматься самолечением просто опасно. Препарат, который помог малышу вашей знакомой, может быть противопоказан вашему ребёнку. Помните об этом и не рискуйте.
  • Физиотерапия, электрорефлексотерапия и магнитотерапия восстанавливают работу разных отделов головного мозга, которые отвечают за дикцию, словарный запас, речевую деятельность и интеллектуальные способности.
  • Альтернативные способы лечения: иппотерапия (катания на лошадях), дельфинотерапия и тд. Такие способы коррекции ЗРР подбираются индивидуально.
  • Педагогическая коррекция. Логопед-дефектолог обеспечит исправление негативных тенденций развития и трудностей в обучении. Используются практические и наглядные средства реабилитации. Все занятия проводятся в игровой форме по индивидуальному плану.
  • Логопедический массаж языка, губ, щек, мочек ушей.

ЗАНЯТИЯ С ЛОГОПЕДОМ ПРИ ЗРР

Одновременно с проведением медицинских процедур и активного участия семьи в процессе реабилитации, необходимо проводить занятия с логопедом при ЗРР для правильного развития речи и познавательных процессов.

В раннем детском возрасте логопедические занятия уделяют особое внимание:

  • Развитию мелкой моторики.
  • Подвижным и пальчиковым играм.
  • Лепке, рисованию, конструированию, аппликациям.
  • Дидактическим играм: логопедическое лото, игру и упражнения на развитие речи.
  • Развитию пассивного и активного словарного запаса.
  • Формированию связной речи.

Работа по коррекции детей с ЗРР выстраивается поэтапно “от простого к сложному”. Таким образом, упражнения на экспрессивную речь начинаются со звукового произношения, далее идут слоги и простые слова. Только после освоения этих этапов наступает переход к фразам и предложениям.

Читайте также:  Методика обследования познавательного развития ребенка 6 7 лет

Такие занятия хорошо сочетаются с физическими упражнениями. Происходит воздействие на развитие моторики, а материал быстрее усваивается.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Статья:

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь – это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто – родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно – ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам – «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».

  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50-100 слов.

  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200-300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных – «мяу», «гав-гав» и т. д.

  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны – ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4-5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.

  • В 9 месяцев не лепечет.

  • В 1,5 года: не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».

  • В 2,5 года: знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.

  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) – это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи – ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.

  • Задержка экспрессивной речи – речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.

  • Расстройство рецептивной речи – ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.

  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку – ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.

  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка – ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.

  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека – в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи – ведь их и так понимают!

  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.

  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Читайте также:  Этапы развития ребенка школьного подросткового возраста

Темповая задержка речи, связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3-4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное – не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:

  • нарушения слуха;

  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;

  • нарушения зрения;

  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);

  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);

  • алкоголизм родителей;

  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);

  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист – дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либоневрологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики. В 4-5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению – главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.

Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.

  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры – лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно – в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.

  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент – чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник