Логопедия диагностика речевого развития ребенка

Логопедическое обследование ребенка крайне
необходимо для определения уровня его речевого
развития.
В последнее время отмечается рост числа детей с
минимальными мозговыми дисфункциями, которые
приводят к нарушению развития высших
психических функций, в том числе и речи.
Диагностическое исследование таких детей
представляет определённые трудности, т.к. у
данного контингента детей имеются не только
речевые, но коммуникативные и
эмоционально-волевые расстройства различной
степени выраженности.
Таким образом, диагностическое исследование, с
одной стороны, позволяет определить нарушение
или несформированность функциональных систем, в
том числе и речи, и тем самым подойти к причине
трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой
стороны – комплексная диагностика способствует
определению специальных коррекционных методов
обучения, которые могут оказать помощь в
преодолении этих трудностей.
Особое значение приобретают комплексные методы
диагностики в исследовании нарушений и
отклонений в развитии высших психических
функций у детей:
- Устной и письменной речи
- Особенностей процессов восприятия
- Внимания
- Памяти
- Мышления
- Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2
самостоятельных раздела:
- “Общая диагностика” (память, внимание, счёт,
мышление, эмоции). - “Речевая диагностика” (устная речь, чтение,
письмо, слухоречевая память).
Комплексное обследование, охватывающее как
речевые, так и неречевые возможности ребёнка,
позволяет провести качественную функциональную
диагностику и разработать стратегию эффективной
направленности коррекции.
ЧТО ВХОДИТ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ?
- Диагностика (около 1 часа)
- Консультация родителей
- Оформление логопедического заключения
- Обсуждение с родителями индивидуальной
программы сопровождения ребенка
Логопедическая диагностика
Проводится обследование состояния речи
ребенка по следующим направлениям:
- произносительная сторона
- фонематические процессы (слух и восприятие,
звуковой анализ и синтез) - словарь
- грамматический строй речи
- связная речь
- артикуляционная моторика (подвижность органов
речи) - мелкая моторика рук
Перед проведением диагностики предлагается
заполнить анамнез – анкету, в которой родители
описывают основные моменты развития ребенка,
начиная от рождения, условия его жизни. Все
полученные данные помогают понять причину
нарушения и спланировать свою работу так, чтобы
максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, ребёнку
рекомендуется необходимая программа развития.
Которая учитывает его речевые, возрастные и
индивидуальные психофизиологические
особенности.
Составляется ПРОТОКОЛ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ, который ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ПУНКТЫ:
- Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний
адрес. - Имена отчества родителей, кем работают, как
зовут других членов семьи, проживающих совместно
с ребёнком. - Жалобы родителей, характеристика воспитателей.
- Данные раннего развития: а) общего (кратко); б)
речевого (подробно, по периодам). - Строение органов артикуляции, подвижность их.
- Речь: а) импрессивная (понимание речи); б)
экспрессивная (владение собственной речью) — с
точки зрения фонетики, словаря, грамматического
строя; рассказ, пересказ. - Состояние вербального интеллекта.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
ОБСЛЕДОВАНИЯ
При обследовании общего развития ребенка необходимо
выяснить:
- на каком уровне находятся знания основных
цветов, геометрических форм, величины предметов
(Например, показать от самого высокого до самого
низкого и т.п.) - умение ориентироваться в пространстве (спереди,
сзади, вверху, внизу, сбоку); во времени (времена
года, части суток) - состояние конструктивной деятельности (сложить
разрезную картинку из двух-четырех частей); - знание элементарных математических понятий
(один, много, ни одного); - умение классифицировать предметы (обобщающие
понятия, выделение четвертого лишнего)
При обследовании речевого развития ребенка
проверяется активная и пассивная речь. Здесь
необходимо выяснить:
- понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
- какими речевыми средствами пользуется он в
общении; - подражает ли речи взрослого;
- как отвечает на вопросы (односложно или
развёрнутыми фразами); - использует ли мимику, жесты.
ОБСЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОГО СЛОВАРЯ
- Предметный словарь:
- покажи и назови предметы (куклу, машину, часы,
книгу, зеркало); - покажи и назови части тела (руку, нос, колено,
локоть, лоб, пальцы, шею); - покажи и назови части предметов (дома, машины,
самолета, куклы, часов); - покажи и назови животных (кошку, собаку, зайца,
волка, лису, лошадь, козу). - Предикативный словарь:
- покажи и назови, что делает конкретный человек
(едет, идет, ест, сидит, плывет); - покажи и назови, что делает человек на картинке
(шьет, вяжет, гладит, готовит) - Классификация предметов:
- назови предметы одним словом (овощи, фрукты,
игрушки, животные, птицы, посуда, мебель,
транспорт, инструменты); - узнай предметы по характерным признакам (что
состоит из кабины, кузова, колес, фар, руля,
сиденья – машина).
ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ
- Единственное и множественное число
существительных (покажи карандаш/карандаши;
возьми себе шары, а мне дай шар); - единственное и множественное число глаголов
(покажи, где плывет, а где плывут); - настоящее и прошедшее время глаголов (покажи,
где мальчик складывает кубики, а где сложил; где
ловит рыбу, а где поймал); - формы мужского и женского рода глагола (угадай,
про какую картинку я сказал –
нарисовал/нарисовала дом, читал/читала книгу); - нахождение предмета по названному признаку
(мужскому, женскому, среднему роду
прилагательного): дай мне картинку, на которой
синий (шар), синее (море), синяя (шапка); - предлоги и предложно-падежные конструкции (где
находится предмет?)
ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твою маму?
- Как зовут твоего папу?
- Есть ли у тебя брат, сестра?
- Кто старше (младше)?
- Кто еще с тобой живет?
- Какая твоя любимая игрушка?
- С кем ты подружился в детском саду?
Составление предложений по картинкам.
Составление предложений по опорным словам.
СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНКЕ, ИЛИ
СЕРИИ КАРТИНОК.
СОСТАВЛЕНИЕ рассказа по описанию игрушки.
По результатам диагностики делается заключение о
состоянии речи ребёнка. В ходе консультации
знакомлю родителей с результатами обследования,
отвечаю на вопросы и информирую о необходимости
логопедической помощи. По показаниям
предлагаю сопровождение ребёнка по
индивидуальной программе, учитывающей его
речевые, возрастные и индивидуальные
психофизиологические особенности и
составленной на основе разработанных логопедических
программ.
Литература:
- Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова “Дидактический
материал по обследованию речи детей ” изд-во
“АРКТИ” 2009 г.
Источник
Вероника Успенская
Диагностика уровня речевого развития у детей логопедической группы
1. Состояние связной речи
1.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда.
• «Курочка ряба», обр. К. Ушинского
• «Колобок», обр. К. Ушинского
• «Репка», обр. К. Ушинского
1.2. Пересказ текста из нескольких предложений.
• «Котенок». У Кати жил котенок. Катя любила котенка. Она поила котенка молоком. Котенок любил играть с Катей.
Оценивается в баллах:
0 баллов – составлен самостоятельно; полностью передано содержание; соблюдена связность и последовательность изложения, грамматические нормы; употреблены разнообразные языковые средства.
1 балл – составлен с некоторой помощью (побуждения, наводящие вопросы); полностью передано содержание; отмечаются отдельные нарушения связности, отсутствие художественно-стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений.
2 балла – используются повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия.
3 балла – составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста, смысловые ошибки; нарушена последовательность; бедность и однообразие языковых средств.
2. Описательный рассказ
•Описать игрушку: Что это? Какая? Как с ней можно играть?
Оценивается в баллах:
0 баллов – игрушка описана самостоятельно, последовательно; полностью и точно.
1 балл – игрушка описана самостоятельно или с небольшой помощью; в целом – правильно, но не полно; морфолого-синтаксические нарушения.
2 балла – игрушка описана по наводящим вопросам, неполно, неточно; лексические и синтаксические затруднения.
3 балла – игрушка описана с помощью, по наводящим вопросам; крайне бедный словарь; нет последовательности; выраженный аграмматизм, затрудняющий восприятие рассказа.
3.4. Прочесть наизусть небольшое стихотворение.
Оценивается в баллах:
0 баллов – прочитано самостоятельно, правильно, выразительно.
1 балл – прочитано при минимальной помощи взрослого.
2 балла – договаривает за взрослым стихотворные строки.
3 балла – не может рассказать стихотворение.
Речевой лист
Общие сведения:
1. Фамилия, имя, отчество ребенка ___
2. Дата рождения___возраст при поступлении: ___
3.Домашний адрес:___телефон: ___
4. Речевое окружение: ___
5.Сведения о родителях:
мать: ___отец: ___
6. Решение ГПМПК от ___ № протокола ___ принят в логопедическую группу (профиль) ___ на срок ___дата поступления:___
7.Заключение ГПМПК: ___
Анамнез:
1.Наличие заболеваний у родителей до рождения ребенка:
речевых ___ нервно-психических ___ хронических___
2. Беременность по счету ___
3. Характер протекания беременности ___
4. Протекание родов ___
5. Когда закричал ребенок и как ___
6. Наблюдалась ли асфиксия, гипоксия ___
7. Резус-фактор и совместимость ___
8. Вес и рост при рождении ___ оценка по Апгар ___
9. Когда принесли кормить ___ как взял грудь___ как сосал ___
10.Вскармливание: грудное ___ искусственное ___
11. Срок выписки из роддома ___
12.После выписки из родильного дома: особенности сна ___ особенности бодрствования ___
Физическое развитие:
Появление удержания головы ___ самостоятельное сидение ___
ползание ___ хождение ___
Появление первых зубов ___ количество зубов к году ___
Перенесенные заболевания:
1. До 1 года ___
2. После 1 года ___
3. Ушибы, травмы головы ___
4. Инфекционные заболевания ___
5. Судороги при высокой температуре ___
Речевое развитие:
1. Появление гуления ___ лепета ___ первых слов ___ фраз ___
2. Характер развития речи ___
3. С какого времени отмечено нарушение речи ___
4. Отношение членов семьи к речевому дефекту ___
5. Занимался ли ребенок с логопедом ___ результаты этих занятий ___
6. Лечение у других специалистов ___
___
Данные о нервно-психическом и соматическом состоянии ребенка
(заключения разных специалистов из медицинской карты):
Педиатра: ___
Невролога: ___
Офтальмолога: ___
Хирурга: ___
Других специалистов: ___
Вывод:___
Состояние анатомического строения артикуляционного аппарата:
губы: ___
зубно-челюстная система: прикус – ___
строение челюсти: ___
зубы ___
язык ___
подъязычная уздечка ___
маленький язычок ___
небо ___
Вывод: ___
Логопедическое заключение при поступлении в речевую группу: ___
Дата: ___
Учитель-логопед: ___
Логопедическое заключение при выписке из речевой группы:
___
№протокола ПМПк ДОУ: ___
Рекомендации:
___
Куда выбыл ребенок: ___
Дата: ___
Учитель-логопед: ___
Протокол логопедического обследования ребенка 4 – 5 лет
Изучение неречевых психических функций
1. Общие данные.
___
2.Состояние слухового внимания:
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3.Исследование зрительного восприятия:
3.1.Восприятие цвета: ___
___
3.2.Восприятие формы: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
4. Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
4.1.Ориентировка в пространстве: ___
___
4.2.Ориентировка в схеме тела: ___
___
Оценка в баллах: ___
4.3.Складывание картинок из частей: ___
___
Оценка в баллах: ___
4.4. Складывание фигур из палочек по образцу,затем по памяти: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
Исследование состояния моторной сферы.
1.Состояние общей моторики: ___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
2.Состояние ручной моторики:
2.1.Исследование статической координации движений: ___
___
2.2.Исследование динамической координации движений: ___
___
2.3.Навыки работы с карандашом: ___
___
2.4.Манипуляции с предметами: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3. Состояние моторики артикуляционного аппарата.
3.1.Исследование двигательной функции губ: ___
3.2.Исследование двигательной функции челюсти: ___
3.3.Исследование двигательной функции языка: ___
3.4.Исследование функции мягкого неба: ___
Оценка в баллах: ___
4.Состояние динамической организации движений артикуляционного аппарата: ___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
5.Обследование мимической мускулатуры:
5.1.Исследование объема и качества движений мышц лба: ___
___Исследование объема и качества движений мышц глаз: ___
___
5.2.Исследование возможности произвольного формирования определенных мимических поз: ___
___
5.3.Исследование объема и качества движений мышц щек: ___
___
5.4.Исследование символического праксиса: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
Состояние языковых и речевых средств.
1. Обследование фонетической стороны речи.
Звук Произношение звука Характер нарушения произношения
Изолированно В слогах В словах В предложении Отсутствие звука Искажение звука Замена звука Смешение звуков
Ы
А
У
О
И
Э
С
С*
З
З*
Ц
Ш
Ж
Ч
Щ
Л
Л*
Р
Р*
Б
Б*
П
П*
Д
Д*
Г
Г*
К
К*
Х
Х*
М
М*
Н
Н*
В
В*
Ф
Ф*
Т
Т*
АЙ
ЕЙ
ЬЯ
ЬЁ
Вывод: ___
___
Оценка в баллах: ___
2. Изучение состояния просодики.
2.1.Голос:
•По силе: ___
•По высоте: ___
•По тембру: ___
2.2.Темп речи: ___
2.3.Мелодико-интонационная окраска: ___
2.4.Ритм: ___
2.5.Паузация: ___
2.6.Дикция: ___
2.7.Дыхание: ___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3. Обследование слоговой структуры слова.
Вид слоговой структуры слова Отклонения в воспроизведении слогового состава слова Примеры произношения
Элизии Персеверации Антиципации Контаминации Итерации Литеральная парафазия
Односложные слова с закрытым слогом (3 класс)
Двусложные слова из 2 прямых открытых слогов (1 класс)
Двусложные слова с 1 закрытым слогом (4 класс)
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова (5 класс)
Односложные слова со стечением согласных в начале слова (11 класс)
Односложные слова со стечением согласных в конце слова (12 класс)
Двусложные слова со стечением согласных в начале слова
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине слова (13 класс)
Двусложные слова со стечением согласных в конце слова
Двусложные слова из закрытых слогов (6 класс)
Трехсложные слова из 3 открытых слогов (2 класс)
Трехсложные слова с последним закрытым слогом (7 класс)
Трехсложные слова со стечением согласных (8 класс)
Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (9 класс)
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (10 класс)
Четырехсложные слова со стечением согласных
Четырехсложные слова из открытых слогов (14 класс)
Многосложные слова из сходных звуков
Вывод: ___
___
Оценка в баллах: ___
4. Обследование фонематического слуха.
4.1. Повторение слоговс оппозиционными звуками: ___
___
4.2. Дифференциация оппозиционных звуков,не смешиваемых в произношении: ___
___
4.3. Дифференциация оппозиционных звуков,смешиваемых в произношении: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
5. Обследование состояния фонематического анализа и синтеза. ___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
Обследование импрессивной стороны речи.
1. Обследование понимания номинативной стороны речи.
1.1. Показать предмет, который назовет логопед: ___
___
1.2.Узнавание предметов по описанию: ___
___
1.3. Предъявление «конфликтных»картинок: ___
___
1.4. Понимание действий,изображенных на картинках: ___
___
1.5. Понимание слов,обозначающих признаки: ___
___
1.6.Понимание пространственных наречий: ___
___
Вывод: ___
2. Обследование понимания предложений.
2.1. Выполнение действий в одной просьбе,предъявленной на слух в предложениях различной сложности: ___
___
2.2.Исправить предложение: ___
___
2.3.Понимание сравнительных конструкций: ___
___
3. Обследование понимания грамматических форм.
3.1.Понимание логико-грамматических отношений: ___
___
3.2. Понимание отношений,выраженных предлогами: ___
___
3.3.Понимание падежных окончаний существительных: ___
___
3.4.Понимание форм единственного и множественного числа существительного: ___
___
3.5.Понимание рода прилагательных: ___
___
3.6.Понимание числа прилагательных: ___
___
3.7.Понимание единственного и множественного числа глаголов: ___
___
3.8.Понимание настоящего и прошедшего времени глаголов: ___
___
3.9.Понимание формы мужского и женского рода глаголов: ___
___
Вывод: ___
___
Оценка в баллах: ___
Состояние экспрессивной речи
1. Обследование словарного запаса.
1.1. Обследование слов,обозначающих предметы: ___
___
1.2. Обследование слов,обозначающих действия: ___
___
1.3. Обследование слов,обозначающих признаки предметов: ___
___
1.4.Обследование знаний временных отношений: ___
___
Вывод: ___
___
Оценка в баллах: ___
2. Обследование грамматического строя речи.
2.1.Составление предложений по сюжетной картинке: ___
___
2.2.Согласование прилагательных с существительными единственного числа: ___
___
2.3.Согласование прилагательных с существительными множественного числа: ___
___
2.4.Употребление числительных 2 и 5 с существительными: ___
___
2.5. Состояние словоизменения.
•Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа: ___
___
•Употребление существительных в косвенных падежах без предлога: ___
___
•Употребление предложно-падежных конструкций: ___
___
2.6. Состояние словообразования.
•Употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: ___
• Образование названий детенышей животных: ___
___
Вывод: ___
___Оценка в баллах: ___
3. Состояние связной речи.
3.1. Пересказ знакомой сказки с опорой на рисунки в книге и вопросы логопеда: ___
___
3.2.Пересказ текста из нескольких предложений: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3.3.Описательный рассказ: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
3.5.Прочесть наизусть небольшое стихотворение: ___
___
Вывод: ___Оценка в баллах: ___
Дата заполнения: ___
Учитель-логопед: ___
Источник
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Пояснительная записка
Логопедическое обследование направлено на выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, а также глубины и степени.
Задачи логопедического обследования:
1) изучить условия воспитания и развития ребёнка на основе беседы с педагогом, родителями и анализа документов;
2) выявить уровень развития ведущей деятельности и оценить в соответствии с возрастными нормативами;
3) выявить характер особенности эмоционально-личностной и познавательной сферы общего психического развития ребёнка;
4) оценить состояние связной речи с точки зрения предметно-смыслового и лексико-синтаксического её оформления;
5) определить степень овладения компонентами языковой системы.
Каждый ребёнок должен обследоваться индивидуально, в зависимости от характера и тяжести речевого нарушения, с выборочным использованием стандартных логопедических заданий.
Использованные методики.
Логопедическое обследование проводится в первые две недели сентября и первые две недели мая. Для проведения полного логопедического обследования мной были использованы в адаптированном варианте методики: А.Р. Лурия, «Логопедический альбом» Иншаковой О.Б., «Альбом по развитию речи» Володиной О.С., тесты для детей 4-5 лет. Речевой материал был подобран с учётом требований программы детского сада.
При логопедическом обследовании ребёнка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений. При этом выявляется не только то, какой компонент речевой деятельности нарушен, но и какова взаимосвязь его с другими нарушениями или сохранными компонентами речи.
Обследование ребёнка должно быть комплексным, то есть включающим как педагогическое заключение, так и медицинский диагноз.
Полученная во время обследования информация фиксируется в речевых картах, которые заводятся на каждого обследуемого ребёнка. Логопедическое заключение аргументируется данными первичного обследования.
Технология проведения логопедического обследования.
1. Сбор общих сведений.
Сбор общих сведений начинается с изучения медицинской и педагогической документации, имеющейся на обследуемых детей, а также со сбора сведений о них у медицинского персонала, воспитателей ДОУ, у родителей ребёнка.
Выясняются такие сведения о детях как: возраст, домашний адрес, заключения врачей – специалистов, справляется ли ребёнок с программой детского сада, данные о родителях, течение беременности и родов, раннее психомоторное развитие ребёнка, речевой анамнез.
2. Обследование состояния общей моторики.
Обследуются следующие стороны общей моторики: двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб; произвольное торможение движений; статическая организация движений; динамическая организация движений; пространственной организации двигательного акта; исследование темпа и ритмического чувства.
Все предлагаемые задания выполнялись по показу, затем по словесной инструкции.
В протоколе фиксируются нарушенные и сохранные стороны общей моторики.
3. Обследование произвольной моторики пальцев рук.
Все предлагаемые задания ребёнку выполняются по показу, а затем по словесной инструкции.
а) Исследование статической координации движений. Ребёнку предлагается ряд упражнений, например, распрямить ладонь со сближенными пальцами на правой, а затем на левой руке и удержать в вертикальном положении под счёт от 1 до 15. Эту же пробу предлагается выполнить обеими руками. Предлагается 8 проб.
б) Исследование динамической координации движений. Ребёнку предлагается выполнить пробы под счёт, например, пальцы сжать в кулак – разжать (5 – 8 раз на правой руке, левой и обеих). Выполняется 6 проб.
4. Обследование состояния органов артикуляционного аппарата.
Изучение состояния органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции.
а) Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата. Обследование начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое: отмечается выраженность носогубных складок, их симметричность, открыт рот или закрыт; наличие слюнотечения; характер линии губ и плотность их смыкания; имеются ли гиперкинезы мимической мускулатуры. Затем переходим к осмотру органов артикуляции, в ходе которого отмечаются особенности строения и дефекты анатомического характера следующих органов: губ, языка, зубов, мягкого нёба, челюстей, твёрдого нёба.
б) Обследование моторики органов артикуляционного аппарата.
Это обследование проводится для изучения функционального состояния активных органов артикуляционного аппарата и включает исследование двигательных функций органов артикуляции, динамической организации движений этих органов и изучение состояния мимической мускулатуры.
Все предъявляемые ребёнку задания вначале проводятся по показу, а затем о словесной инструкции при многократном повторении предлагаемого комплекса движений.
в) Обследование мимической мускулатуры.
Это исследование позволяет обнаружить поражение черепно – мозговых нервов. Предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции.
5. Обследование фонетической стороны речи.
Это исследование направлено на изучение состояния компонентов фонетики: звукопроизношения и просодики.
а) Обследование произношения звуков.
При обследовании обращается внимание, как на произношение согласных звуков, так и на произношение гласных. Отмечается, как ребёнок произносит звук в различных фонетических условиях: изолированно, в слогах, в словах, во фразовой речи. Применялись задания, состоящие в многократном повторении одного звука.
Для проверки произношения звуков используются специально подобранные предметные и сюжетные картинки. В их названиях должны быть такие слова, в которых исследуемый звук стоит в начале, середине конце слова. Проверяются следующие группы звуков: гласные – а, о, у, э, и, ы; свистящие, шипящие, аффрикаты – с, сь, з, зь, ц, ш, ж, щ, ч; сонорные – р, рь, л, ль, н, нь, м, мь; глухие и звонкие парные – п-б, т-д, к-г, ф-в в твёрдом и мягком звучании, йотированные гласные.
На основе полученных данных, нами определялся характер нарушения произношения: отсутствие звуков; искажение звуков; замена звуков или их смешение.
Результаты обследования фиксируются в протоколе.
б) Состояние просодики.
Характеризуются следующие стороны просодической стороны речи: голос, темп речи, мелодико-интонационная окраска речи, дыхание.
6. Обследование слоговой структуры слова.
У ребёнка обследуется умение произносить слова различной слоговой сложности. При этом ребёнку сначала предлагаются для называния предметные картинки, затем логопед называет слова для отражённого произношения. Особо выделяются слова, которые произносятся без искажения слогового и звукового состава.
7. Обследование состояния функций фонематического слуха.
Предлагаемые задания применяются для определения того, как ребёнок воспринимает и различает каждый звук речи. Для этого использовались предметные картинки, а также различные акустические раздражители.
8. Обследование звукового анализа слова.
Ребёнка просят выполнить следующие пробы: определить количество звуков в словах; выделить последовательно каждый звук в словах ; выделить согласный звук в начале слова и т.п.
9. Обследование понимания речи.
В этот раздел обследования входят следующие подразделы: обследование понимания номинативной речи ( ребёнок должен назвать, что изображено на предъявляемых ему предметных и сюжетных картинках). Выявляется понимание ребёнком слов – признаков, пространственных наречий; обследование понимания предложений; обследование понимания грамматических форм ( понимание логико – грамматических отношений, отношений выраженных предлогами и т.п.).
10. Обследование активного словаря.
Называние предметов.
Материалом исследования служит картинный материал, подобранный:
А) по математическому признаку (части тела, игрушки, овощи, фрукты, одежда, обувь, посуда, домашние и дикие животные, мебель, транспорт и т.д.). Перед ребёнком выкладываются предметные картинки и задаются вопросы: «Назови кто (что) нарисован(о) на картинке?;
Б) по ситуативному признаку (сад, огород, магазин и т.д.).
Перед ребёнком выкладываются сюжетные картинки (например «Лес») и даётся задание: «Внимательно рассмотри картинку и ответь на вопросы: «Кто живёт в лесу? Что растёт в лесу?».
Дополнение тематического ряда, начатого экспериментатором.
Материалом исследования служит ранее предложенный картинный материал.
Перед ребёнком выкладываются предметные картинки (морковь, лук и т.д.) и даётся задание продолжить смысловой ряд. Затем спрашивают: «Как одним словом можно назвать всё перечисленное?»
Придумывание к картинкам названий, состоящих из одного слова.
Материалом исследования служат сюжетные картинки («Улица», «Зима», «Осень», «Лето», «Семья», «Школа» и т.д.).
Перед ребёнком выкладывается сюжетная картинка и даётся задание: «Придумай к картинке название из одного слова».
Называние предмета по описанию.
Ребёнку предлагаются вопросы, характеризующие предмет: «Как называется помещение, где читают и выдают книги?», «Кто косой, слабый, трусливый?» (по признакам), «Что светит, сияет, греет?» (по действиям) .
Называние слов для обозначения действия.
Материалом исследования служат картинный материал и вопросы экспериментатора.
Ребёнку задают вопросы:
Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).
Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает ит.д.).
Что делает щенок?
Что делает птичка? и т.п.
Называние признаков предмета.
Материалом исследования служат упражнения с предметными картинками.
Ребёнку даётся задание – найти признаки предметов.
А) Морковь сладкая, а редька… (какая?), ручей узенький, а река… (какая?) и т.д.;
Б) Какими словами можно охарактеризовать:
Солнышко, – какое оно?
Небо, – какое оно? и т.п.
В) Какими словами можно сказать о повадках птиц, животных:
Сорока, какая она?
Воробей, – какой он? Ворона, какая она? Лиса, какая она?
Г) Какими словами можно сказать о внешнем виде птиц, животных?
Сорока, – какая она? Воробей, какой он?
Называние слов – наречий.
Материалом исследования служат упражнения с предметными и сюжетными картинками. И вопрос Как? (волк, черепаха, листья, Новый год).
Перед ребёнком выкладывается картинный материал и задаются вопросы:
Как мчится волк со своей добычей?
Как передвигается черепаха?
Как падают на землю листья?
Как вы встречаете новогодний праздник?
Подбор родственных слов.
Материалом служат слова, предложенные экспериментатором: скворец, глаз, клюв, лес, кот, вода, труд ,храбрость, печальный радоваться.
Ребёнку предлагается слово стимул и даётся задание: «Подбери к этому слову другое, родственное». (Скворец – скворчонок, скворчата, скворечник).
Подбор слов – антонимов.
Материалом служат слова и словосочетания, предложенные экспериментатором:
Ребёнку предлагается слово – стимул и даётся задание: «Подбери к данному слову другое, противоположное по смыслу»:
Большой – маленький Светлый – тёмный
Холодный – горячий Высокий – низкий
Чистый – грязный Старший – младший
Твёрдый – мягкий Мокрый – сухой
Тупой – острый Широкий – узкий
Подбор слов – синонимов.
Материалом исследования служат слова, предложенные экспериментатором:
Ребёнку предлагается слово – стимул и даётся задание: «Подбери к данному слову другое, близкое по смыслу».
Боец, радость, врач, ненависть, верный, громкий, тайна, быстрый, сильный, умный.
Подбор категориальных слов.
Материалом исследования служит набор картинок, обозначающих видовые понятия (морковь, лук, репа, картофель, яблоко, вишня, слива, абрикосы, стол, стул, диван и т.д.):
А) Ребёнку предлагается набор картинок и задаётся вопрос: «Как можно назвать одним словом все эти предметы?» (морковь, лук, репа, картофель).
Б) Экспериментатор перечисляет предметы (стол, стул, диван и т.д.) и просит ребёнка назвать их одним словом.
Обследование грамматического строя и связной речи.
Ребёнку предлагаются задания на составление предложений по сюжетной картинке и серии картинок; составление предложений по опорным словам; пересказ знакомого и незнакомого текста после прослушивания; рассказ из собственного опыта; задания на словоизменение и словообразование.
Заключение
Полученные результаты обследования позволяют сформулировать логопедическое заключение на каждого ребенка .Описание уровней общего недоразвития речи, а также возможные клинические диагнозы. Составить индивидуальный план работы на каждого ребенка.
Выстроить тематический план организации содержания образовательной работы, детализировать его поквартально и недельно, чётко определить взаимосвязь тем и разделов.
Это способствует не только преодолению незрелости познавательно-речевой сферы детей, но и их социальному адаптированию к окружающей действительности, формированию познавательных интересов, способностей, развитию творческого воображения.
Источник