Логопедическое сопровождение развития ребенка в доу
Логопедическое сопровождение дошкольников в условиях ФГОС ДО
Целью работы логопеда ДОУ является своевременное выявление нарушений устной речи первичного характера и оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения, в освоении ими образовательных программ. Во ФГОС дошкольного образования говорится о вариативности содержания образовательных программ. Организация самостоятельно с учётом Примерных программ ДОО разрабатывает и утверждает Образовательная программу ДОУ, определяет объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
Для каждого логопеда в условиях перехода на ФГОС ДО важно продумать какими формами работы, какими приёмами, методами, средствами организовать сотрудничество детей и взрослых для полноценной амплификации детского развития и формирования предпосылок универсальных учебных действий (УУД) при переходе на школьный уровень образования? Каким образом при построении образовательной деятельности учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка?
Одним из основных принципов, заложенных в нормативных документах, на основе которых был разработан стандарт дошкольного образования, является принцип уважения личности ребёнка. Ребёнок не объект, а субъект образования и равноправный участник образовательных отношений, поэтому у него есть выбор содержания своего образования. Современному ребёнку необходимы качества:
- интерес к миру и культуре;
- избирательное отношение к социокультурным объектам и разным видам деятельности;
- инициативность и желание заниматься той или иной деятельностью;
- самостоятельность в выборе и осуществлении деятельности;
- творчество в интерпретации объектов культуры и создании продуктов деятельности.
Для развития этих качеств для каждого возрастного периода – 0-1год, 1-3 года, 3-6(7) лет, 6(7)- и дальше по мере взросления с учётом ведущей деятельности перед логопедом ДОУ стоит задача проектирования социальной ситуации развития ребёнка.
Уже в безречевом периоде через эмоциональное общение ребёнок способен освоить нормы отношений в кругу окружающих его людей и выражать своё состояние через интонированное гуление и лепет.
Дальше начинается знакомство ребёнка с предметным миром. В первой младшей группе усваиваются различные способы деятельности, в том числе органами артикуляции. Ребёнок играет с составными и динамическими игрушками, предметами-заменителями, оречевляет свои действия, пробует менять положение языка, губ, воспроизводит различные артикулемы, звукоподражания, слоги, а затем и слова. В результате начинает происходить быстрое пополнение пассивного и активного словарного запаса, восприятие смысла стихов и сказок, звуков музыки. Речь окружающих, воспитателя и родителей в этот период трудно переоценить. Она должна являться эталоном – чёткой, чтоб ребёнок смог слышать порядок звуков в слове, правильной с точки зрения построения предложений. Роль логопеда в этот период очень значима в плане профилактики речевых нарушений. Необходимо тесно взаимодействовать с воспитателем, родителями, проводить консультации и обучающие семинары по культуре речи.
С трёх лет и до поступления ребёнка на следующую ступень образования, в школу, ведущей деятельностью выступает игра. В игре ребёнок осваивает социальные нормы, устанавливает закономерности взаимоотношений между людьми, проигрывает разные роли, выстраивает интересные для него ситуации и примеряет различные виды речевого поведения. В непринуждённой обстановке игры легче формируется лексико-грамматический строй речи, фонемный строй. Ребёнок не боится ошибиться. Он занимается словотворчеством. Ребёнку пока не знакомы общепринятые нормы языка в полном объёме, законы словообразования и словоизменения, употребления предлогов и т.д. Но он уже экспериментирует, придумывает свои слова. И пусть у него пока в игре кошка с котёнком, а собака с собачонком. У ребёнка есть возможность права выбора средств реализации и содержания своей деятельности. Ребёнок мыслит, ребёнок обязательно сравнит, как придумал он сам произнести нужное ему слово, и как произносят это слово окружающее. Логопеду важно в этот период понимать значимость ведущей деятельности. При построении образовательных ситуаций опираться на онтогенез развития речи ребёнка. Не стоит форсировать события. Ребёнок имеет право ошибиться. Он должен пройти период ошибок. Когда ребёнок только учился ходить, он падал и не раз, а теперь уверенно себя чувствует. Ребёнок осваивает родной язык и окружающую его среду. Логопеду в этот период стоит, применяя метод следящей диагностики, отслеживать динамику речевой активности ребёнка во время режимных моментов, самостоятельной деятельности, чтобы не упустить момент своевременного выявления нарушений речевого развития ребёнка, грамотно выстроить образовательную траекторию сопровождения на период преодоления дефекта.
Стандарт определяет направленность программ дошкольного образования на создание условий развития ребёнка, открывающихся возможности для позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей; на создание развивающей образовательной среды как системы условий социализации и индивидуализации детей.
Новым в Стандарте является понятие «образовательная среда». Внешние, социальные компоненты образовательной среды определяют развитие личности ребёнка. Внутренние компоненты образовательной среды предполагают понимание ребёнком своего места в социальных отношениях со сверстниками и с взрослыми, вырабатывают отношение ребёнка к окружающей действительности.
В Стандарте выделено пять образовательных областей. В работе логопеда эти направления развития идут параллельно. Ребёнка надо подвести к тому, чтобы он умел общаться, договариваться, аргументированно отстаивать свою точку зрения – это социально-коммуникативное развитие; много знал – это познавательное развитие; смог выразить свои мысли- это речевое развитие; видел красоту окружающего мира – это художественно-эстетическое развитие; был здоровым, имел развитую артикуляционную, мелкую и общую моторику – это физическое развитие.
Всё это позволит при планировании коррекционной работы с ребёнком и в процессе образовательного процесса воплотить принципы дошкольного образования:
- полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация ) детского развития личностно-развивающий характер выстраивания взаимоотношений на практике;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- поддержка инициативы ребёнка во всех видах деятельности;
- соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития;
Стандарт определяет Программу ДОУ как программу психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей. Для логопеда это может означать снятие регламентированных временных рамок для устранения речевого дефекта. Теперь, опираясь на ФГОС ДО, можно работать с ребёнком столько, сколько необходимо для устранения выявленного речевого нарушения.
Список использованной литературы:
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/Под общ. редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112с. ISBN 978-5-9925-0936-6
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. – М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с. (Правовая библиотека образования). ISBN 978-5-9949-1024-5
Источник
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Для профилактики речевых нарушений у детей раннего возраста в логопедии определилось особое направление под названием «Превентивное логопедическое воздействие». Суть его заключается в том, что ранняя диагностика и комплексная коррекция (в нашем случае – профилактика) с первых лет жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, но и предупредить появление вторичных, достичь более высокого уровня общего развития детей, в частности, их речи. Известный петербургский ученый доктор медицинских наук, ведущий сотрудник института эволюционной физиологии и биохимии им.И.М. Сеченова Российской академии наук Е.П.Харченко утверждал: «Несформировавшаяся в соответствующий момент раннего развития ребенка функция мозга (и в частности речь) часто не развивается нормально либо вообще не развивается в более поздние сроки, поскольку мозг оказывается уже на другом этапе развития, и невозможно воспроизведение предшествующих стадий структурно-функциональных отношений, соответствующих развитию и становлению этой функции… и в лечении, и в логопедической коррекции любого отставания развития ребенка важно не опоздать. Опасность промедления чревата тем, что дефект развития будет невозможно обратить или уменьшить».
Отсутствие каких-либо профилактических мер по предупреждению речевых нарушений в адаптационный период в раннем дошкольном возрасте может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи: нарушению процесса общения и обусловленные им трудности дальнейшей адаптации в детском коллективе (ребенка не понимают и не хотят принимать его в игру), речевому негативизму (отказу какой-либо деятельности), вторичной задержке познавательной деятельности (ни для кого не секрет – существование взаимосвязи речи и мышления).
Наряду с важнейшими направлениями работы с малышами, такими как развитие наглядно-действенного мышления, продуктивных видов деятельности (изобразительной и конструирования), физического развития свои особенности имеет и непосредственно логопедическая работа: ежедневные упражнения мимической, артикуляционной, дыхательной гимнастики с использованием коротких ритмичных рифмованных текстов, а также ярких картинок и игрушек в качестве зрительной опоры. В младшей группе логопед не занимается формированием укладов отсутствующих или неправильно произносимых детьми звуков. Даже уточнением произношения сохранных звуков он начинает только тогда, когда все дети овладели фразовой речью.
Одной из важнейших задач в непосредственной образовательной деятельности является эмоциональное благополучие малышей. Установление частого эмоционально-положительного контакта подразумевает использование преимущественно индивидуального общения воспитателя с ребенком и формирование у детей мотивации к общению между собой. В нашем детском саду эту часть педагогического процесса курируют педагог-психолог и старший воспитатель.
Исходя из требований к речевому развитию детей раннего возраста для воспитателей и родителей подобраны разнообразные темы консультаций:
- «Речь ребенка от 2 до 3 лет»
- «Проверьте слух у ребенка»
- «Если в диагнозе стоит ПЭП…»
- «Если ребенок не говорит»
- «Тренируем пальчики – развиваем речь»
Работа с детьми раннего возраста требует особого подхода. Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения занятий. Чтобы построить работу наилучшим образом, логопед также должен хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи, мышления, деятельности и т. д.
Итак, в работе с детьми раннего возраста следует учитывать следующие моменты:
- Ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения
Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение
Содержание материала должно соответствовать детскому опыту
Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала
Необходимо контролировать длительность занятия
Необходима четкая структура занятия
Малышам необходима положительная оценка их деятельности
Ранняя профилактика нарушений речевого развития имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, подготовке их к школьному обучению в полном объеме, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики.
Рекомендуемая литература:
- Ковалева И.А. Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста в адаптационный период // Логопед. 2009. № 1.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. М., 2008.
- Нищева Н.В. Важно не опоздать! Специфика логопедической работы с детьми младшего дошкольного возраста // Логопед. 2012. № 6.
- Нищева Н.В. Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). СПб., 2012.
- Ульянова А.А. Cотрудничество учителя-логопеда с родителями «неорганизованных детей» раннего возраста при ДОУ // Логопед. 2011. № 6.
- Янушко Е. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5 – 3 лет. М., 2008.
Источник
Н.Н. Ерёмина
г. Троицк
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ В РАМКАХ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ ЛОГОПЕДА
Аннотация: Статья посвящена содержанию и организации логопедического сопровождения ребенка, используя технологические процессы, учитывая индивидуальные особенности дошкольника.
Ключевые слова: технология, сопровождение, учебно-методическая работа, коррекционное обеспечение, направления, формирование.
N. N. Eremina
TECHNOLOGICAL SUPPORT IN PRE-SCHOOL EDUCATION THROUGH THE WORK OF A TEACHER OF SPEECH THERAPIST
Abstract: the Article is devoted to the content and the organization of ic support of a child using technological processes, taking into account the individual characteristics of the preschooler.
Key words: technology, support, educational-methodical work, rel support, direction, formation.
Введение ФГОС ДО требует изменения методической работы в дошкольном учреждении. Модернизация технологического сопровождения образовательного процесса дошкольного учреждения направлена на переход от традиционного образовательного процесса к деятельностному, и вопрос методического сопровождения в ДОУ на сегодняшний день особо актуален. Большую роль играет методическое и технологическое обеспечение педагогов – это приобретение учебно-методических комплексов, методических средств, проекторов, экранов т. е. оснащение образовательного процесса. Это и создание сопровождающей продукции: программ, моделей, планирования – играет максимальную роль в развитии детей дошкольного возраста.
В работе используются и электронные презентации – это один из современных технологических методов работы, способствующий решению многих задач, а именно:
– возможность точной, доступной и яркой передачи информации;
– одновременное использование различных форм справочной информации: аудио-, видеоизображения, анимация текста;
– внедрения информационных технологий во все виды и направления образовательной работы.
Классификация технологопедагогического сопровождения в дошкольном образовании:
-Личностно – ориентированные педагогические технологии;
-Технологии саморазвития;
-Технологии, предполагающие построение образовательного процесса на деятельной основе;
-Технология, предполагающее построение образовательного процесса личностно-смысловой и эмоционально – психологической основе;
-Игровые технологии;
-Здоровьесберегающее технологии;
-Технология проектной деятельности;
-Технологии исследовательской деятельности;
-Информационно – коммуникационные технологии.
Технологическое сопровождение сегодня выступает как, направление в поддержки и помощи ребенку для решения задач в развитии, обучении, воспитании, социализации. Определяется как целостная система организованной деятельности, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития ребенка. В то же время следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности логопеда или педагога, но и других специалистов – психолога, дефектолога, социальных работников, педагога в структуре образовательных организаций. Речевая функция является одной из важнейших функций человека, так как в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.
Учитель-логопед, основываясь на результатах исследования речевого развития ребенка, определяет направления работы, разрабатывает программу логопедического сопровождения, проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции нарушений речи, консультативную и просветительскую работу с родителями детей. Следовательно, технологическое сопровождение в логопедической работе представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих профилактических, организационных и просветительских мероприятий.
Основные направления технологического сопровождения детей:
– Коррекционное: создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими нарушения речи уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
– Мониторинговое: отслеживание динамики речевого развития детей, их успешности в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
– Профилактическое: создание условий, направленных на профилактику нарушений в развитии устной и письменной речи воспитанников дошкольного возраста.
– Просветительское: создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
Под технологией понимают процесс последовательного, пошагового осуществления, разработанного на научной основе – педагогической проблемой. Процесс решения задач пронизывает всю деятельность логопеда, можно внедрить при формировании технологического сопровождения коррекционную деятельность, работая с дошкольником.
Принятие решения – акт формирования последовательности действий, ведущих к достижению цели на основе преобразования информации об исходной ситуации. Технологическое сопровождение является центральным на всех уровнях переработки информации и психической регуляции в системе целенаправленной, коррекционной деятельности логопеда.
Д. Пойа утверждает, что «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» – поэтому добиться высоких результатов в работе учителя-логопеда позволят:
– тщательный отбор дидактического и наглядного материала к занятиям;
– оптимальное распределение времени на каждый этап занятия;
– компетентная, научно-обоснованная подача учебного материала;
– использование разнообразных технологических форм и методов логопедического воздействия;
– использование компьютерных технологий и технических средств обучения.
Технологическое сопровождение российского образования определяет необходимость существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования. Особое значение придается логопедическому сопровождению, которое направлено на устранение речевых нарушений, препятствующих освоению основной образовательной программы.
Библиографический список
- Абрамова И.В., Горькова К.А. Логопедическое сопровождение детейс ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 5-2. – С. 301-305.
- Куижева З. Н. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в инклюзивной образовательной среде // Молодой ученый. – 2016. – №13. – С. 821-824.
- Научно-методический журнал Коррекционная педагогика. – 2014.- № 4. – С. 62.
- Новоселова С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. -13-16.
- Недомеркова И.И. Годовой план работы дошкольной образовательной организации. Организационно-управленческое сопровождение реализации ФГОС // – М.: Учитель. – 2015. – С. 501.
- Сыпченко, Е.А. Иновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ: метод. Пособие. – М.: Детство-Прес, 2013.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Источник