Логопедическое обследование ребенка 4 года

Представленные ниже материалы (для обследования ребенка 4-5 лет) не обязательно использовать в полном объеме. Обследование каждого ребенка индивидуально. Специалист в ходе ознакомительной беседы выявляет уровень речевого и общего развития ребенка, и в зависимости от этого выбирает материал необходимый для конкретного ребенка. Логопед следит за тем, чтобы ребенок не переутомился, чередует виды деятельности.

В ходе диагностики определяется уровень сформированности у ребенка фонетической системы (звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическая организация речи), фонематических функций, лексико-грамматического строя речи, речевой моторики, связной речи. Полученные данные помогают понять причину нарушения и спланировать коррекционную работу так, чтобы максимально помочь ребенку.

Логопедическое обследование детей 4-5 лет (пояснительная записка).

1. Обследование звукопроизношения (С 2-14).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

2. Обследование звуко-слоговой структуры слова (С 15).

Ребенок называет предметы, изображенные на картинках.

3. Обследование состояния фонематического восприятия (С 16-19).

Предложите ребенку поиграть в «попугая». Вы говорите, а попугай повторяет.

Повторение слогов с оппозиционными звуками:

па – ба, на – га, ба – на, га – да, та – да, ка – га, та – на, ва – та, мя – ма, ба – ма.

Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где миска? Где мишка?

Картинки: мишка – мышка, уточка – удочка, корка – горка, бочка – почка, трава – дрова.

Дифференциация оппозиционных звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам). Покажи, где рак? Где лак?

Картинки: рак – лак, суп – зуб, чашки – шашки, вечер – ветер, глаза – гроза, коза – коса, чеснок – щенок, миска – мишка, малина – Марина, цветик – Светик.

4. Обследование состояния фонематического анализа синтеза (С 20).

Выделение заданного звука из слов.

Выделение [м] («мычание телёнка») или [р] («моторчик») из слов: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

5. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи (С 21 – 22).

Проверяем объем и точность понимания значения слов.

Понимание различных грамматических форм (по картинкам):

  • дифференциация единственного и множественного числа существительных

    Картинки: чашка – чашки, гриб – грибы, мяч – мячи.

  • дифференциация предложно – падежных конструкций с предлогами (на, в, под, за, над, перед, около, по) Где гусеница?

Понимание словосочетаний и простых предложений.

Покажи – палочкой карандаш, карандашом палочку.

Понимание простых распространённых предложений, вопросительных предложений.



6. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи (С 23-37).

  • Активный словарь.

Существительные. Назвать предметные картинки по лексическим темам и обобщающие понятия. С 4 лет – игрушки, посуда, животные; с 5 лет – те же и обувь, овощи, фрукты, семья.

Назвать геометрические фигуры.

Глаголы. Что делает? (по картинкам)

(Птица – летает, рыба – плавает, змея – ползает, лягушка – прыгает, самолет – летает, лодка – плывет, машина – едет, собака – лает, кусает, ест, играет…)

Прилагательные.

«Назови цвета».

Подбор определений к слову: еж – какой?, солнце – какое?, конфета – какая? носки – какие? и т.д.

  • Состояние словоизменения.

Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа. Игра «Один – много» (по картинкам).

Картинки: стол – столы, шар – шары, мяч – мячи, рука – руки, кукла – куклы, дерево – деревья, лев – львы, стул – стулья.

Употребление имён существительных в косвенных падежах без предлога.

У меня есть карандаш. У меня нет карандаша. Я рисую карандашом.

  • Состояние словообразования

Образование названий детёнышей животных: у утки, у гуся, у лисы, у кошки.

7. Обследование связной речи (С 38-40).

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку (серию сюжетных картинок) и рассказать, что на ней (них) нарисовано.

Также по теме:

Источник

Логопедическое обследование детей 4-5 лет необходимо для определения уровня их речевого, коммуникативного и эмоционально-волевого развития. Изучение проводится комплексно и состоит из обследования речевых и неречевых возможностей ребенка, анализа анамнестических данных и беседы с родителями и педагогами (если происходит в детском саду).

Тему дополнит наш предыдущий материал о логопедическом массаже для детей.

Логопедическая диагностика дошкольников

Логопедическая диагностика состоит из следующего:

  • Заполнения карты анамнеза педагогом и родителями;
  • Обследования мелкой, общей и артикуляционной моторики ребенка;
  • Изучения объема словаря (пассивного – понимаемого, и активного – произносимого) малыша;
  • Проверки состояния грамматического строя, фонематических процессов (восприятие, анализ и синтез звуков) и связной речи.

Логопедическая диагностика младшего дошкольника

Методика обследования речи Акименко

В современных детских садах для логопедического обследования детей с речевыми нарушениями используется методика Акименко В. М. Это автоматическая компьютерная программа, проводящая тестирование и обработку полученных данных. Диагностика проводится по 15 основным разделам, включает в себя задания для детей, подробные инструкции и методические материалы для логопеда.

Дополнительная информация! После проведения тестирования программа позволяет вынести логопедическое заключение, поставить точный диагноз речевого нарушения и обозначить процесс коррекционной работы.

Исследование состояния фонематического восприятия

Состояние фонематического восприятия проверяется игрой в «Попугая». Малышу дается задание – повторить два звука: ка – га; па – ба ; ба – на. Затем происходит усложнение – повторить нужно не звуки, а слова: миска – мишка, лак – рак.

Проверка соблюдения рисунка и звуко-слоговой структуры слова

Соблюдение рисунка – это порядок воспроизведения слогов в слове. Дошкольник может «обрезать» сложнопроизносимые звуки в своей речи (ка – мышка), или переставлять их местами (барелина – балерина). При обследовании дошкольников пяти лет можно использовать слова, состоящие из 3-4 слогов, а также материалы со стечением согласных.

Занятия ребенка с логопедом

Исследование произношения и воспроизведения речи

В исследование произношения и воспроизведения речи включают:

  • изучение артикуляционного аппарата и артикуляционной моторики;
  • состояние звукопроизношения;
  • воспроизведения отдельных звуков и слов, а также связной речи.

В методике обследования артикуляционного аппарата особое внимание уделяется органам артикуляции: язык (длинный, короткий); зубы; мягкое небо (готическое, высокое, нормальное); губы (нормальные, заячья губа, тонкие, толстые). Немаловажную роль в произношении играет артикуляционная моторика. Основные упражнения: язык лопаткой и иголочкой, надуть щеки, улыбнуться и сделать трубочку губами.

Логопедическая диагностика, проводимая детям 3-4 лет, включает в себя большое количество упражнений, выполняемых по подражанию – логопед показывает, затем выполняет вместе с ребенком. В старшем дошкольном возрасте дошкольники выполняют задания по памяти и лишь новые упражнения отрабатывают с педагогом по подражанию (однако они не должны включаться в логопедическое обследование).

Дополнительная информация! Состояние произношения и воспроизведения речи проверяется по картинкам, методом заданий: «Покажи, где …». Картинного материала должно быть много, на каждый звук и слог.

Как проводится логопедическое обследование детей с нарушениями речи

На психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) проводится комплексное логопедическое обследование для детей с нарушениями речи с целью выставления правильного заключения и последующей коррекции в специализированном детском саду. Проведение обследования делится на этапы:

  1. Беседа с родителями и заполнение карты анамнеза (развитие ребенка до родов и первые 3 года жизни).
  2. Изучение моторики ребенка, его органов артикуляции. На данном этапе также отмечаются психические особенности ребенка (контактность, поведение) и вид дыхания, используемый малышом.
  3. Выявляется уровень нарушений звукопроизношения, грамматического и лексического строя речи.
  4. Диагностирование нарушений в связной речи, а также определение объема пассивного (понимаемого) и активного (произносимого) словаря.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Основные критерии обследования (тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха).

В логопедии у детей различают 3 типа дыхания: грудное (на вдохе грудь расширяется), диафрагмальное (нормальное) и ключичное (поднимаются плечи). Определяется в состоянии покоя, малыш должен сидеть, лежать или стоять.

Объем и сила воздушной струи выявляются при помощи упражнений на выдох – подуть на одуванчик (в весеннее и летнее время) или специальный логопедический материал (можно распечатать цветок, и «посадить» на него божью коровку, которую необходимо сдуть).

Плавность неречевого и речевого дыхания определяется логичностью остановок в речи ребенка. А длительность речевого выдоха – количеством слов, которые может произнести ребенок на выдохе (в четыре года это 5-7 слов в норме).

Дополнительная информация! Дыхание ребенка важно активно развивать в младшем дошкольном возрасте. Сделать это можно при помощи специальных упражнений из дидактических пособий по ФГОС.

Физиологические особенности и несовершенства в звукопроизношении у дошкольников

В возрасте 4-5 лет у малышей, как правило, стоят все молочные зубы. Несовершенства в звукопроизношении могут быть обусловлены малой подвижностью артикуляторных органов и особым строением артикуляционного аппарата.

Считается нормой, если у дошкольника к 5-и годам еще не стоят сложные звуки, такие как «р», «ш» и «л». Через год-второй они могут встать у него самостоятельно, без логопедической помощи.

Исследование состояния импрессивной (понимаемой) речи

Состояние импрессивной речи проводится на дидактическом материале и специальных пособиях. Педагог называет предмет: «Покажи мне самолет», ребенок должен указать на него.

Проверка неречевых психических функций

К проверке неречевых психических функций относят следующие исследования:

  • состояние звукового восприятия (откуда идет звук, дифференциация музыкальных инструментов);
  • состояние зрительного восприятия (показать определенный цвет, форму);
  • полноты моторики (ручной, общей, мелкой, артикуляционной).

Анкета сбора данных анамнеза

В анкете сбора анамнестических данных основными вопросами являются следующие:

  • характер протекания беременности;
  • наличие хронических заболеваний у родителей и ближайших родственников;
  • травмы во время родов;
  • травмы в течение 3-х лет жизни;
  • основные умения (во сколько ребенок поднял голову, начал сидеть, стоять и ходить, произнес первые звуки и слова).

Логопедическое обследование неречевого ребенка

Обследование должно нести ненавязчивый характер, т. к. неречевые дети зачастую подвержены агрессии. Нельзя говорить малышу: «Повтори, скажи». Вместо этого: «Покажи».

Например: Состояние фонематического восприятия неречевого ребенка проверяется по наборам картинок.

Задание: «Покажи, где миска? А где мишка?»

Материал для задания: миска, мишка, почка, бочка, рак, лак, глаза, гроза, коза, коса.

Для повышения интереса современных детей к занятиям, вместо обычных дидактических материалов в картинках можно сделать презентацию на электронных носителях.

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

В состоянии дыхательной и голосовой функции отмечается тип дыхания (грудной, ключичный, диафрагмальный), сила и плавность воздушной струи и количество слов, произносимое на выдохе (норма к 5 годам – 5-7 слов).

Изучение невербальных компонентов коммуникации

В качестве невербальных компонентов коммуникации неречевые дети чаще всего пользуются жестами (показывают пальцами, рукой), мимикой и звукоподражаниями или звуко комплексами (на один звук, например «та» может приходиться несколько определений – кукла, собака, машина и т. д.). Для развития речи не стоит углубляться в их изучение, а необходимо обратить внимание на упражнения, «запускающие» речь ребенка.

Дополнительная информация! Хорошим пособием для домашних занятий станет книга Ткаченко Т. А. «Логопедические упражнения», предназначенная для дошкольников 4-7 лет.

Невербальные компоненты коммуникации

Логопедическое обследование – важная часть развития и становления речи детей. В процессе определяются возможные речевые нарушения и сразу же назначаются методы их коррекции (занятия с педагогом, или направление в специализированный детский сад).

Источник

Протокол логопедического обследования (3-4 года)

Дата обследования__________________ Возраст на момент обследования_________________________

Ф.И. ребенка_____________________________________________________________________________

Беседа: Как тебя зовут?_______________Сколько тебе лет? _____________________________________

С кем ты пришел в детский сад?_____________________________________________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?___________________________________________________________

I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.

1. Понимание слов, обозначающих предметы а) Реальные игрушки:

Покажи, где зайчик___________Покажи, где паровозик__________________

Возьми матрешку________________Возьми пирамидку____________________

б) Понимание названий предметов, изображенных на картинке:

Покажи, где собака___________Покажи, где дом_________________

Покажи, где кошка _____________Покажи, где машина_____________________

в) Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

Если ручки замерзнут, что наденешь на них?

Что возьмешь на улицу. Если пойдет дождь?

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

Чем режут бумагу?

2. Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)

Покажи, кто здесь: Катается__________качается _________Моет__________

Кормит _________поливает _________одевается_________

3. Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку) Покажи:

На чем везет?_________Кого везет?_____________Кто везет?

4. Понимание простых предлогов:

На (поставь машинку на коробку)__________В (спрячь машинку в коробку)_________

Под (спрячь машинку под коробку)_________За (поставь машинку за коробку)___________

5. Понимание слов, обозначающих признаки предмета (с опорой на картинки)

Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла ____________

Покажи, где большой самолет, где маленький самолет____________

6. Понимание категории числа существительных (с опорой на картинки)

Покажи, где шар, а где шары ___________Где гриб, где грибы_____________

Покажи, где яблоко, а где яблоки____________Где карандаш, где карандаши____________

П. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

1. Кто как голос подает (реальные игрушки)

Кто кричит Му?__________Кто кричит Мяу?__________Кто кричит Бе?_____________

2. Покажи (с опорой на картинки)

Где мишка, а где мышка__________Где уши, а где усы___________Где рожки, а где ложки__________

III. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

I. Предметный словарь (назови, что покажу).

а) Реальные игрушки: юла кукла машина

б) Части тела и лица: голова руки ноги живот нос глаза рот уши

в) Название и показ частей предмета (реальные игрушки): Машина: руль колеса кабина

г) Картинки одежды: куртка рубашка платье

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

4. Глагольный словарь (с опорой на картинки )

Скажи, что делает:

Кушает (что делает мальчик) _________Играет (что делает мальчик)__________

Читает (что делает дедушка) __________Рисует (что делает дядя) _____________

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

5. Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)

Большой маленький Красный синий

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

6. Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)

Кто как голос подает:

кошка корова собака

петух утка лягушка

(не называет, называет, называет с ошибками)

7. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: два открытых слога

пила рыба часы

три открытых слога

сапоги молоко корова

односложные без стечения согласных

мяч лук нож

двусложные с закрытым слогом

двусложные со стечением согласных в середине

ложка мишка туфли

7. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.

1. Речевое сопровождение игр (реальные игрушки – мишка, зайка)

Методика обследования: ребенку предлагается поиграть с мишкой и зайкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топа­ет. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. На­зови, что делает мишка.

(звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь)

2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукопо­дражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)

Темп _____________Голос__________Разборчивость ____________Дыхание__________

8. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ (с опорой на картинки)

1. Произношение общеупотребительных слов.

Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)

А: Аня санки пила изолир.

О: Оля зонт окно изолир.

И: иглы киска носки изолир.

У: утка лук изолир.

М: муха

замок

дом

изолир.

Мь: мяч

змея

изолир.

П: папа

сапоги

суп

изолир.

Пь: петух

спина

изолир.

Б: банан

собака

изолир.

Бь: белка

кубик

изолир.

Т: туфли

петух

мост

изолир.

Ть: тётя

изолир.

Д: дом

деда

изолир.

Дь: дядя

изолир.

Н: носки

окно

слон

изолир.

Нь: нитки

сани

конь

изолир.

В: ваза

диван

изолир.

Вь: весы

ковёр

изолир.

Ф: фонарик

туфли

шкаф

изолир.

Фь: Филя

конфеты

изолир.

К: кот

белка

паук

изолир.

Кь: кепка

утки

изолир.

Г: губы

рога

изолир.

Гь: гитара

сапоги

изолир.

X: халат

ухо

петух

изо лир.

Хь: мухи

изолир.

Й: юбка

майка

мой!

изолир.

С: собака

усы

нос

изо ли р.

Сь: сеть

письмо

гусь

изолир.

3:зонт

коза

изолир.

Зь: зебра

газета

изолир.

Ль: лимон самолёт ель изолир.

2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.

А: Малыш плачет: «А-а-а…». Как плачет малыш?

О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка?

И: Птенчики пищат: «И-и-и…» Как пищат птенчики?

У: Волк воет: «У-у-у…». Как воет волк?

Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы.Как гудит самолёт?

М: Как мычит корова?

Мь: Как мяукает кошка?

П: «Пух!» – стреляет пистолет. Как стреляет пистолет?

«Оп-оп!»-скачет мячик. Как скачет мячик?

Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка?

Б: «Бай-бай»,- качаем лялю. Как качаем лялю?

Бь: Машина сигналит: «Би-би». Как сигналит машина?

Т: «Тук-тук», – стучит молоток. Как стучит молоток?

Ть: «Тик-тик»,-тикают часы. Как тикают часы?

Д: «Ду-ду», – играем на дудочке. Как играем на дудочке?

Дь: «Динь», – звенит колокольчик. Как звенит колокольчик? _

Н: «Но-но!» – скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?

В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?

Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит

Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?

К: Как курочка кудахчет?

Г: Как гусь гогочет?

X: Сова ухает: «Ух!». Как ухает сова?

Ль: Это ляля. Кто это?

VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

губы __________зубы ___________прикус ___________язык____________

уздечка____________твёрдое и мягкое небо_________________________

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания___________надувание щек_____________

Наморщивание____________нахмуривание ________________

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

губы: улыбочка __________оскал____________трубочка – улыбочка______________

язьи: лопаточка____________иголочка___________________

высунуть язык на нижнюю губу_____________высунуть язык на верхнюю губу________________

горка____________часики___________«цоканье»___________кончиком обвести губы___________

мягкое нёбо: произнести звук «а» при широко открытом рте

Учитель-логопед__________________________________________________________________________

Источник

Читайте также:  Пульмикорт ребенок 4 года