Логопедический тест для ребенка в 3 года
Приветствую Вас, дорогие мои читатели на канале по развитию речи. Сегодня мы с Вами поговорим об обследовании детей. Расскажу Вам в каком возрасте и какое обследование я провожу.
Сегодня мы с Вами рассмотрим обследование, которое я провожу с детьми в возрасте трех лет.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Перед тем, как начать обследование ребенка, собираю у родителей анамнез. Затем, приступаю к самому обследованию.
1. В начале обследования знакомимся с ребенком. Спрашиваем, как его зовут, сколько ему лет. (Все обследование провожу в игровой форме).
2. Обследуем зрительно-пространственный гнозис и праксис.
- Ориентировка в пространстве: прошу малыша сказать/показать предметы, которые находятся ВВЕРХУ, ВНИЗУ, ВПЕРЕДИ, СЗАДИ.
- Ориентировка в схеме тела: “Покажи, где у тебя глазки, покажи руку, ногу, ухо. А где у тебя носик?”
Одновременно смотрю, понимает ли он мою обращенную речь.
3. Следующее, что я проверяю-это ручная моторика.
Прошу ребенка показать, как “здороваются” его пальчики-для ведущей руки.
Так же, прошу, что бы ребенок поочередно сгибал и разгибал пальцы левой и правой рук.
“Обследование речи ребенка в 3 года”.
4. Звукослоговая структура слова. (Предлагаю малышу различные слова на данный возраст и смотрим, наблюдаются ли перестановки звуков, слогов, пропуски звуков/слогов и др.).
Например: Кот, дом; Вода, нога; Батоны, бананы; Стук, спина; Фантик, мост; Банка, тропинка.
5. Состояние фонематического восприятия.
- Играем с малышом в “попугайчика”. Я называю отдельные слоги, а он за мной их повторяет.
Например: ПА-БА; КА-ГА; ВА-КА;НА-НЯ; БА-МА.
P.s. При проверке фонематического слуха, прикрывать себе рот рукой, что бы малыш не смог прочитать по артикуляции губ слоги.
- Далее, проверив слоги, переходим к словам. Перед малышом выкладываю картинки слов, которые буду ему произносить, а он мне показывает, что он услышал.
Например: ДОМ-ДЫМ; МИШКА-МЫШКА; УТОЧКА-УДОЧКА.
Даю малышу собаку(игрушку) и говорю ему: “Когда услышишь в слове звук Р, показывай мне собаку”.
Например: ДОМ, РАК, ВОДА, РЫБА, БАНКА, ТРУБА.
P.s. Ребенок сам слова эти не повторяет, а только слушает ушками. Перед началом упражнений, покажите пример, что бы Ваш ребенок понимал, что от него хотят.
“Эмоции детей”.
6. Цвет и форма. Проверяю у ребенка основные цвета и формы фигур.
7. Состояние звукопроизношение . (Проверяю, какие звуки у ребенка нарушены, или на каком этапе автоматизации (слогов, слов, словосочетаний, фраз)).
8. Обследую состояние словообразования. Прошу назвать предметы ласково, например: “Смотри, у меня БОЛЬШОЙ стол, а у тебя МАЛЕНЬКИЙ … (столик), у меня большая ЧАШКА, а тебя маленькая ЧАШЕЧКА”.
9. В конце обследования проверяю связную речь ребенка. Подбираю рассказ на его возраст, читаю рассказ, далее мы разбираем данный рассказ, читаю еще раз и малыш пересказывает сам.
Если Вам было интересно, то мы с Вами продолжим знакомиться с диагностикой детей на другие возраста.
Оставляйте в комментариях Ваши мнения. Если дома пробовали проводить диагностику, делитесь, какие у Вас результаты.
Так же читайте: Какие вопросы могут услышать родители на диагностике своего малыша?
Спасибо Вам, за то, что читаете канал, а чтобы не пропускать наши новые статьи подпишитесь на канал по развитию речи! А так же поддерживайте нашу статью лайкам.
Источник
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
————————————————————————————————————–
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста
Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей – родителей, бабушек и дедушек малышей.
Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. – 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.
Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал – рисунки – соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности “Логопедия”.
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики
Смирнова И.А. – “Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП”
Р.А. Кирьянова “Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей” 5-7 лет
Очень хороший материал.Спасибо огромное
спасибо
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
1. Материалы, необходимые для проведения:
– диагностики – цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
– коррекционно-развивающей работы – цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).
2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.
Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.
По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).
Источник
Протокол обследования речи детей (2-3) МБДОУ д/с № 23
Ф. И. _________________________ (дата рождения) ___________ Дата заполнения:
Данные медкарты::
Сведения со слов матери о развитии ребенка:
Сведения воспитателей
– понимание речи взрослого:
– общение в группе:
– игра:
– навыки самообслуживания
1. Обследование импрессивной речи:
Платье Сапоги Мишка Спит Сидит
Куртка Тарелка Шапка Читает Идет
Кукла Ложка Ботинки Ест Большой
Машинка Туфли Чашка Пьет Маленький
Выполнение поручений:
Найди мяч
Возьми книжку и положи её на стул
2. Общее звучание речи
Произношение гласных: А, У. И, О
Внятность согласных: П, Б, М, Т, Д, Ф, В, К, Г, ЛЬ, С, З, Ц Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Р, РЬ
Голос: слабый, тихий, громкий, гнусавость, выразительность, темп быстрый, медленный темп
3. Артикуляционная моторика:
Лопатка Часики Качели Индюк Лошадка
4. Состояние фонематического слуха:
– узнавание неречевых звуков
– покажи, кто кричит: ко-ко му га-га ку-ка-ре-ку гав-гав
5. Экспрессивная речь
1. Умение вести диалог.
Как тебя зовут? Какая игрушка тебе понравилась?
Сколько тебе лет? Что можно делать с мячом?
Кто тебя привёл в детский сад? Что можно делать с машинкой?
Как зовут маму?
Как зовут папу?
2. Звукоподражание.
Как тикают часы? Как пищит мышка?
Как лает собака? Как мяукает кошка?
Как мычит корова? Как капает дождик?
Как воет волк? Как хрюкает свинья?
3. Словарь:
Конфета пирамидка телевизор чашка спит
цветок мяч молоток тарелка сидит
карандаш стол капуста кровать пьет
груша самолет морковки бананы стирает
машина лопата яблоко стул чистит
ведро жираф волк собака поливает
свинья лиса корова
6.Беседа по картинке (Понимание вопроса, ответ из одного слова)
7. Употребление (объём и тип) предложений.
Мальчик чистит зубы. Мальчик смотрит телевизор на диване.
Девочка качается на качели. Мальчик спит в своей кроватке.
Девочка прыгает через скакалку. Девочка катается на самокате.
Употребление слов в самостоятельной речи:
8. Состояние грамматического строя, словоизменения, словообразования
Употребл. мн. ч. сущ. И. п. | Стол – столы Кот – коты Кукла – кукла | |||
В. п. существи- тельных: | Купили машину Шапку Тарелку | |||
Слово- образова- ние | Дом – домик шапка – шапочка машина-машинка Мяч – мячик |
9. Состояние психических процессов:
сентябрь | январь | май | |
Собирание пирамидки | 3 ч. | ||
Разрезн. картинка 2 части верт. | |||
гориз. | |||
диаг. | |||
3 части верт. | |||
гориз. | |||
Вкладыши | |||
Матрешка | |||
Фигуры: понимание называние | |||
Цвета: соотнесение | Б К С З Ж Ч | Б К С З Ж Ч | Б К С З Ж Ч |
понимание | |||
называние | |||
Величина: большой маленький | |||
Парные картинки |
10. Состояние общей моторики
соответствует возрасту | |||
моторная напряженность | |||
скованность движений | |||
нескоординированность движений | |||
неловкость | |||
тянет ножку |
11. Состояние ручной моторики
Покажи: 1 пальчик | |||
«Заяц» | |||
«Коза» | |||
«Пальчики здороваются» | |||
Как держит ложку | |||
Захват карандаша (рис-е): | |||
Рисует линию | |||
Соответствует возрасту | |||
Моторика нарушена |
12. Состояние эмоционально-волевой сферы
Контактность
Внимание
Работоспособность
Усидчивость
Интерес
Заключение:_____________________________
Учитель-логопед: _______________________
Источник
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- понимание речи;
- сформированность фонематического слуха;
- предметный и глагольный словарь;
- слоговая структура слов;
- уровень развития активной речи;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, мишка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за
Оборудование: машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.
- НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
- ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».
Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.
- ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»
Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.
Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»
Фиксируется: умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.
- СКАЖИ КАКОЙ. Проверяется наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов.
Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.
Методика обследования: взрослый играет с ребенком: сначала ему катит маленький мяч, затем – большой. После того как ребенок поймает мяч, у него спрашивают: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличаются только по размеру, а затем отличаются только по цвету.
Фиксируются: понимание инструкции и наличие слов, обозначающих признаки предметов.
СЕРИЯ 4
Задание направлено на проверку состояния слоговой структуры слов.
- ПОВТОРИ ЗА МНОЙ. Выясняется умение ребенка произносить слова различной слоговой структуры. Слова даются с учетом усложнения. Ребенок отраженно повторяет за психологом 5 наборов слов (дву- и трехсложные с открытыми слогами, односложные без стечения согласных, двусложные с закрытым слогом, двусложные со стечением согласных в середине слова: пила, рыба, часы; сапоги, молоко, корова; мяч, лук, нож; диван, лимон, батон; ложка, мишка, туфли).
Оборудование: набор сюжетных картинок по три на каждый набор слов.
Методика обследования: взрослый показывает картинку, произносит слово и просит ребенка его повторить.
Фиксируется: умение ребенка отраженно повторять слова различной слоговой структуры.
СЕРИЯ 5
Задания направлены на проверку уровня развития активной речи.
- ИГРА С ЗАЙКОЙ И МИШКОЙ. Проверяется уровень развития активной речи.
Оборудование: игрушки – зайка, мишка.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть с зайкой и мишкой. Вначале взрослый показывает разные действия с игрушками: зайка прыгает, бегает; мишка медленно идет, топает. Затем взрослый, демонстрируя ребенку действия с игрушкой, просит его назвать это действие: «Назови, что делает зайка. Назови, что делает мишка».
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ СТИШОК. Выясняется уровень развития связной речи.
Методика обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать стихи (А. Барто. «Зайка», «Мишка косолапый»). Если ребенок затрудняется, то взрослый начинает читать первым.
Фиксируются: высказывания ребенка – звукоподражания, лепет, слова, фразовая речь.
- РАССКАЖИ. Проверяется состояние фразовой речи и грамматического строя.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением действий, часто встречающихся в жизни детей: мальчик играет на дудочке, девочка рисует, девочка поливает цветы, мама моет малыша, мальчик кормит голубей, девочка танцует, девочка катается на коньках, девочка прыгает со скакалкой.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки, затем дается инструкция: «Расскажи». Если ребенок не справляется с заданием, то задаются вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама?»
Фиксируются: умения ребенка отвечать на вопрос словом, фразой, грамматически правильно строить предложения, употреблять простые предлоги.
СЕРИЯ 6
Задания этой серии направлены на выявление состояния артикуляционного аппарата и звукопроизношения.
Состояние артикуляционного аппарата проверяется по следующим параметрам.
И н н е р в а ц и я м и м и ч е с к о й м у с к у л а т у р ы:
движение оскаливания (улыбнись Петрушке);
надувание щек (надуй щечки, как воздушные шары);
наморщивание (удивись, увидев Петрушку);
нахмуривание (рассердись на Петрушку).
Если выполнение задания по словесной инструкции не доступно ребенку, то оно выполняется по показу и обязательно в игровой форме.
С т р о е н и е а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
губы (толстые, тонкие, расщепление верхней губы и т. д.);
зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие зубов);
прикус (прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой);
язык (норма, массивный, маленький, подвижный, малоподвижный);
уздечка (толстая, укороченная, подрезалась ли ранее);
твердое и мягкое небо (аномалии строения).
Д в и ж е н и я а р т и к у л я ц и о н н о г о а п п а р а т а:
уточнение возможности движений губами:
- раздвинуть углы губ («улыбка» – улыбнись Петрушке);
- выдвинуть губы вперед («трубочка» – вытяни губки и поцелуй киску);
- округлить губки («баранка»);
уточнение возможности движений языком:
- высунуть язык на нижнюю губу (покажи киске язычок);
- высунуть язык на верхнюю губу (достань язычком нос);
- пощелкай язычком (лошадка поскакала);
- «часики»;
упражнение для выявления подвижности мягкого неба:
произнести звук а при широко открытом рте.
При обследовании важно отметить, производится требуемое движение по словесной инструкции или по показу. Если ребенку не доступен уровень воспроизведения движений по показу, отмечается непроизвольный уровень движений (тянется ли ребенок губами к конфете, сладкому шпателю, слизывает ли варенье с нижней губы, с верхней губы, может ли захватить трубочку губами, а также особенности движений органов артикуляции во время еды, мимических проявлений, во время произнесения звуков, слогов, фраз). Выясняется, все ли движения доступны ребенку и, если доступны, с какой точностью и в каком темпе они производятся. Отмечаются явления истощаемости, паретичности, напряженности, наличие непроизвольных движений, насильственных движений, саливация. Существенное значение имеют упражнения на переключение движений губ, языка. Отмечаются трудности переключения, застревания на одном движении. С этой целью можно использовать следующие упражнения:
«улыбка» – «трубочка» (улыбнись Петрушке – поцелуй его);
«трубочка» – «улыбка» (поцелуй Петрушку – улыбнись ему);
высовывание языка на нижнюю губу – высовывание языка на верхнюю губу (покажи Петрушке язычок – потяни его к носику);
высовывание языка на верхнюю губу – высовывание языка на нижнюю губу (потяни язычок к носику – покажи его Петрушке).
Выясняется возможность удержания определенной позы:
«улыбка» (улыбнись Петрушке, он тебя будет фотографировать);
«покажи язычок киске».
При обследовании артикуляционного аппарата обращают внимание на общее выражение лица ребенка: осмысленное, выразительное, с живой и активной мимикой или безучастное, амимичное.
При обследовании произношения отдельных звуков детям предлагаются звуки раннего онтогенеза:
гласные: а, и, у, о;
согласные: м, п, б, т, д, н, в, ф, к, г, х;
йотированные: я, ю, е, ё;
мягкие согласные: сь, зь, ль.
Задание: «Скажи, как гудит поезд (у-у-у-у-у), как плачет маленькая девочка (а-а-а-а-а), как кричит лошадка (и-и-и-и-и)» и т. д.
Фиксируются: способность ребенка к звукоподражанию; особенности дыхания, темпа речи и общего звучания голоса.
В случае затруднений прибегают к отраженному произнесению звуков в звукоподражаниях. Кроме того, анализируется звуковой состав слогов и слов, произносимых самим ребенком в других заданиях обследования. Отмечаются особенности собственного и отраженного произнесения звуков. Методика предъявления изолированных звуков не используется, так как она нецелесообразна в данном возрасте.
Результаты обследования речевого развития ребенка фиксируются в протоколе.
СХЕМА ПРОТОКОЛА
ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
СЕРИЯ 1
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ
Покажи, где зайчик _____________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми матрешку ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Возьми машинку _______________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Поставь матрешку в машинку ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________