Логопедический тест для ребенка 3 4 года
Фамилия имя ребенка_______________________________________группа__________________________
дата рождения______________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
СЕРИЯ I 1.Исследование понимания лексики. Покажи, где:
1.Понимание обобщающих слов по темам
2.Дифференциация единственного и мн.числа сущест-ных
ДОМ-Е ЖИВОТНЫЕ
ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ
ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ
МАШИНА-МАШИНЫ
МЕБЕЛЬ
ЛИСТ-ЛИСТЬЯ
ОБУВЬ
САПОГ-САПОГИ
3.различение предложно-падеж.конструкций
4.существительных с уменьш.-ласкательным суффиксом
птичку над деревом
Яблоко-яблочко
под деревом
Зайца-зайчика
около дерева
Стул-стульчик
на дереве
Машину-машинку
5.исследование различения слов Покажи,где:
6. Понимание двухступенчатой инструкции
Несут-везут
Возьми игрушку со стола и поставь ее в шкаф
Висит-стоит
Зайчика посади на стул,а куклу положи спать
7.различениепротивоположных по значению Посмотри на картинки, покажи где:
Большой медведь-маленький медведь
Высокий дом- низкий дом
Чистые руки- грязные руки
ОЦЕНКА:1-балл правильно выполняет задания; 0,5- выполняет после нескольких повторений;
0,25 с трудом понимает обращенную к нему речь; 0 баллов- выполняет
ВСЕГО ЗА СЕРИЮ I: 23 пробы -23 балла
СерияII. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Состояние фонематического восприятия. Повтори за мной :
ТА-НА
КА-ГА
ТА-ДА
ГА-ДА
БА-МА
ТА-ВА
МЯ-МА
ВСЕГО ЗА СЕРИЮ
ОЦЕНКА:1-балл точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления; 0,5-первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому; 0,25неточно оба члена с перестановкой, их заменой и пропусками; 0баллов-не воспроизводит.Всего7 проб-7 баллов.
2.Фонематического анализа и синтеза. Выдели звук «м»-мычание коровки(«р»моторчик)из слов
(пробой считается только выделение слова, содержащего звук «м» или «р»):
мышь
рыба
рама
окно
комар
дрова
дом
стол
доска
шар
ОЦЕНКА:1балл-правильно отвечает с первой попытки; 0,5-со второй попытки;
0,25-с третьей попытки; 0баллов-отвечает неправильно. Всего4пробы- 4балла
3.Артикуляционной моторики. Повтори движения.
«Улыбка-дудочка»
«качели»
«оближем губки»
«лопаточка»
«иголочка»
Всего 5проб -5 баллов
ОЦЕНКА:1балл-правильновыполняет движения; 0,5-замедленно и напряженно;
0,25- с ошибками: длительный поиск позы, отклонение, синкинезии, гиперкинезы; 0-не выполняет
4.Звуко-слоговая структура слова. Повтори слова.
свисток
подснежник
милиционер
лекарство
аквариум
Всего 5 проб-5 баллов
ОЦЕНКА:1балл-правильно и точно в темпе предъявления;0,5-замедленное послоговое воспроизведение; 0,25искажает структуру слова(пропуски и перестановки звуков и слогов);0бал. -не воспроизводит
5.Исследование звукопроизношения
Вата, сова , вилка
Шуба, кошка, малыш
Дом, удочка, еда
Чай, очки, ночь
Банка, обед, батон
Жук, ножи, ежи
Собака, миска, нос
Щука, вещи, лещ
Зайка, зонт, коза
Лапа, молоко, стол
Сено, письмо, гусь
Рыба, корова, забор
Зима,козёл,магазин
Лев, пальто, соль
Цапля, овца, палец
Репа, варенье, дверь
Нога, кино, сон
Гуси, иголка, вагон
Йод, сойка, май
Муха, лимон, дом
ОЦЕНКА:1балл-правильно в любых речевых ситуациях; 0,5-изолированно
и отраженно правильно, иногда подвергает замене или искажению;
0,25-изолированно правильно, но в речи не автоматизирован;
0-в любой позиции искажается или заменяется. 20проб-20баллов
ИТОГ ПО СЕРИИ II :41 проба,41 балл
СЕРИЯIII.Исследование грамматического строя речи и словоизменения.
Употребление существительных в единственном и множественном числе Назови их
В форме единственного числа дательного падежа
Скажи, кому дашь еду
Стул-стулья
Кошке(молоко)
Слон-слоны
Маме (цветы)
Заяц-зайцы
Зайцу (морковь)
Кошка-кошки
Медведю (мед)
3.Употребление предложно-падежных конструкций. Ответь на вопросы.
Откуда спрыгнула кошечка(с дивана)
Куда положили карандаш(в коробку)
Откуда взяли книгу(из шкафа)
Куда укатился мяч (под стол)
4.Употребление прилагательных и существительных в ед.и мн.числе женского, мужского,среднего рода
Флажки красные
Кофта желтая
Цветок синий
Яблоко зеленое
Оценка:1балл-образует правильно практически все слова,0,5-половину слов,0,25балла 1-2 слова, словосочетания;0-не образует слов. По серии 18проб-18 баллов.
ИТОГ ПО СЕРИИ III :16 проб,16 баллов
_ПРИМЕЧАНИЕ_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
СЕРИЯIV.Исследование словаря и навыков словообразования.
1.1.Предметного словаря. Посмотри и назови ,что ты видишь на картинках(по каждой теме5картинок)
посуда
обувь
семья
одежда
животные
мебель
1.2.Существительных,обозначающих части предметов. Из каких частей состоят эти предметы.
человек
Машина (кабина, колесо, руль, дверь, фара, мотор)
кукла
Одежда(рукав, воротник, карман, пуговица, пояс)
1.3.Название профессий. Люди каких профессий изображены на картинках.
врач
воспитатель
парикмахер
повар
продавец
1.4.Глагольный словарь. Назови слова-действия:
Пять действий ребенка, которые он выполняет в течение дня
Действия к профессиям
Кто как ест (курица, кошка, собака)
Слова-действия по предъявленным картинкам (танцует, поет, идет, летит,
1.5.Словарь прилагательных. Назови.
Цвет (шесть основных цветов, черный и белый)
Качественные прилагательные(мягкое, колючее, холодное)
Форму (круглый, квадратный, треугольный)
2.Исследование словообразования
2.1.Назови ласково.
2.2.Назови детенышей
Мяч-мячик
зайца
собака
кошки
кошка
утки
заяц
лисы
белка
гуся
ОЦЕНКА:1балл-дает правильный ответ;0,5-после небольшой помощи;0,25-форму образует неверно;
0-задание не выполняет.
. ИТОГ ПО СЕРИИ IV : 32пробы,32 балла
СЕРИЯ V.Исследование связной речи.
Рассказывание знакомой сказки с использованием иллюстраций
Посмотри на картинки. Расскажи сказку «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок»- по выбору).
Оценка смысловой целостности: 1проба, 5бал
5баллов-соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;2,5-ребенок незначительно искажает ситуацию, неправильно воспроизводит причинно-следственные связи;
1-выпадение смысловых звеньев рассказа, существенные искажения;
0-отсутствие рассказа
Оценка лексико-грамматического оформления 1проба, 5бал
5б-рассказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2,5-не содержит аграмматизмов, но наблюдается стереотипность высказывания;1-отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные замены;
0 баллов-рассказ не оформлен
Оценка самостоятельности выполнения 1проба, 5бал
5баллов-самостоятельноподбирает и располагает картинки;
2,5-картинки располагает с помощью;
1-раскладывает картинки и составляет рассказ по наводящим вопросам;
0-задание недоступно даже при наличии помощи
ИТОГ ПО СЕРИИ V :1проба,15 баллов
СЕРИЯ VI Исследование общей и мелкой моторики Выполни мои инструкции:
Общая моторика Всего:14 проб, 14 баллов
Движения рук и плечевого пояса.
Подними руки вверх (покажи, какой ты большой)
Покажи, как летают птицы, машут крыльями
Движения туловища
Покачайся, как маятник часов(тик-так)
Наклонись и возьми предмет с пола(колени не сгибать)
Движения ног и сохранение равновесия.
Выполни мои инструкции
Покажи, каким ты был маленьким(Приседание)
Покажи, как петушок стоит на одной ноге
Прыгай на одной ноге до указанного ориентира
Перешагивай через «лужи» или «камни»
(ходьба с высоким подниманием колен)
Статика
Вытяни руки вперед и закрой глаза. Стой так в течение5секунд.
Динамика
Шагай, как солдат(маршировка)
Выполни подряд 3 приседания
Пространственная ориентировка по подражанию
Пройди по кругу сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки
Пройди по кругу и встать в центр
Обойди весь кабинет и встань в заданном месте
ОЦЕНКА:1балл-правильно,точно и полно выполняет все движения в нормальном темпе с первого раза; 0,5 правильно, но с повторением инструкции или повторением показа, в замедленном темпе;
0,25-неполный объём движений, нескоординированность движений, двигательное беспокойство, не все задания выполняются;0 баллов -не способен выполнить движения
Мелкая моторика Всего 9 проб,9 баллов
Кинестетическая основа движений
Выполни мои инструкции:
Покажи «козу рогатую»(указательный палец и мизинец вытянуты вперед, остальные сжаты)поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе
Покажи «ушки зайчика»(указательный и средний палец вытянуты вверх, остальные сжаты в кулак) поочередно каждой рукой, а затем двумя руками вместе
Покажи «колечко»(каждый палец поочередно соприкасается с большим пальцем на одной руке, затем на другой)
Покажи «очки»одновременно двумя руками
Кинетическая основа движений
Выполни мои инструкции.
Поочередно сгибай пальцы правой и левой руки
(возможно чтение потешки «Сорока-сорока…»)
Пальчики «здороваются»
(поочередное касание подушечками пальцев руки, а затем одноименных пальцев обеих рук)
«Игра на пианино»
Изменение положения кистей рук
(кулак- левая рука/ ладонь- правая рука и наоборот, двумя руками)
Кулак-ребро-ладонь
ОЦЕНКА:1балл-выполняет движения в полном объёме в нормальном темпе;0,5-заторможенность и нескоординированность движений при выполнении;0,25-наличие синкинезий в общескелетной и мимической мускулатуре и трудность в переключении движений;0-отказывается от выполнения задания
ИТОГ ПО СЕРИИ VI : 23 пробы,23 балла
ОКОНЧАТЕЛЬНЫЙ ИТОГ:136проб,150 баллов
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата проведения:________________ / ___________логопед:___________________/_________________
Источник
В настоящем альбоме представлен наглядный материал для логопедического обследования навыков импрессивной и экспрессивной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Предлагаемый дидактический материал позволяет выявить нарушения со стороны звукопроизношения, нарушения слоговой структуры слов, недостаточность фонематического анализа и синтеза, бедность словаря и ошибки грамматического строя речи у детей.
Пособие адресовано логопедам специальных коррекционных и массовых школ, логопедам и воспитателям речевых дошкольных учреждений, студентам дефектологических факультетов для теоретического изучения приемов диагностики и практического применения. Альбом для обследования содержит богатый иллюстративный материал соответствующий восприятию данной возрастной категории детей. Применение качественной наглядности способствует эффективности не только процесса обучения, но и диагностики.
Сборник составлен ведущими специалистами факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А,И, Герцена и логопедами –практиками Санкт-Петербурга. Представлены критерии логопедической диагностики. Предложены схемы логопедической диагностики детей разных возрастных групп с различной речевой патологией, примерное планирование работы логопеда в дошкольном учреждении. Рекомендовано комитетом по образованию г. Санкт-Петербурга.
Стребелева Е.А. (ред.) и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста, Методическое пособие: с приложением альбома Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др., 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 2005. — 164 с. + Прил. (268 с.)
Пособие создано на основе современного подхода к диагностике психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Оно включает описание методик, направленных на выявление уровня познавательного и речевого развития, обследование слуха детей разных возрастных категорий.
Предназначено специалистам психолого-медико-педагогических консультаций, дефектологам, психологам, логопедам дошкольных образовательных учреждений. Может быть полезно студентам дошкольных, психологических и дефектологических факультетов педагогических институтов, а также родителям.
Методическое пособие издается в комплекте с наглядным материалом для обследования детей.
Красочное пособие по логопедическому обследованию с инструкцией и методическими рекомендациями. Приложение: возможные варианты логопедических заключений и речевая карта.
Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2005.
Настоящее пособие предназначено для проведения обследования зву-ковой стороны речи детей начиная с раннего возраста и содержит задания по обследованию произношения звуков раннего и позднего онтогенеза.
Впервые представлено подробное описание нормированного и дефект-ного произношения гласных и согласных звуков русского языка с использо-ванием символов Международного фонетического алфавита.
Разработаны методические рекомендации для логопедического обсле-дования произносительной стороны речи, включая диагностику звукового строя и слоговой структуры слова.
Для логопедов, воспитателей и методистов дошкольных образователь-ных учреждений, студентов дефектологических факультетов педагогических вузов, родителей.
————————————————————————————————————–
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей 2-4 лет
Издательство: Сфера. 2006 год. 48 страниц.
Стимульный материал предназначен для логопедов, воспитателей, методистов дошкольных учреждений, а также родителей детей преддошкольного и младшего дошкольного возраста. Яркие, наполненные интересным и запоминающимся сюжетным материалом картинки подготовлены с учетом специфики формирования начального детского лексикона и физиологических особенностей становления звуковой стороны речи у маленького ребенка, который начинает овладевать родным (русским) языком. Содержание иллюстративного материала ориентировано на основные программные требования к воспитанию и развитию речи детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста
Под ред. Н. В. Серебряковой. — СПб.: КАРО, 2005. — 64 с. — (серия «Коррекционная педагогика»).
Данное методическое пособие может стать настольной книгой как для специалистов детских образовательных учреждений, специалистов центров сопровождения семьи, так и для самых заинтересованных читателей – родителей, бабушек и дедушек малышей.
Обследование психомоторного развития детей от 1 года до 4 лет.
Карта обследования психомоторного развития ребенка (5 мес. -1 год 10 мес. ).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (1 год 10 мес. – 3 года).
Карта обследования психомоторного развития ребенка (3 года-4 года).
Перечень стимульного материала для диагностического обследования.
Описание стимульного материала для диагностического обследования.
Речевая карта обследования детей раннего и младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет).
Карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (от 2,5 до 4 лет).
Приложение.
Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
В логопедическом пособии профессора Галины Анатольевны Волковой представлен дидактический и речевой материал, подобранный с учетом онтогенетического принципа формирования звуков. Этот принцип реализован не только на материале слогов и слов, но также фраз и стихотворного текста. В речевом материале имеются звуки раннего и данного онтогенеза и отсутствуют звуки, формирующиеся позже. Наглядный материал – рисунки – соответствует восприятию детей среднего, старшего дошкольного, а также младшего школьного возраста.
Для логопедов, студентов педагогических вузов и колледжей, обучающихся по специальности “Логопедия”.
Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста
В работе изложена концепция междисциплинарного подхода к диагностике речи, а также представлены разработанные на ее основе тестовые задания для определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста: 4-5 лет.
Предлагаемая методика может быть использована в практической работе как самостоятельно, так и в комплексе с прочими методиками, направленными на изучение других сторон общепсихического развития ребенка.
Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики
Смирнова И.А. – “Логопедическая диагностика , коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП”
Р.А. Кирьянова “Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей” 5-7 лет
Очень хороший материал.Спасибо огромное
спасибо
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте (2,5-3 года) (Методическое пособие + Материалы для диагностики и коррекции)
Комплект предназначен для диагностической и коррекционной работы с детьми в возрасте от 2,5 до 3 лет и включает в себя:
1. Материалы, необходимые для проведения:
– диагностики – цветные картинки многоразового использования к субтестам (11 листов); бланк диагностической карты ребенка; лист с текстом сказки, в структуру которой включены субтесты.
– коррекционно-развивающей работы – цветные картинки многоразового использования к играм (27 листов).
2. Методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей, процедура проведения диагностики, критерии оценки результатов, а также приведена подборка коррекционно-развивающих игр.
Диагностика построена на основе сказки про животных, что позволяет заинтересовать ребенка и легко вовлечь его в диагностический процесс. В структуру сказки включены 8 субтестов на выявление уровня понимания речи, сенсорного развития, общей осведомлённости, умения распределять предметы по принадлежности к группе, развитие мелкой моторики.
По результатам обследования подбираются материалы для коррекционно-развивающей работы (на каждый субтест приводится свой набор развивающих игр).
Источник
Обследование уровня развития речи проводится по следующим параметрам, которые выстроены с учётом возрастных психологических особенностей детей, имеющих отклонения в развитии:
- понимание речи;
- сформированность фонематического слуха;
- предметный и глагольный словарь;
- слоговая структура слов;
- уровень развития активной речи;
- состояние артикуляционного аппарата и звукопроизношение.
СЕРИЯ 1
Задания направлены на понимание ребенком обращенной к нему речи.
- ПОКАЖИ ИГРУШКУ. Выясняется умение ребенка выделять определенную игрушку среди других (выбор из четырех), выполнять действия по словесной инструкции.
Оборудование: игрушки – машинка, матрешка, мишка, зайчик.
Методика обследования: перед ребенком на столе раскладывают игрушки, а затем педагог предлагает: «Покажи, где зайчик. Возьми матрешку. Возьми машинку. Поставь матрешку в машинку»
Фиксируются: выбор ребенком игрушки и выполнение действий соответственно инструкции.
- ПОКАЖИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком функционального назначения предметов, изображенных на картинках.
Оборудование: картинки с изображением предметов, знакомых ребенку: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и предъявляют речевую инструкцию, которая не соответствует последовательности разложенных картинок. Ребенок должен выбрать картинку среди других, ориентируясь на следующие задания и вопросы: «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять. Если ручки замерзнут, что наденешь на них? Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу? Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? Чем будешь резать бумагу? Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь?»
Фиксируется: выбор ребенком картинки в соответствии с инструкцией.
- СПРЯЧЬ ИГРУШКУ. Проверяется понимание простых предлогов типа: на, под, в, за
Оборудование: машинка, коробка.
Методика обследования: ребенку предлагают выполнить следующие действия: «Спрячь машинку в коробку. Поставь машинку на коробку. Спрячь машинку под коробку. Поставь машинку за коробку».
Фиксируется: выполнение действий в соответствии со словесной инструкцией.
- НАЙДИ КАРТИНКУ. Выясняется понимание ребенком единственного и множественного числа имени существительного.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов.
Методика обследования: перед ребенком попарно раскладывают картинки и предлагают: «Покажи, где шар и шары. Покажи, где гриб и грибы. Покажи, где кукла и куклы. Покажи, где яблоко и яблоки. Покажи, где стул и стулья. Покажи, где карандаш и карандаши»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
Формирование связной речи у ребенка и тесно связанное с ним усвоение грамматического строя родного языка невозможно вне овладения звуковой системой речи. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: развитие восприятия звуков (фонематический слух) и формирование произнесения звуков речи. Поэтому в предпосылках к развитию речи рассматриваются состояние фонематического слуха, готовность артикуляционного аппарата к произнесению звуков и произношение отдельных звуков.
СЕРИЯ 2
Задания направлены на проверку уровня сформированности фонематического слуха.
- ПОКАЖИ, КТО КАК ГОЛОС ПОДАЕТ. Проверяется слуховое восприятие близких по звучанию звукоподражаний.
Оборудование: картинки с изображением животных: кошки, барашка, коровы.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают картинки и просят: «Покажи, кто кричит му, бе, мяу». Затем и ему предлагают произнести звукоподражания: «Скажи, как мычит корова. Скажи, как мяукает кошка. Скажи, как кричит барашек».
Фиксируются: показ картинок в соответствии с инструкцией и возможность произнести звукоподражание.
- ДАЙ КАРТИНКУ. Выясняется умение ребенка дифференцировать слова, близкие по звучанию.
Оборудование: предметные картинки.
Методика обследования: перед ребенком раскладывают парные картинки, его просят: «Покажи, где коса, а где коза (уточка и удочка, ложки и рожки, мышка и мишка, сабля и цапля, уши и усы)»
Фиксируется: показ картинок в соответствии с инструкцией.
СЕРИЯ 3
Задания этой серии направлены на обследование уровня развития предметного и глагольного словаря.
- НАЗОВИ, ЧТО ПОКАЖУ. Выясняется состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело»
Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагают показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды.
Фиксируется: умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
- СКАЖИ, ЧТО ДЕЛАЕТ. Обследуется состояние глагольного словаря, называние слов-действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик? Что делает девочка? Что делает мама? Что делают дети?»
Ф