Логопедические тесты на соответствие речевого развития вашего ребенка
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ (возраст ребенка от 6 до 7 лет)
Собственно языковое тестирование целесообразно предварить небольшим собеседованием, для того чтобы убедиться, не являются ли возможные ошибки в речи лишь следствием обедненного представления об окружающем мире.
- Как тебя зовут?
- Сколько тебе лет?
- Как зовут твоих родителей (маму и папу)?
- Какой сегодня день недели?
- Какой день недели был вчера?
- Какой день недели будет завтра?
- Назови своих любимых сказочных героев.
- Почему некоторые птицы осенью улетают на юг?
- Какие города ты знаешь?
- Какие деревья растут в лесу?
- Какие животные дают нам молоко?
- .Для чего нам нужен холодильник? Почему некоторые продукты мы храним именно в нем?
- Когда на улице раньше темнеет (становится темно): летом или
зимой?
- Что мы говорим людям, которые сидят с нами за столом, перед началом завтрака, обеда или ужина?
ОЦЕНКА: адекватный ответ – 1 балл, неадекватный – 0 баллов. Максимальное количество баллов – 14.
Блок 1
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня сформированности лексической системности, которая оценивается по двум основным параметрам: объему словаря и многообразию связей (смысловых и формальных) между лексическими единицами.
Задание 1 Назови то, что ты видишь на рисунках. Рисунки:
А. скалка, отвертка, фонарь, рубанок, ящик, скрепка, гиря, метла (лист 6-1).
Б. шляпа, кепка, фуражка, сарафан, жилетка, сандалии, босоножки (лист 6-2).
В. крыжовник, слива, смородина, малина, ландыш, васильки, гвоздики (лист 6-3).
Г. барсук, рысь, пингвин, пантера, крот, леопард (лист 6-4).
Д. гитара, аккордеон, балалайка, скрипка, скрипач, балерина, пианист (лист 6-5).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 35.
Задание 2. Рассмотри рисунки и скажи, для чего нужен каждый из этих предметов.
Рисунки: солнцезащитные очки, клещи, ласты, сито, дуршлаг, соковыжималка, спицы, дрель (лист 6-6).
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Задание 3. Рассмотри рисунки и скажи, почему их поместили рядом.
Рисунки: люстра—фонарь, спицы—свитер, рубанок—доски, чемодан—портфель (лист 6-7).
ОЦЕНКА: установлена смысловая связь — 1 балл, не установлена — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.
3 ада н и е 4. Догадайся, какое слово будет следующим. Слова:
Корова — бык, курица — ? Утка — утёнок, лошадь — ?
Птица — гнездо, пчела — ? Гвоздь — молоток, шуруп — ?
Длинный — короткий, широкий — ?
ОЦЕНКА: правильный ответ — 1 балл, неправильный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.
Задание 5. Рассмотри рисунки и скажи, кто что делает. Рисунки:
Девочка раскатывает тесто. Девочка пришивает пуговицу. Мальчик вырезает фигурку (бабочку). Мальчик сворачивает ковер.
Мальчик расчищает дорожку от снега. (лист 6-8)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов Максимальное количество баллов — 5.
Задание 6. Назови то, что ты видишь на рисунках, и скажи, чем различаются предметы, изображенные на них. Рисунки:
письменный стол — обеденный стол;
деревянный стол — стеклянный стол;
пассажирский вагон — товарный вагон(лист 6-9)
ОЦЕНКА: адекватный ответ (выделение существенных признаков) — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Задание 7. Закончи предложения.
Курам нужен курятник, а муравьям — …
На гармони играет гармонист, а на балалайке — …
Хлеб хранят в хлебнице, а соль — …
Двор убирает дворник, а часы чинит — …
Белка живёт в дупле, а пчёлы — …
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 5.
Задание 8. Ответь на вопросы.
Какие носки мы называем шерстяными?
Какую шишку мы называем еловой?
Какое платье мы называем бальным?
Какую одежду мы называем домашней?
Какой суп мы называем вермишелевым?
Какой сок мы называем томатным?
Какой торт мы называем ореховым?
Какое дупло мы называем беличьим?
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 8.
Блок II
Основная цель тестовых заданий этого блока заключается в определении уровня грамматической компетенции. Основным критерием оценки грамматической компетенции является сформированность словоизменительных и словообразовательных навыков и умений.
Задание 9. Послушай слова и скажи, почему эти предметы так называются.
Слова: пылесос, мышеловка, снегокат, землеройка, носорог, соковыжималка, сороконожка.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 10 Растолкуй значение слов:
печник, коровник, виноградник, воротник;
соусница, учительница, больница;
водитель, зритель, победитель, выключатель.
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 балла. Максимальное количество баллов — 11.
Задание 11. Рассмотри рисунки и скажи, что на них нарисовано и сколько.
Рисунки: пять молотков, шесть гвоздик, шесть яблок, пять стульев, пять баклажанов, пять шишек (лист 6-10).
ОЦЕНКА: грамматически правильно — 1 балл, грамматически неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 12. Рассмотри рисунки и скажи: А. Какие букеты здесь нарисованы?
Рисунки: букет тюльпанов, букет ландышей, букет роз (лист 6- )
Б. Из каких цветов сплетены эти венки?
Рисунки: венок из колокольчиков, венок из гвоздик, венок из ромашек, венок из незабудок (лист 6-12).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
3 а да н и е 13. Назови иначе.
Образец: Хвост лисы — лисий хвост.
Голова барсука — …
Уши зайца — …
Шерсть овцы — …
Голова осла — …
Хвост белки — …
Грива льва — …
Уши телёнка — …
Лапы индюка — …
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — О Максимальное количество баллов — 8.
Задание 14. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся животные. Скажи и покажи, откуда вылезают котёнок, щенок, собака.
Котёнок под диваном, щенок под шкафом, собака под столом. Котёнок вылезает из-под дивана, щенок — из-под шкафа, собака – из-под стола (лист 6-13).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 15. Рассмотри рисунки и скажи, где находятся дети и животные.
Скажи и покажи, откуда выглядывает мальчик, откуда выглядывают девочки, откуда выглядывает собака, откуда вылезает котёнок.
А. Одна девочка за креслом, другая — за шторой, собака за стулом, мальчик за шкафом, котёнок за диваном.
Б. Одна девочка выглядывает из-за кресла, другая из-за шторы, собака — из-за стула, мальчик — из-за шкафа, котёнок — из-за дивана (лист 6-14).
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 16. Догадайся, какое слово будет следующим.
Сахар — сахарница, масло — …
Очки — очечник, мыло — …
Трактор — тракторист, экскаватор — …
Гитара — гитарист, скрипка — …
Летать — лётчик, учить — …
Носить — носильщик, строить — …
Тигр — тигрица, заяц — …
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 17. Повтори предложения, не меняя слова местами.
Бабушка попросила Катю принести книгу, которая стояла на полке.
Вася заболел, и поэтому мама не повела его в среду в детский сад.
Несмотря на дождь, мы с папой поехали за город на дачу
Наташа вспомнила, что мама очень любит пирог с грибами и рисом.
Пока я собирал свои вещи, моя сестра сходила в магазин за хлебом.
ОЦЕНКА: точное воспроизведение — 2 балла, воспроизведение с незначительным изменением (пропуск слов или их замена, не искажающие общий смысл) — 1 балл, неправильный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 18. Закончи предложения.
Лена ходила в лес, чтобы …
Автобус сломался, поэтому…
Ребята ходили в цирк, который …
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 3.
Блок III
Основной целью тестовых заданий этого блока является оценка фонологических навыков и умений. Эта оценка складывается из результатов обследования фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза, фонетического и просодического оформления речи.
Задание 19.
А. Повтори слова и словосочетания:
слесарь, чертёжник, эквилибрист, аэродром, эскалатор, шлагбаум; ремонтировать радиоприёмник, пишущая машинка, смеющийся мальчик.
Б. Повтори предложение: Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно (пропуски, искажения, перестановки) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 10.
Задание 20. Повтори слоги:
па-ба-па; ася-аща-ася; шва-шва-жва; кра-гра-кра; сан-цан-цан; мё-мо-мо; аня-ана-аня.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 7.
Задание 21.
А. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [с]. Слова: цыплёнок, светофор, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг, кольцо.
Б. Послушай слова и скажи, в каких из них есть звук [ч]. Слова: цыплёнок, качели, цапля, роза, чашка, чемодан, кактус, утюг. ОЦЕНКА: правильно (назвал все слова) — 1 балл, неправильно (допустил хотя бы одну ошибку) — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 22. А. Сколько звуков в слове «чашка»? Б. Сколько звуков в слове «кактус»?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 2.
Задание 23. Повтори слоги с различным ударением: дон-дон-дон, дон-дон-дон, дон-дон-дон; ся-ся-ся, ся-ся-ся, ся-ся-ся.
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 6.
Задание 24. Повтори предложения с разной интонацией. Паша принёс книгу в воскресенье.
Паша принёс книгу в воскресенье?
Паша принёс книгу в воскресенье?
Паша принёс книгу в воскресенье?
ОЦЕНКА: правильно — 1 балл, неправильно — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 25 Дай утвердительные ответы на вопросы.
Лена была вчера в школе? (Да, была.)
Папа принес эти цветы? (Да, папа.)
Коля купил спелый арбуз? (Да, спелый.)
Бабушка сварила варенье из вишни? (Да, из вишни.)
ОЦЕНКА: адекватный ответ — 1 балл, неадекватный ответ — 0 баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Блок IV
Основной целью заданий этого блока является оценка уровня сформированности связного речевого высказывания (текстовой деятельности), которая складывается в результате совокупного анализа понимания и самостоятельного продуцирования/ репродуцирования текста повествовательного характера в соответствии с предложенным сюжетом.
Задание 26. Послушай рассказ и ответь на вопросы
Любопытная обезьяна Обезьяны очень любопытные животные. Этим часто пользуются охотники.
Чтобы поймать обезьяну, берут тяжелый кувшин с узким горлышком, насыпают в него немного орехов и оставляют его в лесу.
Обезьяна замечает кувшин, и ей очень хочется узнать, что в нем. Она подходит к кувшину, заглядывает внутрь. Затем она просовывает в него руку и хватает орехи. Вытащить их она не может: горлышко очень узкое, и рука, сжатая в кулак, не пролезает. Унести кувшин с собой ей тоже не под силу.
Даже когда появляется охотник, обезьяна не убегает: ей жаль бросить орехи, и она не разжимает кулака.
Так за свою жадность обезьяна расплачивается свободой.
Вопросы:
- Что охотники используют при ловле обезьян?
- Можно ли брать любой кувшин, чтобы поймать обезьяну?
- Какой кувшин используют при ловле обезьян?
- Почему обезьяна не убегает, когда к ней приближается охотник?
ОЦЕНКА: за каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — О баллов. Максимальное количество баллов — 4.
Задание 27. Разложи картинки в нужной последовательности, чтобы получился рассказ.
Картинки (даны вперемешку):
- Кухня. На полу кошка с двумя котятами: черным и белым. Мама замешивает тесто. На столе бутылка с молоком и миска с мукой.
- Мама выходит из кухни, а котята забираются на стол.
- Котята на столе. Один опрокидывает молоко, другой забирается в миску с мукой.
- Белый котенок на полу лакает молоко, черный вылезает из миски почти весь в муке.
- Заходит мама на кухню и видит, что молоко и миска с мукой опрокинуты, а около кошки на полу два белых котенка.
ОЦЕНКА: самостоятельно выполнил задание — 2 балла, выполнил задание с небольшой помощью — 1 балл, не справился с заданием — О баллов.
Максимальное количество баллов — 2.
Задание 28. Составь рассказ по картинкам (картинки те же). ОЦЕНКА: 2 балла:
а) рассказ соответствует предложенному сюжету;
б) в рассказе присутствует как основная, так и дополнительная информация;
в) тема раскрыта полностью;
г) ребенок не испытывает трудностей при формулировании содержания.
1 балл:
а) рассказ частично соответствует предложенному сюжету;
б) логическая последовательность событий не нарушена;
в) в рассказе присутствует только основная информация (тема раскрыта частично);
г) ребенок испытывает некоторые трудности в формулировании содержания.
О баллов:
а) рассказ не соответствует предложенному сюжету
б) нарушена логическая последовательность событий;
в) ребенок испытывает значительные трудности в формулировании содержания текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 8.
Зада н ие 29. Послушай рассказ. Повтори его, как запомнил.
Сиротка
Собачку Жучку, которая жила в деревне, заели волки. У нее остался маленький слепой щенок. Прозвали его Сиротка.
Его подложили кошке, у которой были маленькие котята. Кошка обнюхала Сиротку и лизнула его в нос. Кошка ухаживала за щенком так же, как и за своими котятами: вылизывала его, давала молока. Щенок подрос и вместе с котятами играл во дворе.
Однажды на Сиротку набросилась бродячая собака. Щенок завизжал. Тут появилась кошка. Она быстро схватила Сиротку зубами и запрыгнула вместе с ним на дерево. Кошка прикрывала щенка собой, пока хозяин не прогнал собаку со двора.
ОЦЕНКА:
2 балла:
а) пересказ соответствует оригиналу;
б) пересказ содержит как основную, так и дополнительную информацию;
в) при пересказе используется вариативность речи.
1 балл:
а) пересказ частично соответствует оригиналу;
б) пересказ содержит только основную информацию;
в) используются лексика и синтаксические конструкции оригинала.
О баллов:
а) пересказ не соответствует оригиналу;
б) нарушена смысловая организация текста;
в) значительные трудности в языковом оформлении текста.
Максимальное количество баллов (баллы суммируются) — 6.
Источник
1
2 Елена Косинова ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ НА СООТВЕТСТВИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ВАШЕГО РЕБЁНКА ЕГО ВОЗРАСТУ
3 ПОНИМАНИЕ РЕЧИ Покажи, кого кормит девочка. Кто кормит мишку; чем кормит; с чем мишка ест суп; из чего ест; чем ест? Покажи, где кошку догоняет мышка. Где кошка догоняет мышку? Где на волке лошадь? Где на лошади волк? Чего не бывает? Покажи, где мама, а где дочка. Где мамина дочка; где мама дочки; где дочка мамы? Найди, что общего у мамы и дочки. 3
4 Петей нарисован Витя. Покажи, где Петя, а где Витя. Мишу ударил Саша. Как зовут драчуна? Посмотри на рисунок и скажи, правильно ли я говорю. Если нет, то поправь меня. Дом за лесом. Солнце освещается землёй. Под самолётом озеро. Самолёт летит над озером. Послушай вопросы и ответь на них: За мальчиком бежит собака. Кто впереди? На вокзале Колю встречал дедушка. Кто приехал? Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что Петя сделал раньше: прочитал книгу или пошёл в кино?
5 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ГЛАГОЛЫ Посмотри на медвежат и покажи, кто рисует, красит; кто несёт; кто везёт; кто моется, умывается, стирает. Расскажи, что делают медвежата. (В зависимости от уровня подготовленности-ребёнок может отвечать одним словом или целой фразой.) Найди на рисунке червяка, рыбку, бабочку или кузнечика и расскажи, что они делают. Например, рыба плавает, бабочка летает… Найди у каждого медвежонка что-нибудь красное из одежды или обуви. 5
6 Расскажи, что делает каждый из людей, нарисованных на картинках. (Режет, вышивает, вяжет, вырезает, пришивает пуговицу и т. д.) Придумай предложения, используя сразу две картинки. Например: мама шьёт рубашку на швейной машинке, а бабушка вяжет шарф спицами. Постарайся, чтобы каждое предложение получилось длинное. 6
7 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ Покажи, где волк, где собака, тигр, лев, щётка, метла, чашка, стакан. Назови те предметы на рисунке, которые знаешь. Соедини рисунок каждого животного с тенью такого же животного. 7
8 Покажи, где клумба, букет, венок, водопад, фонтан, памятник, стадион, калитка, сачок. Назови все предметы на рисунке, которые знаешь. Посмотри на картинки и постарайся запомнить все предметы, закрой книгу и назови их по памяти. Подели картинки между Машей и Ваней. Девочке отдай (соедини линиями с её изображением) картинки с предметами, про которые можно сказать «одна». Если про рисунок на картинке можно сказать «один» отдай её мальчику. 8
9 Покажи на рисунке, где у куклы носик, ушки, глазки, щёчки, ножки, ручки. Назови, что это. (Покажите ребёнку части куклы.) Покажи у куклы на рисунке лоб, подбородок, брови, ресницы, локти. Покажи у чайника на рисунке носик, крышку, ручку. Покажи у стула ножки, спинку, сиденье. Назови, что это. (Покажите ребёнку перечисленные выше части куклы, стула, чайника.) Покажи у дерева на рисунке корни, ветки, ствол, кору, крону. Покажи у корабля мачту, парус, якорь. Покажи у самолёта шасси, иллюминаторы, нос, хвост. Назови, что это. (Покажитеребёнку перечисленные выше части дерева, самолёта, корабля.) 11
10 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ Мальчик идёт по дорожке в магазин. Назови цвет каждой плиточки, из которых составлена дорожка. Какие предметы бывают красного цвета? (Помидор, мяч и т.д.) Оранжевого? Жёлтого? Зелёного? Салатового? И т. д. Незнайка пришёл в магазин и хочет купить продукты, сладкие на вкус и кислые. Что купит Незнайка? (Конфеты и лимон.) Назови вкус всех остальных продуктов. 10
11 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ПРОФЕССИИ Покажи, где повар, врач, продавец, лётчик, строитель, водитель. Расскажи, что делают повар, врач, лётчик и т. д. Посмотри на маленькие картинки и скажи, кому и для чего нужны градусник, весы, каска, половник. 11
12 Назови профессии людей, изображённых на картинках, расскажи, что они делают. (Например, это пожарный. Он тушит пожары.) Рассмотри маленькие картинки и скажи, кому эти предметы могут понадобиться для работы. (Учительнице, дрессировщику, швее, регулировщику, капитану, пожарному.) Назови профессии своих родителей. Что они делают на работе? 12
13 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ОБОБЩАЮЩИЕ СЛОВА Покажи, где инструменты, игрушки, посуда, школьные принадлежности, головные уборы, мебель, одежда, обувь. Назови одним словом все картинки в каждой рамке. (Например, ручка, пенал, учебник, ластик это школьные принадлежности.) Сравни по два предмета из каждой группы (чем похожи и чем различаются): Чем различаются сковорода и кастрюля, топор и молоток? Чем похожи сковорода и кастрюля, топор и молоток? 13
14 14
15 Покажи, где овощи, ягоды, грибы, деревья, фрукты, цветы, рыбы, продукты. Назови одним словом все картинки в каждой группе. Чем различаются огурец и баклажан; яблоко и груша; ягоды малины и крыжовника; мухомор и белый гриб? Чем они похожи? 17
16 Сравни по два предмета из каждой группы. Чем они различаются? Что общего между ними? 16
17 Покажи, где домашние птицы, где насекомые, где перелётные птицы, где птицы, остающиеся зимовать. Как можно назвать все картинки в каждой группе? Сравни по два предмета из каждой группы. Чем они различаются? Что общего между ними? Вспомни и назови сказки и стихи, в которых говорится о насекомых, о птицах. 17
18 Покажи, где животные севера, где животные жарких стран, где домашние животные, где животные, которые живут в лесах. Дай общее название картинкам в каждой группе. Сравни по два животных из каждой группы, найди сходства и различия. Знаешь ли ты загадки про домашних и диких животных? Загадай их. 18
19 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. ВРЕМЕНА ГОДА Покажи на рисунке, где лето; где весна; зима; осень. Перечисли все времена года по порядку, начиная с весны; с лета; с зимы. Как можно понять, что на рисунке изображена зима? Лето? Осень? Весна? Сколько всего времён года? Сколько месяцев в году? Перечисли их названия Рассмотри маленькие картинки и соедини их с рисунком того времени года к которому они подходят. Объясни, почему ты так считаешь. 19
20 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. СИНОНИМЫ (СЛОВА С БЛИЗКИМИ ПО СМЫСЛУ ЗНАЧЕНИЯМИ) Найди похожие между собой картинки. Соедини их линией. Назови предмет, нарисованный слева. Найди похожий предмет справа и постарайся назвать его подругому. (Например, лётчик пилот. Подсказки: собака пёс; будка конура; у розы колючки у розы шипы; врач доктор; наездник всадник; варежки рукавички.) Как сказать по-другому? Маленький жучок малюсенький, крохотный…; большой слон… (огромный, громадный); грустный мальчик… (невесёлый, хмурый). Картинки слева и справа похожи, но не одинаковы. Чем они различаются? 20
21 СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС. АНТОНИМЫ (СЛОВА С ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ ЗНАЧЕНИЯМИ) Сравни рисунки на странице 23. (Например, на этой картинке девочка неряшливая, а на этой опрятная.) Внимание! Следите, чтобы ребёнок правильно подбирал антонимы. Не допускается подбирать пары слов типа «весёлый невесёлый». У девочки слева волосы длинные, а у девочки справа у этой девочки волосы прямые, а у этой у этой сумка тяжёлая… На рисунке слева дорожка узкая справа дорожка слева дорожка кривая слева дом высокий слева дерево тонкое справа заяц трусливый лев…; слева ручеёк мелкий справа река…; слева лес редкий слева девочка неряшливая… Поиграй с упрямым осликом, он всегда всё говорит наоборот. Ему говоришь: «Сейчас жарко». А ослик отвечает: «Нет, холодно!» Что ответит ослик, если ты скажешь: «Поедем быстро»; «До дома далеко»; «Птица поёт тихо»; «Полетим высоко»; «В речке глубоко»? Покажи на странице 22 предметы, про которые можно сказать: мелкий (ручеёк); мелкая (тарелка); мелкие (камешки); густой, густые; чёрствый, чёрствая; тупой, тупые. 21
22 22
23 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ОБРАЗОВАНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ Расскажи, из чего сделаны отмеченные на рисунке зелёными точками предметы и как они называются. (Например, бабу слепили из снега, значит, она снежная; крыша сделана из черепицы, значит, она черепичная; труба из кирпича, значит, она кирпичная; ведро из пластмассы, значит, оно пластмассовое, дом из камня мяч из резины дорожка из песка кувшин из глины труба водосточная из железа кораблик из бумаги сапоги из резины стол из дерева ступени из дерева…) Найди на рисунке все «нелепицы» и объясни, почему так не бывает. 23
24 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНОЙ ФОРМЕ Рассмотри вещи и игрушки гнома и великана. Чем они отличаются друг от друга? (Правильно, размером). Расскажи, что есть у гнома и у великана, только не забывай игрушки и вещи гнома называть ласково, ведь они маленькие! (Например, у великана стул, а у гнома стульчик.) Посмотри, гном и великан одеты почти одинаково. Расскажи, какого цвета одежда у великана и у гнома. Я начинаю, а ты продолжай: «У великана брюки красные, а у гнома… (красненькие); у великана носки полосатые, а у гнома…» и т. д. 24
25 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ Кто как голос подаёт? Корова му-у-у; сова ух-ух, и т. д. (Дляребёнка 3 4 лет допустим ответ-звукоподражание. ) Корова мычит; сова ухает; воробей чирикает, и т. д. (Ответ 5 6-летнего ребёнка должен быть в форме глагола.) Как называются дети птиц и животных? (Например, у вороны воронята; у кошки котята, и т. д.) Раздели всех, кто нарисован на картинке, на две группы и дай этим группам название. (Подсказка; птицы, и животные.) Разыщи всех червяков и все косточки на этой странице. 25
26 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ Встретились как-то раз белочка и заяц-хвастун. Белочка говорит: «Я нашла большой гриб!» А заяц ей в ответ: «А мой гриб ещё больше!» Как будет хвастаться заяц, если белочка ска^кет. моя ягода самая сладкая; мой орех самый твёрдый; мой шарик самый лёгкий; тропинка возле моего дома самая широкая; моя ленточка самая узкая; моё дерево самое толстое; я могу прыгать высоко. Скажи, чем отличаются картинки белочки и зайца? 26
27 СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА Давай подберём слова, похожие на слово «шип». Например, шиповник, у него на стеблях есть шипы. Шиповки (специальная обувь для бега с шипами на подошве); шипованное колесо (у него есть шипы, благодаря которым легче ездить зимой по скользкой дороге). Слова: «шипы», «шиповник», «шиповки», «шипованный» похожи друг на друга по звучанию и смыслу. Теперь сам найди слова, похожие на слова «мороз», «часы», «снег», «вода», «море» и соедини линией нужные картинки. (Предварительно назовите ребёнку все предметы на маленьких картинках.) 27
28 28
29 ГРАММАТИКА. ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ГЛАГОЛОВ Посмотри, какие игрушки продаются в магазине и какие игрушки есть у Миши. Покажи, где машинки, а где машинка; где кубик, а где кубики, и т. д. Рассмотри рисунок, продолжи предложение: «У Миши кукла, а в магазине… (куклы); у Миши кот, а в магазине…; у Миши собака, а в магазине…» и т. д. Покажи на рисунке, про кого (про что) можно сказать: лает (собака), лают (собаки); сидят, сидит; гудят, гудит и т. д. (Называйте ребёнку только глагол, голосом выделяя окончания.) Найди на рисунке на полках точно такие же игрушки, как у Миши. Какой игрушки из тех, что продаются в магазине, нет у Миши? 29
30 Маша и Ваня нарисовали разные картинки. Покажи, где лев, а где львы; где облако, а где облака; где соловей, а где соловьи; где котята, а где котёнок; где дерево, а где деревья. (Проговаривайте слова, выделяя для ребёнка окончания.) Расскажи, что нарисовали Маша и Ваня. Продолжи предложения: «У Вани дом, а у Маши… (дома). У Вани дерево, а у Маши…» и т. д. Найди предметы, которые Ваня и Маша нарисовали одинаково. 30
Источник