Логопедическая работа при задержке речевого развития у ребенка


Задержка речевого развития – это заболевание, при котором нарушены сроки формирования самостоятельной и осмысленной речи у ребенка. Чаще всего удается выявить это заболевание после 2,5-3-х лет. ЗРР – это одна из тех патологий, при которой медикаментозное лечение не является основным, и всегда дополняется логопедической коррекцией. Детский логопед-дефектолог необходим при лечении задержки развития речи, какой бы причиной не вызывалось это заболевание. Ход терапии контролирует невролог.
Логопедическая помощь при ЗРР
Логопедия является одним из разделов специальной педагогической науки. Она изучает все виды нарушений речи, разрабатывает способы их предупреждения, раннего выявления и коррекции методами специального образовательного процесса и воспитания. Среди основных задач этой науки нужно отметить:
- изучение онтогенеза речи при разнообразных нарушениях;
- выявление симптомов и определение степени нарушений;
- изучение особенностей формирования речи при отклонениях в развитии;
- разработка диагностических методов;
- изучение этиологии нарушений речи;
- разработка новых методов профилактики.
Как проводится коррекционная работа логопедом при ЗРР
Перед началом коррекционного курса, специалист дает логопедическое заключение при ЗРР. Оно составляется на основе проводимого обследования, которое включает в себя оценку физического состояния, уровня развития мелкой моторики и сформированности умения выполнять различные артикуляционные упражнения. Логопед определит уровень понимания и владения разговорной речью.
На начальном этапе логопед при задержке речевого развития старается уравновесить процессы возбуждения и торможения в ЦНС. В ряде случаев для этого потребуется помощь невролога, который назначит лекарственную терапию. Методы логопедической коррекции задержки речевого развития различны, но вся работа проводится в несколько этапов.
- После установления хорошего контакта с ребенком, логопед начинает игры на удержание и переключение внимания.
- Обучение выполнению просьб/инструкций – это является базовой основой для всей дальнейшей коррекционной работы. Чаще всего оптимальными являются сюжетные игры.
- Стимуляция подражательной деятельности. Подражание позволяет плавно переключить ребенка от неречевой активности к речевой. На этом этапе логопед отрабатывает с ребенком произношение основных гласных звуков и слогов.
- Обучение правильной ориентации в пространстве. Для этого логопед использует ритмичные виды деятельности – игры с мячом, лентами, водой. Одновременно стимулируется развитие мелкой моторики, для чего ребенку предлагается собирать конструктор, лепить из пластилина, собирать мелкие предметы, предварительно рассыпанные на пол.
- Изучение новых слов, что способствует пополнению пассивного словаря и расширению активного. Для этого могут использоваться красочные картинки, игрушки.
- Занятие с логопедом при ЗРР на начальном этапе завершает работа с зеркалом, перед которым ребенок проводит специальную артикуляционную гимнастику.
Важно! Каждое занятие с логопедом не должно превышать 40-60 минут. Это оптимальное время, в течение которого ребенок не утомляется, у него сохраняется интерес к занятию и способность к усвоению нового материала.
Логопедический массаж
Логопедические занятия ЗРР часто дополняются массажем. Он вызывает положительные изменения в нервной и мышечной системах лица, которые играют основную роль в процессе речеобразования. Массаж позволяет логопеду добиться следующих эффектов:
- восстановление мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры;
- устранение парезов и уменьшение интенсивности параличей;
- активизация мышечных групп со сниженной сократительной способностью.
Как правило, логопед проводит от 10 до 20 сеансов массажа при ЗРР. Длительность первых сеансов не превышает 5-6 минут, к окончанию курса на одну процедуру отводится до 25 минут.
Неврологическая помощь при ЗРР
Неврология – раздел медицины, занимающийся изучением центральной и периферической нервных систем в нормальном и патологически измененном состоянии. ЗРР относится к заболеваниям неврологического профиля, и все медикаментозное лечение назначается неврологом. Нужно отметить, что лечение ЗРР не всегда проводиться исключительно неврологом – все зависит от причины заболевания.
Причина ЗРР | Основной специалист |
Недостаточная культура в семье ребенка | Логопед |
Родовая травма, асфиксия | Невролог |
Гиперопека (ребенок без слов получает все желаемое) | Логопед |
Частое нахождение в стационаре, хронические стрессы | Логопед |
ЧМТ, воспаления мозговых оболочек любого генеза | Невролог |
ЗРР, как осложнение после вакцинации | Невролог |
Если логопедия при задержке речевого развития делает основной упор на процесс обучения ребенка, неврология старается устранить причину ЗРР лекарственными средствами. Все препараты, назначаемые неврологом, оказывают преимущественное действие на ЦНС.
Все лекарственные средства назначаются только после предварительной диагностики. Из аппаратных методов нужно отметить эффективность электроэнцефалографии, КТ и МРТ. Они позволяют точно визуализировать состояние головного мозга, определить зону поражения. Только после этого невролог решает, какие именно лекарственные средства использовать для лечения.
Практически всегда логопедическая работа при задержке речевого развития ведется параллельно работе невролога. Если у ребенка ЗРР средней или тяжелой степени, обязательно подключается психолог. Задачей невролога является контроль эффективности назначенного им медикаментозного лечения, своевременный лабораторный контроль картины крови, состояния внутренних органов.
Важно! Логопед не имеет права назначать какие-либо лекарственные средства. Все они имеют противопоказания, которые можно выявить только после клинического обследования.
Среди основных групп препаратов, которые назначает невролог при задержке речевого развития нужно выделить:
- ноотропы;
- седативные (успокаивающие);
- витамины;
- адаптогены.
Все лекарственные средства, назначаемые неврологом, способствуют устранению основной причины заболевания – снимают отек мозга, восстанавливают нормальное кровоснабжения, снимают воспаление. После этого у ребенка появляется возможность догнать своих сверстников по уровню развития.
Сроки лечения ЗРР
Прогнозировать точные сроки лечения этой патологии невозможно. В большинстве случаев логопедическая работа при ЗРР имеет не меньшее значение, чем участие невролога. Если оба специалиста успешно координируют свои действия друг с другом, удается добиваться заметных результатов уже через 1,5-3 месяца лечения.
Невролог при ЗРР старается устранить нарушения в деятельности ЦНС. Логопед при ЗРР правильно выстраивает учебный процесс, подбирает понятный и простой в усвоении материал, использует специальные развивающие методики. В большинстве случаев, если в ГМ не произошло необратимых изменений, удается нормализовать процесс становления речи у ребенка.
Видео
093
Источник

Преодоление задержки речевого развития у детей — задача хоть и сложная, но вполне выполнимая. И для её эффективности нужны комплексные усилия, как специалистов, так и родителей. Проблеме преодоления ЗРР (задержки речевого развития) последние годы уделяется много внимания, и объём специализированной литературы (включая уникальные авторские методики) впечатляет. Родителям, которые желают углубиться в проблему, стоит начать с книг:
- Лынская М.И. «Преодоление алалии и задержки речевого развития»,
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Преодоление задержки речевого развития у дошкольников»;
- Шемякина О.В. «Преодоление задержки речевого развития».
В большинстве работ можно наблюдать общие принципы работы с детьми с задержкой речевого развития.
Принципы коррекции задержки речевого развития (ЗРР)
В основе любой коррекционной работы лежит один закон – «не навреди». Именно поэтому при работе с детьми с ЗРР так важно соблюдать ряд принципов:
- коррекция задержки речевого развития должна быть комплексной (сочетание медикаментозного лечения, консультаций психолога, занятий с логопедом и домашней работы с родителями);
- работа обязательно включает в себя использование и развитие различных органов чувств, а также формирование моторики;
- коррекционная работа при ЗРР должна быть непрерывной и поэтапной, с последовательно увеличивающейся сложностью;
- работа над ЗРР строится с опорой на индивидуальные особенности дошкольника;
- необходимо учитывать сензитивные периоды, а также ведущую деятельность, характерную для детского возраста.
Занятия по коррекции и преодолению ЗРР должны проходить в интересной для малыша форме, предпочтительно, игровой. Заинтересованность, активное участие — необходимые условия для успешного преодоления задержки речевого развития.
Организация пространства для преодоления ЗРР
Первый шаг в преодолении ЗРР — правильная организация пространства. Для полноценного формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенного уровня развития. А этого можно достичь, только развивая органы чувств и мелкую моторику. Для этого необходимо наполнить окружающее пространство различными материалами.
Что понадобится для преодоления ЗРР:
Зоны развития | Примеры материалов |
Слуховое восприятие | Погремушки, бубен, барабаны, свисток (духовые инструменты особенно полезны для развития артикуляционных мышц и дыхания) и другие простые музыкальные инструменты |
Зрительное восприятие | Различные предметы, направленные на формирование восприятия цвета, формы, размера (кубики, блоки, пирамидки, карточки, картинки) |
Сенсорика | Пластилин, карточки с различной фактурой, пальчиковые краски |
Мелкая моторика | Пазлы, кубики, конструкторы, бусы |
Помимо этого, для преодоления ЗРР (задержки речи) понадобятся: тематические карточки и фигурки, книжки с яркими иллюстрациями. Очень важно своевременно заменять материалы, тем самым, обогащая опыт и поддерживая познавательный интерес малыша.
Основные направления коррекционной работы при ЗРР
Конечно, основную работу по преодолению задержки речевого развития у дошкольников выполняет логопед. Но родителям важно понимать направления коррекции, методы и приемы и включить их в повседневные занятия с малышом. Направление работы определяется типом нарушения. Это может быть работа, направленная на развитие:
- импрессивной речи (понимания),
- экспрессивной речи (активная речь от ребенка),
- общей моторики,
- мелкой моторики,
- артикуляции,
- слуха (речевого),
- восприятия (зрительного).
Чаще всего коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития (ЗРР) проводится по нескольким направлениям сразу.
Формирование импрессивной стороны речи
Импрессивная речь — это способность понимать обращенную речь, а в более старшем возрасте и письменную. Это сложный процесс, в котором участвуют не только органы слуха, но и кора головного мозга (зона Вернике).
Как правило, при задержке речевого развития (ЗРР) импрессивная речь недостаточно развита. Проявляется это в том, что малыш не всегда понимает, что от него хотят взрослые, имеет слабое представление об окружающем мире, не может назвать части тела или предметы. На первом занятии логопед проводит беседу, тестирует ребенка для того, чтобы оценить, насколько сильно нарушена эта сторона речи.
Дальнейшая коррекционная работа с задержкой речевого развития строится следующим образом:
- на первых занятиях не требуется точное понимание близких по звучанию слов (открой-закрой, унеси-принеси);
- для облегчения понимания логопед использует контекст;
- обязательно использование наглядного материала (картинок, карточек, фигурок, игрушек);
- все действия взрослого сопровождаются устными комментариями;
- при общении с маленьким пациентом логопед использует короткие предложения;
- интонации естественные, но с усиленным ударением в словах.
Игры, направленные на формирование пассивного словарного запаса:
Игра | Описание |
Поручения | Взрослый дает поручение, которое тот должен выполнить. Постепенно инструкция усложняется, добавляются новые этапы. Например: принеси мяч, принеси красный мяч, принеси красный мяч и положи его на стол |
Делай как я | Читается детский стишок, и дошкольник вместе со взрослым выполняет действия, о которых говорится в стихотворении |
Покажи | Используется наглядный материал (карточки или предметы). Логопед задает условие, ребенок должен указать на соответствующую карточку. Например: покажи синий кубик, покажи сначала большую собаку, а потом маленькую |
Спрячь картинку | Используются сюжетные карточки. Дошкольник должен перевернуть/накрыть ладошкой ту, которую описывает взрослый. Цель упражнения: научить понимать целые предложения, распознавать глаголы действия |
Отбери | Игра помогает развить логику, способность вычленять свойства предметов, сопоставлять их и сравнивать. Взрослый просит ребенка выбрать предметы по определенному признаку: отложить все красные шарики, выбери все машинки |
Постепенно задачи усложняются: изучаются различные формы слов, слова с противоположными значениями.
Все эти упражнения по преодолению задержки речевого развития (ЗРР) можно провести и самостоятельно, дома. Кроме этого, родители должны неуклонно выполнять следующее:
- внимательно следить за своим общением с ребенком. Полностью исключить «сюсюканье», слова проговаривать четко, ясно. Речь должна быть нормального темпа, со спокойными интонациями;
- в повседневном общении проговаривать названия предметов, с которыми манипулирует ребенок;
- при прогулке рассказывать о том, что окружает;
- озвучивать свои действия;
- читать больше вслух сказки, стишки и потешки, сопровождая их наглядной демонстрацией. Это могут быть как картинки, так и показ действий;
- как можно чаще объяснять значение новых слов.
Важно! Для развития импрессивной речи необходимо исключить телевизор и как можно больше общаться с ребенком.
Развитие экспрессивной речи
Экспрессивная речь формируется только тогда, когда ребенок хочет говорить. И очень часто именно это становится самой сложной задачей на пути преодоления ЗРР. Потребность подражать общению взрослых — естественный этап взросления. И если по каким-то причинам эта потребность оказалась нереализованной, возникает задержка (ЗРР).
Важно! Нельзя принуждать к высказываниям. Фразы «скажи», «повтори» — под запретом. Ребенок должен сам испытать потребность в общении.
Работа логопеда в этом направлении начинается с азов: на первых занятиях никто не ожидает и не требует полноценной речи от малыша. Достаточно отдельных звуков, слогов.
На этом этапе особенно эффективно упражнение на фонетическую ритмику. Пение гласных сочетается с плавными движениями рук. Каждая гласная сопровождается особенным жестом. Это помогает прочувствовать звук всем телом.
Принципы те же: работа по преодолению ЗРР ведется поэтапно, с постепенным погружением. Формы речи, которые отрабатываются, также постепенно становятся все более сложными.
Работа по формированию моторики
Связь между уровнем развития моторики и речи давно доказана. Дети с задержкой речи (ЗРР) чаще страдают от неуклюжести, плохой координации движений, у них не развита артикуляционная и мелкая моторика. Неудивительно, что преодоление и коррекция задержки речевого развития предполагает работу по формированию моторики.
Направление работы по преодолению ЗРР | Методы |
Общая моторика | Работа по преодолению ЗРР начинается с отработки общих простых движений. Курс базовых упражнений проводится под ритмичный текст, чаще всего стихотворение |
Мелкая моторика | Мелкая моторика играет огромную роль в развитии памяти, мышления, речи. Есть прямая взаимосвязь между развитием мелкой моторики и уровнем интеллекта. Для ее развития используются:
|
Артикуляционная моторика | Чтобы правильно говорить, органы речи должны быть достаточно развиты, а их движения скоординированы. Для этих целей проводятся тренировки для языка, губ. Обязательно все выполняется перед зеркалом, чтобы правильная позиция и движение фиксировались |
Как и в любом из направлений работы по преодолению и реабилитации задержки речевого развития, все упражнения должны выполняться в игровой форме, при положительном настрое.
Формирование речевого слуха
Для развития речевого слуха используются различные шумозвуковые игрушки. Вариантов упражнений несколько:
- специалист берет две звуковые игрушки. Дает малышу послушать одну, затем другую. Ребенок должен показать, какая из них «подала голос»;
- задача усложняется: игрушка спрятана, дошкольник должен по звуку определить ее местоположение;
- специалист озвучивает условие: дошкольник при определенном звуке должен сделать какое-то действие. Сначала условие и звук может быть один, постепенно добавляются новые.
Работа по развитию речевого слуха у ребят слабослышащих проводится по-иному: с использованием зрительного восприятия, то есть внимание акцентируется на артикуляции.
Развитие зрительного восприятия
Зрение — основной источник информации о мире. Развитие зрительного восприятия позволяет человеку выделять свойства окружающих предметов, анализировать их, сравнивать и противопоставлять.
Ребенок, у которого оно слабо развито, видит предмет, но не в состоянии обработать зрительную информацию, которую он получает. Работа по его коррекции заключается в формировании представления о предмете, узнаванию его, несмотря на угол зрения или способ изображения. Специалист выбирает предмет, и демонстрирует картинки, на которых он изображен в разных видах и формах.
Работа по преодолению и реабилитации задержки речевого развития детей (ЗРР) очень сложная, кропотливая и требует много времени. Именно поэтому один специалист не справится. Необходимы постоянные усилия, направленные на преодоление проблемы, со стороны родителей. Только так можно достичь стойкого положительного результата. Для тех родителей, которые физически не могут уделить много времени на коррекцию, существуют специальные санатории для детей с задержкой речевого развития. Там малыш получит квалифицированную помощь, а также получит возможность пообщаться со сверстниками.
Видео
094
Источник
Выступление на тему:
«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»
Для организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС в ДОУ должны учитываться индивидуальные потребности детей с ОВЗ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия, организован комплексный подход, создается доступная среда. ДОУ должно обеспечить равные возможности детей в получении качественного дошкольного образования. Поэтому, для организации инклюзивного образования немаловажным становится налаживание системы ранней комплексной помощи.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада, поэтому в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии: изучаются особенности доречевого развития детей с органическими поражениями ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, развиваются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность коррекционной логопедической работы.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Задержка речевого развития – это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней («ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ав» – собака, «би-би» – машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов. Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – в 1,5-3 года. Однако квалифицированную систематизированную помощь ребенок с нарушениями речевого развития чаще всего получает только в 4-5 лет при оформлении в логопедические группы в ДОУ. Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка – формирование замкнутости и закомплексованности.
Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:
• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);
• Обучение должно основываться на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.
• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.
• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.
• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.
• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.
• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу, предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.
Основная задача корекционно-логопедического воздействия:
Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия
Основные направления коррекционной логопедической работы:
- Развитие импрессивной речи.
Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи. Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации. Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Например, «поручения», которые можно выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди, принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету.
В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки. На столе расположены картинки с изображениями предметов. Попросить показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Дать ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?». Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.
- Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению с взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации). Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка. Это и сюжетные игры (Например «Позовем гостей», “Айболит”, «Паровозик»), можно поиграть с куклами би-ба-бо и показать «кукольный театр», где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлечённостью в игровой процесс (Например: сказки «Теремок», «Лиса и Заяц»)
Используется сюрпризный момент: из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с ней.
- Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений целесообразно начинать с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”
Наблюдая за животными и птицам, можно предложить малышу повторить их движения – как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством формирования речевых функций.
- Развитие мелкой моторики.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например, использование:
- пальчиковой гимнастики. С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух: “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”;
- пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко»;
- игр с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры: с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики
мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.
- Развитие слухового восприятия.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарат