Логопедическая карта обследования ребенка 3 года

Логопедическая карта обследования ребенка 3 года thumbnail

РЕЧЕВАЯ КАРТА

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

3-4-Х ЛЕТ

Состояние когнитивных процессов

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Знание основных цветов (показ называние )

2. Пирамидка из 4 колец (собирает самостоятельно по образцу )

3. Матрешка 3-составная (собирает самостоятельно по образцу )

4. Доска Сегена из 6 форм (собирает самостоятельно по образцу )

5. Разрезные картинки из 2 частей (собирает самостоятельно по образцу )

6. Количественные представления «один» – «много» (показать один пальчик, много пальчиков)

7. Конструирование по образцу домика из шести палочек

Состояние речевой деятельности

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

1. Понимание речи:

1) «Покажи игрушку» (выполнение инструкций)

– покажи, где кукла

машинка

зайчик

– мяч дай мне, а зайку возьми себе

– покатай мишку

– покачай куклу

2) «Покажи картинку»

(перед ребенком выкладываются картинки: шапка, варежки, очки, иголка с ниткой, зонт, ножницы)

– покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять?

– если ручки замерзли, что наденешь на ручки?

– что нужно бабушке, чтобы лучше видеть?

– что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?

– чем будешь резать бумагу?

– что возьмешь на улицу, если будет дождь?

3) «Спрячь игрушку» (выполнение инструкций на понимание предлогов)

спрячь машинку в коробку под коробку за коробку поставь на коробку

4) «Покажи картинку» (понимание формы множественного числа существительных)

шар шары

гриб грибы

кукла куклы

яблоко яблоки

стул стулья

2. Состояние фонематического слуха:

  1. «Покажи, кто так кричит»:

«му» (корова)

«ме» (овечка)

«мяу» (кошка)

2) «Покажи картинку»:

стол стул

папа баба

мышка мишка

дочка точка

3. Состояние активной речи:

1 ) Звукоподражания:

«Как лает собачка?»

«Как мяукает кошка?»

«Как тикают часы?»

«Как пищит мышка?

  1. «Назови, что покажу» * (предметный словарь)

кукла – шапка – голова –

машина – пирамидка – куртка –

рубашка – руки – нос –

матрешка – платье – глаз –

  1. «Скажи, что делает?»* (глагольный словарь)

играет – танцует —

рисует – кормит –

моет – поливает –

4 ) «Повтори за мной»* (слоговая структура слов)

пила – сапоги – мяч – диван – ложка –

сова – молоко – лук – батон – мишка –

муха – машина – нож – лимон – туфли –

5) «Расскажи, что ты видишь на картинке»* (наличие фразовой речи, состояние грамматического строя речи):

Девочка рисует. ____________________________________________________________

Мальчик кормит голубей. ____________________________________________________

Мальчик играет на дудочке. __________________________________________________

Мама купает малыша. _______________________________________________________

Девочка поливает цветы. _____________________________________________________

6) Составление рассказа по сюжетным картинкам «Покупка».

_____________________________________________________________________________

4. Состояние речевой моторики:

1). Строение артикуляционного аппарата: (нужное подчеркнуть)

– губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)

– зубы (норма, редкие, кривые, отсутствие верхних/нижних зубов, мелкие, вне челюстной дуги)

– прикус (норма, прогения, прогнатия, открытый передний, открытый боковой, перекрестный)

– язык (норма, массивный, подвижный, малоподвижный)

– уздечка (норма, толстая, укороченная, подрезалась ранее)

– твердое нёбо (норма, высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина)

–  мягкое нёбо (норма, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)

2). Иннервация мимической мускулатуры:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками « + » или « – » )

– «Толстячок» (надувание щек)

– «Худышка» (втягивание)

3). Подвижность артикуляционного аппарата:

(оценка выполнения заданий фиксируется знаками «+» или «-»)

–  «Заборчик» (губы растянуты в улыбку)

–  «Дудочка» (губы трубочкой)

– «Заборчик» – «Дудочка» (чередовать)

–  «Баранка» (округлить губы, как на звук « о »)

–  «Лопатка» (удерживать широкий язык на нижней губе)

–  «Иголочка» (тянуть вперед узкий язык)

–  «Лошадка» (поцокать языком)

–  «Часики» (тянуться высунутым языком вправо-влево)

4). Произношение звуков раннего онтогенеза (ребенок повторяет за логопедом):

А О У Ы Э М П Т Ф X СЬ ЗЬ ЛЬ

Я Ё Ю И Е Н Б Л В Г

5. Состояние эмоционально-волевой сферы (нужное подчеркнуть)

1. Форма общения (контактен, инициативен или пассивен в общении, избирательное общение).

2. Внимание (устойчивое, неустойчивое).

3. Работоспособность (норма, ниже возрастной нормы, наблюдается быстрая утомляемость, неусидчив, не проявляет интереса к заданиям).

  1. Состояние моторики (нужное подчеркнуть)

1. Общая моторика (нормальная моторика; нарушения моторики – моторная напряженность, нескоординированность движений, неловкость, другие нарушения

2. Мелкая моторика (ведущая рука – правая/левая; нормальная моторика несформированная моторика).

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

Дата заполнения: ____________________ Логопед: _____________________

ПРИМЕЧАНИЕ. В заданиях, отмеченных знаком *, ответы ребенка логопед записывает дословно, сохраняя все особенности произнесения слов.

Источник

Ольга Бардюг
Карта обследования ребенка с 3–4 лет. Методическое пособие в помощь логопедам ДОУ

Карта обследования ребенка (с 3–4 лет младшая группа)

Ф. И. О. ___

Год рождения ___

Откуда прибыл ___

Взят на учет ___

Домашний адрес ___

Мама (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Папа (Ф. И.) ___

(где и кем работает) ___

Анамнез:

Беременность___ Протекание беременности ___ Роды ___ Протекание родов ___

Раннее физическое развитие:

Голову держит (1,5м.)___Сидит (6 м.)___ Ползает (6-7 м.)___Стоит (10- 11 м.) ___

Ходит (11-12 м.)___ Перес заболевания ___

___

Раннее речевое развитие

Гуление (2 м.)___ Лепет (4-6 м.) ___ Слова (к 1 г.)___ Фраза (1,5- 2 г.) ___

Прерывалось ли речевое развитие ребенка (причина) ___

___

Зрение ___ Слух ___

1.Вводная беседа:

Как тебя зовут? ___ Сколько тебе лет? ___ Ты мальчик или девочка?___

Как зовут маму?___ Где мама работает?___

Как зовут папу? ___ Где папа работает? ___

Где ты живешь? ___ С кем ты живешь?___

2. Поведение и эмоциональная сфера.

Сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм

Характер игровой деятельности:

(Манипуляция с предметами, игры с воображенными предметами, сюжетные игры)

3. Обследование неречевых психических функций.

Слуховое восприятие: (контрастное звучание 2-х игрушек)

Молоточек – дудочка ___ Колокольчик – свисток ___

Зрительное восприятие: величина (большой – маленький)

Большой мяч___ маленький мячик ______ Большой дом___ маленький домик___

Цвета (покажи)

Красный ___ Синий ___

Зеленый ___ Желтый ___

Геометрические формы (покажи)

___ ___ ___

Разрезные картинки из 2-х частей по образцу

Юла___ Платье___ Чашка___

4.Анатомическое строение артикуляционного аппарата:

– Губы- (толстые, тонкие, расщелина, шрам)

– Зубы- (мелкие, редкие, кривые, отсутствуют)

– Прикус- (нормальный, прогения, прогнотия)

– Твердое небо- (высокое, готическое, плоское)

– язык- (массивный, маленький, короткий)

– уздечка- (нормальная, короткая, укороченная)

-Подвижность- (медленный, умеренный, быстрый)

5. Обследованиефонематической стороны речи: (повторить)

Кукла плачет- А-А-А

Мышка пищит- И-И-И

Ребенок плачет- УА-УА-УА

Заблудились в лесу- АУ-АУ-АУ

Поезд гудит- У- У- У

Ослик кричит- ИА-ИА-ИА

Как голос подает?

Собака___ Кошка___

Корова___ Петух___

А) Обследование звуко- слоговой структуры слов: (повторить)

Дом___ Вода ___ Бананы___ Кот___ Панама ___ Шар___

Вагоны ___ Снег___Дома___

Б) Обследование фонематической стороны речи (покажи)

Стол___ стул___ Папа___ баба___

Коса___ коза___ Киска___ миска___

6. Обследование понимания речи (покажи предметы, части)

Кукла___

Голова___ Руки ___ Ноги ___ Глаза___ Нос___ Рот___ Волосы ___

Чайник ___

Ручка___ Крышка___ Носик___

Стул___

Спинка ___ Сиденье ___Ножки ___

Машина___

Колеса___Кабина___ Кузов___

Понимание обобщающих слов (выбрать картинки по темам)

Игрушки ___ Посуда ___ Одежда ___

Понимание действий (покажи где)

Девочка спит___ Рисует___ Играет ___ Ест___ Моет___ Стоит___

Понимание форм единственного и множественного числа существительных

(покажи где)

Мяч- мячи___ Машинка- машинки___ Кукла- куклы___ Кубик- кубики___

Понимание предложно- падежных конструкций (из, на, в)

Положи мяч в корзин___ Мяч на стол___ Достань из коробки мяч___

Понимание у/ласкательного суффикса существительных:

(покажи где)

Дом___ домик___ Кукла___ куколка___ Машина___ машинка___ Мяч___ мячик___

7. Обследование экспрессивной речи:

Есть, отсутствует, лепетная, отдельными словами, фразовая)

Активный словарь.

Существительные (назвать 3-4 картинки по теме)

Игрушки___ Посуда___

Одежда___ Обувь___

Глаголы (назвать действия по картинкам)

Моет посуду___ Спит ___ Бежит___ Ест___ Сидит___ Играет___

Словарь признаков (назвать признаки)

Цвет:

Помидор какой?- красный___ Шарик какой? синий___

Лимон какой? – желтый___ Огурец какой?- зеленый___

Величина:

Мяч какой?- большой___ Мячик какой?- маленький___

Форма: (покажи такой же) ___ ___ ___

Вкус:

Арбуз какой? – сладкий___ Лимон какой?- кислый___

Грамматический строй.

Именительный падеж единственное и множественное число (назвать)

Машина___ машинки___ Шар___ шары___ Кукла___ куклы___ Мяч___ мячи___

Винительный падеж единственное число (вижу кого)

Вижу мяч___ куклу___ машинку___ дом___ собаку___ стул___ Согласование прилагательных с существительным

Флажок какой? – красный___ Автобус какой?- синий___

Роза какая? – красная___ Сумка какая? – синяя___

Предложно- падежные конструкции

Мяч у мальчика___ Волк в клетке___ Котенок на окне___ Щенок под стулом ___

Существительные с у/ласкательным суффиксом (назови маленький предмет)

Машинка___ Мячик___ Домик___ Куколка___ Шарик___

9. Обследование связной речи (при наличии фразы)

«Кот лакает молоко»___

___

10. Заключение логопеда: ___

Список использованной литературы

1. Филичева Т. Б. «Особенности формирования речи детей дошкольного возраста». Москва. «Просвещение». 1999.

2. К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Москва. «Просвещение». 1986г.

3. Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие». Москва. «Мозаика-синтез». 2000.

Источник

Карта логопедического обследования детей раннего возраста

2 – 3 года

АНКЕТНЫЕ ДАННЫЕ:

Фамилия, имя ребенка ____________________________Группа _____________________

Дата рождения _____________________________ Возраст ________________________

Дата заполнения речевой карты н.г.________________/к.г.______________

СЛУХОВОЕ ВНИМАНИЕ И ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ

Различение слов близких по звучанию. Покажи, где:

мышка – мишка _______________________ стол – стул____________________________

баба – папа  ___________________________ крыса – крыша ________________________

Слуховое внимание и понимание инструкций.

Проба

2,1 – 2,6 года

2,7 – 3 года

н.г

к.г

н.г

к.г

«Дай куклу»

«Покорми куклу»

«Возьми мячик»

«Дай мячик кукле»

«Возьми мячик и покатай его»

«Дай мне куклу, а кубик возьми себе»

АКТИВНАЯ РЕЧЬ

1. Воспроизведение звукоподражаний

Пробы

2,1 – 2,6 года

2,7 – 3 года

н.г

к.г

н.г

к.г

1.

Кукла плачет: а-а-а

2.

Мышка пищит: пи-пи-пи

3.

Заблудились в лесу: ау-ау

4.

Корова мычит: му-у

5.

Собака лает: ав-ав

6.

Поезд гудит: у-у-у

7.

Бабушка охает: о-о-о

8.

Ребенок плачет: уа-уа

9.

Кошка мяукает: мяу-мяу

Итог:

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ

1. Словарь существительных (активный и пассивный).

Словарь по лексическим темам (60 проб).

Тема

Пробы (назови; покажи)

2,1 – 2,6 г.

2,7 – 3 г.

активный

пассивный

активный

пассивный

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

Игрушки

1

Мишка

2

Мячик

3

Кубики

4

Машинка

5

Кукла

6

Зайка

Посуда

7

Тарелка

8

Ложка

9

Вилка

10

Нож

11

Чайник

Овощи

12

Лук

13

Морковь

14

Помидор

15

Огурец

Фрукты

16

Яблоко

17

Груша

18

Слива

19

Банан

20

Апельсин

Домашниеживотные

21

Кошка

22

Собака

23

Корова

24

Свинья

25

Лошадь

Дикиеживотные

26

Заяц

27

Лиса

28

Медведь

29

Еж

30

Волк

Частителачеловека, животных

31

Голова

32

Рука

33

Нога

34

Глаза

35

Нос

36

Ухо

37

Лапа

38

Хвост

Дом.птицы

39

Курица

40

Петух

41

гусь

Одежда

42

Юбка

43

Кофта

44

Платье

45

Носки

46

Рубашка

47

Брюки

48

Куртка

Мебель

49

Диван

50

Кровать

51

Стул

52

Стол

53

Шкаф

Транспорт

54

Машина

55

Автобус

56

Поезд

57

Самолет

58

Пароход

Рас-тения

59

Дерево

60

Цветок

Итог:

Узнавание предметов по назначению

Пробы (назови; покажи)

2,1 – 2,6 г

2,7 – 3 г

активный

пассивный

активный

пассивный

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1.

Из чего мы пьем?

2.

Чем кушаем?

3.

Что мы надеваем?

4.

Чем открываем дверь?

5.

Чем можно играть?

6.

Чем мы причесываемся?

7.

Чем копаем?

8.

На чем можно сидеть?

Итог:

2. Словарь глаголов (активный и пассивный).

Пробы

(назови; покажи)

2,1 – 2,6 г

2,7 – 3 г

активный

пассивный

активный

пассивный

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

1.

Стоит

2.

Сидит

3.

Лежит

4.

Спит

5.

Идет

6.

Бежит

7.

Пьет

8.

Ест

9.

Играет

10.

Рисует

11.

Плачет

Итог:

2,1 – 2,6 г

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный).

горячо _____________________________  холодно ________________________________

темно _______________________ светло ____________

4. Понимание предлогов (ЗА, ПОД, ПО, ДО, НАД) Материал: шарик, кубик, коробка с крышкой________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Понимание единственного и множественного числа прилагательных

  • Материал: картинки (синий флажок – синие флажки)

Покажи, где __________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2,7 – 3 года

Понимание префиксальных отношений. Глаголы с различными приставками (вышел, пошел, зашел)

Покажи, где: _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Словарь прилагательных (активный и пассивный): 2,7 – 3 года

Тема

Пробы

 (назови; покажи)

Актив

Пассив

Размер

НГ

КГ

НГ

КГ

1

Большой

2

Маленький

Цвет

3

Красный

4

Желтый

5

Синий

6

Зеленый

Вкус

7

Сладкий

8

Горький