Логические игры в интеллектуальном развитии ребенка
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу – то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
Упражнение «Летает – не летает»
Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.
Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает – дети поднимают руки. Если не летает – руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.
Упражнение «Ладошки»
Упражнение на развитие устойчивости внимания.
Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала “волна” из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент выбывают из игры.
Упражнение «Съедобное – несъедобное»
Упражнение на развитие переключения внимания.
Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет – отбрасывается.
Упражнение «Муха»
Упражнение на развитие концентрации, переключения внимания.
Упражнение проводится точно так же как и предыдущий вариант, только в усложненном варианте: увеличено количество мух (их две). Команды “мухам” подаются отдельно.
Упражнение «Самый внимательный – 1»
Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.
Упражнение “Сравнение понятий”
Требуется сравнить пары понятий и найти в них общие признаки. Для этого следует проанализировать каждое понятие в паре, выделить существенные признаки этого понятия и сравнить существенные признаки понятий анализируемой пары.
1. Солнце – огонь
2. Стебель — лист.
3. Лед — пар.
4. Река — озеро.
5. Варенье – сахар
6. Сказка – буква
7. Облако – вата
8. Лес – сад
9. Апельсин – мяч и т.д.
Упражнение “Самый внимательный – 2”
Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню.
Упражнение “Родо-видовые отношения”
Предлагается определить, правильно ли произведено ограничение, т.е. относится ли в каждой данной паре второе из понятий к первому как вид к роду.
1.Писатель – Чуковский.
2.Россия – Усолье-Сибирское.
3.Цветок – ландыш.
4. Растение — корень.
5.Электроприбор – плита.
6. Овощ – помидор
7.Мебель – стул.
8. Инструмент – пила
9. Кукла – матрёшка
10. Слово — буква.
11. Фрукт – лимон
12. Река – Ангара
Упражнение “Разведчик”
Выбирают одного из участников — «разведчика». Ведущий произносит: «Замерли!» — и вся группа неподвижно застывает. Каждый старается запомнить свою позу, а «разведчик» старается запомнить всех. Внимательно изучив позы и внешний вид участников, «разведчик» закрывает глаза (или выходит из комнаты). В это время участники делают несколько изменений в своей одежде, позах, обстановке или в чем-то другом. После того как изменения сделаны, «разведчик» открывает глаза (или возвращается). Его задача — обнаружить все перемены.
Упражнение “Прилагательные ассоциации”
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только прилагательные. К примеру: стол — круглый; пруд — большой.
1. Снег —
2. Звезда —
3. Камень —
4. Пар —
5. Дом –
6. Трава –
7. Слово –
8. Бабушка –
9. Вода –
Упражнение “Понятия по порядку”
Нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. К примеру, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное».
Упражнение “Подбор синонимов”
Из данных слов составьте синонимические группы, включив в них близкие по смыслу слова.
Упражнение “Подбор антонимов”
Развитие вербальной беглости.
Упражнение “Подбор омонимов”
Омонимы – слова, одинаковые по написанию, но разные по смыслу.
Объясните смысл следующих омонимов, выберите из них не менее десяти слов и составьте связной рассказ: барашек, атлас, бокс, вал, валка, гусеница, ерш, зарядка, зуб, ворот, каток, ключ, косяк, лопатка, лук, коса, месяц, наряд, очки, проводник, собачка, узел, шашка, язык.
Упражнение “Перевоплощения”
Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает от ведущего или от своего соседа задание превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.
Упражнение “Глагольные ассоциации”
Выбор словесных ассоциаций ограничен: в ответ на слово, произнесенное педагогом, необходимо в качестве словесной ассоциации использовать только глаголы. К примеру: стол — стоит; пруд — блестит.
- Человек –
- Огурец –
- Волк –
- Самолёт –
- Кузнечик –
- Трава –
- Облака –
- Телевизор –
- Вода –
- Огонь –
Исключение лишнего слова
Задание учит классификации по свойствам.
Берутся любые три слова, например «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время, меткие решения.
Упражнение “Сходство и различие”
Упражнение направленное на развитие способности мышления сравнивать между собой разные объекты.
Детям предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Например: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд, — при этом можно использовать и их изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.). Выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.
Упражнение “Формулирование определений”
Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок.
Называется знакомый всем предмет или явление, например «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.
Упражнение группового тренинга “Что было бы, если…”
Упражнение группового психологического тренинга для дошкольников, развивающее интеллектуальную раскрепощенность.
Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. К примеру:
— «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?»
— «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то …»
— «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то…»
Загадки – шутки
– На столе лежало 4 яблока, одно разрезали пополам. Сколько яблок на столе? (четыре)
– На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел 1 стакан ягод и поставил его на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (три)
– Шла бабушка на базар, несла корзину яиц, а дно упало. Сколько яиц осталось в корзине? (не одного)
– Сидело на дорожке три птички, кот подкрался и съел одну птичку, сколько птичек осталось? (ни одной)
Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль “дрессированной мухи”. Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение “мухи” с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд (“вверх”, “вниз”, “вправо” и “влево”) “муха” перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение “мухи” – центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями “мухи” не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или “видит”, что “муха” покинула поле, он дает команду “Стоп” и, вернув “муху” на центральную клетку начинает игру сначала. “Муха” требует от играющих постоянной сосредоточенности.
Игра “Ванька – Встань-ка”
Возле края ковра лежат конверты с геометрическими фигурами.
Кто первый выложит любой предмет из тех фигур, которые у него в конверте, тот должен встать во весь рост. Дети выкладывают предметы, воспитатель отмечает ребят фишками.
Логическая задачи
Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой – желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику.
У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5)
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).
Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)
Какая одежда?
Летом, в жаркие часы,
Только майка да трусы.
А зимою нам нужны
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка свитер
Впрочем, я
Я запутался, друзья! (Сандалии – летняя обувь).
.«Поезд»
Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка – «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши > вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала, ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.
Хитрые вопросы.
Что может быть как горячим, так и холодным?
(Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).
Что никогда не поместится в кастрюлю?
(Ее собственная крышка).
Из какой посуды нельзя ничего съесть?
(Из пустой).
На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).
ПУТАНИЦА.
Это стул – на нем лежат,
Это стол – на нем сидят.
Вот кровать – на ней едят.
В шифоньере – гости спят.
В холодильнике – платья висят,
А на диване – продукты лежат.
Словесная игра «Концовки».
Дети должны закончить предложение:
Есть стол выше стула, значит стул
(ниже стола).
Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).
Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.
Небылица
Взлетела сорока высоко,
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки живут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассветом,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий,
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!
Словесная игра – «Чересчур»
- Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот).
- Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть).
- Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти).
- А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть).
- А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).
Игра «Посади дерево».
Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16х16 клеток.
Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества.
За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.
Овощная небылица
Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор.
И увидел, как на грядке,
Овощи играли в прятки.
Длинный красный огурец
Под листочек свой залез.
А зеленая морковка
В борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко-низко.
Только Машенька пришла,
Сразу овощи нашла.
«Куда пойдешь, что найдешь»?
У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада)
и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды).
Дети должны рассказать,
что изображено на карточке,
и опираясь на сенсорные эталоны,
подобрать нужные картинки.
Словесная игра «Объяснялки».
Объясни происхождение названий (подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника, употребляя сенсорные понятия).
Игра “Цифры заблудились”
Классификация цифр по числовым домикам,
или заблудившиеся цифры, являются ответами примеров, написанных на домиках
Игра “Посчитай на ощупь”
Счёт предметов на ощупь
Игра – «Верно», «Неверно»
На каждый вопрос дети поднимают карточки:
–красная – неверно, зелёная – верно.
- После четверга идет суббота
- В году 13 месяцев
- Январь – последний месяц года
- Август – это летний месяц
- 3 меньше 4
- Снег тает весной?
- Листья облетают с деревьев зимой?
- В неделе 5 дней?
- Солнце появляется в небе ночью?
- Осенью листья зеленеют?
- Камень мягкий и лёгкий?
- Суп варят из фруктов?
- Морковь – это овощ?
- Медведи уходят зимой в спячку?
- Пух мокрый?
«Сравнение предметов».
Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4-хвидов и 4-х цветов).
подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;
фигуры, отличающиеся двумя признаками;
тремя признаками (подбери самые непохожие).
“Сравнение слов”.
Для сравнения даем пары слов:
муха и бабочка;
дом и избушка;
стол и стулья;
книга и тетрадь;
вода и молоко;
топор и молоток;
пианино и скрипка.
Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем
они похожи? А чем отличаются друг от друга?
Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.
а) выбрать предметы, которые тонут;
б) выбрать предметы, которые не тонут;
в) выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.
Источник
Слизова Кристина
Игры по развитию интеллектуальных способностей у детей
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ”ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ”ЖЕМЧУЖИНКА” МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ295047 г. Симферополь ул. М. Донского 14,тел: (0652) 48-92-08 E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.r
«ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Подготовила: педагог-психолог МБДОУ №7 «Жемчужинка» Слизова К. А.
Симферополь,2017
Актуальность:
«Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности.
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.
Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности. Игра как процесс, через который формируется активность, целеустремленность, любовь к труду, положительное отношение к школе, умение проводить самооценку и самоконтроль.
В основу развивающих игр положены три принципа обучения – это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».
Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:
– развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;- задания – ступеньки создают условия для развивающего обучения;
– развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и все игры не терпят принуждения.
Богатый занимательный математический материал и доступный в практическом применении предлагает Зинаида Алексеевна Михайлова в пособии «Математика от трех до семи».
«Математика – это интересно». Разработанная ею система работы с дошкольниками представлена в игровой форме. Это – игры-путешествия, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга, организуемые с детьми и включающие логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, логические игры («Найди ошибку», «Найди сходства, отличия», «Четвертый (третий) лишний», «Лабиринты», «Найди недостающую фигуру».
«Кубики Никитина» – прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки». Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.
На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша – эффективное пособие, разработанное для подготовки мышления детей к усвоению математики. Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом,каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.
Сначала предлагаются самые простые игры:
«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)
«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)
«Создай образ» (по схеме)
Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино».
Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.
«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные палочки Кюизенера» являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.
На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.
На втором этапе палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.
В основном, это игры – конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Самые известные – «Квадрат «Воскобовича» (конструирование предметов по типу оригами, «Геоконт».
Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать – это «Математические корзинки», «Чудо крестики», «Счетовозик», «Теремки Воскобовича», «Игровизор» и др.
Основным принципом технологии Воскобовича является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника.
В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем». Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр, в ходе которых дети самостоятельно добывают знания, выявляют противоречия в объекте,явлении:
«Волшебный мешочек» (на ощупь)
«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)
«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)
«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)
«Хорошо – плохо» или «Розовые – черные очки»
«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)
«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать необычными свойствами)
ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.
Особое место в работе с детьми занимают игрына составление целого из частей: «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности.
Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации: силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме. Изображения можно выкладывать по готовым схемам, либо по собственному замыслу, проявляя наглядно-образное, логическое мышление, творчество, фантазию. Влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственное представление, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные, сенсомоторные способности, смекалку, целенаправленность.
В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить – это головоломки.Головоломки могут быть:
арифметическими (угадывание чисел);
геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);
буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).
Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей – это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.
Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы.
Н: «Красные двери в пещере моей,Белые звери стоят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю».
Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок («Повтори», «Послушай и закончи», «Скажи по-другому» (Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое – что он «надоел как горькая редька»; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое – что он «свалился как снег на голову»). Обладая мощным воспитывающим, эстетическим и развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, приобретает умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок.
В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Их использование будет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, педагогов и родителей. Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».
Источник