Любознательность ребенка 1 года

Любознательность ребенка 1 года thumbnail

Автор — Марина Озерова

Когда мне родители жалуются на подростка (или даже на младшеклассника), которому «ничего не интересно», я понимаю, что в период раннего детства эти же самые родители старательно душили в этом ребенке природную любознательность, с которой он родился и которая для него была естественным состоянием 24 часа в сутки с перерывами на сон…

Откуда берется любознательность, и как не мешать ее развитию?

Именно период раннего детства – оптимально подходит для развития любознательности. Как мы помним (из части 2), ребенок в это время воспринимает окружающий мир через действия с предметами. Чем больше мозг ребёнка нагружен информацией, получаемой через действия, тем выше его желание познавать дальше. Если же ребёнок просто смотрит так любимые родителями добрые мультики, то желание познавать дальше у него идёт на убыль.

Раннее детство закрепляет модели поведения и установки для будущего. Поэтому, если закреплена активность и любознательность, то родители не могут получить потом апатичного подростка. И наоборот.

Правило первое — ребёнок свободно исследует мир (свободно не в смысле, что ему нужно позволить упасть с балкона, а в смысле, что не надо орать на каждом шагу «не трогай! упадешь! разобьешь!», лучше убрать драгоценный подарок свекрови на антресоли и поставить заглушки в розетки, а заодно выдать всем приходящим родственникам лошадиные порции валерьянки).

Как мы уже говорили, самое активное поле деятельности для мозга ребенка предоставляет природа, поэтому чем чаще ребенок имеет дело с природными объектами и материалами (листики и палочки, жуки в траве), различными настоящими фактурами (песок, кора, камушки), тем лучше подпитывается его стремление к исследовательской деятельности – экспериментировать и получать различные результаты одного и того же опыта.

Я уже писала, что запрограммированные игрушки нового поколения не дают ребенку никаких результатов деятельности, кроме изначально заданного. Поэтому чем больше вокруг предметов и дел, в которых ребенок может получать разные результаты, тем лучше (если опрокинуть на себя пустую чашку — результат один, если с чаем — другой, а с вареньем вообще третий и куда интереснее!). Вообще чем больше у ребенка «зон свободного эксперимента», тем более неутомимый исследователь вырастет в дальнейшем. Не нужно представлять себе это глобально — как и в общении с природой, не нужно думать, что ребенку нужен зоопарк. Можно устроить смелые эксперименты и в тесной комнате, выдав ребенку ящик природных материалов или поставив в ванну ведро с водой, а рядом — пакетик мелких вещиц. Главная цель периода раннего детства — найти новый, неизвестный ранее способ манипулирования с известными предметами (поэтому сотовый телефон проходит испытания на плавание в унитазе, а в кастрюлю с супом пока мама не видит летят цветные карандаши). Чем больше у ребенка таких предметов, с которыми ему позволительно находить новые действия без особого вреда для окружающих, тем дальше он захочет идти в познании окружающего мира. Наша задача показать ребенку, что мир бесконечен и многообразен. Этому, как написано выше, как нельзя лучше способствует природа — ведь каждая былинка неповторима и производит такое количество необычайно интересных действий для кинестетического (двигательного) канала восприятия, что можно не заниматься никакими другими «развивающими занятиями».

Плюс к этому, ребёнок должен делать свои открытия, а не получать уже готовые знания. Понятно, что мы называем для него предметы, но не стоит бежать впереди его любопытства и забивать его механическую память ненужными пока сведениями. Сейчас период наблюдения, опытов, экспериментов. Подождите следующего этапа — обобщение полученных результатов и выводы обязательно последуют!

Если мы объясняем ребенку, что мир в общем-то довольно шаблонный и скучный (эту кнопку нажмешь — будет только так, все давно уже придумано и разложено по полочкам, от твоих действий ничего не зависит) и пичкаем готовыми, переработанными кем-то знаниями (обязательно зубрить цвета, буквы, слоги, цифры в два года) — исследовательским способностям больше нечего делать, они потихонечку атрофируются. Человек привыкает, что для мозга всё дается готовым и пюрированным, как детское питание в баночках, и перестает стремиться сделать свои собственные открытия.

Второе правило — активная позиция, позиция «Я».

В конце периода раннего детства ребенок проходит так называемый «кризис трех лет», в результате чего он впервые начинает воспринимать себя отдельной личностью, а не частью мамы (психологически в раннем детстве это именно так). Родителям нужно много мудрости и терпения, чтобы научить ребенка в этот период соблюдать границы и при этом не погасить стремления к самостоятельности и инициативе. Вместо «дай я тебе помогу; дай я тебе сделаю; дай мне, ты еще не умеешь» можно учитывать «Я-позицию» и сказать примерно так: «Ты САМ сделаешь вот это и вот это, а я только здесь немножко». Решите, в какой области ваш ребенок может «Якать» и «решать сам», и давайте ему свободу выбора в четко очерченных границах (он может решить, в каких штанах выйти из дому, но выход из дома запланирован вами и не обсуждается). Подумайте, какие иллюзии выбора и свободы решений могут немножко разрядить «кризисную» обстановку в доме. Выделите ребенку такие дела и такие предметы, чтобы он действительно делал, что вздумается в этих рамках (вместо «нельзя прыгать на диване!!!» купите батут, вместо «нельзя разливать воду за столом» дайте ребенку в ванной играть с водой сколько угодно в определенное время, и так далее).

Третье правило — границы.

Именно в раннем детстве ребенок усваивает первую систему запретов. Родители должны продумать каждый запрет, насколько он необходим, и строго придерживаться выполнения этого, чтобы не было «нельзя, потому что у мамы плохое настроение; можно, потому что папа не хочет крика и нытья».
Границы совершенно необходимы, и именно в этом возрасте. Ведь сейчас ребенок начинает осознавать себя отдельной личностью, у него перестраивается модель поведения, он переходит на другую ступень по отношению к остальным членам семьи. Свобода без ограничений невозможна, это уже распущенность. Поэтому в этот период ребенок должен понимать свою свободу действий, и приобрести первые знания о табу.
В раннем детстве закладывается фундамент морально-нравственных основ человека, его будущего отношения к людям. Не надо бить другого по голове не потому, что мама поймает, а потому, что ему БОЛЬНО. В этот период при закладывании границ поведения ребенок начинает учиться эмпатии и осознанию позиции другого человека. То есть, границы раннего детства — первый моральный кодекс человека.

Читайте также:  Возраст ребенка от 1 года до 3 лет

Источник

Татьяна Беляева
Особенности развития любознательности у детей младшего дошкольного возраста

Одной из задач всестороннего развития является воспитание любознательности, познавательных интересов детей, готовности их к познавательной деятельности.

По утверждению педагогов, развитие любознательности и познавательных интересов начинается с раннего детства. Мало ли чего любопытного может обнаружить малыш в один – два года! Для родителей – это самый беспокойный, но в то же время важный возрастной период. [65]

Дошкольное детство – период, закладывающий фундамент будущей личности и во многом ее определяющий. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности.

Известно, что познание – главная деятельность дошкольников, процесс открытия ребёнком спрятанных связей и отношений, это «новый процесс проникновения ума в объективную действительность».

Даже в первом полугодии жизни у младенца можно наблюдать сложно построенную деятельность, включающую все важнейшие структурные элементы – потребности, мотивы, действия, а не только простые операции, возникающие почти автоматически под влиянием запускающего их внешнего раздражителя.Познавательная деятельность имеет специфический предмет и результат: ее предметом является информация, заключенная в предмете, на который направлено внимание ребенка, а ее результатом – отражение свойств предмета, их образ

На раннем этапе познания ребенку младшего дошкольного возраста свойственно любопытство. По определению С. Л. Рубинштейна любопытство – тяга ко всему новому, проявление ориентировочно-исследовательского рефлекса, что выражается в том, что ребенок обращает внимание на новизну предмета.

Любопытство побуждает к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивая умственную деятельность на интересующей области, и постепенно перерастает в любознательность.

Наиболее любознательны – дети. Непоседа изучает все предметы, которые встречаются на его пути. Он смотрит, щупает, пробует на вкус, ему все интересно.

Щукина Г. Н. рассматривает любознательность, как стадию развития познавательного интереса, на которой обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. Любознательность характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. [55]

Любознательность – самая ранняя форма познавательной активности. Внешне она проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, связанными с этим интересом вопросами к взрослым; в позитивном эмоциональном переживании, связанном с получением новой информации.

Любознательность – это открытая, активная, душевная и доверительная позиция к миру. Родителями и педагогом детская любознательность должна восприниматься как норма поведения, как признак талантливости и одаренности. Плохо и тревожно, когда ребенок не задает вопросов.

Любознательность активизирует умственные способности, дарит человеку радость познания, восторг открытий и свершений, придаёт жизни интерес, освобождает от апатии и безучастности, дает силы для активных и энергичных действий.

Основное условие, обеспечивающее развитие любознательности младшего дошкольника, – насыщенная информационная среда, в том числе и в детском саду, в группе, а также возможность практической деятельности в ней. Другими словами, помогает все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский подчеркивал важность развития любознательности, которую он понимал как растущую, никогда не угасающую, а наоборот, все время усиливающуюся потребность знать и стремление узнать, объяснить. По его мнению, сущность любознательности заключается в возникновении загадок и их расшифровке. «Сухомлинский называл любознательность хрупкой и нежной сердцевиной человека, которую «легко сломать, пробудив отвращение к труду из-за его непосильности и однообразия».

Для ребенка младшего дошкольного возраста главный вопрос любознательности «Что это?».Аристотель писал: «Познание начинается с удивления».

Извечный вопрос – удивление «Что это?» ярко характеризует любознательность и познавательный интерес, раскрывает их сущность.

Каждый родитель замечал, в период, когда ребенок начинает ходить самостоятельно, когда становятся доступны все близлежащие предметы, у него просыпается интерес исследователя. Все окружающие объекты подвергаются тщательному исследованию, то есть могут быть искусаны, поломаны, разобраны на части. Это не должно огорчать воспитателя, нужно понять ребенка и так устроить обстановку, чтобы пространство было безопасно, и в то же время притягательно для малыша. При этом полезно что-то периодически обновлять (например, игровой уголок, убранство в интерьере, чтобы создавать разнообразные условия для развития любознательности на всех ее стадиях.

На начальном этапе развитие любознательности у детей младшего дошкольного возраста идет через интерес к окружающим объектам и событиям («что это?»). На следующей стадии формируется любопытство, направленное на более глубокое познание объектов («что там внутри?») и расширение знаний о них («для чего это нужно?»).

Главный этап направлен на дальнейшее воспитание любознательности и познавательных интересов. Важным является проявление активности дошкольников, когда у них появляется желание узнать не только «что это?», но и умение поделиться своими знаниями с окружающими.

Любознательностьи познавательный интерес взаимосвязаны: на основе любознательности у детей развивается избирательный интерес, а иногда интерес к чему-либо частному может возбудить общий интерес – любовь к знаниям.

На этапе младшего дошкольного детства расширяются знания об окружающих предметах, поэтому детская любознательность становится очень заметной для окружающих,находя свое выражение в появлении множества разнообразных вопросов: «Почему листья зеленые», «Как получается дождь?», «А радуга, это что?». Не зря возраст от 3 до 5 называют возрастом почемучек.

Любознательность – это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста, но достаточно часто проявляющаяся и в период школьного детства.

Внешне она проявляется в непосредственном интересе к новым фактам, занимательным явлениям, связанными с этим вопросами к взрослым – родителям, воспитателям; позитивном эмоциональном переживании, связанным с получением новой информации.

В этом проявляется ориентированность дошкольников на внешний мир, их чувственное и преимущественно практическое отношение к действительности.

Основное условие, обеспечивающее развитие любознательности, – насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней. Основным «барьером», препятствующим развитию данного уровня познавательной активности, является раннее введение теоретических форм обучения.

Читайте также:  Чем кормить ребенка 1 год вегетарианца

Чтобы ответить на вопрос: «Как эффективно развивать любознательность ребенка, воспитатель должен не только знать понятие «любознательность», но и разные способы ее развития. При этом важно использовать как развивающие игры и упражнения, так и активно действовать на уровне эмоций, чувств, настроений. На формирование любознательности влияет:деятельная поддержка всех эмоциональных проявлений ребенка по поводу новых открытий: удивления, радости, восторга, живого интереса,например: «Смотри, енотик умеет мыть свои лапки!»; внимание к детским вопросам, на которые обязательно нужно найти правильный ответ; пример взрослых (воспитателей, родителей, которые сами радуются даже небольшим открытиям в природе.

Главное – не ограничивать «исследовательскую» деятельность младшего дошкольника. Лучше обеспечить безопасность для его деятельности, так как ребенок старается получать новые впечатления везде, где только возможно. Ребенка нужно немного опережать, предлагать ему разные действия, например игры, в том числе экологические.

Все, что способствует обогащению чувственно-практического опыта ребенка, помогает, мешает то, что дает ему готовые знания раньше, чем они понадобились ему для осмысления собственного опыта.

Научные исследования и наблюдения практиков свидетельствуют: там, где не правомерно ограничивается творчество и самостоятельность детей, знания, как правило, усваиваются формально, т. е. дети не осознают их, и познавательная активность не достигает в таких случаях должного уровня. Таким образом, прогрессивное развитие дошкольника может происходить лишь при условиях формирования у них активно-познавательного отношения к окружающей действительности, умения успешно ориентироваться во всём разнообразии предметов, а так же при условиях, которые дают ему возможность стать субъектом собственной познавательной деятельности. Применение личностно-ориентированной модели дошкольного образования, на противовес авторитарному подходу, качественно меняет роль и место ребёнка в познавательном процессе – акцент при этом переносится на деятельную личность.

Источник

Любознательность – это врожденное качество любого ребенка, которое позволяет ему активно познавать мир с самого рождения.

С возрастом наше стремление узнавать не только не отмирает, но и позволяет нам жить более насыщенной и счастливой жизнью. Учёные давно доказали, что люди, которых тянет к новым знаниям чувствуют себя счастливее и отличаются лучшим самочувствием. Именно поэтому перед родителями встаёт очень важная задача – поддерживать природное любопытство своих детей и не давать ему угаснуть в старшем возрасте.

Детский Монтессори центр «Созвездие» хорошо знаком с детским любопытством и спешит поделиться своими знаниями с родителями.

Любознательность – это ключ к пониманию мира

Любознательность является врожденным качеством любого ребенка, но проявляется по-разному в зависимости от возраста. Пока самые маленькие создают представления о простых предметах с помощью всех своих органов чувств, дети более старшего возраста активно используют знания старших и учатся самостоятельно добывать информацию о более сложных вещах и явлениях.

Первый год жизни

Уже на первых месяцах жизни малыши без затруднений замечают закономерности внешнего мира, настораживаются, если появляется что-то неожиданное или необычное. Именно эта чувствительность к порядку формирует первые осмысленные представления о мире, он перестаёт быть хаотичным набором ощущений.

Любопытство становится ключом развития младенца – это та сила, которая позволяет ему объяснять неожиданные события и преодолевать неуверенность. Подключая все свои органы чувств, малыш пытается исследовать всё незнакомое до тех пор, пока оно не станет понятным.

Эпоха маленького урагана

К 18 месяцам дети достигают особого этапа развития, когда они особенно жадно поглощают любую новую информацию. Научившись ходить, движимые любопытством малыши становятся для дома настоящим ураганом: абсолютно всё нужно потрогать, исследовать на вкус и запах, проверить на прочность.

Дети устраивают бардак не со зла. Это их совершенно естественный способ познания того, что происходит вокруг. Без использования всех своих органов чувств крохи не могут создать целостные представления о предметах и явлениях, поэтому пока дома есть хоть что-то непонятное, оно буквально манит ребенка к себе.

Со временем больше и больше вещей становятся понятными для малыша. Он уже знает дорогу до детской площадки, что происходит в продуктовом магазине, зачем нужна мамина косметика и стоит ли тянуть кошку за хвост. Знания о вещах и событиях, которые непосредственно окружают ребенка, позволяют ему быть более самостоятельным и всё больше усложнять свои игры. День за днём багаж знаний ребенка растет, повседневные вещи уже не удивляют, поэтому интерес малыша переключается на более сложные вещи и явления, начинается эпоха бесконечных вопросов.

Эпоха маленького урагана

Эпоха почемучек

В возрасте 3-4 лет ребенок начинает задавать невероятное количество вопросов. Многое из того, что он мог изучить сам, уже изучено и внимание переключается на вещи, которые невозможно потрогать или укусить. Именно вопросы и ответы на них позволяют ребенку познакомиться с миром, которые недоступен глазу: что находится на краю неба, зачем кушать сидя, почему бабушка седая, зачем папа идёт на работу и многие другие вопросы, которые позволяют ребенку понять законы природы и принципы существования в обществе.

Вопросы – это следующий этап познания ребенком окружающего мира. Малыш уже знает многое о предметах и явлениях, но некоторые вещи совершенно невозможно понять самостоятельно. Именно в этот момент важно помогать детям находить ответы на самые разные вопросы и расширять их знания о мире.

Как поддерживать детское любопытство?

Все мы прекрасно знаем, что ребенку можно помогать развивать качества, которые не присущи ему с рождения: мы учим детей самоконтролю, внимательно относиться к другим и даже решать примеры по математике. Здесь работает простой закон – само по себе ничего не разовьется, чем больше внимания уделяешь этой стороне развития, тем лучше будет результат.

Как поддерживать детское любопытство?

Любознательность – это уникальное качество, которое не нужно развивать, так как малыш уже рождается с ним. Однако, по многим причинам любопытство маленького человека может угасать, самым опасным этапом здесь становится дошкольный и школьный возраст. Как сохранить детскую любознательность и тягу к неизведанному? Как помочь детям стать настойчивее и успешнее на пути познания этого мира?

Родители могут поддерживать любопытство своих детей как минимум тремя способами: давать исчерпывающие ответы на их вопросы, быть примером для малыша и быть готовым докопаться до истины.

Читайте также:  Варить геркулесовую кашу для ребенка 1 год рецепт

Давайте детям развернутые ответы

Малыши очень чувствительны к ответам, которые им дают родители, и настрою, с которым эти ответы даются. Если ответ удовлетворил малыша, ждите, что появятся новые вопросы, которые позволят ещё глубже понять суть предмета или явления. Если же ответ не был понят или был недостаточно полным, то ребенок будет задавать тот же вопрос снова и снова, но в какой-то момент малыш может просто перестать спрашивать, его любопытство угаснет.

Будьте примером для ребенка

И снова мы повторяем известное высказывание: «Не воспитывайте детей. Всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя». Интересуйтесь окружающим миром вместе, задавайте вопросы вслух, не забывайте о саморазвитии. Если у родителей нет времени удивляться этому миру, то и ребенок быстро утратит познавательный интерес.

Докопайтесь до истины вместе

Часто родители очень боятся, что в какой-то момент ребенок задаст вопрос, на который они не знают ответа. Многие мамы говорят, что не хотят показаться глупыми или несообразительными. Именно поэтому часто вместо того, чтобы честно сказать: «Я не знаю», мы говорим: «По качану и по капусте» или вспоминаем любопытную Варвару. Вы покажете гораздо лучший пример, если честно скажете, что не знаете ответа, но готовы помочь в поиске нужной информации. Ставьте вместе опыты, ищите факты в энциклопедиях, задавайте вопросы специалистам. Если вы будете честны и открыты со своими детьми, вас никогда не напугают их вопросы, какими бы сложными они ни были.

Так, когда ребенок задаёт вопрос «Почему тает лёд?», можно просто отмахнуться фразой: «Потому что температура снаружи выше, чем в холодильнике», а можно не только навести на идею о разнице температур, но и предложить проверить будет ли он таять одинаково быстро на блюдце, в руке и в горячей воде, подводя к идее о температуре плавления и стимулируя ребенка задавать ещё больше вопросов. А идеи безопасных экспериментов всегда можно подсмотреть в интернете:

Почему любознательность может угаснуть?

Зачастую взрослые сами того не замечая отбивают у ребенка страсть узнавать новое. Например, некоторые родители так хотят стимулировать самостоятельные рассуждения ребенка, что слишком часто отвечают вопросом на вопрос: «А как сам думаешь?». Иногда это и правда может помочь в развитии логического мышления, но можно и легко переусердствовать, отбив у ребенка желание спрашивать.

Пятилетняя Оля спрашивает бабушку, зачем загонять кур в курятник. На это она может ответить: «А почему, на твой взгляд, их надо закрывать?», а может дать подсказку: «Ночью их могут украсть собаки или лисы». Это не только удовлетворит любопытство девочки, но и может вызвать множество новых вопросов о диких и домашних хищниках. Также бабушка вслед за ответом может задать уже свой вопрос: «Как ты думаешь, почему лисы и собаки приходят за курами ночью?» или «Интересно, а можно ли как-то ещё защитить наших кур от хищников?». Так, ребенок не только получит ответ на изначальный вопрос, но и узнает что-то новое о животных и их повадках.

Другой опасностью может быть сад и школа. Сама программа классического образования построена так, что вопросы чаще задаются детям, а информация подаётся по программе, без учета текущих интересов учеников. Индивидуальный подход в больших группах трудноосуществим: учитель должен передать всем ученикам требуемый объем информации и оценить степень усвоения материала. Такая обстановка особенно сильно влияет на детей, природная любознательность которых уже была снижена, при этом почти не отражается на детях, у которых ещё до школы была высокая познавательная мотивация и возможность находить ответы на свои вопросы. Они продолжают интересоваться вещами за рамками школьной программы и не теряют интереса к миру. Тем не менее, следует помнить, что личность педагогов и их возможности использовать различные подходы в преподавании имеют огромное значение в сохранении познавательной мотивации ребенка. Глупо ждать от школьника интереса к учебе, если учитель целый урок просто читает вслух учебник. А вот если педагог поддерживает интерес учеников к окружающему миру, то и с учебной мотивацией детей всё будет хорошо.

Выводы

Выводы

Любознательность – это врожденное стремление ребенка познавать новое. Уже с первых месяцев жизни малыш учится связывать разные ощущения в целые предметы и события. Научившись ходить, он открывает для себя целый мир новых мест и предметов, которые обязательно стоит проверить на вкус и прочность. Со временем познавательный интерес малыша переключается на более сложные вещи, его словарный запас растёт, и наступает эпоха почемучек. Если родители не отмахиваются от бесконечных вопросов малыша и помогают ему узнавать новое, он всё больше и больше привыкает живо интересоваться окружающим миром.

Сад и школа могут снижать природную тягу к знаниям детей, так как они ориентированы на программу, а не на текущие интересы детей. В этом смысле совсем другого подхода придерживаются учреждения альтернативного образования, и в первую очередь система Монтессори. На занятиях по системе Монтессори у ребенка всегда есть свобода выбирать то, что ему интересно, а специально разработанные материалы и правильная работа педагогов позволяют ребенку удовлетворять свою тягу к неизведанному в максимально подходящей для этого обстановке. Именно благодаря такой организации занятий Монтессори-дети отличаются особым стремлением к знаниям, прекрасным логическим мышлением и самостоятельностью.

Заключение

Заключение

В детском Монтессори клубе «Созвездие» всегда с особым трепетом относятся к природной любознательности и индивидуальности детей. Педагоги нашего детского клуба никогда не заставляют детей делать то, что они не хотят, и всегда предлагают массу интересных и познавательных занятий и чутко реагируют на вопросы и просьбы малышей. В каждом клубе сети детских центров «Созвездие» можно подобрать индивидуальное расписание: от детского садика полного дня по системе Монтессори до отдельных получасовых и часовых творческих и развивающих занятий для детей от 8 месяцев до 7 лет. Мы всегда рады встрече с вами в наших Монтессори клубах «Созвездие»!

Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана

Источник