Little kinder фазы развития ребенка
Всех детей от рождения и до 1,5 лет объединяет одно и тоже – это скачки развития. Дети в этот период времени проходят 10 скачков, которые у всех проявляются примерно одинаково. В эти периоды ребёнок овладевает новыми навыками и умениями. Авторы этой теории Хетти ван де Рейт и Плой Франс составили даже примерный календарь, который поможет родителям морально подготовиться к этим непростым периодам и помочь своим детям.
https://programmamama.com
Смотрите видеокурс и получайте ответы на все интересующие вопросы о развитии и здоровье детей до 1 года в видеокурсах «Программы Мамы». СМОТРЕТЬ ВИДЕОКУРСЫ
В интернете существуют специальные сервисы, где можно ввести дату рождения ребёнка и увидеть его личный календарь скачков развития.
Во время скачков роста детки плохо кушают и спят. Ещё вчера он был спокойный и улыбчивый, а сегодня его будто подменили. Он ничего не хочет, капризничает и негативно реагирует на то, что ему только недавно приносило удовольствие. Или же становится более плаксивым, «ручным» и не даёт маме ни на шаг от него отойти.
Ниже описание 10 основных скачков развития, которые ожидают ребёнка в первые 1,5 года жизни.
1-й скачок развития – Неделя 5. Мир меняющихся ощущений.
Первый кризис развития ожидает его в конце первого месяца жизни. В этот период малыш начинает чётче различать чувства и ощущения, и происходящее вокруг.
Он двигает ручками и ножками, прикасается к игрушкам. Слышит звуки и голоса. А также чувствует вкус и запах молока. Это очень большая нагрузка на новорождённого ребенка. Чувств резко становится очень много, они его переполняют, ребёнок становится более раздражительным, хуже спит и меньше ест или начинает «висеть на груди».
Читайте в нашем блоге: «Работают ли «Кубики Зайцева»?»
2-й скачок развития – Неделя 8. Мир явлений.
Мир, к которому младенец только-только начал привыкать снова становится для него другим. Он начинает замечать закономерность звуков и движений своего тела, может долго разглядывать и щупать окружающие его предметы, изучая их.
В этот период дети снова часто нервничают и кричат без повода. Сон и аппетит ухудшается. Время укладывания на сон увеличивается. И очень важно не допускать переутомления. Младенец стремится всё время проводить у мамы на ручках и воспринимает грудь не столько как средство утолить голод, а как возможность успокоиться. Лучше в этот период не оставлять ребёнка одного и всё время проводить рядом с ним, находясь в его поле зрения, почаще разговаривать с ним, рассказывать сказки и петь песенки.
Ребёнок в этот период уверенно держит голову и поворачивает её на звук, следит глазами за предметами, а также пытается переворачиваться. Слух и зрение обостряются. Появляются первые «агуканья».
3-й скачок развития – Неделя 12. Мир постепенных перемен.
Малыш начинает понимать, что у него появились новые возможности для исследования мира вокруг. В этом возрасте движения его становятся более плавными и целенаправленными. Он может взять понравившуюся игрушку и начать тянуть её в рот. Также в этот период дети начинают смеяться.
4-й скачок развития – Неделя 19. Мир событий.
Примерно с 15 по 19 неделю малыш начинает осознавать, что жизнь вокруг него состоит из ряда событий, которые происходят по определённым причинам и имеют последовательность. После купания его укладывают спать. Если его потеплее одели, то пришло время прогулки.
Малыш начинает проявлять признаки скуки или нетерпения. Он начинает волноваться, не понимая, что с ним происходит. Его настроение часто и быстро меняется. Ещё минуту назад он смеялся, а теперь без видимой причины начинает горько плакать. Также можно заметить, что ребёнок стесняется новых людей или тех, кого не очень часто видит. Теперь ему нужны не только объятия мамы, но и постоянные развлечения во время бодрствования.
В итоге четвёртого скачка развития многие дети осваивают новый для них навык – переворота.
5-й скачок развития – Неделя 26. Мир отношений.
Этот кризис может растянуться на несколько недель – с 23 по 28. В этот период малыш начинает осознавать, как разные объекты могут взаимодействовать друг с другом, он пробует их кидать или бить друг о друга.
Ребёнок начинает понимать, что мама может неожиданно уйти, и пристальнее следит за ней. В этот период не рекомендуется надолго уходить от малыша даже в другую комнату. Можно петь песенку или что-то ему рассказывать, чтоб он чувствовал, что мама рядом.
Малыш уже гораздо лучше контролирует свои действия и понимает, что такое расстояние. В это время дети начинают ползать и целенаправленно следуют за домашними животными или в сторону любимой игрушки.
6-й скачок развития – Неделя 37. Мир категорий.
Помимо капризов, слёз, ухудшения сна и аппетита, ребёнок может начать протестовать против переодеваний, купаний и ухода родителей. В этот период он начинает активно облизывать, разбрасывать окружающие его предметы. Развивается понимание речи, детки учатся произносить свои первые слова и выполняют простые просьбы.
7-й скачок развития – Неделя 46. Мир последовательностей.
Примерно к 10-ти месяцам уже можно ожидать от ребёнка проявления навыка действовать последовательно. В этот период детки учатся собирать пирамидку или строить башню из кубиков.
К 1 году малыш начнёт уверенно строить башенки и пирамидки, будет играть в прятки, станет более усидчивым в играх и всячески будет подражать взрослым.
8-й скачок развития – Неделя 55. Мир планов.
В 1 год ребёнок уже готов освоить мир планов и задач. Он сам ставит себе цели и планирует их решение. Дети в этот период начинают помогать убираться в доме, сами одеваются, сами кушают и т.д. Не всегда это получается, поэтому важно давать ребенку свободу действий и выбора, и не ругать за неудачи. Также в этот период малыш начинает осваивать новый навык – ходьбу.
9-й скачок развития – Неделя 64. Мир принципов.
Малыш в это время становится не только непослушным и капризным, но и начинает ревновать маму к другим людям, а также шкодить.
У ребёнка появляются свои принципы. Он использует разные способы, чтобы выразить своё недовольство и добиться желаемого. Например, начинает топать ногами или валяться по полу. Также начинается проявляться собственничество. Ребёнок уже не так охотно делится своими игрушками.
Многие дети в это время сами принимают решение при выборе еды или одежды. Важно давать свободу действий, главное, чтобы это было неопасно и не переходило границы дозволенного.
10-й скачок развития – Неделя 75. Мир систем.
Малыш осваивает мир систем, уже осознает себя и своё тело, понимает различия между «я» и «ты». Его основные увлечения – это наблюдения за природой, насекомыми и птицами, игры с водой и, особенно, лужами.
Он уже может проявлять сочувствие и жалость, если видит, что кому-то плохо или больно. Есть интерес к другим детям. Малыши в этот период выбирают наиболее интересный для себя вид деятельности. Одни чаще рисуют, а другие могут долго сидеть и тихонько собирать конструктор.
Ребёнок начинает осознавать, что всё, что его окружает, — это сложные системы, которые так или иначе взаимодействуют друг с другом. Он понимает, что у каждого поступка будут свои последствия.
Важно помнить, что ребёнок капризничает не потому, что хочет проверить нервы родителей на прочность. Он просто не может справиться с обилием новой информации и навыков. Нужно поддерживать его и помогать в начинаниях, тогда скачки роста будут проходить менее болезненно.
Светлана Воронцова
А вы замечали скачки развития у своих детей? Оказалась ли вам полезна эта статья?
Источник
Как известно, дети растут скачками. Наверно, каждая мама замечала, что рост и развитие малыша происходит неравномерно. Временами кажется, будто малыш совсем не прибавляет в весе и нисколько не вырос, а буквально через несколько дней любимая распашонка вдруг становится мала. Аналогичным образом происходит и психоэмоциональное развитие.
Например, малыш начинает «резко» пугаться привычных предметов в комнате, как будто только что увидел их. Или может стремительно научиться чему-то новому совершенно без вашего участия. Все это проявление скачков роста у ребенка.
Количество скачков роста
Подумать только, за первые полтора года жизни малыша происходит 10 скачков роста! Семь кризисов до года и три — после. Это очень серьезная нагрузка на организм крохи, поэтому важно помочь ему пройти эти периоды и создать как можно более комфортные условия.
Данный календарь скачков роста дает возможность достаточно точно рассчитать, когда у вашего малыша начнется очередной кризис. Давайте рассмотрим, как же можно рассчитать календарь скачков роста вашего ребенка.
Календарь скачков роста до и после года:
Весь временной период расписан по неделям, а также отмечены месяцы, чтобы было легче ориентироваться в календаре. Каждый скачок роста, как показывает график, имеет свою продолжительность, более или менее спокойные периоды, а также пик, на который приходятся самые бурные проявления кризиса. Как видите, скачки роста детей происходят неравномерно, что и показывает данный календарь.
Календарь скачков роста ребенка до года
Самое бурное развитие ребенка происходит в первый год его жизни, когда один кризис буквально сменяет другой. Уже на пятой неделе жизни малыша поджидает первый кризис, затем новые скачки происходят один за другим в 2 и 3 месяца.
Следующий кризис начинается в 4-5 месяцев. Обычно, после этого кризиса малыш начинает ползать, чем приводит в восторг своих близких. Ближе к полугоду малыш проходит еще один скачок, пик которого приходится на 26-ю неделю жизни малыша.
К 8-9 месяцам малыш уже может порадовать родителей своими первыми словами. Это немалое достижение становится результатом шестого скачка развития.
С 10-ого по 11-ый месяц можно наблюдать последний кризис развития до года, как показывает данный календарь. Он характеризуется тем, что после завершения скачка ребенок начинает проявлять первые навыки конструирования. Самое увлекательное занятие для малыша в этот период – строить и ломать башенку из кубиков.
Календарь скачков роста ребенка после года
Как только карапузу исполнится первый год – наступает следующий скачок, который помогает ему стать более самостоятельным. Малыш старательно подражает взрослым, что всегда вызывает улыбку родителей.
В год и 3 месяца наступает один из самых затяжных кризисов развития, который может продлиться до четырех недель. Его итогом станут заметные изменения в мышлении ребенка, теперь абстрактные понятия более доступны. Малыш строит планы и меняет их по ходу действий. Последний кризис этого цикла наступает в год и 5 месяцев. Малыш учится осознавать окружающие его предметы и явления, понимая причинно-следственные связи изменений, происходящих вокруг него.
Итоги:
Календарь расчетов кризиса роста может быть очень полезен – он не даст застать вас врасплох. Вы сможете заранее подготовиться к тому, что ваш малыш станет капризным и вялым, будет проситься на ручки чаще обычного или даже откажется от привычных блюд.
Каждый скачок развития привносит существенные изменения в картину мира маленького человека, поэтому очень важно поддерживать его в непростой период кризиса.
Автор: Татьяна Кремнёва.
Источник
Маленький шаг назад и прыжок вперед
Дети растут скачками. Долгое время не происходит ничего или почти ничего. И вдруг за одну ночь ребенок вырастает на несколько мм. Так же скачками происходит и психическое развитие детей. Исследования детей в возрасте от 1,5 до 16 лет показали, что эти скачки совпадают по времени с изменениями в мозговых волнах, что можно установить при помощи измерений. У младенцев до 1,5 лет также были известны 7 возрастных периодов, когда происходят изменения излучения головного мозга. Было установлено, что в каждый из этих периодов развитие ребенка совершает заметный скачок. Но в психическом развитие младенцев имеется еще больше скачков, которые, однако, до сегодняшнего дня не были изучены с точки зрения головного мозга. Скачки психического развития не всегда совпадают со скачками роста. Последние более многочисленны. И зубы обычно появляются не в то время, когда младенец совершает скачок развития.
Что проиcxодит, когда психическое развитие вашего ребенка совершает очередной скачек?
Во время каждого скачка нечто новое развивается очень быстро и неожиданно. Почти всегда это происходит в нервной системе малыша, принося ему новую способность. Например, способность распознавать «узоры». Она проявляется примерно около 8-ой недели. Такая способность влияет на общее состояние и поведение ребенка. Она изменяет и улучшает все, что он до тех пор умел, и дает младенцу возможность изучать новые вещи. Это может выражаться, например, в том, что малыш начинает обращать внимание на видимые «узоры», например, банки на магазинной полке, или ветки голых деревьев, колышущихся на ветру на фоне неба. И в то же время ваш ребенок может теперь контролировать положение своего тела. Это тоже вид «узора», только он узнается не снаружи, а внутри тела.
Как вы поймете, что ваш ребенок совершает скачек развития
«Визитной карточкой» такого прыжка являются утомительные, плаксивые периоды. Управляться с малышом становится труднее, чем обычно. Многие мамы начинают волноваться. Они спрашивают себя, не болен ли ребенок, или раздражаются, не понимая, почему он такой вредный. Малыш рвется к маме.
В каком возрасте начинаются трудные фазы
Трудные фазы наблюдаются у всех детей в одном и том же возрасте. Их 8 в первые 14 месяцев. Поначалу они короче и быстро сменяют одна другую.
Если ваш ребенок родился на 2 недели позже срока, то начинайте отсчет две недели раньше. Если он родился за 4 недели до срока, начинайте отсчет на 4 недели позже. Это различие так же указывает на то, что скачки связаны с излучениями головного мозга.
Ни один ребенок не может этого избежать
Все дети переживают трудные фазы, и спокойные, беспроблемные, и капризные, «с характером». Малышу «с характером» приходится даже гораздо труднее, чем «спокойному». И его маме — тоже. Такой ребенок и так требует больше внимания, а в «критические» периоды ему нужна «экстрапорция». Ему требуется еще больше маминого внимания, он жаждет учиться новому, и у него сильнее конфликты с мамой.
Вы увидите, что он может больше, чем раньше.
Это тяжело, пожалейте ребенка!
Ребенок возвращается к надежному базису
Так как малыш вдруг стал беспокойнее, вы начинаете волноваться. Автоматически вы начинаете за ним внимательнее наблюдать. Потом вы замечаете, что он опять ведет себя нормально. И еще вы замечаете, что он может гораздо больше, чем раньше, пробует делать что-то новое, и понимаете, что ваш малыш совершил скачок в развитии. Дети пугаются этих скачков. В этот период знакомый мир ребенка переворачивается с ног на голову. Испуг этот можно понять: представьте себе, что вы проснулись на чужой планете. Все вдруг стало совсем по другому. Что бы вы сделали? Стали бы вы спокойно спать дальше? Нет. Если бы с аппетитом? Нет. Стали бы вы цепляться к знaкомым личностям? Да. И это именно то, что делает ваш малыш.
Новая способность: новый мир
Каждая новая способность помогает вашему ребенку изучать новое. Младенец получает способности, которые ему до этого возраста были недоступны, сколько бы с ним не упражнялись. Вы можете каждую новую способность сравнивать с новым миром, который ему открывается. В этом мире есть масса возможностей сделать открытия. Что-то там новое, что-то — знакомое, но гораздо улучшенное. Каждый ребенок устанавливает свои приоритеты — соответственно своим предрасположенностям, своим предпочтениям, своему темперамету. Один осматривает все и все пробует, другой увлечен одной единственной вещью. Каждый ребенок — особенный.
Помогите вашему малышу в учении
У вас есть возможность показать ребенку, что есть рядом с ним, и что ему подходит, как личности. Вы лучше всех знаете своего ребенка. Поэтому вы лучше других поможете ему проявить то, что в нем заложено. Не только ваш малыш устанавливает приоритеты. Вы тоже отправляетесь в путешествие за открытиями. Что-то будет вам более интересно, что-то менее. Ведь и каждая мама — особенная. Одновременно вы, как взрослый, можете предлагать что-то, что ваш малыш не заметит. Вы может помочь ему «открыть» то, что он пропустил. С вашей помощью он учится быстрее, легче и разнообразнее.
Конфликты с малышом.
Когда ваш ребенок научится чему-то новому, ему, возможно, придется оставить прежние привычки. Если он умеет ходить, он не может больше ожидать, что мама его будет все так же носить. Если он научился ползать, он может сам брать игрушки. После каждого скачка ваш ребенок может больше и становится самостоятельнее. Это понимают и мама, и малыш, и иногда это приводит к конфликтам и ссорам. Желания мам и младенцев не совпадают.
Безоблачная фаза: короткий отдых после скачка
Трудная фаза так же неожиданно проходит, как и наступает. Для большинства матерей тогда наступает время для расслабления. Малыш стал самостоятельнее. Он занят тем, что применяет то, чему он научился недавно. И он радуется. Но покой этот короткий. Скоро придет следующий скачок. Ваш младенец трудится в поте лица.
Планировать часы игр — не естественно
Если вашему малышу позволено самому решать, когда получать ваше внимание, вы обнаружите, что от недели к неделе это будет меняться. Во время каждого скачка ваш ребенок переживает следующее: — потребность в маминой близости, — потребность с мамой изучать новое. Поэтому запланированные часы игр неестественны. Может так получится, что малыш захочет внимания в незапланированное время. Волшебные, веселые, пугающие переживания с вашим малышом невозможно предвидеть. Ребенок — не видеофильм, который можно включить в определенное время. Он — не взрослый.
Календарь кризисов по неделям
Возможно ребёнок сильнее «липнет».
Примерно на этой неделе ожидается «штурмовое» время.
У вашего ребёнка сейчас сравнительно спокойное время.
На этой неделе вполне возможно, что ваш ребёнок проявит себя с «солнечной» стороны.
Если ваш ребёнок в районе 29-30 недели ведёт себя хуже, то это не обязательно знак для очередного скачка в развитии. Ваш ребёнок обнаружил, что мама может уйти и оставить его. Как ни странно, но и это шаг в развитии. Так ребёнок учится понимать, что такое расстояние.
19-я неделя (18-20, но! уже между 14 и 17 неделями начинает расти напряг) Мир событий
26-я неделя (25-27 опять но: хуже становится уже между 22 и 26 неделями) Мир «взаимосвязей»
37-я неделя (36-40. «но» можно не повторять 🙂 32-37 пошло ухудшение) Мир «категорий»
46-я неделя (44-48. но начаться может и между 40-44 неделями) Мир «последовательностей»
Источник
На определенных возрастных этапах у грудничков считается физиологичной резкой смена поведения. Детские психологи и педиатры в своей работе к таким явлениям применяют термин «скачки роста».
Вне зависимости от предпринятых мер со стороны родителей, ребенок в силах самостоятельно преодолеть эти кризисы. Несмотря на это, детские врачи настоятельно рекомендуют взрослым изучить природу таких скачков, и приложить максимальное количество сил, чтобы помочь подрастающему человеку справиться с возросшей эмоциональной и психической нагрузкой.
Что такое скачки роста, особенности состояния
Скачки роста у грудничков – это бесконтрольная кардинальная смена поведения ребенка, его режима дня и способа взаимодействия со «своим взрослым», происходящая с определённой периодичностью. Такие этапы формирования личности подрастающего человека также называют скачками развития.
Это связано с тем, что основными причинами возникновения таких изменений являются:
- приобретение грудничком новых навыков;
- стремительное физическое развитие ребенка;
- смена психологического климата в семье.
Стремительное физическое развитие детей до года является одной из причин возникновения кризисных периодов, так называемых «скачков роста»
Если 2 первые причины возникновения скачков можно считать естественными, то изменения в семейной обстановке носят для психики ребенка скорее негативный характер, несмотря на развитие его нервной системы в результате преодоленных обстоятельств.
Перестройка психологического состояния влечет за собой и физические изменения, «побочным эффектом» которых являются скачки развития.
Физическое и психическое становления личности происходит скачкообразно. Резкие изменения провоцируют эмоциональный всплеск, справиться с которым грудничку на первом году жизни может потребоваться от 7 до 21 дня.
Во время перехода на новый этап развития ребенок ощущает себя:
- Тревожно. Например, когда на 8 неделе грудничок начинает идентифицировать узоры, он может по началу пугаться окружающих предметов.
- Эмоционально нестабильно. От переживаемого стресса он то плачем, то смеется.
- Одиноко. Во время скачков роста дети в абсолютном большинстве случаев начинают проверять на прочность связь со своими родителями, требуя от них больше тактильного и эмоционального контакта.
Как определить период скачков роста и развития
Скачки роста у грудничков проще преодолеть, если родители по ряду признаков смогут их распознать:
- Усиление аппетита грудничка. Несмотря на уже налаженный режим кормления, ребенок в этот период вдруг начинает хаотично требовать еду. При чем он не всегда съедает свою норму, а чаще всего потребляет лишь 1/3 от всей порции, размер которой определяется возрастными рекомендациями педиатров.
- Изменения в распорядке дня и сопутствующие им нарушения режима сна. В зависимости от характера грудничка, в период скачков развития он может начать дольше и чаще спать или, наоборот, его сон на время может стать прерывистым и коротким.
- Подрастающий человек становится более капризным, требует непрерывного внимания и чаще плачет. Такие изменения в состоянии ребенка связаны не только с тем, что большую часть времени он остается неудовлетворенным своим состоянием – голод и нехватка сна, например, но и с возможным наличием болезненных ощущений в суставах и костях. Скачки развития сопровождаются активным ростом тела детей, что провоцирует дискомфорт, а при недостатке витаминов в детском организме, острые приступы боли.
- Появление нового навыка. При чем не всегда новое умение будет очевидным для родителей. Например, когда подрастающий человек научится различать весь спектр цветов и форм на любом расстоянии, для матери он остается на прежнем этапе развития, в то время как фактически он будто рождается заново, открывая для себя окружающий мир.
- Изменение длины ног и увеличение размера ладоней. Такие изменения являются наиболее характерными для грудничков в периоды скачков развития. Среди других физиологических изменений, свойственных этим этапам, также называют сужение суставов, расширение плеч (у мальчиков) и увеличение размеров бедер (у девочек).
Если ребенок действительно переживает скачок роста, то вышеперечисленные признаки будут носить постоянный характер, сохраняясь в течение 1-3 недель.
В противном случае такие изменения в состоянии грудничка свидетельствуют не о его росте, а начале болезни или нехватке грудного молока (если мать приняла решение не докармливать ребенка искусственной смесью).
Длительность скачков роста и развития
Скачки роста у грудничков, в зависимости от возраста, могут длиться от 3 до 21 дня.
Скорость преодоления кризисного этапа зависит от:
- Наличия психологически комфортной обстановки в семье. Ребенок видит родителей счастливыми, внимательными и нежными в отношении друг к другу.
- Отсутствия сопутствующих физических изменений. Например, скачок роста приобретет затяжной характер, если у ребенка в это время режутся зубы или иммунитет борется с попавшим в организм вирусом.
- Взаимосвязи со «своим взрослым», человеком, с которым грудничок проводит большую часть своего времени. Если мать уделяет ребенку достаточное количество внимания, то изменения в своем физическом и психическом состоянии пережить ему будет гораздо легче, чем если он все время бодрствования предоставлен сам себе и игнорируется родителями.
Не менее важным во время скачков развития является и эмоциональное состояние родителей ребенка. Если взрослые стабильны, понимают, что происходит с их грудничком и всячески помогают ему облегчить состояние, то подрастающий человек, перенимая их уверенность, справится с перестройкой своего организма за максимально короткий срок.
Сохранять спокойствие в кризисное для детей время родителям удастся с помощью:
- Изучения основ физиологии детского и взрослого организмов. Это позволит взрослым понимать, к какому навыку вероятнее всего их ребенок привыкает в настоящее время.
- Анализа работ и комплексных исследований детских психологов, относящихся к возрасту их грудничка. Эти знания дадут возможность понимать психологическое состояние ребенка и грамотно «контейнировать» его эмоции.
- Работать со стабильностью собственного состояния. Отдыхать достаточное количество времени, при необходимости посещать психолога.
Как вести себя родителям в этот период
Конкретные рекомендации детских психологов и педиатров о том, как следует вести себя родителям во время скачков роста, выглядят так:
- Спокойно принимать происходящие события. После того, как мама с папой убедятся, что их грудничок переживает кризис, а не нуждается в обследовании врача, им стоит перестать беспокоиться и искать отклонения в развитии собственного ребенка до полной стабилизации обстановки.
- Не менять уже заложенных привычек в жизни ребенка. Например, не отказываться от грудного вскармливания, не исключать запланированный дневной сон.
- Исключить излишнюю строгость и требовательность в отношении грудничка. Не заставлять засыпать в конкретное время, лояльно сдвинув его на более комфортное для ребенка время; кормить по требованию, избегая возникновения у подрастающего человека острого чувства голода.
- Не потакать капризам ребенка бездумно. Если мама, избегая плача сына или дочки, беспрекословно выполняет все детские «требования», скачок в развитии обязательно перерастет в смену модели поведения ребенка. Он станет менее послушным, начнет чаще впадать в истерики, когда будет встречать сопротивление со стороны взрослых, начнет манипулировать. Чтобы этого избежать, родителям следует не предотвращать эмоциональные всплески грудничка, лишая его возможности избавиться от психологического напряжения, а помогать ему справиться со стрессом, отвлекать, как можно больше разговаривать, пытаясь словами как можно скорее завершить плач.
Родителям важно понять, что избежать проблем, связанных со скачками развития их ребенка, не удастся. Изменения в психологическом и физическом плане являются закономерными этапами становления личности, сопровождающиеся повышенной эмоциональностью и стрессом со стороны неокрепшей детской психики.
Почему скачки роста называют кризисами
Скачки роста у грудничков принято ассоциировать с кризисными периодами, так как дети сложно переживают изменения в своей жизни.
Для их неокрепшей нервной системы большую нагрузку представляет даже незначительная перемена внешних обстоятельств:
- Смена часового пояса. Вне зависимости от продолжительности нахождения в нем.
- Перемена погодных условий. Особенно сложно переживают ее метеозависимые дети.
- Новое место жительства.
- Смена климатических условий.
- Корректировки привычного режима дня. Маленький человек замечает и остро реагирует даже на те изменения, которым родители вообще не придают значения, например, смена месторасположения детской кроватки.
Освоение нового навыка можно сравнить с очередным днем рождения ребенка, когда он заново познает детали окружающего мира. Недовольство подрастающего человека тем, что ему снова приходится подстраиваться под изменчивые обстоятельства, вполне объяснимо и обосновано.
В условиях кардинальной перестройки привычного уклада для грудничка источником стабильности является «его взрослый», чаще всего мать. Именно поэтому в кризисные моменты ребенок требует постоянного нахождения на руках родителей, так он может оставаться уверенным в том, что их эмоциональная связь осталась неизменной крепкой, несмотря на все второстепенные жизненные перемены.
Родителям в такие моменты важно помнить основную особенность развития детской психики и тела – «шаг назад – два шага вперед». Это означает, что своеобразный временный регресс становления личности, взросления маленького человека, спустя небольшое количество времени всегда сменяется существенным прогрессом.
Как пользоваться календарем кризисов
Календари кризисов бывают 2 типов – общие и индивидуальные. Общий календарь подразумевает понедельную схему наиболее вероятных изменений в поведении ребенка, исходя из человеческой физиологии. Наиболее трудные периоды становления личности наблюдаются у всех людей примерно в одном возрастном промежутке.
На первые 14 месяцев после рождения ребенка приходится 8 основных скачков роста. Учитывая то, что в первый год жизни развитие маленького человека происходит максимально стремительно, кризисные фазы роста непродолжительные и быстро сменяют друг друга.
При использовании такого календаря ключевым моментом является корректное определение точки отсчёта. Если женщина переносила ребенка на 1 неделю, то анализировать течение его роста по общей схеме следует начав на 1 неделю раньше исходной точки.
Если ребенок родился недоношенным и роды состоялись, например, за 2 недели до предполагаемой даты, отсчет необходимо вести, начиная с дня, на 2 недели позже исходной точки.
Во втором случае, при использовании индивидуального календаря кризисов, расчет скачков будет более точным, так как формируется с учетом даты рождения маленького человека. Составить такой календарь можно онлайн, с помощью бесплатных сервисов в интернете.
Инструкции к использованию такого графика прилагаются разработчиками, и обычно включают в себя разъяснения картинок, нарисованных в графе определенной недели первого года жизни младенца.
Например, изображенное солнце на 21 неделе жизни ребенка, рожденного 8 января 2017 г., свидетельствует о том, что грудничок в этот период проявит себя с «солнечной» стороны, в то время как туча на 12 неделе предупреждает родителей о начале кризисного этапа.
Календарь скачков развития у детей до года
Скачки роста, переживаемые грудничком на первом году жизни, можно оформить в единую таблицу – календарь:
Неделя жизни ребенка | Предполагаемое поведение грудничка в этот период |
1 – 4 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
5 | 1-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
6 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
7 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
8 – 9 | 2-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
10 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
11 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
12 | 3-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
13 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
14 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
15 – 19 | 4-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
20 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
21 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
22 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
23 – 26 | Пятый скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
27 – 30 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
31 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
32 – 33 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
34 – 37 | 6-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
38 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
39 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
40 – 41 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
42 – 46 | 7-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
47 – 48 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
49 | Благоприятное время. Ребенок улыбается, большую часть времени бодрствования пребывает в хорошем настроении. |
50 | Нейтральное время, без ярко выраженных кризисов. |
51 – 55 | 8-й скачок роста. Ребенок беспокоен, требует повышенного внимания. |
При оценке таблицы важно понимать, что периоды скачков развития не подразумевают постоянного нахождение грудничка в стрессовом состоянии. В указанный возрастной промежуток ребенок наиболее склонен к эмоциональным всплескам и зависим от окружающих обстоятельства.
Знание таких периодов поможет родителям спокойно относиться к предстоящим сложностям, уверенно помогая маленькому человеку справляться с кризисом.
Как помочь ребенку
Чтобы помочь маленькому человеку как можно быстрее преодолеть скачок развития, детские психологи рекомендуют родителям:
- Правильно расставлять приоритеты. Отодвинуть на второй план приготовление еды и мытье полов, максимальное количество качественного времени посвятив своему ребенку.
- Давать грудничку как можно больше тактильного контакта. Носить на руках, обнимать, целовать, гладить.
- В моменты повышенной тревожности ребенка напевать спокойную мелодию и нежным тембром голоса уверять его, что все хорошо, ведь «его взрослый» рядом.
- Восполнять собственный энергетический ресурс. При его истощении взрослые сами становятся раздражительными, эмоциональными и неспособными дать ребенку, переживающему сложный жизненный этап, стабильность.
- Сменить обстановку или различными путями в меру насыщать подрастающего человека положительными эмоциями. Например, с 2-месячным ребенком целесообразно провести время вс?