Липа для ребенка развитие
32998
Липовый чай – это словосочетание у нас на слуху с самого детства. Несмотря на небывалое развитие медицины, даже традиционные врачи часто рекомендуют в дополнение к лечению аптечными препаратами употреблять и природные лекарства – а это отвары из растений и трав, и липа занимает в этом списке одно из самых важных мест.
Каждая мама хочет для своего ребенка лучшего, и, конечно же, непременно задумается о введении в рацион крохи полезных напитков. А что может быть полезнее, чем то, что дано нам самой природой. Однако не всегда то, что полезно и можно взрослым, также полезно для детей. Так как же быть? Можно ли давать малышам липовый чай? И если да, то когда можно начинать?
Во-первых, перед тем, как ввести в рацион малыша какой-либо травяной сбор или настой, необходимо проконсультироваться с вашим педиатром. А, во-вторых, большинство педиатров рекомендуют не вводить в рацион малыша ничего кроме маминого молока (или же адаптированную спецсмесь) пока ему не исполнится минимум полгода. В-третьих, чай ни в коем случае нельзя давать вместо воды.
Липовый чай – один из самых безопасных и безвредных травяных напитков для деток младшего возраста.
- Существуют даже специальные, так называемые детские чаи с липой, которые разрешены к применению с 4-х месячного возраста, однако производители указывают, что перед применением все же нужно узнать мнение доктора.
- Что касается обычного природного сырья, не переработанного промышленным образом, как гранулированные детские чаи, большинство источников утверждает, что давать его можно даже совсем маленьким деткам – с шести месяцев. То есть с полугода ваш кроха уже может разделить с вами приятное чаепитие.
Чай из липы обладает замечательными свойствами, его часто рекомендуют как природное жаропонижающее, хорошую альтернативу химическим препаратам:
- он помогает справиться с проблемами с пищеварением и нервным перевозбуждением,
- а также имеет отхаркивающий эффект,
- благотворно влияет на сердце, сосуды и кровяное давление,
- уничтожает вредные микробы и бактерии.
Этот пряный ароматный напиток содержит в себе целый кладезь полезных веществ, таких как витамин С, фитонциды, фловоноиды и эфирные масла.
Есть ли какой-то особенный способ заваривания такого чая для малышей?
Оказывается, очень важно использовать для заваривания воду не горячее 95 градусов, так как при более высокой температуре полезные вещества разрушаются, и липа теряет свои чудесные свойства.
После того, как вы нальете в чайник горячую (95 град.) воду, нужно насыпать туда сухие соцветия и плотно закрыть крышкой. Напиток желательно настоять около получаса (30 минут).
Не стоит забывать, что все же липа — целебное, лекарственное растение, и нельзя употреблять напиток каждый день в течение долгого времени, это может негативно сказаться на здоровье как взрослого, так и ребенка.
К противопоказаниям к липовому чаю можно отнести различные сердечные патологии, а также индивидуальную непереносимость. Всегда стоит помнить, что на любое растение возможна аллергическая реакция, поэтому начинать давать такой чай малышу лучше с нескольких чайных ложечек, чтобы убедиться в отсутствии индивидуальной реакции.
Посмотрите это полезное 2-минутное видео, если хотите узнать о липе и ее применении чуть больше.
Автор Илюшина Екатерина
Источник
Известно, что липовый цвет приносит пользу для организма. Цвет липы издавна используют для лечения простуды. Это одно из самых эффективных средств, которое назначают детям для лечения бессонницы, простуды. Заваривают липовый чай детям, он хорошо справляется с инфекцией, обладает жаропонижающим действием.
Это прекрасное дерево имеет много мелких желтых цветов. Цветет оно летом с июня по июль, плоды созревают в сентябре. Растет преимущественно в лесах в странах СНГ, на Кавказе, в Сибири.
Чтобы заварить полезный чай, используют липовый цвет. Которые можно заготовить самостоятельно или купить в аптеке. Собирать цветочки нужно во время цветения растения, выбирая целые раскрывшиеся цветы. Многих интересует с какого возраста можно давать липовый чай для детей?
Детям разрешают принимать липовый чай еще в грудном возрасте. Считается, что это самое безвредное средство при простуде. Детям, находящимся на грудном вскармливании, врачи разрешают пить чай с 3 месяцев. Так как их желудок полностью не сформировался к этому времени, врач должен назначить правильную дозировку. Чай действует на организм как противовоспалительное, жаропонижающее и потогонное средство, что облегчает самочувствие малыша при простудных заболеваниях. Какие полезные свойства и противопоказания имеет липа?
Польза чая из липы
- Липа содержит большое количество витамина С, поэтому прием чая быстро избавит от симптомов простуды и от вирусов.
- Благодаря полезным веществам, содержащимся в цветках, укрепляет иммунитет.
- Помогает снять отеки, способствует нормальной работе почек.
- Чай обладает успокоительным эффектом, помогает детям успокоиться и заснуть. Перед сном малыша можно купать в ваннах с липовым цветом.
- Хорошо полоскать горло при ангине липовым отваром.
- При нарушениях в работе желудочно-кишечного тракта, назначают детям чай, как обволакивающее и противовоспалительное средство.
Чай из липового цвета от простуды для детей
Такой вкусный чай точно понравится вашему малышу, это будет достойной заменой дорогостоящих химических препаратов. В чай хорошо добавлять мед, это усилит действие липы, но, если у ребенка есть аллергические реакции, замените мед сахаром.
- Одну ложку сухих цветков насыпьте в емкость;
- Налейте 200 миллилитров кипятка;
- Держите на паровой бане 15 минут;
- Накройте крышкой и настаивайте 40 минут;
- Смесь процедите и налейте воды до начального объема.
Простужаться свойственно всем детям, поэтому при первых признаках простуды, которая сопровождается температурой, чай из липового цвета давайте пить Вашему чаду, начиная с одной чайной ложки до половины стакана по 2-3 раза в день.
Лечим детям кашель липовым цветом
Липовый чай при простуде используют для отхаркивающего эффекта в составе травяных сборов. Грудной сбор нужно залить кипятком и настаивать в термосе примерно 30 -40 минут. Таким образом липа отдает все полезные свойства настою. Такой чай дают пить малышам через день.
У детей можно быстро вылечить кашель с помощью ингаляций из липового цвета. Цветки нужно кипятить на паровой бане минут 15, потом дышать паром. После ингаляций приступы кашля уменьшаются и хорошо отходит мокрота.
Хорошо помогают при кашле теплые ванночки перед сном, облегчают течение болезни и помогают быстро справиться с болезнью.
Успокаивающий чай для детей
Для приготовления полезного вкусного чая, Вам нужно:
- В одной емкости смешайте две ложки цветков липы, по четыре ложки мелиссы и плодов шиповника;
- Травы перемешайте и налейте один литр кипятка;
- Закройте крышкой и настаивайте десять минут;
- В теплый процеженный чай добавьте мед и дайте малышу перед сном.
Липовая ванна для детей
Успокоить малыша и быстро уснуть поможет ванна из липового цвета.
Чтобы приготовить ванночку, нужно один стакан цветков растения залить одним литром кипятка. Дайте смеси постоять, после процеженный отвар налейте в ванну с водой перед купанием малыша. Купайте ребенка в течение 15 минут перед сном. Проделайте травяные ванночки дней 10- 15 и вы заметите как Ваш малыш становится спокойным, не капризничает.
Лечим горло
Цветки растения хорошо помогают для лечения ангины и боли в горле в качестве полосканий. Заварите одну чайную ложку цветков кипятком, дайте настояться, процедите и давайте деткам полоскать отваром горло три раза в день после приема пищи. Такой отвар также эффективен при стоматите, фарингите.
Противопоказания
Липовый цвет как любой препарат нельзя принимать постоянно, нужно делать перерывы. Не советуют заваривать цветки липы повторно. Чай в больших количествах увеличивает нагрузку на сердце и может вызывать аллергические реакции. Регулярный прием чая может привести к ухудшению зрения.
Желаем здоровья Вам и Вашим деткам!
Источник
Людмила Лихачёва
Проект «Эта удивительная липа»
Проект «Эта удивительная липа»
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети средней (разновозрастной) группы “Умка”, педагоги, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и бережное отношение к традициям, культуре и быту своего народа, и любовь к природе родного края.
Знакомя ребенка с родной природой, мы даем толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения и как средство эмоционально – образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому так необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Цель проекта:
формирование познавательного интереса к дереву-липе; приобщение детей к традиционной отечественной культуре.
Задачи:
Познавательное развитие:
– формировать представления о жизни дерева, о закономерностях в природе.
Социально-коммуникативное развитие:
– расширять знания детей об использовании растения человеком: в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.
Речевое развитие:
– продолжать развивать речь как средство общения, учить детей строить высказывания, делиться впечатлениями;
– обогатить словарь народными пословицами и поговорками о растениях, о липе, о пчелах, о родном крае.
Художественно-эстетическое развитие:
– познакомить с образом липы в народной и музыкальной культурах, изобразительном искусстве, в художественной литературе.
Участие родителей:
– привлечь родителей к совместной творческо-исследовательской деятельности с детьми и педагогами;
– экскурсии родителей с детьми по посёлку;
– подбор загадок, пословиц, поговорок о липе и предметов, связанных с ней.
– помощь в оформлении альбомов “Загадки про липку”, “Стихи о липе”, выставки “Поделки из липы”.
Необходимое оборудование:
наглядный, иллюстрированный материал о липе, подбор произведений устного народного творчества и художественной литературы по теме, материал для художественного творчества, репродукции картин русских художников, оборудование и продукты для экспериментирования, дидактические игры, словесные игры, настольный театр, предметы из липы.
Прогнозируемый результат:
Есть дерево, которое много значит в жизни и истории нашего русского народа. Без него не появилась бы народная, всеми любимая, игрушка матрешка и масса полезных и важных вещей. Липа используется в строительстве, столярном деле, в медицине, кулинарии, зеленом хозяйстве.
Данный проект поможет детям получить достоверные знания и представления о липе, ее целебных свойствах, пользе и добре; дети приобретут дополнительные навыки коллективной творческой и исследовательской работы.
Продукт проектной деятельности:
Выставка детских рисунков.
Развлечение “Посиделки под липой”.
План реализации проекта.
1этап. Подготовительный.
– Подбор справочной и художественной литературы о липе, произведений устного народного творчества о липе и предметов, сделанных из древесины липы, лыка
– Подбор фольклорного материала о липе:
” Загадки про липку”.
– Отбор видеоматериала о липе и предметах,связанных с ней:
м/фильм “Золотая липа“, в/фильм “Липа, липушка”.
– Работа с художественной и документальной литературой
– Беседа с родителями “Мы участвуем в проекте “Эта удивительная липа“.
2 этап. Основной.
Виды деятельности:
Игровая:
– дидактические игры: “Деревья”, “Деревья и леса”, “С какого дерева листок?”, “Найди листочек липы”, “Что делают из липы”, “Узнай по описанию”, “Отгадай, что это – дерево или куст?”, “Запрещающие знаки”, “На экологической тропе”, “Что можно, что нельзя”(правила поведения в природе и т. д.);
– развивающие игры: “Стань другом природы”, ” Про растения”, “Зеленый город”;
– сюжетно-ролевая игра ” Прогулки по парку”, “Юные лесничии”;
– игровые ситуации ” В гости к заюшке из лубяной избушки”;
– пазлы “Собери картинку” (деревья);
Коммуникативная:
Беседы: “Царевна Липа“,
“Дерево лапотное да медовое”,
“Цветок неказистый, но очень душистый”,
“Зеленый доктор”,
“7 фактов о липе”.
Познавательно-исследовательская:
– рассматривание листика липы (размер, форма, цвет, текстура);
– рассматривание липового цвета;
– эксперимент ” Учимся заваривать липовый чай”;
– игра-исследование “Пчелка мед нам принесла” (о свойствах липового меда);
– наблюдения “Наша липа“;
– экскурсия по посёлку с родителями “Липовая аллея” (парк у сахарного завода).
Восприятие художественной литературы и фольклора:
– чтение произведений из сборника “Книга сказок и рассказов о липе”, “Стихи о липе”;
– чтение русских народных сказок “Медведь – липовая нога”, “Заюшкина избушка”, “Пузырь, соломинка и лапоть”, “Лиса и лапоть”;
– отгадывание загадок из альбома “Загадки про липку”;
– пословицы и поговорки о липе “Дерево лапотное да медовое”;
– конкурс чтецов “Славим липу”;
– настольный театр “Заюшкина избушка”;
– драматизация сказки “Как пчелка Анфиса липку искала”;
– просмотр мультфильма «Золотая липа» (Киевнаучфильм, 1980 год).
Изобразительная:
– рисование “Деревья на нашем участке”;
– выставка “Липа в картинах русских художников” (И. И. Шишкин, Н. С. Крымов, В. Васильев и др.);
– рисование “Липовая аллея” (коллективная работа”);
Музыкальная:
– слушание песен о липе (“Липа вековая“,
– слушание частушек “Ах, вы лапти-лапоточки” в исп. М. Мордасовой;
– хороводная игра “Ай, во поле липонька. “;
– игра на русских народных музыкальных инструментах (ложки, трещотки.).
Двигательная:
– подвижные игры “Липушка”, “Пчелки”,
“Раз, два, три! К липе беги!”;
– динамическая пауза “Вырастали липки. “;
Работа в различных Центрах активности:
Центр искусства и детского творчества “Юные художники”:
– Подобрать раскраски по теме (“Деревья”, “Листья”, “Лес”).
– Подготовить набор различной цветной и тонированной бумаги для аппликации “В лесу”, “Вырастала липка”, “Веселые игрушки-матрешки”.
Центр науки “Почемучки”:
– Опыт “Тонет – не тонет” (деревянные предметы).
– Определи на ощупь (ящик ощущений).
– Рассматривание гербария.
Центр ” Мир книги”:
информация о
– деревьях наших лесов,
– деревьях – целителях, о древесине,
– что делают из липы,
3этап. Заключительный.
Организация и проведение выставки рисунков “Эта удивительная липа“.
Проведение развлечения “Посиделки под липой”.
Используемая литература:
1. Акулова О. В., Солнцева О. В. Образовательная область «Социализация. Игра». / Учебно-методическое пособие – СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2012г.
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова и др. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников// Методические рекомендации для воспитателей, учителей. – М.: Баласс, 2011г.
3. Веракса Н. Е. Проектнаядеятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.:Мозаика-Синтез,2008г.
4. Шорыгина Т. А. «Деревья. Какие они?» – М.: Издательство Гном и Д, 2001г.
“В гостях у Липки”.
(Летнее развлечение для детей 3–5 лет.)
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о дереве липе. Воспитание любви и бережного отношения к родной природе.
Подготовка к занятию: Дерево (на территории детского сада) украшается изделиями народных промыслов, игрушками-самоделками из мочала, матрешками и т. д. Под деревом находится столик, лавки-скамейки, на столе деревянная чаша с медом, деревянные ложки. Воспитатель – в русском народном костюме.
Ход развлечения
Воспитатель: Здравствуйте, ребятки! Я – Марья-Искусница. Приглашаю вас в гости к моей подруженьке (под русские народные мелодии дети подходят к дереву). Как зовут мою подружку? Вы ее узнаете? (Обнимает дерево, загадывает загадки.)
Дети: Липа.
Воспитатель: Поздоровайтесь с ним, ласково потрогайте. (Дети здороваются с деревом.)
Дети: Здравствуй, липонька, здравствуй, милая!
Воспитатель: Давайте послушаем, как она здоровается с нами, тихо шелестя листочками. (Слушают.) Ой, подруженька, как ты нарядилась, желтым цветом обрядилась! Дай-ка мы тебя рассмотрим…
(Дети рассматривают крону: она пышная, округлая. Кора дерева темная, почти черная, на ощупь теплая, шершавая, на тоненьких веточках коричневая, блестящая, листочки формой напоминают сердечко.)
Воспитатель: Друзья, а что это за кудряшки у моей милашки?
(Ответы детей: это цветочки.)
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Светло желтые.
Воспитатель: Понюхайте их, как они пахнут?
(Дети рассказывают о своих ощущениях.)
Воспитатель: А чтобы дерево не качалось, от бури не сломалось, да на месте удержалось, что у него в земле?
Дети: Корни.
Воспитатель: Издавна на Руси почиталось, т. е. уважалось это дерево потому, что оно большой помощник человеку. Из него делали люлечки-качалки для маленьких, мебель, забавные игрушки, посуду. Из коры делали коврики, веревки, а главное – обувь,про которую я вам загадку загадаю: В лесу родились, руками плелись, на ногах сносились? Что это?
(Ответы детей: лапти.)
Воспитатель: Правильно, лапти! (Вместе с детьми рассматривают на картинке, как искусно они сплетены.)
Воспитатель: А вот и предметы, которые сделаны из липы.
(Рассматривает, рассказывает об этих предметах, затем печально вздыхает.)
Воспитатель: Вот и представьте, сколько деревьев погибало из-за того, что лапоточки быстро снашивались, а людям снова нужна была обувь и они опять сдирали с дерева кору и дерево погибало. Но сейчас уже лапти не носят, и наши деревья будут жить! Давайте мы с вами пожалеем деревце липку.
(Дети обнимают липу, говорят нежные, ласковые, успокаивающие слова.)
Воспитатель: Послушайте, как липка радуется, а давайте вокруг него станцуем хоровод и весело споем.
(Танцует, вовлекая детей в хоровод под народные мелодии.)
Эх, лапти, да лапти, да лапти мои,
Лапти липовые, лыком шитые,
Веселись-ка народ!
Тятька новые сплетет.
Воспитатель: А сейчас поиграем под липкой в подвижные игры.
(Проведение игры “Пчелки.)
Воспитатель: А зачем сюда пчелы прилетели? (Ответы детей.)
Воспитатель: Пчелы собирают сладкий сок-нектар с цветов липы, а потом откладывают в соты липовый мед. Ох, и вкусен липовый медок, а какой полезный! А вам дают горячее молоко с медом, когда вы болеете? (Ответы детей.)
Воспитатель: Мед липовый лечит не только простуду, но и раны заживляет. Друзья, вы в гости к липке пришли, а гостей всегда угощают. Подходите, берите липовые ложечки, да из липовых чашечек угощайтесь блинами с липовым медком.Недаром народ придумал поговорки:
Цветы – пчелкам, а мед деткам
Сладок мед, да ковшом его в рот!
Теперь вам понятно, почему это дерево называют “лапотным” да “медовым”?Про липу в народе говорят: “Дерево липа: обувает, кормит, поит (медовый квас, греет, лечит, помогает, да детишек забавляет”. Вот какое дерево чудесное.
(Воспитатель снимает с веточки письмо, читает.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед
А меня все ж обижают –
Кору тонкую снимают.
Воспитатель: Друзья, давайте пожалеем деревце. Как мы будем о нем заботиться, охранять его?
Будем липку мы стеречь,
Наше деревце беречь.
Не забудем никогда
Сколько пользы и добра
Это дерево приносит,
А взамен лишь ласки просит:
“Не ломайте вы меня,
Поливайте иногда.
И тогда на радость вам
Я медку побольше дам”
Стихотворение П. Воронько “Липка”.
Выросла я, липка,
Тоненькой и гибкой.
Не ломай меня!
Медоносным цветом
Зацвету я летом
Береги меня!
В полдень подо мною
Спрячешься от зноя.
Вырасти меня!
Я тебя листвою
От дождя укрою,
Поливай меня!
Подвижная игра “Пчелки”.
Цель: Упражнять детей в диалогической речи, в правильном произношении звука “Ж”, развивать умение действовать по словесному сигналу, упражнять в беге в разных направлениях.
Слова пчелки-мамы: Полетели пчелки собирать мед с липки.
Мишка-медведь идет, мед у пчелок унесет, пчелки, домой!
Слова пчелок (детей):
Этот домик (эта липа) – домик наш,уходи медведь от нас: ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
Движения:
– Пчелки (дети) летают по группе (вокруг дерева липы, размахивают руками и жужжат.
– Пчелки летят в улей, за стульчики (к липе). Медведь направляется туда же.
– Пчелки машут крыльями, прогоняя медведя, и улетают от него. Медведь старается их поймать.
Конспект занятия-наблюдения по родной природе, тема «Липа»
Программное содержание:
Познакомить детей с особенностями дерева липы.
Закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста деревьев.
Развивать мышление.
Воспитывать у детей интерес к природе, экологическое мировоззрение.
Оборудование:
Липа (живое дерево или картинка).
Липовый мед.
Матрешка, лапти, изделия из лыка.
Ход занятия:
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с удивительным деревом. Название у него одно – липа,а вот прозвищ множество: медовое дерево, царица лета, лыковое дерево, лубяное дерево, дерево спокойствия и счастья. И все они заслужены липой. Но давайте разбираться по порядку.
Цветут липы поздно.Даже примета такая есть: «Зацвела липа – началась самая жаркая пора в году». Все деревья уже отцвели, а липы только собираются. Потому называют липу «царицей лета». Не спеша нянчит липа каждый свой цветочек.И не спроста: пока все вокруг цвело, пчелы заняты были. А теперь пчелы посвободнее, все внимание липе уделяют. Нектар в липовых цветках вкусноты и полезности необычайной. Пчелы так стараются его собрать, что даже ночью летают.
А какой мед получается! Кстати, подумайте, как называется мед, собранный на липе? Липовый мед. Липовый мед считается одним из самых лучших и полезных. Было время, когда на Руси не знали сахара, а если хотели полакомиться сладеньким, ели фрукты и мед. Пили липовый чай с липовым медом. А как полезен липовый мед! Лучше многих лекарств лечит он простуды.Недаром про липу есть такая загадка:
Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается;
А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа.
В конце лета у лип вместо беловатых душистых цветков зреют плоды – орешки. Каждый орешек для летучести снабжен крылышками. Со временем эти крылышки грубеют и уносят орешек далеко от материнского дерева. Если упадет орешек в хорошее место, то прорастет. А какое место считается хорошим для роста дерева? Давайте поразмышляем, какие условия необходимы для того, чтобы орешек превратился в дерево?
Нужна земля, почва.
Нужен солнечный свет.
Нужна влага, вода.
Прорастет ли липовый орешек, упавший на асфальт? Почему?
А орешек, упавший в воду? Почему? Может ли вырасти липа в пустыне? Почему?
Если орешку повезло и он попал в хорошее местечко, то вскоре из земли малюсенький «хвостик» с двумя листочками, торчащими в разные стороны. Никакого сходства с породившим его деревом. Липа быстро растет, хорошо переносит засуху, холод, тень и пыль. Вырастет со временем высокое, с могучей кроной дерево и долго-долго будет украшать собой лес, парк или улицу.
Красота всего парка,
Людям – тень, если жарко.
Липа – дерево дуплистое. Как вы это понимаете? Дерево с дуплом. А ведь любое дупло может стать чьим-то домом. Назовите, кто живет в дуплах? Птицы и звери.
Дикие животные с удовольствием поедают липовые орешки. Мышки норовят запасти на зиму вкусных жирных орешков. Стоит только упасть орешку вниз – сразу же найдутся охотники. Едят лесные жители также листья, кору и почки липы.
Динамическая пауза «Липы выросли в лесу»
Липы выросли в лесу
И торопятся, растут.
(Из положения сидя на корточках медленно встать и развести руки в стороны)
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется.
(Встать на носочки, потянуться, руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветви,
(Махи поднятыми руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, назад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
(Наклоны туловища вправо-влево, назад-вперед)
Он их вертит, он их крутит.
Когда же липам отдых будет?
(Вращение туловищем)
Вот уж ветер затихает,
Липа ветви распрямляет.
(Встать прямо, руки поднять вверх и в стороны)
Люди тоже давно уже оценили липу и вовсю пользуются его дарами. О меде мы уже говорили. Листья, почки, цветки липы обладают лечебными свойствами, поэтому с их помощью люди лечат многие болезни.
С давних времен используют люди древесину липы. Древесина у нее мягкая, податливая, из нее легко делать изделия и инструменты не тупятся. В старину делали из липовой древесины колчаны для стрел, ножны для оружия, строили бани. Шла липа на лодки, чашки, блюдца, ложки,а еще на разные поделки и игрушки: матрешки, липовые медведи и козлики.
В наше время из липовой древесины делают мебель и музыкальные инструменты.
А еще в старину люди не могли обойтись без лыка – липовой коры. Из лыка плели мочалки, корзины, мешки, веревки, а главное – лапти. Знаете ли вы, что такое лапти? В старину лапти – это основная обувь простых людей. Каждый человек умел, если не плести, так хоть ремонтировать лапти.
В старину так бывало:
Дерево людей обувало.
Для того, чтобы получить лыко, нужно ободрать у липы кору. А это губит дерево. И со временем становилось все меньше и меньше лип.
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают.
Давным-давно росли на Руси многочисленные леса из медового дерева липы – липняки. Но люди часто забывают, что они в гостях у природы, и ведут себя неразумно – только берут, ничего не давая взамен. Обдирали лыко и рубили множество лип, а вместо них не высаживали молодые деревца. Вот и не стало липняков – лесов из лип. А вы знаете, как называются другие леса, в которых растут в основном одни виды деревьев?
Дидактическая игра «Деревья и леса»
Сосняк – лес из … сосен.
Ельник – лес из … елей.
Дубрава – лес из дубов.
Березняк – лес из берез.
Ивняк – лес из ив.
Липняк – лес из лип.
Орешник – лес из ореховых деревьев.
Славянская легенда о Липе гласит, что давным-давно жила необычайно добрая, участливая и отзывчивая девушка по имени Липа. Когда она состарилась, Бог превратил ее в дерево ЛИПУ, которое до сих пор щедро и бескорыстно одевает, согревает и кормит людей и животных.
А помните сказку «Заюшкина избушка» («Лиса и заяц»? Какая избушка была у зайчика? Лубяная, а это значит из липы. И прав был Зайчик из этой сказки, что оплакивал ее потерю. Липа дерево особое, доброе, домик из нее был теплым и уютным.
Это в сказке, а жизни, говорят, хорошо, если липа растет около дома: это приносит в дом спокойствие и счастье.
Вопросы:
1. Почему липу называют «царицей лета»?
2. Что вы узнали о липовом меде?
3. Как вырастает новое дерево липы?
4. За что любят липу лесные животные и птицы?
5. Как используют липу люди?
6. Что такое лыко?
7. Как вы понимаете выражение «В старину так бывало: дерево людей обувало».
8. Что такое «липняк»? Почему их осталось мало?
9. Какая есть легенда о липе?
Источник