Линии развития речи ребенка
Возраст малыша от нуля до трех лет – это период интенсивного физического, психического и речевого развития. Особое внимание со стороны родителей должно быть уделено формированию речевых навыков ребенка. Даже незначительное упущение в этом возрасте может иметь негативные последствия в дальнейшем общем развитии и быть причиной сложностей при обучении.
Каждый ребенок индивидуален в развитии своих физических и речевых навыков. Тем не менее, есть определенные усредненные нормы формирования речи малыша, которые могут служить ориентиром для родителей.
На втором году жизни ребенок проявляет интенсивную физическую активность. Он уверенно держится на ногах, подбирает, наклоняясь, предметы с пола, умеет ударить ногой мяч, начинает бегать вприпрыжку, совершает первые прыжки. У ребенка формируется указательный жест, который принадлежит к важным показателям психического развития.
Для формирования речи огромное значение имеет развитие моторики, которая включает крупную моторику, тонкую и мелкую моторику руки, артикуляционную и лицевую моторики. Наиболее важным для своевременного формирования речи является мелкая моторика руки. Под этим явлением подразумевают умение совершать разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Развитие мелкой моторики начинается с формирования хватательных движений, когда малыш учится брать и удерживать в руках игрушки и другие небольшие предметы. На втором году жизни мелкую моторику формируют при помощи игр. Малыша учат хлопать в ладони, сжимать и разжимать пальчики, играют с ним в потешки, такие как «Идет коза рогатая». В дальнейшем руку тренируют такими активными занятиями как игра с кубиками, собирание пирамидки, нанизывание бусинок, катание машинки, действия с лопаткой, рисование пальчиковыми красками.
В три года ребенок уже может лепить несложные фигурки из пластилина, собирать конструктор, рисовать фломастерами, вырезать из бумаги.
Если от года до полутора лет ребенок проявляет большую физическую активность, то, что называется «всюду лезет», то после полутора лет в его развитии наблюдается формирование личности и характера.
Для психического развития этого возраста характерны:
- активное манипулирование игрушками и другими предметами;
- начало освоения сюжетной игры, с подражанием действиям взрослых;
- восприятие себя как отдельной личности;
- эмоциональная привязанность к родителям и другим членам семьи;
- умение различать пол человека;
- проявление самостоятельности, особенно в одевании, принятии пищи, пользовании горшком;
- проявление негативизма, что может проявляться в повышенной раздражительности, капризности, непослушании.
Такие волевые качества как стремление к самостоятельности, игнорирование чрезмерных запретов со стороны взрослых также являются показателями психологического развития ребенка, что служит главным показателем личностного роста и готовности к развитию речи.
Задача родителей заключается в активном стимулировании ребенка в процессе формированию речевых навыков.
Нормы речевого развития ребенка от 0 до 3 лет
Формирование речи ребенка начинается с первых минут его жизни. Новорожденный младенец на первом месяце уже положительно реагирует на ласковый голос и речь матери.
Ко второму-третьему месяцу младенец начинает издавать звуки, такие как -аааа, -ооо, -уууу. Это начальный этап формирования лепета.
Лепет, то есть проговаривание отдельных слогов, характерен для малышей в возрасте от трех до девяти месяцев. Это могут быть отдельные звуки и слоги, такие как -ба-ба-ба, -ма-ма, -агу-гу.
Первые слова ребенок начинает произносить в возрасте 9-12 месяцев. Обычно это слова «мама», «баба», «дай», «на» и подобные, состоящие из простых для произношения звуков -а, -б, -у, -о, -б, -м. В речи ребенка появляются звукоподражающие слова, такие как «ав», «му-му», «тик-так».
Первый год жизни ребенка является подготовительным на этапе формирования речи. Второй и третий годы жизни – это ранний этап формирования речи.
Речь ребенка от 12 до 18 месяцев
В этом возрасте малыш овладевает произношением всех гласных и большинства согласных. Главный способ формирования речи в этом возрасте – это имитация и подражание взрослому. Ребенок, как эхо, воспроизводит многие слова, которые слышит от взрослых, а также пытается повторить их по просьбе родителей.
Большинство слов, которые появляются в словарном запасе ребенка – это названия окружающих его предметов. К полутора годам запас расширяется глаголами, например «взял», «поехал», «дал». Количество активных слов, употребляемых в речи, составляет от 7 до 30-40.
Речь ребенка от полутора до двух лет
Полтора года (18 месяцев) – это начало активного формирования речи. В этом возрасте многие дети разговаривают на «своем» языке, имитируя собственные слова. Такой эффект возникает из-за нечеткого произношения отдельных звуков или проглатывания отдельных слогов.
Словарный запас расширяется глаголами, появляются первые оценочные прилагательные «хороший», «плохой». К концу второго года жизни ребенок активно употребляет словосочетания и строит предложения из двух-трех слов, в его речи появляются предлоги. К концу второго года словарь малыша включает 50-200 слов.
В 2 года ребенок осваивает большинство звуков, в том числе и более сложных для произношения, таких как -г, -ш, -ж, -в, -й. Большинство детей еще не могут четко произносить звук -р, многие не выговаривают звук -л.
Таким образом, к двум годам ребенок умеет:
- выполнять различные просьбы;
- пользоваться словарным запасом из 50-200 слов;
- использовать в речи слова в различных падежах;
- называть предметы (животных, сказочных персонажей) на картинках;
- произносить свое имя, имена членов семьи;
- задавать простые вопросы;
- пользоваться фразовой речью, состоящей из двух-четырех слов;
- выражать просьбы;
- употреблять слова «да», «нет», «еще»;
- согласовывать формы подлежащего и сказуемого в предложении (например, «машина поехала» «папа пришел»).
Если в начале второго года жизни речь ребенка состоит главным образом из имен существительных, к двум годам он уже умеет употреблять почти все части речи – глаголы, прилагательные, наречия, предлоги, междометия и другие. Сложности могут возникать с местоимениями, многие дети еще называют себя в третьем лице.
Речь ребенка на третьем году жизни
На третьем году жизни продолжается расширение словарного запаса. К трем годам он составляет около 1500 слов. На первое место у ребенка выходит умение принимать участие в сюжетно-ролевых играх, предусматривающих перевоплощение и «примерку» на себя ролей мамы, врача, полицейского, героя мультфильма.
Ребенок правильно выговаривает большинство звуков, у него начинают получаться сложные звуки, такие как -р, -л, -ч, -ж. Он строит предложения из четырех-пяти предложений, активно задает вопросы, начинающиеся со слова «почему», обладает способностью обобщать группы предметов (одежда, посуда, животные, цвета).
К трем годам дети могут рассказать о себе простыми словами, высказывать оценочные суждения и даже рассуждать на разные темы. Грамматические ошибки, например при употреблении неправильных падежных форм, встречаются все реже и реже.
Три года – это благоприятный период для чтения и простого пересказа сказок. Ребенок легко запоминает стишки, рифмовки. Их воспроизведение способствует развитию долговременной памяти, улучшает концентрацию внимания, укрепляет артикуляционный аппарат.
Таким образом, на третьем году жизни происходит активное формирование речевых навыков, завершается процесс усвоения звуков, расширяется словарный запас, подходит к завершению ранний этап развития речи как основы для дальнейшего обучения чтению и письму.
Задержка речевого развития
В предыдущих частях статьи шла речь о нормах речевого развития ребенка, но все они служат только примерным ориентиром. Темп развития речи индивидуален и зависит от многих факторов, например, от характера ребенка, условий его проживания, индивидуальных особенностей здоровья.
Отсутствие активной речи при понимании речи взрослых до полутора-двух лет не является серьезным отклонением от нормы. Многие дети постепенно «выговариваются» и к 3-4 годам входят в норму.
Признаки нарушения психо-речевого развития ребенка:
- отсутствие указательного жеста после полутора лет;
- неумение показать предметы по просьбе родителей;
- использование жестов и мимики вместо речи после двух лет;
- отсутствие слов и простейших фраз после двух лет;
- скудный словарный запас;
- механическое воспроизведение готовых фраз, например из мультфильма (эхолалии);
- невнятная речь, которую невозможно понять, неправильное произношение многих звуков;
- отсутствие понимания речи взрослых после полутора лет.
Диагноз задержка речевого развития обычно ставят не ранее трех лет. При этом речь может отсутствовать полностью или быть плохо развитой, когда ребенок едва произносит отдельные слова, не умеет сформировать предложение, не понимает несложные рассказы или сказки.
Причинами задержки речи у детей могут быть как медицинские, так и социальные. Во втором случае замедление речи может возникать у детей, воспитывающихся у чрезмерно заботливых родителей, демонстрирующих гиперопеку над своим чадом. Плохо будет разговаривать педагогически запущенный ребенок, на которого мало обращают внимание.
Но чаще задержка речевого развития возникает по медицинским причинам. К ним относятся:
- патологии внутриутробного развития, сложные роды, перенесенные заболевания на первом году жизни;
- родовые травмы;
- неврологические заболевания;
- врожденные патологии центральной нервной системы;
- аутизм, синдром Дауна, гидроцефалия, ДЦП;
- генетические заболевания, вызывающие нарушения в работе головного мозга
- тяжелые психологические травмы;
- опухоли головного мозга;
- нарушения слуха.
Задержка речевого развития неизбежно отражается на взаимодействии ребенка с другими детьми, поскольку ребенок не может полноценно общаться. Таким образом, нарушения речевого развития вызывает различные эмоциональные расстройства. Задержка речи сопровождается повышенной капризностью, повышенной агрессивностью, быстрой утомляемостью, плохим вниманием, неумением концентрироваться, гиперактивностью.
Куда обращаться при задержке речевого развития
В этом случае родители обычно вспоминают о логопеде. Но в возрасте 2-3 лет, когда становится заметной задержка речи, нужна помощь других специалистов, а именно неврологов, дефектологов, психологов, частично психиатров. Ребенку поможет комплексное устранение проблемы.
Если задержка речевого развития вызвана медицинскими факторами, ребенку должно быть назначено лечение заболевания, которое отрицательно сказывается на речи.
Когда нужны занятия с логопедом
В возрасте 2,5-3 лет, когда ставят ранний диагноз, ребенку понадобятся занятия с логопедом-дефектологом. Его деятельность направлена на формирование мелкой моторики руки, обучение правильной артикуляции, развитие памяти, умение составлять предложения.
Большое значение в становлении речи играет логопедический массаж. Он направлен на стимуляцию мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенку становится легче произносить слова.
Занятия с логопедом понадобятся, когда ребенок не имеет проблем с формированием предложений, но неправильно произносит отдельные звуки, чаще всего звуки -р или -ж. Обращение к логопеду нельзя откладывать, чем раньше начать коррекционную работу, тем легче будет устранить речевой дефект.
Коррекционный период будет длительным, поэтому родители должны запастись терпением и выполнять домашние задания в соответствии с рекомендациями логопеда.
Ошибки родителей, тормозящие речевое развитие
Быстрое и правильное развитие речи у детей стимулируют родители. К сожалению, многие из них совершают ошибки, тормозящие речевое развитие малышей. Выделим наиболее распространенные из них.
1. Искажение собственной речи
Когда малыш начинает произносить первые слова, родители обычно испытывают радость и умиление. В порыве нежных чувств они нарочно искажают правильную речь, обращаясь к ребенку. Когда малыш окружен сюсюканием, он лишается возможности слышать и имитировать правильную речь.
2. Игнорирование нечеткой речи ребенка
Многие родители считают, что со временем ребенок «перерастет», поэтому мало обращают внимания на неправильную или нечеткую речь малыша. Конечно, все дети проходят этап нечеткого произношения слов, но если после трех лет, малыш все еще имеет проблемы, его речь понятна только самым близким, ситуация требует немедленной коррекции у специалистов.
3. Слишком быстрая и сложная речь взрослого
При обращении к малышу взрослый должен добиваться четкой речи, с выражениями и грамматическими конструкциями, доступными ребенку. Слишком быстрый разговор также отрицательно сказывается на развитии малыша, когда, пытаясь имитировать родителей, он не может полноценно воспроизвести слова и фразы.
4. Завышенные требования к ребенку
Есть родители, которые близко к сердцу принимают нормы речевого развития и если их малыш не «укладывается», начинают ставить перед ним повышенные требования. Постоянные окрики и упреки ничего, кроме вреда, не принесут. Если вы считаете, что ребенок значительно отстает от нормы, лучше сразу обратиться к специалистам, которые определят тяжесть проблемы.
Как стимулировать речевое развитие ребенка
Нередко современные родители много времени уделяют заработку материальных благ, оставляя ребенка один на один с электронным гаджетом. Только чуткое и внимательное отношение к собственному ребенку будет стимулировать его речевое развитие.
Специалисты разработали рекомендации по созданию условий, способствующих успешному формированию речи.
1. Создание благоприятной речевой среды
Речевую среду создают регулярное чтение книг вместе с ребенком, участие в совместных сюжетных играх, заучивание стишков и рифмовок, проговаривание скороговорок, стимулирование ребенка к обозначению различных предметов и совершаемых действий. Большое значение имеет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, когда родители спокойно и весело разговаривают друг с другом.
2. Проговаривание действий на раннем этапе с целью расширения словаря
Занимаясь повседневными делами в доме, совершая прогулки, посещая магазины и другие общественные места, нужно проговаривать (комментировать) совершаемые действия.
Пример проговаривания на прогулке
«Смотри, как солнышко светит. Идем гулять». «Вот дерево, смотри, какие красивые листочки». «Слушай, как поют птички». «Вот собачка пришла. Красивая собачка. Как говорит? Правильно, ав-ав». «Зайдем в магазин, купим хлеб и молоко».
Пример проговаривания во время игры
«Давай построим из кубиков дом». «Возьми красный и синий кубики». «А какие кубики нужны для крыши? Давай возьмем коричневые». «Какой будет дом: большой или маленький?» «Я поставила красный кубик, а ты теперь поставь синий».
Другие рекомендации для ускорения формирования речи ребенка:
- следите за тем, чтобы речевые задания отвечали возрастным особенностям и возможностям малыша;
- разговаривайте с ребенком спокойно, четко, внятно и неторопливо;
- указывая ошибки, нельзя смеяться или насмехаться над ними, исправлять неточности нужно максимально тактично;
- исключайте сюсюкание;
- объясняйте ребенку значение неизвестных ему слов;
- задавайте вопросы, даже если малыш еще не может на них ответить;
- используйте мимику и жесты;
- рассказывайте истории;
- разучивайте с ребенком песенки, пение развивает артикуляционный аппарат;
- предлагайте ребенку речевые игры: «Выбери правильное слово», «Найди по цвету», «Назови ласково».
Речевое развитие – это сложный и длительный процесс, основа которого закладывается на этапе до трех лет. В дальнейшем у ребенка расширяется словарный запас и усложняются грамматические структуры, развиваются навыки монологической и диалогической речи.
Источник
Статья:
Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст, так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.
Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.
Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: “а-а-а-а”, “гу-у-у”, “а-бм”, “бу” и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: “гн-агн”, “рн”, “кхн” и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!
Третий этап (6 – 10 мес.)
От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова, которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.
В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!
Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)
Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» – это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».
От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи, потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.
Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!
Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции. Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.
Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» – корабль, «синюська» – свинюшка.
К 3 годам появляется потребность в словотворчестве. Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» – перчатки, «копатка» – лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.
В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию…) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник