Личностное развитие ребенка в младшем школьном возрасте

С поступлением в школу у ребёнка расширяются возможности для становления многих личностных свойств. Прежде всего, следует сказать о комплексе специальных личностных свойств, которые относятся к мотивации достижения успехов.

Как известно в дошкольном возрасте уже начинают складываться предпосылки формирования данного мотива. Однако окончательное формирование и закрепление в качестве личностной черты мотивации достижения успехов (избегания неудач) происходит в младшем школьном возрасте. Какие же свойства входят в комплекс, связанный с реализацией данной мотивации?

В первую очередь необходимо отметить ещё более усилившуюся, в сравнении с дошкольниками, безграничную доверчивость к взрослым, главным образом учителям, подчинение и подражание им. Это выражается настолько, что, характеризуя себя, младший школьник обязательно повторяет то, что говорят о нём взрослые.

Оценка взрослых напрямую оказывает влияние на самооценку ребят. А у младших школьников, в отличие от дошкольников, самооценка дифференцируется и может быть адекватной, завышенной, заниженной. Это необходимо учитывать взрослым и быть осторожными в своих выводах относительно способностей, качеств, успехов, неудач детей младшего школьного возраста.

Во вторую очередь необходимо отметить такую особенность как сознательная постановка целей достижения успехов и волевая регуляция поведения, что позволяет ребёнку добиваться её. Это говорит о том, что у ребёнка уже сформирована подчинённость целей мотивам деятельности. Так, дети, заинтересовавшись чем-либо, могут быть увлечены этим занятием часами.

Мотивация достижения успехов (избегания неудач) напрямую связана с самооценкой (о чём упоминалось выше) и с уровнем притязаний личности. Эта связь прослеживается следующим образом. Экспериментальные исследования показали, что индивиды, имеющие сильную мотивацию достижения успехов и низкую мотивацию избегания неудач, обладают адекватной умеренно завышенной самооценкой, а также достаточно высоким уровнем притязаний. Следовательно, в процессе развития мотива достижения успехов у детей, необходимо заботиться как о самооценке, так и об уровне притязаний.

Уровень притязаний ребёнка не обязательно зависит от успехов в какой-либо деятельности, но и от положения, занимаемого им в системе межличностного взаимоотношения со сверстниками. Дети, пользующиеся авторитетом среди сверстников, имеют адекватную самооценку и уровень притязаний.

Наконец, третьим свойством комплекса свойств мотивации достижения является осознание своих способностей и возможностей, различение того и другого и укрепление на этой основе веры в свои успехи.

Важным моментом является также (в случае осознания недостаточности своих способностей) представления о том, что недостаток способностей можно скомпенсировать за счёт увеличения прилагаемых усилий и наоборот.

Таким образом, младший школьный возраст является периодом возникновения и закрепления важной личностной характеристики, которая, становясь устойчивой, определяет успех ребёнка в различных видах деятельности, то есть мотивации достижения успехов (избегания неудач). (Немов, с. 172-174).

Мотивация достижения успехов стимулирует развитие ещё 2-х личностных качеств: трудолюбия и самостоятельности.

Трудолюбие возникает вследствие многократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получения ребёнком поощрения за это. Благоприятные условия для развития трудолюбия создаёт то обстоятельство, что учебная деятельность вначале представляет для него большие трудности, которые необходимо преодолевать. В связи с этим важную роль играет стороны взрослых разумная система поощрений ребёнка за успехи. Она должна быть ориентирована не на те достижения, которые даются легко, а на те, которые трудны и полностью определяются прилагаемыми усилиями. Взрослые также должны поддерживать веру ребёнка в свои успехи, даже если они поначалу и не так заметны. Это влияет на самооценку и уровень притязаний.

Ещё одним условием, благоприятно влияющим на развитие трудолюбия, является получение удовлетворения от труда. То есть, поощрения за успехи должны вызывать у ребёнка положительные эмоции.

Самостоятельность. Младший школьный возраст является переломным для формирования этого качества личности. В воспитании данного качества у ребёнка важно придерживаться «золотой середины», поскольку чрезмерная опека со стороны взрослых может привести к зависимости ребёнка, его несамостоятельности. С другой стороны, ранний упор только на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость.

Способы и средства развития самостоятельности:

1) поручать ребёнку самостоятельное выполнение дел и при этом больше ему доверять.

2) Необходимо приветствовать всякое стремление ребёнка к самостоятельности.

3) Важно поручить ребёнку максимально самостоятельно выполнять домашние задания с первых дней учения в школе.

4) Создание социально-психологических ситуаций, в которых ребёнку поручается ответственное дело, выполняя которое он смог бы стать лидером для окружающих. (Немов, с. 175-174).

Возраст 6-7 лет – период фактического складывания психологических механизмов личности, образующих в совокупности единство личности, «Я».

Мотивационно-потребностная сфера. Ведущие потребности возраста – в общении с людьми, во взаимопонимании и сопереживании. Сильна потребность в игровой деятельности, хотя содержание игры меняется. Играя, дети рисуют, считают, пишут.

Характерна потребность во внешних впечатлениях (любопытство к внешним сторонам предметов, явлений, к новым видам деятельности), на основе которых развиваются познавательные потребности, которые наряду с потребностями общения становятся ведущими. Большинство психологов утверждают, что у младших школьников развитие потребностей идёт в сторону доминирования духовных потребностей над материальными (1 класс – игрушки, сладости; 2 класс – книги, кино, компьютерные игры; 3 класс – путешествия, защита животных и т. п.) и социальных над личными.

Читайте также:  Как остановить развитие плоскостопия у ребенка

Также характерны потребности в движениях, активности и др.

Для детей 1-2 классов характерны внешние мотивы учебной деятельности (обрадовать родителей, получить обещанный подарок), а после 3 класса формируются и внутренние мотивы (интерес к получению знаний).

Самосознание. Возникает личностное новообразование – позиция школьника. В связи с освоением учебной деятельности возрастает адекватность самовосприятия. Отмечается тенденция выделить свою индивидуальность, принадлежность к определённой группе.

Самооценка в разных видах деятельности может значительно отличаться (чаще – ориентация на взрослых в оценке). В целом у младших школьников встречаются все виды самооценок (устойчивая заниженная, высокая адекватная, неадекватная заниженная, завышенная самооценка).

С самооценкой тесно связан уровень притязаний ребёнка – уровень достижений, который по мнению ребёнка ему по силам.

Обнаружена зависимость между видом самооценки и успеваемостью ребёнка (Сапогова, с. 314-318).

На протяжении периода развивается рефлексия – способность взглянуть на себя чужими глазами, со стороны, а также самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами. Например, в 1 классе неуспехи учения ребёнок видит в окружающих обстоятельствах, а в 3 классе приходит осознание, что причина неудач может скрываться во внутренних особенностях его личности.

В младших школьном возрасте очень значимо быть отличником, а это влияет в свою очередь на самооценку, повышая её. У слабо успевающих часто фиксируется снижение самооценки, неуверенность, настороженность в отношениях. Это корректируется, если сравнивать ребёнка не с другими, а с ним самим.

Проходит проверку в младшем школьном возрасте нравственное поведение, которое заложилось в предыдущие возраста, так как в школе ребёнок впервые сталкивается с чёткой и развёрнутой системой моральных норм, требований, соблюдение которых контролируется постоянно и целенаправленно. Для младшего школьника важно разъяснение смысла норм и контроль за их исполнением. Если взрослые не строги в этом контроле, то формируется установка, что соблюдение норм зависит от настроения взрослых, от складывающихся обстоятельств, то есть их выполнение не обязательно. Ребёнок может думать, что правила должны выполняться не из-за внутренней необходимости, а под влиянием внешних обстоятельств (страх наказания).

В младшем школьном возрасте происходит становление таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Родине, способность к сопереживанию (эмпатия).

Изменяется и эмоционально-волевая сфера. Нарастает осознанность, сдержанность, устойчивость чувств и действий. Осуществление учебной деятельности вызывает наиболее сильные эмоции, чем игровая деятельность.

Но полное осознание чувств своих и других людей ещё не доступно.

В 1-м классе отмечается сохранение сильного непроизвольного компонента в эмоциональной жизни, что объясняет, например, смех на уроке, нарушение дисциплины. Но ко 2-3 классу дети становятся более сдержанными в выражении эмоций и чувств. Импульсивные моторные реакции, характерные дошкольникам, заменяются речевыми.

Возрастной нормой эмоциональной жизни младшего школьника считают оптимистичное, бодрое, радостное настроение. Нарастает индивидуальность в выражении эмоций: различают детей спокойных и неспокойных (аффектированных).

Эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические (чувство прекрасного и безобразного), праксические чувства (на занятиях танцами, физкультурой; изготовлении поделок) (Сапогова, с. 318-320).

Чувства младшего школьника развиваются в тесной связи с волей: часто они побуждают волю и сами становятся мотивом поведения. Воля – есть умение совершать действия или сдерживать их, преодолевая внешние и внутренние препятствия.

Волевое действие развивается, если:

1) цели деятельности понятны и осознанны;

2) цели «видны» ребёнку (не отсрочены);

3) осуществляемая деятельность соразмерна возможностям ребёнка (задания должны быть и не трудными, и не лёгкими);

4) ребёнок знает и понимает способ выполнения действий, деятельности;

5) внешний контроль за действием ребёнка постепенно меняется на внутренний.

К 3-му классу формируется настойчивость и упорство в достижении целей.

Источник

Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ëèòåðàòóðà

Óñëîâèÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà:

ó÷èòåëü – ýòàëîí, îáðàçåö äëÿ ïîäðàæàíèÿ;

ñóáúåêòèâíûå óñëîâèÿ – ëè÷íîñòíûå îñîáåííîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà (ïîâûøåííàÿ âíóøàåìîñòü,
âûñîêàÿ ïîäðàæàòåëüíîñòü, ïîâûøåííàÿ ýìîöèîíàëüíîñòü è ðåàêòèâíîñòü);

ñâåðñòíèêè (çíà÷èìîñòü ýòîãî óñëîâèÿ âîçðàñòàåò â êîíöå ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà,
êîãäà ñâåðñòíèêè ñòàíîâÿòñÿ ýòàëîíîì â ïîâåäåíèè);

ñåìüÿ (âîçäåéñòâóåò, ïðåæäå âñåãî, íà ôîðìèðîâàíèå õàðàêòåðà ìëàäøåãî
øêîëüíèêà).

 ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå àêòèâíî ðàçâèâàåòñÿ
ìîòèâàöèîííàÿ ñôåðà, ïîÿâëÿþòñÿ ïîòðåáíîñòè, ñâÿçàííûå ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ: ïîòðåáíîñòü òî÷íî
âûïîëíèòü òðåáîâàíèÿ ó÷èòåëÿ, ïîòðåáíîñòü â âûñîêîé îòìåòêå, â îäîáðåíèè
óñïåõîâ ñî ñòîðîíû âçðîñëûõ, ïîòðåáíîñòü áûòü ëó÷øèì ó÷åíèêîì, ïîòðåáíîñòü â
îáùåíèè ñî ñâåðñòíèêàìè. Âåäóùèìè â ýòîì âîçðàñòå ÿâëÿþòñÿïîçíàâàòåëüíûå ïîòðåáíîñòè.

 ýòîò ïåðèîä ïðîèñõîäèò íàñûùåíèå ìîòèâîâ ïîâåäåíèÿ è äåÿòåëüíîñòè íîâûì
ñîöèàëüíûì ñîäåðæàíèåì, ïðîèñõîäèò ïåðåñòðîéêà ìîòèâàöèîííî-ïîòðåáíîñòíîé
ñôåðû, ÷òî êà÷åñòâåííî ìåíÿåò ñîäåðæàíèå ïðèòÿçàíèÿ íà ïðèçíàíèå. Îñîáóþ
çíà÷èìîñòü ïðèîáðåòàåò ñòðåìëåíèå ê ñàìîóòâåðæäåíèþ è ïðèòÿçàíèå íà ïðèçíàíèå ñî ñòîðîíû ó÷èòåëåé, ðîäèòåëåé è ñâåðñòíèêîâ (â
ïåðâóþ î÷åðåäü â ñâÿçè ñ ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòüþ, åå óñïåøíîñòüþ). Òàêèì
îáðàçîì, ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü ñòàíîâèòñÿ âî ãëàâó óãëà â ïðèòÿçàíèÿõ
ìëàäøåãî øêîëüíèêà, îáóñëîâëèâàÿ õàðàêòåð îòíîøåíèé ðåáåíêà ñî âçðîñëûìè è
ñâåðñòíèêàìè (Â.Ñ. Ìóõèíà).

Öåíòðàëüíîå ïñèõîëîãè÷åñêîå íîâîîáðàçîâàíèå ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà –
îðèåíòàöèÿ íà ãðóïïó ñâåðñòíèêîâ (È.Â.
Äóáðîâèíà). Â ýòîì âîçðàñòå ïåðåïëåòåíû îòíîøåíèÿ âîçðàñòíîé ïðèÿçíè ê
ñâåðñòíèêó è îòíîøåíèÿ ñîïåðíè÷åñòâà: ñ îäíîé ñòîðîíû, ðåáåíîê õî÷åò “áûòü
êàê âñå”, ñ äðóãîé – “áûòü ëó÷øå, ÷åì âñå”.

Читайте также:  Упражнения для ребенка при задержке речевого развития

Ñòðåìëåíèå “áûòü êàê âñå” âîçíèêàåò â ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ïî ñëåäóþùèì ïðè÷èíàì: ó÷èòåëü
êîíòðîëèðóåò âåñü êëàññ è ïîáóæäàåò âñåõ ñëåäîâàòü ïðåäëàãàåìîìó îáðàçöó;
ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ â êëàññå è øêîëå ïðåäúÿâëÿþòñÿ âñåì âìåñòå è êàæäîìó â
îòäåëüíîñòè; âî ìíîãèõ ñèòóàöèÿõ ðåáåíîê íå ìîæåò ñàìîñòîÿòåëüíî âûáðàòü
ëèíèþ ïîâåäåíèÿ è îðèåíòèðóåòñÿ íà ïîâåäåíèå äðóãèõ äåòåé (â ïåðâîì êëàññå
ðåáåíêó ñâîéñòâåííû âûðàæåííûå êîíôîðìíûå ðåàêöèè: ó÷åíèêè, íàïðèìåð, ÷àñòî
ïîäíèìàþò ðóêó âñëåä çà äðóãèìè, õîòÿ âíóòðåííå íå ãîòîâû ê îòâåòó).

Ñòðåìëåíèå “áûòü ëó÷øå, ÷åì âñå” ïðîÿâëÿåòñÿ â ãîòîâíîñòè áûñòðåå è ëó÷øå âûïîëíèòü çàäàíèå, ïðàâèëüíî
ðåøèòü çàäà÷ó, íàïèñàòü òåêñò è ò.ï. Ðåáåíîê, òàêèì îáðàçîì, ñòðåìèòñÿ
óòâåðäèòü ñåáÿ ñðåäè ñâåðñòíèêîâ.

Îãðîìíîå çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ëè÷íîñòè ìëàäøåãî øêîëüíèêà ïðèîáðåòàþò
ìîòèâû óñòàíîâëåíèÿ è ñîõðàíåíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ âçàèìîîòíîøåíèé ñî ñâåðñòíèêàìè.

Î âîçðàñòàþùåé ðîëè ñâåðñòíèêîâ ê êîíöó ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà
ñâèäåòåëüñòâóåò è òîò ôàêò, ÷òî â 9 – 10 ëåò øêîëüíèêè çíà÷èòåëüíî îñòðåå
ïåðåæèâàþò çàìå÷àíèÿ, ïîëó÷åííûå â ïðèñóòñòâèè îäíîêëàññíèêîâ.
Íåóäîâëåòâîðèòåëüíîå ïîëîæåíèå â ãðóïïå ñâåðñòíèêîâ ïåðåæèâàåòñÿ äåòüìè
î÷åíü îñòðî è íåðåäêî ÿâëÿåòñÿ ïðè÷èíîé íåàäåêâàòíûõ àôôåêòèâíûõ ðåàêöèé.

 öåëîì, ìîòèâàöèÿ ðàçâèâàåòñÿ â íàïðàâëåíèè îñîçíàííîñòè, ïðèîáðåòàåò ïðîèçâîëüíûé õàðàêòåð. Ó÷åáíàÿ
äåÿòåëüíîñòü òðåáóåò îò äåòåé îòâåòñòâåííîñòè è ñïîñîáñòâóåò åå
ôîðìèðîâàíèþ êàê ÷åðòû ëè÷íîñòè. Îòâåòñòâåííîñòü êàê ñïîñîáíîñòü ïîíèìàòü
ñîîòâåòñòâèå ðåçóëüòàòîâ ñâîèõ äåéñòâèé íåîáõîäèìûì öåëÿì, íîðìàòèâàì, ïî
ñëîâàì Â.Ñ. Ìóõèíîé, äîëæíà çàíèìàòü ñàìîå âûñøåå ïîëîæåíèå â èåðàðõèè âñåõ
ìîòèâîâ øêîëüíèêà.

 âîçðàñòå 6-7 – 10-11 ëåò èíòåíñèâíî ðàçâèâàåòñÿ
ñàìîñîçíàíèå: ðåáåíîê íà÷èíàåò ïîíèìàòü, ÷òî îí
ïðåäñòàâëÿåò ñîáîé èíäèâèäóàëüíîñòü, êîòîðàÿ ïîäâåðãàåòñÿ ñîöèàëüíûì
âîçäåéñòâèÿì: îí îáÿçàí ó÷èòüñÿ è â ïðîöåññå ó÷åíèÿ èçìåíÿòü ñåáÿ,
ïðèñâàèâàÿ êîëëåêòèâíûå çíàêè (ðå÷ü, öèôðû è ïð.), êîëëåêòèâíûå ïîíÿòèÿ,
çíàíèÿ, èäåè, êîòîðûå ñóùåñòâóþò â îáùåñòâå, ñèñòåìó ñîöèàëüíûõ îæèäàíèé â
îòíîøåíèè ïîâåäåíèÿ è öåííîñòíûõ îðèåíòàöèé; â òî æå âðåìÿ ðåáåíîê
ïåðåæèâàåò ñâîþ óíèêàëüíîñòü, ñâîþ ñàìîñòü, ñòðåìèòñÿ óòâåðäèòü ñåáÿ ñðåäè
âçðîñëûõ è ñâåðñòíèêîâ.

 ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ó øêîëüíèêà ñêëàäûâàþòñÿ ïðåäñòàâëåíèÿ î ñåáå,
ñàìîîöåíêà, ôîðìèðóþòñÿ íàâûêè ñàìîêîíòðîëÿ è ñàìîðåãóëÿöèè.

Ðàçâèòèå ñàìîîöåíêè, åå àäåêâàòíîñòü, îñîçíàííîñòü,
îáîáùåííîñòü âî ìíîãîì çàâèñÿò îò òîãî, íàñêîëüêî ñîäåðæàòåëüíî
ïðåäñòàâëåíèå ðåáåíêà î ñàìîì ñåáå: ñàìîîöåíêà ìîæåò áûòü àäåêâàòíîé
óñòîé÷èâîé, çàâûøåííîé óñòîé÷èâîé èëè íåóñòîé÷èâîé, çàíèæåííîé íåóñòîé÷èâîé
â ñâÿçè ñ òåì, ÷òî ïðåäñòàâëåíèÿ î ñåáå ìîãóò áûòü àäåêâàòíûìè è
óñòîé÷èâûìè, íåàäåêâàòíûìè è íåóñòîé÷èâûìè, ìîãóò ñîäåðæàòü õàðàêòåðèñòèêè,
äàííûå äðóãèìè ëþäüìè (âçðîñëûìè).

Ñóùåñòâóåò âçàèìîñâÿçü îñîáåííîñòåé ñàìîîöåíêè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ è óðîâíåé
ñôîðìèðîâàííîñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè (À.Â. Çàõàðîâà, Ò.Þ. Àíäðóùåíêî): ó
äåòåé ñ âûñîêèì óðîâíåì ñôîðìèðîâàííîñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè íàáëþäàåòñÿ
îòíîñèòåëüíî óñòîé÷èâàÿ, àäåêâàòíàÿ è ðåôëåêñèâíàÿ ñàìîîöåíêà; íèçêîìó
óðîâíþ ñôîðìèðîâàííîñòè ó÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè ñîîòâåòñòâóåò íåäîñòàòî÷íàÿ
ðåôëåêñèâíîñòü ñàìîîöåíêè, åå áîëüøàÿ êàòåãîðè÷íîñòü è íåàäåêâàòíîñòü.

 ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò ïåðåõîä îò êîíêðåòíî-ñèòóàòèâíîé ê
îáîáùåííîé ñàìîîöåíêå.

 ýòîì âîçðàñòå ðàçâèâàåòñÿ ñàìîïîçíàíèå è ëè÷íîñòíàÿ ðåôëåêñèÿêàê ñïîñîáíîñòü ñàìîñòîÿòåëüíî óñòàíîâèòü ãðàíèöû ñâîèõ
âîçìîæíîñòåé
(“ìîãó èëè íå ìîãó ðåøèòü ýòó çàäà÷ó?”, “÷åãî ìíå
íå õâàòàåò äëÿ åå ðåøåíèÿ?”) (È.Â. Øàïîâàëåíêî). Ðåôëåêñèÿ ïðîÿâëÿåòñÿ â
âîçìîæíîñòè âûäåëÿòü îñîáåííîñòè ñîáñòâåííûõ äåéñòâèé è äåëàòü èõ ïðåäìåòîì
àíàëèçà. Î÷åíü âàæíî, ÷òîáû ðåáåíîê çíàë, ÷òî îí ìîæåò è óìååò äåëàòü, â òîì
÷èñëå, ëó÷øå âñåõ. Ñïîñîáíîñòü äåëàòü ÷òî-òî ëó÷øå âñåõ, ïî ìíåíèþ È.Â. Äóáðîâèíîé, ïðèíöèïèàëüíî âàæíà äëÿ
ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ äëÿ ðàçâèòèÿ ó íèõ ÷óâñòâà ñîáñòâåííîé óìåëîñòè,
êîìïåòåíòíîñòè, ïîëíîöåííîñòè.

Äëÿ ðàçâèòèÿ âîëè ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ âàæíà äîñòóïíîñòü
öåëè äåÿòåëüíîñòè, îïòèìàëüíàÿ ïî ñëîæíîñòè çàäà÷à, òîãäà êàê ñëèøêîì ëåãêèå
èëè ñëîæíûå çàäàíèÿ òîðìîçÿò ðàçâèòèå âîëåâûõ êà÷åñòâ è äåéñòâèé. Óñëîâèåì
ðàçâèòèÿ âîëåâûõ êà÷åñòâ ÿâëÿåòñÿ òàêàÿ îðãàíèçàöèÿ äåÿòåëüíîñòè, ïðè
êîòîðîé ðåáåíîê âèäèò ñîáñòâåííîå ïðîäâèæåíèå ê öåëè è îñîçíàåò åãî êàê
ñëåäñòâèå ñîáñòâåííûõ óñèëèé. Â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ôîðìèðóþòñÿ
ñïîñîáû âîëåâîé ðåãóëÿöèè: ñíà÷àëà ýòî ñëîâåñíàÿ èíñòðóêöèÿ ó÷èòåëÿ, çàòåì,
ñ ðàçâèòèåì ñàìîñîçíàíèÿ, âîëåâîé àêò âûçûâàåòñÿ ñîáñòâåííûìè ïîòðåáíîñòÿìè
ðåáåíêà.

Ê êîíöó ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà ôîðìèðóþòñÿ òàêèå âîëåâûå ÷åðòû
õàðàêòåðà, êàê ñàìîñòîÿòåëüíîñòü, íàñòîé÷èâîñòü, âûäåðæêà.

Çàäà÷à âîñïèòàíèÿ íà ýòîì ýòàïå çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû íà ïðîòÿæåíèè
ïåðâûõ ëåò îáó÷åíèÿ ðåáåíêà íàó÷èòü åãî ñîçíàòåëüíî óïðàâëÿòü ñâîèì
ïîâåäåíèåì. Ñ ýòîé öåëüþ íåîáõîäèìî ôîðìèðîâàòü ó äåòåé ïîëîæèòåëüíîå
îòíîøåíèå ê íîâîìó ïîëîæåíèþ øêîëüíèêà è äîáèâàòüñÿ ñîõðàíåíèÿ ýòîãî
îòíîøåíèÿ íà ïðîòÿæåíèè âñåãî ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà; ôîðìèðîâàòü
ïîçíàâàòåëüíûå èíòåðåñû; ôîðìèðîâàòü òàêèå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè (ïðèëåæàíèå,
îòâåòñòâåííîñòü è ïð.), êîòîðûå ñîñòàâëÿþò íåîáõîäèìîå óñëîâèå îñóùåñòâëåíèÿ
âîëåâîãî ïîâåäåíèÿ (Ë.È. Áîæîâè÷).

 ýòîì âîçðàñòå ïðîèñõîäèò óñâîåíèå ìîðàëüíûõ íîðì è ïðàâèë
ïîâåäåíèÿ
: ðåáåíîê îâëàäåâàåò ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì, áîëåå òî÷íî è
äèôôåðåíöèðîâàííî ïîíèìàåò íîðìû ïîâåäåíèÿ äîìà, â îáùåñòâåííûõ ìåñòàõ,
ïðîÿâëÿåò ïîâûøåííîå âíèìàíèå ê íðàâñòâåííîé ñòîðîíå ïîñòóïêîâ, ñòðåìèòñÿ
äàòü ïîñòóïêó íðàâñòâåííóþ îöåíêó, íîðìû ïîâåäåíèÿ ïðåâðàùàþòñÿ âî
âíóòðåííèå òðåáîâàíèÿ ê ñåáå.

Òåì íå ìåíåå, äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíèêà õàðàêòåðíà íåóñòîé÷èâîñòü íðàâñòâåííîãî
îáëèêà: ñîçíàòåëüíî ïðèíèìàÿ ïðàâèëà è “îáó÷àÿ” èì äðóãèõ, îí êàê áû ñàì
óòâåðæäàåòñÿ â òîì, ÷òî äåéñòâèòåëüíî ñîîòâåòñòâóåò îáðàçöó, à ïðè
ïðîòèâîðå÷èè ìåæäó îáðàçöîì è ñîáñòâåííûì ïîâåäåíèåì ëåãêî óòåøàåò ñåáÿ òåì,
÷òî îí “ñäåëàë òàê ñëó÷àéíî”. Ïðåäñòàâëåíèå î ôîðìàëüíîì õàðàêòåðå íîðì è
ïðàâèë ïðåïÿòñòâóåò íîðìàëüíîìó ñòàíîâëåíèþ ìîðàëüíîé ñôåðû. Ïîýòîìó
óñëîâèåì íðàâñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ çíàíèå íîðì ìîðàëè è
ïîíèìàíèå èõ öåííîñòè è íåîáõîäèìîñòè.

Читайте также:  Таблица развития недоношенного ребенка до года рост вес

Âàæíûå óñëîâèÿ âîñïèòàíèÿ äèñöèïëèíèðîâàííîñòè øêîëüíèêîâ, ôîðìèðîâàíèÿ
ìîðàëüíûõ êà÷åñòâ ëè÷íîñòè – ÷åòêàÿ ôîðìóëèðîâêà íîðì è ïðàâèë, ïîîùðåíèå
èñïîëíèòåëüíîñòè, ñîîòâåòñòâóþùàÿ ðåàêöèÿ íà íàðóøåíèå äèñöèïëèíû.
Ðàññóäî÷íîå è àôôåêòèâíîå îòíîøåíèå ê ïðàâèëàì, íðàâñòâåííûì íîðìàì
ðàçâèâàåòñÿ ó ðåáåíêà ÷åðåç ýìîöèîíàëüíî-îöåíî÷íîå îòíîøåíèå ê íåìó
âçðîñëîãî, êîòîðûé ñàíêöèîíèðóåò îïðåäåëåííûé òèï ïîâåäåíèÿ.

Îñíîâíîé çàäà÷åé íðàâñòâåííîãî âîñïèòàíèÿ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå
ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå ïðîèçâîëüíîãî óðîâíÿ íðàâñòâåííîé ñàìîðåãóëÿöèè ïîâåäåíèÿ.
Âàæíîé çàäà÷åé ÿâëÿåòñÿ ðàçâèòèå íðàâñòâåííîé ñòîðîíû îòíîøåíèÿ äåòåé ê
ó÷åíèþ, íà îñíîâå êîòîðîãî ðàçâèâàåòñÿ òðóäîëþáèå. Îäíà èç ñóùåñòâåííûõ
çàäà÷ – ôîðìèðîâàíèå ó äåòåé ïîíèìàíèÿ íðàâñòâåííîãî ñîäåðæàíèÿ òðåáîâàíèé.

Áîëüøîå ìåñòî â æèçíè ìëàäøåãî øêîëüíèêà çàíèìàþò ÷óâñòâà êàê ìîòèâû
ïîâåäåíèÿ. Ðàçâèòèå ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû â ýòîò ïåðèîä
õàðàêòåðèçóåòñÿ óñèëåíèåì ñäåðæàííîñòè è îñîçíàííîñòè â ïðîÿâëåíèÿõ ýìîöèé, ïîâûøåíèåì ýìîöèîíàëüíîé
óñòîé÷èâîñòè. Ìëàäøèé øêîëüíèê íà÷èíàåò áîëåå ñäåðæàííî âûðàæàòü ñîáñòâåííûå ýìîöèè,
îñîáåííî íåãàòèâíûå, ÷òî ñâÿçàíî ñ ðàçëè÷åíèåì ñèòóàöèé, â êîòîðûõ ìîæíî èëè
íåëüçÿ îáíàðóæèâàòü ñîáñòâåííûå ÷óâñòâà, òî åñòü ïðîèçâîëüíîñòü ïîâåäåíèÿ
ïîñòåïåííî íà÷èíàåò îòðàæàòüñÿ íà ñôåðå ÷óâñòâ. Îäíàêî, â öåëîì, äëÿ äåòåé
õàðàêòåðíà âïå÷àòëèòåëüíîñòü è îòçûâ÷èâîñòü.

Ïî ñëîâàì Ë.Ñ. Âûãîòñêîãî, ôîðìèðîâàíèå ó ó÷àùèõñÿ óìåíèÿ âëàäåòü âíåøíèì
âûðàæåíèåì ÷óâñòâ ÿâëÿåòñÿ íàñóùíîé ïåäàãîãè÷åñêîé çàäà÷åé.

Íàðÿäó ñ ïîâûøåíèåì ïðîèçâîëüíîñòè ýìîöèîíàëüíîãî ïðîöåññà, â ìëàäøåì
øêîëüíîì âîçðàñòå èçìåíÿåòñÿ ñîäåðæàòåëüíàÿ ñòîðîíà ýìîöèé è ÷óâñòâ. Àêòèâíî ðàçâèâàþòñÿ âûñøèå ÷óâñòâà: èíòåëëåêòóàëüíûå
(ëþáîçíàòåëüíîñòü, óäèâëåíèå, ñîìíåíèå, èíòåëëåêòóàëüíîå óäîâîëüñòâèå),
íðàâñòâåííûå (÷óâñòâî òîâàðèùåñòâà, äðóæáû, äîëãà, ñî÷óâñòâèÿ, íåãîäîâàíèÿ
îò îùóùåíèÿ íåñïðàâåäëèâîñòè è ïð.), ýñòåòè÷åñêèå.

Ïðåîáëàäàþùåå æèçíåðàäîñòíîå íàñòðîåíèå – ýòî âîçðàñòíàÿ íîðìà
ýìîöèîíàëüíîé æèçíè ìëàäøåãî øêîëüíèêà. Îäíàêî, êàê ïîêàçàëè èññëåäîâàíèÿ
Ë.Ñ. Ñëàâèíîé, ó íåêîòîðûõ ó÷àùèõñÿ â ýòîò ïåðèîä íà÷èíàåò ïðîÿâëÿòüñÿ
ñêëîííîñòü ê îñòðûì àôôåêòèâíûì ñîñòîÿíèÿì, îáóñëîâëåííàÿ êàê
íåóäîâëåòâîðåííîé ïîòðåáíîñòüþ â áëàãîïðèÿòíûõ âçàèìîîòíîøåíèÿõ ñ
îêðóæàþùèìè, òàê è ðàñõîæäåíèåì ìåæäó çàâûøåííûì óðîâíåì ïðèòÿçàíèé è
óðîâíåì ñîáñòâåííûõ âîçìîæíîñòåé ïðè íàëè÷èè íåîñîçíàâàåìîé íåóâåðåííîñòè â
ñåáå. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ ýìîöèîíàëüíûõ ñðûâîâ ó÷èòåëü äîëæåí çíàòü
èíäèâèäóàëüíûå îñîáåííîñòè ó÷àùèõñÿ.

Áîëüøîå âëèÿíèå íà ôîðìèðîâàíèå ýìîöèé ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ îêàçûâàåò ó÷åáíàÿ
äåÿòåëüíîñòü, ñêëàäûâàþùèåñÿ îòíîøåíèÿ ñ ó÷èòåëåì è êîëëåêòèâîì êëàññà. Ïî
ìíåíèþ Ã.Ì. Áðåñëàâà, èìåííî ýìîöèîíàëüíîå îòíîøåíèå ê ó÷èòåëþ ÿâëÿåòñÿ ñâîåîáðàçíûì “ìàÿêîì” â
ýìîöèîíàëüíîé ñôåðå ó÷àùåãîñÿ, ïðè ýòîì îñîáåííî âàæíîé äëÿ ðåáåíêà ÿâëÿåòñÿ
ôóíêöèÿ ó÷èòåëÿ êàê àðáèòðà: ýìîöèîíàëüíàÿ îêðàñêà, âîçíèêàþùàÿ â ðåçóëüòàòå
îöåíêè ó÷èòåëÿ, óñèëèâàåò èëè îñëàáëÿåò ìîòèâû ó÷åíèÿ, ìåíÿåò ñàìîîöåíêó è
óðîâåíü ïðèòÿçàíèé ìëàäøåãî øêîëüíèêà, ïîýòîìó ðàâíîäóøèå ê ó÷åíèþ è, ïðåæäå
âñåãî, ê îöåíêàì ó÷èòåëÿ â ýòîì âîçðàñòå ìîæíî ñ÷èòàòü ïîêàçàòåëåì
îòêëîíåíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ñ âîçðàñòîì ýìîöèè äåòåé ñòàíîâÿòñÿ áîëåå îáîáùåííûìè,
ïðîèçâîëüíûìè, ñîöèàëüíî ðåãëàìåíòèðîâàííûìè, óñëîæíÿåòñÿ ñîäåðæàíèå
ýìîöèîíàëüíîé ñôåðû, èçìåíÿåòñÿ åå ýêñïðåññèâíàÿ ñòîðîíà.

Êîíåö ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà çíàìåíóåòñÿ ãëóáîêèì ìîòèâàöèîííûì
êðèçèñîì, êîãäà ìîòèâàöèÿ, ñâÿçàííàÿ ñî ñòðåìëåíèåì çàíÿòü
íîâóþ ñîöèàëüíóþ ïîçèöèþ, èñ÷åðïàíà, à ñîäåðæàòåëüíûå ìîòèâû ó÷åíèÿ çà÷àñòóþ
îòñóòñòâóþò: òàê, èññëåäîâàíèÿ È.Ì. Âåðåíêèíîé ïîêàçàëè, ÷òî â ïåðèîä îò 8
äî 10 ëåò â 5 ðàç óìåíüøàåòñÿ ÷èñëî äåòåé, êîòîðûå õîòÿò ó÷èòüñÿ, òàê êàê èì
ýòî èíòåðåñíî.

Ñèìïòîìàòèêà êðèçèñà: îòðèöàòåëüíîå îòíîøåíèå ê øêîëå â öåëîì è îáÿçàòåëüíîñòè åå ïîñåùåíèÿ;
íåæåëàíèå âûïîëíÿòü ó÷åáíûå çàäàíèÿ; êîíôëèêòû ñ ó÷èòåëÿìè. Ýòî îñëîæíÿåòñÿ
òåì, ÷òî â øêîëå ñêëàäûâàåòñÿ äîñòàòî÷íî óñòîé÷èâûé ñòàòóñ ó÷åíèêà, ïðè÷åì
èìåííî íåáëàãîïîëó÷íûé ñòàòóñ èìååò òåíäåíöèþ ñîõðàíÿòüñÿ ïðè ïåðåõîäå èç
íà÷àëüíûõ êëàññîâ â ñðåäíþþ øêîëó.

Íà ðóáåæå 9 – 10 ëåò âîçíèêàåò òàêæå êðèçèñ ñàìîîöåíêè, ÷òî îòðàæàåòñÿ â áóðíîì ðîñòå
íåãàòèâíûõ ñàìîîöåíîê äåñÿòèëåòíèõ øêîëüíèêîâ ïî ñðàâíåíèþ ñ
óðàâíîâåøåííîñòüþ ïîçèòèâíûõ è íåãàòèâíûõ ñóæäåíèé î ñåáå â 9 ëåò.
Êðèòè÷åñêàÿ ñàìîîöåíêà – ýòî ïðîÿâëåíèå äèàëîãè÷íîñòè â ñîçíàíèè ðåáåíêà,
âíóòðåííåãî äèàëîãà ß – íå-ß, ôåíîìåí îáúåêòèâíîãî âíèìàíèÿ ê ñåáå (Ã.Ñ. Àáðàìîâà), êîòîðûé âûðàæàåòñÿ
âî âðåìåííîì îòâëå÷åíèè âíèìàíèÿ îò âíåøíåãî ñîäåðæàíèÿ è ñîñðåäîòî÷åíèè åãî
íà ñàìîì ñåáå.

Îñíîâíûì ïñèõîëîãè÷åñêèì ñîäåðæàíèåì ïðåäïîäðîñòêîâîãî êðèçèñà ÿâëÿåòñÿ
ðåôëåêñèâíûé îáîðîò íà ñåáÿ (Ê.Í. Ïîëèâàíîâà) –
âîçíèêíîâåíèå “îðèåíòèðîâêè íà ñåáÿ”, íà ñîáñòâåííûå êà÷åñòâà è óìåíèÿ êàê
îñíîâíîå óñëîâèå ðåøåíèÿ ðàçíîãî ðîäà çàäà÷. Ïî ñëîâàì Ä.È. Ôåëüäøòåéíà,
ìåæäó 9 è 10 ãîäàìè íà÷èíàåòñÿ íîâûé óðîâåíü ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ,
ôèêñèðóåìûé â ïîçèöèè “ÿ è îáùåñòâî”, êîãäà ðåáåíîê ïûòàåòñÿ âûéòè çà
ðàìêè äåòñêîãî îáðàçà æèçíè, çàíÿòü îáùåñòâåííî âàæíîå è îáùåñòâåííî
îöåíèâàåìîå ìåñòî. Ýòî óçëîâîé ðóáåæ, êîãäà ðåáåíîê îñîçíàåò ñåáÿ ñóáúåêòîì,
èñïûòûâàåò ïîòðåáíîñòü ðåàëèçîâàòü ñåáÿ êàê ñóáúåêòà, ïðèîáùèòüñÿ ê
ñîöèàëüíîìó íà óðîâíå ïðåîáðàçîâàíèÿ.

Îñíîâíûå íîâîîáðàçîâàíèÿ ëè÷íîñòè ìëàäøåãî
øêîëüíèêà:
îðèåíòàöèÿ íà ãðóïïó ñâåðñòíèêîâ; ôîðìèðîâàíèå
ëè÷íîñòíîé ðåôëåêñèè (ñïîñîáíîñòè ñàìîñòîÿòåëüíî óñòàíîâèòü ãðàíèöû ñâîèõ
âîçìîæíîñòåé); ôîðìèðîâàíèå îñîçíàííîé è îáîáùåííîé ñàìîîöåíêè; îñîçíàííîñòü
è ñäåðæàííîñòü â ïðîÿâëåíèè ÷óâñòâ, ôîðìèðîâàíèå âûñøèõ ÷óâñòâ; îñîçíàííîñòü
âîëåâûõ äåéñòâèé, ôîðìèðîâàíèå âîëåâûõ êà÷åñòâ.

Ïîäðàçäåë

  • Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
  • Ëèòåðàòóðà

Äàëåå: Çàäàíèÿ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîé ðàáîòû
Ââåðõ: Âîçðàñòíàÿ ïñèõîëîãèÿ è ïñèõîëîãèÿ
Íàçàä: Ëèòåðàòóðà

ßÃÏÓ, Öåíòð èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé îáó÷åíèÿ

26.05.2009

Источник