Личностное развитие ребенка с нарушением зрения

Личностное развитие ребенка с нарушением зрения thumbnail

Особенности личности ребенка при дефектах зрения

Учитель-логопед Якименко И.Ю.

Формирование личности ребенка зависит от многих факторов (социальных, физиологических и т. д.) и говорить о том, что нарушение зрения не откладывает свой отпечаток конечно нельзя.

В тифлопедагогике доказан тот факт, что нарушение зрения оказывает влияние на различные компоненты структуры личности.

В связи с тем, что одни черты и качества личности оказываются в значительной зависимости от дефекта зрения, другие в меньшей в тифлопедагогике сложилось несколько точек зрения на эту проблему.

Так, Ф.И.Шоев считал, что тифлопсихология как наука не нужна, так как психика слепого ничем не отличается от психики зрячего. Теория А. Адлера о сверхкомпенсации, утверждала, что поражение зрения оказывает положительное влияние на развитие личности. К. Бюркленом выдвигалась идея о специфическом развитии слепого как человека особого типа, мир которого несходен с внутренним миром зрячего[3]. На самом деле, психика и все психические процессы слепых и слабовидящих развиваются по тем же законом, что и у нормально видящих людей. Но мы опять же возвращаемся к тому, что первичный дефект накладывает на развитие личности свой отпечаток.

Дефект – это физический или психический недостаток, влекущий за собой отклонения от нормального развития. Эти отклонения называются вторичными.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие были проанализированы Л.С. Выготским.

При любом физическом и психическом дефекте автоматически включаются биологические компенсаторные функции организма.

По Павлову И.П. компенсация является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций.

Физиологическая компенсация при слабовидении не может быть достаточной, и для нормальной жизнедеятельности человека, необходима специальная коррекционная помощь.

Любой первичный дефект (с ним работает врач) влечёт за собой вторичные отклонения (с ними работает уже педагог).

Для гармоничной коррекционной помощи слабовидящим детям, для усиления социального фактора необходимо понимать иерархию вторичных отклонений, являющихся следствием первичного дефекта.

Вторичные отклонения

  1. Снижен запас представлений об объектах и явлениях окружающего мира. Этот недостаток приводит к вербализму. Вербализм у детей – использование слов без опоры на конкретные представления и понятия. А в процессе обучения – преобладание словесного способа сообщения знаний. Недостаточность информации об окружающем мире так же снижает познавательный интерес.

  2. Затруднена или отсутствует возможность овладения предметно – практическими действиями по подражанию. Следствия – слабая моторика пальцев рук, трудности в скоординированных движениях рук, самообслуживании, выполнении различных предметно-практических действий социально-бытового назначения.

  3. Трудности ориентировки в пространстве. Следствия – снижена мобильность, отставание в физическом развитии, угловатость движений, плохая координация, стереотипность движения, это когда двигательная деривация преодолевается простыми движениями, которые хорошо знакомы. Избавиться в последствии от которых очень сложно.

  4. Затруднена коммуникативная деятельность.

Здесь несколько причин:

первая- дети плохо видят партнера по общению. Сверстники не принимают их в коллективные игры, так как зрительная недостаточность делает этих детей менее успешными в практической деятельности (совместная деятельность нарушена). Уменьшение контактов с окружающими приводят к замкнутости, необщительности, уходу ребенка в свой внутренний мир.

вторая – дети с нарушениями зрения еще в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по- настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл и могут стать серьезной проблемой [1].

Все эти отклонения могут привести к тому что ребенок приобретает негативные характерологические особенности, такие как эгоизм, замкнутость, необщительность, упрямство, снижение любознательности, тревожность, застенчивость, скованность, неуверенность в себе, несамостоятельность, повышенная раздражительность, неадекватность реакций, некоторое безразличие к окружению, инертность, пассивность и др.

Задача педагога построить так коррекционную работу, чтобы свести к минимуму вторичные отклонения. Эта работа должна проводиться не только на уроках, но и во внеурочное время, и конечно же в семье, где ребенок находится большую часть времени.

Компенсация слабовидения но своей сути не являются замещением одних функций другими.

Она представляет собой создание на каждом этапе развития ребенка новых сложных систем связей и взаимоотношений сенсорных, моторных, логических структур, позволяющих воспринимать и использовать информацию из внешнего мира для адекватного отражения и поведения в соответствии с условиями жизни и деятельности [2]

Таким образом, можно говорить о том. что нарушения зрения оказывают влияние на формирование всей психики человека, включая и личность. Однако эго влияние нивелируется коррекционным воздействием и окружающими условиями в семье, в учебном учреждении.

Литература:

  1. Денискина В.3. лекция: “Первичный дефект и вторичные отклонения в развитии детей с нарушение зрения”.

  2. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. М.: Просвещение.

1973.

  1. Статья: «Личность и особенности ее развития при нарушениях зрения» Л. И. Солнцевой в соавторстве с Р. А. Курбановым.

  2. Психология воспитания детей с нарушением зрения /Под ред. Л.И. Солнцевой и В.З. Денискиной. М.: Налоговый вестник. 2004.

4

Источник

   Работа психолога в ДОУ компенсирующего вида, для детей с нарушением зрения заключается в том, чтобы создать условия, способствующие охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию личности каждого ребёнка, социальной защите наших воспитанников.

    Развитие личности ребёнка с проблемами развития определены не только дефектом, но и всем комплексом системы отношений в обществе, в частности тех представлений, которые складываются о ребёнке с нарушением зрения в социальной среде. Сложился негативный стереотип, который выражается в представлении о слабовидящих детях как о несчастных, с максимально ограниченными возможностями.

   Зачастую этот стереотип присущ и родителям таких детей. В нашем детском саду было проведено анкетирование родителей, с целью выяснить как они относятся к дефекту своего ребёнка и, исходя из этого каким образом строят стратегию и тактику воспитания.

   По результатам исследования выявлено, что 50% родителей переоценивают нарушение зрения своего ребёнка, 10% – недооценивают и 40%, анкетируемых родителей, адекватно оценивают нарушение зрения ребёнка.

    Переоценка нарушения зрения ребёнка приводит к излишней опеке, что создаёт условия для искусственной излишней изоляции от общества, стремления инфантилизировать ребёнка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родители видят ребёнка младшим по сравнению с реальным возрастом. При таком воспитании ребёнок либо идёт на конфликт с родителями, пытаясь доказать свою самостоятельность, состоятельность (проявляя агрессию), либо занимает пассивную позицию, соглашается со своей несостоятельностью, что ведёт к неадекватно заниженной самооценке, которая в будущем может привести к комплексу неполноценности.

Читайте также:  Роль взаимодействия семьи и педагогов в развитии ребенка

   Недооценка нарушения зрения, как и его переоценка, также негативно влияет на развитие личности такого ребёнка. Воспитание, опирающееся на неоправданный оптимизм, игнорирование дефекта зрения могут привести к трудностям при познании окружающего мира и развития личности в целом.

   С целью предупреждения вторичных нарушений развития (физических и психических), которые могут серьёзно нарушить весь ход как интеллектуального, так и личностного развития, в нашем саду проводятся:

 – психологическое и тифлологическое просвещение родителей;

 – индивидуальное и групповое консультирование родителей, по вопросам, возникающим у самих родителей;

 – родители посещают занятия, чтобы увидеть какие методы и приёмы используются в работе с детьми;

 – обучаем родителей элементам релаксации, помогающим снять мышечное, зрительное, эмоциональное напряжение.

   Вторичные нарушения развития плоховидящего ребёнка требуют целенаправленной, слаженной коррекционной работы психолога, тифлопедагога, воспитателя.

   По результатам диагностики в саду выявлены дети, нуждающиеся в психологической коррекции личностных нарушений, а именно тревожные и агрессивные дети. Из всех детей, посещающих детский сад тревожных – 20%, агрессивных – 5%.

   Из этих детей формируются группы, при их формировании учитываются индивидуальные особенности детей, характер личностных отклонений, степень нарушения зрения. В течение учебного года проходят занятия по коррекции личностных нарушений. Занятия проводятся в специально оборудованном кабинете, в игровой форме.

   Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что для того, чтобы полноценно происходило развитие личности в условиях ДОУ и обеспечить социальную защиту таких детей необходимо помнить, что личность нуждается в разносторонней и многоплановой помощи и поддержке общества. И чем раньше она начнёт её получать, чем быстрее начнётся взаимодействие личности, семьи и общества, тем скорее мы получим «питательную среду» для раннего развития личности.

Источник

Особенности семейного воспитания и личностное развитие детей с нарушением зрения

Появление в семье ребенка с нарушением зрения создает особый психологический климат в жизни всех членов семьи. Перед родителями возникают эмоциональные трудности, связанные с преодолением у себя психологического стресса, без чего невозможно решать проблемы воспитания ребенка. Правильно организовать семейное воспитание детей с нарушением зрения могут немногие родители. Это обстоятельство объясняется особенностями отношения родителей к своему проблемному ребенку.

Успешность компенсаторной перестройки анализаторов зависит от семейного воспитания. Поэтому необходимо создавать условия, которые будут соответствовать возможностям ребенка, имеющего нарушения зрения. Детей с нарушением зрения с самого раннего возраста необходимо воспитывать и обучать с учетом имеющихся у них осложнений в развитии, вызванных зрительной депривацией.

Развитие ребенка со зрительной депривацией идет по тем же законам, что и развитие нормально видящего ребенка. У таких детей тоже имеется потребность в деятельности и движении, только на сниженном уровне, в отличие от их нормально видящих сверстников. Но это понимают не все родители. Многие родители, имеющие детей с нарушением зрения, сами ограничивают самостоятельность ребенка, что ведет к развитию пассивности у него.

У детей с нарушением зрения можно заметить неустойчивые представления, навыки, умения и потребности в самостоятельном обслуживании. Они требуют систематического контроля, опеки и помощи со стороны воспитателей и родителей. В результате у детей с нарушением зрения  позднее формируются навыки самообслуживания. А самообслуживание – это основной вид труда ребенка до 4 лет. В самообслуживании дети с нарушением зрения очень медлительны, у них нет стремления быть аккуратно одетыми, они не замечают неполадок в одежде. Все трудности воспитания и развития самостоятельности у младших дошкольников возможно только при правильно организованном семейном воспитании.

Родители детей с нарушением зрения не дооценивают возможности своего ребенка, подавляют малейшие проявления активности и самостоятельности с его стороны. Родители не видят особой заслуги в самостоятельности ребенка, они видят в этом слишком много опасности и делают все сами. Самостоятельная деятельность ребенка с нарушением зрения представляется родителям, как далекая перспектива. Это формирует у ребенка сознание исключительности своего положения, мнение о том, что все нормально видящие должны заботиться о нем. Дети с нарушением зрения, с раннего возраста не привыкшие к самостоятельности в личной гигиене, даже при наличии сформированных умении и навыков, нередко избегают этого вида труда, имитируя недомогания. Авторитаризм родителей, когда возможности ребенка переоцениваются, родители предъявляют к нему завышенные требования, которые он не в состоянии выполнить, также приводит к беспомощности у ребенка даже в самых несложных жизненных ситуациях.

Ребенок с нарушением зрения может преодолеть жизненные трудности, если родители помогут ему реализовать его возможности и научат познавать окружающий мир, используя сохранные анализаторы.

Родительские позиции по отношению к ребенку с нарушением зрения и его дефекту могут быть как адекватными, так и неадекватными.

Адекватным отношением считается такое, при котором ребенок воспринимается в семье как здоровый, но имеющий ряд особенностей, которые следует учитывать в процессе воспитания. Хорош С.М. выделяет четыре неадекватные позиции:

  1. Ребенок воспринимается как жертва обстоятельств, беспомощное существо, нуждающееся в постоянной защите и опеке. Ребенка не приучают к самостоятельности, выполняя все его прихоти, у него не формируются навыки самообслуживания. В таких семьях отчетливо просматривается такой тип детско-родительских отношений как гиперпротекция;
  2. Родители смерились с дефектом, но не принимают самого ребенка. Нарушение зрения сочетается с педагогической запущенностью. Это семьи с эмоциональным отвержением родителями своего ребенка;
  3.  Родители принимают ребенка, но не могут смериться с его дефектом. Все усилия родителей направлены на улучшение зрения, что отрицательно может сказаться на его психическом развитии. Воспитание ребенка в семье происходит «в культе болезни»;
  4. Родителями не принимается ни дефект, ни сам ребенок. Родители не видят будущего в воспитании своего ребенка, поэтому они либо отказываются от него, либо передают на воспитание другим членам семьи. В таких семьях присутствует такой стиль воспитания как гипопротекция.

С.М. Хорош определяет неадекватную позицию родителей как защитную реакцию на травмирующую ситуацию, вызванной нарушением зрения у ребенка.

Очень часто родительское поведение играет не положительную роль, а, напротив, является негативным фактором в развитии ребенка с нарушением зрения.

В рамках семейного воспитания дефект способствует возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям А.Г. Литвак относит чрезмерную опеку со стороны окружающих, отсутствие внимания к ребенку, заброшенность ребенка. В результате такого воспитания у детей с нарушением зрения формируются отрицательные моральные, волевые, эмоциональные и интеллектуальные черты характера.

При правильной организации воспитания и обучения, вовлечении ребенка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Читайте также:  Таблица развития ребенка во время беременности

Дошкольный возраст для ребенка с нарушением зрения – это период, когда формируется «фундамент» его личности.

Воспитание дошкольника с нарушением зрения направлено на адаптацию к современным условиям жизни в обществе нормально видящих людей, на овладение детьми социально-адаптивными навыками поведения, активное участие в жизни семьи и дошкольного учреждения.

В развитии дошкольника с нарушением зрения выделяют три основные характерные особенности:

  1. Некоторое общее отставание развития по сравнению с развитием зрячего дошкольника. Это вызвано меньшим и более бедным запасом представлений об окружающем мире, недостаточной упражняемостью двигательной сферы, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира;
  2. Несовпадение периодов активного периода развития детей с нарушением зрения с этими периодами развития у зрячих детей. Это несовпадение связано с тем, что детям с нарушением зрения приходиться вырабатывать свои способы познания предметного мира, свои социально-адаптивные навыки, не свойственные нормально видящим детям;
  3. Диспропорциональность психического развития, которая проявляется в том, что процессы и стороны личности, которые менее страдают от нарушений зрения (речь, мышление), развиваются быстрее, другие – более медленно (движения, овладение пространством).

Таким образом, все вышеизложенное дает нам возможность сделать следующий вывод: в связи с рождением ребенка с нарушением зрения, родители испытывают психологический стресс. У родителей меняется отношение к самим себе, своему ребенку, который не такой, как все, к другим людям и к жизни вообще. Таким образом, возникают детско-родительские отношения, отрицательно влияющие на развитие личности ребенка.

Литература:

  1. Воспитание и обучение слепого дошкольника. /Под ред. Л.И. Солнцевой, Е.Н. Подколзиной. М.: ООО ИПК Логос ВОС, 2005;
  2. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Под ред. В.А. Феоктистовой. – М., 1993;
  3. Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. – М.: РАОИКП, 1999;
  4. Подколзина Е.Н. О семейном воспитании дошкольника с нарушением зрения // Физическое воспитание детей с нарушением зрения. – 2001. № 2;
  5. Психология воспитания детей с нарушением зрения. – М.: Налоговый вестник, 2004;
  6. Саматова А.В. Дети с глубокими нарушениями зрения: руководство для родителей по развитию и воспитанию детей, имеющих тяжелую зрительную патологию, от рождения до школы. / А.В. Саматова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012;
  7. Свиридюк Т. П. Воспитание самостоятельности слепых и слабовидящих дошкольников в процессе организации обслуживающего труда – Киев, 1988
  8. Советы для тех, кто воспитывает детей с тяжелыми нарушениями зрения. Заочная школа для родителей. / рецензент-составитель Коваленко Г.П. – М., 2001;
  9. Хорош С.М. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка. // Дефектология. 1991. №3;

Источник

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА ДЕТЕЙ

 С НАРУШЕНИЯМИ  ЗРЕНИЯ

                                                      Игнатьева Анжелика Викторовна

                        государственное бюджетное образовательное учреждение

                          Белебеевская специальная (коррекционная)

                              начальная  школа – детский сад № 37 «Ягодка» IV вида

Становление личности ребенка не может рассматриваться в отрыве от общества, в котором он живет, от системы сложившихся отношений,  от общения с другими людьми. Природа межличностных отношений, в которых находится ребенок, влияет на его развитие, воспитание,  формирование его личности. Именно в межличностных отношениях проявляются  индивидуальные качества ребенка как личности –  эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности,  усвоенные  нормы и правила поведения.

Специальные исследования таких отечественных ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др., свидетельствуют о том, что психическое здоровье ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Среди эмоций детей нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную.

           Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Исследователями отмечается, что в последние годы становиться все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими.

          В  современных  условиях  наблюдается  увеличение количества  детей, имеющих различные зрительные нарушения.  Недостатки зрительного восприятия приводят  к формированию нечетких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведет к затруднениям при обучении детей в школе, усвоению учебного материала. Также  данные исследований показывают, что нарушение зрения значительно сужая сферу чувственного познания, влияет на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности. Нарушение зрения детей влияет и на формирование личностных качествах человека. Часто дети чувствуют себя обреченными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста. Тифлопсихологами подчеркивается, что одна из основных  причин  развития негативных  эмоций и чувств (отсутствие чувства долга, эгоизм, отсутствие чувства нового, чувство враждебности, негативизм) заключается в неадекватном воспитании (гиперопека) и отношений к незрячему ребенку.

Н.Н. Будай в дифференциации детей без нарушений зрения и слуха и с нарушениями отмечает, что дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику: у детей отмечается повышенный личностный уровень тревожности,  дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу, плохо соотносят эмоцию с выражением мимики,  недостаточно компетентны в проявлении эмоций,  слабо понимают мимические проявления эмоций других людей,   недостаточная или слабо развитая рефлексия.[1]

В психологической литературе выделятся следующие особенности эмоциональной сферы детей с нарушением зрения:

 1. Представление о жестах находятся на низком уровне. Вследствие снижения остроты зрения они пользуются жестами в случаях уточнения информации, указания направления действия, то есть в качестве вспомогательного средства. Спонтанно, на основе подражания жесты без словесных обозначений усваиваются и используются детьми очень медленно и некачественно, что указывает на возможность и необходимость обучения детей жестам.

2. У детей с нарушением зрения наблюдается бедность мимики. Выражение эмоций и определение их модальностей у таких детей находящихся на более низком уровне, чем у нормально видящих сверстников. Это свидетельствует о том, что они имеют малый чувствительный опыт переживания эмоциональных состояний. У них наблюдается амимичность лица, отсутствие ощущений выразительных движений.

Читайте также:  Ребенок в утробе отстает в развитии

3. Дошкольники с неполноценным зрением, плохо ориентируясь в элементах выразительных движений тела и не умея использовать крупную моторику для выражения своего настроения, своих желаний, не обращают внимания на пантомимику других людей. Они видят в движениях и позах лишь практические действия, направленные на выполнении какой-либо деятельности.

Е. П. Ермаков рассматривая понятие  эмоционального неблагополучия ребенка с нарушением зрения, определяет его как отрицательное самочувствие в различных социальных ситуациях. Е. П. Ермаков отмечает, что эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднением в общении со сверстниками и другими детьми, может приводить к двум типам поведения.

К первой группе относятся дети с нарушением зрения неуравновешенные, легко возбудимые; безудержность эмоций часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конфликтов со сверстниками эмоции данной категории детей часто проявляются в аффектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаются слезами, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетативные изменения: покраснение кожи, усиление потоотделения и т. п. Негативные эмоциональные реакции: быстро вспыхивая, быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с нарушениями зрения с устойчивым негативным отношением к общению. У них обида, недовольство, неприязнь  надолго сохраняются в памяти, но при их проявлении дети более сдержанны. Для таких детей  характерно обособленность, они избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудовлетворенностью отношениями с воспитателями или сверстниками. [3].

Махортова Г.Х. проведя ряд исследований,  сделала вывод, что существует зависимость между характером внутрисемейных отношений и степенью интенсивности эмоциональных переживаний детей. По ее мнению, неудовлетворительный с психологической точки зрения характер внутрисемейных отношений приводит к образованию зон повышенной эмоциональной напряженности, имеющих тенденцию к сохранению, но при этом видоизменяющихся, трансформирующихся, меняющих место локализации в структурах сознания и подсознания. Зоны повышенной и высокой эмоциональной напряженности в свою очередь изменяют ход процесса гармоничного развития ребенка. Результаты ее исследований показывают, что у детей с наличием зон повышенной эмоциональной напряженности имеется трудности в общении со сверстниками, и не только. Они предпочитают одиночество, часто вступают в конфликты, на уроках не собраны и невнимательны. [6].

Е. Гаспарова отмечает, что существенной причиной, которая вызывает эмоциональное неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость, ведущие к возникновению страхов [2].

А. И. Захаров полагает, что неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные средства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам он относит угрозы, суровые или телесные наказания, искусственные ограничения движений, пренебрежение интересами и желаниями ребенка с нарушением зрения и прочее. А. И. Захаров говорит, что постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуждать, переживают острый эмоциональный дискомфорт [4].

Многие исследователи отмечают, что у детей с нарушениями зрения наблюдается  повышенная тревожность.  И. П. Подласый  обращает внимание на выводы ученых о том, что повышенная тревожность рождает избыточные потребности, то есть защитные механизмы, в которых не нуждается нормально развивающийся ребенок, но которые необходимы тревожному, чтобы уровнять его тревогу с защитой против нее. Автор, выделил общие признаки тревожности у детей с нарушением зрения:

– повышенная возбудимость, напряженность, закрытость;

– страх перед всем новым, необычным;

– неуверенность в себе, заниженная самооценка;

– ожидание неприятностей, неудач;

          – стремление выполнить работу как можно лучше, чтобы не ругали;

– безынициативность, пассивность;

– склонность помнить больше плохое, чем хорошее;

– боязнь общения с новыми людьми;

– неумение владеть своими чувствами, нытье, плаксивость.  [7].

По мнению психологов, у незрячих значительное место в системе эмоциональных состояний занимают такие эмоции как  вина, страх, обида. У большинства они связаны с “социальными страхами” общения с другими людьми, в том числе с представителями другого пола.  Исследователи, анализируя  отношение детей к своему дефекту говорят о том, что у них наблюдается сравнение себя со зрячими, желание доказать, что они лучше их. В этом же проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Когда ребенок поступает  в школу,  то  возникает  значимое личностное новообразование – внутренняя позиция школьника,  которая обеспечивает направленность ребенка на учебу, его эмоционально положительное отношение к школе, стремление соответствовать образцу «хорошего ученика».  Если  важнейшие потребности ребенка, отражающие позицию школьника, не удовлетворены, он может переживать устойчивое эмоциональное неблагополучие, выражающееся в ожидании постоянного неуспеха в школе, плохого отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, в боязни школы, нежелании посещать ее.

По мнению Крайниковой Т.А., своевременно оказанная психологическая поддержка эмоционального развития школьников способствует формированию эмоциональной регуляции поведения детей, их успешной адаптации к школьной жизни и укреплению психологического и психического здоровья. [5] Такой подход будет стабилизировать эмоциональные состояния детей и их адаптацию в школе.  

 Эмоционально-волевая сфера детей формируется с детства. В этом принимают участие семья, дошкольные учреждения, сверстники и общество в целом. Вот поэтому в наших силах сделать всё для того что бы дети имеющие зрительные нарушения чувствовали себя нужными, желанными и любимыми в нашем мире.

Список литературы:           

1. Будай Н. Н.  Особенности коррекции эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями зрения. Источник: https://nbuday.ru/.

2. Гаспарова, Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре / Е. Гаспарова // Дошкольное воспитание. – 1981. – № 10. – С. 61-64.

3. Ермаков, В. П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. – М. : Просвещение, 1990. – 222 с.

4. Захаров, А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха / А. И. Захаров. – СПб. : «Речь», 1995. – 158 с.

5. Крайникова Т.А. Психологическая поддержка эмоционального развития первоклассников на этапе адаптации к школьному обучению.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ставрополь, 2007.

6. Махортова Г.Х. Зависимость эмоциональных переживаний детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста от характера внутрисемейных отношений.: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2007.

7.Подласый, И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 352 с.

Статья опубликована:

Игнатьева А.В. Эмоциональная сфера детей с нарушениями зрения/А.В. Игнатьева//Психолого-педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы  Международной научно-практической конференции (24-25 мая 2012 года, г.Уфа). – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2012. – С. 202- 204.

Источник