Личностное развитие ребенка с дизартрией
Родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы и математический счет, медленно обучаются чтению и письму. Все эти проблемы поможет решить педагог-психолог. Но для этого он должен знать портрет ребенка с дизартрией, какие особенности он имеет в развитии речи, познавательной и эмоционально-волевой сферах.
Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»), среднюю и тяжелую (анартрию) и проявляется в целом комплексе нарушенных речевых и неречевых компонентов:
- звукопроизношения;
- артикуляционной моторики;
- речевого дыхания и голосообразования;
- просодики (мелодико-интонационной и темпо-ритмической стороны речи);
- общей и мелкой моторики;
- высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления);
- эмоционально-волевой сферы и поведения.
Одно из распространенных речевых нарушений среди детей дошкольного возраста – стертая дизартрия
По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим недоразвитием речи (50-80%); у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи – в 30-40% случаев; у 10% детей диагностируется первичный диагноз «сложная дислалия» в результате комплексного обследования. В анамнезе этих детей можно выявить перинатальную энцефалопатию (ПЭП), хроническую гипоксию, минимальную мозговую дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени выраженности.
Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.
Речевая симптоматика
У дошкольников с дизартрией смазанное и нечеткое звукопроизношение, можно наблюдать фонационные и просодические расстройства речи, нарушено речевое дыхание.
Звукопроизношение. Недостатки звукопроизносительной стороны речи выражены в многочисленных искажениях, смешениях, заменах и пропусках звуков. Наиболее распространенные нарушения: дефект произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных [л], [р], [р’].
Дизартрия – это речедвигательное расстройство, при котором нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность иннервации речевой мускулатуры, которая возникает вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Расстройства звукопроизношения отрицательно влияют на формирование фонематической и лексико-грамматической сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей и вызывают вторичные недостатки письма и чтения.
Интонационно-выразительная окраска речи. У детей-дизартриков снижена интонационно-выразительная окраска речи, может наблюдаться носовой или хриплый оттенок голоса, отсутствует мелодичность и выразительность речи. Так, дети испытывают трудности при передаче голосом различных эмоциональных состояний людей (печаль, испуг, усталость, удивление), особенностей характера животных и сказочных персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным образом связан с эмоциональным состоянием ребенка: у детей с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся, немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.
Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает их высказывание в речь «на бегу».
Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии – нарушен темп речи. У одних детей он ускоренный, у других – замедленный. Недостатки темпо-ритмической стороны речи видны при отраженном проговаривании за взрослым чистоговорок в ускоренном ритме и при воспроизведении ритмических рисунков путем отхлопывания или отстукивания карандашом по столу. Дети не владеют быстрым, четким проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.
Неречевая симптоматика
Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей моторике и мелкой моторике рук.
Артикуляционная моторика. Дети с дизартрией медленнее других пережевывают твердую пищу, оставляют недоеденными хлебные корки и комок пищи за щекой. При специальном логопедическом обследовании выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения «качели» и «маятник»), трудности в вытягивании и растягивании губ (упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство языка при попытке удержания его в заданном положении («иголочка», «лопата»), трудности в удержании широко раскрытого рта на счет до 10. Данные недостатки артикуляционной моторики могут сопровождаться гиперсаливацией (повышенным слюнотечением), тремором (дрожанием) и цианозом (посинением) кончика языка. Все описанные проявления обусловлены нарушением иннервации органов артикуляции вследствие неврологической патологии в анамнезе.
Общая моторика. Несмотря на то что у детей с легкой степенью дизартрии не наблюдается выраженных параличей и парезов, их общая моторика отличается неловкостью и недостаточной координированностью, они отстают от сверстников в ловкости и точности движений, их мышцы быстро утомляются при функциональных нагрузках.
При специальном обследовании можно выявить недостатки статической и динамической координации движений, двигательную диспракию (нарушение произвольных движений) и атаксию (нарушение равновесия). Это проявляется в следующем:
- неустойчивость при стоянии на одной ноге, особенно с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной или даже двух ногах;
- затруднения при ходьбе по «мостику», расчерченной мелом дорожке, а также по спортивной скамейке;
- неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
- трудности при подражании или имитации движений (как идет солдат, летит птица, режут хлеб).
На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения на другое.
Особенно заметна моторная несостоятельность на занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме движений, а также при переключении с одного движения на другое.
В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат органические нарушения центральной нервной системы, проявляющиеся в форме легких парезов, изменениях тонуса мышц, гиперкинезов и патологических рефлексов, что является одним из проявлений ММД и другой неврологической патологии.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом овладевают навыками самообслуживания: не могут застегнуть пуговицу, развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная неловкость рук на занятиях по аппликации и с пластилином, при этом прослеживаются еще и трудности пространственного расположения элементов.
Нарушение тонких дифференцированных движений руками проявляется при выполнении проб-тестов пальцевой гимнастики. Дети затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» – сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» – поочередно соединять одноименные пальцы обеих рук; «колечки» – поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке; пробу А.Н. Корнева «кулак – ладонь – ребро».
Впоследствии дети в школе испытывают трудности в овладении графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме, пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.
Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют на их психическое здоровье и вторично вызывают нарушения в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.
Особенности психического развития
Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития проявляются в недостаточной устойчивости и концентрации внимания, в ограниченных возможностях его распределения. Дошкольники быстро теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин. Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной – ослабленность и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.
При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания.
Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена вербальная (речевая) память, страдает продуктивность и объем запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, с трудом могут повторить за взрослым предложение из 4-6 слов, испытывают проблемы при заучивании стихотворений и при счете.
Восприятие. Недостатки восприятия проявляются в трудностях усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют похожие фигуры – круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей целое, например, собрать разрезанную картинку или выполнить конструирование по образцу.
Мышление. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями, путают понятия «больше», «меньше».
Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие пространственно-временных представлений, им трудно усвоить признаки и последовательность частей суток и времен года, а также некоторых пространственных понятий («спереди», «около», «между»). У детей затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии отражается на формировании навыков письма.
Эмоционально-волевая сфера и поведение. Дизартрики имеют разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других – в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так, начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная эмоциональная возбудимость нередко сочетается с плаксивостью, раздражительностью и капризностью, которые усиливаются в новой для ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна незрелость мотивационно-потребностной сферы.
Вследствие речевого дефекта дети затрудняются в установлении контактов со сверстниками, испытывают проблемы при общении с ними и взрослыми. Иногда родители и педагоги сталкиваются с нарушениями поведения, которые проявляются в виде агрессии и реакции протеста по отношению к окружающим. Перечисленные недостатки говорят об особенностях нервно-психического здоровья детей с дизартрией и требуют пристального внимания специалистов и педагога-психолога.
Для дифференциальной диагностики всех расстройств ребенка с дизартрией необходимо провести комплексное психолого-медико-педагогическое исследование:
- изучить, провести анализ медико-педагогической документации ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
- изучить состояние моторики, высших психических функций, уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.
Источник
Автор: Ромашова Лариса Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ города Калининграда детский сад №132
Населённый пункт: Калининградская область
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: “Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития.”
Дата публикации: 26.08.2018
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
Дети с дизартрией: особенности психоречевого развития
Дети
с дизартрией –
особая
категория
дошкольников
и нуждаются
в повышенном
внимании.
Расстройство
речи
накладывает
отпечаток
на формирование
познавательной
деятельности,
тормозит
развитие
коммуникативных
навыков
и может
отразиться
на психическом
здоровье
в целом.
Педагогов и родителей часто беспокоит, что дети с дизартрией хуже
других запоминают стихи, с трудом усваивают цвета, геометрические формы
и математический счет, медленно обучаются чтению и письму.
Дизартрия –
это
речедвигательное
расстройство,
при
котором
нарушена звукопроизносительная сторона речи, характерна недостаточность
иннервации
речевой
мускулатуры,
которая
возникает
вследствие
невыраженного микроорганического поражения головного мозга.
Дизартрия имеет разные степени выраженности: легкую («стертую»),
среднюю
и тяжелую
(анартрию)
и проявляется
в целом
комплексе
нарушенных речевых и неречевых компонентов:
звукопроизношения;
артикуляционной моторики;
речевого дыхания и голосообразования;
просодики
(мелодико-интонационной
и темпо-ритмической
стороны речи);
общей и мелкой моторики;
высших психических функций (восприятия, внимания, памяти,
мышления);
эмоционально-волевой сферы и поведения.
Одно
из распространенных
речевых
нарушений
среди
детей
дошкольного возраста – стертая дизартрия
По статистике, стертые дизартрии часто встречаются у детей с общим
недоразвитием
речи
(50-80%);
у д е т е й
с фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи –
в 30-40%
случаев;
у 10%
детей
диагностируется
первичный
диагноз
«сложная
дислалия»
в результате
комплексного
обследования.
В анамнезе
этих
детей
можно
выявить
перинатальную
энцефалопатию
(ПЭП),
хроническую
гипоксию,
минимальную
мозговую
дисфункцию (ММД) и другие неврологические патологии различной степени
выраженности.
Рассмотрим подробнее особенности детей со стертой дизартрией.
Речевая симптоматика
У д о ш к о л ь н и к о в
с д и з а р т р и е й
с м а з а н н о е
и нечеткое
звукопроизношение,
можно
наблюдать
фонационные
и просодические
расстройства речи, нарушено речевое дыхание.
Звукопроизношение.
Недостатки
звукопроизносительной
стороны
речи
выражены
в многочисленных
искажениях,
смешениях,
заменах
и пропусках
звуков.
Наиболее
распространенные
нарушения:
дефект
произношения свистящих и шипящих звуков, а также недостатки сонорных
[л], [р], [р’].
Ра с с т ройс т ва
звукопроизноше ния
от рицат е льно
в л и я ю т
на формирование
фонематической
и лексико-грамматической
сторон
речи,
затрудняют
процесс
школьного
обучения
детей
и вызывают
вторичные
недостатки письма и чтения.
Интонационно-выразительная
окраска
речи.
У детей-дизартриков
снижена
интонационно-выразительная
окраска
речи,
может
наблюдаться
носовой
или
хриплый
оттенок
голоса,
отсутствует
мелодичность
и выразительность
речи.
Так,
дети
испытывают
трудности
при
передаче
голосом
различных
эмоциональных
состояний
людей
(печаль,
испуг,
усталость,
удивление),
особенностей
характера
животных
и сказочных
персонажей (сердитый волк, хитрая лиса). При этом тембр голоса тесным
о б р а з ом
с в я з а н
с эмоциональным
состоянием
ребенка:
у детей
с преобладанием процесса торможения голос тихий, слабый, истощающийся,
немодулированный. У детей с преобладанием процесса возбуждения голос
громкий, резкий, крикливый, срывающийся на фальцет.
Речевое дыхание. Вследствие недостаточности речевого дыхания речь
детей приобретает захлебывающий характер. Например, декламируя стихи
или повествуя о чем-то, они делают вдох в середине фразы, что превращает
их высказывание в речь «на бегу».
Темп речи. Еще одна характерная черта стертой дизартрии – нарушен
темп
речи.
У одних
детей
он ускоренный,
у других –
замедленный.
Недостатки
темпо-ритмической
стороны
речи
видны
при
отраженном
проговаривании
за взрослым
чистоговорок
в ускоренном
ритме
и при
воспроизведении
ритмических
рисунков
путем
отхлопывания
или
отстукивания
карандашом
по столу.
Дети
не владеют
быстрым,
четким
проговариванием и совершают многочисленные ошибки в ритмах.
Неречевая симптоматика
Дети-дизартики имеют недостатки в артикуляционной моторике, общей
моторике и мелкой моторике рук.
Артикуляционная
моторика.
Дети
с дизартрией
медленнее
других
пережевывают
твердую
пищу,
оставляют
недоеденными
хлебные
корки
и комок
пищи
за щекой.
При
специальном
логопедическом
обследовании
выявляются следующие нарушения двигательных функций артикуляционного
аппарата: недостаточный объем и амплитуда движений языка (упражнения
«качели»
и «маятник»),
трудности
в вытягивании
и растягивании
губ
(упражнения «хоботок» и «улыбка»), быстрая истощаемость и беспокойство
языка
при
попытке
удержания
его
в заданном
положении
(«иголочка»,
«лопата»),
трудности
в удержании
широко
раскрытого
рта
на счет
до 10.
Данные
недостатки
артикуляционной
моторики
могут
сопровождаться
гиперсаливацией
(повышенным
слюнотечением),
тремором
(дрожанием)
и цианозом
(посинением)
кончика
языка.
Все
описанные
проявления
обусловлены
нарушением
иннервации
органов
артикуляции
вследствие
неврологической патологии в анамнезе.
Общая
моторика.
Несмотря
на то, что
у детей
с легкой
степенью
дизартрии
не наблюдается
выраженных
параличей
и парезов,
их общая
моторика
отличается
неловкостью
и недостаточной координированностью,
они
отстают
от сверстников
в ловкости
и точности
движений,
их мышцы
быстро утомляются при функциональных нагрузках.
При
специальном
обследовании
можно
выявить
недостатки
статической
и динамической
координации
движений,
двигательную
диспракию
(нарушение
произвольных
движений)
и атаксию
(нарушение
равновесия). Это проявляется в следующем:
неустойчивость
при
стоянии
на одной
ноге,
особенно
с закрытыми глазами (упражнение «Аист»), а также при прыжках на одной
или даже двух ногах;
затруднения
при
ходьбе
по «мостику»,
расчерченной
мелом
дорожке, а также по спортивной скамейке;
неловкость при подбрасывании или ловле мяча при броске;
трудности при подражании или имитации движений (как идет
солдат, летит птица, режут хлеб).
На занятиях по физкультуре и музыкальных занятиях дети с дизартрией
отстают в темпе, ритме движений, при переключении с одного движения
на другое.
Особенно
заметна
моторная
несостоятельность
на занятиях
по физкультуре и музыкальных занятиях, где дети отстают в темпе, ритме
движений, а также при переключении с одного движения на другое.
В основе всех вышеперечисленных двигательных расстройств лежат
органические
нарушения
центральной
нервной
системы,
проявляющиеся
в форме
легких
парезов,
изменениях
тонуса
мышц,
гиперкинезов
и патологических
рефлексов,
что
является
одним
из проявлений
ММД
и другой неврологической патологии.
Мелкая моторика рук. Дети со стертой дизартрией поздно и с трудом
овладевают
навыками
самообслуживания:
не могут
застегнуть
пуговицу,
развязать шарф и т. д. На занятиях по рисованию они плохо держат карандаш
и не любят рисовать, их руки часто напряжены. Особенно заметна моторная
неловкость
рук
на занятиях
по аппликации
и с пластилином,
при
этом
прослеживаются
еще
и трудности
пространственного
расположения
элементов.
Нарушение
тонких
дифференцированных
движений
руками
проявляется
при
выполнении
проб-тестов
пальцевой
гимнастики.
Дети
затрудняются по подражанию выполнять различные движения: «замок» –
сложить кисти вместе, переплетая пальцы; «пальцы рук здороваются» –
поочередно
соединять
одноименные
пальцы
обеих
рук;
«колечки» –
поочередно соединять большой палец со всеми остальными на одной руке;
пробу А.Н. Корнева «кулак – ладонь – ребро».
Впоследствии
дети
в школе
испытывают
трудности
в овладении
графическими навыками: «зеркальное письмо», замена букв при письме,
пропуски гласных и окончаний слов, плохой почерк, медленный темп письма.
Особенности речедвигательного развития детей с дизартрией влияют
на их п с и х и ч е с ко е
зд о р о в ь е
и вторично
вызывают
н а ру ш е н и я
в познавательной сфере и эмоционально-личностного развития.
Особенности психического развития
Внимание. У детей с дизартрией особенности психического развития
проявляются
в недостаточной
устойчивости
и концентрации
внимания,
в ограниченных
возможностях
его
распределения.
Дошкольники
быстро
теряют интерес к занятию и чтению книг, часто отвлекаются от выполняемых
заданий, затрудняются в сравнении и поиске отличий двух похожих картин.
Наблюдается синдром дефицита внимания. Всему виной – ослабленность
и повышенная истощаемость нервной системы ребенка.
Память. При относительно сохранной смысловой и логической памяти
у детей
снижена
вербальная
(речевая)
память,
страдает
продуктивность
и объем
запоминания.
Они
забывают
сложные
инструкции,
элементы
и последовательность
заданий,
с трудом
могут
повторить
за взрослым
предложение
из 4-6
слов,
испытывают
проблемы
при
заучивании
стихотворений и при счете.
Восприятие.
Недостатки
восприятия
проявляются
в трудностях
усвоения величины и формы предметов: дизартрики плохо дифференцируют
похожие фигуры – круг и овал, квадрат и прямоугольник; путают широкий
и узкий, длинный и короткий предметы. Дети не могут сложить из частей
целое,
например,
собрать
разрезанную
картинку
или
выполнить
конструирование по образцу.
Мышление.
Связь
между
речевыми
нарушениями
и другими
сторонами
психического
развития
обусловливает
специфические
особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для
овладения
мыслительными
операциями,
доступными
их возрасту,
дети
отстают
в развитии
словесно-логического
мышления,
без
специального
обучения
с трудом
овладевают
анализом
и синтезом,
сравнением
и обобщением. Дети затрудняются в установлении причинно-следственных
связей, плохо овладевают количественным счетом и счетными операциями,
путают понятия «больше», «меньше».
Особенности речевого дефекта детей с дизартрией влияют на развитие
пространственно-временных
представлений,
им трудно
усвоить
признаки
и последовательность
частей
суток
и времен
года,
а также
некоторых
пространственных
понятий
(«спереди»,
«около»,
«между»).
У детей
затруднена дифференциация правой и левой стороны тела, что впоследствии
отражается на формировании навыков письма.
Эмоционально-волевая
сфера
и поведение.
Дизартрики
имеют
разнообразные
расстройства
эмоционально-волевой
сферы
и поведения.
У одних
детей
они
проявляются
в виде
повышенной
эмоциональной
возбудимости, раздражительности, двигательной гиперактивности, у других –
в виде заторможенности, застенчивости, робости. Склонность к колебаниям
настроения часто сочетается с инертностью эмоциональных реакций. Так,
начав плакать или смеяться, ребенок не может остановиться. Повышенная
эмоциональная
возбудимость
нередко
сочетается
с плаксивостью,
раздражительностью
и капризностью,
которые
усиливаются
в новой
для
ребенка обстановке и при утомлении. Для детей с дизартрией характерна
незрелость мотивационно-потребностной сферы.
Вследствие
речевого
дефекта
дети
затрудняются
в установлении
контактов
со сверстниками,
испытывают
проблемы
при
общении
с ними
и взрослыми.
Иногда
родители
и педагоги
сталкиваются
с нарушениями
поведения,
которые
проявляются
в виде
агрессии
и реакции
протеста
по отношению
к окружающим.
Перечисленные
недостатки
говорят
об особенностях
нервно-психического
здоровья
детей
с дизартрией
и требуют пристального внимания специалистов.
Для
дифференциальной
диагностики
всех
расстройств
ребенка
с дизартрией
необходимо
провести
комплексное
психолого-медико-
педагогическое исследование:
изучить, провести анализ медико-педагогической документации
ребенка, данных его анамнеза и раннего психофизического развития;
изучить
состояние
моторики,
высших
психических
функций,
уровень познавательного и эмоционально-личностного развития.
Система
психолого-педагогического
сопровождения
детей
с дизартрией
обязательно
включает
логопедическую
работу,
медицинскую
и психолого-педагогическую
помощь.
Такие
дети
нуждаются
в коррекции
недостатков
психоречевого
развития,
эмоционально-личностной и двигательной сфер.
Источник