Личностное развитие ребенка по фгосту

Личностное развитие ребенка по фгосту thumbnail

Библиографическое описание:

Рощина, Е. В. Развитие личностных качеств ребенка в соответствии с ФГОС ДО / Е. В. Рощина. – Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). – Краснодар : Новация, 2016. – С. 120-121. – URL: https://moluch.ru/conf/ped//187/9574/ (дата обращения: 10.06.2021).

Детские годы – самые важные в жизни человека, а как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и педагогов.

Исследования показали, что большинство родителей считают главными задачами дошкольного образования, это умение ребенка читать, писать, считать. Но на самом деле это не так. Основной результат дошкольного образования – это гармоничное всестороннее развитие личности ребенка, а не знания, умения, навыки.

Какими же качествами должен обладать ребенок, выпускаясь из детского сада, в соответствии с ФГОС ДО?

Ведущей целью должно быть формирование у дошкольника таких качеств, которые необходимы для овладения учебной деятельностью:

 инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании;

 уверенность дошкольника в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, обладание чувством собственного достоинства;

 умение ребенка активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх;

 способность договариваться, учитывать интересы и чувства своих сверстников, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

 стараться разрешать конфликты, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам;

 развитие крупной и мелкой моторики рук;

 способность к волевым усилиям в разных сферах деятельности.

Именно эти все вышеперечисленные характеристики и являются основой для успешного перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе.

Какие родители не хотят, чтобы их ребенок обладал всеми этими качествами?

Для того, чтобы достичь этих целей, необходима помощь родителей. Поскольку семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Конечно же, развитие всех этих важных и главных качеств личности – это не какое-то одно действие, или одно занятие, или одна беседа. Это, целостный, достаточно длительный процесс тесного взаимодействия, сотрудничества детей, родителей и педагогов. Именно родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

Каким же образом необходимо воспитывать в детях важные качества личности?

Огромную роль в развитии важнейших качеств личности детские психологи и педагоги отводят игре. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В игре ребенок знакомится с разнообразными чувствами, овладевает и своими эмоциями, учится ими управлять. В игре развиваются такие психические процессы, как память, мышление, внимание, воображение, речь, формируются реальные отношения детей в коллективе, умение подчиняться и руководить, организовывать совместные действия, преодолевать конфликтные ситуации.

Но игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует заинтересованность самых близких и любимых людей – родителей.

Большое значение для гармоничного развития ребенка, имеет совместное чтение книг. Среди книг, адресованных детям, особое место занимают сказки. Ведь очень важно помочь ребенку принять и преодолеть какие-то трудности в жизни, а не убегать от них. Именно об этом говорят многие сказки: трудности в жизни неизбежны, но если герой не струсит, то он преодолеет все преграды и станет победителем.

Сказка близка ребенку и потому, что она не учит и не поучает его. Он сам, сопереживая герою, проживает все его страдания и трудности и таким образом приходит к пониманию того, что действительно ценно.

Сказка позволяет ребенку осмыслить такие приоритеты, как дело и отдых. При этом решение этой непростой задачи происходит ненавязчиво, в привлекательной, захватывающей форме.

Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка это -переживание успеха.

Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Когда ребенок чего-то достиг, каких-то определенных результатов, его надо обязательно поощрить, похвалить, оценить, тогда у него будет стимул в дальнейшем снова чего-то достичь.

Ситуации успеха можно создавать везде, во всех видах деятельности ребенка. И в театральной деятельности, драматизациях, игровых ситуациях, и в продуктивных видах деятельности, таких как рисование, аппликация, лепка. Здесь, задача родителей и педагогов стремиться довести до сознания каждого ребенка, что он личность, не похожая на других! Он может многое сделать, многое узнать. Так, у детей формируется уверенность и вера в себя, в свои силы.

Таким образом, ребенок всегда должен чувствовать поддержку взрослых, то крепкое плечо, на которое можно облокотиться в трудных ситуациях. И тогда, в будущем, он вырастет в такую личность, в такого человека, которым безусловно можно гордиться.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольное образование, жизнь человека, игра, качество личности, родитель, умение ребенка.

Источник

Личностное развитие ребенка в условиях реализации ФГОС

1. Актуализация проблемы, соответствующей возрастной группе участников проекта.

Наверно, каждый из учителей ставил перед собой вопрос «Что значит развивать ребенка?»

Как выстроить свой процесс обучения и воспитания на уроке и во внеурочной деятельности, чтобы развитие было видно и ученику, и учителю, и родителю.

Целью моей педагогической системы, как и многих других учителей XXI века является личностное развитие ребенка.

Задачи:

  • Формировать ключевые компетенции у учащихся через интеграцию творческих занятии и учебно-воспитательного процесса.

  • Создать условия для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрыть интеллектуальные и творческие возможности личности ребенка через освоение фундаментальных основ начального образования.

А как развивать личность ребенка?

Для себя, как учителя начальных классов, я определила: развитие личностной зрелости. А что она в себя включает?

Интеллектуальную зрелость – умение решать учебные, жизненные, ситуативные проблемы – это овладение универсальными учебными действиями в процессе обучения.

Эмоциональная зрелость – умение управлять своими эмоциями.

Социальная зрелость – умение выстраивать отношения со своими одноклассниками, родителями, обществом.

Духовная зрелость – умение быть таким, как мой герой.

Современный школьник, даже самый маленький, уже много знает о мире из разных источников: телевидение, разговоры взрослых и сверстников, книг, интернет и т.д. Информация разнокачественная, отрывочная, противоречивая. Но из неё соткан образ мира, в котором он живет. А школьные знания, организованные учебной программой, накладываются на этот первозданный информационный хаос, не сливаясь и не противореча. Поэтому современный учитель должен научить ребенка грамотно интерпретировать интересующего его информацию. И организовать непрерывность и целостность образовательного процесса на всех предметах и на протяжении всех лет обучения в школе.

Эта идея лежит в основе модели проектной деятельности. Именно такая просвещенная, то есть – образованная личность нужна сегодняшней России, которая только при этом условий может стать демократичной страной, гражданским обществом, обладающим развитым самосознанием, способным управлять собственной судьбой.

Уже несколько лет в своей работе я использую технологию проектной деятельности, именно эта технология, на мой взгляд, подходит для новой ступени образования по ФГОС.

Концепция моей педагогической системы основана на интеграции учебного календарно-тематического планирования и планирования проектной деятельности. И определяется параметрами результативности овладения учащимися компетентностей: информационными, исследовательскими, социальными, коммуникативными и личностными.

Определяется конечный прогнозируемый результат: что обучающиеся будут знать, что будут уметь, и что будут воспитывать в себе.

Данная технология проектной деятельности удачно вписывается в новые стандарты обучения. И вся деятельность у младших школьников в игровой форме, соответствующей их возрастному синкретизму. Именно в процессе игры у ребенка развивается эмоциональное мышление и вживание в роль.

Те знания, которые дети получают на уроках, обогащаются знаниями, полученными с уроков проектной деятельности, и постепенно к концу года ученик получает хороший результат.

2. Краткая характеристика поэтапной работы над проектом.

Педагогическая цель обучения становится не процесс, а достижение учащимися определённых результатов. В процессе оценивания включается рефлексия, сбор портфолио, наблюдения за деятельностью учащимися. Меняются формы и методы организации занятии – обучение приобретает деятельный характер, акцент делается на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, выстраивание индивидуальных учебных траектории, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся, и личной ответственности за принятие решений.

С этой целью учащиеся в начальной школе на занятиях осваивают невербальный язык общения, научный язык, язык природных стихии, искусства. Освоение материала идёт в игровой методике, соответствующей возрастному восприятию.

Именно здесь учащиеся становятся компетентными выпускниками на первой ступени школы. Они знают выше программного материала, умеют использовать программный материал для создания своего продукта деятельности, ориентированы на принятие социальных норм. Развитие учащихся идёт через умственную и творческую деятельность, учитель фиксирует и развивает ситуацию успеха. Отсюда у ребёнка формируется положительная самооценка, что обеспечивает психологический комфорт.

Учитель организует учебную деятельность учащихся, учит детей анализировать информацию, применять на практике и в творчестве свои научные знания.

Содержание программы включает в себя этапы её реализации:

I этап – Введение в программу.

Процесс интеллектуального развития через познания научного материала, интеграция с учебной деятельностью. Содержит в себе планируемые результаты познавательной деятельности, личностные результаты, регулятивные действия, коммуникативную деятельность.

На первом этапе отслеживаем индивидуальные особенности ребенка (память, мышление, интеллект, речь, интересы, способности)

II этап – Углубление в программу.

Процесс логического мышления через исследовательскую деятельность, отслеживается уровень сформированности информационных компетентностей. Также включает в себя предметные и метапредметные результаты учебных действий. Через различные формы организации деятельности, учащиеся представляют конечный продукт реализации данного этапа.

III этап – Творческая деятельность в реализации программы.

Процесс формирования качеств в конкурентно – способной личности.

На данном этапе отслеживается уровень сформированности личностных качеств. Представляется конечный продукт реализации учащихся через торжественную презентацию. Дается форма оценки личностного роста.

Темы для проектной деятельности выбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей класса и на определенный срок. За учебный год бывает по 2 – 3 темы проектов. Затем определяется содержание нашей деятельности на уроках и вне урока.

Наша цель – оптимизация процесса обучения на основе активной познавательной и творческой деятельности учащихся.

В содержание нашей творческой деятельности входит:

  • исследовательская деятельность, которая формирует интеллектуальную зрелость;

  • практическая зрелость, которая формирует творческую, духовную, эмоциональную зрелость;

  • самостоятельная деятельность, которая формирует социальную зрелость.

Определяются этапы работы над проектом:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.

  2. Составление плана-схемы проекта.

  3. Обсуждение проекта на родительском собрании с родителями.

  4. Обсуждение проекта с музыкальным руководителем.

  5. Сбор информации, литературы, дополнительного материала.

  6. Работа по плану с детьми, родителями.

  7. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата.

  8. Презентация проекта.

Я предлагаю рассмотреть модель интегрированного образовательного процесса в реализации на творческом проекте «Тайны материков Земли». Эта модель позволяет развивать целостную картину мира у ребенка об окружающем мире.

Практическое применение продукта проектной деятельности по данной теме.

В ходе исследовательской деятельности дети изучали научно-популярную литературу о природных особенностях материков. Узнавали интересные факты из жизни растений и животных. Проанализировали климатические особенности природных зон. Осуществили информационный поиск материалов по теме «Тайны материков Земли».

В ходе практической деятельности учащиеся совместно с учителем подготовили сценарий творческого проекта. Вместе с родителями придумали и создали костюмы и декорации для оформления театрализации.

Организовали выставку макетов «Природные зоны планеты».

Подготовили выставку рисунков на тему «Обитатели Австралии», «Необычные растения», «Чудеса животного мира».

Участвовали в театрализации постановки «Заходи в Зеленый мир».

В результате групповой самостоятельной деятельности создали выставку рисунков, книг.

Отрабатывали невербальный язык общения жестов, мимики, работали над образами.

В результате парной и индивидуальной деятельности подготовили устные выступления, создали макеты природных зон.

А в результате индивидуальной деятельности создали мини-проекты, приготовили костюмы.

Таким образом, осуществлялось развитие творческой активности учащихся, самостоятельности и самооценки у некоторых учащихся.

Источник

«Формирование у детей дошкольного возраста личностных качеств,

определяемых целевыми ориентирами ФГОС.

Поддержка инициативности и самостоятельности»

План:

  1. Вступительное слово: ФГОС о поддержке инициативности и самостоятельности.
  2. Мозговой штурм «Способы и направления поддержки инициативности и самостоятельности».
  3. Игра с правилами.
  4. Обобщение по теме.

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения этапа дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

– проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

– способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

– ребенок способен к волевым усилиям;

– пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

– способен к принятию собственных решений.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, творчества.

В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников:

Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.

Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.

По определению в “Советском энциклопедическом словаре”, инициатива – (от латинского initium – начало) почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях.

В “Справочнике по психологии и психиатрии детей и подростков” инициативность определяется, как “характеристика деятельности, поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению, в отличие от реактивности – поведении, осуществляемом на внешние стимулы. Инициативность показывает развитие деятельности и личности, особенно на ранних этапах развития. Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.

Короткова Н. А. и Нежнова П. Г. вводят такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включённость ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

Ключевые признаки: в рамках наличной предметно-игровой обстановки активно развертывает несколько связанных по смыслу игровых действий (роль в действии); вариативно использует предметы-заместители в условном игровом значении.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я – шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

Ключевые признаки: имеет первоначальный замысел, легко меняющийся в процессе игры; принимает разнообразные роли; при развертывании отдельных сюжетных эпизодов подкрепляет условные действия ролевой речью (вариативные диалоги с игрушками или сверстниками).

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Ключевые признаки: комбинирует разнообразные сюжетные эпизоды в новую связную последовательность; использует развернутое словесное комментирование игры через события и пространство (что где происходит с персонажами); частично воплощает игровой замысел в продукте (словесном – история, предметном – макет, сюжетный рисунок).

Необходимым условием развитием инициативного поведения является воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения. Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и самостоятельности ребенка.

Инициативный ребенок должен уметь реализовать свою деятельность творчески, проявлять познавательную активность. Новизна продукта детской деятельности имеет субъективное, но чрезвычайно важное значение для развития личности ребенка. Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Итак, для инициативной личности характерно:

– произвольность поведения;

– самостоятельность;

– развитая эмоционально волевая сфера;

– инициатива в различных видах деятельности;

– стремление к самореализации;

– общительность;

– творческий подход к деятельности;

– высокий уровень умственных способностей;

– познавательная активность.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста – игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

Формирование гармонично развитой личности, воспитание ее социальной направленности представляет собой важную задачу детской психологии и дошкольной педагогики.

Главная цель развития личности – возможно более полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей, возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Поэтому активность, инициативность, стремление к самореализации – сущностные характеристики личности.

Развитие инициативности

  1. Давать простые задания (снимать Страх “не справлюсь”), развивать у детей инициативу.
  2. Давать задания интересные или такие, в которых у человека есть личный интерес что-то делать.
  3. Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи). Научить грамотно реагировать на собственные ошибки (смотри “Ошибочка!”).

Формирование самостоятельности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества:

– бытовой труд (Л.А.Порембская)

– конструктивно-игровая деятельность (Ф.В.Изотова);

– художественная деятельность (Н.А.Ветлугина);

– игра (А.И. Матусик, Н.Я. Михайленко, С.А. Марутян и др.)

Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Постепенно самостоятельность репродуктивного характера сменяется на самостоятельность с элементами творчества, повышается уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в процессе осуществляемого им вида деятельности. Проблема воспитания самостоятельности у дошкольников рассматривается в двух аспектах: умственном и нравственном.

Выделяют 3 компонента развития самостоятельности:

1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление (Формирование самостоятельности, по мнению Выготского Л.С. (1983), во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, достигать цели).

2. Эмоциональный: при определенных условиях эмоции могут существенно повышать продуктивность мыслительной деятельности.

3. Волевой: элементы воли, закладывающиеся у детей еще в преддошкольном возрасте; уровень развития воли зависит от средств, форм и методов воспитания.

Среди показателей самостоятельности специалисты отмечают:

– стремление решать задачи деятельности без помощи и участия других людей;

– умение ставить цель деятельности;

– осуществление элементарного планирования деятельности;

– реализацию задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели.

Можно говорить о том, что самостоятельность дошкольника, понимаемая как стремление и способность ребенка настойчиво решать задачи своей деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально-личностного созревания и готовности к школьному обучению (Агеев В.В., 2008). Самостоятельность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, в умении выполнять значимые поручения взрослых (родителей и педагогов), способности адекватно оценивать собственную деятельность и поведение и деятельность и поведение других детей.

Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя – анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.

Ресурсы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва.
  2. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. М.: Издательство « Институт практической психологии»; Воронеж, 1998. – 256с.

Источник