Личностное развитие ребенка и рисование
Занятия по изобразительной деятельности в детском саду, кроме выполнения учебных задач, являются важным средством всестороннего развития личности дошкольников. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию в дошкольном возрасте способствует умственному, эстетическому и физическому развитию, нравственному воспитанию ребенка. Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни.
Полноценное развитие ребенка средствами изобразительного искусства будет эффективно, если:
— будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;
— на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;
— занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;
— воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;
— воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности.
В процессе рисования и лепки формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности и соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Ребенок учится быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умении довести её до конца.
В процессе изобразительной деятельности воспитывается у дошкольников чувство товарищества, взаимопомощи. Работая над изображением, дети нередко обращаются друг к другу за советом, помощью. В конце занятия проводится коллективный анализ детских работ, который способствует формированию объективных оценок своих рисунков и рисунков товарищей. В некоторых случаях работа дошкольников организуется как коллективное выполнение задания, в процессе которого у них воспитывается умение дружно, согласованно работать.
Важно у детей воспитывать эстетическое отношение к окружающему, умение видеть и чувствовать прекрасное, развивать художественный вкус и творческие способности. Изобразительная деятельность играет большую роль в воспитании эстетических чувств дошкольника.
Изобразительное искусство показывает человеку мир реально существующей красоты, формирует его убеждения, влияет на поведение.
Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического влияния, имеет свое специфическое воздействие на ребенка. Рисование оказывает влияние на развитие чувства цвета, учит видеть красоту сочетания разных цветов и оттенков. Лепка влияет на развитие чувства формы. Ребенок реально ощущает ком глины, может изменить его, самостоятельно придавая ему желаемую форму. Аппликация подводит ребенка к обобщению формы и выражению её при помощи силуэта.
Заботясь о развитии у ребят художественных способностей, педагог должен знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к рисованию, лепке, и т.п. Одним из таких факторов нередко служит глубокое эмоциональное переживание ребенка при восприятии предмета или явления – яркой картинки, книжки, игрушки, пейзажа. Эмоциональное переживание вызовет у ребенка потребность рассказать окружающим о том или ином явлении и показать это изобразительными средствами.
Все виды занятий по изобразительной деятельности при правильной организации положительно влияют на физическое развитие ребенка. Они способствуют поднятию общего жизненного тонуса, созданию бодрого, жизнерадостного настроения. Большое значение для рисования и лепки имеет зрение.
Для того чтобы нарисовать, вылепить предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое ребенок может получить в результате предварительных целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием способствуют развитию руки ребенка, особенно мускулатуры кисти и пальцев, что так важно для дальнейшего обучения письму в школе.
Таким образом, занятия изобразительной деятельностью – это важное средство развития личности дошкольника.
Источник
БОУ Лицей №6 Дошкольное отделение «Лебёдушка»
Значение рисования в развитии личности дошкольника
Каждый ребенок имеет уникальную личность, с которой он рождается, но среда, в которой ребенок растет, играет важную роль в формировании этой личности. Родители, учителя и воспитатели несут постоянную ответственность за то, чтобы оказывать влияние на развитие положительных личностных качеств ребенка.
Говорят, что лучше всего ребенок выражает свои чувства через живопись или рисунок. Рисование является сильным способом общения для детей, которые еще не развили навыки вербального общения или просто интроверты. Дети обычно рисуют то, что они находят интересным или привлекательным, и используют свое воображение, чтобы создать изображение на бумаге.
Не имеет значения, любит ли ваш ребенок мел или цветные карандаши, единственное, что имеет значение, это то, что у вашего ребенка есть сторона творчества и активного воображения.
Первое, что может сделать ребенок, это взять карандаш и начать рисовать. И поскольку новые технологии становятся все более доступными для детей и их семей, они приносят с собой новые способы овладения важными творческими навыками. Мы рассматриваем рисование как один из самых фундаментальных навыков – вот лишь некоторые из причин, почему…
Рисование позволяет воображению ребенка стать более активным. Рисование является одной из ранних основ логического мышления или абстрактного мышления.
Поскольку большинство детей ценят рисование, это движение дает время для формирования идей фиксации и практики. Эти идеи будут основополагающими для научных достижений ребенка, даже в начальной школе. Рисование требует большой концентрации и терпения, чтобы сосредоточиться на конкретных деталях. Умение следить за мелкими деталями, сосредоточиваться на конкретном результате рисования, а также практиковать сложные штрихи и узоры позволяет ребенку развивать силу концентрации и терпение.
Рисование-это способ, позволяющий ребенку учиться не только умственно, но и физически. Это позволяет ребенку сосредоточиться на том, что он видит и как изобразить то же самое на бумаге своими руками. Координация рук и глаз очень необходимы при рисовании, так как это позволяет развивать его пальцы и силу концентрацию, чтобы сосредоточиться на деталях. Эта же координация важна в спорте и других развлекательных обстоятельствах.
Дети любят слышать похвалу от родителей или учителей. В первые годы, когда они учатся рисовать, они идут к родителям и надеются получить от них похвалу. Когда родитель говорит: “это так красиво!”, “Как удивительно!” прием. для своего ребенка, малыш получает очень взволнован и получает повышение уверенности в себе. Этот импульс увеличивается, даже больше, когда они начинают ходить в школы и учителя хвалят их перед всем классом. Таким образом, у ребенка повышается самооценка.
Такая уверенность позволяет ему быть более творческим и пробовать различные средства рисования, чтобы увидеть, какие другие навыки он может освоить. Детский рисунок зажигает воображение.
Рисование-это способ для детей понять внешний мир через мир воображения. Когда ребенок учится рисовать с самого раннего возраста, это не только помогает ему развить мелкую моторику, но и позволяет ему жить в мире снов. Она позволяет ребенку представить мир, который находится за пределами практичности. Хотя есть мультфильмы, книги, телесериалы и не говоря уже о фильмах, которые помогают ребенку представить; когда ребенок начинает рисовать, он начинает испытывать силу воображения и способен зажечь творчество. Он может посетить мир сказок. Рисование позволяет ему проектировать свое воображение на бумаге с таким количеством изменений, как он хочет.
Рисование является одним из интуитивных навыков, которые может развить ребенок. К этому навыку нельзя относиться легкомысленно, так как он помогает ребенку развивать свой умственный и физический рост.
Рисование не только для того, чтобы улучшить развитие и навыки ребенка, это также хороший способ общения (со своими братьями и сестрами или родителями). Рисование помогает развить их воображение и позволяет им исследовать новые текстуры, цвета или запахи. Это позволяет им устанавливать и формировать отношения со взрослыми и сверстниками, развивать навыки командной работы и поддерживать свою самооценку. Даже в младшем возрасте творческая деятельность помогает ребенку развить основные математические навыки, такие как измерение, размер, форма, сортировка и т.д. Создание коллажей / мозаик или смешивание цветов являются очевидной творческой деятельностью, но также помогают их интеллектуальному развитию, которое перенесет на другие области их жизни.
Таким образом, у ребенка развиваются такие индивидуальные качества, как:
терпеливость, внимательность, аккуратность, трудолюбие, координация, воображение, логика, память, аналитические способности и творческое мышление.
Источник
И.А. Галкина (к.пс.н.)
Рисование является одним из самых интересных видов творческой деятельности детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» — пишет В. А. Сухомлинский. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, так как функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующие дети логичнее рассуждают, больше замечают, внимательнее слушают. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ребенка, что создает благоприятные условия для становления навыка письма. Создание образов и фантазий способствует развитию логического и пространственно мышления, развитию ассоциативного мышления, необходимых при освоении математики. Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению ученых, детское рисование участвует в развитии и согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования задействовано как конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга, так и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие.
Будучи связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.
Во время рисования ребенок развивает мелкую моторику, тренирует память и внимание, учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. У детей благодаря занятиям рисованием формируется связанная речь. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего, развиваются эстетические чувства и способности ребенка.
Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию и развитию наглядно-образного мышления.
Усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.
Дошкольники в процессе рисования овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают Ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя более самостоятельными. Если ребенок регулярно занимается рисованием, то у него воспитываются такие черты как усидчивость, внимательность, терпение, аккуратность, умение планировать процесс работы, которые очень важны при начале школьного обучения.
Важное значение изобразительной деятельности заключается также и в том, что она является средством эстетического воспитания. Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма. Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Рисование также даёт возможность свободно выражать свои эмоции, мысли и ощущения. Рисуя, малыш получает радость и удовольствие, а ещё удовлетворение от своей работы и от самой жизни, поэтому рисование полезно детям для разгрузки, снижения эмоционального и психологического напряжения.
Советы родителям по организации изобразительной деятельности детей
- Для знакомства ребенка с миром художественного творчества рекомендуется использовать карандаши и краски. Обратить внимание стоит на выбор карандашей для детей. Они должны быть достаточно мягкими, чтобы оставлять следы даже при незначительном усилии. Краски желательно приобрести ярких оттенков, обязательно иметь разного размера кисти. Так как при рисовании фломастерами ребенок не может контролировать силу нажима, поэтому не рекомендуется их использовать. Здесь важная роль взрослого состоит в том, чтобы проследить процесс усваивания детьми различных способов работы кистью и красками: по сухому фону, по влажному фону, способом размывки. Детей учат смешивать краски с белилами (в гуаши) и разводить водой (в акварели) для получения различных оттенков цветов; использовать разные способы рисования и получения оттенков цвета, применять при создании изображения разные техники (простой карандаш и краски – гуашь, акварель: цветные восковые мелки и гуашь или акварель и т.п.).
- Для ребенка 4-5 лет можно не покупать альбом для рисования, а просто приобрести дешевую бумагу для принтера. В этом возрасте дети рисуют много и быстро, и этот вариант будет удобен и им, и родителям. Дошкольникам, которым в следующем году предстоит идти в школу, напротив, лучше всего купить настоящий альбом для рисования. Пусть ребенок научиться рисовать на бумаге данного формата, так он будет уверенней чувствовать себя на уроках рисования в школе.
- От начальных занятий рисования и раскрашивания зависит очень много. Если оставить без внимания то, как ребенок держит пишущий предмет, это может сказаться в дальнейшем на подготовке к школе. В первую очередь, присмотритесь правильно ли ребенок держит карандаш (кисточку). Его рука не должна быть слишком напряжена, а кисть жестко фиксирована. Занимаясь рисованием, важно иметь возможность раскованного, свободного движения. Это сделает штрихи более легкими и плавными. Обратите внимание на осанку ребенка. Необходимо сидеть прямо, одной рукой раскрашивая, а другой, придерживая лист бумаги или тетрадь с рисунком. Задача взрослого – научить малыша держать кисть и карандаш тремя пальцами (между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем), рука при этом до локтя лежит на столе или может быть приподнята, опираясь на рисующий карандаш (или кисть, мелок и т.п.). Рисовать карандашом нужно с разным нажимом (легко касаясь бумаги для получения светлых оттенков и тонких, легких линий и более сильно нажимая для получения яркого цвета и сильных энергичных линий). Это позволит добиваться выразительности линий и изображения, так как линия – один из основных компонентов рисунка. При рисовании кистью дети учатся вести линии всем ворсом и концом его для получения широких и тонких линий.
- Покажите ребенку, что можно раскрашивать картинки, штрихами разной длины. У самого края пусть будут совсем коротенькие, а ближе к центру – длинные штрихи. Закрашивать надо в одном направлении, без просветов, равномерно надавливая на карандаш. При рисовании обращайте внимание на адекватное использование цвета. Можно использовать упражнения: «Раскрась также», «Что бывает такого цвета».
- Сделайте «альбомы», куда будете помещать рисунки ребенка. Повесьте одну-две лучшие работы малыша на дверь или холодильник, и позволяйте ему рассказывать вашим гостям о своих рисунках.
- Для всестороннего формирования навыков по рисованию у детей проводите различные виды занятий: предметное рисование (выполнение работы с натуры), рисование по выбору, рисование по представлению, сюжетное рисование, декоративное рисование.
- Самые распространенные рисунки — это рисунки с натуры. Попросите ребенка нарисовать себя, глядя в зеркало, любимую игрушку, маму, папу. Можно использовать фотографии. Прежде чем приступить к рисованию обсудите с ребенком особенности изображаемого объекта. Если в рисунке появляются необычные детали, обязательно поинтересуйтесь, откуда они взялись. Для развития творчества детей во время рисования не стоит настаивать на достоверности изображения.
- У ребенка свое видение, свое отношение к тому, что он рисует.
- На начальном этапе обучения детей рисованию в занятия желательно включать большое количество игровых моментов, проводить обыгрывание предметов. Основные приемы подготовительного периода: показ, прием «рука в руке». В дальнейшем чаще используются приемы: частичный показ, объяснение. Применяйте нестандартные способы рисования, это очень увлекательно, интересно и полезно (например, пальчиковое рисование, рисование ладошками и др.).
Рисованию, конечно, родители могут обучать своих детей самостоятельно, используя свой собственный опыт и специальные методические пособия. Но очень полезны занятия по рисованию с детьми, который ведет профессиональный художник, художник-педагог, знающий все тонкости процесса обучения рисованию. В нашем развивающем центре «Летиция» занятия по изобразительному искусству (ИЗО и ИЗОТВОРЧЕСТВО) ведут опытные и высокопрофессиональные художники, имеющие специальную педагогическую подготовку. На нашем сайте и в здании центра «Летиция» можно увидеть замечательные рисунки наших детей.
Источник