Личностно ориентированные программы развития ребенка

Доклад

Тема «Личностно-ориентированные технологии в работе с дошкольниками»

Подготовила воспитатель МДОУ «Детский сад №7» Горбунова О.Д.

Очень часто мы слышим. Что педагог должен использовать в своей работе образовательные технологии. Которые бы соответствовали современным требованиям образования, это стало особенно актуально с ведением ФГОС ДО которые полностью меняют систему воспитательно – образовательной работы в ДОУ. Одной из таких приоритетных технологий в педагогике является личностно-ориентированная технология.

Личностно-ориентированная технология – это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.

Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Задачи личностно-ориентированной технологии:

  • гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
  • обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
  • приоритет личностных отношений;
  • индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности с применением личностно-ориентированной технологии разнообразны:

– игры, занятия, спортивные досуги

– беседы, наблюдения

– экспериментальная и проектная деятельность

– упражнения, гимнастика, массаж

– тренинги, этюды, образно-ролевые игры

-конкурсы и выставки детского творчества

В рамках личностно- ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1.Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый – ребенок».

Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения)

Основой личностно ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Поэтому позиция педагога по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.

Организация личностно-ориентированного взаимодействия именно в свободной деятельности требует от педагога больших усилий, понимания, признания ребенка, принятия его как полноценного партнера, оказание ему помощи. А так же поиска все новых приемов работы по организации (например, поддержания дисциплины в группе).

Можно использовать следующие приемы личностно-ориентированного подхода.

Прием «Дежурство по тишине».

Цель использования данного приема: поддерживать дисциплину в самостоятельных играх. Вместе с детьми выбираем одного или двух дежурных, которые следят за порядком в группе. Дежурному надеваем пилотку с эмблемой. Это очень стимулирует желание других детей быть дежурным, а для этого, соответственно, вести себя спокойно, слушать дежурного. Наиболее расшалившимся, шумным предлагаем сесть за стол на несколько минут. Им можно положить пазлы, материал для лепки, рисования и т.д. Затем, успокоившись, этот ребенок возвращается к своей игре. Игра дает возможность каждому ребенку не только привыкнуть к спокойной обстановке, но и проявить, оценить себя, поднять свой авторитет в глазах других детей, учит анализировать (ребята меня похвалили, отметили, меня будут слушать…)

2. При организации различных видов деятельности в течение дня можно использовать прием «Цветные ладошки» – три силуэта ладони – сигнала. Использование данного приема способствует развитию у детей навыков самоорганизации, дает возможность воспитателю избегать лишних указаний.

Красная ладонь – «кричалка», означает, что можно бегать, прыгать, шуметь (прогулка, спортивные соревнования, самостоятельная двигательная деятельность).

Желтая ладонь – «шепталка», сигнал о том, что нужно передвигаться тихо и говорить в полголоса или шепотом (экскурсия по саду, укладывание спать, свободные игры, ручной труд и т.д.)

Синяя ладонь – «молчалка», следует сесть тихо, замолчать (во время чтения художественной литературы, когда говорит взрослый).

Необходимым условием применения личностно – ориентированной технологии является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Наблюдения за детьми в процессе дня помогают лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности, как можно помочь ему, если это требуется. Применяя индивидуально- дифференцированный подход, можно разделить воспитанников на условные группы с учетом особенностей развития психических процессов, с учетом состояния здоровья детей, степенью освоения программного материала, интереса к изучению нового. В результате использования личностно – ориентированных технологий педагоги имеют возможность построить индивидуальный образовательный маршрут воспитанников.

Для того, чтобы в полной мере реализовать личностно – ориентированную технологию необходима соответствующая развивающая среда группы, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы. Развивающая среда должна быть вариативна, динамична и трансформируема, постоянно обновляется в соответствии с планированием. Это обеспечивается доступностью материала, его разнообразием и постоянным обновлением. Внесение новых, совершенно незнакомых материалов, побуждает детей к творческому поиску.

Каждый ребенок группы должен имеет возможность заниматься тем, что ему больше всего нравится (творчеством, игрой, познавательной деятельностью и т.д.).

Задачей воспитателя при этом является оказание каждому ребенку помощи в раскрытии его внутреннего мира, предоставление ему дополнительной силы в поисках новых открытий и смыслов, в построении всесторонне развитой личности. Использование различных форм организации детской деятельности, дает положительные результаты для этого. Например некоторые из них: одна из форм взаимодействия педагога с детьми – это «детское коллекционирование» «детское собирательство» разнообразные предметы- накопители камешки, ракушки, киндер сюрпризы, мягкие игрушки, сувениры, магнитики и т.д Создание коллекций дает детям возможность заниматься поисково-исследовательской деятельностью, вызывает желание делиться или обмениваться своими интересными экспонатами, рассказывать о них. Дети совместно с педагогом систематизируют и изучают «собираемое». Собранные экспонаты коллекций распределяются по темам, их можно поместить в контейнеры и ставить на полку в свободном доступе: дети их могут брать и пополнять новыми экспонатами.

Популярной формой работы в ДОУ стали конкурсы и выставки детского творчества. Они помогают развивать в детях творческие способности, удовлетворить способность в самовыражение. В «Уголке творчества» любой ребенок может разместить свои поделки, рисунки, выполненные в детском саду или дома.

Неотъемлемой частью личностно – ориентированного подхода к ребенку является раскрытие его индивидуальных способностей, талантов. Поэтому различные кружки, секции уже давно являются неотъемлемой частью одной из форм организации деятельности ребенка в ДОУ.

Если ребёнок посещает занятия кружка с увлечением, то одно это уже создаёт для него ситуацию успеха, а значит, повышает личную самооценку.

Конечно, каждый педагог вносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное. Индивидуальность педагогическая определяется уровнем осмысления содержания программы, оснащением педагогического процесса, условиями в которых находятся дети.

Современная педагогика подразумевает применение многих технологий. Но, личностно – ориентированная технология должна быть в приоритете, так как ее применение способствует формированию всесторонне развитой личности, умеющей адаптироваться в современном обществе.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад общеразвивающего вида №75»

Консультация для воспитателей на тему:

«Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников»

Подготовила:

педагог-психолог

МБДОУ «ДСОВ №75»

Горбовская А.Ю.

Братск, 2015

Содержание консультации:

  1. Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.
  2. Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.
  3. Принципы личностно-ориентированного подхода в рамках совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
  1. Личностно-ориентированный подход в системе дошкольного образования.

В настоящее время существуют различные технологии, системы и модели обучения и воспитания. Личностно-ориентированная модель обучения является тенденцией современных образовательных систем, её основные теоретические выводы хорошо известны, прошли широкую апробацию в образовательной практике. Чем же отличается личностно-ориентированное воспитание от обычного, традиционного, того, которое было всегда?

Система дошкольного образования начала перестраиваться – поворачиваться от авторитарной к личностно-ориентированной модели построения педагогического процесса. Её задачи особенные. Как известно, базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются (видоизменение), либо ассимилируются с большим трудом, и репродуцируются (воспроизводятся) с малым коэффициентом надёжности.

Исследования теоретиков показывают, что в дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс знаний, если те преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитываются интересы и познавательные возможности ребёнка по отношению к изучаемым явлениям.

Педагоги должны обеспечить каждому ребёнку условия для развития и саморазвития, что возможно только при глубоком анализе индивидуальных особенностей человека и стратегическом планировании тактики обучения, предназначенной не абстрактному ребёнку (ребёнку «вообще»), а конкретному человеку с его личным, присущим только ему комплексом качеств.

Сущность личностно-ориентированного подхода состоит:

• в наличии различных видов учреждений дошкольного образования;

• в признании основной ценностью образования становление личности как индивидуальности в её самобытности, уникальности, неповторимости;

• в предоставлении каждому ребёнку права выбора собственного пути развития на основе выявления его личностных особенностей, жизненных ценностей, устремлений.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей дошкольного возраста предполагает определенную позицию педагога:

• оптимистический подход к ребёнку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала воспитанника и умение максимально стимулировать это развитие им же самим с помощью адекватных средств;

• отношение к ребёнку как субъекту собственной деятельности, как к личности, способной проявлять собственную активность;

• опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребёнка в обучении, содействие их обретению и развитию.

Личностно – ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход к ребёнку, вооружить педагогов навыками партнёрского общения с детьми, а также новыми педагогическими технологиями. Поскольку ребёнок такой же полноправный член общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию не «сверху», а рядом и вместе.

2. Стили общения, используемые в личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с детьми.

Какие же стили личностно – ориентированной модели используются в работе с дошкольниками?

1.Ситуативно-личностный тип общения присущ для детей 2-ух лет. Для них важно, чтобы воспитатель был ласковым и готовым помочь и защитить. Поэтому ребёнка этого возраста необходимо приласкать, обнять, посидеть рядом просто так… Обмен «приятными прикосновениями» между вами и ребёнком создадут атмосферу доверия и тепла, расслабленности и покоя. Ситуативно-личностный тип общения – это установление личного контакта с каждым ребёнком индивидуально.

2.Ситуативно-деловой тип общения используется в работе с детьми 3- ёх лет, так как для трёхлеток важно, чтобы воспитатель был хорошим партнёром по разнообразной деятельности. Здесь обязательно надо работать на равных, а не под руководством воспитателя. Задача этого этапа- заслужить авторитет «человека умелого» в глазах детей.

3.Внеситуативно-деловой тип общения применяется в среднем возрасте, когда взрослый становится авторитетным источником интересной и достоверной информации. Задача этого типа – заслужить авторитет «человека знающего».Но совсем не надо делать вид, что вы знаете всё. Пусть вас не смущает, что на какой-то вопрос вы не знаете ответ немедленно. Дети должны убедиться, что:

вопрос вас заинтересовал;

вы знаете, где и как искать на него ответ;

вы настойчивы в поисках и считаете важным всё-таки найти ответ.

4. В старшем дошкольном возрасте необходимо умение выслушивать доверительные рассказы детей и вступать в личное общение на равных с ребёнком, избегая оценок, а также умение искренне радоваться жизни. Дети в этом возрасте могут быть по-своему замкнутыми и раскрываются только с человеком, которому очень доверяют. Они делятся своими чувствами, переживаниями, мыслями. Этот тип общения – внеситуативно-личностный.

Каждый год меняется стиль общения взрослого с детьми, потому что меняется характер потребности ребёнка во взрослом. Но важно помнить, что новая потребность приходит не вместо предшествовавшей, а как добавление к ней.

Личностно ориентированный стиль отношений заложен и в оценке достижений детей. Для детей 2-3 лет любые результаты трудов и усилий необходимо одобрять, только таким путём можно укрепить в ребёнке желание ставить перед собой новые цели. Для детей 4-ёх лет наряду с одобрением необходима и объективная критическая оценка результатов детской деятельности, но обязательно в игровой форме и от игрового персонажа. Начиная с 5-ти лет воспитатель в доброжелательной форме сравнивает результаты деятельности ребёнка с его предыдущими (например, сравнивает рисунки), но ни в коем случае нельзя сравнивать с результатами деятельности других детей. При этом педагог помогает ребёнку осуществлять сравнение – сопоставление того, что сделано, наметить пути их исправления. Таким образом у детей формируются предпосылки учебной деятельности (самоконтроль и самооценка).

3. Сравнительная таблица моделей образовательной деятельности.

Чтобы понять сущность личностно-ориентированного подхода, рассмотрим отличительные особенности личностно-ориентированной и учебно-дисциплинарной моделей, которые представлены в следующей таблице:

Учебно-дисциплинарная модель

Личностно-ориентированная модель

Детство — это этап подготовки к будущей жизни. Основная функция учреждения дошкольного образования — подготовка ребёнка к школе

Признание самоценности дошкольного детства как уникального периода в жизни человека. Основная функция учреждения дошкольного образования — охрана жизни и здоровья ребёнка

Приоритетом дошкольного образования является образовательная программа. Основная задача педагогических работников — реализовать образовательную программу

Приоритетом дошкольного образования является взаимодействие педагогических работников с детьми. Основная задача — содействовать максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности

Ребёнок рассматривается как объект приложения сил воспитательной системы. Активность детей подавляется в угоду внешнему порядку и формальной дисциплине

Ребёнок — главное действующее лицо образовательного процесса, субъект деятельности, которого характеризуют избирательность, активность, инициативность, ответственность

Манипулятивный подход к ребёнку. Лозунг взрослого “Делай, как я!”

Ребёнок рассматривается как равноправный партнёр в условиях сотрудничества. Взрослый исходит из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития

Воспитание сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством ограничений, “внушений”

Воспитывать — значит содействовать приобщению ребёнка к миру человеческих ценностей. Поощрение хорошего в поведении и игнорирование оценки отрицательного

Приоритетные способы общения: наставления, нотации, ограничения, наказания. Тактика взаимодействия: диктат и опека

Способы общения предполагают умение стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения и внимательно относиться к его чувствам и эмоциям.

Тактика взаимодействия — сотрудничество

Взрослый сам разрешает возникающие конфликты между детьми: поощряет правых и наказывает виноватых

Взрослый побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения

Прямое обучение определённым программой знаниям, умениям и навыкам, что подразумевает копию “школьной модели фронтальных занятий”. Приоритетные формы работы — фронтальные. Ориентир на “вооружение ребёнка знаниями, умениями и навыками”

Переход от прямого обучения знаниям, умениям и навыкам к формированию возможности приобретать их и использовать в жизни. Приоритетные формы работы — индивидуальные и подгрупповые. Ориентир на собственные открытия ребёнка

Взрослый обучает всех детей установленной сумме знаний, умениям и навыкам. Убеждение: ребёнок обучается лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого. Усвоение опыта взрослых — наиболее ценный способ развития

Взрослый способствует эффективному накоплению каждым ребёнком собственного опыта. Убеждение: ребёнок обучается самостоятельно в процессе взаимодействия с окружающим миром; самое ценное для полноценного и своевременного развития — приобретение им собственного опыта

Взрослый определяет задания, форму работы детей и демонстрирует им образец правильного выполнения задания

Взрослый предлагает детям на выбор различные задания и формы работы, поощряет их к самостоятельному поиску решения этих заданий

Взрослый старается заинтересовать детей в том материале, который предлагает сам

Взрослый стремится выявить реальные интересы детей и согласовать с ними подбор материала

Взрослый проводит индивидуальные занятия с отстающими детьми. Индивидуальный подход распространяется на небольшую часть группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы)

Взрослый проводит индивидуальную работу с каждым ребёнком. Индивидуализация распространяется на каждого ребёнка; от педагога ожидаются большая гибкость и открытость новым идеям, способность к импровизации, постоянному осмыслению происходящего

Взрослый планирует и направляет детскую деятельность по определённому руслу

Взрослый помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность

Взрослый оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ими ошибки

Взрослый поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки

Доминирующий способ проведения занятий — прямое воздействие взрослого на ребёнка, вопросно-ответная форма взаимодействия

Прямое обучение не является основной формой организации занятий. Одним из наиболее эффективных путей обучения детей на занятиях является дидактическая игра. Интеграция разных видов деятельности на занятиях

Достижения ребёнка оцениваются исходя из групповых стандартов (норм)

Достижения ребёнка оцениваются как результат сравнения с самим собой

Овладение знаниями считается обязательным программным требованием и жёстко контролируется. При этом зачастую игнорируются интересы ребёнка, главное — формирование ответственности, настойчивости, дисциплинированности

Игра в сочетании с необходимыми объяснениями — прямого воздействия взрослого — образует специфическую форму обучения детей — своеобразный синтез игры и занятия, снимая тем самым традиционное противопоставление этих форм обучения

В обучении используется дидактический материал, рассчитанный на определённый объём знаний “среднего” ребёнка

Используется дидактический материал, соответствующий уровню развития и способностям каждого ребёнка

Стимулируется активность группы

Стимулируется активность каждого ребёнка с учётом его возможностей и индивидуальных склонностей

Взрослого не интересуют способы познания, а важны конечные или промежуточные результаты обучения

Взрослый помогает детям осознать способы познания мира, организует обсуждение и обмен способами познания

Игра используется как приложение к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями

Игра является основной формой организации детской жизни, основывается на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом

Воспитатель обычно проводит с детьми игру так же, как и занятие: определяет тему, отводит каждому участнику место и даёт роль, предписывает и регламентирует действия

Развивающие игры, свободные от навязанной взрослыми “сверху” тематики и регламентации действий

Надо учиться видеть мир глазами ребёнка, исходить из его интересов, понимать его индивидуальность, радоваться его успехам, тем самым строя отношения педагога и ребёнка на личностной основе.

Источник