Личностная готовность к школе ребенка с проблемами в развитии

Сколько известно случаев, когда ребенок в дошкольном возрасте удивлял окружающих своей осведомленностью, глубиной своих знаний и разнообразием интересов, а затем в школе демонстрировал посредственные результаты. Для некоторых родителей и сейчас является открытием, что интеллектуальной подготовки не достаточно для того, чтобы поступление в школу и адаптация детей к систематической учебной деятельности проходили успешно. Интеллектуальное развитие необходимо ребенку, но еще более важной опорой для него станет личностная готовность к школе.

Формирование личностной готовности дошкольников к школе

Личностная готовность ребенка к школе как компонент более общего понятия психологической готовности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Этому способствуют новообразования, которые складываются благодаря кризису 6-7 лет.

Поясним обыденным языком. Жил-был дошкольник, играл с такими же детьми, занимался под чутким руководством близких развивающей деятельностью, и это составляло основной смысл его жизни. Но назрела возрастная встряска, именуемая кризисом, в процессе которой кристаллизовались новые потребности.

Личностная готовность к школе

И теперь дошкольник хочет не только играть, но и многому научиться; хочет приобретать знания и умения по-взрослому, посещая школу, а не дома или в дошкольных заведениях; желает иметь свои достижения. Для этого он готов прикладывать старания, проявлять внимание к тому, что будет говорить учитель, и усердно заниматься.

Так должно происходить в идеальном представлении. В реальности формирование готовности к школе у большинства детей складывается фрагментарно – один показатель уже проявляется, второй запаздывает, третий еще и вовсе не обнаруживается…

Показатели личностной готовности детей к школе

Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, возрастная психология выделяет соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.

Это новые характеристики в личностном становлении ребенка. Например, пятилетнему малышу они не присущи. Только достигнув старшего дошкольного возраста, юная личность начинает больше тянуться к социальному окружению и искать возможности реализовать свои возросшие потребности.

С поступлением в школу предстоят существенные изменения того образа жизни и преобладающих видов деятельности, к которым привык дошкольник. Новые условия потребуют новых движущих сил развития, которые связаны с мотивацией и принятием себя в новой роли.

Личностно-мотивационный компонент

На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.

Личностно мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:

  • Познавательный
  • Социальный
  • Мотив достижения

Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.

Есть ли объективные условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.

Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес. Во-вторых, детей очень привлекает познавательная исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников. В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.

Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.

Ребенку уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они жаждут обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.

Читайте также:  Роль семьи в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста

Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении. Без выраженного мотива достижения результаты учения вряд ли будут ощутимыми.

Личностно-социальный компонент

С каждым годом дошкольника все больше начинает привлекать мир людей. Старшие дети интересуются, как выстраиваются отношения в обществе. На пороге школы у них преобладает внеситуативно личностная форма общения со взрослыми, которая способствует формированию у ребенка умения внимательно слушать и понимать взрослого, воспринимать его в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.

Социально личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника.

Социально личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь. Говорящие критерии следующие:

  • Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
  • Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
  • Желание принять школьные довольно строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
  • Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
  • Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.

Внутренняя позиция школьника

Личностная готовность к обучению в школе предполагает, что дошкольником движут и познавательные, и социальные мотивы. Но ребенок – это не статистическая особь homo sapiens. Это индивидуальность, хотя еще и малолетняя. Со своими предпочтениями, способностями и склонностями. В большинстве случаев у дошкольника доминирует один из мотивов.

Готовность к обучению

В том случае, когда у ребенка тесно переплетены две потребности – познавательная и потребность в общении со взрослым как с наставником, – он способен легко и эффективно включиться в учебный процесс.

О таких детях говорят, что у них уже сформировалась внутренняя позиция школьника.

Складывается такая внутренняя позиция постепенно. Сначала дошкольник в своих разговорах отзывается о школе в положительном ключе. Затем возникает интерес к социальным характеристикам школьника («буду писать в тетрадке, и мне поставят «5», «Нужно позвонить – так начинается урок» и пр.). И наконец, завершающий этап – появление интереса непосредственно к учебной деятельности в условиях школы, то есть, становление учебной мотивации.

Ценность внутренней позиции школьника состоит в том, что ребенок осознанно намерен подчинять свое поведение и действия школьным требованиям. Он готов прикладывать усилия, чтобы слушать учителя, получать знания, выполнять задания. Это не что иное, как произвольность.

Процесс школьного обучения с первых дней опирается на определенный уровень произвольного поведения. Слабый уровень произвольности первоклассника, как правило, приводит к трудностям в обучении.

Таким образом, чтобы сложилась личностная готовность к школе, у детей нужно развивать учебную мотивацию и потребность учиться у взрослого. Только так ребенок осознает, что в школу он пойдет не для того, чтобы играться там с другими детьми в новых условиях. Для него станет очевидной задача почерпнуть знания и многому научиться. В связи с этим, нельзя недооценивать подготовку к школе в небольших группах детей накануне поступления в первый класс. Даже кратковременное посещение подобных «курсов первоклассника» продвинет дошкольника на шаг в формировании внутренней позиции школьника.

Источник

. ” “. – .

. ,

, , , , .

https://www.allbest.ru/

1.

1.1

1.2

2. –

2.1

2.2 –

, , , : , .

() – ( 16 2001 . N 29/1524-6), , , , , , , 腻, – .

– .., .., .., – (.., .. .)

:

:

:

:

1. ;

2. ;

3. ;

4. ” “;

5. ” “;

6. .

:

– -;

, , .

1.

1.1

. , , , . , , “”, ” ” [7, 231 ]

Читайте также:  Особенности возрастного развития ребенка 4 лет

– . , . ” , , , “.

. , , “. . , .

.. 60- , , , .

.., , ” , , , – , ..” [4,12 ]

, – , .

:

1. . – , . , , , . .

, ( – , , ), , . , , .

, . . , .

2. . , . , , , .

, , , , . , , . , , :

– ;

– ( , );

– ( );

– ;

– , ;

– ;

– – .

3. – .

, , . , , , , , , . , , , .

, – .

: , , , , , , 6-7- . , , ( ). : , . .

, , . [15,608 ]

– ,

, , , , , .

, , , , .

1.2

, , – . , :

1) ;

2) ;

3) .

, 6 . , . , , , .

, , , .

, , . , 6 , 7 , . , .

. , . . .

– . . , . . , , .

, , . . . , . , : , , , , . .

. . , , . , , .

(.55 .4) – .

, . . .. .

– . – , .

, : , – . , . , .

. , , :

– ;

– ;

– ( ).

. , , , , , . , , – .

, , , , – – , 4-7- , .. . , , , .

, , , , , .

, . – -. / , . . :

1) ;

2) ;

3) ;

4) .

.

, , , .

, .

. . , . , , , , , , . , .

, .

. . , , , .

. .

.

, , , , , – , .

2. –

2.1

, , , , .

, , , . , , , .

, , , – :

– – , ;

– , – ;

– , , ;

– – , , ;

– , , , . [23,108]

:

1. . , , . — .

— , , , (), ( ) ( ) .

: , . . [22,80 ]

. , , , . – – – .

4–5 . — .

. :

– , , . , ;

– , ߻ 3- , , 4- , ;

– ( , ) , . . . , , .

2. . , – , .

— , . . (), ( , ), , . .

– — , . , , ( ) , ( ). . .

, 12–16 . . .

— , . 15 . — .

, , , . , .

3. , , . , , — , — . , , . , . , , .

(), (, ) (, , ). . – , – .

— .

4. (). . — , , , . [8,201 ]

.. :

1) . – , .

2) . — , , , , . — . , , , .

3) . , . , , , , , . [11,28- ]

4) – ( ). : , , . , – . : , , , .

, , . — . . , , , .

, , , , – . , , , , , . , – , , , , .

.. , .. — . [2, 89-96 ]

— , . 7–8 : .

, , . , . – . , . 10–12 . 20–25 — , . , .

. , , . , , : , — , — . . :

1. . , , , , , , .

2. . , , . , , , .

3. . , , . , . , .

5. . , , , . . , .

, , .

— , , , . , , .

, . , , , , .

— , , . , . — , . , , , . , , , , . [25,40 ]

.. :

. , , , . , .

. , , , , , .

. , , , , , , , . .

. , , , () ().

(). , , , , , . , , , . , , .

. — , , . , , , . [1,624 ]

. ; ; , 60 % .

, ( , , ). . 25–50 , 55–60 .

( ) , . , , . , , .

, (. . , .). , , , , , , , , , , .

() , ( ):

– , – , , , ;

– , ;

– -, – ;

– .

2.2 –

() . , !

, , . .

– , , , , 6- 7 .

: , , .

, — . , : , .

, , – .

. , , ; . . .

: , , , .

– . , – .

. : , .

, , . , , . , , , , , , .

, , , .

. , , .

. , , .

: , , – , .

, . , .

, , , “” .

: , . — .

, 1- . , , “” . – .

, , , . , , , . . , , , .

, , , . , .

, , . : , .

, . , , .

– , , , – . , -.

, , : , .

, , , – , . , -, , -, -, , , .

, , (), , , . .

, :

– – ;

– ( ). , , , ;

— (, , , , , , , .);

– , , ;

– .

– , () , . [7, 231 ]

, . , .

, , .

, (, – , ), – – :

– , , ;

– ;

– ;

– ( , , -, , ).

, , , , , -. , .

. . , . . .

“” 2008 .

:

– , :

– ( );

– ;

() ;

– ;

– . [12,47 ]

, . .

  • . . . .

    [41,8 K], 08.03.2005

  • . . . , .

    [31,0 K], 30.07.2012

  • 6 . . . , .

    [24,4 K], 10.09.2010

  • – . . .

    [604,5 K], 13.09.2013

  • . . . , , .

    [30,7 K], 01.05.2003

  • . . . .

    [90,0 K], 18.11.2010

  • . . . . – . .

    [2,1 M], 06.12.2013

  • ?

, , ..

PPT, PPTX PDF- .

.

Источник

Готовность к школьному обучению детей

с особенностями развития

Подготовила: воспитатель МДОУ

детский сад №7 «Алёнушка»

Виленская Наталья Владимировна

Малоярославец, 2016г.

(2 -й слайд)

«Быть готовым к школе уже сегодня –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе – значит быть

готовым всему этому научиться».

(Л.А. Венгер, А.Л. Венгер

«Готов ли ваш ребёнок к школе»).

Прежде всего, позвольте конкретизировать, что включается в понятие «готовность ребенка к школьному обучению» с медико-психолого-педагогической точки зрения:

(3-й слайд)

  1. Физиологическая готовность:
  • Общее физическое развитие;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Физическая выносливость;
  1. Психолого-педагогическая готовность:
  • Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия;
  • Развитие речи;
  • Круг знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
  1. Социальная и личностная готовность:
  • Уровень развития эмоционально-волевой сферы;
  • Уровень развития коммуникативных навыков;
  • Мотивационная сфера;
  • Самооценка.

(4-й слайд)

Дети с особенностями развития – это дети, имеющие те или иные отклонения в своем физическом или психическом развитии. К этим детям относятся:

  • дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды;
  • «трудные дети».

(5-й слайд)

«Трудные дети» – не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Но от того, какие условия для них создадут родители, педагоги, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие.

Большинство детей, относящихся к категории «трудные дети» имеют проблемы в развитии именно социально-личностной сферы. Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

Позвольте отметить основные категории «трудных детей», с которыми наиболее часто сталкиваются педагоги ДОУ и, которые в дальнейшем часто характеризуются как «неготовые к школьному обучению»:

(6-й слайд)

  • СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок постоянно вертится, ни секунды не сидит на месте. У него проблема с концентрацией внимания, воображением. У таких детей отстают в развитии определенные участки мозга, утверждают специалисты. У такого ребенка низкий уровень произвольной регуляции деятельности (побегав на перемене, он долго не может включиться в урок).
  • Ребенок – «вундеркинд». Ребенок словно перерос своих ровесников. Он владеет научной недетской информацией, постоянно пытается продемонстрировать в беседах свои знания. При этом, эти дети не вступают в совместную деятельность со сверстниками, им не интересны игры.
  • «Неуспешный» ребенок – неуверенный в себе ребенок. “Приступая к выполнению любого задания, ребенок уже заранее ожидает неудачи. И, конечно, оказывается прав. Ведь если ты думаешь не о том, как выполнить задание, а о том, как тебя будут ругать за допущенные ошибки, то добиться высоких результатов почти немыслимо. Ожидание неудачи становится постоянным. А из-за него и достигаемые результаты становятся все более низкими.
  • «Негативистическая демонстративность» – это весьма активные дети с повышенной потребностью во внимании к себе. Отчаявшись добиться внимания с помощью обычных средств, ребенок прибегает к «сильнодействующим средствам». Это кривлянье, намеренное и подчеркнутое нарушение правил поведения.
Читайте также:  Месячный ребенок развитие игры

(7-й слайд)

Пожалуй, в каждой группе детского сада найдется ребенок с вышеназванными особенностями, а скорее всего, далеко ни один ребенок.

Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что основная проблема – социальная и личностная готовность будущих первоклашек. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая о развитии эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, о развитии личностных и нравственных качеств. А ведь это имеет очень важную роль в жизни детей: в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.

Анализируя индивидуальные особенности развития детей можно сделать вывод, что необходимо комплексное сопровождение детей и работа всех специалистов ДОУ и их взаимодействие с родителями воспитанников.

Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы

  • обеспечение двигательной активности;
  • разнообразные игровые формы обучения;
  • использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;
  • формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;
  • взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.

Что же является главным средством в социально-личностном развитии дошкольника?

(8-й слайд)

Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию.

(9-й слайд)

Так, в играх-забавах и подвижных играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров.

Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи.

Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыш осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.

В процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.

Важно отметить, что при комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом; при активном участии родителей в педагогическом процессе; при правильно организованных условиях, учитывающих индивидуальные особенности развития каждый ребенок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

(10-й слайд) Спасибо за внимание!

Источник