Личностная готовность к школе ребенка с проблемами в развитии
Сколько известно случаев, когда ребенок в дошкольном возрасте удивлял окружающих своей осведомленностью, глубиной своих знаний и разнообразием интересов, а затем в школе демонстрировал посредственные результаты. Для некоторых родителей и сейчас является открытием, что интеллектуальной подготовки не достаточно для того, чтобы поступление в школу и адаптация детей к систематической учебной деятельности проходили успешно. Интеллектуальное развитие необходимо ребенку, но еще более важной опорой для него станет личностная готовность к школе.
Формирование личностной готовности дошкольников к школе
Личностная готовность ребенка к школе как компонент более общего понятия психологической готовности начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте. Этому способствуют новообразования, которые складываются благодаря кризису 6-7 лет.
Поясним обыденным языком. Жил-был дошкольник, играл с такими же детьми, занимался под чутким руководством близких развивающей деятельностью, и это составляло основной смысл его жизни. Но назрела возрастная встряска, именуемая кризисом, в процессе которой кристаллизовались новые потребности.
И теперь дошкольник хочет не только играть, но и многому научиться; хочет приобретать знания и умения по-взрослому, посещая школу, а не дома или в дошкольных заведениях; желает иметь свои достижения. Для этого он готов прикладывать старания, проявлять внимание к тому, что будет говорить учитель, и усердно заниматься.
Так должно происходить в идеальном представлении. В реальности формирование готовности к школе у большинства детей складывается фрагментарно – один показатель уже проявляется, второй запаздывает, третий еще и вовсе не обнаруживается…
Показатели личностной готовности детей к школе
Для того чтобы определить, созрела ли личность дошкольника к новому этапу в своей жизни, возрастная психология выделяет соответствующие показатели. Личностная готовность ребенка к школе характеризуется развитием мотивационной сферы и принятием новой социальной позиции.
Это новые характеристики в личностном становлении ребенка. Например, пятилетнему малышу они не присущи. Только достигнув старшего дошкольного возраста, юная личность начинает больше тянуться к социальному окружению и искать возможности реализовать свои возросшие потребности.
С поступлением в школу предстоят существенные изменения того образа жизни и преобладающих видов деятельности, к которым привык дошкольник. Новые условия потребуют новых движущих сил развития, которые связаны с мотивацией и принятием себя в новой роли.
Личностно-мотивационный компонент
На первое место в личностной готовности к школе большинство психологов ставят наличие у ребенка учебной мотивации. Без этого компонента у первоклассника не получится адекватно воспринимать ту информацию, которую ежедневно и на каждом уроке преподносит ему учитель, а затем еще выполнять учебные задания.
Личностно мотивационная готовность к школе включает три важнейших учебных мотива:
- Познавательный
- Социальный
- Мотив достижения
Познавательный мотив должен прийти на смену игровому. До тех пор пока у ребенка будет доминировать игровой мотив, сконцентрироваться на обучении он не сможет.
Есть ли объективные условия, чтобы сформировалась познавательная мотивация, в то время как ведущей деятельностью дошкольника является игровая? Конечно, такие условия есть. Дети же не только играют.
Во-первых, уже с младшего дошкольного возраста ими движет активный познавательный интерес. Во-вторых, детей очень привлекает познавательная исследовательская деятельность. Как действует магнит, почему летает бумажный змей, какой из предметов удержится на поверхности воды – подобные эксперименты очень занимают дошкольников. В-третьих, в дошкольной жизни уже присутствуют элементы учебной деятельности. Чтобы научиться какому-то действию, дети слушают инструкцию, копируют по образцу, придерживаются правил. А это и есть предпосылки учебной деятельности, способствующие формированию познавательных мотивов.
Социальные мотивы учения формируются на основе потребности в общении с другими людьми, а не только с близким окружением. К тому же у дошкольника появляется желание узнать оценку своих действий и результатов со стороны компетентных людей.
Ребенку уже не достаточно подбадривания и поощрения в процессе выполнения заданий. Они жаждут обратной связи по поводу результатов их продуктивной деятельности или интеллектуальных достижений.
Для учебной деятельности важна ориентированность на результат, на достижение. Результат соответствует определенной отметке, принятой в школьном обучении. Без выраженного мотива достижения результаты учения вряд ли будут ощутимыми.
Личностно-социальный компонент
С каждым годом дошкольника все больше начинает привлекать мир людей. Старшие дети интересуются, как выстраиваются отношения в обществе. На пороге школы у них преобладает внеситуативно личностная форма общения со взрослыми, которая способствует формированию у ребенка умения внимательно слушать и понимать взрослого, воспринимать его в роли учителя и занимать по отношению к нему позицию ученика.
Социально личностная готовность к школе складывается, если у ребенка появляется ориентация на социальные особенности школьной жизни и готовность к принятию роли школьника.
Социально личностную готовность ребенка к школе можно определить, понаблюдав за ним и расспросив, как он представляет школьную жизнь. Говорящие критерии следующие:
- Заинтересованное положительное отношение к тому, что скоро предстоит идти в школу.
- Понимание того, что школьная деятельность будет отличаться от привычных для дошкольника занятий, с преобладанием чтения, счета, письма.
- Желание принять школьные довольно строгие правила с уроками и коротенькими переменками.
- Стремление заниматься в коллективе сверстников и в школе, а не индивидуально или дома.
- Признание авторитета учителя, готовность выполнять его инструкции и воспринимать оценку.
Внутренняя позиция школьника
Личностная готовность к обучению в школе предполагает, что дошкольником движут и познавательные, и социальные мотивы. Но ребенок – это не статистическая особь homo sapiens. Это индивидуальность, хотя еще и малолетняя. Со своими предпочтениями, способностями и склонностями. В большинстве случаев у дошкольника доминирует один из мотивов.
В том случае, когда у ребенка тесно переплетены две потребности – познавательная и потребность в общении со взрослым как с наставником, – он способен легко и эффективно включиться в учебный процесс.
О таких детях говорят, что у них уже сформировалась внутренняя позиция школьника.
Складывается такая внутренняя позиция постепенно. Сначала дошкольник в своих разговорах отзывается о школе в положительном ключе. Затем возникает интерес к социальным характеристикам школьника («буду писать в тетрадке, и мне поставят «5», «Нужно позвонить – так начинается урок» и пр.). И наконец, завершающий этап – появление интереса непосредственно к учебной деятельности в условиях школы, то есть, становление учебной мотивации.
Ценность внутренней позиции школьника состоит в том, что ребенок осознанно намерен подчинять свое поведение и действия школьным требованиям. Он готов прикладывать усилия, чтобы слушать учителя, получать знания, выполнять задания. Это не что иное, как произвольность.
Процесс школьного обучения с первых дней опирается на определенный уровень произвольного поведения. Слабый уровень произвольности первоклассника, как правило, приводит к трудностям в обучении.
Таким образом, чтобы сложилась личностная готовность к школе, у детей нужно развивать учебную мотивацию и потребность учиться у взрослого. Только так ребенок осознает, что в школу он пойдет не для того, чтобы играться там с другими детьми в новых условиях. Для него станет очевидной задача почерпнуть знания и многому научиться. В связи с этим, нельзя недооценивать подготовку к школе в небольших группах детей накануне поступления в первый класс. Даже кратковременное посещение подобных «курсов первоклассника» продвинет дошкольника на шаг в формировании внутренней позиции школьника.
Источник
. ” “. – .
. ,
, , , , .
https://www.allbest.ru/
1.
1.1
1.2
2. –
2.1
2.2 –
, , , : , .
() – ( 16 2001 . N 29/1524-6), , , , , , , 腻, – .
– .., .., .., – (.., .. .)
:
:
:
:
1. ;
2. ;
3. ;
4. ” “;
5. ” “;
6. .
:
– -;
, , .
1.
1.1
. , , , . , , “”, ” ” [7, 231 ]
– . , . ” , , , “.
. , , “. . , .
.. 60- , , , .
.., , ” , , , – , ..” [4,12 ]
, – , .
:
1. . – , . , , , . .
, ( – , , ), , . , , .
, . . , .
2. . , . , , , .
, , , , . , , . , , :
– ;
– ( , );
– ( );
– ;
– , ;
– ;
– – .
3. – .
, , . , , , , , , . , , , .
, – .
: , , , , , , 6-7- . , , ( ). : , . .
, , . [15,608 ]
– ,
, , , , , .
, , , , .
1.2
, , – . , :
1) ;
2) ;
3) .
, 6 . , . , , , .
, , , .
, , . , 6 , 7 , . , .
. , . . .
– . . , . . , , .
, , . . . , . , : , , , , . .
. . , , . , , .
(.55 .4) – .
, . . .. .
– . – , .
, : , – . , . , .
. , , :
– ;
– ;
– ( ).
. , , , , , . , , – .
, , , , – – , 4-7- , .. . , , , .
, , , , , .
, . – -. / , . . :
1) ;
2) ;
3) ;
4) .
.
, , , .
, .
. . , . , , , , , , . , .
, .
. . , , , .
. .
.
, , , , , – , .
2. –
2.1
, , , , .
, , , . , , , .
, , , – :
– – , ;
– , – ;
– , , ;
– – , , ;
– , , , . [23,108]
:
1. . , , . — .
— , , , (), ( ) ( ) .
: , . . [22,80 ]
. , , , . – – – .
4–5 . — .
. :
– , , . , ;
– , 3- , , 4- , ;
– ( , ) , . . . , , .
2. . , – , .
— , . . (), ( , ), , . .
– — , . , , ( ) , ( ). . .
, 12–16 . . .
— , . 15 . — .
, , , . , .
3. , , . , , — , — . , , . , . , , .
(), (, ) (, , ). . – , – .
— .
4. (). . — , , , . [8,201 ]
.. :
1) . – , .
2) . — , , , , . — . , , , .
3) . , . , , , , , . [11,28- ]
4) – ( ). : , , . , – . : , , , .
, , . — . . , , , .
, , , , – . , , , , , . , – , , , , .
.. , .. — . [2, 89-96 ]
— , . 7–8 : .
, , . , . – . , . 10–12 . 20–25 — , . , .
. , , . , , : , — , — . . :
1. . , , , , , , .
2. . , , . , , , .
3. . , , . , . , .
5. . , , , . . , .
, , .
— , , , . , , .
, . , , , , .
— , , . , . — , . , , , . , , , , . [25,40 ]
.. :
. , , , . , .
. , , , , , .
. , , , , , , , . .
. , , , () ().
(). , , , , , . , , , . , , .
. — , , . , , , . [1,624 ]
. ; ; , 60 % .
, ( , , ). . 25–50 , 55–60 .
( ) , . , , . , , .
, (. . , .). , , , , , , , , , , .
() , ( ):
– , – , , , ;
– , ;
– -, – ;
– .
2.2 –
() . , !
, , . .
– , , , , 6- 7 .
: , , .
, — . , : , .
, , – .
. , , ; . . .
: , , , .
– . , – .
. : , .
, , . , , . , , , , , , .
, , , .
. , , .
. , , .
: , , – , .
, . , .
, , , “” .
: , . — .
, 1- . , , “” . – .
, , , . , , , . . , , , .
, , , . , .
, , . : , .
, . , , .
– , , , – . , -.
, , : , .
, , , – , . , -, , -, -, , , .
, , (), , , . .
, :
– – ;
– ( ). , , , ;
— (, , , , , , , .);
– , , ;
– .
– , () , . [7, 231 ]
, . , .
, , .
, (, – , ), – – :
– , , ;
– ;
– ;
– ( , , -, , ).
, , , , , -. , .
. . , . . .
“” 2008 .
:
– , :
– ( );
– ;
() ;
– ;
– . [12,47 ]
, . .
. . . .
[41,8 K], 08.03.2005
. . . , .
[31,0 K], 30.07.2012
6 . . . , .
[24,4 K], 10.09.2010
– . . .
[604,5 K], 13.09.2013
. . . , , .
[30,7 K], 01.05.2003
. . . .
[90,0 K], 18.11.2010
. . . . – . .
[2,1 M], 06.12.2013
- ?
, , ..
PPT, PPTX PDF- .
.
Источник
Готовность к школьному обучению детей
с особенностями развития
Подготовила: воспитатель МДОУ
детский сад №7 «Алёнушка»
Виленская Наталья Владимировна
Малоярославец, 2016г.
(2 -й слайд)
«Быть готовым к школе уже сегодня –
не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться».
(Л.А. Венгер, А.Л. Венгер
«Готов ли ваш ребёнок к школе»).
Прежде всего, позвольте конкретизировать, что включается в понятие «готовность ребенка к школьному обучению» с медико-психолого-педагогической точки зрения:
(3-й слайд)
- Физиологическая готовность:
- Общее физическое развитие;
- Развитие общей и мелкой моторики;
- Физическая выносливость;
- Психолого-педагогическая готовность:
- Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия;
- Развитие речи;
- Круг знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды.
- Социальная и личностная готовность:
- Уровень развития эмоционально-волевой сферы;
- Уровень развития коммуникативных навыков;
- Мотивационная сфера;
- Самооценка.
(4-й слайд)
Дети с особенностями развития – это дети, имеющие те или иные отклонения в своем физическом или психическом развитии. К этим детям относятся:
- дети с ограниченными возможностями здоровья и дети – инвалиды;
- «трудные дети».
(5-й слайд)
«Трудные дети» – не входят ни в норму, ни в группу патологий, серьезных болезней. Но от того, какие условия для них создадут родители, педагоги, общество в целом, будет зависеть их целостное, гармоничное развитие.
Большинство детей, относящихся к категории «трудные дети» имеют проблемы в развитии именно социально-личностной сферы. Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.
Позвольте отметить основные категории «трудных детей», с которыми наиболее часто сталкиваются педагоги ДОУ и, которые в дальнейшем часто характеризуются как «неготовые к школьному обучению»:
(6-й слайд)
- СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Ребенок постоянно вертится, ни секунды не сидит на месте. У него проблема с концентрацией внимания, воображением. У таких детей отстают в развитии определенные участки мозга, утверждают специалисты. У такого ребенка низкий уровень произвольной регуляции деятельности (побегав на перемене, он долго не может включиться в урок).
- Ребенок – «вундеркинд». Ребенок словно перерос своих ровесников. Он владеет научной недетской информацией, постоянно пытается продемонстрировать в беседах свои знания. При этом, эти дети не вступают в совместную деятельность со сверстниками, им не интересны игры.
- «Неуспешный» ребенок – неуверенный в себе ребенок. “Приступая к выполнению любого задания, ребенок уже заранее ожидает неудачи. И, конечно, оказывается прав. Ведь если ты думаешь не о том, как выполнить задание, а о том, как тебя будут ругать за допущенные ошибки, то добиться высоких результатов почти немыслимо. Ожидание неудачи становится постоянным. А из-за него и достигаемые результаты становятся все более низкими.
- «Негативистическая демонстративность» – это весьма активные дети с повышенной потребностью во внимании к себе. Отчаявшись добиться внимания с помощью обычных средств, ребенок прибегает к «сильнодействующим средствам». Это кривлянье, намеренное и подчеркнутое нарушение правил поведения.
(7-й слайд)
Пожалуй, в каждой группе детского сада найдется ребенок с вышеназванными особенностями, а скорее всего, далеко ни один ребенок.
Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что основная проблема – социальная и личностная готовность будущих первоклашек. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка (чтобы поступить в престижные школы, а затем в ВУЗы), забывая о развитии эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, о развитии личностных и нравственных качеств. А ведь это имеет очень важную роль в жизни детей: в конечном итоге определяют всю жизнь человека и его место в социуме.
Анализируя индивидуальные особенности развития детей можно сделать вывод, что необходимо комплексное сопровождение детей и работа всех специалистов ДОУ и их взаимодействие с родителями воспитанников.
Основу организации образовательного процесса определяют следующие принципы
- обеспечение двигательной активности;
- разнообразные игровые формы обучения;
- использование игровых ситуаций для создания эмоционально значимых ситуаций;
- формирование детской группы, обеспечивающей чувство комфортности каждому ребенку;
- взаимосвязь занятий с повседневной жизнью детей и их самостоятельной деятельностью.
Что же является главным средством в социально-личностном развитии дошкольника?
(8-й слайд)
Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
Значение игры в развитии ребенка трудно переоценить. Каждая вносит определенный вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию.
(9-й слайд)
Так, в играх-забавах и подвижных играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров.
Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи.
Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Изображая взаимодействия персонажей игры, они учатся понимать чувства и состояния других, сопереживать им. Через собственные переживания малыш осваивает моральные нормы, знакомится с понятиями «добрый», «злой», «смелый», «трусливый», «жадный» и др.
В процессе коллективных и совместных игр учится общаться с другими, согласовывать с ними свои желания и действия.
Важно отметить, что при комплексном сопровождении ребенка, т.е медицинском, педагогическом и психологическом; при активном участии родителей в педагогическом процессе; при правильно организованных условиях, учитывающих индивидуальные особенности развития каждый ребенок имеет возможность быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.
(10-й слайд) Спасибо за внимание!
Источник