Личность ребенка ее развитие зависимость от среды
Уральская государственная академия физической культуры
Екатеринбургский филиал
Контрольная работа по социальной педагогике на тему:
«Личность ребенка, ее развитие, зависимость от среды»
Руководитель: Сазонова С.Л.
Студентки з/о
Шаманаевой Г.Б.
Группа 0401
Екатеринбург 2006г.
Понятие «личность».
Личность – явление социальное. Оно тесно связано со временем и выражает все, что есть в человеке исторического.
Качества личности – явление не врожденное, не передается по наследству, но возникают в результате социального и культурного развития.
Личностью становится человек имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения.
Формирование личности – это процесс становления человека в обществе. Личность способна к самоорганизации, самоконтролю, самооценке.
Характерные черты личности.
Личность обладает набором обязательных социальных качеств. Это индивидуальность, разумность, ответственность, характер и темперамент, активность и целеустремленность, самоконтроль и самоанализ, направленность и воля.
Индивидуальность – уникальные свойства данного человека, присущие только этому определенному человеку.
Разумность – способность ответственного предвидения результата действий, поступка.
Темперамент – психологическая индивидуальная способность человека, «Это характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности». Темперамент проявляется в эмоциональной возбудимости, особенно в детском возрасте. С возрастом эмоциональные проявления вместе с интеллектуальной деятельностью определяют характер человека.
Характер формируется в результате социализации темперамента, как сложное психическое образование, которое состоит из многочисленных свойств личности. Характер проявляется в отношении человека к окружающим и самому себе. Они присущи только для этого человека. Так, настойчивость, чуткость, решительность, смелость, вежливость типичны для конкретного человека. Однако какая-то черта из них может быть ведущей, подчиняя себе остальные.
Активность – мера взаимодействия человека с окружающим миром. Существует внешняя и внутренняя активность. Внутренняя – человек выполняет дело, в котором реализует себя, внешняя – выполняет дело, не интересное для него.
Целеустремленность – способность достижения назначенной цели.
Направленность – тенденция в поведении человека, которая проявляется в мировоззрении, духовных потребностях и делах.
Воля – проявление личности в способности преодолевать трудности, препятствие, преграды на пути к цели.
Развитие личности.
Ребенок рождается с предрасположением к определенным задаткам и способностям, но как они разовьются, зависит от природы и среды.
Среда. Это глобальные события в мире, на планете, экономические события, стихии, события в стране, в обществе, где живет ребенок. Это события в городе, в деревне, в семье. Это религиозное влияние, влияние улицы, сверстников, школы, внешкольных учреждений, клубов и центров.
Под влиянием среды человек изменяется физически, умственно и нравственно. В этом процессе развития ребенок становится личностью. Происходит изменение его организма, психики под влиянием его окружения, семьи и сверстников.
Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, а затем учебной и трудовой.
В зависимости от окружения развиваются его мировоззрение, его общественная сущность.
Наследственность и развитие.
Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания.
Наследственность – это физические, биологические свойства человека, родовые особенности его организма. Цвет кожи, глаз, форма волос, телосложения, особенности нервной системы и мышления.
По наследству передаются задатки и способности человека.
Медики признают, что наследственная психическая неуравновешенность, умственная недостаточность у детей алкоголиков влияют на интеллектуальное развитие личности. Но биологическое неравенство у людей от рождения существует.
Именно в процессе деятельности – умственной и познавательной, общественной и спортивной, художественной и технической, ремесленной и геденической (получение удовольствия) – формируется личность.
Особенным видом деятельности является общение. И главное, не просто деятельность, а деятельность активная.
Формирование личности.
Прежде всего, это физические и физиологические данные, наследственность, природные задатки и способности, генотип поведения.
Также важны активность, особенности поведения, сила разума, эмоциональность, деятельность, творчество, стремления, мотивы и способности.
Важность среды социальному педагогу следует учитывать, начиная с утробного возраста. Далее с взрослением ребенка рассматривается его положение в семье, отношение с родственниками, религиозная, культурная, национальная и политическая среда. Среда это когда на ребенка влияют семья, двор, улица, школа, телевизор.
Немаловажный фактор – улица. У родителей и воспитателей слово «улица» вызывает шок. Во дворе ребенок познает окружающий мир. Место, где он живет, определяет его кругозор. Современная система образования оттягивает вступление подростка в трудовую жизнь. Если в 20-е гг. Треть шестнадцатилетних ребят работала, то сегодня все они учатся. А социальный опыт приобретают во дворе. Здесь широкий круг общения, здесь подросток самоутверждается: есть свои лидеры, «заводилы» и «душа компании». Во дворе возникают конфликты, во дворе они и тушатся. Подростки отвоевывают свой статус независимых от взрослых. Они не любят поучений и назиданий. Здесь происходит становление характера.
В формировании личности важно учитывать способность ребенка (подростка) к самореализации, самовоспитанию, самообразованию, способность к самоотдаче. Самоотдача – источник саморазвития личности. «Если сотрудничество и чувство ответственности создают основу личности, обеспечивающие органическое единство человека и общества, то самоотдача человека на благо людей совершенствует его личность».
Возрастные особенности.
Учет возрастных особенностей ребенка является одним из главных педагогических принципов. Возрастная периодизация дает необходимые знания каждого этапа развития личности. В истории педагогики первым, кто определил и обосновал особенности каждого возрастного этапа, был чешский падагог Ян Амос Коменский (1592-1670).
Воспитание должно строиться по «ступеням возраста».
В педагогике принята устоявшаяся периодизация возрастных особенностей развития личности.
- От рождения до 3 лет, младенческий возраст. Этот первый период жизни Пиаже назвал «сенсомоторной стадией», за время которого ребенок из беспомощного существа превращается в маленького человека. Он ходит, говорит, любит или не любит, веселый или боится, умеет жалеть и ревновать. Он познает мир семьи, впитывает впечатления, фантазирует, знает цвет, величину. Он накапливает факты, помнит звуки и запах, пытается проверить свои силы. К концу 3-го года он уже выражает свои желания словами, хотя речь его ограничена. В этом возрасте ребенок воспитывается в семье, и материнская любовь или нелюбовь, как и различные воздействия окружающих взрослых, определяют дальнейшее его развитие.
- От 3 до 6 лет, дошкольный возраст. Дети овладевают навыками беглой речи, расширяется круг их общения, Ребенок может сам рассказать сказку, предварительно все обдумав.
Ребенок подвижен, может мастерить, но работа не должна быть продолжительной. Он умеет держаться на людях, следует наставлениям. Его оценки увиденного сосредоточены на одном: «плохой мальчик» или «хороший».
3. От 6 до 10 лет, младший школьный возраст. В этом возрасте, оставив семью, ребенок входит в школьный коллектив и должен подчиняться его требованиям, как и требованиям соседей, улицы, лагеря.
Он может выполнять как отдельные поручения, так и серьезное дело для семьи, знает школьный распорядок. Но, освоив законы общежития, он пытается их нарушить. Но искренне раскаивается в своих проступках.
Некоторые ребята не любят дружбы со сверстниками и переживают, если друг заводит нового друга. Любит игры, ответственно относится к своей роли, к понятию справедливости. Учитель для него авторитет.
4. От 10 до 13 лет, средний школьный возраст. Для ребенка в этом возрасте авторитет родителей уже ослабевает, возникает критический взгляд на отношение к нему родителей, легко сердится на братьев и сестер.
Отношения между мальчиками и девочками становятся натянутыми, они держатся отдельными группами, подвергая насмешкам взаимные симпатии. Телевидение, пропаганда секса особенно влияют на этот возраст. Мальчики пытаются создать представление о мужественности, девочки – о женственности. Мальчики собирают порнографические картинки, учатся ругаться, девочки пользуются косметикой.
5. От 13 до 16 лет, подростковый возраст. Это период между детством и зрелостью. У подростка стремительно меняется физиология, проявляются неловкость в движениях, эмоциональная неуравновешенность, повышенная рефлексия.
Они неудовлетворенны собой, семьей, собственной внешностью. Они недовольны школой, учебниками, учителями, оценками, взрослыми, так как они «нас не понимают», не доверяют родителям, не признают их мнения.
Нравственность современного подростка формируется в период обострения проблем двух поколений, несовместимости двух мировоззрений.
Существует периодизация возрастного развития личности:
- младенчество – до 1 года,
- раннее детство – до 3 лет,
- дошкольное детство – от 3 до 6 лет,
- младший школьный возраст – 6- 10 лет,
- средний школьный возраст – 10 – 12 лет,
- подростковый период между детством – 12 – 14 лет,
- ранний юношеский – 15 – 17 лет,
- юношеский – 18 -23 года,
- молодость – 25 -30 лет,
- ранняя зрелость – 30 -40 лет,
- поздняя зрелость – 40 -55 лет,
- пожилой возраст – 55 -65 лет,
- старость – 65 – 70 лет
- долгожители 70 – … лет.
Социализация личности.
Социальное становление личности – это процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе воспитания, образования и самовоспитания, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, осознав чувство собственного достоинства, он уверен в своем положении в обществе. Социализация личности – это ее язык и поведение в быту, собственность к творчеству, восприятие культуры своего народа.
Источник
? ! | . -, , -. , . . .: . 1997. 9. : , . . , -. , , – . – , , , . . , -, . , : . , – , – – . — , , , . ‘ 1. – . , , -, , – , – , . , – . – , . – . — 2. – , – . 1 .., .. . – ., 1991. – . 124. 2 . . -, , . . – . , , , -, , . – , . . . – , , – , . . , , . -, , . . , , . . . . , , , . . – (.., ..-, .., .., ..). , – , , . – -, . – , ” , – . . , , – , , , , . , , . – , , , , – , 1. , – . . , , . – , -. , . : , . , – , – . , , , -, . . — . . – . , – , – . , , , , . . , -, – . 2. -, , , ( ) — – . . , , . 1 .: .. . 2.: .. , //- ., 1983. – . 36-52. , . , , , . , -, , , , , , . . – . – , -, , , . ? , , -, , . . . – . – . , , . – . 20- . , . – . , -: , -. , . . . . – () , , -, . . – , , 1. – , -, , -1 .: .. . ., 1986. . 226. , . . . , – , (1592-1670). 1. . . – – , -. – , . 1. 3 , . , – . , , , – , . , , , , . , , . 3- -, . – , , – , . 2. 3 6 , . – , . , . , , . , -. : . 3. 6 10 , . , , , , – , . , – , . – 1 . . . . .: 2- . ., 1982. . . 329. 48 , . – . -, . , – , . . 4. 10 13 , . , – , . -, , – . , . – , . , , . -. ? ? . 5. 13 16 , . . – , , – , . , , . ( -). , , , -, , , , . , , . – , . . , , . ?, ? . , -, , – , , . , , , . – , . –. : 1 , 3 , 3 7 , 67 10 , – 10 15 , 1517 , 1721 , 2128 , 2860 , 6075 , 7590 , 90 . : IIV , — VVIII , IXXI . , , , . – . – , ..1. (IIV , 79 ) , , , . (IVVII , 1013 ) – . – , – , . (VIIXI ) VIIVIII (IXXI -). – , , , , – ‘ .. . – ., 1984. – . 41-70. 50 , . – . , . , . – . , -. – . , (). , – . , 30 1315 , 1012 50- . : , , -, , , -. 80- . 1. , 1 – . , , – , , – , – . , , – . , . , – ; . , . , , , – . -, , , , . . , – .: .. . – ., 1996. – . 120. , -. , , , , -, . – , , – , . . , , , , . , – , – , . , , ( , ) , . , , – , . . , , . , – , , , , , . , -, . . , , – , . – -, . -, , . , – , , , . , , . , , , . , , , – . , – , . -: , -, , , , . ..1, , , , , . .. , , , -. – , . , , – . . , , – , , – . , – , ; . , , . . . . : 5 ; – 5 7 ; – 7 11 ; 14 ; 14 17 ; .. . – , 1923. – . 214. 17 21 -. , . ? – . , , . -, – , — . ; () , -, ; . , -, (). ? – , , – , , – (). , . , , -, . , . , – , : – ; , , ; ; – , , ; – , , , , . – . -, – . , . -54 -, , , , – , – . , – , , , , -, , . , , . – , , , , -, -, -, -, . -1 – , , , – . , , , , – . : – , , ; , .. – , ; – , , ; – , ; , ; – , – . , – . , , , -, . – . . ? -? – . – .: .. . ., 1987. . . , – , , – . , . , – . – , , ; , , . , , , 1. . -, , , – , – , . , – . 1516 . . , , , – . , , . -. , . , , , . . -, – . : . , . 1 .., .. . ., 1983. . 3031. 56 : ; , , ; ; ; – ; . – , , -, , – , . . , -, – . , – . – , , , , . .. , – -. , , – – . , . . , , , , . , – . – , . ( ) . , , , , , . , , . , , – , . , ( ), , – . , , , 200 II .. – – . . , , – . – . , , 1. , – – . – … . – , , , -, – – (..). .. , – . -, , – . – 2. ( ) – . – , , , -. 1 .. . – ., 1996. – . 489. 2 . – . 494-496. . – , , – , – , 1. -, -. , . , , – , – . – – – : , ; – , – ; , ; ; -; ; , ; – , – . -, . – ; , – ; -; – . .. . . – . 496. . . , , . , . . -. , -, , , -, , , . – , – . , . , – . . -, -. 1. , , . 2. ? 3. . 1. .. . ., 1991. 2. .. . ., 1984. 3. . . ., 1990. 4. .. . , 1991. 5. . . ., 1988. 6. .. . – . ., 1991. 7. . . ., 1992. 8. . 1992. ., 1993. 9. . , . .. 1992. : 2016-12-07; !; : 744 | | : : : © 2015-2021 lektsii.org – – |
Источник
Исследовано развитие личности ребенка под влиянием факторов среды;
-Выявлено влияние социальной среды на развитие ребенка.
1. Понятие личности
Личность – это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Свойства личности – это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно.
Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, – непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности.
Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных.
Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта.
В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой.
. Развитие личности ребенка под влиянием факторов среды
Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
Развитие человека – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним – биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка – не только сложный, но и противоречивый процесс – означает превращение его из биологического индивида в социальное существо – личность.
Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.
Развитие человека – это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.
Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.
Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Задатки – особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности – генетика – полагает наличие у людей сотни различных задатков – от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.
Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.
Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.
На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.
Социальное и биологическое в человеке – не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора – наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.
В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.
Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.
Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда – родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит.
Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт.
Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.
Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ – у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.
На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.
Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.
В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально-экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.
личность социальный наследственность самоутверждение
3. Влияние социальной среды на развитие ребенка
Социальная среда, в которой рождается ребенок, оказывает влияние на его развитие. В понятие “социальная среда” входит: пол ребенка, его положение в семье, счастье его матери, социальная позиция семьи, уровень образования и др. Мать видит своего ребенка сквозь призму своих представлений о воспитании детей. Она по-разному относится к ребенку в зависимости от его пола.
В раннем развитии ребенка проявляется личность матери, ее способность любить, регулировать все “можно” и “нельзя”. Способности матери связаны с ее собственной самооценкой, ее оценкой отца, ее отношением к собственной жизни. Высокие показатели по каждому из этих факторов коррелируют с высоким энтузиазмом и теплотой по отношению к ребенку. Наконец, социальный статус матери, ее воспитание, принадлежность к определенной культуре предопределяют практику воспитания. Вероятность здорового развития ребенка выше, если мать довольна своим положением в жизни. Таким образом, первая фаза развития ребенка связывает биологическую наследственность новорожденного с его социальным наследием. Эта фаза вводит младенца в окружающую среду и составляет основу для расширения его взаимодействия с окружающим миром.
На этой основе у ребенка возникают побуждения к усвоению социального поведения. Ребенок осознает, что его личное благополучие зависит от готовности вести себя так, как от него ожидают другие; поэтому его действия постепенно становятся самомотивированными: ребенок стремится осваивать действия, которые приносят удовлетворение для него и удовлетворяют его родителей.
Когда ребенок становится старше, мать начинает видеть в эмоциональной зависимости поведение, которое надо изменить (обычно это совпадает с рождением нового ребенка или возвращением на работу). Зависимость в отношениях с матерью у ребенка модифицируется: знаки любви, внимания становятся менее требовательными, более тонкими и согласуются с возможностями поведения взрослого. В жизнь ребенка входят другие люди. Постепенно он начинает понимать, что нет ничего, что может быть его единоличной монополией; теперь он должен конкурировать с другими людьми ради достижения своих целей, конкурировать за внимание своей матери; теперь и средства становятся для него столь же важными, как и сама цель.
Освобождение от зависимости у ребенка начинается с отнятия от груди, приучения к опрятности, воспитания сексуальной скромности. Тенденция родителей к давлению на ребенка в этих сферах жизни ведет к феминизации как мальчиков, так и девочек; терпимость, напротив, способствует формированию мужских черт характера как мальчиков, так и девочек. Правильное воспитание предполагает золотую середину.
На третьем году жизни ребенка появляется идентификация его с родителями. Ребенок любит свою мать, эмоционально зависит от нее. Когда мать не находится с ним, он воспроизводит последовательность действий, подобную той, которая была бы, если бы его мать была с ним. Он делает это для того, чтобы получить удовлетворение, которое связывает с присутствием матери. Собственная активность ребенка угашает потребность и снижает фрустрацию, вызванную отсутствием матери. Таким путем он идентифицирует себя с матерью. Это приводит ребенка к умению действовать “как другие”.
В отличие от ранних форм научения, идентификация строится не на основе проб и ошибок, а возникает из ролевой игры. В ней воспроизводится зависимое поведение в отсутствие родителей.
Таким образом, зависимость принципиальный источник идентификации как процесса, который происходит без обучения со стороны родителей.
Заключение
Личность – это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.
Формирование личности человека – это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст.
На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.
Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.
Список использованной литературы
. Василькова, Ю. В. Социальная педагогика / Ю. В. Василькова. – М., 2001.
. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: Курс лекций / Л. В. Мардахаев. – М.: МГСУ, 2002.
. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику / А. В. Мудрик. – М.: Ин-т практической психологии, 1997.
. Мудрик, А. В. Социальная педагогика / А. В. Мудрик. – М, 1999.
. Социальная педагогика: Уч. Пособие / Под ред. В. А. Никитина. – М.: Гуманитар. Центр “ВЛАДОС”, 2000.
Источник