Личная гигиена ребенка 2 года
Под личной гигиеной ребенка понимают совокупность полезных навыков аккуратности и чистоплотности, направленных прежде всего на сохранение и укрепление его здоровья, профилактику заболеваний. Самое важное содержать в чистоте тело ребенка, его вещи, игрушки, словом, все, что его окружает.
Необходим регулярный уход за кожей, поскольку кожа ребенка очень нежная, легко повреждается. Малейшие погрешности в уходе — ребенка не подмыли вовремя, перекутали — и сразу появляются опрелости, потница, вызывающие чувство жжения и зуд, порой становящихся причиной беспокойного поведения ребенка. День ребенка должен начинаться и заканчиваться умыванием и подмыванием. Кроме того, и в течение дня можно неоднократно умывать и подмывать малыша по мере надобности. При умывании следует рукава рубашки или платья засучить так, чтобы малыш не намочил их. С двух лет ребенку можно предоставить возможность самому умываться. Обычно малыши испытывают большое удовольствие, плескаясь в воде, и надо использовать это стремление малыша для формирования полезного навыка. При этом обязательно покажите ему, как правильно вымыть руки, умыть лицо, пользоваться мылом и полотенцем. Малыш должен привыкнуть мыть руки перед каждой едой — это первый из самых полезных гигиенических навыков, его следует закрепить как можно раньше — в наше время еще не исчезли, к сожалению, болезни «грязных рук».
Важной гигиенической процедурой является купание ребенка. Малышам в возрасте от 1 года и старше оно рекомендуется не реже 2 раз в неделю перед ночным сном. После года малыша можно купать в ванне, а ребенку старше двух лет полезен душ. При купании тело малыша моют мочалкой, губкой или махровой варежкой с мылом. Затем ополаскивают и насухо вытирают специально выделенным для этого полотенцем. В те дни, когда малыша не купают, перед сном обязательно следует подмыть его и вымыть ноги. Только проведя эти непременные процедуры, можно укладывать ребенка на ночной сон.
Приучите малыша к водным процедурам, преследующим гигиеническую цель: утром — обмывание верхней половины тела, а вечером — нижней.
Стрижку ногтей и волос мало кто из детей принимает охотно, тем не менее гигиеническое значение их велико. Ногти следует стричь одинаково и мальчикам, и девочкам по мере надобности, используя для этого маленькие ножницы с загнутыми концами. Процедуру стрижки волос родители в большинстве своем доверяют парикмахерам. В крупных городах имеются специальные детские парикмахерские, где делают аккуратные и современные стрижки мальчикам и девочкам. Однако многим девочкам родители сохраняют длинные волосы, хотя это доставляет им больше хлопот, чем короткая стрижка. Ухаживать за длинными волосами малышки надо умело, не причиняя ей неприятных ощущений при расчесывании и мытье волос Болезненные ощущения во время этих процедур могут вызвать стойкую отрицательную реакцию девочки, затруднить уход за волосами.
При мытье головы нужно следить за тем, чтобы мыло не попадало на лицо и в глаза ребенку. Для этого наклоните голову малыша назад и в таком положении смойте мыло с волос душем или струей воды из-под крана. Расчесывать волосы после мытья лучше во влажном состоянии —они меньше путаются и ребенку не так больно.
Большое гигиеническое значение имеют воспитание у малыша навыков аккуратности во время еды, умение пользоваться салфеткой. Научите ребенка после еды полоскать рот, освобождая его от остатков пищи. Малыш должен уметь чистить зубы детской зубной щеткой, специальными порошком или пастой. Кроме этого, его необходимо научить пользоваться носовым платком. Ребенок должен иметь свой носовой платок и пользоваться им не только, когда есть необходимость вытереть нос, рот или руки, но и уметь прикрываться носовым платком или ладонью при чиханье и кашле.
Взрослые, ухаживающие за ребенком, также должны соблюдать основные правила личной гигиены, поскольку это очень важно для здоровья их малыша.
Прежде всего надо следить за состоянием здоровья: вести правильный образ жизни, заниматься спортом, искоренять вредные привычки, соблюдать правильный режим дня. Ежедневно по утрам следует заниматься утренней зарядкой, следить за полостью рта — чистить зубы не- менее 2 раз в сутки в течение двух мин, полоскать рот после каждого приема пищи, тем самым предупреждать болезни зубов или появление неприятного запаха изо рта. Ухаживать за ребенком могут только здоровые лица. Если один из родителей заболевает, то малыша от него следует изолировать до тех пор, пока не наступит выздоровление. Посуду взрослых членов семьи следует хранить отдельно от детской, чтобы вовремя предохранить ребенка от возможного заражения.
В квартире, где живет малыш, должно быть чисто, светло, хорошо проветрено. Регулярно нужно проводить влажную уборку помещения. Мать и отец ребенка должны тщательно следить за чистотой своего тела, рук, одежды. Приходя с работы, нельзя сразу подходить к малышу и тем более брать его на руки до тех пор, пока вы не смените рабочую одежду на домашнюю, не вымоете руки и лицо.
Тем, кто ухаживает за маленьким ребенком, необходимо коротко подстригать ногти. Длинными ногтями, во-первых, можно легко поранить тонкую нежную детскую кожу, а во-вторых, под ними скапливаются зачастую грязь и большое количество самых разнообразных микробов, которые могут стать причиной заболеваний ребенка. Если вам предстоит работа, связанная с загрязнением, пользуйтесь перчатками, которые надежно предохраняют руки. Для профилактики раздражения чисто вымытую кожу рук после работы рекомендуется смазать любым питательным кремом.
Возьмите себе за правило, приходя домой менять обувь, переодеваться в домашнюю одежду, умываться и только после этого брать ребенка на руки.
Очень важно следить за своим внешним видом, чтобы дома, как и на работе, вы были всегда аккуратно одеты и причесаны. Ваш подтянутый и аккуратный вид производит хорошее впечатление на ребенка, показывает ему положительный пример поведения.
Источник: Ребенок от года до трех. Г. В. Тарасова
Источник
Консультация для родителей
«Родителям о правилах личной
гигиены детей 2-3 лет»
Подготовила воспитатель: Вихляева О.Ю
Уважаемые мамы! Каждая из вас хочет, чтобы ваш ребенок
всегда был чистым и опрятным. Личная гигиена важна для любого
из нас. Ведь, благодаря ей, человек сохраняет и укрепляет
свое здоровье. Родители с самого рождения приучали нас к
гигиене, и наша обязанность научить личной гигиене наших детей.
Условно правила личной гигиены ребенка можно разделить
на группы:
гигиена тела
гигиена волос
гигиена полости рта
гигиена белья и одежды
гигиена спального места
Гигиена тела
Гигиена тела — это основа личной гигиены ребенка. Многие
детки любят плескаться в воде, и процедура купания приносит
им море удовольствия. Но дети должны понимать, что
ванная комната нужна, в первую очередь, для того, чтобы
мыться. Научите ребенка самостоятельно мыть ножки, ручки,
живот и другие части тела.
Ежедневно вечером ребенок должен принимать душ,
пользуясь детскими гелями или мылом. Помимо этого,
приучите ребенка мыть руки перед употреблением пищи,
после прогулки и туалета.
У ребенка обязательно должно быть собственное полотенце, за чистотой которого должны следить родители. Менять полотенце
следует не реже, чем раз в неделю.
Совет: чтобы процесс мытья вызывал у малыша больше интереса
— приобретите маленькую детскую мочалку, мыло в виде
игрушки или гель в яркой детской упаковке.
Гигиена волос
Правильный уход за волосами и кожей головы — очень
важна часть личной гигиены ребенка. Чистые ухоженные
волосы сделают внешность малыша опрятной.
Мыть голову ребенку следует не чаще одного раза в три
дня, за исключением непредвиденного загрязнения.
Обязательно выделите ребенку отдельную расческу. Чаще
посещайте парикмахера.
Совет: чтобы мытье головы не превратилось в
ненавистную процедуру, используйте только детские
шампуни, которые не щиплют глазки. Пусть ребенок сам
настроит комфортную для себя температуру воды.
Гигиена полости рта
При уходе за полостью рта у многих детей возникают
проблемы. Трудно приучить ребенка ежедневно и правильно
чистить зубки. Следует не забывать, что, благодаря гигиене
ротовой полости, мы сохраняем зубы в хорошем состоянии.
Это предотвратит целый ряд опасных заболеваний.
Чистить зубки нужно 2 раза в день: утром и вечером.
У ребенка должна быть своя личная щетка, которую
необходимо менять не реже, чем 1 раз в два месяца.
Покупайте малышу специальную зубную пасту для
детей, соответствующую его возрасту.
Совет: до определенного возраста лучше, чтобы малыши
чистили зубки одновременно с мамой или папой.
Таким образом, родителям легче будет контролировать деток, а деткам учиться. Чтобы сделать чистку зубов более
увлекательной, можно скачать соответствующие приложения
для смартфона. Раз в пол года, в целях профилактики,
обязательно посещайте детского стоматолога.
Гигиена белья и одежды
Немаловажную роль в личной гигиене ребенка играет уход за
бельем и одеждой. Ведь именно одежда защищает тело ребенка
от грязи, повреждений и насекомых.
Белье, которое соприкасается с телом, следует менять каждый
день. Стирать одежду ребенка рекомендуется
исключительно детскими порошками.
Покупаемая одежда и обувь для малыша должна
быть соответствующего размера, и, желательно, быть изготовлена
из натуральных тканей и материалов.
Гигиена спального места
После активного дня ребенка должен ждать крепкий и здоровый
сон. Идеально, когда у малыша есть собственная кроватка
с ортопедическим матрасом. Домашние питомцы, если они у
вас есть, не должны иметь доступа к спальному месту ребенка.
Летом, в жару, постельное белье следует менять 1 раз в
неделю, зимой — можно реже — 1 раз в две недели.
Совет: чтобы сон малыша был крепче и комфортней,
проветривайте перед сном комнату, в которой он спит.
В каждой семье существуют свои правила личной гигиены,
но в общем они схожи, и обучать им нужно с детства. Таким
образом, вы воспитаете в детях аккуратность и защитите
их от многих болезней!
Будьте здоровы!!!
+❤ В Мои закладки
Источник
максим jk;
Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет
Актуальность проблемы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей
Известно, что самые прочные привычки формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками. Культурно – гигиеническое воспитание – основа санитарной культуры, необходимое условие формирования у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.
Воспитание у детей навыков личной гигиены и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Наши отечественные педагоги Нечаева В. Г., Горбачева В. А. и психологи Мухина В. С., Субботский Е. В. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.
Также проблемами воспитания культурно- гигиенических навыков занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М.
С первых дней жизни при формировании культурно- гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Культурно – гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремленность, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость и самостоятельность.
Освоение культурно – гигиенических навыков связано с этическим развитием дошкольника. Трехлетний малыш уже может дать моральную оценку действиям человека или героя сказки.
С формированием культурно – гигиенических навыков развиваются и нравственные качества. Малыши до трех лет испытывают удовольствие от того, что они в начале выполняют действия вместе со взрослым, а потом самостоятельно.
Актуальность проблемы развития культурно – гигиенических навыков дошкольного возраста всегда будет стоять на одном из первых мест в проблеме воспитания дошкольников.
«Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
По воспитанию культурно – гигиенических навыков в первой младшей группе,решаются такие задачи:
– Продолжать учить под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;
– Формировать умение с помощью взрослого приводить себя в порядок, формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовой платок, расческа, салфетка, полотенце, горшок);
– В процессе еды побуждать детей к самостоятельности, учить держать ложку в правой руке;
– В процессе одевания и раздевания напоминать детям их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь; в определенном порядке складывать снятую одежду, и правильно надевать одежду и обувь.
Цели и задачи раздела
Цель: формировать у детей основы культуры поведения через привитие культурно – гигиенических навыков.
Познавательные:
• Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания и еды);
• Учить под контролем взрослого, а потом самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать их полотенцем;
• Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, горшком).
Развивающие:
• Развивать у детей умение запоминать последовательность действий;
• Развивать и обобщать знания о назначении предметов гигиены (мыло, полотенце, зубная щетка);
• Развивать у детей интерес к совместным действиям со взрослым (воспитателем) и между сверстниками.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей аккуратность во время приема пищи, соблюдать правила поведения за столом;
• Формировать у детей стремление быть опрятными, бережно относиться к одежде, игрушкам, поощрять самостоятельность;
• Воспитывать у детей вежливость в общение (говорить слова «спасибо! здравствуйте! до свидания»);
• Воспитывать чувство взаимопомощи.
Возрастные особенности детей 2-3 лет
Поставленные задачи могут быть успешно решены только на основе учета возрастных особенностей ребенка. На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее, продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно – деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуется восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно – действенное мышление.
Развитие предметной деятельности связано с усвоение культурных способов действия с различными предметами. Развиваются соотносящие и орудийные действия.
Возрастной особенностью детей 3 –го года является стремление к самостоятельности. Для более легкого овладения определенными навыками, действия делят на несколько операций. На начальном этапе усвоение навыка торопить детей ни в коем случае нельзя, надо дать им возможность спокойно выполнять осваиваемые действия.
Еще одной важной особенностью этого возраста является то, что по мере овладения новыми действиями детям хочется их неоднократно повторять. Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным.
Освоение детьми культурно – гигиенических навыковосуществляется в разных формах работы организации педагогического процесса:
• в процессе режимных моментов
• в непосредственно образовательной деятельности
• в создании условий для самостоятельной деятельности детей
• во взаимодействии с семьями воспитанников
И в разных формах организации детей:
• групповой
• подгрупповой
• индивидуальной
Описание системы работы
Первый этап работы – это диагностирование детей, чтобы определить уровень сформированности культурно – гигиенических навыков у каждого ребенка. Для этого можно составить таблицу, где у каждого ребенка будет свой уровень усвоения культурно – гигиенических навыков:
• навыки мытья рук и умывания;
• навыки культуры еды и поведения за столом;
• навыки самообслуживания (одевания, раздевания);
• навык пользования носовым платком.
• навык пользования горшком.
Составление перспективного плана работы с детьми.
1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.
2. Пример взрослого.
3. Приучение, упражнение.
4. Создание воспитывающих ситуаций.
5. Поощрение, которое помогает ребенку поверить в свои силы (особенно в освоении новых навыков).
Приемы работы:
1. Показ и объяснение.
2. Упражнения и контроль.
3. Пример взрослых.
4. Игровые приемы.
5. Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора, бесед, инсценировок.
6. Единство требование со стороны взрослых.
7. Контроль со стороны взрослых.
8. Совместная деятельность с детьми.
Работу по воспитанию культурно – гигиенических навыков следует начинать с первых дней пребывания детей в группе. С младшим воспитателем заранее обговаривали свои требования к малышам. Уже в первые дни нужно знакомить детей с последовательностью одевания. В процессе одевания можно использованы заинтересовывающие моменты,чтобы создать эмоциональный настрой: «Кукла Аня уже оделась и ждет малышей». Малыши любят, когда с ними разговаривают. Во время одевания,например: «Игорь, какая красивая у тебя кофта! Кто тебе ее купил?». И мальчик охотно сам старается одеть кофту. Если ребенок одел что-то сам, надо обязательно похвалить его, и он начнет стараться. Малыши очень чувствительны к доброму отношению к себе взрослых. Учить детей самостоятельно развиваться и убирать свои вещи в шкафчик или на стул. Навыки самообслуживания закреплялись во время дидактических игр «Одень куклу на прогулку» и др.игр на развитие мелкой моторики: пристегивание, шнуровка. Малыши не боятся воды, но умываться не умеют, поэтому сначала с детьми рассматривается схема умывания. В процессе умывания также используются потешки. Полученные навыки закрепляются рассматриванием сюжетных картинок, в дидактических играх «Научим Элю умываться», «Миша в гостях у Маши», «Купаем кукол». Во время кормления следить, чтобы дети правильно сидели за столом. Первое время необходимо пользоваться нагрудными салфетками, но постепенно дети научаются есть аккуратно. Детей необходимо приучать к бумажным салфеткам и говорить «Спасибо» после еды. Навык культуры поведения закрепляли с помощью игр и игрушек.
Постепенно дети овладевают основными культурно – гигиеническими навыками. Но на этом работа не заканчивается, требования к малышам усложняются.
Правило: нужно добиваться от ребенка, чтобы он самостоятельно делал то, что умеет.
Нужно не только учить детей умываться, одеваться, правильно есть и пользоваться носовым платком, но и приучать их к посильному труду. Малыши учатся убирать игрушки на место после игр.
Таким образом, разнообразие методов и приемов позволяют сформировать у детей культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания.
Улучшение показателей у детей также является результатом совместной работы педагогов и родителей.
Ожидаемые результаты
В соответствие с целевыми ориентирами образования в раннем возрасте:
• Ребенок может интересоваться окружающими предметами и активно действовать с ними; эмоционально вовлекаться в действия с игрушками и другими предметами, стремиться проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Ребенок может знать назначение бытовых предметов (ложки, расчески) и может пользоваться ими, может владеть простейшими навыками самообслуживания; может стремиться проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении.
• Может владеет активной речью, включенной в общение, может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых.
• Может стремится к общению со взрослыми и активно подражать им в движениях и действиях.
• Может проявлять интерес к сверстникам, наблюдать за их действиями и подражать им.
• Может проявлять интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремлению двигаться под музыку, эмоционально откликаться на различные произведения культуры и искусства.
Изучение методической литературы по проблеме помогает систематизировать знания о методах и приемах организации деятельности детей по данной работе, помогает совершенствовать профессиональные знания (теоретические, методические, технологические) и информационные умения (отбирать необходимую информацию, творчески ее перерабатывать).
Список используемой литературы
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комарова
2. «Трудовое воспитание в детском саду», Т. С. Комарова Л. В. Куцакова
3. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет.
Е. М. Белостоцкая, Т. Ф. Виноградова
4. «Развитие и воспитание детей раннего возраста», Л. Г. Голубева, М. В. Печора
5. «Как воспитать здорового ребенка», В. Г. Алямовская
Источник