Леворукий ребенок 5 7 лет

Леворукий ребенок 5 7 лет thumbnail

Автор IQКлуб На чтение 9 мин. Просмотров 3.9k. Опубликовано 17.03.2018

Когда малыш только пытается совладать со столовыми приборами, он «примеряет» ложку и к левой, и к правой руке. То же самое происходит и тогда, кода малыш учится писать.

Первые самостоятельные действия чада вызывают у родителей неподдельную гордость и радость. Однако, эти чувства меркнут, если малыш то и дело берет предмет не в ту руку.

Сначала родители еще больше сил вкладывают в развитие своей крохи, а потом начинают паниковать и быстро искать способы переучивания леворуких детей. Именно так начинается долгий и мучительный процесс «лепки» правши из левши. А стоит ли это делать?

Гармоничное развитие: маленький левша отличается от правши

Левшество нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Оно является результатом особенного устройства мозга. Чтобы леворукий ребенок стал действительно успешным, не пытайтесь его изменить. Не вынуждайте малыша насильно идти против природы и действовать так, как остальные.

Предлагаем разобраться с психологическими особенностями развития леворуких детей:

  • Хорошая пространственная ориентация – малыш, у которого больше развито правое полушарие мозга, более подвижен и лучше владеет своим телом.
  • Повышенная эмоциональность, впечатлительность и ранимость. Леворукого ребенка чаще можно заметить раздражительным, подавленным или обиженным.
  • Наличие проблем в изучении алгебры, так как этот предмет ориентирован на логику и последовательность мышления.
  • Левше плохо удается деятельность, связанная с постоянным самоконтролем. Но в командных видах спорта и верховой езде он будет успешен.
  • Левша лучше понимает слова, но у него проблемы с их активным воспроизведением.

Малыш с доминирующим правым полушарием считает данные целостным образом. Он большой выдумщик разных небылиц. Кроме того, леворукому ребенку прекрасно удаются упражнения на обобщение информации.

Как леворукий ребенок справляется с учебой?

Недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, которое распространено у леворуких детей, является причиной следующих проблем:

  • замедленного темпа чтения – ребенок подолгу сидит над учебником;
  • отставания в письме – малыш пишет лишние детали или упускает из виду важные элементы;
  • замены похожих фигур – ребенок легко может нарисовать овал вместо круга или квадрат вместо прямоугольника;
  • копирования или зеркального отображения букв и цифр;
  • отсутствия устойчивого почерка – буквы разных размеров нередко «прыгают» между строк.

Стоит отметить, что эти сложности только усиливаются при попытках вылепить из малыша правшу. Левше сложно совладать и с циферблатом – он обычно определяет время с разницей в 10 или 15 минут. Чтобы ни в чем не отставать от сверстников, он придумывает колоссальные обходные пути.

Причины левшества

Если малыш предпочитает держать ручку и вилку в левой руке, то он леворукий. Левшой можно назвать ребенка, у которого главное правое полушарие мозга. Для такого малыша характерно использование левой части тела.

Левшество бывает:

  • Генетическим. Если родитель является левшой, то шанс проявления этой особенности у малыша возрастает в 10-12 раз. Генетическое левшество не считается отклонением. Это всего лишь один из вариантов развития.
  • Компенсаторным. Если на этапе раннего развития малыш перенес какую-то болезнь или травму, то задачи левого полушария мозга могло взять на себя правое.
  • Скрытым. Такой малыш думает, как левша, но пишет правой рукой.
  • Вынужденным. Ребенок может повторять за своими леворукими друзьями или сделать левую часть тела доминирующей из-за травмы.

Отличия между левшой и правшой не заканчиваются на выборе доминирующей руки. Эти дети по-разному обрабатывают информацию и реагируют на информацию, поступающую из окружающей среды. Левши считаются более ранимыми, поэтому они требуют к себе в три раза больше внимания, нежели праворукие малыши.

Как не стоит вести себя родителям, если их ребенок левша?

В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.

Типичные ошибки родителей:

  • Сожаление о том, что их ребенок – левша. Не заостряйте внимание на особенности развития малыша и не позволяйте делать это окружающим. Не позволяйте себе резкие негативные высказывания в адрес ребенка, иначе он станет излишне замкнутым и застенчивым.
  • Попытки переучить малыша. Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши. Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
  • Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
  • Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
  • Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.
Читайте также:  Цефалексин ребенку 5 лет

Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится». Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского. Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.

Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.

По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.

Левша и леворукий мальчик: стоит ли переучивать?

Попытки понять разницу между леворукостью и левшеством только вызывают путаницу. Если для малыша левая рука считается ведущей, но доминирует левое полушарие мозга как у правшей, то переучивание пройдет без проблем. Но попытки перекроить природу левши могут закончиться плачевно. Вынудив ребенка писать правой рукой, взрослые не могут внести изменения в его организм – правое полушарие все равно останется ведущим, но малышу будет сложнее справляться с учебой и рутинными делами.

Обычно у левши есть неврологические проблемы:

  • Астенический невроз, который проявляется в повышенной утомляемости и сниженной работоспособности. Такие дети активны только на первых двух уроках, а потом у учителя мало шансов пробудить их внимание. Выполнение домашних заданий обычно затягивается. Кроме того, малыши пишут неустойчивым почерком.
  • Невроз навязчивых состояний обычно вызван отсутствием взаимопонимания между левшой и его родителями. Взрослые заставляют ребенка выполнять действия правой рукой. Левша старается выполнить требования, чтобы порадовать родителей. Каждую неудачу взрослые воспринимают, как упрямство или непослушание, за которое должно последовать наказание. Впоследствии левша боится гнева родителей, постоянно думает о своей неполноценности и испытывает стресс перед письменными заданиями.
  • Энурез, вызванный страхом перед неминуемым наказанием. Ребенку сложно сосредоточиться и выполнить задание, из-за чего он нервничает еще больше и страдает от недержания мочи. Так образуется замкнутый круг.
  • Невротический тик, вызванный чрезмерной сосредоточенностью над выполнением задания правой рукой. Левша может облизывать губы, морщить лоб, подергивать носом или подмигивать.

Чтобы сделать свое чадо успешным, не пытайтесь переделать его природу. Лучше сосредоточьте внимание на том, как помочь малышу ориентироваться в мире праворуких людей и принять свою особенность.

Как облегчить жизнь леворукому ребенку?

Природу нельзя откорректировать так, как было бы удобно взрослым. Правильный подход к индивидуальной особенности организма позволит облегчить жизнь леворукому ребенку. Взрослым сверстникам стоит уважать отличия, а не превращать их в повод для насмешки.

  • Помогите ребенку правильно организовать рабочую зону. Побеспокойтесь о том, чтобы сосед по парте не подбивал его под бок.
  • Раскладывайте на элементарные составляющие все двигательные действия, учите леворукого ребенка ориентироваться в пространстве.
  • Развивайте зрительное восприятие малыша. Сделайте тренажеры памяти и внимания постоянным способом совместного времяпровождения. Выполняйте вместе «Зрительный поиск», играйте в игру «Найди изменения».
  • Не проявляйте нетерпимость, агрессию по отношению к леворукости. Защищайте ребенка от проявления неадекватной реакции со стороны сверстников и педагогов.
  • Не оставляйте малыша один на один с домашним заданием, которое вызывает у него сложности (упражнением по логике или математической задачей).

Объясните своему чаду, что леворукий малыш и праворукий ребенок мыслят по-разному, но от этого один не станет умнее или глупее другого.

Читайте также:  Нитроксолин ребенку 5 лет

Преимущества левшей

На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.

Преимущества левшей:

  • Использование скрытых резервов – образов, чувств и абстрактного мышления. То, что ребенок не может объяснить логически, он пытается додумать.
  • Успешность в фехтовании, теннисе и боксе.
  • Особые способности к живописи, театральному искусству и литературе за счет образности мышления.
  • Улучшенная адаптация к тяжелым климатическим условиям, по сравнению с правшами.
  • Глубина и богатство внутреннего мира.
  • Способность нестандартно мыслить.

Леворукие мальчики и девочки разбираются в творческих заданиях, но «буксуют» при выполнении упражнений, направленных на логическое мышление. Именно поэтому родителям стоит проявить фантазию, чтобы научить таких малышей справляться с рутинными делами самостоятельно.

От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.

Подводим итоги

Видя, как малышу не удается совладать с ложкой, ручкой и зубной щеткой в левой руке, заботливые родители начинают задавать вопросом «Если мой ребенок левша, что это значит?». Поверхностный взгляд на вещи уже рисует в воображении старших мрачные картины издевательств над их чадом и проблем в его взрослой жизни. Сразу за этим, родители начинают искать способы сделать малыша «нормальным». Обычно это сопровождается криками взрослых и истериками ребенка. В результате малыш получает целый букет неврозов и отстает от сверстников.

Однако при правильном использовании ресурсов ребенок левша добьется того, что никогда не удастся правше, а это значит одно: его особенность нужно подчеркивать, а не маскировать. Убедите самого себя и свою кроху в том, что природу нельзя изменить. Нужно только подстроиться под ее капризы. Обеспечьте ребенка всем необходимым для гармоничного развития – и он обязательно отблагодарит вас в будущем!

Источник

«У меня ребенок левша, что с этим делать?» – вопрос можно найти на форумах и в социальных сетях. Самым простым ответом на этот вопрос стало бы краткое: «Ничего», но в этом признании абсолютной нормальности явления не хватает рекомендаций.

Леворукость не означает, что ребенку так удобнее, это не просто предпочтение, но иной алгоритм работы мозга – у человека с ведущей левой рукой функции между полушариями распределены совсем иначе. Психологи и педагоги утверждают: леворукость – не привычка, не результат ошибок воспитателя в процессе дошкольной подготовки (да, и такие обвинения встречаются), ни в коем случае не болезнь. Это нормальный путь развития организма, который может зависеть и от врожденных генетических особенностей.

Какая леворукость существует? Связь с другими явлениями

Кроме леворукости генетической, выделяют леворукость социальную и патологическую.

10 лет назад ученые нашли т.н. «ген левшей» – LRRYM1, который играет ключевую роль при формировании эмоций и речи. Ген расположен во второй хромосоме. Один из его полиморфизмов ассоциирован с повышенным риском умственных расстройств, что абсолютно не означает необходимости переучивать ребенка – даже если полиморфия имеет место, что очень маловероятно, насильственное исправление ведущей руки приведет лишь к стрессу. Патологическая леворукость не передается по наследству, но может возникнуть в процессах внутриутробного развития или при рождении – в результате мозговой дисфункции.

Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания. Переучивание леворукого ребенка может привести к существенному ухудшению психического и физического состояния. Такой процесс получил название «декстрастресс» – психофизеологическое напряжение, очень болезненное для ребенка, возникающей при давлении на леворукого «праворукой средой». Прямые следствия: проявление неврологий вплоть до депрессий, заикания, повышенных страхов.

Как определить у ребенка ведущую руку?

Когда у ребенка формируется ведущая рука?

Ведущая рука у детей формируется примерно к 4 годам. До этого возраста ребенок может менять руку, выполняя необходимые действия ситуативно, пользуясь то правой, то левой. Если к 4 годам ребенок выраженно предпочитает левую руку, то переучивать его ни в коем случае нельзя.

Читайте также:  Стул пенкой ребенок 5 лет

Редкий случай – амбидекстр (от лат. ambo – оба + dextri – правый), человек, у которого равно развиты обе руки.

Методы определения ведущей руки

  1. Положите перед ребенком несколько коробочек (подойдут даже спичечные). В одну из коробочек положите пуговицу или палочку и предложите ребенку ее найти. Ведущей считается рука, которой малыш будет открывать и закрывать коробочку.

  2. На толстом шнурке завяжите несколько узелков, предложите ребенку развязать. Ведущей считается рука, которой ребенок дергает и распутывает узелок (вторая просто держит шнурок).

  3. Поставьте перед ребенком несколько пузырьков или флаконов с легко отвинчивающимися крышами. Именно ведущая рука будет скручивать крышку, а вторая – держать флакон.

  4. Сыграйте с ребенком в мяч, предложив ловить и кидать его одной рукой, не называя – какой. Ребенок самостоятельно выберет руку, которой удобнее совершать активные действия.

  5. Накрывайте вместе на стол: пусть ребенок разложит салфетки рядом с каждой тарелкой. Ведущей рукой он будет раздавать, а второй держать стопку.

  6. Одни из самых простых способов – попросите ребенка похлопать в ладоши (ведущая рука сверху), переплести пальцы рук (сверху окажется большой палец ведущей руки), скрестить руки на груди (кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки).

  7. Малыша можно попросить погладить мягкую игрушку – действия совершаются ведущей рукой, пока вторая держит зверушку.

  8. Просовывает детали конструктора в отверстия, заводит часы, возит по поверхности машинку – все это ребенок делает активной рукой.

Как повысить эффективность обучения у леворуких детей?

Чтобы обучение было эффективным у леворуких детей необходимо задействовать в играх возможности правого полушария. Это означает работу с моделями, макетами, объемными предметами, схемами – лабиринтами или таблицами. При обучении дети, у которых ведущая рука левая, чаще ориентируются не на речь, а не чувственные ощущения – зрение, обоняние, осязание. Им нужно все потрогать, повертеть и изучить.

Об особенностях взаимодействия с детьми, имеющими разные стили обучения, смотрите в нашей инфографике в социальных сетях.

Чтобы леворукому ребенку было легче и интереснее понимать материал, предложите ему рисунки или наглядные пособия. На нашем сайте вы можете найти их по каждому предмету в специальном разделе: наглядные и раздаточные материалы для начальной школы.

Еще одной особенностью леворуких детей по замечанию психологов является затрудненная работа в ситуации строгой дисциплины, соподчинения и ограниченных временных рамках. Им необходимо проявить свою инициативу, воспользоваться личными идеями и интуицией, поиграть с фантазией. Если это возможно, попробуйте индивидуальные занятия, где у ребенка будет возможность проявить и реализовать себя и свои замыслы.

Можно попробовать педагогические игры, способствующие самовыражению:

1. Игра «Я протестую» ( 7 – 8 лет)

Попросите детей плотно сжать губы и нахмурить лоб, чтобы появилось ощущение напряженности. В таком состоянии они перебрасывают друг-другу мяч, заканчивая фразу «Я протестую…». Например: «Я протестую против двоек!», «Я протестую против неудобной формы». При этом ребенок должен активно артикулировать и произносить фразу громко, чтобы высвободить негатив и эмоции.

2. Игры «Фыр-фыр» ( от 6 лет)

Заранее подготовьте карточки с простыми слогами: «му-му», «ух-ух», «фыр-фыр» или «бу-бу». Ребенок берет карточку и произносит написанный на ней слог с определенным чувством, которое вы ему сообщаете. Например: «бу-бу» – радостно, «фыр-фыр» недовольно, «му-му» задумчиво.

3. Игра «Сложи картинку» ( от 5 лет)

Эта игра имеет целью развитие умения сотрудничать в группе, используя для этого наглядные материалы.

Воспитатель или учитель берут несколько картинок животных, разрезая их на части: можно квадратиками, как в пазлах и на кубиках, можно – по частям тела (от головы до хвоста). Дети получают каждый одну часть, после чего необходимо восстановить исходную картинку. Важно, чтобы «руководство» не взял на себя один ребенок, а каждый положил свою часть самостоятельно.

Другие игры в наших социальных сетях:

1. Учимся высказывать свою точку зрения и выходим на значимые переживания. 4 игры

2. Повышаем самоуважение детей и умение рефлексировать. 4 игры

3. Развиваем эмоциональный интеллект, самовыражение и осознанность. 3 игры

4. Игра, помогающая детям осознать процесс своего изменения и взросления с готовой табличкой

5. Снижаем уровень страха. 3 игры

Источник