Леонтьев теория развития ребенка

Леонтьев теория развития ребенка thumbnail

А.Н.Леонтьев

К ТЕОРИИ  РАЗВИТИЯ  ПСИХИКИ  РЕБЕНКА1

Постараемся прежде всего представить себе картину тех изменений в целом, которые характеризуют психи­ческое развитие ребенка в границах стадии.

Первое и самое общее положение, которое можно здесь выдвинуть, состоит в том, что наблюдаемые в гра­ницах каждой стадии изменения процессов психичес­кой жизни ребенка происходят не независимо одно от другого, а внутренне связаны друг с другом. Иначе говоря, они не представляют собой самостоятельных линий развития отдельных процессов (восприятия, па­мяти, мышления и т. д.). Хотя эти линии развития и могут быть вычленены, но в их анализе нельзя непо­средственно найти тех отношений, которые движут их развитием. «Например, развитие памяти образует, ко­нечно, связный ряд изменений, однако их необходи­мость определяется не отношениями, возникающими внутри развития самой памяти, а отношениями, зави­сящими от места, которое память занимает в деятельности ребенка на данной ступени его развития.

Так, на стадии дошкольного детства одно из изме­нений в памяти состоит в том, что у ребенка формиру­ется произвольное запоминание и припоминание. Пред­шествующее развитие памяти является необходимой предпосылкой для того, чтобы это изменение могло произойти, но оно определяется не этим, а тем, что в соз­нании ребенка выделяются специальные цели — запом­нить, припомнить. В связи с этим процессы памяти ме­няют свое место в психической жизни ребенка. Преж­де память выступала только как функция, обслуживающая   тот   или  другой   процесс;    теперь  запоминание  становится    особым    целенаправленным    процессом, внутренним действием, занимая  новое место  в структуре деятельности ребенка.

В целом можно следующим  образом охарактеризовать  общую  картину    развития  отдельных процессов психической  жизни ребенка внутри  стадии.  Развитие ведущей  деятельности, характеризующей  данную  стадию, и связанное с ней развитие других видов деятельности ребенка определяют собой выделение в его знании   новых  целей  и  формирование  отвечающих новых действий. Так как дальнейшее развитие этих действий ограничено операциями, которыми уже владеет ребенок, и уже наличным уровнем развития его психофизиологических функций, то возникает известное несоответствие между тем и другим, которое разрешается путем «подтягивания» операций и функций к уровню, требуемому развитием  новых действий. Так, игра дошкольного типа,  игра  ролевая,  первоначально ограничена  почти  исключительно    внешними    действиями, осуществляемыми  с  помощью двигательных  операций, которые подготовлены игрой-манипулированием в преддошкольном детстве.    Но новый дошкольный тип игр и содержание новых действий, которые в ней развиваются, требуют совсем других способов своего осуществления. Они, действительно, и формируются чрезвычайно быстро  (как обычно говорят, «толчком»); в частности, у ребенка в эту пору быстро формируются внутренние умственные операции.

Таким образом, процесс изменений внутри стадий в целом идет, образно говоря, в двух встречных направлениях. Основное, решающее направление этих изменений — от первичных изменений круга жизненных отношений ребенка, круга  его деятельности к развитию действий,  операций,  функций. Другое  направление — это направление от вторично возникающей перестрой­ки функций, операций к развитию данного круга деятельности ребенка. В пределах стадии процесс изменений, идущих в этом направлении, ограничен требовани­ями того круга  деятельности,   который   характеризует данную   стадию.   Переход   за   эту   границу  обозначает собой переход уже к другой,  высшей стадии  психического развития.

Противоположными чертами характеризуются пере­ходы межстадиальные. Те отношения, в которые ребенок вступает к окружающему его миру, суть по природе своей общественные отношения. Ведь именно общество составляет действительное и первейшее условие жизни ребенка, определяющее ее содержание и ее мотивацию. Поэтому каждая деятельность ребенка выражает не только его отношение к предметной действительности, в каждой его деятельности объективно выражаются также и существующие общественные отно­шения.

Развиваясь, ребенок превращается, наконец, в чле­на общества, несущего все обязанности, которые оно на него возлагает. Последовательные стадии в его развитии и являются не чем иным, как отдельными ступенями этого превращения.

Но ребенок не только фактически изменяет свое место в системе общественных отношений. Он также и осознает эти отношения, осмысливает их. Развитие его сознания находит свое выражение в изменении моти­вации его деятельности: прежние мотивы теряют свою побудительную силу, рождаются новые мотивы, приво­дящие к переосмысливанию его прежних действий. Та деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития. Такие переходы в противоположность внутристадиальным изменениям идут дальше — от изменения действий, операций, функций к изменению деятельности в целом.

Итак, какой бы частный процесс психической жиз­ни ребенка мы ни взяли, анализ движущих сил его развития неизбежно приводит нас к основным видам деятельности ребенка, к побуждающим их мотивам, а следовательно, и к тому, какой смысл открывается ребенку в предметах, явлениях окружающего его мира. С этой стороны содержание психического развития ребенка и состоит именно в том, что меняется место частных психических процессов в деятельности ребенка, а от этого зависят его особенности, которые эти част­ные процессы приобретают на разных ступенях разви­тия. В заключение этого очерка следует подчеркнуть следующее: мы смогли рассмотреть в нем психическое развитие лишь с процессуальной, так сказать, стороны психики, почти вовсе опустив важнейший вопрос о внутренних взаимосвязях изменения деятельности с развитием картины, образа мира в сознании ребенка, с изменением строения его сознания. Освещение этого вопроса нуждается в предварительном изложении психологической проблемы единства развития чувственных содержаний, сознания и тех не совпадающих между собой категорий его, которые мы  передаем терминами «значение» и «смысл». Вопрос этот не мог поэтому войти в рамки настоящей статьи.


1 Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Наука. – 1972. – 212 с.

Источник

1.Стадии развития психики ребёнка.

2.Признаки ведущей деятельности на разных стадиях развития.

В ходе развития ребенка изменяется место, которое он занимает в системе человеческих отношений. 
Дошкольное детство:
– овладение миром человеческих предметов (воспроизводятся человеческие действия с ними)
– зависимость от окружающих людей (ребенок должен считаться с требованиями, предъявляемыми окружающими людьми, т.к. эти требования определяют собой отношения с людьми)
Мир окружающих дошкольника людей как бы распадается на два круга:
1. Интимно близкие люди, отношения с которыми определяют отношения с остальным миром (родители или те, кто их заменяют)
2. Все другие люди, отношения к которым опосредованы для ребенка отношениями, устанавливающимися в первом круге. 
Перевод в школу новый этап. Перестраивается система отношений; появляется общественная функция, роль ребенка. Интимные отношения ребенка теряют свою прежнюю определяющую роль, теперь они сами определяются широким кругом общения.
Школьник-подросток включается в доступные ему формы общественной жизни меняется место, которое он занимает в повседневной жизни окружающих его взрослых (в т.ч. семьи), в некоторых случаях он даже может быть наравне со взрослыми (по физической силе, знаниям и умениям).
Переход к старшему школьному возрасту рост критичности по отношению к требованиям, поступкам, личным качествам взрослых; рождение новых, впервые подлинно теоретических интересов. 

Что непосредственно определяет развитие психики ребенка – это развитие внешней и внутренней деятельности ребенка (а ее развитие зависит от жизненных условий). 
Одни виды деятельности на определенных этапах становятся ведущими. Признак перехода от одной стадии к другой – изменение ведущей деятельности.

Признаки ведущей деятельности:
1. Внутри неё возникают и дифференцируются другие виды деятельности.
2. В ней формируются или перестраиваются частные психические процессы.
3. От нее зависят основные психологические изменения ребенка в данном периоде. 

Стадии развития психики ребенка характеризуются не только определенной ведущей деятельностью, но и определенной связью с возрастом детей. Ни содержание стадий, ни их последовательность во времени не являются чем-то раз и навсегда данным и неизменным, так как зависят от условий жизни.

Предметная деятельность  игра  учение  труд
Кризисы связаны со сменой стадий. Однако неизбежны не кризисы, а переломы. Кризис – это свидетельство не свершившегося вовремя и в нужном направлении перелома (сдвига). Кризисов может и не быть, так как развитие ребенка управляемо воспитанием. 
Деятельность – процесс, который, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечает особой, соответствующей ему потребности (когда предмет совпадает с мотивом). 
С деятельностью связаны эмоции и чувства – они всегда определяются предметом, течением и судьбой той деятельности, в состав которой они входят.

Действие – процесс, мотив которого не совпадает с предметом, а лежит с той деятельности, в которую данное действие включено. Предмет действия – сознаваемая непосредственная цель. Мотив деятельности может сдвигаться, переходить на предмет (цель действия); тогда действие превращается в деятельность. 
Пример: ученик читал книгу с целью сдать экзамен. Однако в процессе ему становится интересно само содержание книги, и тогда чтение становится его деятельностью; целью становится именно содержание книги.
Основной закон процесса развития действия: в зависимости от того, в какую деятельность включено действие, оно получает ту или иную психологическую характеристику. 
Осмысливание ребенком явлений действительности происходит в связи с его деятельностью (всякое сознательное действие формируется внутри сложившегося круга отношений).

Операция – способ выполнения действия (это необходимое содержание всякого действия). Одно и то же действие может осуществляться разными операциями, и наоборот. Операция определяется задачей, т.е. целью, данной в условиях, требующих определенного способа действия.
Сознательные операции: впервые формируются в качестве действия. Чтобы превратить действие в операцию, надо поставить ребенка перед такой новой целью, при которой данное действие станет способом выполнения другого действия.
Пример: спортивная стрельба. Сначала проверяешь каждое движение, а после все они «автоматизируются», перестают сознаваться (но в любой момент могут быть и осознаны).

Психофизиологические функции – физиологические функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, опосредованную психическим отражением действительности. Сюда относятся сенсорные функции, мнемическая функция, тоническая и др.
Без них не может быть психической деятельности, но она к ним не сводится.

Изменения процессов психической деятельности ребенка происходят взаимосвязано.
В каждой деятельности ребенка объективно выражаются также и существующие общественные отношения. Развитие сознания ребенка находит свое выражение в изменении мотивации его деятельности.

Источник

В ходе развития ребёнка под влиянием конкретных обстоятельств его жизни изменяется место, которое он объективно занимает в системе человеческих отношений.

Дошкольное детство – перед ребёнком всё более открывается окружающий мир человеческой действительности. Он овладевает предметным миром, овладевая действиями с предметами. зависимость от непосредственно окружающих ребёнка людей.

Два круга окружающих людей: интимно-близкие люди, отношения с которыми определяют его отношения со всем остальным миром; и все другие люди, отношения с которыми опосредованы его отношениями в первом круге.

Школьный возраст. Появляются обязанности не только перед родителями и воспитателем, но и перед обществом. От них зависит его место в жизни, общественная функция и роль. Психологически действенный смысл эти требования приобретают для него, когда он учится. Характерно следующее:

разные просьбы ребёнка имеют разный смысл для него и для родителей.

Интимные отношения ребёнка теряют определяющую роль в более широком кругу общения, теперь они сами определяются этими более широкими отношениями.

Появляется понимание объективности школьной оценки.

Школьник-подросток: происходит переход к этой следующей стадии, который у ребёнка связан с включением в доступные ему формы общественной жизни; меняется реальное место ребёнка в повседневной жизни взрослых: в некоторых ситуациях его уже ставят наравне с ними.

Старший школьный возраст: переход к нему ведёт к росту критичности по отношению к требованиям, поступкам, личным качествам; к рождению новых, впервые подлинно теоретических интересов. Он хочет знать не только окружающую действительность, но и то, что известно о ней.

Изменение места, занимаемого ребёнком в системе отношений, не определяет развития, оно только характеризует наличную, достигнутую ступень. Развитие психики ребёнка определяется развитием его деятельности (внешней и внутренней). Причем развитие психики зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Признаком перехода от одной стадии к другой является изменение ВД, т.е. ведущего отношения ребёнка к действительности.

ВД – это такая Д ребёнка,

в форме которой возникают и внутри которой дифференцируются другие, новые виды деятельности.

в которой формируются или перестраиваются частные психические процессы.

от которой ближайшим образом зависят наблюдаемые в данный период развития основные психологические изменения личности ребёнка.

Таким образом, ВД – это такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития ребёнка.

стадии развития психики ребёнка характеризуются двумя факторами:

определённым содержанием ведущей деятельности

определённой последовательностью во времени, т.е. определённой связью с возрастом ребёнка.

Содержание стадий зависит от конкретных культурно-историчесих условий. В ходе развития прежнее место, занимаемое ребёнком, начинает сознаваться им как несоответствующее его возможностям, и он стремится его изменить. Это ведёт к противоречию между образом жизни ребёнка и его возможностями, уже определяющими этот образ. Следовательно, происходит переход к новой стадии развития психики. Кризисы всегда связаны со сменой стадий. Они не являются неизбежными (неизбежным является лишь наличие перелома, т.е. качественного сдвига, в ходе развития): кризис – это свидетельство не совершившегося своевременно перелома.

Деятельность (Д) – это такие процессы, которые, осуществляя то или иное отношение человека к миру, отвечают особой, соответствующей им потребности.

Действие – это процесс, мотив которого не совпадает с его предметом, а лежит в той Д, в которую данное действие включено.

Предмет действия – это его непосредственная цель.

Сдвиг мотива на цель ведёт к тому, что то, что было действием, приобретает статус деятельности. Т.е. рождаются новые Д, происходит изменение ВД, что и обеспечивает переход от одной стадии развития к другой.

Мотивы ребёнка делятся на только понимаемые и реально действенные. Переход от первой формы ко второй происходит только в определённых условиях. Если он происходит, то это ведёт к возникновению новых мотивов, а, следовательно, и новых видов деятельности.

Механизм сдвига мотива на цель: при некоторых условиях результат действия оказывается более значимым, чем мотив, реально побуждающий это действие. Происходит новое опредмечивание потребностей ребёнка: они поднимаются на ступень выше.

Переход к новой ВД отличается тем, что реально действующими становятся те понимаемые мотивы, которые находятся не в сфере отношений, в которые уже включен ребёнок, а в сфере отношений, характеризующих место, которое ребёнок сможет занять на следующей стадии развития.

Изменения, характеризующие развитие психики.

Изменения психологической характеристики действий:

цель одного и того же действия может сознаваться по разному в зависимости от того, в связи с каким именно мотивом оно возникает. Следовательно, меняется смысл действия для субъекта.

в зависимости от того, в какую Д включено действие, но получает ту или иную характеристику – это основной закон процесса развития действий.

осмысливание ребёнком явлений действительности происходит в связи с его Д;

Таким образом, содержательная характеристика психического развития не может отвлекаться от развития его реальных отношений к миру, от содержания его отношений. Она должна исходить из их анализа.

Изменения в области операций:

Операция – способ выполнения действия. Она зависит от условий, в которых дана цель действия, т.е. определяется задачей (цель, данная в определённых условиях, требующих определённого способа выполнения).

Сознательные операции – один вид операций, для развития которого характерно:

всякая сознательная операция впервые формируется в качестве действия: сначала, как целенаправленные процессы, которые потом в некоторых случаях приобретают форму автоматического навыка. Чтобы действие стало операцией, надо поставить ребёнка перед такой новой целью, при которой данное его действие станет способом выполнения другого действия. Т.е. цель становится одним из условий действия.

достаточно высокий уровень развития операций делает возможным переход к осуществлению более сложных действий, которые могут дать начало новым операциям, подготавливающим возможность новых действий и т.д.

Изменения в психофизиологических функциях:

Психо-физ. функции – физ. функции, осуществляющие высшую форму жизни организма, его жизнь, опосредствованную психическим отражением действительности (сенсорная, мнемическая и т.д.).

Психическая Д не может осуществляться без их участия, но не сводится к ним.

Развитие функций: всякая функция развивается и перестраивается внутри процесса, который она осуществляет.

резкие сдвиги в развитии функций происходят в том случае, если данная функция включена операцию так, что определённый уровень её развития становится необходимым для выполнения соответствующего действия.

развитие функции позволяет более совершенно осуществлять действие.

развитие психо-физ. функций ребёнка закономерно связано с общим ходом развития его Д.

Наблюдаемые в границах каждой стадии изменения процессов психической жизни ребёнка происходят независимо друг от друга, но внутренне связанны друг с другом.

Превращаясь в операцию, действие как бы понижается в ранге, выходит из круга сознательных процессов, но сохраняет основные черты сознательного процесса и в любой момент (при затруднении) может снова обозначиться.

Развитие ВД, характеризующей данную стадию, и связанное с ней развитие других видов Д ребёнка определяет собой выделение в его сознании новых целей и формирование отвечающих им новых действий.

Процесс изменения внутри стадий идёт в двух направлениях:

основное – от первичных изменений круга жизненных отношений ребёнка, круга его Д к развитию действий, операций, функций.

от вторично возникающей перестройки функций, операций к развитию данного круга Д.



Источник