Ленты времени для развития ребенка

Лента времени замечательный образовательный инструмент. Она помогает школьнику не утонуть в каше из дат, имен и событий мировой истории. Помогает визуализировать такое абстрактное понятие как время, сравнить периоды развития разных культур и цивилизаций друг с другом и наглядно увидеть, как долго шли те или иные эпохи, важные исторические периоды, как они сменялись и из-за чего. Но только для того, чтобы лента действительно работала и помогала ребенку хорошо ориентироваться в истории, ему нужно самому принимать участие в создании и ведении ленты времени.

Существует масса вариантов оформления ленты времени, и мы сейчас расскажем о большинстве из них, однако, сколько бы их ни было, они делятся всего на два типа – настенную и переносную.

НАСТЕННАЯ ХРОНОЛОГИЯ

Настенный вариант ленты времени потребует от вас пространства. Если лента времени ограничена только Древним миром, Средневековьем, историей Московской Руси или другим коротким промежутком времени, то вам хватит, пожалуй, и одной стены. Можно даже на постере уместить основные события. А вот если вы решили подойти к изучению истории основательно, то ленте времени придется отдать гораздо больше места, возможно, не одну стену и даже не одну комнату.

Расположить историю в хронологическом порядке можно на бумаге, это самый первый вариант, который приходит на ум. Рулон недорогих обоев, разрезанный вдоль пополам, или много склеенных листов плотной бумаги разместите на уровне роста ребенка, чтобы он мог работать с лентой времени, просто подходя к ней: читать, приклеивать картинки, подписывать даты и события. Можно заменить бумагу пробковыми панелями, однако, это сильно дороже.

Дешевый и удобный в обращении вариант – «хронология на прищепках»: на стене размещается прочная нить – бечевка или бельевая веревка, и на нее прищепками прикрепляются карточки с иллюстрациями и краткой информацией о событиях. Этот вариант удобен еще тем, что события, даже если их будет много, вы легко сможете вставить между уже имеющимися на веревочной ленте датами. Вам нужно будет просто раздвинуть их.

Если для изготовления ленты времени совсем нет времени, даже чтобы прибить бечевку, то самый быстрый вариант – приклеить вдоль стены цветную изоленту (декоративный скотч), и прямо над ним и под ним приклеивать все нужные записки, рисунки, карточки, тоже на скотч. Вместо изоленты можно взять ленту-липучку, а все карточки с обратной стороны снабдить кусочком второй половины ленты-липучки.

Вертикальное расположение ленты времени не самое удобное, но оно может вас выручить, если в комнате очень мало места: обратную сторону двери или узкий промежуток между кроватью и шкафом можно заполнить вертикальным узким плакатом или полоской изоленты, идущей сверху вниз.

ПОРТАТИВНАЯ ХРОНОЛОГИЯ

Историю мира можно носить с собой в рюкзаке, если это тетрадь, листы в которой склеены в длинную ленту и сложены гармошкой. Такую ленту можно постоянно увеличивать, доклеивать. Если этому аккордеону подогнуть нижний край, то получится ширма с кармашками, в которые удобно класть дополнительную информацию.

Если доклеивать страницы, превращая их в длинную сложенную ленту не хочется, то можно оставить обычную тетрадь как есть, просто на каждой странице примерно посередине прорисуйте широкую полосу – ленту времени.

Историю можно хранить в виде большой папки, сложенной гармошкой, это своего рода альтернатива настенной ленте времени, только меньшего размера, которую можно достать из-за шкафа в нужный момент. Размер папки может быть любым.

Хронологию можно организовать и в виде картотеки, ярлычки которой будут указывать года, а карточки между ними – события. Картотеку необязательно хранить в коробке или пластиковом контейнере, для хранения карточек можно использовать папки на кольцах.

Это лишь несколько идей, которые могут вдохновить вас на создание собственной ленты времени. Если не знаете пока, какой из вариантов будет более продуктивным для вашего ребенка, попробуйте все. Начните с какого-то одного, который больше всего понравился. Достаточно буквально 1-2 недель работы с выбранным вариантом, чтобы понять, работает он или нет.

  • Жанна Алибулатова

Источник

«ЛЕНТА ВРЕМЕНИ»

Время – понятие довольно абстрактное. Если говорить уж совсем откровенно, его и вовсе не существует. Человек придумал категорию «время» для собственного удобства. Детям трудно представить себе, что такое “это было давно”, “недавно”, “год назад” или “через 2 недели”.

«Лента времени» – прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени.

Цель данной технологии: дать детям представления о времени: глубина, неразрывность, быстротечность, систематизировать и углублять знания детей об окружающем мире, на основе сравнения по временным отрезкам, а также научить детей устанавливать пространственно-временные связи.

«Лента времени» помогает дать детям первичные представления о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.

Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой. У данного педагога эта технология называется «Река времени». Термин «река времени» придуман английским писателем Дональдом Биссетом для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».

По словам Надежды Александровны, путешествие по «Реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества, дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменялся со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия.

Для демонстрации глубины, бездонности времени можно использовать «колодец времени». Это макет колодца, стенки которого окрашены по горизонтали в три цвета – фиолетовый, синий, голубой. Каждый цвет обозначает эпоху и дополнен картинкой, как и в «ленте времени».

«Лента времени» – это карта-панно это длинный бумажный лист размером может быть 50 на 100-160 см или 60 на 180 см, который символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями (картинками, например, «древность» – «старина» – «наше время»), которые педагог заранее наклеивает на панно.

В качестве отправного момента для всего цикла путешествий во времени и введения метафоры «река времени» можно использовать повесть-сказку Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так». Читая ее, дети узнают, что время для всех разное: счастливое и злое; у одних бежит, у других стоит; «потерянное время» – то, что тратишь на пустяки. На этом этапе в осознание быстротечности, безвозвратности и движение времени помогут такие предметы, как песочные часы, свеча. Старинные предметы (старая фотография, черепок) выступают в роли хранителей времени.

Воспитатель демонстрирует заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок, обращает внимание детей на то, что лента похожа на «реку», но это не обычная река, это время. Предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени».

Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»

• Обсуждение реального или вымышленного события

• Постановка цели исследования (узнать)

• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

• Работа в подгруппах: сортировка и закрепление иллюстраций на панно «река времени»

• Сборка общей таблицы (ленты времени), сопоставление результатов исследования

• Вывешивание таблицы на стене группового помещения

• Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Начать следует с самого доступного для дошкольника – обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше в – «старину», и еще раньше – в «древности». Из множества небольших иллюстраций-вырезок взрослый и дети выбирают подходящие и наклеивают на соответствующих «остановках», дополняя первые лаконичные «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т. д., используя красочные книги познавательного характера, обращаясь для введения в тему к подходящим художественным текстам.

Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться – заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ воспитателя и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, пробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей). Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.

Панно «Лента времени» должно быть в открытом доступе для детей и открыто для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их. При этом на очередном занятии надо иметь возможность использовать для дальнейших исследований. Тематика исследований может быть разнообразной, например, «Лента времени» под названием «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин», «Мой родной город», «От семечка до взрослого растения», «Как растет ребенок» (на примере воспитателя). По такому принципу можно знакомить детей с прошлым, настоящим, разных предметов, стран, эпох, и т.д.

Таким образом, технология «Лента времени» помогает сформировать у детей потребность в познании истории людей, стран, предметов и т.д. Осознать такие понятия как, настоящее, прошлое, будущее.

Источник

Дидактическое пособие «Лента времени»

«Лента времени» – это «дорога» из прошлого, через настоящие в будущее.

Время – понятие довольно абстрактное. Если говорить уж совсем откровенно, его и вовсе не существует. Человек придумал категорию «время» для собственного удобства. А поскольку в сознании прочно заложено, что прошлое было давно и находится где-то позади, а будущее – это то, к чему еще нужно идти, ничего удивительного, что и время воспринимается, как некая линия.

Год назад на ней будет находиться где-то далеко, а каждый последующий месяц постепенно станет приближаться к центральной точке – настоящему.

Детям трудно представить себе, что такое “это было давно”, “недавно”, “год назад” или “через 2 недели”.

«Лента времени» – прекрасный способ научить детей чувствовать время и наглядно представить ход времени.

Дидактическое пособие «Лента времени» предназначено для детей 5- 7 лет. Представляет собой полосу черной ткани шириной 30-35 см, которая наматывается на деревянный держатель (типа скалки). На конце Ленты – красная полоска (шириной около 2 см), символизирующая настоящее. Вдоль ленты идет ось времени с делениями – это прямая линия, на которой отмечают в определенной последовательности разные годы, столетия и т. д. Самая правая точка – год, в котором мы живем. Левее будут располагаться предшествующие годы или столетия, в зависимости от того, какое время мы хотим определить.

Цель: раскрыть перед детьми удивительный мир, окружающий нас, формировать временные представления, развивать ретроспективный взгляд на предметы, события и т. д.

Задачи:

  1. развивать потребность к получению новых знаний и стремление передать их другому;
  2. Расширять представления детей о пространственно-временных связях, активизировать в речи соответствующие понятия.
  3. Учить использовать информацию, полученную из различных источников (литература, кино и т.д.).
  4. Формировать творческое мышление, воображение, активизировать память, развивать любознательность и познавательный интерес.

С чего следует начинать знакомство ребенка с данным материалом? Начинаем презентацию с показа полосы черного цвета, которая наматывается на деревянную палку. Разматывая ленту, обращаем внимание детей на то, что лента похожа на «дорогу». Но это не обычная дорога, это время. Красная полоса – это настоящее «сейчас», подкрепляем слова картинкой или фотографией. С чего начался ваш день, что вы делали потом, а что после, и так дети выстраивают последовательность событий до красной полосы. Все события подкрепляются картинками. Далее прослеживаем, как растет дерево, цветок и т. д., от семечка до взрослого растения. Также мы проследили этапы жизни человека, от рождения до старости. Как растет ребенок (на примере кого-то из воспитанников). Каждый год отмечаем на шкале времени, напротив выкладывая фотографию. По такому принципу можно знакомить детей с прошлым, настоящим, разных предметов, стран, эпох, и т.д.

Дети не только пользуются готовыми презентациями, но и сами принимают активное участие в составлении «ленты времени» интересующих их объектов окружающего мира.

Дидактическое пособие «Лента времени» предназначено для самостоятельной работы дошкольников во время свободной деятельности. Материал обычно лежит на низкой полке так, чтобы ребенок мог сам его выбрать из других и перенести на рабочий стол или на коврик. Обычно самостоятельный выбор материала сопровождается серьезным настроем на работу с ним. Работа носит индивидуальный характер, поэтому рабочие коврики являются автономной территорией ребенка, нарушать которую можно только с его разрешения. Презентация материала дается лишь один раз, когда ребенок впервые берет материал. В дальнейшем взрослый помогает ребенку только по его просьбе.

Просматривая энциклопедию «Как появилась жизнь на земле», дети заинтересовались и предложили составить «ленту времени » эпохи динозавров.

На Ленте раскладываются фигурки, символизирующие развитие цивилизации – от простейших, кишечнополостных – до первобытного человека.

Этот материал очень наглядно показывает эволюцию жизни на Земле.

Работа с данным пособием помогает сформировать у детей потребность в познании истории людей, стран, предметов и т.д. Осознать такие понятия как, настоящее, прошлое, будущее.

Источник

«Инновационная форма работы с детьми старшего дошкольного возраста – лента времени».

Рассматривая ФГОС ДО через призму обеспечения качества условий, процесса и результатов, возникла необходимость поиска новых механизмов обеспечения успешной индивидуализации и социализации детей дошкольного возраста, реализации программ их развития и поддержки в условиях детского сада.

В связи с этим, большое внимание уделяется поиску современных методов, форм работы с дошкольниками, использованию информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Возрастающее внимание науки и практики дошкольного образования к вопросам развития познавательных интересов детей, обусловленное главной особенностью современного мира – это динамичность.

Исследования отечественных психологов и педагогов(Л.И. Божович, Л.С. Выготского, Л.А. Венгера) показывают, что в дошкольном возрасте познавательный интерес проявляется как стремление ребёнка проникать во всём многообразие окружающего мира, отражать в сознании причинно-следственные связи, отношения и закономерности.

В период дошкольного детства происходит расширение границ познания, становление первых представлений о развитии, движении, изменении мира, осознание того, что у каждого предмета есть прошлое, настоящее и будущее.

Старшие дошкольники понимают суть многих событий, могут разнообразить и понять их смысл, восстановить картину событий. Педагог, занимающий позицию сотрудничества, помогает детям пережить реальность освоения мира, самостоятельно моделировать будущее.

Осознавая необходимость решения ранее представленных актуальных задач развития системы дошкольного образования и повышения качества образовательного процесса дошкольных образовательных организаций, был создан инновационный продукт – методическое пособие «Лента времени».

Цель: систематизировать и углублять знания детей по теме «Древность, старина, современность», научить детей устанавливать пространственно-временные связи.

Предлагаемое методическое пособие «Лента времени», является содержательно-технологическим пространством развития детей дошкольного возраста и может способствовать внесению изменений в содержание, способы и формы организации совместной деятельности с детьми, исходя из их образовательных потребностей, учитывающих их индивидуальные особенности и возможности. Данное пособие предусматривает взаимодействие с родителями как участниками образовательной деятельности и может быть самостоятельно использовано ими в решении задач развития собственных детей.

Данный инновационный продукт может быть использован в работе с детьми дошкольного возраста групп различной направленности для решения целого комплекса задач их познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития.

Задачи:

– обогащение представлений детей об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира через развитие интереса к самостоятельному познанию и совершенствование умений использовать различные способы познания;

– оказание поддержки личностных проявлений детей в совместной и индивидуальной творческой деятельности;

Реализация предлагаемого инновационного пособия позволит:

  • детям – находиться в условиях обеспечения успешной индивидуализации и социализации; обогатить представления об объектах окружающей действительности, свойствах, отношениях в истории предметного мира; развить интерес к самостоятельному познанию; развить умения использовать различные способы познания; обеспечить полноценный переход на следующий уровень системы непрерывного образования;
  • родителям – увидеть динамику развития детей через создаваемые продукты совместной деятельности; стать участниками совместной образовательной деятельности; использовать предлагаемый инновационный продукт в домашних условиях для разнообразия домашнего досуга;

Инновационный продукт имеет свою ценность в связи с возможностью его использования с детьми дошкольного возраста групп различной направленности. Внедрение методического пособия «Лента времени» в педагогический процесс дошкольной образовательной организации является условием реализации индивидуально-дифференцированного подхода в работе с дошкольниками, направлено на обеспечение условий индивидуализации и успешной социализации детей, создает возможность использования предлагаемых материалов родителями для обогащения досуга детей и организации их совместной деятельности.

Новизна данного пособия заключается в развитии познавательного интереса, активности у детей дошкольного возраста, формировании и обогащении у них представлений о человеке в истории и культуре.

Источник