Лексическое развитие ребенка цитата

Лексическое развитие ребенка цитата thumbnail

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости»и период «все можно».

Масару Ибука

Когда вы придёте домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтёте всю историю своих супружеских отношений.

Шиничи Сузуки

Общество осуждает аборт, но не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребёнка, дав ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания.

Масару Ибука

Воспитывать ребёнка – это значит всё время воспитывать и самого себя.

Масару Ибука

Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица – это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

Масару Ибука

Мир во всём мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от поколения, которое сегодня ещё в пелёнках.

Масару Ибука

Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей.

Масару Ибука

…основная цель раннего развития – это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить в «хороший»детский сад и начальную школу. Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Масару Ибука

Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий.

Масару Ибука

То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.

Масару Ибука

Все, что ребенок делает руками, – рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу – развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты.

Масару Ибука

Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно, и через пару месяцев из него получится прекрасный фигурист.

Масару Ибука

Самое лучшее воспитание для ребёнка – это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей – это воспитание детей.

Масару Ибука

…детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даёт ребёнку слишком много информации, а то, что её зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребёнка.

Масару Ибука

По моему мнению, в развитии ребёнка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.

Масару Ибука

Любопытство – важное условие познание мира и совершенно необходимо ребенку для его умственного и интеллектуального развития.

Масару Ибука

Ученик должен превосходить учителя – иначе прогресс будет невозможен.

Масару Ибука

«Ученик превзошел учителя» – это должна быть основная цель воспитания.

Масару Ибука

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.

Масару Ибука

По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем «лучшее время».

Масару Ибука

…матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Масару Ибука

Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Масару Ибука

Талантливые люди, рожденные в бедных семьях,где обычно много детей, добивались выдающихся успехов, в частности потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет в доме, где много детей и гдеблагодаря этому стимулируется развитие каждого.

Масару Ибука

…малыш еще больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, но и с папой, братьями и сестрами или с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым.

Масару Ибука

Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.

Масару Ибука

Ни один ребенок нерождается гением, и ни один – дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.

Масару Ибука

Главное – развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Масару Ибука

И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, томозг новорожденного ребенка – как чистый листбумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Масару Ибука

Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Масару Ибука

На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провелиисследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети.Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-ясимфонияБетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли2-е место, и на самом последнем месте оказалисьдетские песни.

Масару Ибука

Каждый год в начале летних каникул родителииз разных стран привозят своих детей в скрипичный класс доктора Сузуки. Не нужно объяснять,что никто из них не знает нислова по-японски.Первыми начинают говорить самые маленькие.Затем дети из младших и средних классов. Самыебезнадежные – это их родители.И если многие дети уже через месяц прекрасно говорят по-японски, то родителям необходимы годы, им приходитсяпользоваться услугамидетей в качестве переводчиков.

Масару Ибука

В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с самого рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разныхусловиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться другот друга и по характеру, и по способностям.

Масару Ибука

Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Масару Ибука

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее – это развивать умениерассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальныхпрограмм, и только то, как ведут себя родители,что они делают и чувствуют, как разговариваютс малышом, может сформировать личность ребенка.

Масару Ибука

Вызватьинтерес ребенка к предмету обучения – это и естьлучший педагогический метод.

Масару Ибука

Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом.

Масару Ибука

Подражая, ребенок не просто обезьянничает -это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не убить в зародыше творческуюличность, что, разумеется, не входит в ваши намерения.

Масару Ибука

Ребенок трогает иощупывает предметы, а иногда опрокидывает илирвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

Масару Ибука

В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходитпараллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но ирефлексы.

Масару Ибука

Пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

Масару Ибука

Японские народные пословицы

  • Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если её решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.
  • Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.
  • Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.
  • В дом, где смеются, приходит счастье.
  • В улыбающееся лицо стрелу не пускают.
  • Бывает, что лист тонет, а камень плывёт.
  • Причину и пластырь можно приклеить где угодно.
  • Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.
  • Кто любит людей, тот долго живет.
  • Близ умного дети и не учась читают.

Источник

Лексическое развитие ребенка цитата

Тематика статьи: Высказывания о развитии речи детей великих людей. Ревность – это искусство причинять себе еще больше зла, чем другим. Александр Дюма-сын

Мало кому нравятся советы, и меньше всех их любят те, кто больше в них нуждаются. Ф. Честерфилд

Дети хотят невозможного: чтобы ничто никогда не менялось

Моя мама всегда говорила, Жизнь – как коробка шоколадных конфет, ты никогда не знаешь, какая тебе попадется. Форест Гамп.

Писатели, как родители, любят наделять свои детища свойствами, которых лишены сами. Оттого герои у Мопассана всегда глупы, а у Толстого – умны. Василий Осипович Ключевский

Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит – и историю мира. А. С. Макаренко

Никакие успехи в общественной жизни не смогут компенсировать неудачу в доме.

Думаю постоянно про две вещи: о том, что нужно взрослеть, серьезнее становиться и о том, где проводят снегири лето.

Мой отец был государственным мужем. Я – всего лишь женщина-политик. Индира Ганди

Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых. Карл Маркс

Ревность – признак любви. А. Дюма-отец

Счастье это путь, а не пункт назначения. Нет другого времени для того, чтобы быть счастливым кроме сейчас! Живи, наслаждайся данным моментом.

Не будь скор языком твоим, и ленив и нерадив в делах твоих. Да не будет рука твоя распростертою к принятию и сжатою при отдании. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Отметим наши успехи минутой молчания. Михаил Мамчич

Каждая ворона считает своего птенца самым прекрасным на свете. Роберт Бертон

Не делайся врагом из друга, ибо худое имя получает в удел стыд и позор. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Совершенно неразумен тот, кто считает необходимым учить детей не в той мере, в какой они могут усваивать, а в какой только сам он желает. Я. Каменский

Кто обзавелся женой и детьми, тот отдал заложников судьбе; ибо они – помеха во всех начинаниях, как благородных, так и недостойных. Фрэнсис Бэкон

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую. В. О. Ключевский

Образование можно иметь и среднее, а вот воспитание должно быть высшим!

Отношение к детям – безошибочная мера духовного достоинства человека. Янка Брыль

Лучшее, что мы можем дать нашим детям, это научить их любить себя.

Перед нашим учительством стоит труднейшая задача коммунистического воспитания, формирования коммунистического сознания у советских людей. Успешно разрешить эту задачу можно лишь при условии, что наши учителя будут не только высокообразованными, но и марксистски образованными людьми. М. И. Калинин

Создатель объединил весь род человеческий цепью любви. Я часто думаю, что нет на свете такого человека, который никогда бы не испытывал к другому человеку добрые чувства и сам не пользовался чьей-то добротой; ибо все мы – единая семья, идущая от Адама. Уильям Теккерей

Наука должна быть веселая, увлекательная и простая. Таковыми же должны быть и ученые. Петр Капица

Ужиться можно с кем угодно, если живешь порознь. Михаил Задорнов

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель. Л. Н. Толстой

До женитьбы у меня было шесть теорий относительно воспитания детей; теперь у меня шестеро детей и ни одной теории. Джон Уилмот

Орудием и посредником воспитания должна быть любовь. В. Г. Белинский

Детей надо баловать тогда из них вырастают настоящие разбойники. Евгений Шварц

Было время, когда от детей не ожидали ничего, кроме послушания; теперь от них ожидают всего, кроме послушания. Анатоль Бройяр

Учатся у тех, кого любят. И. Гете

Самое эффективное лечение травамии в детстве – это крапивой по жопе.

Самое эффективное лечение травамии в детстве – это крапивой по жопе.

Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее: любящий ее любит жизнь, и ищущий ее с раннего утра исполняется радости. Книга Екклесиаста

Совет подобен снегу: чем мягче ложится, тем дольше лежит и глубже проникает. Н. Колеридж

Тайная гордость живет в сердце каждого человека, который восстает против тирании. Вы можете приказывать человеку, командовать им, но вы не можете заставит его уважать вас. Хейцлитт

Неблагодарность самая гнусная, но вместе с тем самая обыкновенная и самая исконная – это неблагодарность детей к родителям. Л. Вовенарг

Подобно тому как тень не может родиться и держать ся сама по себе, так и слава: если фундаментом ей не служит добродетель, она не может быть ни истинной, ни прочной. Франческо Петрарка

Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. К. Д. Ушинский

Открывающий тайны потерял доверие и не найдет друга по душе своей. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Человек, действительно уважающий человеческую личность должен уважать ее в своем ребенке начиная с той минуты, когда ребенок почувствовал свое я и отделил себя от окружающего мира. Д. И. Писарев

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в его первую пору жизни. Коменский Я.

Многие нынешние семейства – что-то вроде пародии на конституционную монархию, где король царствует, но не управляет. Д. Жирарден

Если хочешь, чтобы твои дети наконец повзрослели, постарайся повзрослеть первой.

Изнурять себя благочестием, стараться превзойти всех в добродетели – это не от хорошего воспитания. Хун Цзычэн

Мы любим сестру, и жену, и отца, но в муках мы мать вспоминаем. Н. А. Некрасов

Иногда, счастье приходит не с появлением денег, славы или власти.Вы просто счастливы, если у вас хорошие друзья, семья и вы достигли спокойной мирной жизни.

В семье прав тот, кто громче всех. А. Марков.

Как раз те родители, которые плохо воспитывают своих детей, и вообще те люди, которые отличаются полным отсутствием педагогического такта, – все они слишком преувеличивают значение педагогических бесед. А. С. Макаренко

Ужиться можно с кем угодно, если живешь порознь. Михаил Задорнов

Друзья знают вас только отчасти – то, что вы готовы им показать. Только ваши родные знают все о вас, даже скрытое от чужих глаз.

Мужчина, да отчасти и женщина, которые не способны в полной мере выразить себя в общественной, профессиональной деятельности, стремятся к компенсации в семье. И в большинстве случаев их активность в этом плане принимает деспотичный, эгоистичный характер. В. Зубков

Помните, Бог – часть вашей династии.

Коль добр отец – люби его, коль зол – терпи. Публилий Сир

Воспитание мужчины или женщины проверяется тем, как они ведут себя во время ссоры. Бернард Шоу

Три бедствия есть у человека: смерть, старость и плохие дети. От старости и смерти никто не может закрыть двери своего дома, но от плохих детей дом могут уберечь сами дети. В. А. Сухомлинский

Воспитай в себе чувство кротости, не будь привержен страстям и отринь чувства гнева и ярости.

От чужих детей мы требуем, чтобы они вели себя так, как должны были бы вести себя мы.

Человек не знает своего времени. Как рыбы попадаются в пагубную сеть и как птицы запутываются в силках, так сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова

Дети больше походят на свое время, чем на своих родителей

Чрезмерная строгость и слепая дисциплина – это проклятые учителя для детей. Ф. Э. Дзержинский

Дети – это завтрашние судьи наши, это критики наших воззрений, деяний, это люди, которые идут в мир на великую работу строительства новых форм жизни. М. Горький

Хорошие учителя создают хороших учеников. М. В. Остроградский

Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях. К. Д. Ушинский – Высказывания о развитии речи детей великих людей.

Считай несчастным тот день и тот час, в которые не усвоил ничего нового и не прибавил к своему образованию. Я.А. Коменский

Кто больший друг, как не брату брат? Саллюстий (Гай Саллюстий Крисп)

Источник

Цитаты Льва ВыготскогоПодготовил: Дмитрий Сироткин

Представляю вам подборку цитат психолога Льва Выготского (1896 – 1934).

Наверное, можно сказать, что он является родоначальником советской московской психологической школы.

Цитаты сведены по темам: мышление и речь, искусство, развитие ребенка, личность, педология, дефект, эмоции, поведение, наука, творчество, сверхчеловек, сознание, психология, понимание, фантазия, эстетика, воспитание и обучение, мысли.

О мышлении и речи

Облака мыслей, гонимые ветрами мотивов, проливаются дождём слов.

Отношение мысли к слову есть прежде всего не вещь, а процесс, это отношение есть движение от мысли к слову и обратно – от слова к мысли. Это отношение представляется в свете психологического анализа как развивающийся процесс.

Речь по своему строению не представляет собой простого зеркального отражения строения мысли. Поэтому она не может надеваться на мысль, как готовое платье. Речь не служит выражением готовой мысли. Мысль, превращаясь в речь, перестраивается и видоизменяется. Мысль не выражается, но совершенствуется в слове.

Мысль не просто выражается в слове, но и совершается в нем. В нашей речи всегда есть задняя мысль, скрытый подтекст. Так как прямой переход от мысли к слову невозможен, а всегда требует прокладывания сложного пути.

Значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах функционирования мысли. Оно представляет собой скорее динамическое, чем статическое образование. Установление изменчивости значений сделалось возможным только тогда, когда была определена правильно природа самого значения. Природа его раскрывается прежде всего в обобщении, которое содержится как основной и центральный момент во всяком слове, ибо всякое слово уже обобщает.

Кстати, цитаты о речи

Об искусстве

Искусство – важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни.

Искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала еще не содержится.

Если мы припомним тот элементарный факт, что всякое чувство есть расход души, а искусство непременно связано с возбуждением сложной игры чувств, мы сейчас увидим, что искусство нарушает принцип экономии сил в своем ближайшем действии…

Возможность изживать в искусстве величайшие страсти, которые не нашли себе исхода в нормальной жизни, видимо, и составляет основу биологической области искусства.

Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна.

Другое дело – архитектура, лирика и музыка, где эти эмоции не только имеют значение результата или награды, но, прежде всего, выступают в роли основного душевного момента, в котором сосредоточен весь центр тяжести произведения.

Впоследствии, когда искусство отрывается от работы и начинает существовать как самостоятельная деятельность, оно вносит в самое произведение искусства тот элемент, который раньше составлял труд…

Кстати, цитаты про искусство

О развитии ребенка

Развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем.

Эгоцентризм, принуждение, сотрудничество – таковы три направления, между которыми беспрестанно колеблется развивающееся мышление ребенка.

Отношение ребенка к действительности с самого начала – социальное отношение. В этом смысле младенца можно назвать максимально социальным существом. Всякое, даже наипростейшее, отношение ребенка к внешнему миру оказывается всегда отношением, преломленным через отношение к другому человеку.

Но самое важное, что мы знаем о развитии мышления и речи у ребенка, заключается в том, что в известный момент, приходящийся на ранний возраст (около двух лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают в своем развитии и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека.

Чтобы подражать, надо иметь какую-то возможность перехода от того, что я умею, к тому, чего я не умею.

При всей необычной силе памяти ребенка… впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в последующей жизни ребенка.

Кстати, цитаты о детях

О личности

То, что принято называть личностью, является не чем иным, как самосознанием человека…

Понятие о Я развивается у ребенка из понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отраженное понятие, строящееся на основе того, что ребенок применяет по отношению к самому себе те приемы, приспособления, которые он применял по отношению к другим. Вот почему можно сказать, что личность есть социальное в нас.

Как бы мы ни толковали высшие психические функции, мы… прибегали к некоторому более сложному, более цельному понятию личности, из отношения к которой и пытались объяснить такие относительно простые функции…

Мы склонны поставить знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность, таким образом, есть понятие социальное, она охватывает надприродное, историческое в человеке. Она не врождена, но возникает в результате культурного развития, поэтому «личность» есть понятие историческое.

О педологии

Педология возникает на основе завоеваний анатомии, физиологии и психологии детского возраста… Но сами эти науки станут науками в истинном смысле слова только тогда, когда они будут опираться на исторически возникшую на их основе, но методологически являющуюся их основой – педологию.

Если же под психологизмом в педологии понимать – именно выдвижение на первый план моментов психологического развития ребёнка, попытку установить иерархию в возрастном симптомокомплексе и признать ведущую роль в развитии ребёнка за развитием его социального поведения, его личности, … то … такая точка зрения представляется нам совершенно справедливой.

Если синтез не просто пустое слово, а обозначает реально существующий в природе детского развития факт, то педология приобретает в признании этого факта свою неоспоримую объективную прочную основу.

О дефекте

Чувство или сознание малоценности, возникающее у индивида вследствие дефекта, есть оценка своей социальной позиции, И она становится главной движущей силой психического развития.

То, о чем всегда мечтало человечество как о религиозном чуде: чтобы слепые прозрели и немые заговорили, – осуществить призвано социальное воспитание, возникающее в величайшую эпоху окончательного переустройства человечества. Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие. Но гораздо раньше оно победит их в социальном и педагогическом плане, чем в плане медицинском и биологическом. Возможно, что недалеко то время, когда педагогика будет стыдиться самого понятия “дефективный ребенок” как указания на какой-то неустранимый недостаток его природы. Говорящий глухой, трудящийся слепой – участники общей жизни во всей ее полноте, не будут сами ощущать своей неполноценности и не дадут для этого повода другим.

Об эмоциях

Мы знаем, что те или иные эмоции всегда вызывают у нас определенное течение представлений. Наше чувство стремится быть отлитым в известные образы, в которых оно находит свое выражение и свой разряд.

Аффекты и страсти представляют собою расходование душевной силы, это не может подлежать сомнению, равно как и то, что если взять всю совокупность аффектов и страстей за известный период времени, то этот расход окажется огромным.

В 7-летнем возрасте мы имеем дело с началом возникновения такой структуры переживаний, когда ребенок начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я добрый», «я злой», т.е. у него возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях. Точно так, как ребенок 3 лет открывает свое отношение с другими людьми, так семилетка открывает сам факт своих переживаний.

О поведении

Чем проще и элементарнее наши отношения со средой, тем элементарнее протекает наше поведение. Чем сложнее и тоньше становится взаимодействие организма и среды, тем зигзагообразнее и запутаннее становятся процессы уравновешивания.

На самом деле психология на каждом шагу учит нас, что два действия могут протекать с внешней стороны одинаково, но по своему происхождению, по своей сути, по своей природе могут быть глубоко отличными друг от друга.

Когда мы, следовательно, намеренно вмешиваемся в течение процессов нашего поведения, то это совершается только по тем же законам, каким подчинены эти процессы в своем естественном течении, точно так же, как только по законам внешней природы мы можем ее видоизменять и подчинять своим целям.

О науке

Кто рассматривает факты, неизбежно рассматривает их в свете той или иной теории.

Пусть мышлению смелых теоретиков дан закон стремиться ко «всему или ничему» в попытках объяснения; осторожным же исследователям в виде мудрого противовеса приходится принимать во внимание упорство фактов. Ведь стремиться объяснить все и значит: не объяснить ничего.

Всякое конкретное явление совершенно неисчерпаемо и бесконечно по своим отдельным признакам; надо всегда искать в явлении то, что делает его научным фактом. Это именно отличает наблюдение солнечного затмения астрономом от наблюдения этого же явления просто любопытным. Первый выделяет в явлении то, что делает его астрономическим фактом; второй наблюдает случайные, попадающие в поле его внимания признаки.

Кстати, цитаты о науке

О творчестве

Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания.

Как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительные молнии, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев.

Кстати, цитаты о творчестве

О сверхчеловеке

Не вправе ли мы предположить, что при таких условиях создастся новый тип человека, стоящий выше самых высоких типов, какие создавала до сих пор культура? Это будет сверхчеловек, если хотите, но он будет не исключением, а правилом, он будет сверхчеловеком по сравнению со своими предками, а не со своими ближними.

Только поднятие всего человечества на высшую ступень в общественной жизни, только освобождение всего человечества является путем к возникновению нового типа человека. Однако, это изменение человеческого поведения, изменение человеческой личности неизбежно должно привести к дальнейшей эволюции человека и к переделке биологического типа человека.

О сознании

Способность нашего тела быть раздражителем (своими актами) для самого себя (для новых актов) – такова основа сознания.

Нетрудно понять, что сознание не приходится рассматривать биологически, физиологически и психологически как второй ряд явлений. Ему должно быть найдено место и истолкование в одном ряду явлений со всеми реакциями организма. Это первое требование к нашей рабочей гипотезе.

Исполнение автоматического акта не задает нашему уму никакой задачи. Нет затруднения – значит нет потребности, а следовательно, нет и сознания.

О психологии

Быть в физиологии материалистом нетрудно – попробуйте-ка в психологии быть им.

Все говорит за то, что психология действительно встала на тот путь, идя по которому она достигнет рационализации самых стихийных и слепых сил организма, овладения всем сознательным и подсознательным аппаратом психики и подчинит его себе так же, как мир внешних сил.

Ещё недостаточно формально сблизить психологию и историю, следует ещё спросить, какую психологию и какую историю мы сближаем. Метафизически можно сблизить всё, что угодно, со всем.

О понимании

Действительное и полное понимание чужой мысли становится возможным только тогда, когда мы вскрываем ее действенную, аффективно-волевую подоплеку.

Как совершенно правильно формулировал Гумбольдт: всякое понимание есть непонимание, то есть процессы мысли, пробуждаемые в нас чужой речью, никогда вполне не совпадают с теми процессами, которые происходят у говорящего. Всякий из нас, слушая чужую речь и понимая ее, по-своему апперципирует слова и их значение, и смысл речи будет всякий раз для каждого субъективным не в большей мере и не меньше, чем смысл художественного произведения.

О фантазии

Небывальщина нужна ребенку лишь тогда, когда он хорошо утвердится в бывальщине.

Самой существенной чертой фантазии в переходном возрасте является ее раздвоение на субъективное и объективное воображение. Строго говоря, впервые только в переходном возрасте и образуется фантазия.

Фантазия ребенка – это диалог с вещами, фантазия подростка – это монолог с вещами.

Подросток осознает свою фантазию как субъективную деятельность. Ребенок не отличает еще своей фантазии от вещей, с которыми он играет.

Об эстетике

Какова этика такова и эстетика.

Задача эстетики сводилась, как шутил Толстой, к требованию, чтобы писали казнь, и чтобы было как цветочки.

По самой своей природе эстетическое переживание остается непонятным и скрытым в своем существе и протекании от субъекта. Мы никогда не знаем и не понимаем, почему нам понравилось то или иное произведение.

О воспитании и обучении

Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

В основу воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, а всё искусство воспитателя должно сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.

Только то обучение является хорошим, которое забегает вперед развития.

О мысли

Всякая мысль стремится соединить что-то с чем-то, установить отношение между чем-то и чем-то.

Всякая мысль имеет движение, течение, развертывание, т. е. мысль выполняет какую-то функцию, работу, решает какую-то задачу.

Человек с помощью мышления обобщенно отражает действительность.

Кстати, цитаты о мысли

О разном

Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей.

Имея конец пути, можно легче всего понять и весь путь в целом, и смысл отдельных этапов.

Ах, как надо вместе и презирать жизнь и уважать её, чтоб жить. Главное – быть над ней, третировать её чуть-чуть свысока (Чехов) и быть свободным от неё. Я – индепендент.

Найденное Фрейдом решение этого уравнения я не объявил большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения.

Как известно, долгие годы работы Выготского, психолога марксистского направления, были под запретом в Советском Союзе.

Цитаты о Выготском

  • Б. Бернстейн: Когда я открыл для себя его работу о языке и речи, я не спал три ночи. Мы в долгу перед русской школой и особенно перед работами, основывающимися на традиции Выготского.
  • Б. Зейгарник: Он был гениальный человек, создавший советскую психологию. Его не понимали. Он бегал, я помню, как затравленный зверь, по комнате и говорил: «Я не могу жить, если партия считает, что я не марксист». Если хотите, Выготский фактически убил себя, или, я так бы сказала: сделал все, чтобы не жить. Он намеренно не лечился.
  • А.А. Леонтьев: Судьба психологических идей Льва Семеновича Выготского была и остается, как известно, непростой. Он прошел не только «огонь» и «воду», но и «медные трубы» – сейчас, пожалуй, не найти – и не только в российской, но и в зарубежной психологии – другого столь обильно (и обычно более чем сочувственно) цитируемого ученого.
  • С. Морозов: Споря о том, кто же такой Выготский – символист или бихевиорист, интроспекционист или когнитивист, психолог, культуролог или методолог – психологическое сообщество так и не смогло придти к однозначному выводу. Главная причина подобного положения видится в фундаментальности самой теории Выготского, ее принципиальной несводимости к тому или иному стереотипу, к той или иной из существующих в современной психологии схем.

Далее вы можете перейти к другим подборкам цитат:

  • цитаты Макаренко
  • цитаты Станиславского
  • цитаты Ушинского
  • цитаты Фрейда
  • цитаты Юнга
  • цитаты Карнеги

Буду признателен, если вы поделитесь с друзьями ссылкой на статью в социальных сетях. Воспользуйтесь кнопками сетей ниже.

Комментарии также всячески приветствуются!

Источник