Лекция рост и развитие ребенка

  • 1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация
  • 2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии
  • 3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии
  • 4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет
  • 5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития
  • ЛЕКЦИЯ № 3. Физическое и психомоторное развитие ребенка

    1. Физическое развитие детей. Биологическая акселерация

    Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста (особенно у детей первого года жизни) формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.

    Оценивают физическое развитие детей по антропометрическим показателям: росту, весу тела, окружности головы, грудной клетки.

    Сравнивая изменения этих показателей в различные возрастные периоды, врач-педиатр может судить о нормальном физическом развитии ребенка или возникших отклонениях (паратрофии либо гипотрофии).

    В настоящее время, наблюдая за детьми, педиатры отмечают, что от десятилетия к десятилетию рост детей увеличивается, а половое созревание наступает в более раннем возрасте. Это явление получило название акселерации (от лат. acceleratio – «ускорение»).

    Процесс акселерации касается всех стран мира, в том числе и России.

    Длина тела детей в возрасте 15 лет за 100 лет увеличилась на 19–20 см.

    Рост 7-летнего ребенка в настоящее время соответствует росту 9-летнего ребенка 100 лет назад, а 15-летнего подростка – 17-летнему юноше. Ускорился и срок биологического созревания. Об этом свидетельствуют более ранние, чем несколько десятилетий назад, сроки появления ядер окостенения, прорезывания постоянных зубов, прекращения роста, а также полового созревания. Происходит также более быстрое развитие мышечной силы, о чем свидетельствуют постоянно изменяющиеся (в сторону увеличения) мировые спортивные рекорды, которые теперь все чаще устанавливаются юношами, а не взрослыми спортсменами.

    В то же время имеются определенные сведения о более частой диспропорции развития отдельных систем организма (гетеродинамии). Это касается соотношения развития скорости увеличения в длину скелета и мышц, развития сердечно-сосудистой и других систем.

    Акселерация, вероятно, обусловлена изменением генотипа, развивающегося вследствие большой миграции населения и образования смешанных браков. Нельзя исключить и роль социальных условий, так как темп акселерации выше при оптимальных условиях для развития детей. Например, темпы акселерации детей в развитых странах выше, чем в слаборазвитых, а среди городского населения выше, чем среди сельского. Истинная акселерация сопровождается увеличением продолжительности жизни и репродуктивного периода взрослого населения.

    Следует отличать истинную акселерацию от ускоренного развития детей, обусловленного перекармливанием (особенно за счет белка). Это может быть причиной омолаживания патологии у взрослых (например, ожирения, гипертонической и ишемической болезней, сахарного диабета и др.).

    В связи с происходящими изменениями сроков развития, скорости нарастания массы тела и других показателей физического развития должны периодически пересматриваться нормативы, которыми располагают педиатры, причем целесообразно пользоваться для оценки физического развития региональными нормативами.

    2. Физическое и психомоторное развитие детей в I полугодии

    Вес тела доношенного новорожденного обычно составляет 3200–3500 г. За первые 3–4 дня вес тела уменьшается на 150–300 г, т. е. происходит так называемая физиологическая убыль веса. Однако этот дефицит быстро восстанавливается уже к 7—10-му дню жизни, и затем вес ребенка неуклонно увеличивается. За первые 3 месяца ребенок в среднем ежедневно прибавляет в весе 25–30 г, с 4 по 6-й месяц – 20–25 г.

    Прибавка массы тела с 1 по 6-й месяцы: 1-й месяц – 600 г, 2-й месяц – 800 г, 3-й месяц – 800 г, 4-й месяц – 750 г, 5-й месяц – 700 г, 6-й месяц – 650 г. В среднем за 6 месяцев здоровый ребенок прибавляет в весе 4 кг 300 г.

    Для ориентировочного расчета долженствующей массы тела в I полугодии жизни можно использовать формулы:

    1) масса тела может быть определена как сумма:

    Масса тела при рождении + 800 г х n,

    где n – число месяцев в течение I полугодия;

    800 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела в течение I полугодия;

    2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый недостающий месяц вычитается по 800 г.

    Длина тела доношенного новорожденного колеблется в пределах от 46 до 56 см. Темпы роста младенцев очень быстрые. Так, за первые 3 месяца дети прибавляют в росте в среднем по 3 см в месяц, с 4 по 6-й месяц – по 2,5 см. Таким образом, в I полугодии ребенок вырастает на 16,5 см.

    Для расчета долженствующего роста в I полугодии жизни ребенка можно пользоваться формулой: ребенок 6 месяцев имеет длину тела 66 см, за каждый недостающий месяц из этой величины вычитается по 2,5 см.

    При рождении окружность головы в среднем равна 34–36 см. В дальнейшем она растет достаточно быстро и отражает общие закономерности биологического развития ребенка. Ориентировочно окружность головы в I полугодии жизни можно оценить по формуле: окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, за каждый недостающий месяц из 43 см нужно вычесть 1,5 см.

    Окружность груди отражает как степень развития грудной клетки, тесно коррелируя при этом с функциональными показателями дыхательной системы, так и развитие мышечного аппарата грудной клетки и подкожного жирового слоя на груди. Окружность груди при рождении в среднем равна 32–34 см. Она несколько меньше, чем окружность головы; в 4 месяца эти окружности сравниваются, а затем скорость увеличения грудной клетки опережает рост головы. Для ориентировочной оценки окружности грудной клетки у детей в I полугодии можно пользоваться формулой: окружность грудной клетки 6-месячного ребенка равна 45 см, за каждый недостающий месяц нужно из 45 см вычесть 2 см.

    Психомоторное развитие детей в I полугодии

    В возрасте 2 месяцев ребенок спокойно бодрствует, подолгу рассматривает висящие над ним игрушки, улыбается, когда с ним разговаривают, начинает держать или хорошо держит головку.

    В 3 месяца ребенок на обращенную к нему речь отвечает улыбкой, звуками, оживленными движениями рук и ног. Долго лежит на животе, поддерживаемый под мышки, крепко упирается ногами, согнутыми в тазобедренных суставах, хорошо держит голову.

    В 4 месяца он начинает гулить, по звуку определяет местонахождение предмета, издающего звук, подолгу занимается висящими над кроваткой игрушками.

    В 5 месяцев он подолгу гулит, пускает пузыри, узнает близких ему лиц, различает интонацию, с которой к нему обращаются. Движения его рук четкие, он берет погремушку и долго держит ее в руке. Переворачивается со спины на живот, крепко упирается ножками, стоит при поддержке.

    В 6 месяцев он начинает произносить отдельные слова («ма», «ба», «да» и др.). Свободно сам берет игрушку и подолгу ею играет.

    Переворачивается с живота на спину, начинает передвигаться по манежу, немного подползая. При виде подносимой пищи сам открывает рот, хорошо ест из ложечки.

    3. Физическое и психомоторное развитие детей во II полугодии

    В 6 месяцев здоровый ребенок весит в среднем около 8 кг 200 г. За 7-й месяц он прибавляет в весе 600 г, за 8-й месяц – 550 г, за 9-й месяц – 500 г, за 10-й месяц – 450 г, за 11-й месяц – 400 г, за 12-й месяц – 350 г. Таким образом, за II полугодие ребенок прибавляет в весе 2 кг 850 г и к году должен весить в среднем 10,5 кг.

    Для II полугодия жизни ориентировочную массу тела можно рассчитать по формулам:

    1) масса тела при рождении + плюс прибавка массы тела за II полугодие:

    (800 х 6) + 400 х (n – 6),

    где n – возраст в месяцах;

    400 г – средняя ежемесячная прибавка массы тела за II полугодие;

    2) масса тела ребенка 6 месяцев равна 8200 г, за каждый последующий месяц прибавляется по 400 г (у детей до 12 месяцев).

    Рост ребенка с 7 по 9-й месяц увеличивается ежемесячно на 2 см, а с 9 по 12-й месяц – на 1,5–1 см. Таким образом, во II полугодии ребенок вырастает на 10 см.

    Окружность головы 6-месячного ребенка равна 43 см, в дальнейшем окружность головы за каждый последующий месяц увеличивается на 0,5 см.

    Читайте также:  Курсы интеллектуального развития ребенка

    Окружность груди у детей в 6 месяцев равна 45 см, за каждый последующий месяц (до года) она увеличивается на 0,5 см.

    Молочные зубы прорезываются в следующие сроки: центральные нижние и верхние резцы – в период от 6 до 9 месяцев, боковые нижние и верхние резцы – от 9 до 12 месяцев.

    В конце года жизни у ребенка имеется обычно 8 зубов.

    Психомоторное развитие детей во II полугодии

    В 7 месяцев ребенок подолгу лежит, играя погремушкой, стучит, размахивает ею.

    Хорошо ползает, легко садится, держась за пальцы взрослого; стоит, держась за барьер.

    В 8 месяцев он громко повторно произносит различные слоги, ищет и находит глазами предметы, когда их называют. Выполняет по просьбе движения «ладушки». Игрушками постукивает, рассматривает их.

    Сам садится, сидит, ложится. Придерживаясь руками за барьер, сам встает, стоит и переступает вдоль барьера.

    В 9 месяцев он отвечает на заигрывание «догоню, догоню», играет в прятки, выполняет по просьбе взрослых некоторые движения – «дай ручку», «до свидания» и пр. С разными игрушками и предметами занимается по-разному. Свободно ходит, слегка придерживаясь за предметы, хорошо ходит при поддержке за обе ручки, ходит за каталкой.

    В 10 месяцев он знает название некоторых предметов и имена людей, повторяет за взрослыми разнообразные звуки и слоги.

    В 11 месяцев он выполняет несложные поручения, сосредоточенно играет; накладывает один предмет на другой, снимает и надевает кольцо и др.

    Самостоятельно (без поддержки) стоит, ходит при незначительной помощи взрослых.

    В 12–13 месяцев он произносит первые осмысленные слова: «мама», «папа», «дай» и др. Начинает самостоятельно ходить и пить из чашки.

    Таким образом, в течение года жизни ребенок приобретает основные двигательные умения и некоторые навыки. Двигательные навыки обычно развиваются в более ранние сроки, если с ребенком занимаются, и со значительным отставанием, если у малыша ограничены движения из-за неправильного ухода, болезней.

    4. Физическое развитие детей от 2 до 15 лет

    На втором году жизни вес тела ребенка увеличивается в среднем на 2,5 кг, на 3-м – на 2 кг. С 3 до 10 лет вес тела ребенка в среднем ежегодно увеличивается на 2 кг, с 10 до 15 лет – на 3–4 кг.

    Ориентировочно долженствующую массу тела можно рассчитать по формулам:

    1) масса тела ребенка в возрасте 2—11 лет равна:

    10,5 кг + 2 n,

    где n – возраст ребенка до 11 лет;

    10,5 кг – средняя масса тела годовалого ребенка;

    2) для детей старше 3 лет: ребенок при длине тела 125 см имеет массу тела 25 кг; на каждые недостающие 5 см из 25 кг вычитается 2 кг, на каждые 5 см более 125 см к 25 кг прибавляется 3 кг, а для детей периода полового созревания – 3,5 кг.

    После года скорость роста начинает замедляться. В течение 2 и 3-го года прибавки роста составляют соответственно по 12–13 и 7–8 см, а дальше становятся относительно равномерными. Первое ускорение роста наблюдается от 4 до 5,5 лет у мальчиков и после 6 лет у девочек. Затем скорость роста снижается, достигая минимума у мальчиков в 9,5 лет и у девочек в 8,5 лет. После этого у мальчиков отмечается период умеренного равномерного вытяжения продолжительностью до 13-летнего возраста. Затем начинается повторное повышение скорости роста с достижением максимума в интервале от 13,5 до 15,5 лет с последующим резким замедлением.

    У девочек период стабилизации роста очень кратковременный, уже через полгода, т. е. с 8,5 лет, начинается его ускорение с максимумом в возрасте 10–11,5 лет.

    Абсолютная величина прироста длины тела во время препубертатного ростового скачка у мальчиков достигает 47–48 см, у девочек – 36–38 см.

    Вытяжение мальчиков в 10–11 лет идет исключительно за счет нижних конечностей.

    Между 14 и 15 годами ноги перестают расти, наступает пик скорости роста для туловища.

    У девочек эти особенности отмечаются соответственно в 8,5 и 11–12 лет.

    В настоящее время рост прекращается в более ранние сроки, чем это было в прошлом.

    Прекращение роста, по Таннеру, относится у мальчиков к возрасту 17,5 лет, у девочек – к возрасту 16,5 лет.

    Для ориентировочного расчета длины тела у детей старше года можно использовать ряд формул:

    1) ребенок в возрасте 4 лет имеет рост 100 см. Если возраст меньше 4 лет, рост равен:

    100 см – 8 (4 – n),

    где n – число лет.

    Если возраст старше 4, рост ребенка равен:

    100 + 6 (n – 4),

    где n – число лет;

    2) рост ребенка от 2 до 15 лет определяется исходя из роста 8-летнего ребенка, равного 130 см.

    На каждый недостающий год от 130 см отнимается 7 см, на каждый последующий к 130 см прибавляется 5 см.

    Долженствующую окружность головы для детей 2—15 лет можно рассчитать по формуле: окружность головы 5-летнего ребенка равна 50 см, за каждый недостающий год из 50 см надо отнять по 1 см, на каждый последующий – прибавить 0,6 см.

    Окружность груди у детей в возрасте от 2 до 15 лет:

    1) для детей до 10 лет:

    63 см – 1,5 см (10 – n),

    где n – число лет ребенка моложе 10 лет;

    63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет;

    2) для детей старше 10 лет:

    63 см + 3 см (n – 10),

    где n – возраст детей старше 10 лет;

    3 см – среднее увеличение окружности груди за год у детей старше 10 лет;

    63 см – средняя окружность груди ребенка в возрасте 10 лет.

    Зубы. После года (в 14–16 месяцев) прорезываются малые коренные зубы (передние), в 16–20 месяцев – клыки, в 20–24 месяца – задние малые коренные зубы.

    К 2 годам ребенок имеет 20 молочных зубов.

    Чтобы определить количество молочных зубов, которые должен иметь ребенок до 2 лет, следует от числа месяцев жизни отнять 4.

    Например, в год ребенок должен иметь (12 – 4) 8 зубов, в возрасте 18 месяцев (18 – 4) – 14 зубов и т. д.

    5. Показатели физического развития детей. Центильный метод оценки физического развития

    Учитывая наблюдающееся варьирование различных показателей физического развития ребенка, нужно знать так называемое нормальное, или гаусс-лапласовское, распределение. Характеристиками этого распределения являются средняя арифметическая величина признака, или показателя (М), и величина среднего квадратического отклонения, или сигмы (сиг). Величины, выходящие за пределы М ± 2 сиг стандарта для здоровых детей, как правило, свидетельствуют о патологии.

    Для центильного распределения используется чаще всего шкала 3, 10, 25, 50, 75, 90, 97 %. Номер центиля означает ту границу признака, ниже которой показатели встречаются у 3, 10, 25 и иных или соответственно выше – у 97, 90, 75 и иных процентов здоровых детей. Признаки, выходящие за пределы 3 и 97 центиля, рассматриваются как патологические.

    Обычно для оценки результатов антропометрических измерений в клинической практике используются понятия среднее, когда отклонение сигмы составляет ± 1 от средней величины или когда результат лежит в пределах 15–85 %; ниже среднего – результат лежит ниже 1–1,9 сиг, или 3—15 %; выше среднего – результат превышает 1–1,9 сиг, или 85–97 %.

    Для более точных оценок развития применяются шкалы в 7 интервалов.

    В практике сохраняют свое значение ориентировочные оценки, при которых следует использовать следующее эмпирическое правило: случайное варьирование признака, изменяющегося с возрастом, обычно не выходит за рамки одного возрастного интервала; значение признака, возможно, носит патологический характер в том случае, если его величина находится в интервале М + 1–2 возрастных интервала; признак можно принять за патологический, если он попадает в значения, отклоняющиеся от возраста ребенка более чем на 2 возрастных интервала.

    Возрастные интервалы в таблицах стандартов обычно выбираются следующие: от рождения до года интервал равен месяцу, от года до 3 лет – 3 месяцам, от 3 до 7 лет – 6 месяцам, от 7 до 17 лет – году.

    Изменения основных антропометрических показателей (длины и массы тела) являются основой для констатации широкого круга неблагоприятных воздействий как внешнего плана (неадекватности питания и режима жизни), так и внутреннего характера, в частности самых разнообразных хронических заболеваний.

    Читайте также:  Центр развития ребенка воронеж детство

    При одномоментной оценке величины длины и массы тела исходят либо из самых ориентировочных сопоставлений со средними величинами, полученными из эмпирических формул, либо из уточненной оценки через положения признака в сигмальном или центильном ряду с соответствующим заключением типа «очень низкий», «ниже среднего», «высокий» и т. д. Самые крайние величины длины тела, выходящие за границы М – 3 сиг или существенно меньше границ 3 центиля, называются карликовостью, или нанизмом; величины, расположенные в зоне от М – 2,5 сиг до М – 3 сиг, – субнанизмом. Аналогично на противоположном краю распределения расположены зоны субгигантизма и гигантизма.

    Изменения массы тела у детей с большей чувствительностью улавливаются при ориентации оценки не на возраст, а на имеющуюся у ребенка длину тела (рост). В зависимости от степени дефицита массы тела у детей первых 2 лет жизни говорят о гипотрофии I, II или III степеней. При гипотрофии I степени дефицит массы тела равен 10–15 %, II степени – 15–30 %, III степени – более 30 %. Аналогично превышение массы тела относительно роста свидетельствует об избыточности питания ребенка, что на первом году жизни называется паратрофией.

    Для детей же старше года применимы термины «тучность» или «ожирение». Вместе с тем недостаточность питания детей нередко может приводить к параллельной задержке и роста, и массы тела. В этом случае обнаруживается несоответствие роста ребенка возрастным нормативам, тогда как масса тела относительно роста близка к норме. Такое состояние называется гипостатурой для детей первого года жизни и алиментарным субнанизмом для старших детей.

    Источник

    Лекция  4.    Рост и развитие человека

    1. Понятия: «рост»  и  «развитие».

    С  понятиями  «период жизни»,  «возрастной  период»,  «биологический  возраст» тесно  связаны такие понятия,  как  «рост» и  «развитие».  На  каждом  этапе  возрастной биографии  имеются  специфические  черты,  отражающие  стадии  роста  и  степень  развития  организма.  

    Рост  и  развитие человека  —  это непрерывный  процесс, происходящий  на  протяжении  всей его  жизни,  при  котором  простые  количественные  изменения ведут  к  коренным  качественным  сдвигам.  

    Процессы  роста  и развития  взаимосвязаны  и  взаимообусловлены.

    Рост  —  это  количественные изменения,  связанные  с  увеличением  числа и/и ли размеров  клеток,  размеров  и  массы  органов,  тканей,  всего  организма  в  целом,  накопление  определенного  объема  информации,  умений,  опыта  и  т.д.

    Развитие  подразумевает  качественные изменения  —  морфологическая  дифференцировка  тканей  и  органов,  их  функциональное  совершенствование,  появление  новых  знаний, умений,  навыков  или  их  исчезновение,  угасание  со  временем,  т.е.  развитие  может идти по двум линиям  —  восходящей (прогресс)  и  нисходящей  (регресс).  

    Различают две  формы  развития:  

    • эволюционную  
    • революционную, скачкообразную.

    Развитие  человека  продолжается  в  течение  всей  его  жизни,  начиная  от  момента  образования  зиготы  и  заканчивая смертью;  рост  же (увеличение  длины  и  нарастание  массы тела) заканчивается  в  конце  юношеского  возраста,  хотя  происходит  клеточный  и  тканевый  рост  (например,  рост  ногтей и  волос  продолжается  даже  в  течение  некоторого  времени после  биологической  смерти  организма).

    2. Основные закономерности роста и развития

    Процессы  роста  и  развития  имеют ряд закономерностей,  к которым  можно  отнести:

    •  генетическую  предопределенность;

    •  стадийность;

    •  определенные морфофункциональные изменения, характерные для  каждого  периода жизни  человека.

    Основной  закономерностью  соотношения  роста  и  развития  является  их  несовпадение  во  времени  или  пространстве, т.е.  они  не  происходят  одномоментно:  вначале  наблюдаются количественные  изменения,  приводящие  затем  к  качественным.  Этим  объясняются  скачки  роста  в  отдельные  возрастные  периоды,  несоответствие  сроков  физического  и  психосоциального  развития  (особенно  выраженное  в  подростковом периоде),  снижение  отдельных  функций  организма  в  определенные  периоды жизни.

    Степень  и  скорость  изменений,  происходящих  с  человеком,  неодинаковы  в  различные  периоды  его  жизни:  чем  моложе  организм,  тем  интенсивнее  идут  процессы  положительного  развития,  с  возрастом  они  значительно  замедляются.

    Наиболее  существенны  темпы  роста  в  раннем  детском возрасте,  когда  происходит  значительное  увеличение  основных  морфологических  показателей  (длина  тела  к  концу  первого  года  жизни  увеличивается  на  47—50  %,  на  втором  году  —  на  13—15  %,  на  третьем  —  на  9—10  %  по  отношению  к предыдущему;  в  дальнейшем  темпы  нарастания  длины  тела неуклонно  снижаются).

    В  детском  возрасте  рост  и  развитие  происходят  по  восходящей  линии,  в  виде  прогресса;  в  зрелом  возрасте  эти  процессы  несколько  стабилизируются,  а  в  пожилом  и  старческом  —  переходят  в  регресс,  т.е.  развитие  идет  по  нисходящей линии.

    Развитие  человека,  как  существа  биосоциального,  происходит  в  различных  сферах:  физической,  социальной,  психоэмоциональной  и  связанной  с  ней  познавательной.

    Физическая  сфера, или  физическое  развитие, включает  в себя  совокупность  морфологических  и  функциональных свойств  организма,  соответствующих  хронологическому  и биологическому  возрасту.  В  детском  возрасте  физическое развитие  представляет  собой  динамический  процесс  роста  — увеличение  длины,  массы,  отдельных  частей  тела,  органов  и систем  организма  —  и  биологического  созревания  и  становления зрелого  организма.  Так  как в детском  возрасте  процессы  физического  развития  протекают  наиболее  интенсивно, его  оценку производят чаще,  чем  в другие  возрастные  периоды,  когда  физическое  развитие,  достигнув  определенного уровня,  стабилизируется.  

    Наиболее  просто  физическое  развитие  можно  оценить,  используя антропометрические  показатели,  к  которым  относятся  длина  (рост),  масса  тела, окружности  головы  и  груди.  Антропометрические  измерения вошли  в  практику  медицинского  обследования  в  30-е  годы XIX  в.  Для  более  точной  оценки  физического  развития  пользуются  центильными таблицами,  а также  различными  коэффициентами  и  индексами.

    Физическое  развитие,  включающее,  помимо  роста  и  массы тела,  ряд физиометрических показателей  (мышечная  сила, жизненная  емкость  легких  —  ЖЕЛ  и  др.),  служит  одним  из критериев работоспособности,  запаса  жизненных  сил,  поэтому оценка  физического  развития  широко  используется  не то лько  в  педиатрии,  но  и  при  профессиональном  отборе,  в спортивной,  школьной  медицине.

    Уровень  физического  развития,  скорость  увеличения  роста,  нарастания  массы  тела,  последовательность  в  увеличении различных  частей  тела  определяются  многими  факторами:

    •  наследственные  (длина и масса тела родителей,  бабушек, дедушек);

    •  биологические  (здоровье  индивидуума,  его  психологическое, эмоциональное состояние, состояние здоровья его родителей);

    •  климатические  и  экологические;

    •  социально-экономические  (материальное  положение  семьи, бытовые условия, уровень общей культуры и образования родителей,  уровень развития здравоохранения  и медицинской культуры, профессиональные  вредности);

    •  образ  жизни  (режим  и  стиль  питания,  двигательная  активность,  вредные привычки,  взаимоотношения индивидуума с  окружением).

    Помимо  перечисленных  факторов,  темпы  роста  и  развития  подвержены  также  половым  (так,  половое  созревание  у девочек  и  мальчиков  начинается  в  разные  сроки,  основные антропометрические,  функциональные  показатели  у  мужчин остаются  более  высокими,  чем у женщин)  и  индивидуальным различиям.  Эти  и  другие  факторы  могут  влиять  на  физическое развитие  как положительно,  так и отрицательно.  Например,  как  чрезмерная  физическая  нагрузка,  так  и  ее  недостаток  могут  тормозить  рост  человека,  а  адекватная  физическая активность,  являясь  стимулятором  остеогенеза  и  роста  хряща  и  мышечной  ткани,  способствует  линейному  росту  человека.

    Некоторые  факторы  оказывают  разнонаправленное действие  на  рост  и  развитие.  Так,  жаркий  климат,  как  один  из факторов,  влияющих  на  физическое  развитие,  тормозит рост, но  ускоряет созревание,  т.е.  развитие,  человека.

    Степень  влияния  тех  или  иных  факторов  зависит  от  силы и  длительности  их  воздействия.  Так,  умеренный  и  кратковременный  дефицит  питания  не  приводит  к  существенной задержке  физического  развития;  напротив,  выраженная  недостаточность  основных  компонентов  питания  может  привести  к  заметной  задержке  развития  и  даже  нарушениям  здоровья  (в  частности,  дефицит  белка,  белковое  голодание  в детском  возрасте  вызывает  —  болезнь  обмена веществ).

    В  середине  и  второй  половине  XX  в.  было  замечено,  что от  десятилетия  к  десятилетию  увеличиваются  рост  и  масса тела  детей,  ускоряются  в  целом  сроки  биологического  созревания  (раньше  прорезываются  постоянные  зубы,  закрываются  зоны  роста,  половое  созревание  наступает  в  более  раннем возрасте).  Это  явление  получило  название  акселерации (от лат.  ассе1егаНо  —  ускорение).  Процессы  акселерации  связывали  с  положительными  изменениями  генотипа,  улучшением социальных  условий.

    Читайте также:  Внутренне утробное развитие ребенка

    Помимо  истинной  акселерации,  выделяют  и  ускоренное развитие,  прежде  всего  детей,  которое  в  значительной  мере обусловлено  перекармливанием  (особенно  за  счет белков).

    Такое  ускоренное  развитие  может  приводить  к  нарушению биологического  созревания,  связанного  с  более  ранним  созреванием  ферментных  систем.  А  это  в  свою  очередь  может приводить  к  раннему  появлению  различных  заболеваний (ожирение,  гипертоническая  болезнь,  атеросклероз,  заболевания  почек  и др.)  в  зрелом  возрасте.

    Психоэмоциональное и  социальное  развитие  представляет собой  специфический  аспект  развития  человека,  связанный с  его  взаимодействием  с  окружающей  средой  и  проявляющийся  совокупностью  душевных  процессов  и  явлений  (ощущения,  восприятия,  эмоции,  память  и  т.д.).  

    Основной  функцией  психики  является  поиск  на  основе  возникшей  потребности  определенных действий,  направленных  на  ее  удовлетворение,  оценка  этих  действий,  контроль  за  их  реализацией. В  основе  психо-эмоционального  и  социального  развития конкретного  человека  лежит  овладение  им  общественными потребностями,  сформировавшимися  в  ходе  эволюции  и  необходимыми  индивидууму  для  жизни.  Психоэмоциональное развитие  продолжается  на  протяжении  всей  жизни  человека. Каждой  стадии  его  развития  соответствуют  свои,  присущие данному  обществу  ожидания,  которые  индивидуум  может оправдать  или  не  оправдать.

    Краткая характеристика стадий роста и развития человека

    Период новорожденности и грудной возраст (0— 1 год)

    Физическая

    Масса тела утраивается. Рост увеличивается на

    50 % (примерно 25 см). Окружность головы увеличивается

    на 12 см, а груди — на 13—15 см.

    С 1 мес поднимает голову, хорошо держит с 2 мес, с

    4—5 мес переворачивается с живота на спину, потом

    со спины на живот, с 7 мес самостоятельно садится,

    ходит с 1 года.

    Первые зубы — с 5—6 мес, к 1 году 8 зубов

    Психоэмоциональная

    и социальная

    Плачет, чтобы дать о себе знать. С 1 мес появляется

    слуховое и зрительное сосредоточение, с 2 мес следит

    за предметами, улыбается. С 3—4 мес эмоционально

    гулит, узнает близких, с 6 мес громко смеется,

    лепечет слоги. В 1 год может сказать несколько

    простых слов. В 6 мес отличает тех, кто за ним ухаживает.

    В 7 мес плачет при виде чужих.

    Ребенок изучает окружающий мир с помощью осязания,

    слуха, обоняния, вкуса, а также посредством

    физического восприятия.

    Преддошкольный возраст (1—3 года)

    Физическая

    За второй год ребенок прибавляет в массе тела примерно

    3 кг, рост увеличивается на 7—8 см, за третий

    — 2 кг и 5 см соответственно.

    Делает движения, требующие координированной

    работы мышц: бегает, ходит по ступенькам, прыгает,

    карабкается, играет с мелкими предметами. Учится

    пользоваться туалетом. Одевается с небольшой помощью

    или самостоятельно.

    К 2 годам имеет 20 молочных зубов.

    Самостоятельно

    Психоэмоциональная

    и социальная

    Любит играть один или рядом с другими детьми. Не

    любит получать приказы. Учится быть независимым.

    Переполнен массой впечатлений от внешнего мира,

    не может их самостоятельно проанализировать,

    прибегает к помощи взрослых (период вопросов).

    Хорошо отзывается на речь взрослых. Показывает

    предметы, названные взрослыми. Следует простым

    указаниям, отдаваемым медленно и ясно. Начинает

    говорить короткими фразами. Понимает, что предмет,

    убранный из виду, продолжает существовать.

    Любит сам выбирать деятельность и игрушки

    Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

    Физическая

    Средняя прибавка массы тела в год — 2 кг, а длины

    — 5 см.

    В 5—7 лет молочные зубы заменяются большими коренными

    (моляры). Совершенствуются крупнодвигательные

    навыки. Больше контролирует мелкодвигательные

    умения (рисует, лепит). Делает много вещей

    по самообслуживанию (одевается, принимает

    пищу, пользуется туалетом)

    Психоэмоциональная

    и социальная

    Имеет четкое представление о себе. Реагирует на

    суждения родителей и других взрослых о нем. Более

    независим, чем в раннем детстве. Делает свой выбор.

    Легко играет с другими детьми и любит групповые

    игры. Наблюдает за взрослыми и подражает им.

    Знает много имен людей и названий мест и вещей.

    Быстро выучивает новые слова. С 5 лет начинает читать

    отдельные слова. Считает. Группирует одинаковые

    предметы. Отделяет несхожие с другими

    предметы. Следует указаниям. Очень любопытен и

    имеет богатое воображение. Задает много вопросов.

    Имеет твердую самостоятельную точку зрения,

    иногда не в силах понять, что существуют другие

    взгляды. Имеет неопределенное представление о

    времени

    Младший школьный возраст (6—12 лет)

    Физическая

    Ежегодная прибавка в массе тела 2—3 кг, в росте

    5—6 см. Происходит смена молочных зубов: в 7—

    8 лет — внутренние, 8—9 — наружные резцы, 10—

    11 лет — передние, 11—12 — задние премоляры и

    вторые моляры. Движения хорошо координирует.

    Развивает мышечный тонус, чувство равновесия,

    силу и выносливость. Хорошо развита крупная и

    мелкая моторика, что используется для игр и спорта,

    езды на велосипеде и танцев. С 10 – 11 лет у девочек и с

    12 лет у мальчиков начинается половое созревание

    Психоэмоциональная

    и социальная

    Начинает формировать длительные дружеские

    взаимоотношения. Больше времени проводит без

    родителей. Образует маленькие замкнутые группы,

    не допускающие других детей, особенно противоположного

    пола. Начинает понимать, что другие люди

    тоже имеют чувства. Имеет много эмоций, иногда их

    с трудом выражает. Начало полового созревания,

    сопровождающееся гормональными изменениями.

    Более внимателен, дольше помнит и следует более

    сложным указаниям. Думает логично и принимает

    решения относительно реального мира. Способен

    использовать новую информацию. Может задавать

    вопросы и сопротивляться решениям взрослых.

    Старший школьный (подростковый) возраст

    (от 12 до 16—18 лет).

    Юношеский возраст

    (от 16 до 20 лет у женщин, от 17 лет до 21 года у мужчин)

    Физическая

    Масса тела увеличивается на 7—25 кг (чаще на

    17,5 кг), рост — на 15—55 см. Достигает репродуктивной

    зрелости. Девушки в начале периода, как

    правило, выше юношей своего возраста, а в конце

    периода — ниже

    Психоэмоциональная

    и социальная

    Из-за недавних изменений в своем организме чувствует

    себя неуклюже среди родителей и чужих. Легко

    смущается, раздеваясь перед взрослыми или при

    разговорах о теле, росте и половом развитии. Более

    ответственно относится к своему поведению. Часто

    восстает против авторитета взрослых. Социальный

    и эмоциональный опыт широк, потому что это время

    крепкой дружбы и ранних любовных взаимоотношений.

    Логично мыслит. Имеет дело с абстрактными или

    конкретными понятиями. Размышляет о себе в личном

    плане. Планирует будущее. Принимает решение,

    представляя себе альтернативы, что делает

    принятие решения более трудным. Начинает судить

    о себе более здраво. Старается изменить физический

    облик.

    Молодой зрелый возраст

    Физическая

    К 23 годам завершается развитие всех функций организма.

    Рост у большинства женщин заканчивается

    к 17 годам, у мужчин — к 21 году. Достигает максимума

    мышечной силы в 25—30 лет, затем она начинает

    убывать. Наилучшая мелкая моторика развита до

    35 лет, после чего мелкие двигательные навыки начинают

    убывать. Это наиболее здоровая часть населения.

    Болеет нечасто, быстро выздоравливает.

    У женщин циклически происходят созревание яйцеклеток

    и менструации, они могут вынашивать детей.

    Это наиболее благоприятный период для рождения

    детей

    Психоэмоциональная

    и социальная

    Устанавливает длительные близкие отношения с

    друзьями и партнерами. Принимает обязательства.

    Многие взрослые становятся родителями

    Средний зрелый возраст

    Физическая

    Слегка утрачиваются физическая сила и координация.

    Несколько уменьшается чувствительность. От

    случая к случаю испытывает трудности со сном, иногда

    бывают проблемы после определенной пищи.

    Женщины проходят через климакс между 45 и 55 годами.

    Репродуктивная функция (особенно у женщин)

    Снижается.

    Психоэмоциональная

    и социальная

    Начинает чувствовать беспокойство перед старением

    и осознавать, что смертен и умрет. Чувствует

    большее удовлетворение от работы. Женщина может

    стать более подавленной, когда дети вырастают

    и уходят, а может испытать удовольствие от новой

    свободы.

    Пожилой и старческий возраст (

    Физическая

    Испытывает снижение зрения с потерей ночного зрения и снижением глубины и цветности восприятия. Испытывает

    некоторую потерю слуха и понижение ощущения запаха

    и вкуса. Имеет меньше сил и чувства равновесия, подвержен несчастным случаям и падениям.

    Меняются походка, осанка, ?