Лекция о развитии речи ребенка
Почему молчат наши дети, или проблемы речевого развития у детей.
Воспитатель МАДОУ МО «СГО» – детский сад № 10 «Чайка»:
Лебедева Наталья Геннадьевна
(2 слайд) Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребёнок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась природа самого ребёнка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, а также воспитательные модели в семье. Социальные изменения привели к изменениям психологическим.
Современные дети растут и развиваются во время информационной эпохи, в век технического прогресса. Компьютерные игры, игры в телефонах и планшетах, интерактивные игрушки, мультфильмы в доступе одного клика. И все эти современные реалии влияют как на жизненный уклад взрослых так и на развитие детей.
Я думаю, никого уже не удивить дружескими посиделками в кафе, но с телефонами в руках. В контакте, в Вайбере, в Ватсапе, в Инстаграме и Фейсбуке мы активно общаемся, обмениваемся рецептами, картинками, новостями… и молчим. А вместе с нами, играя в телефоне или просматривая мультфильм на планшете, молчат наши дети.
(3 слайд) Так давайте попробуем разобраться, каким образом происходит развитие речи у детей и как им в этом непростом деле могут помочь родители.
Развитие связной речи у маленького человека — долгий и сложный процесс. Подражательное поведение – одно из основных для маленького ребенка, поэтому свой первый ревой опыт ребенок черпает из своего ближайшего окружения, воспиринимая речь взрослых, которую слышит вокруг себя.
Психологами и социологами установлено, что если ребёнок проведёт в социальной изоляции первые несколько лет своей жизни, впоследствии он так и не сможет окончательно адаптироваться ни к языку, ни к жизни в обществе. Самый яркий пример этому так называемые Дети Маугли.
(4 слайд) Из этого можно сделать вывод, что ранний период развития речи — один из важнейших в общем развитии ребенка. И со стороны родителей этому процессу стоит уделять самое пристальное внимание, т.к. овладение речью является для детей и ключевым показателем их общего умственного развития.
Освоение речи ребенком можно разделить на четыре периода, каждый из которых имеет свои особенности.
Более подробно мы с вами рассмотрим первые три.
(5 слайд) Подготовительный период – до года
Как вы считаете, какие органы чувств необходимо задействовать у детей первого года жизни для формирования предпосылок речевой активности?( глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа (осязание, ощущение боли, температуры)
На первом году жизни важно, чтобы были задействованы все виды имеющихся анализаторов. Наверняка все слышали выражение «привилось с молоком матери». И что-то мне подсказывает, что дело тут совсем не в молоке. Представьте, подходит мама к малышу и ласково говорит: «Это мама». И вместе с этим созвучием в душу ребёнка проникает свет её улыбки, её запах, вкус молока, нежность прикосновения рук, её ласковый голос. Слово МАМА становится всеобъемлющим. Поэтому необходимо контактировать с ребёнком как можно больше: брать на руки, делать массаж, разговаривать с ним и комментировать все свои и его действия. И вскоре, уже в 3-4 месяца, малыш начинает вступать с вами в беседу, приветствуя вас радостным гулением.
К 6ти-7ми месяцам ребенок понемногу начинает лепетать, пытаясь произносить слоги. Помню, как в своё время, просыпалась под утренний бубнёж сына: бу-бу, ду-ду, ба-бу – таким образом поутру им отрабатывались открытые накануне возможности.
В 7 месяцев ребёнок уже твердо знает, как его зовут и поворачивает голову, когда вы зовете его по имени.
Позже малыш уже умеет смеяться, пытается произносить первые слова, например, «папа» или «мама». Подпевать музыке, которую слышит. Понимает слова «нет», «нельзя», может жестами реагировать на приветствие. Словарный запас ребенка понемногу начинает формироваться, при этом постоянно пополняется извне новыми понятиями и выражениями.
Вспомните, пожалуйста, в какие самые первые словесные игры играют с малышами?(«Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая» и др).
Действительно, эти и другие игры-потешки помогают малышу лучше воспринимать организованную стихотворную речь, да и просто доставляют немало радости.
(6 слайд) Преддошкольный период от года до трёх лет – Первоначальное овладение речью
Нужно иметь в виду, что прежде, чем начать овладевать активной речью и говорить самому, ребенок учится понимать речь окружающих, наполняя пассивный словарь. Поэтому необходимо продолжать рассказывать малышу, что и зачем вы делаете . Он действительно уже все понимает.
В возрасте 1,5 лет маленькие дети склонны к обобщениям. Таким образом, «Ням!» может означать не только процесс кормления, но и тарелку, ложку ребенка и даже чувство голода. Также во многих словах они отбрасывают окончания, игнорируют некоторые буквы (произнося «Ая» вместо «Аня» и т.п.), а иногда и вовсе сокращают слово до одного ударного слога.
Но со временем ребенок научится верно произносить все слова и звуки, поэтому старайтесь четче артикулировать, разговаривая с малышом. Дайте ему возможность следить за вашей мимикой, когда произносите новое слово.
Показывайте и называйте предметы, попавшие в поле зрения малыша, особенно на прогулке: машина, собака или пролетающая мимо ворона не только развлекут ребенка на улице, но и помогут в нелегком деле развития речи.
На 2-ом году жизни дети прекрасно различают интонации. Поэтому, читая малышу сказки, обратите его внимание, что волк или медведь, например, говорит басом, а мышка-норушка пищит тоненьким голосом.
После 2,5 лет ребенок уже может использовать в связной речи простые предложения, состоящие из двух-трех слов. В его сознании начинают формироваться закономерности в согласовании слов между собой, разнице между единственным и множественным числом. И этой системой он начинает активно пользоваться, вступая в следующую стадию овладения речью.
(7 слайд) Дошкольный период от 3х до 7ми лет
В этот период у детей проходит еще один интересный этап. Этап СЛОВОТВОРЧЕСТВА. В возрасте около трех лет или чуть старше ребенок переходит от накопления речевого материала к его активному освоению. И в речи детей появляются новые несуществующие слова – неологизмы. Оказывается, дети создают их не случайно, они сортируют части слов по смыслу, и составляют их, следуя грамматическому строю русского языка. Так, сухарики превращаются в «кусарики», вентилятор — в «вертилятор», а прописанный доктором постельный режим тут же становится «постельным лежимом».
Я вот вспоминаю старшего сына, когда в какой-то момент, указывая на машину, он стал говорить не би-бика, а бисина.
В дошкольный период на ребенка ежедневно обрушивается множество незнакомых слов, форм, значений. Тем не менее, имея поддержку родителей, он с легкостью ориентируется в этом разнообразии, классифицируя, распределяя, переиначивая, приспосабливая под себя весь доступный ему лексический запас.
(8 слайд) Так как же, уважаемые родители, вы можете помочь дошкольнику в освоении премудростей родного языка?
(контактировать и разговаривать с ребёнком используя простые слова, без сюсюкания, использовать потешки, совместно с малышами читать сказки, стихи, петь детские песни..).
Всё верно, а с детьми СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО возраста можно разучивать СКОРОГОВОРКИ, ИГРАТЬ В ЗАГАДКИ и В РИФМЫ. Сочиняйте вместе простенькие стишки, вслух сравнивайте и описывайте различные предметы, разучивайте новые слова, сочиняйте вместе с ребенком сказки и истории. Это поможет ему связно выражать свои мысли и правильно составлять предложения.
Вот, к примеру, давайте поиграем в игру-стихотворение «Добрый слон», я начну, а вы подхватите и предложите любые слова в рифму:
Жил на свете добрый слон. Сочинял рассказы он.
Книжки добрые писал, И друзьям их раздавал.
В рифмы он любил играть, Чтоб с друзьями не скучать.
Чтоб и нам не заскучать — станем рифмы подбирать!
Вот картина, вот… (машина, корзина и т.д.),
Вот ромашка, вот… (букашка),
Вот мой домик, вот твой (сомик, томик),
Вот и пушка, вот и (кружка, мушка, лягушка и т.д.),
Вот вам пышка, а вот (книжка, мышка…),
Вот сосед, а вот (кларнет, обед, омлет).
Играть можно долго — насколько хватит фантазии вам и ребенку.
И конечно же не забываем про игры для развития и укрепления детского речевого аппарата: дуем щёки, задуваем свечи, пускаем мыльные пузыри, дуем в свисток, надуваем воздушные шары, учимся высовывать язык, в общем используем различные артикуляционные упражнения.
(9 слайд) Что делать, если ребенок не говорит?
Если вам кажется, что ваш ребенок говорит хуже, чем положено в его возрасте, речь бедная и несвязная или малыш не торопится заговорить совсем, обратитесь за помощью к специалистам-психологам, неврологам, логопедам. Они помогут выявить причину нарушения в речевом развитии малыша и посоветуют пути решения этой проблемы.
(10 слайд) Причины нарушений речевого развития разные, есть биологические, психологические и СОЦИАЛЬНЫЕ.
Социальные причины – это как раз те проблемы, которые мы с вами затронули в самом начале. Когда абсолютно здоровые дети, из-за ошибок в воспитании, сталкиваются с проблемами речевого развития. Чаще всего причиной становится чрезмерное увлечение родителей механическим звуком, то есть звуком из телевизора, компьютера, планшета, телефона. У детей, которые очень часто смотрят мультфильмы, слушают аудио-сказки или постоянно играют с поющими или говорящими игрушками, развивается пассивная речь, но их собственная, активная, при этом не формируется. Это происходит из-за разницы длины волны живой речи и механической и из-за отсутствия мимики у игрушек.
Конечно, все эти устройства и игрушки позволяют маме немного отдохнуть или заняться какими-то своими делами. Но когда они заменяют собой живое общение, это приводит к серьезным проблемам с психикой ребенка. Лучше предупредить такие вещи, чем потом годами наверстывать упущенное. Это долгий и трудный путь. Зачем до этого доводить, если можно все правильно сделать с самого начала? (Мультфильм «Приклеенный»)
Источник
ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка
Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской речи факт, что первые фразы ребенка совершенно стереотипны и представляют собой воспроизведения словосочетаний, наиболее часто повторяемых окружающими людьми. Это фразы, подобные следующим: «иди сюда»; «дай мне» и т. д. М. М. Кольцова указывает, что для детей 2-го года жизни подобные фразы являются не-расчлененными единицами речи, только в возрасте 2 лет и старше ребенок начинает более свободно использовать слова во фразе, комбинируя их различным образом.
Н. И. Чуприкова констатирует, что таким образом можно отметить еще одно направление дифференциации в развитии речи ребенка, которое характерно для этапа двусловных предложений: выделение отдельных слов из первоначально целостно-интегральных высказываний. Только при этом условии слова могут объединяться как относительно независимые единицы в новые разнообразные высказывания. И у более старших детей вновь обнаруживаются стереотипность и нерасчлененность целостных речевых образований, теперь уже более крупных, соответствующих некоторым законченным текстам. Исследования показывают, что дети испытывают большие трудности в разбиении текстов на отдельные смысловые элементы. Только в возрасте примерно 6 лет все дети начинают правильно отвечать на разные вопросы, вычленяя соответствующие им элементы текста, что говорит о достигнутой более высокой степени аналитико-расчлененного восприятия текста.
Как указывает Н. И. Чуприкова, в раннем возрасте речь ребенка непосредственно связана с практической деятельностью, осуществляемой им, и с ситуацией общения. Только постепенно речь высвобождается из конкретной ситуации, и у ребенка развивается способность передавать в речи множество содержаний, не связанных с непосредственной деятельностью его и собеседников, а также не связанных с непосредственно наблюдаемыми событиями.
Отсюда выделение двух форм речи – ситуативной и контекстной. Согласно выводам Н. И. Чуприковой, ситуативная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых формах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете жестов, движений, мимики, интонации и т. д. Контекстная речь характеризуется тем, что ее содержание раскрывается исключительно речевыми средствами в самом контексте высказываний и поэтому понятно слушателю вне учета им той или другой ситуации. Несмотря на то, что во всех возрастных группах в определенных условиях могут наблюдаться черты и той и другой речи, все же показатели ситуативности заметно снижаются на протяжении дошкольного возраста, а показатели контекстности, наоборот, нарастают. Таким образом, идет процесс выделения собственно речевых средств из первоначального комплекса, объединяющего речевые и неречевые средства передачи содержания сообщений. С этим связана также дифференциация речи на диалогическую и монологическую, выделение монологической речи из диалогической, которая является первичной формой речи ребенка.
Контекстную и ситуативную речь нельзя противопоставлять друг другу. Любая речь в той или иной форме имеет контекст, пусть даже не столь понятный слушателю сколь понятный самому рассказчику, и любая речь обладает той или иной степенью ситуа-тивности либо в виде описания какой-либо конкретной ситуации, либо в виде понимания некой общей, абстрактной ситуации, как зарождение некоего течения и т. д. Две эти составляющие речи всегда находятся во взаимосвязи, и по ходу развития ребенка, по мере овладения им возможностями контекстной и ситуативной речи, в зависимости от ситуации, одна составляющая речи становится более ярко выраженной, не перекрывая при этом вторую, выступающую в качестве дополняющего элемента.
Общение ребенка на ранних этапах его развития сводится к общению с родителями и близкими причем на вполне конкретные темы – удовлетворение возникающих потребностей. В связи с этим, речь ребенка – на начальных стадиях – является ситуативной, так как ребенок говорит о конкретном месте, конкретном предмете и конкретном его применении. И по мере взросления у ребенка возникают менее конкретные потребности, все более осложняются мыслительные процессы, и в общении он уже может приводить примеры, добавлять подробные описания, т. е. включать в свою речь контекст. И по мере взросления речь ребенка не перестанет быть ситуативной, и, если он рассказывает о конкретном событии, к оборотам речи, необходимым для непосредственного описания времени, места и действа, добавятся контекстные обороты – примеры, аналогии, описания и т. д.
Переход к контекстной речи, как основной, у ребенка происходит постепенно. Вначале он не видит никакой необходимости пояснять что-либо. Он сказал, и если его не поняли, будет повторять то же самое, что и говорил. По мере взросления, он начинает понимать необходимость того, чтобы его поняли. Поэтому он добавляет уточняющие обороты, вначале на примитивном уровне – вместо «Она поиграет» уже «Пусть она – эта девочка – поиграет». Ребенок интуитивно строит свою речь, исходя из ложного представления, что все знают то же, что и он. Соответственно, все должны понимать что «она» – это «девочка», а «он» – это «шарик». Но постепенно он начинает анализировать поведение слушателей и осознает необходимость того, чтобы его поняли, и вносит в свою речь уточнения.
По мере развития речевой функции происходит еще одна крупная дифференциация двух ее форм, которая была убедительно основана Л. С. Выготским в его полемике с Пиаже по вопросу о природе эгоцентрической речи. В нескольких убедительных экспериментах Выготский показал, что, вопреки мнению Пиаже, так называемая эгоцентрическая речь ребенка является на самом деле речью социально направленной, т. е. обосновал тезис об изначальной социальности детской речи. Выготский также сформировал представление о первичной изначальной слитности у маленького ребенка двух форм речи, которые явно дифференцированы у взрослых: речи для других (внешняя звуковая речь) и речи для себя (внутренняя беззвучная речь). Выготский говорил о возрастной дифференциации этих двух речевых функций, об обособлении речи для себя и речи для других из общей нерасчле-ненной речевой функции, выполняющей в раннем возрасте оба эти назначения почти совершенно одинаковым образом. С этой точки зрения то, что Пиаже назвал эгоцентрической речью, это уже в какой-то мере выделившаяся в функциональном и структурном отношении внутренняя речь, которая, однако, по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи. Иначе говоря, эгоцентрическая речь – это смешанная, переходная форма. По своей функции она уже в определенной мере отделена от социальной речи. С психологической стороны это также уже самостоятельная форма речи, однако не до конца, так как не осознается еще как внутренняя речь и не выделяется ребенком из речи для других. По мере развития строение и способ деятельности внутренней речи становятся все более определенными, все больше отличается она от речи внешней. В конце концов, отмирает ее внешняя звучащая сторона, и эгоцентрическая речь окончательно превращается во внутреннюю. Так заканчивается достаточно длительная дифференциация двух видов речи из их общего источника. (По материалам Н. И. Чуприковой.)
Речь как основной механизм взаимодействия с обществом выполняет следующие функции:
1) коммуникативная – это функция речи, отражающая ее роль в общении. Посредством речи человек общается, начиная с детства, когда его речь ситуативна и выражает необходимый минимум информации, зачастую непонятной окружающим, заканчивая взрослой полноценной речью, являющейся гибким механизмом общения с отдельными индивидами и с обществом в целом;
2) планирующая – с точки зрения этой функции, речь выступает в качестве средства планирования и регулирования поведения ребенка;
3) знаковая – речь дает возможность заменить отсутствующий предмет неким знаковым смыслом, раскрывающим функциональное назначение указанного предмета;
4) экспрессивная – эмоциональность речи, самая ранняя и самая главная ее составляющая. Маленький ребенок, еще не умеющий скрывать свои эмоции и не видящий в этом необходимости, наполняет свою примитивную речь эмоциональным контекстом, позволяющим взрослым интуитивно понять о чем идет речь. Экспрессивность речи делает ее выразительной, интуитивно более понятной и интересной.
Читайте также
Развитие речи
Развитие речи
У аутичных детей наблюдается широкий спектр речевых расстройств, и нет ни одной семьи, которая, обращаясь за помощью к специалистам, не задавала бы вопросов по поводу речевых сложностей своего ребенка. Напомним, что основные симптомы задержки и искажения
Развитие понимания речи
Развитие понимания речи
Эта работа при раннем детском аутизме имеет свою специфику и отличается от тех приемов, которые используют в работе с детьми с сенсорной алалией или умственной отсталостью.Дело в том, что у аутичного ребенка восприятие речи, соотнесение звука,
ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника
ЛЕКЦИЯ № 22. Развитие личности ребенка-дошкольника
В раннем детстве деятельность ребенка со стороны его взаимоотношений со взрослыми может быть охарактеризована как совместная деятельность. Б. Г. Ананьев по этому вопросу писал: «Взрослый родной человек не только
Как социум влияет на развитие речи ребенка
Как социум влияет на развитие речи ребенка
Так значит, мир ценностей — того, что хорошо и что плохо, — у мальчиков и девочек различен. Но задан ли оу от рождения, или его определяет семья, детский сад и даже то время, в котором живет ребенок, тот социальный уклад жизни, в
Развитие письменной речи у ребенка
Развитие письменной речи у ребенка
Весьма существенным приобретением в речевом развитии ребенка является овладение им письменной речью. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития ребенка, но овладение ею представляет и некоторые трудности. Эти
Развитие выразительной речи
Развитие выразительной речи
Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями —
Развитие речи
Развитие речи
Речь — главное приобретение человечества, катализатор его совершенствования. Действительно, она всемогуща, она делает доступными познанию не только те объекты, которые человек воспринимает непосредственно, т. е. с которыми достижимо реальное
ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие
Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей
ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
ЛЕКЦИЯ № 13. Эмоциональность речи и развитие структуры ее понимания и порождения
Выразительность и эмоциональность речи является важной ее составляющей. Часто речь ребенка содержит множество восклицаний, резких прерываний, многократные построения, ускорен-ность темпа
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
ЛЕКЦИЯ № 19. Развитие психики в онтогенезе. Движущие силы развития психики ребенка
Толчком к развитию психики человека является наличие культурных, общественных, деятельностных факторов, окружающих человека в повседневной жизни и являющихся неотъемлемой частью
ЛЕКЦИЯ № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
ЛЕКЦИЯ № 22. Причины, пагубно влияющие на развитие ребенка
В. М. Бехтерев указывает, что вопрос о том, какое влияние на личность оказывает окружающая ее природа, очень широк. В частности, не подлежит сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более
Сначала — звуки и движение, затем — язык и действие. Развитие речи у ребенка
Сначала — звуки и движение, затем — язык и действие.
Развитие речи
Развитие речи
Заканчивая главу о лингвистических методах воздействия, я хочу дать вам самый важный совет.Развивайте собственную речь!Ваша речь должна быть грамотной, литературно правильной, но в то же время яркой, разнообразной и оригинальной. Людям нравится, когда
Источник