Лекции развитие личности ребенка

Лекции развитие личности ребенка thumbnail

1. Условия развития личности дошкольника.

2. Развитие мотивов поведения и формирования самосознания ребёнка.

3. Развитие чувств и воли.

Л и т е р а т у р а :

1. Немов Р.С. Психология Книга 2. Психология образования. М.: Просвещение, 1995

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1996

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1979

4. Годфруа Ж. Что такое психология. Книга 2. М.: Мир, 1992

5. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 1989

* * *

Условия развития ребёнка-дошкольника существенно отличаются от условий предыдущего возрастного этапа. Значительно увеличиваются требования, предъявляемые к его поведению взрослыми. Центральным требованием становится соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общественной морали. Образцами поведения для детей служат прежде всего непосредственно окружающие их взрослые, которые вызывают любовь, уважение и одобрение. Другими образцами поведения могут служить также поведение сверстников, одобряемых и пользующихся популярностью в детской группе, и действия сказочных персонажей, наделённых теми или другими чертами.

Решающей в усвоении новых образцов поведения является оценка этих образцов людьми, к которым ребёнок привязан, мнение которых для него наиболее авторитетно.

Усложнение деятельности детей приводит к тому, что часто возникает необходимость учесть точку зрения товарища, его права и интересы. Детям нелегко усвоить правила взаимоотношений, и они нередко на первых порах применяют их формально, не понимая особенностей данного конкретного случая. Овладение правилами взаимоотношений происходит только в результате опыта, получаемого в практике изменения, нарушения и восстановления этих правил.

Дети младшего и среднего дошкольного возраста привыкают выполнять правила, иногда не соглашаясь с малейшим нарушением “порядка”.

К старшему дошкольному возрасту выполнение правил по привычке сменяется сознательным выполнением, основанным на понимании их значения. В этот период дети начинают не только сами подчиняться правилам, но и следить за их выполнением другими детьми.

Большое значение в усвоении образцов и правил поведения имеет развитие у дошкольников чувства гордости и чувства стыда, которые заставляют ребёнка сообразовывать свои поступки с оценками и ожиданиями взрослых.

В процессе нравственного развития ребёнок проходит эволюцию от эгоцентрического отношения к окружающему, при котором любой поступок он оценивает как хороший или плохой в соответствии с правилами, усвоенными им от взрослых, до более гибкой позиции, когда в своих суждениях о других людях он начинает придавать всё большее значение своим личным критериям.

Считается, что до 7 лет ребёнок склонен судить о поступках по важности их последствий, а в боле позднем возрасте он судит о них скорее по обусловившим их намерениям.

Так, по мнению маленького ребёнка, Саша, который разбил 10 тарелок, помогая маме накрывать на стол, заслуживает большего наказания, чем Игорь, без спросу взявший из шкафа ценную вещь и при этом разбивший лишь одну тарелку.

Кольберг выделяет три уровня нравственного развития:

1. Преднравственный уровень (4-10 лет). На этом уровне поступки определяются внешними обстоятельствами и точка зрения других людей в расчёт не принимается.

На первой стадии суждение о поступке выносится в зависимости от того вознаграждения или наказания, которое может повлечь за собой данный поступок.

На второй стадии суждение о поступке выносится в соответствии с той пользой, которую из него можно извлечь.

2. Конвенциональный уровень (10-13 лет). Ребёнок придерживается условной роли, ориентируясь на принципы других людей.

На третьей стадии суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет.

На четвёртой стадии суждение выносится в соответствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанными ею законами.

3. Постконвенциональный уровень(с 13 лет). Только на этом уровне человек судит о поведении, исходя из своих собственных критериев, что предполагает и высокий уровень рассудочной деятельности.

На пятой стадии оправдание поступка основывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека.

На шестой стадии поступок квалифицируется как правильный, если он продиктован совестью – независимо от его законности или мнения других людей.

Важную роль в развитии личности дошкольника играет общение со сверстниками. Потребность в таком общении хорошо выразил шестилетний ребёнок, возражая матери, предложившей поиграть с ним вместо отсутствующего товарища: “Мне надо ребёнков, а ты не ребёнок“.

В обществе детей дошкольник приобретает навыки поведение в коллективе, установления взаимоотношений с окружающими, которые являются не наставниками, а равными ему участниками совместной жизни и деятельности.

Складывается детское общество, обладающее важной формой влияния на развитие личности – общественное мнение. Мнение одного ребёнка обычно не влияет на мнение другого. Но в 4-5 лет дети начинают прислушиваться к мнению большинства, даже если оно противоречит их собственным впечатлениям и знаниям (конформность).

Общение и совместная деятельность обеспечивают упражнение детей в правильных поступках, которое совершенно необходимо для того, чтобы ребёнок практически руководствовался нормами морали.

Оценки, которые дети дают своим сверстникам, первоначально являются простым повторением оценок воспитателя.

Каждый ребёнок занимает в группе детского сада определённое положение, которое выражается в том, как к нему относятся сверстники. Обычно выделяются два-три ребёнка, пользующиеся наибольшей популярностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом на занятиях и т.п. Наряду с этим имеются дети, вовсе непопулярные среди сверстников.

Положение в группе сверстников существенно отражается на развитии личности ребёнка. Дети с низкой популярностью, не надеясь на сочувствие и помощь со стороны сверстников, нередко становятся эгоистичными, замкнутыми.

Дети с особенно высокой популярностью могут заразиться излишней самоуверенностью, зазнайством.

* * *

На протяжении дошкольного детства существенно изменяются мотивы поведения ребёнка. Младший дошкольник большей частью действует под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми различными причинами, и при этом не отдаёт себе ясного отчёта в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника более осознанны.

Один и тот же поступок, совершённый детьми разного возраста часто имеет совершенно разные побудительные причины.

Трёхлетний малыш бросает курам крошки, чтобы посмотреть, как они сбегаются и клюют, а шестилетний ребёнок – чтобы помочь матери по хозяйству.

Можно выделить типичные для дошкольника мотивы, оказывающие наибольшее влияние на поведение детей.

1. Мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Желание быть похожим на взрослого руководит ребёнком в ролевой игре. Оно может быть использовано как средство, позволяющее добиться от ребёнка того или иного требования (“Ты уже большой, а большие это делают сами”).

2. Игровые мотивы (связанные с интересом к процессу игры). Возникая в игровой деятельности, они выходят за её пределы и окрашивают всё поведение ребёнка, создавая неповторимую специфику игрового детства. Нередко в то время, когда взрослым кажется, что ребёнок занят серьёзным трудом или прилежно чему-то учится, он в действительности играет.

3. Мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми. Желание заслужить одобрение взрослых нередко является одним из основных рычагов поведения ребёнка. По мере развития контактов со сверстниками для ребёнка становится всё более важным и их отношение к нему. Особенно дети стараются завоевать симпатию тех сверстников, которые им нравятся и которые пользуются популярностью в группе.

4. Мотивы самолюбия, самоутверждения. Взрослые ходят на работу, занимаются важными делами, предъявляют требования и обиваются их исполнения. И ребёнок начинает претендовать на то, чтобы и его уважали и слушались другие.

5. В период дошкольного детства формируются познавательные и соревновательные мотивы. В 3-4 года ребёнок может буквально засыпать окружающих вопросами “Что это?”, “А как?”, “Зачем?”. Позднее преобладающим становится вопрос “Почему?”. Хорошо известно, как в этом возрасте дети любят “потрошить” игрушки, стараясь узнать, что у них внутри.

Однако, большая часть вопросов, которые задают младшие и старшие дошкольники, преследует цель привлечь внимание взрослого, вызвать его на общение, поделиться с ним переживанием. (Дети часто не дослушивают ответы, перескакивают к другим вопросам, перебивая взрослого).

Лишь к старшему дошкольному возрасту интерес к знаниям становится самостоятельным мотивом действий ребёнка, начинает направлять его поведение.

6. Нравственные мотивы выражают отношение ребёнка к другим людям.

7. Общественные мотивы – желание сделать что-то для других людей, принести им пользу.

Изменения в мотивах поведения на протяжении дошкольного детства состоят не только в том, что меняется их содержание, появляются новые виды мотивов. Между разными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия мотивов, которое является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

По мере развития иерархии мотивов появляется возможность оценивать не только отдельные поступки ребёнка, но и его поведение в целом.

Дошкольник начинает отдавать себе всё более ясный отчёт в побудительных силах и последствиях своих поступков. Это становится возможным в связи с тем, что у него развивается самосознание, которое наиболее ярко проявляется в самооценке.

Для того, чтобы научиться правильно оценивать себя, ребёнок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. По мере усвоения норм и правил поведения они становятся теми мерками, которыми пользуется ребёнок в оценке других людей. Но приложить эти мерки к себе самому оказывается гораздо труднее. Переживания, захватывающие ребёнка, толкающие его на те или иные поступки, заслоняют от него действительный смысл совершённых поступков, не позволяют оценивать их беспристрастно.

Старшие дошкольники достаточно верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих.

* * *

Чувства ребёнка быстро и ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут.

Когда окружающие ласково относятся к ребёнку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает эмоциональное благополучие.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребёнка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Дошкольники испытывают чувства любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сёстрам, часто проявляют по отношению к ним заботу, сочувствие.

Любовь и нежность по отношению к другим связаны с возмущением и гневом против тех, кто выступает в глазах ребёнка в качестве их обидчиков. Ребёнок неосознанно ставит себя на место человека, к которому он привязан, и переживает боль или несправедливость, испытанную этим человеком, как свою собственную.

Чувства, возникающие у ребёнка по отношению к другим людям, легко переносятся им и на персонажей художественных произведений – сказок, рассказов. Он может вновь и вновь слушать одну и ту же историю, но чувства, вызываемые ею от этого не ослабевают: ребёнок вживается в сказку, начинает воспринимать её персонажей как знакомых и близких.

Чувства, испытываемые ребёнком при слушании сказок, превращают его из пассивного слушателя в активного участника событий.

Рассматривая иллюстрации к сказкам, дошкольники могут пытаться непосредственно вмешиваться в ход событий: замарывают или выцарапывают изображения отрицательных действующих лиц или обстоятельств, угрожающих герою.

Особое место среди детских чувств занимают бурные переживания страха. Зарождение страхов происходит чаще всего вследствие неправильного воспитания и неразумного поведения взрослых. Очень типичными являются случаи, когда взрослые начинают приходить в отчаяние по малейшему поводу, грозящему, по их мнению, опасностью ребёнку. Страх может быть внушен ребёнку взрослыми и в тех случаях, когда ребёнок видит у них проявления страха.

В некоторых случаях люди считают позволительным запугивать людей, лишь бы добиться от них послушания (“Иди сюда, а то дядя заберёт”).

От этих форм страха принципиально отличается страх за других. Такой страх есть особая форма сочувствия, и свидетельствует о появлении способности к сопереживанию.

Одно из главных направлений развития чувств в дошкольном детстве – увеличение их “разумности”, связанное с умственным развитием ребёнка.

К примеру, чувство комического у младших дошкольников возникает, когда дети видят смешные жесты Петрушки, слышат словесные перевёртыши, обнаруживают несоответствие во внешности, одежде человека.

Старшие дошкольники обнаруживают чувство комического в гораздо более сложных ситуациях, отмечая несоответствие в поведении людей, недостатки в их знаниях и умениях.

Существенно изменяются в дошкольном детстве и внешние проявления чувств ребёнка. Ребёнок постепенно овладевает умением до известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств: сдерживать слёзы, не проявлять страха и т.п.

Дошкольный возраст является возрастом возникновения воли как сознательного управления своим поведением, своими внешними и внутренними действиями.

В развитии волевых действий дошкольника можно выделить три стороны – это, во-первых, развитие целенаправленности действий, во-вторых, установление отношения между целью действий и их мотивом и, в-третьих, возрастание регулирующей роли речи в выполнении действий.

В дошкольном возрасте формируется умения удерживать возникшую цель.

Большое значение для формирования целенаправленности действий имеют в дошкольном возрасте успехи и неудачи при выполнении заданий.

В стремлении преодолевать трудности, появляющиеся у части старших дошкольников, обнаруживается новый, более высокий уровень целенаправленности, характерный уже для детей школьного возраста.

Источник

Формирование личности ребенка – первый шаг в его подготовке к взрослой жизни. Это важная задача родителей и общества, и она не ограничивается лишь обучением определенным навыкам. Чтобы воспитать зрелую личность, необходимо не только рассказать ему о дисциплине, уходе за собой и тому подобном, но и привить морально-этические нормы, духовные ценности.

Формирование личности ребенка

Что такое формирование личности

Формирование личности – сложный процесс, не прерывающийся ни на одном этапе человеческой жизни. Попросту говоря, он бесконечен. Само понятие «личность» весьма многогранно, и существует два популярных профессиональных взгляда на это явление. Один из них гласит, что формирование личности ребенка зависит от природных врожденных данных. Второе мнение указывает на то, что личность – социальное явление, и лишь социум оказывает влияние на ее формирование.

По сути, весь период жизни человека, от рождения и до зрелого возраста – это и есть процесс личностного роста либо деградации. Считается, что развитие происходит в деятельности, значимой для личности. Движущей силой можно назвать внутренние противоречия между потребностями взрослеющего ребенка и реальной возможностью их реализации. Деятельность ребенка практически всегда определяется родителями, в той или иной мере направлена ними. Вывод: процесс воспитания – ведущий фактор в формировании личности ребенка.

Фазы развития личности

Имеется три фазы формирования личности ребенка

Адаптация

Длится с рождения и до подросткового возраста. Индивидом усваивается социальный опыт – он адаптируется, подражает, приспосабливается. При адаптации происходит активное перенимание общественных норм и овладение различными формами деятельности. Показав в группе собственную индивидуальность, ребенок не может проявить себя как личность до того, как освоит имеющиеся в группе нормы.

Он чувствует необходимость быть таким, как другие, максимально адаптируясь в обществе. Речь может идти о детском садике или школе.

Групповая деятельность может спровоцировать возникновение благоприятных условий для формирования личности ребенка и тех черт, ранее не присущие индивиду, но которые характерны для прочих представителей группы.

Индивидуализация

У ребенка появляется желание противопоставить себя другим, выделиться. Формируется критическое отношение к нормам общества и установленным социальным правилам. Толчком к индивидуализации становятся противоречия между полученным итогом адаптации и не удовлетворенной на начальном этапе потребности в персонализации. Начинается поиск методов, помогающих в обретении индивидуальности, ее фиксации. Это может проявляться в поведении, одежде, речи и так далее. Если при формировании личности ребенка он успешно справился с адаптацией, то постепенно он начинает понимать, что индивидуальность теряется. Индивид мобилизует внутренние ресурсы, начинает поиск общества, способного обеспечить необходимую персонализацию.

Индивидуализация

Интеграция

У ребенка появляется желание отыскать свое место в социуме, вписаться в общество. Интеграция проходит легко, если общество принимает человека. Возможны и иные результаты. Человек всячески пытается сохранить свою непохожесть, что ведет к агрессивному взаимодействию с обществом и людьми. Интеграция характеризуется противоречиями между желанием субъекта продемонстрировать собственную индивидуальность и желание общности культивировать и одобрять только те индивидуальные качества субъекта, которые имеют соответствие с ее предпочтениями.

Какие факторы влияют на развитие личности ребенка

На формирование личности ребенка влияют многие факторы. Из ряда теорий, выдвинутых разными психологами, следует выделить основную мысль: развитие личности происходит на основе природных данных, осознания себя и жизненном опыте. Формирование начинается в раннем возрасте.

Внутренние факторы, оказывающие влияние: темперамент, заложенный на генетическом уровне. Внешние факторы: воспитание, социальный уровень, окружающая среда, и даже текущая эпоха.

Многие специалисты полагают, что гены оказывают немалое влияние на личность, содержа информацию о предках матери и отца. Новорожденный человек продолжает сразу два рода. Это не значит, что он получит их черты характера или одаренность. Природа предоставит ему основу для развития, и ему остается лишь использовать ее.

Значительность биологического фактора высока. Это объясняется, как люди, взрослеющие в одинаковых условиях, становятся уникальными и демонстрируют противоположные качества. Биологические факторы – основа для формирования личности ребенка. Социализация играет не менее весомую роль. Развитие происходит поэтапно. На восприятие мира влияет воспитание, полученное человеком и пример родителей.

Воспитание и формирование личности в семье: значение родителей

Психологи убеждены, что решающее влияние на личность ребенка, его восприятие мира, чувства и стремления оказывают родители. Для него важны отношения между отцом и матерью, а также между прочими родственниками. Огромную роль играет отношение семьи непосредственно к ребенку.

Факторы

Окружающая социальная среда тоже оказывает влияние на формирование личности. Воспитанием называют целенаправленный процесс воздействия на человека, и именно оно находится в основе взращивания личности.

Многие задаются вопросом: «Что несет определяющую роль в личностном развитии и сознании – природные силы, социальная среда?». Нельзя выделить что-то отдельно, однако очевидно, что основополагающими являются первые годы человеческой жизни. Дети, растущие в семье, во многом перенимают поведение родителей, их установки, ценности. Впоследствии личность может приобрести дополнительные незначительные штрихи, но именно в детстве закладывается основа. Если отец и мать мало уделяют внимания малышу, то «материал» для развития он получает из других доступных источников, которые не всегда несут пользу. Родителям стоит помнить об этом, и позаботиться о ежедневно качественном взаимодействии с ребенком. В раннем возрасте хорошо помогает чтение сказок, которое закладывает в малыше понимание добра и зла. Обязательно анализируйте прочитанное, продумывайте другие варианты развития истории.

Какие ошибки допускают родители при воспитании личности

При формировании личности ребенка родителям важно не допускать таких распространенных ошибок.

Категорический запрет

Основная ошибка воспитания. Запаситесь терпением к малышу, уважайте его. Не научившись понимать его, родители идут на неизбежные ошибки, ведущие к психическим и физическим проблемам. Игнорируя желания и интересы ребенка, отвечая на большинство из них категорическими запретами, можно даже пропустить начальную стадию какого-нибудь заболевания. Пример: вы заметили, что ребенок начал есть известь. Первая реакция большинства родителей: недовольство, крик, запрет приближаться к стене. Правильная реакция: визит к доктору. Вероятно, медик расскажет, что в организме малыша наблюдается нехватка солей кальция. К тому же подобное отношение сформирует у ребенка желание совершать некоторые поступки украдкой. Многие становятся скрытными, недоверчивыми.

Гиперопека

При формировании личности ребенка гиперопека – не лучший помощник. Чрезмерная опека может отрицательно подействовать на малыша. Когда он достигает определенного возраста и пытается проявить самостоятельность, то зачастую это воспринимается в штыки. Пример: ребенок хочет сам пользоваться ложкой, но мама, боясь что он испачкается или не справиться, продолжает его кормить сама.

Гиперопека проявляется в насильственном действии, что может обернуться возникновением невроза. В прочих случаях опека без крайней необходимости может обернуться тем, что ребенку так и не удастся обрести друзей, ведь мама и бабушка неотрывно находится рядом. У личности могут появиться трудности с социализацией, он не приобретает способность высказать и отстоять свое мнение. Возможные последствия: психологические проблемы, устраняющиеся только при содействии специалистов.

Чрезмерная требовательность

Для полноценного формирования личности ребенка нужно, чтобы он не только знал, но и осознавал, что дозволено, а что запрещено. Если проявлять к нему чрезмерную требовательность, не давая четких объяснений причин, почему нужно поступать так, как вы говорите, то к добру это не приведет. Какие черты приобретет личность? Раздражительность, упрямство. Лучший вариант: родители детально объясняют мотивы своих требований, и со временем они становятся личными убеждениями ребенка.

Нотации

Первый фактор, провоцирующий детский протест – длительные нотации. Нередко родители полагают, что ребенок лучше усвоит информацию, выслушав долгие и повторяющиеся нотации. В них нет никакой необходимости. Этот подход не имеет конструктивной составляющей. Особенно табу – другие дети, ставящиеся в пример. Постепенно ребенок начнет воспринимать их, как личных врагов. Нудные нотации зачастую вызывают негативную реакцию, теряя свою воспитательную ценность.

Нотации

Безмерное баловство ребенка

Родители, слишком балующие своих детей, создают большую проблему. Это явление не менее негативно, чем нехватка влияния. Разбалованные дети, не знающие ни в чем отказа, не имеющие обязанностей со временем сталкиваются с невозможностью побороть даже мелкие жизненные преграды, проблемы. При возникновении ситуации, когда их желания и реальность не совпадают, ведут к перенапряжению нервной системы, что может обернуться срывом.

Какие условия обеспечат успешное формирование личности

Важные условия для формирования личности ребенка.

Пример родителей

Ребенку важно видеть, что мама и папа не соблюдают некий сценарий, а действительно живут счастливой и полноценной жизнью. Невозможно сделать счастливой иную личность, если ты сам несчастлив. Многие психологи отмечают, что люди, не испытывающие внутренней гармонии, часто жалуются на проблемы в отношениях с детьми. Лишь счастливые родители смогут по-настоящему понять ребенка, выстроив с ним доверительные отношения. Это способствует успешному формированию личности. Пытаясь помочь в этом ребенку, начните с себя. Поразмышляйте: умеете ли вы принимать свои чувства, позволяете ли себе по-настоящему радоваться и грустить. А, может, вы сдерживаете себя и учите чрезмерной сдержанности ребенка, тем самым подавляя его личность.

Коммуникация с окружающими

Покажите на собственном примере методы коммуникации с другими людьми. Устройте себе небольшую проверку, честно ответив на вопрос: «Способны ли вы выстроить непредвзятый разговор, с человеком, с которым не согласны в каких-то аспектах?» Нет ли такой вероятности, что вы пытаетесь навязать мнение другому человеку или сами подчиняетесь чужой воле? Вероятно, ребенок будет перенимать у вас эту особенность.

Не навязывайте свое мнение и позицию – просто делитесь своими ценностями. Слышали определение «сердечный разговор»? Такие диалоги возникают, когда человек готов понять собеседника и поделиться своим мнением. В отношениях человек развивается, позвольте себе узнавать новое и учите этому ребенка.

Забота и внимание

Личность, ощутившая на заре развития заботу и внимание, наверняка, будет чувствовать себя уверенно и защищено. Мать и отец становятся важными жизненными ориентирами, оказывающими серьезное влияние. Замечательно, если мать может продемонстрировать такие качества как прощение, принятие, любовь. Ребенку необходимо ощущать ласку, тепло. В отце важна строгость и мягкость, действующие безраздельно.

Родители – важнейший этап в формировании личности. Всем известны слова о том, что воспитание детей следует начать с собственного воспитания. Начните с себя, если хотите помочь личности ребенка приобрести важные грани.

Смотреть видео

Источник