Лекции по развитию ребенка

Тема: Ранний возраст (1-3 года).
Цель: рассмотреть общую характеристику раннего возраста; раскрыть особенности развития психических функций и эмоционального развития ребенка; познакомиться с особенностями общения ребенка со взрослыми на данном возрастном этапе.
Задачи:
– образовательная – рассмотреть особенности, характеризующие ранний возраст; изучить критерии развития психических функций, таких как речь, мышление, восприятие, память; раскрыть особенности эмоционального развития и общения со взрослыми, характерными для раннего возраста ребенка.
– развивающая – развивать абстрактное мышление, способность анализировать, опираясь на предыдущий опыт, выделять главное и уметь ориентироваться в материале; развивать устойчивость и концентрацию внимания, произвольную память; формировать умение логически рассуждать, четко, кратко излагать свои мысли.
– воспитывающая – формировать научное мировоззрение, разносторонность взглядов и позиций; воспитывать психологическую грамотность в построении отношений с детьми.
– психологическая – помогать студентам осознавать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала; содействовать развитию коммуникативных компетенций; обеспечивать развитие умения переставить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов.
Оборудование: конспект лекции; пояснительные примеры.
Литература:
Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 2-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 70-78с.
Дубровина И.В. , Данилова Е.Е. , Прихожан А.М./Под ред. Дубровиной И.В. 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. 321-325 с.
Ход занятия:
Организационный момент.
Постановка цели и задач.
Изучение нового материала.
План
Общая характеристика раннего возраста.
Развитие психических функций:
речь
восприятие
память
мышление;
Эмоциональное развитие ребенка.
Общение со взрослыми.
Общая характеристика раннего возраста.
Родившись, ребенок отделяется от матери физически, но биологически связан с нею еще длительное время. В конце младенчества, приобретая некоторую самостоятельность, он становится биологически независимым. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого – ситуация “Мы”, как назвал ее Л.С. Выготский. А вот следующий этап – психологическое отделение от матери – наступает уже в раннем детстве. Это связано с тем, что у ребенка не только возникают новые физические возможности, но и интенсивно развиваются психические функции, а к концу периода появляются первоначальные основы (зачатки) самосознания ( примерно с 2х лет жзни).
Развитие психических функций: речь, восприятие, память, мышление.
Главное место занимает развитие речи. «Собственная» (автономная) речь трансформируется во взрослую при благоприятных условиях. Родитель должен поддерживать взрослую речь. Фонетика воспринимается и усваивается. Слова становятся правильными и полными по звучанию. Ребенок познает мир через предметы, понимает смысл слов, произносимых взрослым. Ребенок воспринимает рассказы, связанные с конкретной ситуацией (сказки на ночь, поучительные рассказы). Повышается запас слов, например к 1,5 годам их может быть 2-3, а к трем годам уже достигает 1500, из которых смысл слов ребенок не всегда понимает, но произносить может. Ребенок уже способен к 3м годам произносить правильно предложения( “Ты – большая, а я маленький. Когда я буду длинный -до ковра… до лампы… тогда я буду большой» ). Общение возможно уже не только с родителями, но и с посторонними людьми и сверстниками (в смысл их слов ребенок не вслушивается и диалог чаще всего не налаживается).
Восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Это можно объяснить с помощью эксперимента Курта Левина. В одном из них взрослого просили остаться в кабинете и дали инструкцию не открывать письма, взрослый трудно справлялся с этой задачей, его манило письмо и желание его посмотреть, прочесть. Во втором эксперименте, детям давали инструкцию сесть на камень, лежащий на лужайке, детям сложно было с этим справиться, т.к. они способны сохранять образ, но при действии, валун становится упущенным из виду.
Восприятие наглядной ситуации, в которой важен аффективный компонент ( ярко окрашенные эмоциями события). Ребенок уже может предвосхищать события (предугадывать). Например, ребенок уже различает взрослых, если мама отсутствовала долго, то при появлении её, ребенок улыбается, тянется к ней. Так же, например, ситуация купания ребенка, если она сопровождается красивыми игрушками, смехом, то уже увидев знакомый предмет, ребенок радуется и желает купаться. Память включена в процесс восприятия. Ребенок помнит происходящее с ним, но это не опора на прошлый опыт, т.к. раннее детство забывается. Мышление наглядно-действенное. То есть ребенок начинает решать задачи в процессе действий (лепить в песочнице замки, открывать шкаф), интересным является то, когда ребенок смотрит за действиями взрослых и применяет этот способ в процессе собственного решения задачи( опыт Гальперина с лопатками)
“Мыслить для ребенка раннего возраста – значит разбираться в данных аффективно окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответствующие этой внешней воспринимаемой ситуации действия” (Л.С. Выготский).
Эмоциональное развитие ребенка.
Ребенок эмоционально реагирует на все события в его жизни (поход к врачу, разговор с соседкой). Желания многообразны и неконтролируемы. Отсутствует соподчинение мотивов (новая игрушка). Мотив сотрудничества (обязательное участие взрослого в делах ребенка). В 2 года ребенок волнуется при виде сверстника, уже к 3м годам, способен к кратковременной игре. Ребенка легко отвлечь от дела. У него слабая концентрация на деле.
Зарождение самосознания. Ребенок говорит сначала о себе в третьем лице, а к 3м годам появляется осознание себя «Я» (опыт с отражением в зеркале и точкой на носу, реакция 2х и 3х летних детей)
Общение со взрослыми.
Благодаря общению со взрослым идет овладение ребенком предметного мира, формируется потребность в общении с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и миру в целом. Развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность(во время игры, ребенок может наделять предметы определенными качествами).
Подведение итогов:
– Перечислите главные характеристики раннего возраста?
– В чем особенность проявления речи и восприятия ребенка?
– Какое значение имеет общение со взрослыми в раннем возрасте? В чем его особенности?
5
Источник
%PDF-1.5 % 1 0 obj >endobj 2 0 obj >endobj 3 0 obj >endobj 4 0 obj >>>/Contents[97 0 R 98 0 R 99 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12] >>endobj 5 0 obj >>>/Contents[101 0 R 102 0 R 103 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 6 0 obj >>>/Contents[105 0 R 106 0 R 107 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 7 0 obj >>>/Contents[109 0 R 110 0 R 111 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 8 0 obj >>>/Contents[113 0 R 114 0 R 115 0 R]/Box [0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 9 0 obj >>>/Contents[117 0 R 118 0 R 119 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 10 0 obj >>>/Contents[121 0 R 122 0 R 123 0 R] /Box[0 0.02 352.55 537.12]>>endobj 11 0 obj >>>/Contents[125 0 R 126 0 R 127 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 12 0 obj >>>/Contents[129 0 R 130 0 R 131 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 13 0 obj >>>/Contents[133 0 R 134 0 R 135 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 14 0 obj >>>/Contents[137 0 R 138 0 R 139 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 15 0 obj >>>/Contents[141 0 R 142 0 R 143 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 16 0 obj >>>/Contents [145 0 R 146 0 R 147 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 17 0 obj >>>/Contents[149 0 R 150 0 R 151 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 18 0 obj >>>/Contents[153 0 R 154 0 R 155 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 19 0 obj >>>/Contents[157 0 R 158 0 R 159 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 20 0 obj >>>/Contents[161 0 R 162 0 R 163 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 21 0 obj >>>/Contents[165 0 R 166 0 R 167 0 R]/Box [0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 22 0 obj >>>/Contents[169 0 R 170 0 R 171 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 23 0 obj >>>/Contents[173 0 R 174 0 R 175 0 R] /Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 24 0 obj >>>/Contents[177 0 R 178 0 R 179 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 25 0 obj >>>/Contents[181 0 R 182 0 R 183 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 26 0 obj >>>/Contents[185 0 R 186 0 R 187 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 27 0 obj >>>/Contents[189 0 R 190 0 R 191 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 28 0 obj >>>/Contents[193 0 R 194 0 R 195 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 29 0 obj >>>/Contents [197 0 R 198 0 R 199 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 30 0 obj >>>/Contents[201 0 R 202 0 R 203 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 31 0 obj >>>/Contents[205 0 R 206 0 R 207 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 32 0 obj >>>/Contents[209 0 R 210 0 R 211 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 33 0 obj >>>/Contents[213 0 R 214 0 R 215 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 34 0 obj >>>/Contents[217 0 R 218 0 R 219 0 R]/Box [0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 35 0 obj >>>/Contents[221 0 R 222 0 R 223 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 36 0 obj >>>/Contents[225 0 R 226 0 R 227 0 R] /Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 37 0 obj >>>/Contents[229 0 R 230 0 R 231 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 38 0 obj >>>/Contents[233 0 R 234 0 R 235 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 39 0 obj >>>/Contents[237 0 R 238 0 R 239 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 40 0 obj >>>/Contents[241 0 R 242 0 R 243 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 41 0 obj >>>/Contents[245 0 R 246 0 R 247 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 42 0 obj >>>/Contents [249 0 R 250 0 R 251 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 43 0 obj >>>/Contents[253 0 R 254 0 R 255 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 44 0 obj >>>/Contents[257 0 R 258 0 R 259 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 45 0 obj >>>/Contents[261 0 R 262 0 R 263 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 46 0 obj >>>/Contents[265 0 R 266 0 R 267 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 47 0 obj >>>/Contents[269 0 R 270 0 R 271 0 R]/Box [0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 48 0 obj >>>/Contents[273 0 R 274 0 R 275 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 49 0 obj >>>/Contents[277 0 R 278 0 R 279 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 50 0 obj >>>/Contents[281 0 R 282 0 R 283 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 51 0 obj >>>/Contents[285 0 R 286 0 R 287 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 52 0 obj >>>/Contents[289 0 R 290 0 R 291 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 53 0 obj >>>/Contents [293 0 R 294 0 R 295 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 54 0 obj >>>/Contents[297 0 R 298 0 R 299 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 55 0 obj >>>/Contents[301 0 R 302 0 R 303 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 56 0 obj >>>/Contents[305 0 R 306 0 R 307 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 57 0 obj >>>/Contents[309 0 R 310 0 R 311 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 58 0 obj >>>/Contents[313 0 R 314 0 R 315 0 R]/Box [0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 59 0 obj >>>/Contents[317 0 R 318 0 R 319 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 60 0 obj >>>/Contents[321 0 R 322 0 R 323 0 R] /Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 61 0 obj >>>/Contents[325 0 R 326 0 R 327 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 62 0 obj >>>/Contents[329 0 R 330 0 R 331 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 63 0 obj >>>/Contents[333 0 R 334 0 R 335 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 64 0 obj >>>/Contents[337 0 R 338 0 R 339 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 65 0 obj >>>/Contents[341 0 R 342 0 R 343 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 66 0 obj >>>/Contents [345 0 R 346 0 R 347 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 67 0 obj >>>/Contents[349 0 R 350 0 R 351 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12] >>endobj 68 0 obj >>>/Contents[353 0 R 354 0 R 355 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 69 0 obj >>>/Contents[357 0 R 358 0 R 359 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 70 0 obj >>>/Contents[361 0 R 362 0 R 363 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 71 0 obj >>>/Contents[365 0 R 366 0 R 367 0 R]/Box [0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 72 0 obj >>>/Contents[369 0 R 370 0 R 371 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 73 0 obj >>>/Contents[373 0 R 374 0 R 375 0 R] /Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 74 0 obj >>>/Contents[377 0 R 378 0 R 379 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 75 0 obj >>>/Contents[381 0 R 382 0 R 383 0 R]/Box[0 0.02 360 545.52]>>endobj 76 0 obj >>>/Contents[385 0 R 386 0 R 387 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 77 0 obj >>>/Contents[389 0 R 390 0 R 391 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 78 0 obj >>>/Contents[393 0 R 394 0 R 395 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 79 0 obj >>>/Contents [397 0 R 398 0 R 399 0 R]/Box[0 0.02 355.2 538.32]>>endobj 80 0 obj >>>/Contents[401 0 R 402 0 R 403 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12] >>endobj 81 0 obj >>>/Contents[405 0 R 406 0 R 407 0 R]/Box[0 0.01 355.2 538.56]>>endobj 82 0 obj >>>/Contents[409 0 R 410 0 R 411 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 83 0 obj >>>/Contents[413 0 R 414 0 R 415 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 84 0 obj >>>/Contents[417 0 R 418 0 R 419 0 R]/Box [0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 85 0 obj >>>/Contents[421 0 R 422 0 R 423 0 R]/Box[0 -0.02 354.5 538.08]>>endobj 86 0 obj >>>/Contents[425 0 R 426 0 R 427 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 87 0 obj >>>/Contents[429 0 R 430 0 R 431 0 R]/Box[0 -0.02 354.5 538.08]>>endobj 88 0 obj >>>/Contents[433 0 R 434 0 R 435 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 89 0 obj >>>/Contents[437 0 R 438 0 R 439 0 R]/Box[0 0.02 353.3 537.12]>>endobj 90 0 obj >>>/Contents [441 0 R 442 0 R 443 0 R]/Box[0 0.02 352.8 537.12]>>endobj 91 0 obj >>>/Annots[444 0 R 445 0 R 446 0 R 447 0 R 448 0 R 449 0 R 450 0 R 451 0 R 452 0 R 453 0 R 454 0 R 455 0 R 456 0 R 457 0 R 458 0 R 459 0 R]/Contents[461 0 R 462 0 R 463 0 R]/Box[0 0.02 353.05 537.12]>>endobj 92 0 obj >>>/Contents[465 0 R 466 0 R 467 0 R]/Box[0 0.02 354.7 538.32]>>endobj 93 0 obj >endobj 94 0 obj >stream jP ftypjp2 jp2 Yjp2h ihdr _
Источник
![]() : ! -(3434)-(809)-(7483)-(1457) -(14632) -(1363)-(913)-(1438)-(451)-(1065)-(47672) -(912)-(14524) -(4268)-(17799)-(1338)-(13644)-(11121)-(55)-(373)-(8427)-(374)-(1642)-(23702)-(16968)-(1700)-(12668)-(24684)-(15423)-(506)-(11852) -(3308)-(5571)-(1312)-(7869)-(5454)-(1369)-(2801)-(97182)-(8706)-(18388)-(3217)-(10668) -(299)-(6455)-(42831)-(4793)-(5050)-(2929)-(1568)-(3942)-(17015)-(26596)-(22929)-(12095)-(9961)-(8441)-(4623)-(12629)-(1492) -(1748) ! | . . . . . , , , . , ; , . , , . , . (, , , .) ( , , .), . . , , . , . , , , . . , . . , , , – . , , . — : , , . , : ? , , – , . . , , – , . . , , , . : — ( ), — ( ), ( ), ( ), – ( ), – ( ). , , , . . , , , . , . , . , , . , . , , , , . . , , , . , . , , – , . , , , ; -; . , . – . , , , . . . , . , . , , , , , , , . , . , , . , , : , , – . , , . , , . . , , , , , . ,. . , , – . , . . , , , , , , , , – , . , . , . ? . , , , , , , . , . , , , . , ; , . , , , . – ( . ), – ( ) – ( ) . – . . . ., 1995. . 36. , , – -| , , -, , , , . ; , ; ; . , , , , , . , , , . , , . , . , , (, , : , , .); , . , , – 74 , , . . . , , , , , , , . . . , , , , . , , , . . “. , , , . , , , – . , , . . . , , , , … , …*. (. . , . . .) . . . , , , , . XX (20-30- ) , , . . , . . , . . , . . , . . . , , , . : , , , , . . , . , , , – , , , , – , . 30- , 1 . .. .:11. . 8. -., 1950. -. 38. 76 . , . 60-70- (. . , . . , . . , . . .) , , . (, , ) . : , , , , – . 80- 90- , , . , , . , . , . , , , , , . , , . , , – , , , , , . , – , , ; , . , . – , . . , , , . . – . , , . . , , , , . , . , , . , , . , . , , , ” , , . , . . , , . . , , , . , . (. 79). . : , , , , , . , , . , – , , , , , , . , , : , , , , . , , , . , , , . , , , , , , . , . , , . , , , , -, . , , , . . , . , -4 . -1 . , , , : , . , , , . , , , , , . , , . , , . , . , , , , , , , . , , : ( , ) ( , ). , , , , , – , , . . , – , , . , , , , , . , , , , , . , . . , , , , . . ( ), , . , , . . , . , – , . , . , , – . 81 : , , – ? , , .; ; , -; , -; , , . . , -; . , . , . , , , , . , : . , , , , . , , . . , . , , , . , (- , , , , .) , (. . ), . . . , . – . , . , , . . . , , . , . , , . . . , , . . , – , -: , -‘ , , . , , . , , . 1. ? 2. ? 3. ? , ? 4. ? 5. ? 1. . – . ., 1986. 2. . . . ., 1968. 3. . . . ., 1984. 4. . . . ., 1993. 5. . . . ., 1988. 6. . . . ., 1991. 7. . . . ̄ 1985. 8. – ., . ., . . . ., 1992. : 2014-12-17; : 725; ?; ! ! ? | : : |
Источник
Рассматриваем основные плюсы и минусы методик раннего развития детей.
В настоящее время стало невероятно модно обучать своих детей хоть чему-нибудь практически с пеленок. Так что неудивительно, что во многих крупных (да и не очень) городах появились разнообразные центры детского развития, ведь где есть спрос, там всегда найдется и предложение. Заниматься в таких заведениях можно начиная с 6 месяцев, главное – выбрать то заведение, развивающая программа которого вам больше по душе.
В последнее время это одна из самых популярных методик раннего детского развития. Занятия по Монтессори включают в себя несложные физические упражнения, в том числе упражнения на развитие мелкой моторики; упражнения, направленные на развитие речи; а также традиционные лепку, конструирование; рисование и аппликацию; многочисленные развивающие игры; пение и танцы.
При занятиях по данной методике педагоги должны грамотно организовать пространство и обеспечить ребенка разными по текстуре игрушками и материалами для развития. При этом ребенку предоставляется полная свобода выбора: из всего изобилия предметов он сам выбирает то, с чем хочет играть, и то, чему хочет обучаться, поэтому фактически развивается самостоятельно – учитель не навязывает задания ребенку, он только помогает ему и немного направляет. Классическая система Монтессори предполагает занятия с детьми старше 2,5-3 лет. Но на сегодняшний день уже создаются Монтессори-группы для занятий с детьми до 3 лет.
Плюсы методики:
Дети, обучающиеся по этой методике, наблюдательны, внимательны, самостоятельны и дисциплинированы.
На занятиях у ребят развивается мелкая моторика рук, что сильно поможет им при обучении письму.
Методика прекрасно развивает левое полушарие мозга, отвечающее за логику, моторику и аналитические способности.
Минусы методики:
Правое полушарие, которое отвечает за творческие способности, в методике Монтессори не развивается вообще или его развитию уделяется минимальное количество времени.
Методика подходит далеко не всем детям: очень активные дети будут на занятиях чувствовать себя некомфортно, замкнутые малыши закроются в себе еще сильнее, а творческим деткам она просто-напросто не понравится.
На занятиях по данной методике мало внимания уделяется физическому развитию детей, как и развитию навыков общения друг с другом: вместо коллективной игры отдается предпочтение индивидуальной работе детей.
Это методика, вторая по популярности среди создателей детских развивающих центров. Создана она петербургским педагогом Николаем Зайцевым. В основе его системы обучения – идея о том, что элементарной частицей речи является склад – пара из согласной и гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Эти склады Зайцев написал на гранях своих кубиков. Так что основной принцип обучения детей чтению – по слогам, а обучение счету – при помощи числовых рядов.
Стоит также отметить, что обучение по кубикам Зайцева проходит в игре, дети поют слоги, прохлопывают их в ладоши, прыгают и бегают. Точно так же через игру малыши знакомятся с математикой. Зайцев разработал для этого специальные таблицы, по которым дети выполняют арифметические действия.
Обучаться по этой методике можно начиная с 2-3 лет и до дошкольного возраста. Занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными.
Плюсы методики:
Данная методика помогает детям быстро обучиться чтению и счету.
У детей тренируется и неплохо развивается зрительная память и способность к запоминанию.
На занятиях у детей развивается творческое мышление.
Минусы методики:
В методике не уделяется должного внимания тренировке мелкой моторики рук, которая необходима для подготовки детей к письму.
Часто у детей, которые хорошо считают и читают, благодаря занятиям по данной методике развивается завышенное самомнение и возникает ощущение, что они знают все.
Данная методика довольно гармонично сочетает интеллектуальную и физическую нагрузку. В основе системы обучения – так называемые «карточки Домана», с крупно написанными на них словами (а не отдельными буквами, как у Зайцева); то же с математикой, где на карточках изображены не цифры, а красные точки, множества. По мнению Домана, образование и обучение детей начинается в 6-7 лет, а вот познание – с самого момента рождения, поэтому он рекомендует показывать карточки малышам с рождения. Кроме того, в этой методике огромное значение придается физическому развитию: активное движение с рождения и несложные физические упражнения – одна из важнейших составляющих этой системы обучения.
Плюсы методики:
Дети запоминают большое количество информации.
Карточки тренируют зрительную память у детей, а физические упражнения помогают им быть здоровыми и спортивными.
Благодаря занятиям по данной методике, родители ежедневно проводят больше времени со своим чадом, что в свою очередь тоже благотворно отражается на его развитии и развитии навыков общения.
Минусы методики:
При обучении чтению ребенок запоминает не отдельные буквы, а лишь слово, написанное целиком, потому что он сопоставляет его с нарисованной картинкой.
Ребенок, обучающийся по данной методике, может вырасти «ходячей энциклопедией», но в важный момент не будет уметь использовать свой багаж знаний в нужном русле.
Второе название – методика Штайнера, считается педагогикой равных возможностей. В основе этой системы обучения лежит достаточно сложное философское течение антропософия, упор в которой делается на развитие эстетических и практических навыков и знаний об окружающем мире, а не на развитие интеллектуальных способностей. Создатели данной методики считают, что детей нужно как можно дольше оставлять в их сказочно-образном мире, поэтому именно в детстве, в дошкольном возрасте, необходимо развивать творческий потенциал малыша.
К обучению чтению и письму ребенок будет эмоционально готов, когда у него молочные зубы поменяются на коренные, то есть лет в 12, и до этого возраста надо развивать творческие способности и делать акцент на физическое и духовное воспитание.
Все занятия по Вальдорфской методике направлены на развитие личности, поэтому детей на занятиях ни к чему не принуждают. Занятия проводятся в мини-группах, включающих ребятишек разного возраста, но любой малыш может в любой момент отказаться что-либо делать, и ему за это ничего не будет.
Плюсы методики:
Прекрасный вариант дошкольного развития для детей с гуманитарным складом ума, ведь у ребенка развивается творческое мышление, которому в других методиках уделяется гораздо меньше внимания.
Методика не предполагает системы оценок за работу: ребенок не боится ошибаться, что делает обучение более гармоничным.
Многообразие игровых форм и большое количество игрушек, изготовленных из натуральных материалов.
Минусы методики:
Методика не очень подходит детям с математическим складом ума, им не всегда будет интересно.
Обучение чтению и письму начинается поздно, поэтому методика фактически не подготавливает ребенка к школе.
Телевизор, радио и кино под запретом. Сторонники методики уверены, что современные средства массовой информации оказывают разрушительное действие на психику ребенка.
Методика представляет собой некий набор постепенно усложняющихся развивающих и спортивных задач. Основным постулатом системы Никитиных является свобода творчества детей на занятиях: дети занимаются ровно столько, сколько хотят, сочетая спорт и другие виды деятельности. Задача родителей только одна – помогать детям развиваться, а не мешать, поэтому они не вправе заставлять ребенка, давить на него в соответствии со своими надеждами и подсказывать ему решение задачи: если малыш не справляется, значит, задачу нужно отложить до тех пор, пока он не подрастет. Дети должны быть заинтересованы во всем: в обучении, занятиях спортом, принятии пищи, а родители – их старшие товарищи – должны помогать удовлетворить их интересы.
Спорту в системе Никитиных уделяется не просто большое, а огромное внимание: закаливание с самого рождения и ежедневная зарядка – обязательные условия методики. В доме должно быть оборудовано место для занятий спортом, чтобы дети воспринимали физическую активность как неотъемлемую часть жизни.
Плюсы методики
Методика ориентирована на домашнее обучение детей. То есть любой родитель может самостоятельно освоить ее и превратить в образ жизни, что ведет к тому, что дети будут проводить с ними много времени.
Внимание уделяется не только умственному, но и физическому развитию детей.
Система помогает очень рационально организовать время.
Минусы методики:
Отсутствие индивидуального подхода к ребенку.
Недостаточное внимание уделяется развитию речи, а творчество исключается в принципе.
Закаливание проводится достаточно жесткими методами (обливание ледяной водой, хождение босиком по снегу).
Стоит ли начинать обучать ребенка со столь раннего возраста и какая из методик раннего развития больше подходит вашему малышу, решать, конечно же, только родителям. Но при выборе центра детского развития необходимо учитывать одно очень важное обстоятельство: абсолютно все дети разные, а значит, и подход к ним в обучающих заведениях должен быть индивидуальный. Стоит также отметить, что многие родители склонны идеализировать детские развивающие центры, считая что раз уж они привели туда своих детей и заплатили за занятия деньги, то педагоги уж точно сделают из них гениев. Однако это не так.
Да, ребенок может стать более коммуникабельным, научится преодолевать трудности и освоит навыки чтения и письма, но все методики несовершенны, и детские центры развития – это не способ превратить малыша в нового Эйнштейна.
Так что не стоит ожидать, что хороший и умный ребенок вдруг через несколько месяцев превратится в вундеркинда, как не стоит и внушать ему, что благодаря этим занятиям он станет лучше всех остальных детей. А самое главное – ни один даже очень сильный педагог не сможет заменить ребенку родителей, поэтому так важно, чтобы помимо всего того, что ему может дать центр детского развития, малыши получали в полном объеме любовь и заботу своих мам и пап.
Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.
Источник