Лечение орви у ребенка 1 год комаровский

Острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ) в практической деятельности врача педиатра – тема актуальнейшая. С учетом того факта, что на одного ребенка приходится, в среднем, от 1 до 8 заболеваний в течение года, каждый врач имеет значительный опыт диагностики и лечения. Упомянутый опыт не только профессиональный, но и личный – ОРВИ, это как раз та патология, в отношение которой врачу с печальной регулярностью приходится “пользовать” не только пациентов, но и собственных детей, и себя любимого. Теоретически аспекты, касающиеся этиологии, патогенеза и эпидемиологии ОРВИ общеизвестны. Спектр возбудителей и основные патогенетические механизмы полно и конкретно отражены в любом учебнике инфекционных болезней. Но прикладные вопросы – от терминологии до объема лечебных мероприятий – до настоящего времени во многом остаются не согласованными.
Народная мудрость к возможностям медицины относится довольно скептически, утверждая, что лечение болезни (точнее гриппа, простуды, ОРЗ, ОРВИ) продолжается одну неделю, а при отсутствии такового выздоровление наступает за 7 дней.
Вышеупомянутые ОРЗ, грипп, простуда и ОРВИ, с точки зрения обывателя, воспринимаются как синонимы, но и в медицинской среде четкой дифференциации этих терминов нет.
Напомним, что ОРВИ – это группа острых вирусных инфекций, поражающих различные отделы респираторного тракта и имеющих сходную клиническую симптоматику. Этиологически она (группа) представлена эпителиотропными (риновирус, вирус парагриппа, RS-вирус) и лимфотропными вирусами (аденовирус).
Заболевание, обусловленное каждым из перечисленных вирусов, имеет свои семиотические особенности, с учетом избирательного поражения эпителиальных клеток на определенном участке респираторного тракта. В то же время, эта избирательность находится под влиянием значительного числа факторов (вирулентность, возраст, иммунный статус, условия окружающей среды, тактика терапии), поэтому можно говорить лишь о большей или меньшей частоте встречаемости конкретных симптомов, но не об их патогномоничности. Говоря проще, если риновирус поражает, как правило, эпителиальные клетки слизистой оболочки носа, то это вовсе не говорит о том, что острый фарингит не может быть вызван именно риновирусом. Да, поражение гортани типично именно для вируса парагриппа, но им же обусловленный бронхит или ринит – редкостью, в свою очередь, не являются.
Грипп в рассматриваемом аспекте – всего лишь частный вариант ОРВИ со своими эпидемиологическими и клиническими особенностями, обусловленными вариабельностью антигенной структуры вируса и его тропизмом к эпителиальным клеткам слизистой оболочки бронхов.
Вирусологические исследования дают возможность уточнить вид возбудителя и сформулировать клинический диагноз в соответствии с требованиями МКБ (парагриппозная инфекция, риновирусная инфекция, грипп А и т. д.). Но клиническая симптоматика позволяет врачу лишь предположить вид возбудителя с той или иной степенью вероятности. Понятно, что сочетание лихорадки, фарингита и конъюнктивита дает возможность почти со 100% вероятностью предположить аденовирусную инфекцию, а острый бронхиолит у ребенка первого года жизни – RS-инфекцию. Исключения лишь подтверждают правило, отсюда и понятная любовь педиатров к объединяющему термину “ОРВИ”, особенно с учетом того факта, что сочетанные инфекции – далеко не редкость.
Тем не менее, основная ценность самого термина ОРВИ состоит в четком обозначении именно вирусной природы заболевания и это очень важно, ибо тактика терапии в очень малой степени определяется видом возбудителя и в очень большой – уровнем преимущественной локализации патологического процесса (ринит, фарингит, ларингит, трахеит, бронхит). Как следствие – практическая целесообразность и самодостаточность такого, к примеру, диагноза, как “ОРВИ, назофарингит” или “ОРВИ, бронхит”.
В противовес ОРВИ, термин “ОРЗ” т. е. острое респираторное заболевание, ни коим образом не раскрывает этиологическую структуру болезни, объединяя совершенно различные в патогенетическом и терапевтическом смысле патологические состояния. Острые вирусные и острые бактериальные инфекции, бактериальные осложнения ОРВИ и обострение хронических инфекций носоглотки – часто имеют схожую, но вовсе не тождественную клиническую симптоматику, а тактика лечебных воздействий отличается весьма принципиально. С учетом вышеизложенного, использование самого термина “ОРЗ” невольно подразумевает неясность диагноза, что вполне допустимо в практике фельдшера скорой помощи, но не вполне корректно для врача.
Упомянутая “некорректность” распространяется и на понятие “простуда”. Слово это не часто можно встретить в отечественной специальной литературе, но легко обнаружить в популярных статьях, переводных монографиях, рекламных роликах и аннотациях к биодобавкам. С точки зрения толкового словаря, простуда – это болезнь, связанная с переохлаждением. Чаще всего речь идет об активизации хронических воспалительных процессов (тонзиллита, аденоидита), реже – об ОРВИ, легкость развития которой, после простуды, легко объясняется снижением местного иммунитета дыхательных путей.
* * *
Широта взглядов на тактику терапевтических воздействий поражает своим разнообразием. В то же время, адекватную, подлинно научную оценку эффективности конкретных фармакологических средств и методов лечения дать исключительно сложно. Это обусловлено скоротечностью и, в большинстве случаев, незначительной тяжестью болезни, когда трудно быть уверенным в том, что улучшение достигнуто именно благодаря применению определенного лекарства, а не наступило в результате естественного развития событий.
Неудивительно, что, задавшись целью доказать эффективность какого-либо лекарственного средства, несложно добиться результата, ибо большинство больных благополучно превратятся в здоровых в течение одной недели.
Отсюда две глобальных тенденции в оценки роли фармакологических препаратов:
Констатация того факта, что эффективность данной группы лекарств не доказана, например: “Отхаркивающие средства снижают вязкость мокроты. Эффективность и преимущества в сравнении с обильным питьем не доказаны” [2].
Аргументированные попытки обосновать использование всего, что не навредит, например: “Применение бифидумбактерина-форте при острых респираторных вирусных инфекциях (ОРВИ) у детей показало, что он эффективен при лечении данной патологии” [4].
С учетом приведенных цитат, практикующий врач часто находится в тупике: с одной стороны, использовать с адресной ссылкой на достижения медицинской науки можно несколько сотен, если не тысяч фармакологических средств, с другой, эффективность подавляющего большинства из них убедительно не доказана.
Масла в огонь добавляет меняющееся отношение ко многим препаратам, из тех, что десятилетиями с успехом применялись для лечения ОРВИ. Типичный пример – категорический запрет на использование при вирусных инфекциях у детей аспирина, в связи с реальной угрозой развития синдрома Рея.
Многие авторы серьезных исследований обращают внимание на тот факт, что ни одно патологическое состояние не может сравниться с ОРВИ по количеству осложнений, связанных с проводимой терапией. Если приплюсовать к этому постоянно декларируемую ВОЗ борьбу с полипрагмазией, то становится понятным осознание все большим и большим числом практических педиатров того факта, что организм ребенка в подавляющем большинстве случаев способен без всякой фармакологической помощи справиться с респираторной вирусной инфекцией. Задача родителей и врача – создание условий, при которых борьба микро- и макроорганизма с максимально возможной вероятностью окончиться победой последнего.
Реализация вышеупомянутых условий подразумевает решение трех важнейших задач.
I. Оптимизация физических параметров вдыхаемого воздуха.
Патогенетическое обоснование. С учетом эпителиотропности респираторных вирусов, гиперсекреция желез слизистой оболочки имеет место на всех уровнях респираторного тракта. Образующийся секрет (мокрота, назальная слизь) – один из основных факторов противовирусной защиты: как специфической (IgА), так и не специфической (например, лизоцим).
В условиях, когда ребенок, больной ОРВИ, дышит сухим и теплым воздухом, нарушение реологических свойств секрета происходит в течение нескольких часов – реальная продолжительность имеет обратную связь с выраженностью лихорадки. Загустевшая мокрота не только перестает выполнять свои защитные функции, но и, в зависимости от поражения определенного уровня респираторного тракта, нарушает проходимость дыхательных путей, вентиляцию пазух носа и барабанной полости. Отсюда, возрастание риска осложнений – соответственно пневмоний, синуситов, отитов.
Таким образом, чистый, прохладный, влажный воздух в помещении, где находится больной ребенок – обязательное условие оптимального течения болезни (желательные физические параметры – температура 17-19 оС, влажность 75-90%).
Способы практической реализации:
Идеально помещение с минимумом накопителей пыли (ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки, книги не за стеклом и т. д.).
Частая влажная уборка.
Применение бытовых увлажнителей воздуха.
Отказ от использования обогревателей.
Проветривание помещения.
Теплая одежда.
II. Активная регидратация.
Патогенетическое обоснование. Лихорадка, затрудненное носовое дыхание, рост перспираторных потерь, как следствие – гемоконцентрация, нарушение реологии крови и мокроты. Чем суше воздух – тем больше потери жидкости на его увлажнение.
Способы практической реализации:
Обильное питье: минеральная вода, сбалансированные солевые растворы, отвар изюма, компот, чай.
Температура жидкости, используемой для питья, должна быть близка к температуре тела (максимальное укорочение времени всасывания).
Стандартные критерии эффективности регидратации – влажность кожи и слизистых, диурез, лихорадка, частота сердечных сокращений.
III. Кормление по аппетиту.
Отсутствие или значительное снижение аппетита у ребенка, заболевшего ОРВИ, – типичный симптом. Его выраженность прямо связана с тяжестью болезни и имеет абсолютную биологическую целесообразность.
Практические рекомендации:
Попытки насильственного кормления недопустимы.
Акцент на продукты, богатые углеводами.
Уменьшение разового объема пищи при увеличении числа кормлений.
* * *
Парадоксальность ситуации состоит в том, что реализация трех перечисленных выше задач целиком и полностью возлагается на родственников больного ребенка. Это, по сути, главная проблема лечения ОРВИ, ибо действия, однозначно необходимые, постоянно вступают в противоречия с представлениями большинства родителей о том, что такое хорошо и что такое плохо для заболевшего дитя.
Отечественная ментальность традиционно рассматривает обильную еду и тепло в качестве обязательных потребностей детского организма, а врача – в качестве обязательного источника рецептов. Действия, противоречащие общественному мнению, постоянно служат поводом для конфликтов на всех уровнях – начиная с взаимоотношений педиатра и родителей и заканчивая контактами все того же педиатра с собственным начальством.
Два типичных примера.
1. Назначено 10 препаратов, включая антибиотик, болезнь осложнилась пневмонией. Виноват, разумеется, ребенок, потому, что слабенький.
“Ничего” не назначено (ибо привести в порядок детскую комнату, активно поить и не кормить насильно – это “ничего”). Болезнь осложнилась пневмонией. Виноват, разумеется, врач, поскольку “ничего” не назначил.
2. Болезнь осложнилась пневмонией, что потребовало госпитализации. “Разбор полетов” в кабинете у начальства. Если руководство не обнаружит в карточке назначенных препаратов, стандартные выводы о “неадекватной терапии” и “недооценке тяжести состояния” не заставят себя ждать.
Вот и получается, что лечение ОРВИ без лекарств, мягко говоря, чревато, ибо лечением, “настоящим” лечением его называть не принято.
Можно, разумеется, сетовать на тяжкую долю педиатра.
Можно мечтать о тех временах, когда необходимость распространения несложной и очень нужной информации о принципах помощи заболевшему ребенку будет возложена на среднюю школу, поскольку это не менее важно, чем синусы, косинусы и начальная сексуальная подготовка.
Можно надеяться на то, что тактика максимально возможного ограничения фармакологической нагрузки будет спущена на головы врачей в виде адаптированных к реальным условиям работы педиатра и ментальности населения “методических рекомендаций”.
Но ведь можно уже сейчас не сетовать и не мечтать, в надежде на добрых дядь из минздрава, а реально действовать.
Главное, пожалуй, осознание того факта, что потратить 15 минут на беседу с родственниками, намного проще, эффективнее и безопаснее, чем бороться с последствиями активной фармакотерапии или лечить пневмонию, обусловленную антибиотикорезистентными штаммами бактерий.
Непременным следствием ограничения лекарственной нагрузки является необходимость учета социально-бытовых факторов и индивидуальных особенностей заболевшего ребенка, более активное динамическое наблюдение, тщательный контроль над выполнением назначений и, наконец, своевременная коррекция терапевтической тактики.
Принципиальное положение: речь идет именно об ограничении использования фармакологических средств, а не о возведенном до уровня догмы отказе от их применения. В конце концов, симптоматическая терапия, направленная на облегчение субъективно неприятных ощущений, неминуемо сопровождающих весь ход болезни, – одна из прямых задач врача. А восстановление носового дыхания, посредством рационального интраназального использования адреномиметиков и применение парацетамола при плохой переносимости лихорадки – логичные и вполне целесообразные способы решения этой задачи.
Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что речь вовсе не идет о том, чтобы перечеркнуть достижения медицинской науки и отрицать значимость фармакологической помощи в лечении тяжелых и осложненных форм ОРВИ. В то же время, сужение и конкретизация показаний, перечислений конкретных клинических ситуаций когда, без “настоящего” лечения нельзя обойтись – задача актуальнейшая.
Но это уже тема другой работы…
ЛИТЕРАТУРА
1. Комаровский Е.О. Вирусный круп у детей. Клиника. Диагностика. Тактика терапии. Харьков, Фолио, (1993).
2. Педиатрия. Под ред. Дж. Грефа. Пер. с англ. – М., Практика (1997).
3. Ригельман Р. Как избежать врачебных ошибок. Книга практикующего врача. Пер. с англ. – М., Практика (1994).
4. Феклисова Л.В. с соавт. Новые подходы к использованию пробиотиков в комплексном лечении ОРВИ у детей. Эпидемиология и инфекционные болезни, 5 (2001).
Опубликована в медицинской газете “Medicus Amicus”, №6 2002. www.medicusamicus.com
автор Комаровский Е.О.
опубликовано 12/01/2007 15:21
обновлено 26/04/2018
– Для специалистов
Источник
Сезон простуд в разгаре. Сердобольные мамаши пичкают детей то витаминами, то лекарствами и сетуют: несмотря на все старания чадо то и дело хворает! Возникает вопрос: а все ли правильно делают родители?
«Риск не в вирусной инфекции, а в лечении!»
От чего зависит, как часто болеют дети? Только ли от сезона и от иммунитета?
Е. Комаровский: Согласно общемировой практике ребенок, посещающий детский коллектив, может болеть вирусными инфекциями от 6 до 12 раз в год. И на западе такой ребенок не считается часто болеющим! А у нас, если больше пяти раз за год насморк с кашлем случается, малыша ставят на учет, и лечат множеством лекарств. Почему нормальные люди не боятся ОРВИ?
Да потому что не в вирусной инфекции риск. А в лечении! Если дети 10 раз в год болеют соплями, но обходятся постельным режимом, обильным питьем, промыванием носа и выздоравливают сами, без лекарств, то пусть болеет себе на здоровье! Они вырастут и будут абсолютно здоровыми! Но если каждый чих – это повод засунуть в ребенка антибиотик, и кучу других таблеток для иммунитета, для кишечника, для носа, для горла и еще от аллергии – вот это катастрофа!
«За это хорошо бы лишать родительских прав…»
Многие люди до сих пор лечат температуру и насморки «дедовскими» способами: спиртовыми растираниями, чайком с малиной, горчицей в носки – на ночь. Работает?
Е. Комаровский: Горчицу в носки обсуждать сложно. А можно еще помолиться Богу. У нас даже мочу детям в нос капают – и некоторые мамы верят, что это помогает… А особенно мне нравится народный противопростудный метод – ножки попарить.
Проведите эксперимент: спросите у любого доктора в московском ожоговом центре: «Как вы относитесь к процедуре под названием «парить ноги»?» Только будьте готовы, что доктор ответит вам в грубой форме. Представьте ситуацию: сидит ребенок с ногами в тазике и мама, не убрав из этого тазика его ног, доливает туда кипяток… По мне, так за это надо лишать родительских прав.
На ваш взгляд все народные методы одинаково вредны?
Е. Комаровский: Народная медицина процветает там, где обращение к нормальной не дает пользы. Россия является членом Всемирной организации здравоохранения. Но отчего-то если, например, ВОЗ пишет во всех руководствах о недопустимости растирания спиртосодержащими жидкостями, то почему такой способ сбивать температуру у нас даже врачи скорой советуют?!
Действительно, и мне для ребенка советовала неотложка…
Е. Комаровский: Тогда давайте скажем: «У нас свой путь!» У всех в мире спирт всасывается через кожу, а наши дети «закаленные» – у нас ничего не всасывается, ни спирт, ни уксус! Второй пример – малина. Ее отвар – великолепный способ стимулировать потоотделение. Когда пот испаряется, организм теряет тепло.
Но одна из главных проблем любого ребенка с высокой температурой – дефицит жидкости в организме. Если мы дадим малышу малину, не напоив его предварительно, и он начнет потеть – будет сгущение крови, мокрота станет более вязкой, и мы увеличим риск осложнений! Можно давать чай с малиной? Можно. Но чашка чая с малиной должна быть третьей чашкой! А первые две – без малины.
«Таблетка – это для ленивых и не здравомыслящих родителей…»
Мне доктор говорил – пришел ребенок из школы или из детского сада, промойте ему нос определенными антибактериальными препаратами, чтобы не заболел…
Е. Комаровский: Самая главная проблема современной медицины – это стремительная выработка бактериями устойчивости к антибиотикам. Причем, они вырабатывают эту устойчивость намного быстрее, чем придумываются новые препараты. Для того, чтобы к антибиотику не вырабатывалась устойчивость, он должен накапливаться в очаге воспаления в высокой концентрации.
Чем меньше концентрация, тем легче бактериям к нему привыкнуть и перестать реагировать. В носу никогда не будет сохраняться высокая концентрация, препарат быстро перестанет быть эффективным, а вот склонность к аллергии на данное лекарство вы заработаете. Поэтому местно антибактериальные средства используются только там, где они могут накапливаться – их капают в глаза, в уши. Но в нос – такого не может себе представить ни один здравомыслящий доктор.
Но неужели нет никаких способов защиты от частых ОРЗ?! А противовирусные препараты?
Е. Комаровский: Дело в том, что очень часто организм способен сам справиться с ОРЗ, благодаря интерферону – белку, который вырабатываемся клетками организма в ответ на вторжение вируса. И нередко вспомогательных средства по борьбе с вирусом не требуются. А если нужны – их должен назначать врач. Не стоит применять такие препараты самостоятельно, для лечения и тем более – для профилактики.
Недавно вышла моя новая книга – как раз про лекарства. Но на самом деле – моя задача как раз объяснить, когда лекарства вам НЕ нужны. И я хочу, чтобы родители понимали: защищать ребенка от инфекций надо другими способами. Таблетка – это для ленивых и не здравомыслящих родителей…
Другое дело, что мамы очень часто сами, без помощи детского сада, школы, окружения, страны, государства не может ничего сделать. Они дома все могут делать прекрасно, а в садике ничего никто делать не будет – в итоге ничего хорошего не получится. То есть, надо всему обществу договориться.
Договориться о чем?
Е. Комаровский: О единой схеме действий, проще говоря. Например: для того, чтобы вирус вызвал болезнь, он должен попасть в нос в совершенно определенном количестве. И это количество называется инфицирующая доза. Вот попало пять вирусов – организм с ними справился. А попало сто вирусов – нет. Как можно уменьшить концентрацию вируса во вдыхаемом воздухе?
Проветривать помещение! Вирусы на улице от человека к человеку практически не могут передаваться. А вот в помещениях и транспорте могут еще как! Поэтому: вот доехал некий троллейбус до круга – в воздухе этого троллейбуса огромная концентрация вирусных частиц. Что стоит в масштабах страны, в ввести закон о пятиминутной стоянке маршрутного транспорта на конечных остановках – с открытыми дверями? Одна эта мера резко уменьшит инфицирование! Или когда в школе звенит звонок, что должно произойти?
«Минутку, – говорит учитель, – звонок для кого? Для учителя – пока я не закончу свою мысль, сидите и пишите!» А когда звенит звонок, то должно быть правило – 10 секунд и чтобы здесь никого не было! Все в коридоре. Открывается окно тут же и уже к следующему уроку все зашли в проветренный класс! Дальше. Попадают вирусы в нос. Как уменьшить концентрацию вируса в носу? Берем любой солевой раствор – чайная ложка соли на литр кипяченой воды. Взяли любой флакон-пшикалку и пшикаем в нос в городском транспорте.
Зашли в троллейбус – пшик-пшик и прыгнули туда. Сидим в коридоре в поликлинике – пшик-пшик. Все. Кстати, вирусы цепляются к пылевым частицам, а они где находятся? В воздухе. Если воздух влажный, где пылевые частицы? На полу. А если сухой? В воздухе! Поэтому еще одно золотое правило – воздух, в классах школы, группах садиков, в детской – должен быть влажным!
Многие родители считают, что нужно ребенка закалять, чтобы меньше болел. А как лучше закалять?
Е. Комаровский: Я сторонник закаливаний, но! Давайте расставим точки над и. Есть такое понятие:простуда – это болезнь, связанная с переохлаждением. И болезней таких на самом деле очень мало. А есть понятие – острая респираторная вирусная инфекция. Поэтому простудами мы болеем редко, потому что редко наши дети ходят голыми и босыми зимой по улице.
Поэтому чаще они болеют вирусными инфекциями и никакими закаливаниями вы не спасете детеныша от ОРВИ. От вирусных инфекций можно спастись, прежде всего, свежим воздухом! Главное – ребенок должен дышать чистым, прохладным, влажным воздухом. И если мы на всех этапах жизни обеспечим ему такие условия, мы радикально уменьшим концентрацию вирусных инфекций.
«Если малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вероятность болезни уменьшите в десятки раз!»
Скажите, вот огромное количество средств от насморка, ими можно спасаться , когда у ребенка заложен нос?
Е. Комаровский: Они должны быть в каждом доме! Хотя бы потому, что сосудосуживающий препарат, уменьшающий насморк и является неотложной помощью при боли в ухе, например. Если в доме жарко и душно, ребенок не может дышать носом, а ему пора спать, что произойдет за ночь?
Он подышит ртом, у него пересохнет все в легких и бронхит и воспаление вам гарантированы! Поэтому, если в доме сухой и теплый воздух, то надо срочно восстановить носовое дыхание, чтобы ребенок мог хотя бы носом «увлажнять» воздух!
Но гововрят на сосудосуживающие препараты легко «подсесть»!
Е. Комаровский: Конечно. 5 дней – и привыкание. Поэтому что делает умная мама? Она делает все, чтобы сопли не засохли. Она посылает папу не в аптеку, а говорит: «Петя, найди нам нормального сантехника, который поставит краник на батарею! Петя, зайди в интернет и почитай, что такое увлажнитель воздуха и какой нам купить! Петя, купи термометр и гигрометр и чтобы ребенок спал в чистой, прохладной, влажной комнате, где температура максимум 20, но он в теплой пижаме!».
Я могу поспорить с родителями часто болеющих детей. Если ваш малыш полгода проспит в прохладной влажной комнате, вы вероятность болезни уменьшите в десятки раз! Я глубоко убежден в том, что часто болеющий ребенок – это отсутствие здравого смысла у его родителей и отсутствие взаимопонимания с администрацией детских дошкольных учреждений и школ.
ВАЖНО!!!
КАК РАСПОЗНАТЬ И ВЫЛЕЧИТЬ ВИРУСНУЮ ИНФЕКЦИЮ по Комаровскому
Можно ли самостоятельно понять, что у ребенка именно вирусная инфекция?
Е. Комаровский: Если горло болит, а нос абсолютно сухой – это нестандартная ситуация – налицо симптомы бактериальной инфекции – ангины,и нужно обращаться к врачу. Так же следует вызвать доктора, если ребенка на 2-3 день болезни начинает мучить сильная жажда. Но если картина стандартная, то есть: повышение температуры, слизь из носа, кашель – то это вирусная инфекция.
Хорошо, определили, как правильно лечиться?
Е. Комаровский: Достаточно просто создать хорошие условия для того, чтобы организм сам справился с болезнью. Чтобы ребенок быстрее выздоравливал, НУЖНО:
– тепло его одеть
– чтобы в комнате было прохладно (18-20градусов) и влажно (50-70%): есть увлажнитель – замечательно. Если не заработали на него – мойте пол и развешивайте влажные полотенца, брызгайте водой из пульверизатора.
Помните: если в зимнее время вы открываете форточку, то вы высушиваете воздух! Поэтому зимой температуру в комнате лучше регулировать не открытой форточкой, а закрытой или регулируемой батареей.
– поить ребенка. В организме должно быть достаточное количество жидкости, чтобы он мог потеть, а вырабатывающая мокрота и слизь были жидкими. Если кровь густая, то и слизь густая и ее трудно откашлять. Поэтому пить надо много! Температура питья должна быть равна температуре тела – при этом условии жидкость всасывается из желудка в кровь максимально быстро.
– не кормить насильно! Ребенок должен попросить сам. Главное, чтобы пил! А насиловать едой – нельзя категорически! Потеря веса во время болезни – нормальна для любого млекопитающего! Этот вес наберется за 3-4 дня после выздоровления.
Дополнительно можно использовать солевые капли в нос, чтобы не засыхали сопли, и на крайний случай, при острой необходимости – сосудорасширяющие!
ВСЕ!!!
И никаких больше лекарств?
Е. Комаровский: Вот именно! Но среднестатистическая мама не может понять, что врач, который не назначил ребенку никаких лекарств – это настоящий профессионал, который взял на себя ответственность, сказав: «Нет у вас никаких осложнений! Нет никакого повода травить ребенка химией – это обычная вирусная инфекция!».
Мама – вперед! Но мама не поила, в доме нечем дышать, у малыша в носу засохла слизь, он подышал ртом, комок слизи перекрыл бронх, началось воспаление. Кто виноват? Доктор, который ничего не назначил! Все тупик! Это тупик национального масштаба на радость продавцам лекарств.
И лекарства, получается, назначаются, не потому что они нужны, а чтобы потом какая-нибудь клуша не обвинила врача: он вовремя не услышал воспаление легких, которого и не было! Но если не поить и жить в духоте, то достаточно 12 часов, чтобы возникло осложнение возникло достаточно – и в этом виноват вовсе не врач.
А как лечите вы своих детей?
Источник