Лебединский нарушения развития ребенка

Лебединский нарушения развития ребенка thumbnail

Нарушения психического развития в детском возрасте разнообразны. В. В. Лебединский выделяет следующие типы нарушений:

  • 1. Недоразвитие. Для него характерно раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга, например, умственная отсталость.
  • 2. Задержанное развитие. Первичный дефект, как правило, нарушает развитие отдельных базальных звеньев, высшие уровни при этом страдают вторично. Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными имеются и сохранные функции. В асинхро- нии развития преобладают явления ретардации, психические функции недоразвиты неравномерно, наиболее выражена недостаточность высших психических функций, например, мышления и речи. Выражена инертность психических процессов с фиксацией на примитивных ассоциативных связях, формирование иерархических связей грубо затруднено. Замедлен темп формирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах.
  • 3. Поврежденное развитие. Имеет то же происхождение, что и органическое недоразвитие психики или задержанное (наследственные заболевания, внутриутробные, натальные и постнатальные инфекции, интоксикации и травмы ЦНС). Отличается более поздним, после двухтрех лет, патологическим воздействием на мозг. Характерной моделью является органическая деменция, которая сопровождается расстройствами эмоциональной сферы, тяжелыми нарушениями личности в целом и ее целенаправленной деятельности, а также распадом сложных иерархических связей, грубым регрессом интеллекта и поведения.
  • 4. Дефицитарное развитие. Связано с тяжелым повреждением или недоразвитием отдельных анализаторных систем (зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата), инвалидизирующими хроническими соматическими заболеваниями. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, и к замедлению развития тех, которые связаны с ним опосредованно.
  • 5. Искаженное развитие. Возникает при нарушениях отдельных сенсорных систем, в основном, как результат ряда процессуальных наследственных заболеваний. Характеризуется сложным сочетанием общего недоразвития, задержанного, ускоренного, поврежденного развития отдельных психических функций. Лучше всего компенсируется при адекватном и своевременном коррекционном воздействии за счет сохранности других анализаторов и интеллекта. В случае депривации приводит к нарушению личностного и познавательного развития (пример — детский аутизм).
  • 6. Дисгармоничное развитие. Сочетание явления ретардации и парциальной акселерации сближает его с искаженным развитием. Отличие заключается в том, что его основой является врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Модель дисгармоничного развития — ряд психопатий, патологическое формирование личности в результате неправильных условий воспитания. Клинические данные показывают, что при одном и том же заболевании могут сосуществовать различные варианты дизонтогенеза. Например, при ранней детской шизофрении может возникать и искаженное развитие, и задержанное, и недоразвитие («олигофренический плюс»), и, при злокачественном течении процесса, поврежденное развитие.

Источник

Классификация нарушений психического развития у детей, созданная в русле патопсихологической науки В.В. Лебединским (1985), является одной из наиболее распространенных. Она построена на базе идей Л.С. Выготского, исследованиях Г.Е. Сухаревой (1959), Л. Канера (1955), В.В. Ковалева (1995). В ее основу были положены представления отечественных и зарубежных ученых о направлениях нарушений психического развития человека: ретардации – как запаздывания или приостановки всех сторон психического развития; дисфункции созревания – что связано с морфофункциональной возрастной незрелостью ЦНС; повреждении развития – изолированное повреждение начавшей развиваться структуры или системы; асинхронии – диспропорциональности развития.

В отечественной клинической психологии принята типология нарушенного развития Лебединского.

1. Недоразвитие. Причина-остановка развития. Модель – Олигофрения (умственная отсталость). Этиология – эндогенная (генетическая, врожденные нарушения обмена аминокислот, солей, металлов, углеводов и жиров, патология хромосомного набора) и экзогенная (поражение мозга инфекциями, травмами, интоксикациями до рождения и в родах ). Первичный дефект – необратимое недоразвитие мозга в целом с преимущественной незрелостью КБП.

Вторичный дефект – недоразвитие восприятия, моторики, памяти, внимания, речи, эмоциональной сферы,мышления, незрелость личности.

Степень дефекта – очень легкая, легкая, средняя, тяжелая степень У.О.

Специфика – тотальность нервно-психического недоразвития, иерархичность.

Прогноз неблагоприятен.

2.      Задержанное развитие .Причина-остановка развития. Модель – Задержанное психическое развитие (ЗПР).

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к
профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные
корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Этиология – конституциональные факторы, органическая недостаточность нервной системы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания.

Первичный дефект – сочетание незрелости эмоциональной и когнитивной сферы.

Вторичный дефект – недоразвитие произвольной регуляции, программирования и контроля.

Специфика – парциальность и мозаичность нарушений.

Прогноз благоприятен при правильном обучении и воспитании.

3.        Поврежденное развитие. Причина- поломка развития. Модель – Органическая деменция.

Этиология – нейроинфекции, интоксикации, травмы ЦНС, перенесенные в 2-3 года.

Первичный дефект – связан с различной локализацией повреждения (лобные доли).

Вторичный дефект – обусловлен особенностями первичного поражения.

Специфика – парциальность расстройств, полиморфизм структуры дефекта.

Прогноз  неблагоприятен (сочетание явлений регресса со стойкой фиксацией функций на более ранних этапах развития).

4.      Дефицитарное развитие. Причина- поломка развития.Модель – Аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.

Этиология – эндогенные и экзогенные факторы.

Первичный дефект – нарушение зрения и слуха.

Вторичный дефект – задержка формирования общения, предметных представлений, недоразвитие эмоциональной сферы, компенсаторные механизмы, которые возникают, как приспособление к требованиям среды, особое развитие личности.

Специфика – зависит от модальности, времени, тяжести возникновения дефекта.

Прогноз благоприятен при правильной коррекции.

5.      Искаженное развитие. Причина- асинхрония развития. Моделью является ранний детский аутизм.

Этиология включает: внутриутробное поражение ЦНС, наследсвенные факторы, хронические психотравмирующие ситуации раннего детства.

Первичный дефект – на подкорковом уровене (нарушение витального аффекта, дефицит психического тонуса, внимания, аутостимуляция через стереотипии, отрицательные эмоции – страхи, тревога), на корковом уровне страдают гностические, речевые, двигательные сферы.

Вторичный дефект имеет место в нарушении психомоторики,  предметных действий, предметного внимания, восприятия, специфичность мышления, речи, слабость координации между мышлением и речью.

Спецификой искаженного развития является асинхрония формирования функций.

Прогноз благоприятен при своевременной и адекватной коррекции.

6.      Дисгармоническое развитие.Причина-асинхрония развития. Модели –патологическое формирование личности, психопатия, отклонение темпа полового созревания,невропатия.

Этиология – конституциональные, социальные, органические  факторы.

Первичный дефект – дизонтогенез эмоционально-личностной сферы.

Вторичный дефект – образование патологических черт характера, патологической личности.

Специфика  проявляется в дисгармонии между интеллектуальной и эмоциональной сферами.

Прогноз благоприятен при адекватных коррекции и воспитании.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту

Узнать стоимость

Источник

Лебединский нарушения развития ребенка

Лебединский В.В.

Лебединский Виктор Васильевич (19 июня 1927, Москва – 25 августа 2008, Москва) – доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, кандидат психологических наук, лауреат Ломоносовской премии, заслуженный деятель науки, ветеран труда. Основоположник нового направления психологической науки – психологии аномального развития и создатель оригинальной классификации нарушений психического развития.

Опубликовано 75 печатных работ в отечественных и зарубежных изданиях, в том числе учебное пособие «Нарушения психического развития в детском возрасте». Автор оригинальной клинико-психологической классификации дизонтогенеза.

Книги (4)

Лебединский нарушения развития ребенкаДиагностика эмоциональных нарушений у детей

Соавтор: Бардышевская М.К.

В пособии представлен многолетний опыт работы авторов с детьми с эмоциональными нарушениями.

Рассматриваются основные принципы диагностики эмоциональных нарушений у детей. В первой главе дается общее представление о строении системы эмоциональной регуляции, феномены аффективных нарушений распределяются по уровням. Во второй и третьей главах представлена методика диагностики эмоциональных нарушений у детей.

Выделены две главные линии диагностики: особенности возрастной динамики основных новообразований эмоциональной сферы и состояние и динамика эмоциональной регуляции ребенка. В качестве иллюстрации в четвертой главе разобраны примеры диагностики развития детей с тяжелыми нарушениями эмоциональной регуляции.

Лебединский нарушения развития ребенкаНарушение психического развития в детском возрасте

Учебное пособие содержит систематическое изложение основных патопсихологических закономерностей нарушений психического развития у детей.

Выделен ряд общих закономерностей аномального развития. Показана роль различных факторов в возникновении асинхроний развития патопсихологических новообразований, представлена оригинальная классификация типов психического дизонтогенеза, описана их психологическая структура.

Лебединский нарушения развития ребенкаПсихология аномального развития ребенка. Хрестоматия. В 2-х томах

Соавтор: Бардышевская М.К.

Впервые издаваемая в нашей стране хрестоматия обеспечивает необходимым теоретическим материалом курс «Психология аномального ребенка», читаемый в течение многих лет на факультете психологии МГУ, и сопутствующие курсы («Эмоциональные расстройства в детском возрасте» и практикум по «Психологии аномального ребенка»).

Особенностью данной хрестоматии является то, что она составлена психологами-практиками, непосредственно работающими с детьми в клинике или консультации. Многочисленные случаи, описываемые в статьях разных авторов, делают теоретические построения или выводы ясными и понятными, помогая распознать отклонения в развитии ребенка и наметить пути их коррекции.

Лебединский нарушения развития ребенкаЭмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция

Соавтор: Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Эмоциональные нарушения – одна из наиболее частых причин отклонений психического развития у детей.

В книге подробно описываются различные, часто встречающиеся в детском возрасте нарушения эмоционального развития: трудности общения со взрослыми и сверстниками, тревожность, боязливость, страхи, упрямство, агрессия, повышенная эмоциональная истощаемость и другие, препятствующие свободному взаимодействию с окружающим миром.

Добавить отзыв

Источник

Классификация
психического дизонтогенеза предложенная
В.В. Лебединским

имеет следующий вид:

·
Общее психическое недоразвитие;

·
Задержанное психическое развитие;

·
Поврежденное психическое развитие;

·
Дефицитарное психическое развитие;

·
Искаженное психическое развитие;

·
Дисгармоничное психическое развитие.

30. Типы нарушений психического развития: психическое недоразвитие

Общее
психическое недоразвитие
 –
общая стойкая задержка
психического развития при
наиболее ранних поражениях мозга
(генетических, внутриутробных, родовых,
ранних постнатальных), что обуславливает
первичность и тотальность недоразвития
мозговых систем. Более нарушены высшие
психические функции(особенно интеллект,
речь), чем элементарные (непроизвольное
восприятие, память, моторика, элементарные
эмоции).

Наиболее
типичной моделью психического недоразвития
являются состояния олигофрении.
Олигофрения (от греч. «olygos» – малый,
«phren» – ум) – особая форма психического
недоразвития. Она выражается в стойком
снижении познавательной деятельности
у детей вследствие органического
поражения головного
мозга в
перинатальный и ранний постнатальный
периоды. По образному выражению
французского психиатра Жанна Э.-Д.
Эскироля, олигофрен – бедняк от рождения,
в то время как дементный –
это разорившийся богач.

В
зависимости от степени интеллектуальной
недостаточности у детей -олигофренов различают
три группы состояний: наиболее тяжелая
– идиотия,
менее тяжелая – имбецильность и
относительно легкая – дебильность.
Если две первые (глубокая и выраженная)
степени психического недоразвития
нуждаются преимущественно в социальной
опеке, то легкая степень недоразвития
– дебильность –
позволяет обучать такого ребенка по
программе вспомогательной школы,
проводить с ним воспитательную работу
и профессиональную подготовку по
несложным видам труда. По окончании
вспомогательной школы подавляющее
большинство умственно отсталых детей
в дальнейшем относительно благополучно
адаптируются в социальной среде. В то
время как субъекты с такой же или меньшей
степенью интеллектуального снижения,
не прошедшие специального обучения и
воспитания имеют плохую социальную
адаптацию.

31. Типы нарушений психического развития: задержанное психическое развитие

Задержанное
психическое развитие
 
замедление темпа формирования
познавательной и эмоциональной сфер с
фиксацией на более ранних возрастных
этапах. М.б. вызвано генетическими
факторами, хроническими заболеваниями,
инфекцией, интоксикацией,
травмами мозга, психогенными факторами
(неблагоприятными условиями воспитания)
в период до 3-х летнего возраста (пример
– инфантилизм).
Характерны парциальность, мозаичность
поражения с недостаточностью отдельных
корково-подкорковых функций и большей
сохранностью высших регуляторных
систем. Это отличает задержанное развитие
от недоразвития по типу олигофрении и
определяет лучший прогноз динамики
развития и коррекции.

Задержка
психического развития (ЗПР)
выражается в недостаточности общего
запаса знаний, ограниченности
представлений, незрелости мышления,
преобладании игровых интересов, над
определяемыми социальной ситуацией
развития, быстрой пресыщаемости в
интеллектуальной деятельности,
эмоциональной незрелости.

Различают

ЗПР
конституционного происхождения
(гармоничный инфантилизм);

ЗПР
на основе психического и
психофизического инфантилизма,
связанного с вредными воздействиями
на ЦНС в
период беременности и на ранних этапах
жизни ребенка; 

ЗПР соматогенного
происхождения;

ЗПР
психогенного происхождения.

ЗПР
следует отличать от олигофрении и
педагогической запущенности. Необходимо
отметить, что автор приведенной выше
этиологической типологии
ЗПР К. С. Лебединская,
считает, что ЗПР психогенного происхождения
лишь условно можно относить к группе
ЗПР. Эту форму ЗПР трудно дифференцировать
с педагогической запущенностью.

Согласно
исследованиям Л. И. Переслени и
Л. Ф. Чупрова, в психологической
картине ЗПР выявляется два базисных
синдрома:


нарушение регуляции психической
деятельности, реализуемой посредством
произвольного внимания;


нерезкое недоразвитие познавательной
деятельности.

Если
при психофизическом инфантилизме на
первый план выступают недостатки
регуляции поведения и деятельности, то
при ЗПР церебрально-органического
генеза – признаки неполноценности
познавательной деятельности.

ЗПР
имеет относительно благоприятную
динамику в плане обучения и воспитания
такой категории детей. Многие из них
при адекватном индивидуальном подходе
способны удовлетворительно осваивать
программу обучения массовой школы.
Однако большая часть детей с ЗПР обучаются
по рекомендации психолого-медико-педагогических
консультаций (комиссий) по коррекционным
программам в стенах массовой
общеобразовательной школы. Обычно
данное состояние диагностируется только
в пределах до подросткового возраста.
В более старшем возрасте эти состояния
не диагностируются или переходят в
другой вид пограничных состояний.
«Благоприятный исход бывает не всегда:
у части больных (20%) признаки грубой
незрелости эмоционально-волевой сферы
сохраняются, а позже проявляются в
виде психопатий».

Соседние файлы в предмете Психология

  • #
  • #
  • #

Источник

В настоящее время наибольшую популярность приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В. В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза

1. Психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость.

2. Задержанное развитие — полиформная группа, представленная разнообразными вариантами инфантилизма, нарушений школьных навыков, недостаточностью высших корковых функций и т. д. В отличие от умственной отсталости характеризуется порциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

3. Поврежденное психическое развитие описывает случаи, при которых ребенок имел достаточно длительный период нормального развития, нарушенного заболеваниями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами.

4. Дефицитарное развитие представляет собой варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

5. Искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития.

6. Дисгармоническое развитие — нарушения в формировании личности. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий.

Данная классификация также является эмпирической. Она достаточно компактна в силу того, что представленные в ней группы велики по своему качественному составу (полиформны). Но именно поэтому она удобна в использовании.

№ 40. Соотношение понятий:

«дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура нарушения психического развития»

Психология детей со сложными нарушениями развития это сравнительно новая отрасль специальной психологии, которая изучает особенности психического развития человека, имеющего два или более нарушений. Самые большие научные традиции в этой области имеет наука об особенностях психического развития слепоглухого ребенка — ребенка с двойным сенсорным нарушением.

Любая группа детей с нарушениями развитий неоднородна по составу. Внутри каждого вида нарушения развития принято выделять подгруппы детей в зависимости от выраженности нарушения и его характеристики. Часть детей имеет осложненный, часть сложный вид нарушений.

Сложными нарушениями, как уже было сказано, принято называть наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. Недостатки развития, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма. Это могут быть выраженные нарушения зрения и ДЦП; глухота и ДЦП; разные виды одновременного нарушения зрения и слуха, которые принято относить к слепоглухоте; слепота и системное нарушение речи и т.д. Эти достаточно выраженные сложные нарушения развития должны диагностироваться у детей как можно раньше.

Одновременное поражение нескольких функций внутри одной системы организма как результат воздействия определенного неблагоприятного фактора можно назвать осложненным дефектом. Например, результатом родовой травмы может стать выраженное органическое поражение ЦНС, вобравшее в себя ликвородинамические, двигательные расстройства, нарушения поведения и развития речи. Эти симптомы, в зависимости от тяжести их проявлений, могут стать характерными для осложненной формы ЗПР, ОНР и олигофрении.

Исходя из вышесказанного, дискуссионной проблемой остается отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органического поражения ЦНС, следствием которых являются нарушения развития у ребенка с глубоким отставанием в умственном развитии. В этом случае можно говорить о множественном виде нарушений, поскольку выраженная умственная отсталость сопровождается нарушениями развития или поражениями многих областей коры головного мозга, отвечающих за сенсорную, двигательную и речевую сферы человека.

Для ранней диагностики сложного нарушения очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу скольких функций организма. Когда мы имеем дело с одним первичным дефектом развития у ребенка, мы рассматриваем вероятность либо наследственного, либо экзогенного происхождения. Сложное нарушение развития может быть вызвано одной или несколькими причинами, разными или одинаковыми по происхождению.

Можно рассматривать несколько вариантов этиологически сложного нарушения:

• один дефект имеет генетическое, а второй экзогенное происхождение и наоборот (например, ребенок наследует выраженную близорукость по линии матери, а нарушение двигательной сферы приобрел в результате родовой травмы);

• оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга (например, нарушение слуха наследуется по линии отца, а нарушение зрения по линии матери);

• каждый дефект обусловлен разные заболевания, как корь или скарлатина, тяжелый грипп или нейроинфекции, перенесенные в детском возрасте, также могут привести к сложному нарушению развития у ребенка. К сложному нарушению зрения и слуха с возрастом может привести тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.

В последние годы специалисты отмечают рост числа детей врожденными нарушениями зрения и слуха, появившихся на свет глубоко недоношенными и спасенными благодаря достижениям современной медицины. Примерно у 11 % недоношенных детей обнаруживаются аномалии развития глаз, приводящие к глубоким нарушениям зрения и даже слепоте. Ретинопатия недоношенных (поражение сетчатки) развивается у глубоко недоношенных детей при неадекватном кислородном режиме во время искусственно вынашивания в кювезах. Как следствие глубокой недоношенности у таких детей могут наблюдаться и нарушения слуха. Иногда к бисенсорному дефекту добавляется ДЦП или другие нарушения. Иногда глубокая недоношенность является следствием внутриутробно перенесенных инфекционных заболеваний. Но в большинстве случаев причины глубокой недоношенности остаются пока неизвестными.

К неясным по природе причинам множественных, в том числе и сенсорных, нарушений относят пока и CHARGE-ассоциацию, которая все чаще встречается у детей с двойным сенсорным и множественным нарушениями. Это название сложилось из сочетания первых латинских букв шести слов, обозначающих разные нарушения (нарушение зрения в виде колобомы радужки или сетчатки; нарушения сердечной деятельности; трудности глотания и дыхания из-за сужения или атрофии носовых отверстий — хоан; отставание в росте; недоразвитие половых органов; нарушения

Источник