Латентная стадия развития ребенка

Текст:
Ирина Репина, 30 августа 2019
15730
Каким образом формируется мужская и женская сексуальность? Почему для ее развития так важна любовь родителей? И как не «застрять» в одной из фаз психосексуального развития? Два эксперта в области психологии, Лариса Тишанская и Константин Петров, рассказали о нюансах становления мужской и женской сексуальности.
Лариса Тишанская
психолог, сексолог,
гештальт-терапевт
5 стадий становления женской сексуальности
Фаза 1. Младенчество.
— Сексуальность каждой из нас развивается на протяжении нескольких стадий еще в период взросления. Первая фаза развития ребенка учит его, что тело может приносить наслаждение. Прикосновение к матери, контакт с ней — удовольствие. Малышу важно, чтобы его принимали, гладили, «одаривали» теплым и любящим взглядом. Тогда телесность реагирует соответствующим образом.
Если эта стадия пройдена правильно, то увеличивается вероятность того, что, повзрослев, девочка будет уметь и позволять себе быть желанной, сексуальной.
В младшем школьном возрасте начинается самоидентификация девочки. Ребенок исследует свое тело, узнает различие между полами и принимает, что это — неизменно. Девочка учится понимать, что всегда будет девочкой.
В этот период отсутствие контакта с матерью либо запреты к исследованию себя могут негативно отразиться на дальнейшей сексуальности: взрослая женщина будет бояться или не чувствовать прикосновений, ее тело может не откликаться на ласки тех мест, которые в детстве «нельзя было трогать».
Такие случаи в практике встречаются часто, и самый тяжелый из них — когда женщина боялась и полностью отвергала прикосновения в области гениталий.
Фаза 2. Период фантазий.
— Следующий этап — период фантазий (подростковый возраст). В это время чем больше героев «хороших и разных» будут спасать принцессу, тем лучше. Девочка-подросток учится не застревать в одной-единственной «любви на всю жизнь». Тут тинейджеры пробуют разнообразие романтических ролей. Романтика же дает возможность возбуждения уже сексуальных фантазий… Этот платонический период формирует способность любить. Важно общение с другими и доверие. Девочка начинает верить миру, людям противоположного пола.
Например, без доверия к мужчинам сексуальность женщины не проявится. Будет невозможно расслабиться, получить удовольствие самой и доставить его партнеру. Женщина всегда будет контролировать себя, потому что помнит слова мамы о том, что мужчинам одного только и нужно. А контроль и секс — вещи несовместимые.
Травмы этого периода — отсутствие воображения в отношениях с мужчиной. Женщина не принимает красоту ухаживаний, романтику как часть любовной игры, как возбуждающую прелюдию.
Фаза 3. Эротическая.
— Третий период (от 12 до 19/20 лет) — фаза эротическая, в которой есть поцелуи, прикосновения, но нет полового контакта. Обычно, если эта фаза короткая либо ее не было вообще (быстрая потеря девственности), у девушки возникают проблемы: предварительные ласки нравятся, сам секс — не очень…
Женщины-клиентки в таких случаях жалуются, что у них с партнером «не совпадает темперамент». Помогает «секс-терапия», когда пару обучают определенным приемам взаимодействия друг с другом.
Фаза 4. Сексуальная.
Четвертая фаза — фаза сексуальная (с 20 до 30 лет). И тут уже играет роль различие полов. У мужчин она заканчивается, в основном, первым половым контактом, а у женщины сексуальность растет примерно до 30 лет. Это выражается ростом либидо. Не зря считается, что пик сексуальности женщин — 35-40 лет. Именно в этом возрасте сексуальность по-настоящему расцветает.
Фаза 5. Зрелой сексуальности.
Пятая фаза — зрелой сексуальности (с 30 до 45 лет). Чаще всего женщина страдает из-за «застревания» в предыдущих фазах: она сетует, что ее любовь не такая, как в фильмах и сериалах, а порой и «откатывается» в еще более раннюю фазу: «Я девочка и ничего не хочу решать…»
— В психологической работе с этой фазой мы с клиентками проходим все не до конца завершенные стадии, учимся получать удовольствие от реальности, от жизни, от своего тела, от себя целиком.
Вместо вывода: чтобы «верно» пройти все стадии становления сексуальности важно все: любовь родителей, принятие себя, умение получать удовольствие от жизни. Причем этому никогда не поздно учиться. Если же не получается самостоятельно, можно обратиться за помощью к специалисту.
Константин Петров
психолог, гештальт-терапевт, супервизор, автор блога в инстаграм @konstantin_psychologist
5 стадий психосексуального развития мужчин (по Фрейду)
Оральная фаза (от рождения до 18 месяцев)
— Первый период становления сексуальности начинается с самого рождения. Еще во время того, как мать кормит ребенка грудью. И уже здесь многое зависит от поведения матери. Если она отучает от груди резко, вследствие того, что ребенок покусывает (т.е. уже проявляет агрессию), то велика вероятность того, что малыш вырастет либо созависимым, либо зависимым от другого.
Если мать не дает достаточно поддержки, у ребенка при взрослении формируется «внутренняя пустота» и он ее начинает заполнять. А заполнять пустоту можно по-разному, в том числе, стимуляторами либо психоактивными веществами. В ином варианте «внутренняя пустота» заполняется другими людьми. Это и называется созависимыми отношениями: когда есть абсолютное «мы» и нет «я».
Анальная фаза (от 18 месяцев до 3 лет)
— Это первая стадия, которую ребенок начинает контролировать в своей жизни. Все, что связано с «отношениями» к туалету. Здесь каждый родитель учит малыша по-разному. Кто-то поддерживает, проявляет гибкость, не заставляет, объясняет… Тогда проблем нет.
Если же малыша сажают на горшок, заставляют делать все быстро, повышают голос, стыдят, то проблемы будут. Среди них во взрослой жизни проявляются: излишний контроль, упрямство, скупость. Это также в будущем сказывается и на сексуальной жизни.
— Относительно сексуальности такому человеку сложно будет проявлять спонтанность в отношениях. А значит, вероятны и постоянные проблемы при взаимодействии с женщинами.
Фаллическая стадия (3 года — 6 лет). У мужчин — Эдипов комплекс
Эту стадию Фрейд описывает через трагедию Софокла. Царь Эдип убивает отца и женится на матери. В последующем понимает, какой великий грех он совершил… В жизни это проявляется неосознанной конкуренцией сына с отцом за внимание матери. Мальчик при этом понимает, что папа сильнее и находится выше по иерархии…
— На этой стадии малыш учится справляться с эмоциями. Некоторые при этом, условно, занимают место отца. Тогда речь заходит о возникновении психологической проблемы: во взрослом возрасте у парня могут возникнуть различные проблемы на сексуальной почве.
Мальчик испытывает «страх кастрации», когда пытается конкурировать за внимание мамы с отцом. Условно, «кастрировать» или обесценить качества сына, опять же, может мать. В первую очередь, поведением, принижением мужских качеств. Например, выражениями: «Чего ты ведешь себя как девочка?», «Почему ты такой слабый?».
Если же мама поддерживает, когда что-то не получается, дает понять, что, условно, отвергает сына как жениха, но все равно любит, как мать, — это не обесценивает мужские качества, и мальчик со временем переходит на сторону отца. Сексуальность до подросткового возраста «уходит» на второй план.
Латентная стадия (от 6 до 12 лет)
Сексуальность «ушла» на второй план. Наступает новая стадия психосексуального развития. Происходит социализация человека.
В этот период мальчик учится выстраивать социальные отношения, больше опирается на интеллект, общается преимущественно со сверстниками своего пола.
— В этот период формируются нормы и ценности мальчика. Оттачиваются умения и понимание того, кто он такой.
Генитальная стадия (период полового созревания до конца жизни)
— В теле подростка происходят биохимические и физические изменения. Появляются возбудимость и сексуальная активность. Постепенно формируется сексуальная зрелость.
В генитальной фазе мужчина уже считается зрелым и ответственным в социально-сексуальных отношениях. По теории Фрейда: при хорошо сформированной генитальной стадии парень берет на себя активную роль в решении жизненных проблем. Он не пассивен, как в раннем детстве. Это значит, что любовь, безопасность, физический комфорт, все, что легко давалось раньше и другими, теперь делает он сам.
— Если в начальный период прохождения этой стадии встречаются «ошибки», то, становясь взрослее, мужчина может избегать ответственности, проявлять пассивность. Например: не хочет никуда ходить, работать, проявлять инициативу. Что также сказывается на интимной жизни, которая может прийти в упадок.
Вместо вывода: с самого рождения от родителей требуется: любить своих детей и помогать им формировать свои границы. Если любви не было или было недостаточно, то ребенок переносит детские проблемы уже в свою семью: как только из отношений пары уйдет влюбленность, пропадет и сексуальность. К счастью, со многими проблемами можно работать даже в зрелом возрасте.
Читайте также:
«Для секса любовь не важна. А вот для любви секс очень важен»: психолог об интимных отношениях в браке
Отношения «секс-only»: кого затягивает и можно ли выбраться? Разбираемся с психологом Павлом Зыгмантовичем
Источник
В своем психосексуальном развитии человек проходит определенны е стадии, которые Фрейд подробно рассматривает в контексте формирования характера и будущих психологических
проблем индивида.
«Застревание» на одной из ранних фаз (оральной, анальной или фаллической) может сохраняться в бессознательной форме и во взрослом состоянии.
Оральная стадия развития по Фрейду.
Оральная стадия развития начинается с рождения ребенка и длится до 1 года. В течение этого периода либидо ребенка связано прежде всего с процессом сосания и сексуальные чувства направлены на мать. Если ребенку не хватает объема сосания, то он может сосать свой палец или пустышку. До шести месяцев длится орально-корпоративная стадия, когда ребенок еще не отделяет
себя от матери и ощущает себя всемогущим, поскольку все его потребности удовлетворяются тут же. С шести месяцев ребенок постепенно отделяется от матери, у него формируется Эго. Этот период связан с сильной фрустрацией и называется орально-садистическим. Агрессивные чувства проявляются в крике, кусании материнской груди, отказе от питания и т.д.
Считается, что длительное и обильное грудное вскармливание способствует развитию щедрости и оптимизма, раннее же отлучение от груди формирует ущербность и жадность. Рудименты орального периода сохраняются в форме пристрастия к курению, алкоголю, постоянному жеванию чего-либо. Многие люди снимают стресс с помощью постоянного поглощения пищи, что может вести к ожирению. Потребность постоянно поглощать информацию (бесконечно читать газеты, смотреть телевизор или болтать) также может служить замещением первичной оральной потребности.
Насколько важен данный период в развитии человека, можно судить по следующему случаю.
Cтудентка примерно двадцати лет обсуждала со мной проблему своей обиды на мать, она считала, что мама постоянно давит на нее. Психолог предложил ей представить, на что похожа ее обида. Она представилась студентке в образе маленького коричневого ребенка с большой головой. Девушка была в недоумении по этому поводу, но почувствовала, что ей стало просто физически плохо. Этот ребенок сам был глубоко обижен, причем на нее. Я предложил представить, на что похожа обида ребенка. Ответ был очень неожиданным: обида ребенка выглядела как прекрасный молочно-сияющий замок, который затем превратился в бутылочку с молоком. Выяснилось, что мама родила ее семимесячной и у мамы не было молока!.. Я предложил студентке кормить этого ребенка молоком из бутылочки, и в ходе этого кормления образ ребенка постепенно рос, пока не превратился в нее саму. После чего я предложил студентке принять этот образ как часть своей личности. В результате вся обида студентки на мать прошла.
У некоторых людей в соответствии с этим периодом формируется так называемый оральный характер, самая главная черта которого беспомощность и зависимость в межличностных отношениях. Такой человек проявляет несамостоятельность, постоянно нуждается в эмоциональной поддержке и пассивно жаждет ее. Он склонен к депрессии, может быть чрезвычайно зависим от наличия или отсутствия пищи, особое значение придается поцелуям, подаркам, вниманию. Другой вариант орального характера проявляется в постоянной язвительности в межличностных отношениях, что является формой оральной агрессии.
Анальная стадия развития по Фрейду.
Анальная стадия развития начинается с одного года и длится до 3 лет. В этот период либидо ребенка смещается на процессы дефекации. Он научается управлять своими сфинктерами и получает удовольствие от задержки и опорожнения прямой кишки и мочевого пузыря. На этой стадии формируется Супер-Эго, ребенок приучается быть «хорошим мальчиком (девочкой)», он овладевает правилами туалета, у него появляется способность откладывать удовлетворение своих желаний и выдерживать напряжение.
Анальная агрессия проявляется прежде всего в разрушении и пачканий. В ответ на фрустрацию (например, мама стала работать, и малыш часто остается один) он «забывает» о правилах и может *
«наделать» в штанишки, это может быть и местью родителям.
Пример. После лекции по психоанализу ко мне подошла одна студентка и сказала: «Вы сейчас как будто о моем сыне рассказывали. Ему 2 года, и мы его отдали в детский сад, а я и работаю, и учусь. Он иногда, когда меня нет, ложится на пол и вопит: «Хочу маму!» На горшок он вообще-то хорошо ходит, но однажды я посадила его, а он ничего не сделал. Потом спрятался за дверь и сделал в штаны. Вышел из-за двери, показал пальцем на это место и сказал: «Вот тебе!»»
Замечено, что дети, «болеющие» энурезом, обычно страдают в той или иной форме от недостатка общения с родителем противоположного пола.
Пример. Мой психологический кружок посещала молодая женщина, шестилетний сын которой страдал энурезом. Ее муж умер год назад, она много работала. Зная методы НЛП, она пыталась как-то вылечить его, но успех был только временный. Я высказал предположение, что ребенку не хватает ее
внимания. Она возмутилась и сказала, что постоянно с ним занимается и играет. Я ответил, что с ее точки зрения этого достаточно, но важно, как это воспринимает ребенок. Через месяц она вернулась к этому вопросу и призналась: «Мой сын заболел, и я неделю сидела с ним по бюллетеню. Вы, наверное, правы, потому что эту неделю он совершенно не писался».
Слишком настойчивое и агрессивное приучение детей к горшку, страх родителей перед «грязью» приводят к формированию упрямства или к навязчивым состояниям, страху испачкаться и
страху перед сексом. Выражение родителями отвращения к детским фекалиям может привести к подавлению творчества, убеждению ребенка, что он может производить только «гадость».
Анальный характер, соответствующий данной стадии, проявляется в излишней бережливости (вспомним образ Плюшкина), раздражительности и педантичности. Деньги отождествляются с
фекалиями и перестают рассматриваться как объективно полезная вещь, а хранятся и складируются (скупой рыцарь), иногда бессмысленно транжирятся. Упрямство переходит в форму морального превосходства. Могут сдерживаться слова, мысли и творчество. Ценится власть, деньги, формальные законы. Все черты анального характера содержат садистский элемент.
Фаллическая стадия развития по Фрейду.
С трех до шести лет ребенок проходит фаллическую (или Эдипову) стадию развития, когда он начинает интересоваться своими половыми органами и постигает разницу между мальчиками и
девочками (знаменитая игра в доктора). Мальчики на этой стадии переживают, с одной стороны, гордость за наличие у них пениса, с другой стороны, испытывают страх потерять его в результате
агрессии отца или других соперников (комплекс кастрации), что может привести к отказу от любых форм соревнования с другими мужчинами, неуверенности и плаксивости. Девочки испытывают
комплекс неполноценности и зависть к мальчикам ввиду отсутствия этого достоинства. Девочки могут компенсировать комплекс неполноценности либо путем развития в себе женственности (нормальный путь), либо путем соперничества с мальчишками (в дальнейшем с мужчинами), подражая их поведению и доказывая, что они как бы больше мальчики, чем сами мальчики, к девочкам
они высказывают пренебрежение, взрослые сексуальные отношения могут отторгаться как унизительные. Могут образоваться и другого рода психологические трудности.
Пример. Студентка обсуждала со мной свой повторяющийся сон, где она видела себя юношей, который «косил» от армии. Ее ловили солдаты, а она пряталась у какой-то девушки в избе на печке. Я спросил ее: «А в детстве Вы не играли с мальчишками в казаки-разбойники и т.д.?» Ответ: «Да я только с мальчишками и играла. Когда я родилась, отец ждал мальчика и воспитывал меня как сына. Но вот теперь у меня проблема — у всех девушек есть парни, а у меня — никого, хотя у меня очень хорошие отношения с ребятами, много друзей среди них». Я сказал, что, к сожалению, в детстве она усвоила другие полоролевые стереотипы и теперь каждый молодой человек чувствует в ней скорее «своего парня», чем девушку. Необходимо хотя бы теперь изменить свои стереотипы и развить в себе женственность, хоть это и нелегко сделать.
Фаллический характер проявляется в беспечной, решительной и вызывающей манере поведения (как у мужчин, так и у женщин), что является неосознанной защитной реакцией на непреодоленный страх кастрации в детстве (стиль бесшабашного мотоциклиста). Такие люди как бы доказывают всем, что у них есть пенис. Женщины, как правило, презираются, по отношению к мужчинам проявляется скрытый вызов. Часто любят и коллекционируют оружие. Показное мужество, любовных побед, которое оборачивается проявлением жестокости. Такие люди не испытывают глубокой любви и привязанности, женщины редко выходят замуж, а выйдя, продолжают бороться с мужем за первенство. Сексуальные отношения воспринимаются по преимуществу лишь как взаимодействие половых органов.
Латентная стадия развития по Фрейду.
С шести лет до полового созревания проходит латентная стадия развития, когда внимание ребенка отвлекается от сексуальности. В этот период все дети проходят интенсивное обучение.
Мальчики в основном дружат с мальчиками, девочки — с девочками. Однако скрытая влюбленность и мысли типа «за этого мальчика я вышла бы замуж» характерны и для этого периода.
В стадии пубертата ребенок превращается в половозрелое существо и нуждается в частичном развенчании своих родителей.
Родители (прежде всего родитель того же пола) «свергаются с пьедестала» и в дальнейшем (в идеальном случае) занимают позицию старших товарищей. В большинстве стран подростки в этот
период проходят тот или иной обряд инициации (например, конфирмации), символизирующий вступление в мир взрослых.
Генитальная стадия развития по Фрейду.
После полового созревания наступает генитальная стадия психосексуального развития, которая характеризуется формированием личностно окрашенного сексуального чувства, способности нести ответственность и создать семью, получать нормальное сексуальное удовлетворение.
Важное место в теории 3. Фрейда принадлежит анализу сновидений. Некоторые терапевты считают, что именно с этих идей начался настоящий психоанализ, а З.Фрейд называл анализ сновидений «царской дорогой» в психоанализе.
Из книги Н.Д.Линде «Основы современной психотерапии».
Источник