Квиллинг как способ развития ребенка

Квиллинг как средство развития ребенка.

Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других.

Творческие способности – это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Детское творчество в области искусства способствует художественному образованию и развитию эстетического вкуса у ребёнка.

МАМЫ И ПАПЫ! А Вы, хотите, оживить интерьер своей квартиры,

порадовать друзей и близких оригинальными подарками или просто отвлечься от ежедневных забот? Тогда непременно займитесь, совместно со своим ребенком КВИЛЛИНГОМ – старинным видом искусства создания композиций из бумажных полос. Действия с полосками способствуют дифференцированному восприятию и преобразованию предметов.

  1. Квиллинг развивает глазомер и мелкую моторику рук у детей.

В дошкольном и раннем школьном возрасте навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. А квиллинг является отличным инструментом, чтобы закрепить и усилить эти навыки. Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и аккуратно скрутить ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково Вашему малышу? Сколько миллионов нервных окончаний он задействует, пока создаст фигурку. Все это стимулирует у детей усидчивости, внимания, зрительной памяти, образного мышления и речи.

2. Развитие воображения.

Полки магазинов ломятся от всевозможных игрушек. Огромные пушистые медведи, зайцы и коты, крохотные пупсы в очаровательных платьях и штанишках. Почти настоящие машины, мотоциклы и самодвижущиеся железные дороги. Все это призвано «развивать» маленького человечка, дарить ему радость и счастье.

Квиллинг способствует развитию творческой активности, учит детей

преодолевать неуверенность и страх перед незнакомым делом. Кроме того

занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно

для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

Искусство бумагокручения (как часто в России называют квиллинг)

возникло несколько сотен лет назад. Однако именно в наши дни оно возродилось и приобрело большую популярность. Неудивительно, ведь работы, выполненные в этой технике, привлекают к себе внимание и восхищают своей изящностью, воздушностью, разнообразием, а самое главное- легкостью в исполнении. Оценить, насколько безграничны возможности обычной бумаги, сможете и вы.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время во многих европейских странах и вСоединенных Штатах, где получила название “квиллинг”. У квиллингадлинная история: филигранная обработка бумаги была известна еще древним египтянам, которые в качестве основного материала использовали папирус, также это искусство было известно на Среднем Востоке и в Китае. Во Франции и в Италии бумажная филигрань, начиная с XVI века,использовалась монахами для украшения и обрамления священных образов, как скромный заменитель золотой и серебряной филиграни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Англии, первоначально активно практикуясь в знатных домах времен Стюарта, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы представляли технику квиллинга и различные проекты с подробными объяснениями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для инструментов, “грелки” на чайник, различные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами этого искусства считаются такие коронованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, говорят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекционировали его образцы, а также такие интеллектуалы, как Джейн Остен и сестры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столяры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленными стенками, декорированными в технике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необычную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популярность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с очарованием и изысканностью, не уступающими тем, что были в прошлые века.

У этой техники много поклонников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан “Квиллинг союз Англии”, настоящая корпорация квиллинга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллинга, во время которого можно было полюбоваться старинными изделиями и современными творениями. По квиллингу проводились две крупные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая – в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Галерее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг – незаметно заинтересовать увлечь их самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Читайте также:  Нормативы возрастного развития ребенка

Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя – долгая и

кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и объяснить как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу, в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

В итоге – тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые – учатся доверять, а неусидчивые – направлять свою энергию в русло творчества.

Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески само выражаться полезно и необходимо в любом возрасте. Создание своими руками эксклюзивных картин, необычных открыток, оригинальных подарков ничего кроме радости не принесет.

Бумага достаточно недолговечный материал, но работы, созданные в технике квиллинг, могут храниться годами.

Занимайтесь квиллингом вместе со своим ребёнком, поверьте, это принесёт вам радость и приятные ощущения от совместно проведённого времени, позволит лучше понять и узнать своего малыша. Удачи Вам в начинаниях!

Клименко Л.А.

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД ЦДТ

Источник

event30-11-2010 visibility17851

Занятие квиллингом, как творчеством пришло к нам из Европы. Название произошло от слова “quill” или “птичье перо”. В средневековой Европе, созданные монахинями из позолоченной бумаги, закрученной на кончике пера медальоны, создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

Благодаря своей незамысловатости и утонченности, квиллингом стали заниматься знатные дамы, которые могли позволить себе коротать часы досуга за этим модным, но очень дорогим занятием. Сегодня квиллинг доступен всем.

Квиллинг является своеобразным самодельным конструктором. В умелых руках, тонкие бумажные полосочки превращаются в шедевры – картины, открытки, упаковывка подарков, детали интерьера.

Что такое квиллинг?

Квиллинг (бумагоскручивание, бумажная филигрань) – это техника закручивания полосок бумаги в различные формы и составление из них целостных произведений. Этот вид рукоделия достаточно прост и не требует никаких затрат кроме времени.

Польза квиллинга для ребенка, как и многих других видов творчества, неоспорима.

1. Квиллинг развивает мелкую моторику у детей.

Мелкая моторика малыша развивается с младенческого возраста. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.

С каждым годом, навыки ребенка становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается круг действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

В дошкольном и раннем школьном возрасте квиллинг является отличным инструментом чтобы закрепить и усилить эти навыки.

Попробуйте сами взять тоненькую полосочку бумаги и аккуратно скрутить ее в замысловатую фигуру. Трудно? А каково Вашему малышу? Сколько миллионов нервных окончаний в пальчиках и нейронов в мозгу он задействует пока создаст фигурку.

Кропотливая работа с полосками бумаги развивает у ребенка усидчивость, внимание, зрительную память, образное мышление и речь.

2. Связь пальцевой моторики и речевой функции.

Учёные доказали, что около трети всей площади коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики.

Занятия квиллингом с использованием логопедических приемов ненавязчиво и эффективно помогают избавиться от дефектов речи и пополнить словарный запас ребенка.

3. Развитие воображения.

Полки магазинов ломятся от всевозможных игрушек. Огромные пушистые медведи, зайцы и коты, крохотные пупсы в очаровательных платьях и штанишках. Почти настоящие машины, мотоциклы и самодвижущиеся железные дороги. Все это призвано «развивать» маленького человечка, дарить ему радость и счастье.

Но где же здесь воображение? Где муки творчества? В этом, насыщенном игрушками мире, не осталось места детской фантазии.

Вот на полке, за яркой говорящей куклой примостился неказистый кусочек картона. Но почему глаз, из всего многообразного игрушечного царства, выхватывает именно этот предмет? Что это?

Это кривобокая желто-зеленая потрепанная открытка. Почему же взгляд задержался именно на ней? Может быть, потому что она не просто куплена в магазине, потому что в ней частичка души и самовыражения?

Трудно представить восторг ребенка, склеившего свою первую открытку. И пусть это криво приклеенные разноцветные полосочки – для малыша это весь мир. Его мир. И он в этом мире Творец.

Квиллинг это не только процесс. Это результат. Это открытка на день рожденья бабушке или другу, это деталь интерьера (картина, панно или мобиль), это игрушка или брелок. В занятии квиллингом нет ограничений, зато много фантазии и творчества.

4. САМОвыражение.

Занятия квиллингом отлично развивают чувство прекрасного. Шедевры, которые рождаются из-под маленьких пальчиков невозможно недооценивать. Ребенок ТВОРИТ! СОЗДАЕТ!

Вдумайтесь – ребенок САМ СОЗДАЕТ!!! Каждый ребенок уникален – и игрушка, картина, поделка у него получается УНИКАЛЬНАЯ в своем роде.

А чем можно заменить мыслительный процесс, происходящий в голове ребенка в процессе создания?

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам в утробе матери и вес

Возможно он собирался сделать машину, а в итоге получился дракон или снеговик. Реальность становится пластичной в пальцах ребенка. И ограничивается только его фантазией.

Занятия квиллингом развивают у ребенка чувство вкуса, что немаловажно для его дальнейшего эмоционального и эстетического развития.

5. Коррекция поведения ребенка с помощью творчества.

В каждом ребенке самой природой заложена потребность мастерить. Но, к сожалению, очень часто страх перед неудачей мешает раскрыться. Поэтому первый шаг – незаметно заинтересовать увлечь самим процессом, не подчеркивая результат. (Творчество ради творчества). И убедить, что то, что получается и есть лучший результат.

Помочь ребенку поверить в свои силы и проявить себя – долгая и кропотливая работа. Чтобы добиться результата недостаточно показать и объяснить как это сделать. Нужно делать вместе, активно участвуя в процессе, подсказывая и помогая. Очень важно создать атмосферу в которой ребенок поймет, как важно доверительное общение, участие и помощь.

В итоге – тревожные дети становятся более спокойными, замкнутые – учатся доверять, а неусидчивые – направлять свою энергию в русло творчества.

6. Подготовка к школе

Занятия квиллингом могут быть очень разнообразны и полезны. День за днем усложняются формы и цвета поделок из квиллинга, появляются новые детали, новые фантазии воплощаются в жизнь.

Направленный опытной рукой, ребенок не просто клеит аппликацию, он изучает цвета и фигуры, объем и размер.

Склеивая две поверхности или свои собственные пальцы, ребенок изучает свойства клея.

Постепенно, плоская поверхность усложняется объемными формами – и вот уже в руках не открытка, а цветочный вазон или даже животное.

Квиллинг – идеальное занятие для подготовки ребенка к школе.

Заниматься квиллингом могут не только дети. Для взрослого это бывает намного важнее. Творчески самовыражаться полезно и необходимо в любом возрасте. Создание своими руками эксклюзивных картин, необычных открыток, оригинальных подарков приносит радость и себе и окружающим.

Бумага достаточно недолговечный материал, но работы созданные в технике квиллинг могут храниться годами.

Источник

Мастер-класс для воспитателей ДОУ по теме «Квиллинг как средство творческого развития детей дошкольного возраста»

Цель: формировать у педагогов представление об одном из видов декоративно-прикладного искусства – квиллинге, как средстве развития творчества детей дошкольного возраста.

Задачи:

-познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области работы с бумагой;

-научить на практике создавать простейшие фигуры из квиллинга;

-показать возможности квиллинга для развития творческих способностей детей.

Оборудование: полоски бумаги для квиллинга, зубочистки, картон, клей, ножницы.

Предварительная работа:

– подбор методической литературы, материала по теме;

-подготовка материала для практической работы.

Ход мастер-класса

1-й слайд

  1. Постановка проблемы

Дошкольный возраст сенситивен и наиболее благоприятен для развития не только образного мышления, но и воображения, психических процессов, составляющих основу творческой деятельности. Поэтому развитие детского творчества – одна из главных задач дошкольного воспитания. Эффективным средством развития творчества в старшем дошкольном возрасте в условиях ДОУ могут стать занятия квиллингом. Кроме того, это еще и замечательный способ развития мелкой моторики.

2-й слайд

– На что влияет развитие мелкой моторики?

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

– Как Вы думаете, для какой цели мы развиваем мелкую моторику в дошкольном возрасте?

Интеллектуальная подготовка дошкольников к школьному обучению, письму.

Недавно мы с Вами познакомились с одной из видов декоративно-прикладного искусства – техникой изготовления украшений из фетра.

Сегодня мы познакомимся с другим видом декоративно-прикладного искусства – квиллинг.

– Как Вы думаете, что такое квиллинг?

3-й слайд

Квиллинг (бумажная филигрань, бумагокручение) – искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Этот вид работы с бумагой очень нравится детям. Занятия квиллингом позволяют объединить в совместной деятельности и мальчиков и девочек. Работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Однако многие педагоги боятся использовать его на практике, т. к. плохо представляют себе сам процесс.

– Развитию чего прежде всего способствуют занятия квиллингом?

Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности. В процессе систематических занятий квиллингом дети учатся видеть и распределять элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумывать композиционное решение.

4-й слайд

Техника квиллинг удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминающие “тонкую кружевную паутинку”. За одну две минуты из полос бумаги можно создать двух – трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, создают каскад фигур, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника.

Читайте также:  Диагностика развития ребенка в раннем детстве

История квиллинга

5-й слайд, 6- слайд

Это искусство возникло в средневековой Европе, где монахини изготавливали медальоны, обрамление для икон и обложки для книг, закручивая полоску бумаги из обрезков золоченных книг на кончике птичьего пера, что создавало имитацию золотой миниатюры (особенно часто использовали в бедных церквях)

7-й, 8 -й слайд

В 15 – 16 веке квиллинг являлся искусством. А в 18 веке дамским развлечением. (и чуть ли не единственным рукоделием, достойных благородных дам). Так как приобрести бумагу для этого искусства низшие слои населения не могли.

Виды квиллинга

9-й слайд

Простой квиллинг- скручивание полосок в спираль и создание рисунка с помощью подбора цветов. Этот вид подходит для новичков, он поможет овладеть необходимой сноровкой для дальнейшего овладения более сложного скручивания.+

10-й слайд

Филигранный и петельный квиллинг- заключается в том, что готовая спираль не закрепляется клеем. В основе лежит петля. Такой вид используют для изготовления цветов.

11-й слайд

Объемный квиллинг- работы из полосок имеют объемную форму. Является самым сложным видом.

В наше время квиллинг широко распространен. Нет недостатка в материалах, которые необходимы для работы.

12-й слайд

Для работы нам понадобится:

– цветная двухсторонняя (офисная) бумага;

– клей-карандаш, клей ПВА;

– ножницы;

– зубочистка;

– цветной картон для основы картинки

Основа работы

В основу бумагокручения входит скрученная полоска бумаги в спираль, которой потом придается нужная форма, и она у мастеров называется модулями или роллами. Готовые роллы и являются основой в работе.

Техника квилинга

13-й слайд

Берут полоску нужного цвета, длины и ширины;

14-й слайд

Плотно наматывают её на подходящее тонкое остриё, например, на зубочистку.

15-й слайд

Аккуратно снимают получившийся рулончик (ролл) и дают ему немного развернуться.

16-й слайд

Придают нужную форму, сгибая, прижимая, защипывая и сдвигая бумагу пальцами с разных сторон и подклеивают внешний конец полоски.

Существуют чуть более десяти различных стандартных форм, которые вы можете придать скрученной ленте: листочки, капельки, «глаза», звездочки и другие простые формы, из которых, как из кусочков цветной мозаики вы можете создавать поразительные композиции.

2. Практическая часть

Мы сейчас с Вами займемся необычной хохломской росписью и изготовим панно «Чайный сервиз». Возьмите посуду, которая приготовлена для Вас. Для нашей работы понадобятся такие роллы:

– плотная спираль (на зубочистку накручиваем полоску бумаги, плотно прижимаем и склеиваем, чтобы получилась вот такая ягодка рябины)

– изогнутая капля (на зубочистку накручиваем полоску, затем чуть разворачиваем, придаем форму капли, склеиваем, чуть прижимаем и закругляем)

– земляника (берем полоску бумаги, накручиваем на зубочистку, придаем форму капли, затем берем две капли соединяем и другой полоской бумаги накручиваем поверх, придаем форму земляники, приклеиваем)

– веточки (нарезаем нужной длины, наносим клей и приклеиваем на основу)

Перед Вами на столах лежат необходимые материалы (полоски бумаги, клей, зубочистки, подносы для складывания готовых элементов). Мы начнем с простых элементов, с которых можно начинать работу с детьми. Прежде чем начать, предлагаю подготовить наши пальчики, как Вы сделаете это с детьми. Вспомните любую пальчиковую игру и проведете ее с нами (2-3 человека).

Пальчиковая гимнастика «Цветки»

Наши пальцы хороши, (зажимаем и разжимаем кулак)

Нарисуют завитки. (круговые движения в одну сторону)

Завитки крученые, (круговые движения в другую сторону)

Ложки золоченые. (показать ручки)

А на ветке ягодки (соединяем пальцы от большого и наоборот)

Спелые и вкусные.

Будут наши чашечки (вращение кистями)

Самые искусные.( выпрямили кисти)

Теперь наши руки готовы к работе. Давайте начнем творить.

3. Обратная связь, подведение итогов.

Вот такой замечательный сервиз у нас получился.

– Овладели ли Вы данной техникой в полном объеме, чтобы использовать ее в работе с дошкольниками?

– Нужно ли еще провести мастер-класс по данной теме?

– С какими проблемами Вы столкнулись в ходе выполнения? Сто вызвало затруднения, а с чем Вы справились легко?

В заключение предлагаю Вам сделать следующее задание. Теперь, когда Вы получили первоначальное представление о том, что такое квиллинг, попробуйте каждый сформулировать тезисно- в чем заключается польза занятий квиллингом с детьми?

Пять минут работают самостоятельно, затем обмениваемся мнениями и формулируем общие положения:

Польза от занятий квиллингом с детьми:

1. Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения.

2. Способствует развитию эстетического вкуса, воображения.

3. Способствует развитию усидчивости, терпения, воспитывает аккуратность.

4. Способствует расширению кругозора, помогает в изучении цветов, форм.

5. способствует развитию образного и пространственного мышления.

6. Учит следовать устным инструкциям.

7. Стимулирует развитие памяти.

На этом наш мастер-класс подошел к концу.

Литературу для использования в работе можете посмотреть на слайде!

Спасибо за сотрудничество!

Источник