Кусается ребенок 4 года

Наши детки пробуют мир на вкус. И это правда, ведь рот, язык, имеющиеся на нем рецепторы – первые инструменты малыша, с помощью которых он узнает, как устроена жизнь. Именно поэтому крохи так любят тащить в рот все, что плохо лежит – от своих игрушек до взрослых предметов – очков, ключей и даже денег. Эту стадию развития проходят все без исключения. Но у многих ребят в определенном возрасте появляется еще одна неприятная привычка — кусаться или щипать окружающих. Малыш может покусать других детей на площадке или в детском саду, очень больно ущипнуть родственников или гостей, которые пришли в дом. Родителям стыдно, уговоры на ребенка не действуют. Что же делать в этой ситуации? Как отучить чадо пускать в ход ногти и зубы?
Почему он это делает?
Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.
- Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
- Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
- Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
- Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.
Кто кусается?
Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.
Итак, кто же склонен кусаться?
- Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.
- Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.
- Дети, которым не хватает внимания и любви. В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.
- Агрессивные дети. Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.
- Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.
- Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.
- Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
- Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
- Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
- Дети, которым просто нравится кусаться.
Как бороться?
Способ борьбы с вредной и травмоопасной привычкой напрямую зависит от причин, по которым ребенок начал кусаться.
Если лезут зубки у грудного ребенка – купите ему силиконовые кольца — прорезыватели или специальные игрушки с «пупырышками» для массажа десен. Они продаются в аптеках и детских магазинах. Помогают гели, вроде «Метрогила». Но перед применением медикаментов лучше посоветоваться с врачом.
Если при кормлении грудью вы замечаете, что ребенок начал «хулиганить» — кусаться намеренно, сразу отнимайте грудь. Так у него выработается рефлекс «укусил – лишился пищи». Кусаться он перестанет довольно быстро, ведь даже самый маленький ребенок сам себе не враг, и прекрасно понимает, что ему нужно на самом деле для комфортной жизни.
Для ребят постарше неплохо будет увеличить физическую активность. Займитесь зарядкой, гимнастикой, отдайте малыша в секцию по плаванию.
Эмоциональным детям нужно планомерно каждый день «вкладывать в голову» мысль о том, что чувства можно и нужно проговаривать. Пусть с самого раннего возраста учится выражать свои эмоции словами: «Мне страшно», «Мне обидно», «Мне нравится эта игрушка, потому что она…», «Мне не хочется идти в гости, потому что…».
Если у ребенка слабые жевательные мышцы, и кусается он, как говорится, не со зла, справиться с ситуацией поможет употребление твердой пищи – чаще давайте малышу погрызть яблоко, сырую морковь, капустную кочерыжку. Отличное упражнение для жевательных мышц — надувание воздушных шариков и мыльных пузырей.
С детьми из так называемых «конфликтных» семей желательно поработать психологу. И, конечно, важно устранить все негативные факторы, которые заставляют малыша переживать стресс и копить агрессию.
Когда обращаться за помощью к специалистам?
На этот вопрос каждый родитель должен найти ответ сам, но вас должно насторожить «кусачее» поведение ребенка, если ему уже более трех лет, если недавно в семье и в садике произошла неприятная ситуация, которая произвела сильное травмирующее впечатление на психику малыша. К врачу стоит обратиться и в том случае, если кроме повышенной «кусачести» и «щипачести» у ребенка наблюдаются другие странности в поведении. Например, малыш начал проявлять агрессию и жестокость по отношению к своим игрушкам (кидает, преднамеренно ломает), животным (издевается), малыш почти не может сосредоточиться на чем-либо, плохо спит по ночам. Все эти признаки могут указывать на наличие психического отклонения.
Советы психолога
Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?
Задача родителей – как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта. Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой.
Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.
Впечатлительным детям будет не очень приятно, если в момент укуса мы громко вскрикните. Добейтесь, чтобы они потом сами же пожалели вас, потому что вам больно. Не стесняйтесь описывать малышу свои неприятные ощущения, связанные с укусом или щипком.
Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.
Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.
Постарайтесь добиваться от кусающегося ребенка извинений. После каждого инцидента он должен попросить у покусанного им человека прощения.
Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».
Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.
Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.
Источник
От автора: В этой статье мы поговорим о том, почему дети кусаются и какой подход в работе с такими детьми является наиболее гуманным и эффективным.
Одним из самых болезненных конфликтов в детских садах является кусание одним из малышей других детей. Болезненной эта ситуация является на всех уровнях: физическом, психологическом и социальном. С физическим уровнем понятно – это боль, следы от укусов.
Психологический аспект выражается не только в страхе укушенных детей идти в садик после укуса, но и в эмоциональном напряжении малыша, который кусается. Родители испытывают чувство жалости, возмущения, раздражения и стремятся защитить своих детей от укусов. С другой стороны, родители кусающегося малыша сначала испытывают чувство вины, сожаления и бессилия, а затем, по мере возрастания давления на них и на малыша, также начинают его защищать, испытывая при этом уже более негативные эмоции.
Этот конфликт является социальным, так как охватывает разные социальные группы: коллектив детского сада, представляющий собой систему воспитания и образования, детей, родителей и государственные институты гармоничного здорового развития. К сожалению, реальной помощи детям с теми или иными отклонениями в поведении садик оказать не в силе. Ведь для этого требуется индивидуальный подход и организация сопутствующей среды для коррекции поведения ребёнка, а в условиях старой системы образования и воспитания это, практически, невозможно. Воспитатель и нянечка на 20-25 малышей – как тут уследить, чтобы никого не укусили, ведь укус – это секундное дело. В идеальном варианте с таким ребёнком должен постоянно работать психолог, если таковой имеется в садике. И не просто забирать его к себе в кабинет несколько раз в неделю, а сопровождать ребёнка в группе и сразу же на месте корректировать его поведение. Если же таких детей по всему садику несколько, а психолог один, то можно на время коррекционной работы выделить отдельное помещение, дать в помощь психологу нянечку и изо дня в день заниматься с этими детишками. Это реальная возможность помочь таким детям адаптироваться и научиться взаимодействовать с другими детишками более гармоничными способами. Почему такой практики не наблюдается? Наша система образования и воспитания рассчитана на среднестатистического ребёнка, а для того, чтобы работать более индивидуально, необходимо увеличить количество воспитателей, психологов, логопедов, повышать зарплаты, обучать персонал и прочее.
В итоге, чаще всего ситуацию с кусающимся ребёнком решает «время» – ребёнок перестаёт кусаться после периода адаптации, взрослеет и начинает использовать более приемлемые способы защиты своего пространства.
Почему же дети кусаются? Что делать, если ребёнок начал кусаться в детском коллективе или дома? Попробуем в этом разобраться.
Ситуации, в которых один малыш кусает другого, очень разнообразны: от явного конфликта за игрушку до скрытой борьбы за внимание, за место в коллективе. За каждым укусом стоит реальная потребность ребёнка: потребность в защите своей территории, потребность в самоутверждении среди сверстников, потребность во внимании и прочее. Однако, далеко не все дети при удовлетворении своих потребностей используют такой «зубастый» способ.
Психологическое и физическое состояние матери во время беременности, роды, климат в семье, философия развития и воспитания малыша – от всех этих факторов зависит, насколько его психика будет целостной, стрессоустойчивой и здоровой.
Итак, основными факторами, которые снижают адаптационные ресурсы ребёнка, являются:
- стрессы, тревоги, болезни матери в период беременности;травмы при родах;«обеднённая» среда развития ребёнка в раннем возрасте: ребёнок лишён возможности получать необходимые ему раздражители, стимулы для гармоничного сенсорного развития;негативный климат в семье;психические травмы в раннем возрасте;принципы и методы воспитания, несоответствующие психотипу ребёнка.
Влияние одного или нескольких из этих факторов приводит к «трещинам» и «разрывам» на гладкой поверхности психики ребёнка. Адаптационный ресурс и потенциал ребёнка нарушается, что приводит к ограниченным возможностям при преодолении препятствий. Дети вынуждены преодолевать трудности с помощью тех уровней психики, которые остаются дееспособными. Самыми устойчивыми уровнями являются инстинктивные, которые проявляются как первичные эволюционные защитные функции: укусить, ущипнуть, потянуть за волосы.
Исходя из системно-векторного психоанализа В. К. Толкачёва можно предположить, что при травмированной психике ребенка такие реакции на препятствия, как: кусать, сосать палец, теребить губы – больше свойственны детям с оральным психотипом. Ведущей, наиболее чувствительной эрогенной зоной у таких детей являются губы и ротовая полость. В ситуациях психологического дискомфорта такой ребёнок будет рефлекторно, для снятия напряжения, использовать свой ведущий сенсорный орган: кусать, сосать палец, теребить или обкусывать губы, сосать соску, бутылочку, испытывать потребность постоянно что-то жевать, показывать язык, плеваться. Воспитание орального малыша с учётом его индивидуальных особенностей дает ему возможность использовать более гармоничные варианты для удовлетворения своих потребностей. Таких детей категорически нельзя наказывать, шлёпая по губам, необходимо давать им возможность кричать, петь, выговариваться, внимательно выслушивая их.
Способ снятия своего эмоционального напряжения через укус может войти в арсенал ребёнка и через подражание. Например, ребёнок смотрит мультфильм. Собачка, опасаясь за свою косточку, клацает зубами перед другой собачкой. Маленький ребёнок воспринимает мультик на уровне эмоций, а не на уровне смыслов. Эмоционально вживаясь в мультик, малыш невольно становится соучастником всех происходящих в нём действий. Он перенимает эмоцию страха, опасения, недоверия и следом за ней впитывает способ решения – укусить. Тот же механизм срабатывает, когда ребёнок начинает кусаться после того, как покусали его самого.
Для большего понимания, в чём состоит помощь такому ребёнку, приведу аналогию.
Энергия ребёнка, столкнувшегося с препятствием, подобна течению реки, на пути которой стоит камень. Каким образом река может взаимодействовать с камнем?
- Направиться в обход камню. По аналогии это – взять другую игрушку, сесть на другое свободное место, договориться играть вместе, по – очереди, подождать, найти себе новое занятие, новое общение, попросить помощи у взрослого. Река может попробовать побороться с камнем. Также и ребенок может начать сопротивляться препятствию. Например: отстоять игрушку силой, толкнуть, возмутиться. Нельзя вовсе сбрасывать силовой вариант со счетов, т. к. в некоторых случаях он может оказаться единственным, адекватным ситуации. И, во всяком случае, легкая потасовка по коммуникабельности стоит на более высоком уровне, чем кусание. Поэтому силовой вариант также должен быть в арсенале ребенка. Река сносит камень. Ребёнок направляет свою энергию на прямое устранение препятствия, физически сносит его, пользуясь деструктивными для других детей методами. В нашем примере – это укус. У такого ребёнка не хватает адаптационных ресурсов для реализации двух первых вариантов. Но для него он является единственно возможным в условиях травмированной психики и отсутствия навыков социального поведения.
Поэтому, основной целью работы с кусающимся ребёнком является не остановить поток его энергии, а вынудить ребёнка искать другие методы для преодоления «камня» и обучить его этим методам.
Каким образом это можно реализовать на практике?
- Для того, чтобы реакция «кусания» угасала, необходимо сразу после укуса или же в момент желания укусить (если вам удастся этот момент «поймать») закреплять у ребёнка отрицательные эмоции для того, чтобы в подсознании сформировалась связь: укус – неприятные ощущения. Таким образом, ребёнок будет вынужден искать другие варианты для преодоления препятствия. Задача не в том, чтобы запугать ребёнка, а в том, чтобы выработать негативную ассоциацию на укус. Технически это может быть сделано с помощью вкусовых раздражителей, техники «исчерпания» реакции до формирования негативного отношения к ней.
Формирование негативной реакции на укус через физическое наказание, шлёпанье ребёнка по губам, через укус его самого, через крик, постоянные нотации только усиливает стрессовое состояние ребенка. Особенно, если это делают родные ему люди. В таком состоянии ребёнку будет очень трудно выйти на новый уровень адаптации.
Само по себе строгое слово «нельзя» не решает проблему вашего ребёнка. Более того, ребёнок, которому перекрыли поток энергии, запретив кусаться, и при этом, не научив его другим вариантам её течения, копит всё это внутри себя. Это приводит к четвёртому варианту взаимодействия воды и камня когда вода не может ни обойти камень – барьер, ни сдвинуть его с места. Она накапливается и, в конце концов, может прорвать дамбу с огромной разрушительной силой. Этот же механизм применим и к ребёнку, которому выставили строгий запрет и не предоставили другой возможности выплеснуть энергию. «Прорыв дамбы» чреват более глубокими психологическими и психосоматическими нарушениями.Поэтому вместе с «нельзя» необходимо продемонстрировать ребенку «культурные» варианты преодоления встречающихся препятствий, а также обучить его, как можно протопать, прокричать, проиграть, проговорить свой внутренний дискомфорт и снять напряжение.
Психологи в таких случаях моделируют стрессовые ситуации, подобные тем, в которых ребёнок кусается, и сразу же в игре начинают обучать его действовать по-другому. В результате таких тренировок ребёнок постепенно адаптируется к конфликтным ситуациям, не слетая на инстинктивные защитные реакции.
В этот же период необходимо демонстрировать ребёнку другие варианты взаимодействия с детьми, обучать новым играм, новым умениям. Одной из самых больших трудностей при работе с такими детьми, является то, что вокруг ребёнка создаётся атмосфера негатива, напряжения, иногда даже «травли». Малыша постоянно ругают, делают замечания, просят, чтобы он так больше не делал, а то…Взрослым необходимо понять, что все эти действия они совершают от собственного бессилия, а не для того, чтобы реально помочь ребёнку.Наоборот, такому ребёнку нужно на время адаптации давать больше ласки, носить на ручках, целовать, давать больше приятных эмоционально окрашенных впечатлений, хвалить. Тогда кусаться ребёнок перестаёт намного быстрее. Это те моменты, которые может обеспечить малышу добрый, любящий воспитатель. В расслабленной, дружелюбной атмосфере степень психологического дискомфорта у ребёнка автоматически снижается и остаётся больше ресурсов для преодоления трудностей.
Дома необходимо давать ребёнку возможность выплеснуть невыработанную энергию, напряжение: покричать, покривляться, покидаться подушками, побороться и прочее. Если ребёнок начал кусаться при адаптации в садике, старайтесь забирать его пораньше, чтобы снизить психическую нагрузку.
Желаю нам всем понимания и терпения в этой непростой ситуации!
Источник