Курсовая социальное развитие ребенка
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО – ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ
АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Специальность 050100 Педагогическо образование
Специализация – Дошкольное образование
КУРСОВАЯ РАБОТА
ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
«Особенности социального развития дошкольников»
БУГУЛЬМА 2016
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава I. Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста……………………………………..………………………6
1.1 Понятие и сущность процесса социализации…………………………….……6
1.2 Специфика процесса социализации детей дошкольного возраста………….12
Глава II. Основные особенности социализации детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………….19
2.1 Особенности социализации дошкольников на разных возрастных этапах..19
2.2 Необходимые условия для социализации современного ребёнка-дошкольника…………………………………………………………………….….27
Заключение…………………………………………………………………………30
Список литературы…………………………………………………………….…32
Введение
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.
Потребность в общении друг другом у ребенка возникает уже на 3 году его жизни. В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.
Для успешного обучения и вхождения вчерашнего дошкольника в школьную жизнь необходимо дошкольное образование с акцентом на предшкольную подготовку. Основная цель дошкольного образования – дать возможность каждому ребенку проявить свои возможности и подготовить его к школьному обучению, через введение в предмет и подготовку к социальной среде, помощь в формировании определенных навыков и умений.
Анализ причин трудностей, связанных с особенностями социального развития ребенка, указывает на необходимость создания и использования специальных методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста, формирующих социально уверенную личность.
Задача социализации личности дошкольника в ДОУ решается путем приобщения дошкольников к социальному миру, введение в педагогический процесс игр и упражнений по социализации и формированию социальных навыков у дошкольников.
Кроме того, происходящие в обществе и образовании новации предъявляют и новые требования, подходы к характеру отношений дошкольных образовательных учреждений и семьи. В Законе «Об образовании» сказано, что именно родители – первые педагоги своих детей, задача же дошкольных заключается в помощи родителям, что требует совершенно других взаимоотношений семьи и дошкольного образовательного учреждения, а именно сотрудничества взаимодействия.
Анализ психолого – педагогической и методической литературы позволяет выделить различные подходы к проблеме социализации дошкольника.
Благодаря исследованиям педагогов и психологов (А.В.Запорожец, М.И.Лисина, Д.Б.Эльконин и др.) воспитание, образование и развитие детей в ДОУ обеспечивается решением воспитательно – образовательных задач в процессе социализации дошкольника. Исследованиями проблемы социализации личности занимались многие видные философы (Э.Дюркгейм, И.Кант, и др.), педагоги (С.Т.Шацкий, К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, П.М.Саморуков и др.).
В трудах В.В.Абраменковой, И.С.Кона, А.В.Мудрика и др. освещены вопросы влияния семьи и ДОУ на развитие личности ребенка, а также раскрываются сущность и структура процесса его социализации.
В целом, анализ литературы свидетельствует о том, что в психологии и педагогике сложилось предпосылки для решения проблемы успешной социализации ребенка в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Но проблема информационного вакуума о разработанных методиках и методах, применяемых в новом свете требований к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи, все еще имеет место быть.
Целью исследования стало выявление методик, способствующих успешности социализации дошкольника.
Задачи:
– выявить сущность и содержание процесса социализации дошкольника;
– рассмотреть особенности процесса социализации детей дошкольного возраста на разных возрастных этапах;
Объект исследования: процесс социализации дошкольника.
Предмет исследования: особенности социализации детей дошкольного возраста.
Глава I. Теоретические основы исследования процесса социализации детей дошкольного возраста.
1.1 Понятие и сущность социализации.
Социализация – самое обширное понятие из числа процессов, характеризующих образование личности. Она представляет не лишь ответственное усвоение ребенком готовых форм и методов социальной жизни, приемов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) личного общественного опыта, ценностных ориентаций, собственного стиля жизни.
По воззрению Ф. А. Мустаевой социализация – это процесс становления человека в содействии его с находящимся вокруг миром.
Л. В. Мардахаев описывает социализацию как процесс развития личности, усвоения индивидуумом языка, общественных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения) , культуры, свойственных этому сообществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им общественных связей и социального опыта.
Рассматривая дилемму социализации и ее соответствие с воспитанием, А. В. Мудрик характеризует ее как становление и самореализацию человека в течение всей жизни в ходе усвоения и воспроизводства культуры общества.
В психологическом словаре социализация рассматривается как процесс и итог усвоения и энергичного воссоздания индивидуумом общественного опыта, системы социальных связей и взаимоотношений в его личном опыте.[12, c.5]
М. А. Галагузова описывает процесс социализации ребенка как процесс «вхождения» малыша в сообщество, приобретения им конкретного общественного опыта (в форме познаний, ценностей, инструкций поведения) . Социализация ребенка — процесс долгий и чрезвычайно трудный. С одной стороны, любое сообщество, сначала само заинтересовано в том, чтоб каждый ребенок, приняв и усвоив систему общественных и моральных ценностей, эталоны, нормы и правила поведения, сумел жить в данном сообществе, быть его полноправным членом. С другой стороны, на составление персоны малыша грандиозное действие оказывают и разнородные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в находящейся вокруг жизни.[13.c.69]
А. В. Мудрик рассматривает процесс социализации как совокупность четырех составляющих:
– стихийная социализация человека во содействии и под воздействием справедливых событий жизни, сообщества, содержания, характер и итоги которой ориентируются социально-экологическими и социокультурными реалиями;
– сравнительно направляемая социализация, когда правительство решает конкретные финансовые, законодательные, организационные меры для решения собственных задач, что справедливо оказывают большое влияние на изменение вероятностей и нрава становления, на жизненный путь тех или же других возрастных групп (определяя неотъемлемый минимум образования, возраст его начала, сроки службы в армии и т.д.);
– сравнительно социально контролируемая социализация – планомерного творения сообществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для становления человека (воспитания) ;
– более или же меньше ответственное самоизменение человека, имеющего просоциальный, асоциальный или же антисоциальный вектор (самостроительство, сомосовершенствование, саморазрушение) , согласно с личными ресурсами и в соответствии либо напротив беспристрастным условиям жизни.[12, c.7]
Содержание процесса социализации, по мнению А. В. Мудрика, зависит от успешного овладения людьми полоролевой социализацией, их желания участвовать в социальной и экономической жизни, создать семью, быть законопослушными гражданами….
Заключение.
Таким образом, процесс социализации дошкольников происходит под влиянием ряда факторов, движущих сил и механизмов, определяющих направленность, динамику и характер ознакомления с социальной действительностью. Их учет позволяет эффективно осуществлять управление процессом воспитания, а также прогнозировать траектории социального развития ребенка.
В процессе социализации детей отличаются последующие особенности:
1. В отличие от совершеннолетних, которые готовы к самоуправлению, у детей корректируются базовые ценностные ориентации, что закрепляются на уровне эмоционально-ценностных взаимоотношений в ходе вхождения в социум.
2. Взрослые готовы расценивать общественные нормы. Критически к ним относиться; дети усваивают их, как предписанные регуляторы поведения.
3. Социализация несовершеннолетних строится на повиновении взрослым, исполнении конкретных инструкций и требований.
4. Социализация взрослых нацелена на овладение явными навыками; у несовершеннолетних основная роль принадлежит мотивации поведения.
Эта специфика социализации ребенка потребует специальной организации работы взрослых – комплексного сопровождения общественного развития ребенка в ходе его воспитания, образования и развития.
Тема социализации детей дошкольного возраста в современном сообществе имеет главное значение, так как заложенные в детстве предпосылки оказывают очень большое воздействие на становление конкретного индивида, как члена сообщества, его отношений и взаимодействия с окружающими, а в итоге – на становление сообщества в целом.
Во взаимосвязи с этим работа с ребятами в этом направлении потребует последующих подходов:
• Тесная взаимосвязь дошкольной образовательной организации с семьями
воспитанников, учреждениями дополнительного образования, культурно-
досуговыми центрами, а помимо прочего организациями, обеспечивающими правовую защиту не достигших совершеннолетия граждан.
• Учёт воздействия разных институтов социализации на каждого ребёнка в
зависимости от его личных особенностей и условий жизни в семье.
• Построение взаимоотношений с детьми на принципах равноправия, партнёрства.
• Признание ребёнка субъектом отношений и взаимодействий.
• Знакомство детей с правами человека и потребностью исполнять права
находящихся вокруг людей, а помимо прочего с обязанностями и ответственностью, как
нужными спутниками прав.
• Создание условий для креативных проявлений каждого ребёнка.
Успешность социализации ребёнка в современном мире находится в зависимости от умения воспитателя и родителей с новой точки зрения посмотреть на подрастающего члена сообщества и наши с ним отношения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Организация предметно-игрового пространства в детском саду: Методическое пособие / Под общ. ред. Е.О. Смирновой. – М.: АРКТИ, 2013.
2. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах/ Под общ. ред. М.Е. Верховкиной , А.Н. Атаровой – СПб.: КАРО, 2014.
3. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Авт.-сост. Т.В. Пятница. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.
4. Иванова Н.В. Детская субкультура как средство формирования ценностно-смысловой сферы ребёнка-дошкольника.// Ярославский педагогический вестник, 2012 № 4. С. 48-52.
5. Андриенко Е.В. Социальная психология Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М., 2000г.
6. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста// Детский сад от А до Я, 2004 № 5. С. 8-28.
7. Бодалев А.А. Личность и общество. Избранные психологические труды. – М., 1995.
8. Мардахаев И.B.. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики,2005. — 269 с.
9. >10. www.maam.ru.
11. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник. — М.: Гардарики, 2005. —269 с.
12. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов/ Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000. – 200 c.
13. Социальная педагогика: курс лекций. Авторы: Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 416 с.
14. Голованова Н. Ф. Общая педагогика. Издательство: Речь, 2005 г. – Стр. 320.
15. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М. Просвещение, 1991. 288 с.
16. Мудрик А.В. Социализация человека. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 304 с.
17. Статья Особенности социализации ребёнка дошкольного возраста. Н.В. Серебрякова. старший преподаватель ГАОУ ДПО “ИРО”, г. Екатеринбург.
18. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций; учеб. пособие для вузов / Ю.В. Василькова, Т.А. Василькова. – 4-е изд., стер. – М.: Academia, 2004. – 440 с.
Источник
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования педагогических условий формирования социально-коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста показал:
– Исследования последних лет выявляют актуальность проблемы социализации дошкольников. Как уже отмечалось неоднократно, процесс социализации в настоящее время в условиях детского сада и семьи проходит неэффективно, на первом месте стоит интеллектуальное развитие детей. Но известно, что именно в дошкольном возрасте закладывается основа социальной зрелости ребенка, определяется траектория развития и успешной адаптации в меняющемся социуме. Тенденция роста деструктивных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность, тревожность) имеет свои истоки в дошкольном детстве. Несформированность в старшем дошкольном возрасте социализации вдет к аутизму, низкой успеваемости, агрессивности, применению физической силы..
- Введение
- Содержание
- Список литературы
- Отрывок из работы
Введение
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
То, как складывается социализация ребенка в обществе, во многом зависит успех в дальнейшей его жизни . Согласно статье 2 пункта6 приказа от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования» образовательная область «Социализация» была объединена с образовательной областью «Коммуникация».
Актуальность темы исследования Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Целью освоения образовательной области «Социально-коммуникативная» в дошкольном учреждение является освоение первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Игра основной вид деятельности детей в дошкольном учреждении. В игре ребёнок раскрывает свои способности, своё отношение к миру к окружающим. В игре формируются познавательные процессы. Игра имеет моделирующий характер: разыгрывая тот или иной сюжет, дети воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действии, характерных для взрослого человека, к вычленению его отношений с другими людьми. Центральным элементом игры является роль, которую берёт на себя ребёнок.
Цель исследования- теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования игры как средства формирования социально-коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста.
Объект исследования- социально-коммуникативные навыки детей дошкольного возраста.
Предмет исследования- особенности социального развития дошкольников.
С учетом определения цели в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. изучить роль игры в социализации личности детей старшего дошкольного возраста;
2.изучить особенности общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
3. изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития социально-коммуникативных навыков детей дошкольного возраста;
4. выявить особенности межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
5.показать роль игры в формировании коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста со сверстниками;
6.проведение игровой деятельности направленной на формирование социально-коммуникативных навыков у дошкольников со сверстниками.
В своей работе мы опираемся на теоретические и методологические исследования: Л.А.Венгер, Г.В.Плеханов, К.Д.Ушинский, Д,Б. Эльконин.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: игра дошкольный социализация коммуникативный
– теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
– методы количественного и качественного анализа эмпирических данных.
Исследование проходило на базе МБОУ детский сад №26 «Почемучка» г.Октябрьский. Группа кратковременного пребывания детей. Возраст детей 6-7 лет. Количество детей в группе -12 человек, из них 7 девочек и 5 мальчиков.
Опытно-практическая работа проводилась в два этапа:
Первый этап был посвящен определению методологической основы и теоретической базы, изучению и анализу психолого – педагогической литературы по данной проблеме. Также была сформулирована цель исследования, поставлены задачи работы.
Второй этап был посвящен практическому исследованию проблемы, проверку выводов и подведению результатов исследования, обобщение и подведение итогов по теме работы.
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечена использованием методов, адекватных задачам и цели исследования.
Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка литературы.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………6
1.1 Социальное развитие детей дошкольного возраста…………………………6
1.2 Игра как ведущий вид деятельности дошкольника……………………….10
1.3 Роль игры в социализации личности дошкольника……………………….13
2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………16
2.1 Диагностика уровня развития социальных навыков у старших дошкольников……………………………………………………………………16
2.2 Формирование социальных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности……………………………………………………………26
2.3 Анализ эффективности исследования………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..39
Список литературы
1. Андреенкова Н.В. Проблема социализации личности // Социальные исследования. Вып. 3. М: МГУ. – 1970.
2. Венгер П.А. Игра как вид деятельности.// Вопросы психологии № 3, стр. 163-165.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: СОЮЗ, 2013. – 224с
4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2014-272с.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / Под ред. И. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е переработанное. – СПб.: Детство-Пресс, 2011. – 244с.
6. Жичкина А. Значимость игры в развитии человека // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 4. – С.4-11.
7. Клименкова О. Игра как азбука общения // Дошкольное воспитание. -2012. – № 4. – С.13-19.
8. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416с.
9. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст] / С. А. Козлова. – М. : Академия, 1998. – 160 с
10. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от трех до семи лет.-М.: ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «Дом XXI век»,2011.-189с.-(серия «Учимся играючи. «Азбука развития»)
11. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Просвещение, 2014
12. Новицкая М.Ю., Мартинкова Е.В. Учебное пособие для подготовки детей к школе «Родной дом» раздел программы «Наследие»-изд., Просвещение;2012,-96с.
13. Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания: Тезисы докладов / Под ред. И.Л. Дубровиной, A.M. Прихожан и др. М.: АПН СССР, 1986.
14. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва
“Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования”
15. Программа социально-личностного развития ребенка «Я – ЧЕЛОВЕК» под редакцией С.А.Козловой Педагогика. Психология. Управление ДОУ под ред. Злобина А.М. Изд. Школьная пресса,2012 г.
16. Программа « Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред.Р.Б.Стерлина,О.Л.Князева,Н.Н.Авдеева.-изд., Школьная пресса.2009.
17. Трифонофа Е.В., Некрасова А.А., Кубышева М.А., Абдуллина Л.Э. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения осовной общеобразовательной программы «Мир открытий» ,//Научный руководитель Л.Г.Петерсон/ Под общей редакцией Л.Г.Петерсон,И.А.Лыковой.-М.: Цветной мир, 2012.-160с.
18. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. – 336с.
19. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” (с изменениями и дополнениями)
20. Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: Учебно-методическое пособие- Великий Новгород: НовГУ им Ярослава Мудрого,2000-88с.
21. Эльконин Д.Б. Психология игры.-2-е изд.-М.:Гуманит.изд.центр ВЛАДОС,-1999.-з60с.
22. Юдина Е. Г., Степанова Г. Б., Денисова Е. Н. Педагогическая диагностика в детском саду: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – 2-е изд., М.: Просвещение, 2013. – 144с.
Отрывок из работы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Социальное развитие детей дошкольного возраста.
Комплексные исследования последних лет выявляют актуальность проблемы социального развития ребенка и насущность педагогического управления им.
Многие известные педагоги и философы обращали внимание на необходимость ранней социализации ребенка. Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, рассматривающая в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, А.П.Петровский, изучавший закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Крупные исследователи в области отечественной детской психологии и педагогики так или иначе затрагивали эту проблему в связи с общим ходом физиологического, психологического, социально-личностного развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Этой проблеме посвящено множество исследований и монографий.В работах Г.А. Берулава, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова, Н.Ф.Талызиной отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия – через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Если мы обратимся к работам современных педагогов и психологов, то отметим здесь также большой интерес к вопросам социального развития дошкольника по разным направлениям. Мещерякова С. раскрывает коммуникативный аспект общения детей с окружающими их взрослыми, что также является важным для развития социальной компетентности. Психическое развитие ребенка во многом зависит от того, как складывается его общение с окружающими взрослыми. Родителям и воспитателям очень важно знать, как происходит становление и развитие общения ребенка с взрослым, как общение влияет на психическое развитие.
Так же отмечается, что окружающая среда должна рассматриваться как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности, что способствует его успешной социализации.
Социализация – это процесс становления личности. Сущностный смысл социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация – это непрерывный процесс, длящийся в течение всей жизни.
Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых, научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.
В качестве критериев и показателей социализация предлагается использовать отношение ребенка к обществу, социально-значимой деятельности; степень активности жизненной позиции; направленность личности на предмет социальных отношений; степень сформированности социального опыта.
Социализация представляет собой многоаспектный процесс, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры. Социализация детей дошкольного возраста осуществляется в разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми.
Источник