Курсовая работа по сенсорному развитию ребенка раннего возраста

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..…..….3

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

    1. Понятие сенсорного развития в психологии………………………5
    2. Особенности сенсорного развития………………………………..11
    3. Роль сенсорного развития в когнитивном развитии человека….15

РАЗДЕЛ
2. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАНЕГО ДЕТСТВО 
ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

2.1. Психические
особенности детей раннего возраста………………20

2.2.Основы сенсорного развития 
раннего возраста………………….31

РАЗДЕЛ 3. ИЗУЧЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ 
У ДЕТЕЙ РАНЕГО ДЕТСТВА

3.1.Диагностика сенсорного развития
детей раннего возраста………49

3.2.Ход и проведение сенсорного
развития детей раннего возраста…55

3.3.Сравнительный анализ результатов
исследования……………….61

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………..63

ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………….…65

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..67

ВВЕДЕНИЕ

 Актуальность 
проблемы. Сенсорное развитие,
направленное на формирование полноценного
восприятия окружающей действительности,
служит основой познания
мира, первой ступенью которого является
чувственный опыт. Успешность умственного,
физического, эстетического воспитания
в значительной степени зависит от уровня
сенсорного развития детей, т. е. от того,
насколько совершенно ребенок слышит,
видит, осязает окружающее.

Ребенок на каждом
возрастном этапе оказывается наиболее
чувствительным к тем или иным
воздействиям. В этой связи каждая
возрастная ступень становится благоприятной 
для дальнейшего нервно-психического
развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше
ребенок, тем большее значение в его жизни имеет
чувственный опыт. На этапе раннего детства
ознакомление со свойствами предметов
играет определяющую роль. Профессор Н.
М. Щелованов называл ранний возраст «золотой
порой» сенсорного воспитания.

В истории дошкольной психологии и педагогики, на
всех этапах ее развития, эта проблема
занимала одно из центральных мест. Видные
представители дошкольной психологии
и педагогики (Я.А. Коменский,        
Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли,
Е. И. Тихеева, А. П. Усова, А.В.Запорожец,
Н.П.Сакулина  и др.)  справедливо
считали, что сенсорное воспитание, направленное
на обеспечение полноценного сенсорного
развития, является одной из основных
сторон, дошкольного воспитания. Ими были
разработаны разнообразные дидактические
игры и упражнения по ознакомлению
детей со свойствами и признаками предметов.

Анализ 
дидактических систем перечисленных 
авторов с позиций принципов теории сенсорного
воспитания позволяет сделать вывод о
необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления
детей со свойствами и качествами предметов
в свете новейших психолого-педагогических
исследований. Это обусловило выбор темы
нашей курсовой работы «Сенсорное развитие
детей раннего возраста».

Цель 
исследования – изучить и апробировать 
методику сенсорного развития детей раннего
возраста.

Объект 
исследования  –  процесс сенсорного
развития у детей раннего возраста.

Предмет
исследования  –  психологические особенности
сенсорного развития.

Задачи 
исследования:

– Изучить психолого-педагогическую
литературу по проблеме исследования.

– Определить уровни развития
сенсорного развития детей раннего возраста.

– Провести экспериментальную
работу и выявить  условия сенсорного
развития детей раннего возраста.

 Гипотеза исследования сенсорное развитие детей раннего
возраста будет более эффективна при следующих
условиях:

–  создания 
благоприятной развивающей среды;

– использования 
разнообразных методов сенсорного развития личности
ребенка.

В данном исследовании
использовались следующие методы: наблюдение за детьми, и их
обследование, с целью определения уровня
сенсорного развития; психолого-педагогический
эксперимент, с целью, апробации методики
сенсорного развития детей раннего возраста.

Курсовая работа
состоит из введения, основной части: теоретической и экспериментальной,
заключения, списка литературы, приложения.

Экспериментальная
база ДУЗ №60 города Симферополя.

Время проведения
с 1 января по 15 марта 2010 года.
В эксперименте участвовало две первых 
младших группы: контрольная и экспериментальная,
два воспитателя и методист дошкольного
учреждения.

РАЗДЕЛ I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ

1.1.Понятие 
сенсорного развития в психологии

Сенсорное развитие
–  развитие чувств и восприятия
человека, формирование представлений 
об особенностях предмета (форму, цвет,
размера, положение в пространстве)[9,456].

Сенсорное развитие предполагает развитие
слуховой чувствительности, умения вслушиваться
и различать звуки в окружающей обстановке,
развитие речевого слуха (звуковой стороны
речи, способности анализировать звуковую
структуру слова) и музыкального слуха.

Сенсорное развитие так же включает в
себя также развитие тактильной чувствительности
— умения различать на ощупь качества
предметов и правильно называть их (гладкий,
пушистый, мягкий, твердый, тяжелый, легкий,
холодный, теплый и др.). Одна из сторон
сенсорного воспитания — развитие обонятельных
и вкусовых ощущений [27, 59].

 В условиях целенаправленной
содержательной деятельности развитие ощущений и восприятий
происходит успешнее, так как не только
создаются благоприятные условия для
этого, но и появляется потребность в овладении
звуком, цветом, формой, пространственными
ориентировками. Прежде чем нарисовать
какой-то предмет, надо вычленить его форму,
установить ее сходство с определенной геометрической
фигурой; для того чтобы поиграть в веселую
музыкальную игру, надо вслушаться в музыку,
уловить мелодию, или силу звучания, или
высоту звуков.

Для определения 
свойств и качеств  предметов детей учат обследовать
их. Обследование — это специально организованное
восприятие для последующего использования
его результатов в той или иной деятельности.
В процессе обследования дети учатся
последовательно выделять форму, величину,
пространственные отношения, цвет.

Одна из задач сенсорного
развития — формирование у человека представлений
о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны
— это образцы, которые были выработаны
в процессе общественно-исторического
опыта. Такими эталонами являются основные
цвета, геометрические фигуры (шар, куб,
круг, квадрат и др.), различная высота
музыкальных звуков, выраженная в звучании
нот. Если ребенок знаком с эталонами и
их словесными обозначениями, ему легче
ориентироваться в окружающем мире: он
соотносит встречающиеся ему предметы
с эталонами и называет цвет, форму, величину
предметов, пространственное расположение
их. Обучение обследованию производится
с учетом возраста детей: младшим даются
предметы, более простые по форме (мячик,
кубик, башенка), окрашенные в основные
цвета, без излишних деталей; мелодии простые,
с контрастной силой звучания, высотой
звуков, темпом исполнения разных частей.
Старшие дети рассматривают и анализируют
все окружающие их предметы, выделяют
большое количество свойств и качеств
(цвет, форму, вес, твердость, фактуру материала
и др.); для определения характера произведения
им даются более сложные мелодии, ритмические
рисунки, менее заметные переходы от одного
темпа к другому, что заставляет детей
вслушиваться в исполнение музыкального
произведения [8, 57].

Дети, с которыми последовательно
проводится работа по обучению обследованию,
выделяют и называют большее количество
признаков обследуемых объектов. Это и
есть та аналитическая деятельность ребенка,
которая позволяет ему в будущем глубже
вглядываться в предметы и явления, замечать
их существенные и несущественные
стороны, видоизменять их в нужном
направлении.

Начальные этапы 
познания обеспечиваются воспитания процессами   ощущения  
и   восприятия.   Непосредственное
чувственное восприятие окружающего составляет
основу представлений. Характер этих представлений,
их точность, отчетливость, полнота зависят
от степени развития тех сенсорных процессов,
которые обеспечивают отражение действительности,
т. е. от развитости ощущений и восприятий.
Особое значение чувственное познание
имеет в дошкольном детстве. А. П. Усова
указывала, что большая часть накопленного
умственного багажа детей дошкольного
и младшего школьного возраста составляют
чувственно воспринимаемые впечатления.
Логическое познание, в котором ведущая
роль принадлежит мышлению и речи, вырастает
из чувственного опыта, отражает его и
формируется на его основе. Само освоение
речи также имеет сенсорные основы: выделение
речи как особого раздражителя, различение
интонации слов, звуков обеспечиваются
слуховыми и кинестетическими восприятиями.

Логическое 
мышление и речь перестраивают чувственное 
познание. Восприятие становится «думающим»,
приобретает характер наблюдения. Обобщенные и осмысленные знания
ускоряют распознавание, накопление новых
чувственных данных, способствуют включению
этих новых данных в ранее накопленные
системы. Таким образом,
мышление и речь становятся условием дальнейшего
сенсорного развития человека, культуры
чувственного познания [30, 128].

Конкретное 
определение содержания и методов сенсорного развития в педагогике
зависит от того, как проблема развития
восприятий и ощущений понимается в психологии.
Решающее значение при этом имеют две
взаимосвязанные проблемы: что в восприятии
является «выученным», приобретенным
в результате опыта и как происходит это
«выучивание».

В психологии выделяют ряд важнейших
положений о сущности  восприятия 
и  его развитии [27,165].

Первое положение. В
психологии ощущение и восприятие рассматриваются
не как рецепторные процессы,  а как
рефлекторные. Это значит, что ощущение
и восприятие носят не пассивный характер
зеркального отражения качеств предмета
или предмета в целом, а рассматриваются
как особые действия анализаторов, направленные
на обследование предмета,  его особенностей.

Само развитие восприятия
рассматривается как длительный путь
овладения ребенком сенсорными действиями.
При первичном различении объектов ребенок
первого полугодия жизни еще не выделяет
особенностей объектов. И только с развитием
и совершенствованием различных обследовательских
действий осуществляется формирование
сложных адекватных образов, т. е. осуществляется
предметное восприятие.

Второе    положение.  
Развитие  восприятия  у человека
рассматривается как процесс усвоения
социального сенсорного опыта, как формирование
подвлиянием взрослых новых, ранее не
существовавших сенсорных способностей.

Что же включает
социальный сенсорный опыт и что 
осваивает ребенок?

Прежде всего ребенок осваивает систему
перцептивных действий, закрепленных
человечеством в качестве способов, обеспечивающих
адекватное познание окружающего. Восприятие
ребенка расширяется, совершенствуется
по мере овладения новыми перцептивными
действиями. Каждое новое перцептивное
действие, осваиваемое ребенком, дает
возможность открывать в предметах новые
свойства и качества.

Поначалу для 
выделения того или иного предметного 
качества перцептивное действие имеет 
развернутый характер, ярко выраженный
и наблюдаемый. А затем, по мере накопления
сенсорного опыта, перцептивные действия
свертываются, некоторые из них постепенно переходят в зрительный
план, хотя при затруднениях в восприятии
они могут снова приобрести развернутый
характер [18,98].

Каждый человек 
в процессе своего индивидуального 
развития осваивает системы эталонов
и научается ими пользоваться как мерками
качества для анализа воспринимаемой
окружающей действительности и для систематизации
своего сенсорного опыта.

Под эталонами 
понимаются нормативные значения свойств,
выделенные в процессе общественно-исторической
практики человека. В результате многовековой
производственной, научной, художественной
деятельности человечество выделило в
многообразии свойств воспринимаемой
действительности системы сенсорных качеств,
наиболее значимых в той или иной деятельности:
систему геометрических форм, цветов,
величин, материалов, систему звуков по
высоте, нормы звукопроизношения в речи,
систему направлений и т. д. Все эти важнейшие
качества получили и словесные обозначения,
названия: цвета спектра, объемные и плоскостные
геометрические  фигуры,   меры 
длины,   веса,  материалы  
и  т.  п.

Процесс освоения
сенсорных эталонов начинается в 
раннем детстве и продолжается на
протяжении всего дошкольного детства,
выходя за его пределы. Освоение эталонных
значений качеств проходит три периода,
которые отражают возможности ребенка систематизировать, получаемые
им представления о свойствах предметов.

Первый период
длится до начала третьего года жизни.
Это период сенсомоторных предэталонов,
когда ребенок отображает лишь отдельные 
особенности предметов, которые 
имеют существенное значение для непосредственного
двигательного приспособления, — некоторые
особенности формы, величину предметов,
расстояние и т. д.

Источник

Оксана Липатова
Опыт работы по теме «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

«Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

подготовил:

Липатова Оксана Константиновна,

воспитатель МДОАУ № 60

город Орск

2019 год

«Без игры нет, и не может быть полноценного

умственного развития… Игра — это искра,

зажигающая огонёк пытливости и любознательности»,

считал В. А. Сухомлинский.

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного воспитания, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребенка,прежде всего в процессы познания окружающей жизни: предметов, их свойств и качеств.

Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов; их форме, цвете, величине, положении в пространстве и т. п. Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действия с ними. Ведущим видом деятельности и основой становления ребёнка до трёх лет является предметная игра.

Актуальность сенсорного развития

Сенсорное развитие маленького ребёнка является необходимой составляющей для его гармоничного роста и воспитания, так как именно в первые годы своей жизни он сталкивается с огромным количеством незнакомой для него информации.

Играя, ребенок учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны; учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, принимать самостоятельное решение; развивается и познает мир.

Значение сенсорного воспитания

-является основой для интеллектуального развития,

-развивает наблюдательность, внимание,

позитивно влияет на эстетическое чувство,

-является основой для развития воображения,

-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности,

-обеспечивает усвоение сенсорных эталонов,

-влияет на расширение словарного запаса ребенка,

-влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

Сенсорное воспитание осуществляю через разные формы работы:

– образовательную деятельность

– игры – экспериментирования

– художественное творчество

– наблюдение

дидактические игры

Я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

Работу по данному направлению я начала с того, что изучила педагогическую, научно-методическую литературу, современные программы, нормативные документы, проанализировала исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников. Проанализировав литературу по вопросу сенсорного воспитания и свой опыт работы, я пришла к выводу, что помочь в решении этой актуальной задачи в условиях дошкольного учреждения может использование дидактических игр на занятиях и в повседневной деятельности ребенка.

Посредством дидактической игры дети овладевают новыми знаниями, умениями, у них формируются сенсорныеэталоны с меньшим напряжением: дети легче запоминают материал, осваивают новые способы деятельности, сравнивают, различают, сопоставляют, обобщают. Ребенка привлекает в игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной содержательной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Поэтому я считаю, что активное использование дидактических игр является одним из важных условий сенсорного развития детей первой и второй младшей группы. Мне как педагогу, интересно найти методы, приемы и способы организации этой работы, которые помогут мне добиться хорошего результата.

Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью дидактической игрушки обратить внимание на данные свойства предмета, а затем предложить малышу выполнить ряд заданий на подбор (соотнесение, группировка, сортировка) игрушек по сходству или различию и т. п.

Главная цель дидактической игры – обучающая. В раннем возрасте ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению – это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидактическойигры определяется рациональным сочетанием двух задач: дидактической и игровой.

Задачи:

– формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

– знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр;

– воспитывать познавательный интерес, любознательность;

– упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

– способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков;

развивать мелкую моторику рук.

С детьми раннего возраста провожу игры — занятия, в которых подача какого — либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.

Чтобы привлечь внимание детейя вначале образовательной деятельности использовала сюрпризные моменты: «А кто это стучится к нам?», «Посмотрите, что нам принесла Машенька в волшебном мешочке!» и т. д.

В процессе работы с детьми, я побуждала детей к активным действиям с дидактическим материалом, а для закрепления умений прибегала к многократным упражнениям с аналогичными материалами, что позволило детям использовать знания и опыт в самостоятельных играх.

Во время игр и образовательной деятельности старалась заботиться о хорошем эмоциональном самочувствии ребенка. Привлекала внимание к предметам и действиям с ними с помощью разнообразных приемов, поддерживала интерес к образовательной деятельности через введение персонажей («пришла Катя посмотреть на нас», «пальчики хотят помочь» и т. д.). Также в работе использовался индивидуальный подход к детям, у которых был низкий уровень сенсорного развития.

Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет фрукты?», «Кто быстрее разложит по баночкам?» и т. п.

Для успешной организации сенсорного развития в группе создана предметно- развивающая среда. Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта ребенка. Причем предметно – развивающая среда не только должна обеспечивать совместную деятельность детей по развитию сенсорных способностей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого. Поэтому при проектировании предметно-развивающей среды учитывала:

– индивидуальные социально- психологические особенности детей;

– интересы, склонности, предпочтения, потребности детей;

возрастные особенности.

Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности.

Исходя из этих требований, постаралась наполнить группу игрушками, играми, предметами, вещами, которые бы мне помогли сформировать у детей сенсорные способности.

Оформлен центр сенсорного развития

Созданы нетрадиционные игры и пособия…. важным условием сенсорного развития детей раннего возраста является правильно организованная предметно-развивающая среда. Было изготовлено много пособий из дерева конструкторов со шнуровкой, сенсорные коврики с крючками, пуговицами, замочками, вязаный пальчиковый театр, вязаные фрукты для изучения цвета, формы, величины, были приобретены настольные дидактические игры, конструкторы, мозаика различной величины, формы, картинки, пазлы все пособия находятся в зоне доступности для детей. В группе собрано много материала на развитие тактильных ощущений.Большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Также одна из целей сенсорного воспитания – изучение предметного мира и свойств предметов, которые окружают дошкольников. Подобные цели реализуются проведением игр-экспериментирований, которые направлены на развитиевсех видов восприятия: тактильного, слухового, обонятельного, зрительного. В течение дня дети выбирали любой материал по желанию, для игры, детям дается возможность для самостоятельной деятельности.

В своей работе я использую следующие виды дидактических игр:

1. Игры для сенсорного развития:

Цвет:

-развивать умение различать цвета, ориентируясь на их однородность или неоднородность при наложении;

-познакомить детей с названиями основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый);

-развивать умение осуществлять выбор цвета по образцу и проверять его примериванием, -ориентироваться на цвет как на значимый признак,производить выбор цвета по слову:

«Собери гусеницу по цвету»

«Подбери по цвету»

«Посели горошек в свой домик:»

«Посади бабочку на цветок:»

«Подбери чашку к блюдцу:»

«Подбери по цвету пуговицу к платью»

«Подбери прищепку по цвету»

«Подбери крышку к кастрюле»

«Подбери ниточку к шарику»

«Подбери карандаш по цвету:»

«Подбери одежду по цвету» и т. д.

Величина:

-развивать умение ориентироваться на величину предметов;

-соотносить по величине плоскостные и объемные фигуры;

-закреплять словесное обозначение величин («большой», «маленький», «больше», «меньше»);

-обратить внимание на длину, высоту и ширину;

-знакомить со словами «длинный», «короткий», «высокий», «низкий», «широкий», «узкий»;

-развивать умение соотносить предметы по длине, высоте и ширине в действиях с ними,определять зрительно предметы резко различной величины:

«Подбери животных по размеру»

«Посели рыбку в свой аквариум:»

«Подбери по размеру:»

«Посели мишку в свой домик» и т. д.

Форма:

-закреплять знание названий форм;

-осуществлять выбор формы по ее названию;

-развивать умение видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и вкладки, -составлять целое из разных геометрических форм, подбирая нужные с помощью проб и примеривании;

-развиватьумение соотносить плоскостную и объемную формы в практическом действии с предметами:

«Посели животных и фигурки в дома:»

«Подбери заплатку»

«Спрячь мышку:»

«Наклей заплатку:»

«Помоги белке подобрать жёлудь»

«Один,много:» и т. д

2.Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата — собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр — способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

Таким образом, благодаря дидактическим играм, данная группа детей продемонстрировала умения определять, называть и дифференцировать основные цвета и геометрические формы; называть основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый); сравнивать объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия, на основе обследования и развития глазомера.

Источник