Курсовая работа на тему развитие речи ребенка раннего возраста

Курсовая работа на тему развитие речи ребенка раннего возраста thumbnail

Введение.

Ранний возраст является наиболее
важным в развитии всех психических процессов,
а особенно речи. Развитие речи возможно
только в тесной связи с взрослым. Развитие речи в раннем детстве
тесно связано с формированием различных
сторон психической деятельности: зрительного
и слухового восприятия, предметной деятельности,
мышления, общения и др. Поэтому основное
условие развития речи – всестороннее
воспитание ребенка. Вместе с тем овладение
речью существенно перестраивает всю
его психическую деятельность. Благодаря
слову восприятие, память, деятельность
ребенка начинают регулироваться, формируется
речевое общение. Речь – важнейшее средство
передачи ребенку социального опыта, руководства
его поведением.

В течение второго года, если
с ребенком разговаривают, с каждым днем
расширяется его активная речь, он все
больше и больше произносит слов. Исследования
показывают, что при благоприятных условиях
развития и воспитания к двум годам в речи
ребенка может быть до 250 – 300 слов.

Бывают случаи, когда дети начинают
говорить (произносить первые слова) не
в 14 месяцев, а значительно позднее – к
двум и даже к трем годам. Такое отставание
может быть вызвано разными причинами.
Возможно, уделяется мало внимания в плане
общения с ребенком или взрослые пытаются
предвосхитить любой запрос малыша и ему
не нужно стремиться выражать их словами.
Среди причин могут быть и медицинские
показания, желательно обратиться к специалистам
(психологу, врачу – логопеду).

Овладение речью дается маленькому
ребенку нелегко: он еще и недостаточно
ясно воспринимает речь взрослых и недостаточно
хорошо владеет своим речевым аппаратом.
Нельзя мешать правильному развитию речи
ребенка, подражая ему в неправильном
произношении слов. Чтобы речь ребенка
развивалась нормально, взрослым необходимо
произносить слова нормально, правильно.
Ребенок, перенимая хорошую речь, скоро
овладеет хорошим, правильным произношением.

За год, от двух до трех лет,
значительно и быстрыми темпами развивается
словарь детей, и при хороших условиях
число слов, которыми владеет ребенок
этого возраста, достигает тысячи. Такой
большой запас слов позволяет ребенку
активно пользоваться речью.

К трем годам дети учатся говорить
фразами, предложениями. Они уже могут
выражать словами свои желания, передавать
свои мысли и чувства.

При систематической работе
и при благоприятных условиях к трем годам
речь детей развивается настолько, что
они в состоянии выразить словами свое
желание, мысль, повторить то, что запомнили.
Они могут декламировать небольшие стихи,
петь песни.

В связи с тем, что в настоящее
время значительно возросло число детей
с речевыми нарушениями, а, как известно
правильная речь является одной из важнейших
предпосылок дальнейшего полноценного
развития ребенка, процесса социальной
адаптации, выявление и устранение нарушений
речи необходимо проводить в более ранние
сроки. Поэтому изучение развития речи
детей раннего возраста, а также выявление
отклонений в развитии речи в раннем возрасте
является наиболее актуальной темой
в настоящее время. Пластичность нервной
системы у ребенка не беспредельна и с
возрастом значительно понижается, поэтому
работа по диагностике, профилактике,
коррекции и формированию речи должна
начинаться в самом раннем возрасте (В.К. Орфинская, К.А.
Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Б. Эйдинова).
Эмоциональность ребенка, его потребности,
интересы, темперамент, характер – весь
психический склад личности выявляются
в речи. Общение со взрослым имеет определяющее
значение для развития речи. В то же время
развитие речи раскрывает для ребенка
возможности развития общения.

 Гипотеза исследования:
можно предположить, что уровень развития
речи в группе детей раннего детского
возраста развит недостаточно.

Объект: дети раннего возраста.

Предмет: речевое развитие детей в раннем
возрасте.

      
Цель: изучить психические особенности
речевого развития детей в раннем возрасте.

Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд задач:

1. Изучить научно-методическую 
литературу по проблеме исследования.

2. Рассмотреть психические
особенности речевого развития детей
раннего возраста.

3. Проанализировать полученные 
результаты и сделать выводы

Структура исследования: курсовая работа состоит из
введения, двух глав, заключения и списка
литературы.

Глава 1.
Теоретические аспекты развития речи
у детей в раннем возрасте.

1.1 Психолого-педагогические 
аспекты речевого развития детей 
раннего возраста.

В настоящее время проблемы
диагностики и коррекции речевых нарушений
чрезвычайно актуальны. Развитие личности
ребенка определяется тремя факторами:

1) предпосылками: генотипом,
с врожденными особенностями;

2) условиями, в которые 
входят социальное окружение, семья,
образовательно-воспитательное учреждение,
другие социальные структуры 
и ситуации, определяющие развитие 
личности посредством заинтересованных 
близких и профессионалов;

3) внутренней позицией 
самого человека, формирующийся 
в процессе его индивидуального 
развития в зависимости от 
ценностных ориентаций семьи.

Социально-нравственный эффект
помощи детям огромен, он демонстрирует
принципиально новые возможности педагогики
и отражает степень зрелости социальной
политики общества. Возраст с рождения
до 3 лет является наиболее важным периодом
в жизни ребенка. Пластичность мозга ребенка
раннего возраста, сенситивный период
формирования многих функций на этом возрастном
этапе определяют большие потенциальные
возможности коррекционно-педагогического
процесса. Наличие ранней и адекватной
помощи ребенку позволяет более эффективно
компенсировать нарушения в психофизическом
развитии малыша и тем самым смягчить,
а возможно, и предупредить отклонения.

При ранней диагностике и своевременно
начатом коррекционном воздействии в
целом и в речи, в частности на первом-втором
году жизни, часть детей, несмотря на сложность
дефекта, к трем-пяти годам приближаются
по уровню общего и речевого развития
к возрастным стандартам. Это позволяет
рекомендовать для них интегрированное
обучение в массовом детском саду, а в
дальнейшем и в школе, при условии сохранения
систематической коррекционной помощи
со стороны педагога-логопеда, психолога
и т.д.

Выдающиеся советские психологи
Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн
показали, что психика ребенка развивается
в основном путем “социального наследования”,
“присвоения” общественного опыта.
Если у животных, вплоть до антропоидов,
решающее значение в развитии имеют две
формы опыта: родовой (он заложен в нервной
организации и передается по наследству)
и индивидуальный (он приобретается в
ходе жизни и приспособления к окружающие
среде), что у человека доминирующую роль
играет третья форма опыта, полностью
отсутствующая в животном царстве: общественно-исторический
опыт предшествующих поколений людей,
воплощенный в продуктах материальной
и духовной культуры. На протяжении детства
ребенок усваивает наследство отцов. В
процессе такого усвоения – обучения в
широком смысле слова – и совершается подлинное
развитие его психики. Ребенок усваивает
не только отдельные знания и умения –
у него происходят коренные изменения
различных психических процессов. Обучение
ведет за собой развитие: – говорил Л.С.
Выготский.

Непременным условием для всестороннего
развития ребенка является общение его
с взрослым. Взрослые – хранители опыта,
накопленного человечеством, знаний, умений,
культуры. Передать этот опыт можно не
иначе как с помощью языка. Язык – “важнейшее
средство человеческого общения”.

Дети раннего возраста, усваивая
родной язык, овладевают важнейшей формой
речевого общения – устной речью. Речевое
общение в его полном виде – понимание
речи и активная речь – развивается постепенно.

Речь представляет собой очень
сложную психическую деятельность, подразделяющуюся
на различные виды и формы. Речь – специфически
человеческая функция, которую можно определить
как процесс общения посредством языка.

Формируясь у ребенка по мере
овладения языком, речь проходит несколько
этапов развития, превращаясь в развернутую
систему средств общения и опосредования
различных психических процессов.

Советский врач и педагог Е.А.
Аркин указывал; “Жестами, мимикой, хлопаньем
в ладоши, ласковым лепетом ребенок достигает
часто того, что ему в этом периоде жизни
наиболее нужно, то есть любви, помощи
и подчинения себе взрослых”.

Эмоциональное общение является
стержнем, основным содержанием взаимоотношения
взрослого и ребенка в подготовительный
период развития речи – на первом году
жизни. Ребенок отвечает улыбкой на улыбку
взрослого, произносит звуки в ответ на
ласковый разговор с ним. Улыбка рождает
покой и устанавливает взаимопонимание.
Она – приглашение к общению, выражение
положительных эмоций. С улыбкой пробуждается
психика ребенка, улыбка предваряет его
речь, улыбкой он как бы сообщает о его
готовности к общению. Это именно эмоциональное
общение, а не речевое, но в нем закладываются
основы будущей речи, будущего общения
с помощью осмысления произносимых и понимаемых
слов.

Различают несколько этапов
развития потребности в общении ребенка
с взрослым:

1. Потребность во внимании 
и доброжелательности взрослого.
Это достаточное условие благополучия,
ребенка в первом полугодии 
жизни.

2. Нужда в сотрудничестве 
или в соучастии взрослого. Такое 
содержание потребности в общении 
появляется у ребенка после 
овладения им произвольным хватанием.

3. Нужда в уважительном 
отношении взрослого. Она возникает 
на фоне познавательной деятельности 
детей.

4. Потребность во взаимопонимании 
и сопереживании взрослого.

Ребенок стремится добиться
общности взглядов с взрослым.Н.М. Щелованов
и Н.М. Аксарина, Н.Л. Фигурин и М.П. Денисов,
М.Ю. Кистяковская и другие авторы обязательно
включают предречевые вокализации в состав
“комплекса оживления”, который является
видом социального поведения ребенка.
По их мнению, именно реакция оживления
является началом развития речи ребенка.

В настоящее время современные
психолингвистические, психологические
и педагогические исследования основываются
на двух принципах: принципа развития
и принципа деятельности.

В логопедии психолого-педагогический
подход сформулирован Р.Е. Левиной.

Одним из психологических принципов,
лежащих в основе овладения речью детьми,
является принцип развития, согласно которое
все психические процессы, в том числе
и речь, имеют определенные качественные
стадии в своем развитии. Развитие психических
процессов протекает в тесном взаимодействии
друг с другом.

Как отмечал известный советский
психолог Л.С. Выготский, слишком позднее
начало обучения не играет той роли в развитии,
какую оно играет тогда, когда происходит
в оптимальные сроки. В этот наиболее благоприятный
для развития речи период ребенок овладевает
основными средствами языка, на котором
осуществляется общение .

“Обучение только тогда 
хорошо, – писал Л.С. Выготский, – когда 
оно идет впереди развития. Тогда 
оно пробуждается и вызывает 
к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания,
лежащих в зоне ближайшего 
развития”.

А.А. Леонтьев в рамках деятельностного
подхода рассматривал речь как деятельность.
Определяя речь как деятельность, необходимо
выделять ее компоненты: цели, мотивы,
речевые действия и средства. Одной из
особенностей речевой деятельности, свойственной
детям дошкольного возраста, является
слияние целей и мотивов речевого общения,
а также перемещение речевого мотива в
какую-либо деятельность, например в игровую.
Использование разнообразных видов деятельности
формирует у ребенка потребность в овладении
речью. Наличие мотива – важное условие,
как для восприятия речи, так и для активного
пользования, ею в общении. В результате
этого речь быстро становится объектом
наблюдений ребенка. Для того чтобы наиболее
полно представить себе развитие речи
детей раннего возраста необходимо обратиться
к речевому онтогенезу.

1.2 Этапы развития 
речи.

Процесс становления у детей
первой функции речи, т.е. овладения речью
как средством общения, в течение первых
лет жизни проходит несколько этапов.

На первом этапе ребенок еще
не понимает речи окружающих взрослых
и не умеет говорить сам, но здесь постепенно
складываются условия, обеспечивающие
овладению речью в последующем. Это довербальный
этап. На втором этапе осуществляется
переход от полного отсутствия речи к
ее появлению. Ребенок начинает понимать
простейшие высказывания взрослых и произносит
свои первые активные слова. Это этап возникновения
речи. Третий этап охватывает все последующие
время вплоть до 7 лет, когда ребенок овладевает
речью и все более совершенно и разнообразно
использует ее для общения с окружающими
взрослыми. Это этап развития речевого
общения.

Решающую роль в становлении
речи и использовании ее ребенком играют
факторы коммуникативного характера.
Необходимо подчеркнуть, что первая – межиндивидуальная
– функция речи не только генетически исходная,
но и основополагающая в становлении речи.
Ребенок начинает говорить только в ситуации
общения и только по требованию взрослого
партнера.

Анализ поведения детей раннего
возраста проведенный Лубовским В.И. показывает
ничто в их жизни и поведении не делает
для них необходимым употребление речи.
Лишь присутствие взрослого, который постоянно
обращается к детям со словесными высказываниями
и требует адекватной на них реакции, в
том числе речевой, заставляет ребенка
овладевать речью (25).

Мищерекова С.Ю., Авдеева Н.Н.
выделяют следующие этапы развития речи
детей в процессе общения (1).

Довербальный этап
развития речи

Подготовительный этап охватывает
1-й год жизни детей.

Срок небольшой по сравнению
с продолжительностью человеческой жизни.
Однако он имеет чрезвычайное значение
в генезисе вербальной функции ребенка.

На протяжении первого года
ребенок, меняет по крайней мере две формы
общения с окружающими взрослыми. К двум
месяцам у него складывается ситуативно-личностное
общение с близкими взрослыми. Оно характеризуется
следующими чертами:

общение находится на положении
ведущей деятельности детей, опосредуя
все их остальные отношения с миром.

содержание потребности детей
в общении сводится к нужде в доброжелательном
внимании взрослых, ведущим среди мотивов
общения является личностный мотив.

основным средством общения
с окружающими людьми, служит для младенцев
категория выразительных движений и поз.

В конце первого полугодия ребенок,
овладевший хватанием, переходит на уровень
второй, более сложной формы общения со
взрослыми. Это ситуативно-деловое общение.
Оно отличается такими особенностями:

Источник

  • Выдержка
  • Литература
  • Похожие работы
  • Помощь в написании
Читайте также:  Советы на все беременность для развития ребенка

Развитие речи детей раннего возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы развития речи в раннем возрасте

    • 1. 1. Этапы развития речи у детей раннего возраста
    • 1. 2. Сущность развития речи
    • 1. 3. Факторы, влияющие на развитие речи ребенка
  • Заключение
  • Список литературы

В работе с детьми до 1 г. 6 мес. на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учат понимать слова, обозначающие людей, предметы (одежда, мебель, посуда и т. д.), элементарные действия, а также простейшие фразы. С помощью фраз взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения учит понимать смысл поручений и выполнять их. B становлении активной речи большую роль играет развитие способности подражания. Необходимо формировать у детей умение подражать звукосочетаниям и словам.

Вместе с тем воспринимаемые слова они должны воспроизводить не только после того, как услышат в речи взрослого, но и по собственной инициативе. С 1 г. 6 мес. основной задачей является развитие у детей активной речи, продолжается развитие понимания речи взрослого. Их необходимо учить понимать названия малознакомых или совсем незнакомых предметов, явлений, событий, действий, происходящих не только в непосредственно близком, но и более далеком окружении (в саду, во дворе, на улице), а также понимать названия признаков предметов, выполнять поручения и т. д. [4]. В активной речи отмечается значительное расширение словарного запаса: дети начинают употреблять все те слова, которые ранее научились понимать. Важным является обучение детей составлению предложений из трех и более слов. Необходимо, развивая речь как основное средство общения с окружающими, учить детей обращаться по различным поводам к взрослым и сверстникам, задавать вопросы, передавать ранее полученные впечатления (увиденное, услышанное) несколькими словами и простыми фразами. Взрослый стремится сделать режимные процессы и все виды самостоятельной деятельности малыша содержательными, эмоционально-выразительными, результативными для развития его активной речи. Речевые реакции у детей раннего возраста активизируются в моменты сильной заинтересованности, следовательно, эти моменты необходимо использовать, если они возникают случайно, и создавать специально. Работа по развитию речи и ориентировки в окружающем должна проводиться одновременно: расширяя ориентировку в окружающем, взрослый развивает и речь ребенка [20].

Читайте также:  Что нужно знать для развития ребенка по месяцам

Если воспитатель не называет предметы, с которыми малыш действует изо дня в день при проведении режимных процессов, не показывает знакомые предметы в различных новых взаимосвязях, то познавательная активность снижается вместе с угасанием ориентировочной реакции на новизну ситуации: у ребенка возникает пассивное отношение к происходящему. Овладевая действием быстрее, чем словом, малыш приучается обходиться без речевого общения со взрослым, не интересуется его действиями, безучастен к происходящему: Он пассивно участвует в режимных процессах, подчиняясь авторитету взрослого и установленному распорядку. Вот почему необходимо поддерживать ориентировочную активность ребенка в бытовых ситуациях (кормление, одевание, переодевание, умывание и т. д.), чтобы каждая из них носила развивающий характер. Одним из приемов такой активизации является раскрытие не только способов действия с предметами, их названия, но и мотивации этих действий: «Будем мыть руки с мылом, чтобы они были чистыми», «Оденем на головку шапочку, на руки варежки, на ножки сапожки, чтобы не замерзла наша Оленька» и т. д. Ребенок учится видеть предметы в различных взаимосвязях, понимать целесообразность и направленность действий взрослых, усваивать причину и следствие собственных действий с предметами и т. д. Результатом такой работы является то, что ребенок как бы делает «открытие», что все предметы имеют названия и для чего-то предназначены. Это огромный скачок в развитии познавательной деятельности малыша. Показателем развития познавательной активности детей являются вопросы: «Это что? А это?», их направленность связана не. только с уточнением названия предмета или действия, но и с желанием узнать, что с этим предметом можно сделать [19]. К полутора годам дети начинают хорошо ходить, что способствует дальнейшему освоению окружающего. К этому времени следует познакомить их с новыми предметами мебели — шкафом, диваном, скамейкой; одежды — рубашкой, штанишками, колготками, носками, бантом, туфлями и т. д., учить свободно ориентироваться среди них.

В кукольном уголке следует показать новые предметы посуды — кастрюлю, сковороду, чайник. В условиях детского учреждения в холодный период года дети начинают выходить на прогулку после 1 г. 6 мес., поэтому с предметами верхней одежды (пальто, рейтузы, шарф, варежки, галоши) регулярно знакомятся лишь в этом возрасте. В результате повседневно проводимой работы по ознакомлению с окружающим малыши начинают хорошо ориентироваться в комнате. К 1 г. 9 мес. они усваивают назначение однотипных предметов — шкаф для одежды, для посуды, для игрушек, для полотенец; полка «для игрушек, для цветов и т. д.

К двум годам легко находят предметы одежды для мальчика (рубашка, брюки), для девочки (платье, юбка, кофта). Малыши начинают лучше ориентироваться в предметах посуды: отличают тарелку от миски, чашку от стакана, знают чайник, кастрюлю, сковороду. Ориентировка в предметах мебели расширяется за счет уточнения их назначения и усвоения отличительных свойств однотипных предметов, имеющих разные внешние признаки: взрослый стул и детский; стол для ребенка и для взрослого; шкаф для детской одежды и для одежды взрослого. К концу второго года жизни у детей складываются более точные знания об окружающем и более сложная ориентировка в комнате: они знают, где находятся окно, дверь, потолок, пол, лампа, усваивают назначение спальни, столовой, игровой, раздевалки, ванной комнаты. К двум годам знают назначение основных постельных принадлежностей (подушка, одеяло, матрац, простыня) [16].

Уже в начале второго года жизни детей начинают знакомить с трудовыми действиями взрослых. Они наблюдают, как няня моет посуду, подметает пол, протирает мебель и игрушки. После 1 г. 6 мес. малышам следует показать и назвать некоторые трудовые действия, связанные с предметами домашнего обихода: стирка, глажение, мытье посуды, влажная уборка пола, починка игрушек, одежды и т. д. Причем дети могут не только наблюдать труд взрослых, но и активно по возможности помогать: принести тряпочку, убрать игрушки, повесить свою одежду в шкаф, подать упавший на пол предмет и т. д. До 1 г. 6 мес.

детям дают поручения, состоящие из одного действия, а после 1 г. 6 мес. — из 2−3 взаимосвязанных действий, например: «Оленька, подойди к шкафу, возьми совочек, принеси мне» [7]. Родители во время прогулок в воскресные дни, ежедневно по пути в детский сад обращают внимание малышей на погоду («Светит солнце», «Идет дождь (снег)», «Дует ветер»), на растения, животных и т. д., учат выражать словами свои впечатления. Особое место отводится ознакомлению детей в доступной и простейшей форме с явлениями общественной жизни.

Следует обращать внимание на транспорт («Это машина», «Поехал автобус», «Летит самолет» и т. д.), изменения на улице («Развесили флаги», «Украсили улицу цветными огоньками» и т. д.), трудовые действия взрослых на улице («Дворник (дядя) подметает двор», «Плотник чинит скамейки» и т. д.). Все, что дети видят вне детского учреждения, является поводом для общения с ними воспитателя, тем более что после 1 г. 6 мес. можно и нужно говорить с детьми о том, что было в их недавнем опыте, что они могут вспомнить. Своевременное ознакомление с окружающим и доступными пониманию ребенка явлениями общественной жизни способствует своевременному и успешному развитию сюжетно-отобразительной игры. И это не случайно, так как ребенок второго года отображает в игре то, что видит в действиях взрослых, в реальной действительности [9]. В игровой деятельности специальная задача развития речи, как правило, не ставится.

Однако сам процесс обучения способам действий в большой степени способствует развитию речи, так как осуществляется взрослым через речь. В результате обучения развивается способность подражания не только действиям, но и словам, создаются условия для высказываний по инициативе ребенка. Например, воспитатель наблюдает за постройкой дома. Выбрав удобный момент, он спрашивает ребенка, что тот построил. Ребенок отвечает: «Дом». Взрослый задает второй вопрос: «Кто будет в домике жить?» Ребенок перечисляет: «Петушок, зайка, мишка».

Методы развития речи должны применяться в сочетании с методами обучения детей способам действий с предметами [9]. Таким образом, выделяют следующие факторы, влияющие на развитие речи детей раннего возраста: пренатальный, натальный и постнатальный. Особе значение придают хорошо развитому слуховому, зрительному анализаторам и сформированности аналитико-синтетической деятельности. Неоценимую помощь оказывает взаимодействие со взрослыми и предметами окружающего мира. Заключение

Развитие речи — процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних детей наблюдается раннее появление первых слов и бурное, ускоренное развитие всей речи. В таких случаях не следует побуждать речевую активность ребенка. Таким детям не следует много читать в слух, рассказывать, заучивать с ними стихи, чтобы уберечь их речь от нежелательных осложнений. Для успешного развития детей важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях. Раннее детство — период интенсивного развития ребенка. В период с 1 года до 3 лет изменяется социальная ситуация развития и ведущая деятельность детей. Ведущим видом деятельности ребенка раннего возраста становится — предметная, а ситуативно-деловое общение со взрослым становиться формой и средством организации этой предметной деятельности, в которой ребенок осваивает общественно-выбранные способы действия с предметами. Взрослый становится не просто «источником предметов» и помощником в манипуляциях ребенка, но участником его деятельности и образцом для подражания. Важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой, поэтому рассмотрим особенности речевого развития детей раннего возраста. В развитии речи детей ведущая роль принадлежит взрослым: воспитателю — в детском саду, родителям и близким — в семье.

От культуры речи взрослых, от того, как они говорят с ребенком, сколько внимания уделяют речевому общению с ним, во многом зависят успехи дошкольника в усвоении языка. Очень важным является то, как общаются с ребенком с начала его появления. Является это общение взаимным и доброжелательным, или наоборот. С годами потребность в общении возрастает все больше.

Речь — это способ общения, и, как любая функция, она формируется только в том случае, если она востребована: если общение есть, речь развивается, если ребенка не слушают — речь становится ненужной, и ее развитие тормозится. Знание этапов речевого развития, факторов, влияющие на развитие речи ребенка, потребности в общении поможет воспитать у детей правильно артикулирование звуков, лексически богатую и грамматически правильную речь, тем самым подготовив ребенка к обучению в школе.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка великий новгород

Список литературы

Аксарина, Н. М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. — М.: Медецина 2007. — 304с. Алексеева, Яшина Методика развития и обучения родному языку дошкольников. — Москва, Академия, 2000

Бородин A. M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2004 (https://referat.bookap.info, 7).

— 192 с. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 2006.

— 176 с. Выготский, Л. С. Детская речь / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 2006 — 420 с. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев.

— СПб.: Детство — Пресс, 2007. — 472 с. Гербова В. В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. — М.: Просвещение, 2002. ;

238 с. Кольцова М.Ребенок учится говорить. — Москва: Советская Россия, 1979

Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. — метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. — М.: Просвещение, 2003.

— 253 с. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 412 с. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. ;

М.: Просвещение, 1985. — 214 с. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986.

— 144 с. Лурия, А.Р., Юдович, Ф. А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. — М.: Просвещение, 2006. — 315 с. Павлова, Л. Д. Малыш учится говорить / Л. Д. Павлова. //

Дошкольное воспитание. — 2008. — № 8. — С.84 — 86. Павлова, Л. Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. ;

М.: Просвещение, 2000. — 208 с. Печора К. Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн.

для воспитателя дет.

сада/ К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2006. — 144 с.

л. Печора, К.Л., Пантюхина, Г. В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. — М.: Владос, 2007. — 176с. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет.

сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979

Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской — М.: Эксмо, 2005. — 208 с. Розенгарт — Пупко, Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт — Пупко Г. И. — М.: Смысл, 2003.

— 178 с. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. ;

720 с. Рузская А. Г., Мещерякова С. Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. ;

64 с. Тарасов, Е. Ф. Речевое общение как воздействие / Е. Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. — Челябинск: Юур

ГУ, 2009, С. 98 — 105. Теплюк С. Н. Дети раннего возраста в детском саду / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М.Б. ЗацепинаМ.: Мозаика-Синтез, 2007. — 112 с. Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 2007. — 225 с. Урунтаева Г. А. Детская психология. ;

Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с. Штерн, В. Психология раннего детства / В.

Штерн. — СПб.: Стиль, 2005. — 230 с. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Просвещение, 2000. ;

267 с. Ядэшко В. И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. — Москва: Просвещение, 1966

Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н. М. Аксарина. — М.: Медецина 2007. — 304с.
  2. Алексеева, Яшина Методика развития и обучения родному языку дошкольников. — Москва, Академия, 2000
  3. Бородин A. M. Методика развития речи детей: Учеб. пособие. М.: Просвещение, 2004. — 192 с.
  4. Воспитание и обучение детей раннего возраста. Под ред.Л. Н. Павловой. — М.: Просвещение, 2006. — 176 с.
  5. Выготский, Л.С. Детская речь / Л. С. Выготский. — М.: Педагогика, 2006 — 420 с.
  6. Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н. А. Гвоздев. — СПб.: Детство — Пресс, 2007. — 472 с.
  7. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для воспитателей. — М.: Просвещение, 2002. — 238 с.
  8. Кольцова М. Ребенок учится говорить. — Москва: Советская Россия, 1979.
  9. Кроха: Пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет: Учеб. — метод. пособие для дошк. образоват. учреждений и семейн. воспитания / Г. Г. Григорьева и др. — М.: Просвещение, 2003. — 253 с.
  10. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И. Ю. Кулагина. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 412 с.
  11. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А. А. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1985. — 214 с.
  12. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М.: Педагогика, 1986. — 144 с.
  13. Лурия, А.Р., Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А. Р. Лурия, Ф. А. Юдович. — М.: Просвещение, 2006. — 315 с.
  14. Павлова, Л.Д. Малыш учится говорить / Л. Д. Павлова. // Дошкольное воспитание. — 2008. — № 8. — С.84 — 86.
  15. Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л. Д. Павлова. — М.: Просвещение, 2000. — 208 с.
  16. Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Кн. для воспитателя дет. сада/К.Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2006. — 144 с. л.
  17. Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина. — М.: Владос, 2007. — 176с.
  18. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — М.: Просвещение, 1979.
  19. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской — М.: Эксмо, 2005. — 208 с.
  20. Розенгарт — Пупко, Г. И. Формирование речи у детей раннего возраста / Розенгарт — Пупко Г. И. — М.: Смысл, 2003. — 178 с.
  21. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2002. — 720 с.
  22. Рузская А.Г., Мещерякова С. Ю. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста. — М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 64 с.
  23. Тарасов, Е.Ф. Речевое общение как воздействие / Е. Ф. Тарасов // Актуальные проблемы. Тезисы докладов Всерос. научн. конфер. — Челябинск: ЮурГУ, 2009, С. 98 — 105.
  24. Теплюк С.Н. Дети раннего возраста в детском саду / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М.Б. Зацепина- М.: Мозаика-Синтез, 2007. — 112 с.
  25. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). — М.: Просвещение, 2007. — 225 с.
  26. Урунтаева Г. А. Детская психология. — Издательский центр «Академия», 2006. — 368 с.
  27. Штерн, В. Психология раннего детства / В. Штерн. — СПб.: Стиль, 2005. — 230 с.
  28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // под ред. Д. И. Фельдштейна — М.: Просвещение, 2000. — 267 с.
  29. Ядэшко В.И. Развитие речи детей от трех до пяти лет. — Москва: Просвещение, 1966
  30. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.

Источник