Курсовая по развитию самооценки ребенка в дошкольном возрасте
Государственное образовательное
учреждение
высшего профессионального образования
Новосибирский Государственный Педагогический
Университет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
Курсовая работа
Развитие самооценки
у детей старшего дошкольного возраста в системе детского сада
Выполнила:
студентка 2 курса,
Чепурная С.Н.
Научный руководитель:
Беляева Р.А.
Новосибирск – 2010
Содержание
Введение.
Глава 1.Анализ психолого-педагогических
источников по проблеме исследования.
- Понятие самооценки в детской психологии.
- Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
- Факторы формирования самооценки у старшего дошкольника
в системе детского сада. - Влияние личности воспитателя на формирование самооценки старшего дошкольника в системе детского сада.
Глава 2.Эксперементальное исследование
условия развития самооценки у старшего
дошкольника.
Заключение.
Список литературы.
Введение
Объектом настоящей
курсовой работы является самооценка
ребенка.
Предметом – условия
развития и механизмы формирования самооценки.
Эти части будут подробно рассмотрены
в первой главе
Актуальность выбранной
для исследования темы заключается в том,
что вопросы воспитания волновали всегда
и всех, а на сегодняшний день к ним проявляется
особый интерес как со стороны СМИ, так
и со стороны родителей, и педагогов.
Гипотеза – взаимодействие
со взрослыми и сверстниками оказывает
влияние на самооценку ребенка.
Целью исследования
является рассмотрение формирования самооценка
ребенка в системе детского сада.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- рассмотреть понятие самооценки;
- просмотреть развитие самооценки на протяжении дошкольного детства;
3. продемонстрировать
на примере экспериментального изучения
условия развития самооценки у
старшего дошкольника.
.
Цели и задачи работы определили
её композицию. Курсовая работа состоит
из следующих частей:
- Введение, в котором определяется объект исследования, описываются цели, задачи, композиция курсовой работы;
- Глава 1, в которой рассматривается
психологическая природа самооценки - Глава 2, в которой приводится экспериментальное изучение самооценки ребенка;
- Заключение, содержащее общие выводы по работе;
- Список использованной литературы, включающий 30 наименований.
Глава 1АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ
ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- Понятие самооценки в детской психологии.
Самооценка
– это оценка личностью самой себя, своих
возможностей, способностей, качеств и
места среди других людей. Самооценка
относится к фундаментальным образованиям
личности. Она в значительной степени
определяет ее активность, отношение к
себе и другим людям.
Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет,
например, оценка своей внешности, различных
черт характера. В общей, или глобальной самооценке
отражается одобрение или неодобрение,
которое переживает человек по отношению
к самому себе.
Процесс формирования
глобальной самооценки противоречив и
неравномерен. Это обусловлено тем, что
частные оценки, на основе которых формируется
глобальная самооценка, могут находиться
на разных уровнях устойчивости и адекватности.
Кроме того, они могут по-разному взаимодействовать
между собой: быть согласованными, взаимно
дополнять друг друга или противоречивыми,
конфликтными. В глобальной самооценке
отражается сущность личности.
Человек может оценивать себя адекватно и неадекватно
(завышать либо занижать свои успехи, достижения).
Самооценка может быть высокой и низкой, различаться
по степени устойчивости, самостоятельности,
критичности.
Заниженная
самооценка – проявляется в недооценке
человеком своих качеств, возможностей.
В детском возрасте она возникает после
неоднократных, низких оценок и негативного
отношения к деятельности человека со
стороны окружающих – учителей, родителей,
сверстников – тем более, если они солидарны
в данной оценке. Заниженная самооценка
чаще всего последствие слабого знания
личностью своих возможностей или стимулируемая
значимыми другими недооценка ею самой
себя. Она ведет к пассивности личности
в связи с боязливым ожиданием плохих
результатов, к высокой тревожности, к
постоянному самоунижению. Дети и взрослые
с низкой самооценкой всегда более остро
реагируют на критику, смех, порицание.
В общении с окружающими они чувствуют
себя неловко, заранее уверены в том, что
партнеры о них плохого мнения. Низко оценивающие
себя люди принимают значительно меньшее
участие в общественной жизни, не стремятся
на выборные должности, склонны к самоизоляции
и одиночеству. В эмоциональном плане
для них свойственен постоянный страх:
субъект не только охвачен всевозможными
подозрениями, но, накапливая опыт своих
ошибок и поражений, он может почувствовать
себя совершенно безнадежно, склониться
к суициду.
В деятельности для
них характерен низкий уровень
мотивации, неуверенность в достижении
цели, отказ от попыток добиться какого-то
успеха: “Меня не интересует…”, “Это
не для меня…” В реализации своих ролевых
функций, такому человеку свойственны
неуверенность, негативные ожидания в
результатах: “Я никогда не смогу достичь
таких успехов…”, “Зачем волноваться,
у меня все равно шансов нет”. Даже положительную
оценку такой человек воспринимает с подозрительностью:
“Вы, конечно, на самом деле так не считаете”.
Адекватная, т.е.
соответствующая, соразмерная внутренним
потенциалам самооценка может проявляться
в целом спектре своих вариантов – от адекватно
низкой до адекватно высокой. Между конкретными
модификациями адекватной самооценки
естественно наблюдается определенная,
порой существенная несхожесть и каждый
из них при их многообразии очень трудно
охарактеризовать. Поэтому рассмотрим
лишь крайние проявления адекватной самооценки.
Адекватно низкая
самооценка – человек видит ограниченность
своих возможностей в каких-то видах деятельности
и творчества, свои слабости и недостатки,
не позволяющие ему претендовать на определенные
посты и должности, но совершенно не удручается
этим, поскольку “нашел себя” в других
делах и видах досуга, сумел выработать
компенсаторные механизмы, способствующие
сохранению уровня собственного достоинства,
внутриличностного комфорта.
Адекватно высокая
самооценка – признание человеком
высокого значения своих потенциалов
для социального окружения и для его самого.
Имеет основой объективную оценку личности
со стороны окружающих, а также знание
ею своих положительных и отрицательных
сторон с опорой, прежде всего на сильные
стороны личности. Адекватная самооценка
означает, что человек принимает и уважает
себя, положительно относится к себе как
к личности, а это ведет к уверенности
в своих действиях и поступках, к стабильности
настроения, к высокому уровню самостоятельности.
В силу его личностных характеристик избранные
виды деятельностей выполняются им без
особых затруднений, как «сами собой»,
принося ощутимые результаты. Такой человек
активно участвует в общественной работе,
объективно, с пониманием принимает критику
со стороны окружающих. Отношения с другими
людьми обычно ровные, строящиеся на равноправии
и уважении. Именно потому, что индивид
принимает свою собственную высокую ценность,
он способен видеть, принимать и уважать
достоинство других.
Когда жизнь ставит перед
таким человеком сложные задачи
и воздвигает труднопреодолимые
препятствия, когда проблемы возрастают
и требуют своего решения, он может снизить
свою самооценку и переживать собственные
неудачи. Однако он понимает, что это –
временное состояние, поэтому, не комплексует,
не ищет оправданий и не занимается самобичеванием,
способен принять помощь со стороны других
людей.
Завышенная самооценка – переоценка человеком своих задатков,
навыков и умений, возможностей. Формируется
обычно после частых захваливании в семье
и школе, необоснованного восхищения талантами
“вундеркинда” или “грандиозными
успехами” специалиста и профессионала.
Такая самооценка нередко ведет к сознанию
собственной исключительности, к зазнайству.
К окружающим такой человек относится
с явным превосходством, любит, чтобы все
восхищались его деятельностью и успехами,
высказывали ему благодарственные чувства.
Если вовремя не принять меры, в таком
человеке могут сформироваться серьезные
негативные качества: поверхностность,
высокомерие, карьеризм. Взаимодействие
с людьми, имеющими завышенную самооценку,
также затруднено, поскольку амбиции,
зазнайство или самодовольство, характерные
для многих из них, детерминируют неправельные
реакции на внешние воздействия. Необходимо
признать нормальным и естественным для
любого человека стремление к адекватно
высокой самооценке. Он будет «искать»
такие обстоятельства, которые обеспечивают
достижение данного состояния и, наоборот,
всеми средствами и способами стремится
уйти от ситуации, которые не дают ему
такой комфортности, «принуждая» формировать
адекватно низкую, тем более заниженную
самооценку.
Психологическая восприимчивость
оценивания усиливается для индивида
в связи с подключением к этому
процессу эмоций и чувств. Частая невысокая
или негативная оценка или даже возрастание
вероятности получения таковой ведет
к отрицательным эмоциям, которые объект
оценки стремится минимизировать – ослабить,
прервать, предотвратить. Наоборот, одобрение
результатов и хода деятельности, позитивное
подкрепление самооценки индивида со
стороны других порождает положительные
эмоции, активно максимализируемые оцениваемым
с целью их усиления, продления, повторения.
Таким образом, и рациональные и
эмоциональные аспекты самооценки
показывают ее особенную весомость в структуре
личности, стремление любого индивида
высоко держать над собой “‘знамя собственного
достоинства”, подчеркивать перед другими
значимость своего “Я”.
- Развитие самооценки на протяжении дошкольного детства.
К концу третьего года
жизни происходит “отделение”
ребенка от других людей и осознание
собственных возросших способностей
и возможностей. Оценка своих поступков
становится возможной только на основании
сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками,
качествами других. Сравнение в начале
касается не личностных качеств, а внешних
атрибутов. Постепенно меняется предмет
оценки. Существенным сдвигом в развитии
личности дошкольника является переход
от предметной оценки другого человека
к оценке его личностных свойств. Усвоение
норм и правил поведения становится теми
мерками, которыми пользуется ребенок
в оценке других людей. Достигая старшего
дошкольного возраста, ребенок усваивает
моральные нормы и начинает учитывать
последовательность своих поступков,
использовать их в качестве меры для оценки
себя и окружающих.
Успех, неуспех конкретного
действия не отделяется от переживания
благополучия-неблагополучия своей
личности. Если в общении со взрослыми
первоначально закладывается ядерная структура образа,
то в контактах со сверстниками в образе
себя и в образе ровесника отражаются,
в первую очередь, представления, организующие
содержательно определяющие его периферическую
структуру. Младший дошкольник имеет явление
доминирования ядерных структур над периферическими.
В тех случаях, когда он не находит необходимого
отклика, у ребенка складывается заниженная
самооценка. Важные источники представления
о своих возможностях – самостоятельная
деятельность, контакты со сверстниками
и деловое общение со сверстниками. Однако
опыт игры и контактов со сверстниками
откладывается в периферических структурах
по началу мало воздействует на ядерные
образования. Между ядром и периферией
начинают устанавливаться двусторонние
отношения, при которых не только центр
определяет эмоционально и содержательно
периферию, как было ранее, но намечается
обратное влияние. В старшем дошкольном
возрасте складываются двусторонние связи
между ядром и периферией. Это выражается
в развитии самооценки, в знании ребенком
предметной и социальной ситуации.
Таковы тенденции развития
осознания себя ребенком, становления
его самооценки.
По мере развития ребенка
влияние разных факторов, определяющих
его самооценку, меняется. В исследовании
Т.В. Ермоловой, С.Ю. Мещеряковой, М.И. Ганошенко были выявлены следующие
данные:
4-4,5 года жизни | самооценка связывается |
4,5-5,5 | В отношение ребенка |
5,5-6,5 | Утрата предметной деятельности |
6,5-7 | Отношение ребенка к |
7-7,5 | Сфера общения ребенка |
Источник
Содержание:
Введение | 3 – |
Глава I. Особенности формирования самооценки | 5 – |
1.1. Определение | 5 – |
1.2. Динамика | 14 – |
1.3. Факторы | 20 – |
Глава II. Исследование самооценки детей | 26 – |
2.1. Организации | 26 – |
2.2. Результаты | 31 – |
Заключение | 37 – |
Список использованных источников | 39 – |
Приложения | |
ВВЕДЕНИЕ
Каждому человеку
следует заглянуть
в себя хотя
бы потому, что
именно там, внутри,
находятся решения
большинства текущих
проблем. Нужные, полезные
вещи располагаются
поближе, а то, что не
для чужих глаз, прячется
подальше. Самооценка
входит в состав тех
процессов, которые
формирует самосознание.
При самооценке человек
пытается оценить свои
качества, свойства
и возможности. Человеческая
жизнь это, скорее всего,
затяжная борьба с самим
собой и за себя, требующая
воли и предельной искренности
перед собой. Самооценка
не только даёт возможность
увидеть настоящее «Я»,
но и увязать его со
своим прошлым и будущим.
Поэтому одной из актуальных
проблем, стоящих перед
педагогами дошкольных
учреждений, является
психолого-педагогический
дуализм в отношении
развивающейся личности
– обучение и воспитание
не всегда основывается
на знаниях о психологии
развития ребенка и
формировании его личности.
Анализируя исследования
Е.В. Черносвистова,
Н.Г. Алексеева, Л. И.
Божовича, А. И. Липкиной,
следует отметить,
что центральной
характеристикой
любой личности является
«Я-концепция». «Я – концепция»,
по мнению знаменитого
психолога И. П. Шахова,
это относительно устойчивая
и осознанная система
представлений личности
о себе, на основе которой
человек строит отношение
к себе и свое взаимодействие
с другими людьми.
Составной и неотъемлемой
частью « Я-концепции»
является самооценка.
Самооценка – оценка
личностью самой себя,
своей внешности, места
среди других людей,
своих качеств и возможностей.
Самооценка является
системообразующим
ядром индивидуальности
личности, которая во
многом определяет жизненные
позиции человека, уровень
его притязаний, всю
систему оценок. Самооценка
влияет на формирование
стиля поведения и жизнедеятельность
человека. Другими словами,
самооценка во многом
обуславливает динамику
и направленность развития
субъекта.
В возрастной и
педагогической психологии
старший дошкольный
возраст занимает особое
место: в этом возрасте
формируется произвольность
психических функций,
возникают рефлексия,
самоконтроль, а действия
начинают соотноситься
с внутренним планом.
Проблема:
в чем особенности самооценки
у дошкольников?
Цель:
изучение особенностей
самооценки детей дошкольного
возраста.
Объект
исследования:
личностная сфера дошкольника.
Предмет
исследования:
особенности самооценки
дошкольника.
Задачи:
- Изучить
самооценку, как психологическую
категорию. - Выявить
факторы формирования
самооценки дошкольников. - Диагностировать
самооценку детей старшего
дошкольного возраста. - Проанализировать
полученный результат.
На основе выведенных
задач были определенны
следующие методы:
Теоретический анализ
психолого-педагогической
литературы по проблеме;
Эмпирические: наблюдение,
беседа, диагностические
методики;
Статические методы
обработки данных.
1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ
САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
1.1. Определение категории
«самооценка» в психологии
Самой важной составляющей
«Я-концепции» (то есть
осознания человеком
самого себя, таким,
какой он является или
кажется себе) является
самооценка. Советские
психологи рассматривают
самооценку как сторону
самосознания личности,
как продукт ее развития,
порождаемый всей ей
жизнедеятельностью
(Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
С.Л. Рубинштейн). Самооценка,
как и самосознание
в целом, имеет общественный
характер и обусловлена
социальными условиями.
Исследования
показывают, что критерии,
по которым оценивают
качества человека в
обществе и по которым
он оценивает качества
других, применяются
им и по отношению
к самому себе. Подчеркивая
детерминацию самооценки
личности общественными
отношениями, С.Л.Рубинштейн
писал:
«Общественная оценка
человека основывается
у нас … на его общественно
полезном труде … на
том, что он собой представляет,
и что он дает. Поэтому
и его самооценка определяется
тем, что он как общественный
индивид делает для
общества. Это новое
… отношение к труду
является стержнем,
на котором перестраивается
вся психология личности;
оно же становится основой
и стержнем ее самосознания»
[10, с. 49].
Самооценка – сложное динамическое
личностное образование,
личностный параметр
умственной деятельности.
Исходным методологическим
положением для исследователей
самооценки является
классическое положение
К. Маркса о том, что
«человек сначала смотрится,
как в зеркало, в другого
человека. Лишь отнесясь
к человеку Павлу как
к себе подобному, человек
Петр относится к самому
себе как к человеку»
[17,с. 62).
По мнению Л.И.
Божовича, познание
другого не только
опережает познание
самого себя, но и
служит для него источником
и опорой. Сравнение,
сопоставление себя
с другими является
общепризнанным критерием
самооценки. Сравнивая
себя с другими людьми
в процессе деятельности,
человек замечает у
себя то, что сначала
замечает у других, и
в результате приходит
к осознанию своих поступков
и действий, свойств
и качеств собственной
личности. Происходит
своеобразный перенос
различных свойств
личности. Подмеченных
у другого человека,
на самого себя. Это
подтверждается результатами
ряда психологических
исследований [4, с. 350].
Важнейшим источником
развития самооценки
является оценка окружающими
людьми результатов
поведения и деятельности
человека, а также
непосредственно
качеств его личности.
По мнению Л,И, Божович,
общественная оценка
выполняет двоякую
роль в формировании
самосознания школьника.
«Во-первых, являясь
критерием соответствия
его поведения
требования окружающих,
она как бы указывает
человеку на характер
его взаимоотношений
с окружающей средой
и тем самым
определяет и его
эмоциональное благополучие,
его поведение, и
его отношение
к самому себе как
субъекту поведения.
Во-вторых, общественная
оценка помогает человеку
выделить то или иное
качество из конкретных
видов поведения
и деятельности и
сделать его предметом
сознания оценки
самого человека»
[4, с. 371]. Б.Г. Ананьев
подчеркивал, что решающее
значение в образовании
мыслей о себе имеет
жизнь в коллективе
и правильное развитие
оценочных отношений,
формирующих самооценку [1,
с.68].
Формируясь в
процессе всей жизнедеятельности
личности, самооценка,
в свою очередь, выполняет
важную функцию в
ее развитии, выступает
регулятором различных
видов деятельности
и поведения человека.
Многие советские
ученые изучали самооценку
как свойство личности,
выполняющее определенную
функцию в ее развитии,
обусловливающее
поведение и деятельность
человека, характер
его взаимоотношений
с окружающими
людьми.
По мнению Д.Б.
Эльконина, уже у детей
старшего дошкольного
возраста управление
своим поведением приобретает
«внутренний механизм».
Ребенок начинает регулировать
свое поведение через
отношение к себе, к
своим возможностям.
Е.И. Савонько полагает,
функция самооценки
как регулятора поведения
развивается на ряду
с развитием других
психических особенностей
ребенка и на каждой
возрастной ступени
приобретает качественное
своеобразие. Развитие
этой функции самооценки
ученые связывают со
становлением ее устойчивости,
так как именно устойчивая
самооценка выражает
уже сформировавшееся
отношение человека
к себе и может оказывать
существенное влияние
на его поведение [16,
с. 99].
Самооценка– это знание человеком
самого себя и отношение
к себе в их единстве.
Самооценка включает
в себя выделение человеком
собственных умений,
поступков, качеств,
мотивов и целей своего
поведения, их осознание
и оценочное к ним отношение.
Умение человека оценить
свои силы и возможности,
устремления, соотнести
их с внешними условиями,
требованиями окружающей
среды, умение самостоятельно
ставить перед собой
ту или иную цель имеет
огромное значение в
формировании личности.
Самооценка в
зависимости от своей
формы (адекватная,
завышенная, заниженная)
может стимулировать
или, наоборот, подавлять
активность человека.
Неадекватная, низкая
самооценка снижает
уровень социальных
притязаний человека,
способствует развитию
неуверенности в
собственных возможностях,
ограничивает жизненные
перспективы человека.
Такая самооценка
может сопровождаться
тяжелыми эмоциональными
срывами, внутренним
конфликтом и т.д.
Заниженная самооценка
наносит ущерб
и обществу, так
как человек не
в полной мере реализует
свои силы и возможности,
трудится не с полной
отдачей.
Западноевропейские
и американские психологи
рассматривают самооценку
как механизм, обеспечивающий
человеку ориентацию
в окружающей среде,
согласованность
его внутренних требований
к себе с внешними
условиями. При этом
социальная среда
понимается ими как
всегда враждебная человеку,
враждебная его потребностям
и стремлениям. Эта
точка зрения З.Фрейда
и неофрейдистов (К.
Хорни, Э. Фромм). Поскольку
самооценка человека,
считают они, складывается
под давлением постоянного
конфликта между внутренними
пробуждениями и внешними
запретами, адекватная
самооценка невозможна
в принципе. Представление
человека о самом себе
является неполным,
искаженным. По мнению
З. Фрейда, наиболее
сложные и острые внутренние
конфликты личности
связанны с переоценкой
и недооценкой своей
личности. Идеализированное
представление человека
о своем «Я» постоянно
сталкивается с актуальным
и реальными «Я» [14, с.67].
От самооценки
человека зависит
характер его общения,
отношения с другими
людьми, успешность
его деятельности,
дальнейшее развитие
его личности. Адекватная
самооценка дает человеку
нравственное удовлетворение.
Самооценка, особенно
способностей и возможностей
личности, выражает
определенный уровень
притязаний, определяемый
как уровень задач,
которые личность
ставит перед собой
в жизни и к
выполнению которых
считает себя способной.
Уровень притязаний
человека и, следовательно,
характер его самооценки
ярко выявляются в
различных ситуациях
выбора, как в трудных
жизненных ситуациях,
так и в повседневной
деятельности, в общественной
работе.
Неудача или успех
наиболее остро переживаются
в той деятельности,
которую сам человек
считает для себя
основной, где у
него есть высокие
притязания.
Можно выделить
следующие уровни
развития самооценки:
Первый уровень
развития самооценки
можно назвать процессуально
– ситуативным. На данном
уровне самооценки человек
не устанавливает связи
своими поступками и
качествами личности.
Он оценивает свое «Я»
лишь по определенным
непосредственным внешним
результатам деятельности.
В связи с тем, что эти
результаты не обязательно
адекватны личностным
возможностям человека
и могут быть всецело
обусловлены стечением
внешних обстоятельств,
самооценка имеет тенденцию
к необъективности.
Стихийность, случайность,
противоречивость внешних
ситуаций способствует
тенденции к неустойчивости
самооценки. Самоизменение
на этом уровне самооценки
носит характер самоисправления
поступков, когда человек,
решая исправиться.
Не имеет еще в виду
развитие свойств личности,
а подразумевает лишь
совершение одних поступков
или отказ от других.
Второй уровень
развития самооценкиможно
назвать качественно
– ситуативным. Для
него характерно то,
что человек устанавливает
прямолинейные связи
между своими поступками
и качествами, т.е. совершение (
несовершение отдельного
поступка отождествляет
с наличием (отсутствием)
соответствующего качества.
Человек не абстрагирует
качество от поступка
и не осознает, что качество
личности выражается
намного богаче и сложнее,
нежели отдельный акт
поведения. Так как отдельный
поступок не обязательно
адекватен отождествляемому
с ним качеству и может
иметь случайный и порой
противоречащий другим
поступкам характер,
самооценка на этом
уровне имеет тенденцию
к необъективности и
неустойчивости. В связи
с тем, что человек отождествляет
усвоение качества с
фактором конкретного
поступка, он склонен
ограничивать программу
самовоспитания отдельными
разрозненными актами
поведения. Случайные
колебания самооценки
способствуют ситуативности
самовоспитания.
Третий уровень
можно назвать качественно-консервативным.
Для него характерно
разрешение прямолинейных,
формальных связей между
поступками и качествами
личности. Качество
личности абстрагируется
человеком от конкретного
поступка, выступает
в его сознании как самостоятельная
объективная реальность.
Осознание того, что
конкретный поступок
не означает усвоение
соответствующего ему
качества, разрушение
прямолинейных связей
между ними, недостаточная
осознанность новых
сложных связей между
свойствами личности
и поведением приводят
к определенному отрыву
в сознании человека
его внутреннего мира
от непосредственного
практического поведения.
Главную роль в самооценке
принимает констатация
уже достигнутого ранее
уровня развития свойств
личности наряду с недооценкой
корректив, вносимых
в характеристику внутреннего
мира новыми изменениями
в поведении. В результате
самооценка имеет тенденцию
к консервативности
и недостаточной объективности.
Источник