Курс развитие ребенка от года
Как я уже говорила, я безумно люблю все систематизировать, и потому сегодня понадоедаю вам с очередным планом развивающих игр и занятий. Очень надеюсь, что этот конспект поможет вам ориентироваться во множестве игр с ребенком 1 года, о которых уже было написано ранее. Лично я без таких вот конкретных программ развития как без рук, ведь очень хочется соответствовать меняющимся почти каждый месяц потребностям дочери в знаниях, впечатлениях, открытиях.
В этой комплексной программе есть все для всестороннего развития ребенка 1 года – 1 года 3 месяцев: и развитие моторики, и творчество, и изучение окружающего мира, и многое другое.
Подробные планы на другие возраста вы можете найти здесь:
ГОТОВЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
Итак, как развивать ребенка в 1 год (Чтобы прочитать подробнее о каждой игре и о ее различных вариациях, нажимайте на ссылку-название):
1. Игры и занятия на развитие сенсомоторных навыков
Что нового в этом возрасте:
- Раскладываем небольшие предметы по ячейкам;
- Осваиваем орудийные действия (насыпаем песок совочком в ведро, стучим молоточком (играем со стучалкой), достаем игрушки из воды или из тары при помощи ложки, поварешки и т.д.);
Играем с самыми простыми рамками-вкладышами (с изображением вкладываемого предмета на заднем фоне);
Пример рамки-вкладыша (Ozon, My-shop, Read)
- Играем с колпачками (вкладываем друг в друга, составляем пирамидки, сравниваем по размеру);
Пример колпачков (Ozon, My-shop, Read). Аналогичная по принципу игры – деревянная радуга.
- Катаем машинку по дорогам, горкам, с грузом;
- Рвем бумагу / вату;
- Играем с крупами, с песком, с водой (пересыпаем из одной тары в другую, персыпаем при помощи кувшинчика, набираем в ладонь, «солим» песком, набранным в щепоть и др.);
- Учимся проталкивать предметы (в копилку, в дырку в коробке, в пластиковую бутылку, в дуршлаг, в сортер);
- Играем с развивающей игрушкой шнуровкой;
Пример шнуровки (KoroBoom, Лабиринт, My-shop)
- Скатываем мячик/шарик по горке/желобкам;
Пример кугельбана (Ozon, Лабиринт, My-shop)
- Возим каталку;
- Чистим вареное яичко;
- Отрываем приклеенные на кубик кусочки скотча;
- Разворачиваем предметы, завернутые в фольгу;
- Учимся расстегивать липучки, молнии;
Примеры полезных в этом деле игрушек:
Развивающий коврик своими руками
Книжка «Одеваюсь сам» (Озон, Лабиринт, My-shop)
Доска с застежками (My-shop, KoroBoom)
- Перекладываем фасолинки из одной миски в другую;
- Нанизываем маленькие колечки на пирамидку;
Пример пирамидок (Ozon, Лабиринт, KoroBoom)
Уже знакомые игры:
- Нанизываем/снимаем колечки с пирамидки;
- Вкладываем/выкладываем небольшие предметы из коробочки или другой тары;
- Открываем/закрываем коробочки, баночки, матрешки;
- Составляем кубики друг на друга;
- Играем с мелкими предметами (достаем их из сенсорной коробки, складываем в баночку);
- Играем с сенсорными коробками;
2. Лепка
- Развивающие игры с тестом;
- Лепка из пластилина.
3. Рисование
4. Развитие речи
- Разучиваем пальчиковые и жестовые игры;
- Выполняем первые ариткуляционные упражнения (учимся дуть);
- Игра «Кто в домике живет?»;
- Рассказываем вместе специальные стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов;
- Используем в речи простые звукоподражательные слова (запоминаем, как говорят разные животные (му, гав, бе и т.д.), что как звучит (колокольчик – динь-динь, машина – би-би и т.д.))
5. Чтение книг
Подборки книг для чтения детям 1 года можно найти здесь:
КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА. ПОДБОРКА ЛУЧШИХ СКАЗОК И СТИХОВ – ЧИТАТЬ
РАЗВИВАЮЩИЕ КНИГИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА – ЧИТАТЬ
6. Первые уроки
- Знакомимся с понятиями: большой-маленький, много-мало, одинаковый, холодный-горячий;
- Изучаем цвета;
- Считаем все вокруг во время общения с малышом (ступеньки, пуговки, игрушки);
- Изучаем геометрические фигуры;
- Просмотр карточек Домана или другого дидактического материала, расширяющего кругозор малыша
7. Первые сюжетные игры
8. Прослушивание классической музыки
9. Двигательная активность
- Если малыш еще не ходит, активно учимся ходить (много ходим за две, за одну руку, без поддержки);
- Если малыш уже научился ходить, играем в «полосу препятствий»: наступаем на небольшие ступеньки, сделанные из книжек; ходим по массажному коврику (Озон, My-shop); пролезаем под стулом; перешагиваем кубики.
- Катаем/бросаем мяч.
10. Развитие навыков самообслуживания
- учимся пить из кружки,
- учимся мыть руки,
- учимся есть ложкой.
На первый взгляд может показаться, что очень много тут всего написано и опробовать все эти развивающие игры нереально, но это впечатление обманчивое:) Стоит только начать заниматься, и мысли «Какую бы еще интересную игру нам попробовать?» сами будут атаковать вас. Поэтому желаю вам творческих успехов!
Конспекты занятий и на другие периоды развития ребенка вы можете найти в этом разделе.
Если статья оказалась для вас полезной, расскажите о ней своим друзьям. Это можно сделать при помощи кнопок социальных сетей под статьей. Подписаться на новые статьи блога можно здесь: Инстаграм, Вконтакте, Facebook, .
Искренне ваша, Яна Разначенко
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ГОДА 3 МЕСЯЦЕВ (ПЛАН – КОНСПЕКТ)
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ОТ 1 ГОДА. ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2
ЛЕПКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ 1-2 ЛЕТ ИЛИ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ С ТЕСТОМ
Источник
Дети от 1 года активно осваивают возможности своего интеллекта, стремительно развиваются, их действия и движения становятся более осознанными, чем во младенчестве. Это непростой этап развития нервно-психической сферы ребёнка.
Разнообразие развивающих игр и занятий
Ребёнок в год старается быть самостоятельным. Он изучает окружающий мир при помощи наблюдений и своих новых способностей.
Годовалые дети нуждаются в помощи родителей, поэтому этот период посвящают их развитию, заострив внимание на развивающих занятиях и играх для детей.
Занятия, стимулирующие раннее развитие годовалых детей отличаются процессом проведения и предназначением.
Некоторые придуманы для развития речи, логики, творчества, двигательных навыков.
Другие – помогают привить ребёнку любовь к чистоте, порядку или взаимопомощи.
Занятия, обучающие детей, разделяют на группы:
- Активные развивающие игры.
- Пассивные развивающие игры.
Активные игры – это полноценные интересные занятия с весёлыми играми, занимающие определённое время.
К пассивным играм, расширяющим представления малыша об окружающем мире, обращаются при занятии бытовыми хлопотами.
Упражнения заключаются в том, чтобы внимание ребёнка привлечь к окружающим предметам на кухне, в ванной или в другом помещении, где определённое время находиться взрослый.
Активные развивающие игры для детей 1 года
Категория активных развивающих игр включает полезные и увлекательные занятия, разделяющиеся по предназначению.
Развитие коммуникативной сферы и эмоций для детей 1 года
К занятиям, поддерживающим положительные эмоции малыша и развивающим его воображение, относятся известные народные игры-забавы.
«Прячьте пальцы!»
Мама или папа садятся с малышом, берут его ладошку и водят своим пальцем по ней, проговаривая стишок:
На горе стояли зайцы
Прячьте пальцы!
После слова «цап», сжимается ладошка малыша. Деток захватывают эти занятия, они стараются поймать палец родителей, чтобы повторить игру.
Каждый раз, когда ребёнок ловит палец, родители хвалят его за ловкость. Стих простой и слова легко воспроизводятся детьми.
«Верни мне, пожалуйста»
Игра, обучающая детей возвращать предметы и просить. Взрослые садятся напротив малыша и дают ему в руки любимую игрушку. Через время просят её обратно. Игру повторяют несколько раз . В дальнейшем малыш, отдавая игрушку, будет просить её вернуть. При занятии произносят отчетливо слова « пожалуйста » и “спасибо”.
Знакомство с телом
Знакомить детей с телом необходимо до годика, малыш должен знать и показывать, где находятся глаза, уши, щёчки, руки либо ножки. Родителям следует спрашивать у своего чадо, где находятся те же органы на их теле. Проводят подобные занятия с использованием любимых игрушек, кукол, мишек, зайчиков.
Деток по старше, чётко определяющих местонахождение частей тела, учат не только показывать пальчиком, где глаза, а и произносить правильно слова. В этом возрасте малышу объясняют для чего ему нужны эти части тела, играя в забавную игру
«У меня есть …»
Она заключается в том , что взрослые касаются разных частей тела, проговаривая стишок:
У меня есть глазки, чтобы видеть ,
У меня есть ушки, чтобы слышать.
У меня есть ножки, чтобы ходить,
У меня есть ручки, чтобы ими махать.
У меня один носик, чтобы дышать,
Один язычок, чтобы «здравствуй» сказать .
Есть румяные щёчки, чтобы их щекотать,
А теперь нам пора погулять.
После последней фразы мамы или папы прогуливаются по комнате с малышом.
Игра о шевелящихся частях тела
Взрослые садятся напротив малыша и читают стишок, шевеля той частью тела, о которой говорится в произведении:
Я сидел, чтоб было сил,
Ручками я шевелил,
А когда совсем устал,
Строго «Хватит» им сказал .
Не хотят они уняться
И быстрее шевелятся.
Поступлю тогда я так,
Прогоню я шевеляк!
После последней фразы родители машут указательным пальцем и прекращают двигать руками. Далее повторяется игра, но в стихе используют уже другую часть тела, пальчики, ушки, нос, губы, язык.
Представление об окружающем мире
С детьми, которым исполнился 1 год, проводят различные занятия, расширяющие представление о цвете, формах, запахах. Для этого используют развивающие игрушки или предметы, находящиеся в доме и на улице.
Прогулка с изучением цветов
Родители берут корзинку или любую ёмкость и кладут в неё какой – то предмет определённого цвета. Обязательно, произнося вслух, что за предмет положен в корзину и какого он цвета.
Далее, взяв ребёнка за руку, проходятся по комнате в поисках предметов такой же окраски.
Если малыш попытается положить в коробку вещь другой расцветки, ему объясняют, что она не подходит. Когда собрано около 10 изделий, их выкладывают в одну кучку и начинают собирать предметы другого цвета.
«Пустой-полный»
Родители берут две коробки, а также небольшую тележку или грузовичок. Один ящик наполняют игрушками, а второй оставляют пустым и рассказывают, где пустая, а где полная коробка. Потом игрушки по очереди складывают в тележку, перевозят к пустой коробке и перекладывают в неё.
Малыша поощряют, чтобы он повторял всё и помогал. Когда все игрушки перемещены, ребенку объясняют, где теперь пусто, а где нет.
В дальнейшем, родители уже не говорят, а спрашивают у своего чадо, где и какая коробка.
Забавы, поощряющие творчество
Занятий, стимулирующих творчество очень много . Любовь к рисованию прививают при помощи цветных мелков или ручки. Рисуя свои первые «каракули», малыш учиться координировать движения глаз и рук.
Игры с музыкальными игрушками (барабаны, дудочки, гитары) приносят не только радость, но и способствуют развитию самосознания. Они развивают координацию, учат слышать и слушать, а также искать связь между произведёнными действиями и их результатом . Музыка помогает эмоциональному и физическому развитию детей.
Развитие двигательных навыков
Развивают двигательные навыки детям 1 года, играя в мяч, догоняя их либо убегая от них , спуская их с горки, а также с помощью различных акробатических упражнений.
Летом проводят весёлое упражнение на траве. Сначала родители бегают с детьми, потом приостанавливаются и говорят несколько раз фразу: « Вверх до неба, вниз до травки», – и делают соответственные движения руками. Далее кружатся и падают на траву со словами: «А теперь покружись и на травку повались. Бух!».
Игра с одеялом учит ребёнка соблюдать равновесие. Его раскладывают на полу и усаживают сверху малыша. Ребёнку объясняют, что он уезжает в путешествие на поезде и начинают очень осторожно тянуть плед, говоря «чу – чу – чу».
Развитие навыков самообслуживания
Навыки самообслуживания прививают, играя с куклами или другими игрушками. По утрам берут куклу и говорят малышу, что она проснулась и хочет умыться. После умывания, её вытирают салфеткой, объясняя, что это полотенце, принадлежащее кукле, а у малыша есть своё , как у мамы и папы. Игрушку берут завтракать, после еды вытирают ей лицо и руки. Куклу сажают на горшочек и предлагают детям сесть с ней. Родители куклу расчёсывают, делают вид, что чистят ей уши, срезают ногти. После подобных действий, игрушка радуется и благодарит за уход. Так , малыши научатся ухаживать за собой и будут спокойно реагировать на гигиенические процедуры.
Полезные игры и занятия
Множество полезных занятий включают игры, развивающие мелкую моторику и речь.
Мелкую моторику развивают при помощи лепки, рисования, пальчиковых игр, разнообразных мелких предметов.
Наиболее простыми играми являются ладушки, рисование на песке, разрывание бумаги, перелистывание страниц в книгах, перебирание бус либо крупы.
Родители, в какие бы игры не играли, должны общаться с детьми, произнося вслух названия окружающих вещей и различных действий.
Не стоит расстраиваться, если дети отказываются учиться, их нельзя заставлять упражняться, навязывая те или иные игры.
Заученные игры не привлекают деток, поэтому не стоит проводить цикл одних и тех же упражнений, их нужно постоянно чередовать. Важно во время упражнений наблюдать, не скучно ли деткам, и если у них заметно пропал интерес, то следует перейти к другим обучающим играм.
Похожие посты
Оставить комментарий
Источник
1.Дыхательная гимнастика.
2.Пальчиковые игры.
3.Речь.
4.Сенсорное развитие.
5.Логика.
6.Упражнения Монтессори.
7.Творчество.
8.Окружающий мир.
9.Музыкальное развитие.
10.Физическая активность.
1. Дыхательная гимнастика. Все наши занятия мы начинаем с дыхательных упражнений. Можно задувать свечку, надувать мыльные пузыри или шарики, дуть на бумажные салфетки, перья, дудеть, свистеть и так далее, на что хватит вашей фантазии. Дыхательная гимнастика улучшает кислородный обмен в организме, расслабляет и помогает настроиться на дальнейшее занятие. Еще делаем вот такие упражнения: нюхаем цветочек (утрированный вдох через нос, выдыхаем со звуком “а-а-а”) и дышим, как собачка, высунув язычок, шумно, быстро.
2. Пальчиковая гимнастика. После дыхательной гимнастики можно поиграть в пальчиковую игру, достаточно одного упражнения, как вариант «Сорока-ворона». Или вот такое:
Этот пальчик – дедушка (большой),
Этот пальчик – бабушка (указательный),
Этот пальчик – папочка (средний),
Этот пальчик – мамочка (безымянный),
Этот пальчик – я (мизинец).
Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).
Еще вариант пальчиковой гимнастики – упражнение с массажным мячиком.
Покатайте мяч между ладошками. Затем по другим частям тела ребенка: ножкам, ручкам, спинке и животу,- заменяя слова в тексте:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж?
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить!
Мой сын не очень любит эти игры, если он вырывает ручку, то я начинаю импровизировать, стараясь, заинтересовать его любимыми предметами. Смотри – по ладошке поехал поезд, а вот кошечка бегает по пальчикам и т.д.
3. Речь. Для развития речи мы делаем 5 упражнений:
– Голоса животных (кошка, собака, корова, коза, овца, свинья, курица, петух, утка, лягушка и т.д.) Можно посмотреть набор здесь.
– Звуки предметов (молоток (тук-тук), часики (тик-так), колокольчик (динь-динь), дудочка (ду-ду), самолет (у-у-у), поезд (чух-чух, машина (би-би), пароход .(ту-ууу), и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Что как звучит?»)
– Действия (упал- бух, качаться – кач-кач, спать -бай-бай, есть ням-ням, плавать буль-буль, ходить -топ-топ и т.д.) (картинки в приложении, Школа 7 гномов 0+ «Кто что делает?»)
-Разучиваем звукоподражательные стихи. Например, «Гуси-гуси» или «Цыплята»:
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Жёлтые цыплятки.
Ко-ко, ко-ко, ко-ко-ко!
Не ходите далеко,
Лапками гребите,
Зёрнышки ищите.
– Слоги и звуки. Произносите разные слоги и звуки, а ребенок будет стараться повторять за мамой. Отмечайте, какие звуки получаются у малыша, и тренируйте их чаще.
4. Сенсорное развитие.
Цвет: красный, синий, желтый, зеленый. При работе с цветом главный упор в этом возрасте я делала на цветовосприятие, т.е. сортировку по цветам, а не названия цветов. Мы играли в цветное лото, устраивали цветные дни (собирали предметы одного цвета), а также делали упражнение «Бабочки- цветочки» из набора «Цвета», который можно посмотреть здесь.
Форма: треугольник, квадрат, круг.
Для изучения цветов и форм я вырезала из картона геометрические фигуры 4-х цветов. Всего получилось 12 карточек. Мы сортировали их по формам или цветам, делали домики из фигур (треугольник и квадрат), играли в теневое лото (в приложении), а также учились рисовать фигуры на манке, красками и карандашами, делали аппликации.
Величина: большой, маленький (2 предмета). Сравнивали предметы двух размеров, желательно чтобы предметы были одинаковые по форме и цвету. (картинки в приложении).
Для развития слуха, обоняние, осязания и вкуса на этом этапе специальные упражнения я не делала, просто стараюсь всегда рассказывать ребенку, что он слышит и чувствует: самолет гудит, машина сигналит, а вот ворона каркает, снег холодный, чай горячий, понюхай цветочек – это ромашка и т.д.
5. Логика. Для развития логики в этом возрасте мы использовали следующее:
– пирамидку и сортер;
– простые рамки- вкладыши;
– пазлы и картинки из двух частей (в приложении);
– лото на поиск пар (в приложении).
6. Упражнения Монтессори.
– Выбираем макароны, фасоль и т.д. из крупы (гречка, пшено, манка).
– Пересыпаем крупу (гречка,пшено, манка) ложкой.
– Переливаем воду в стаканах.
– Рисуем на манке.
– Сортируем, например фасоль и макароны.
– Кидаем горох (фасоль) в бутылку.
7. Творчество. Конечно, это не совсем творчество, а скорее отработка техник. Никаких сложных сюжетов я не придумывала, просто знакомила ребенка с материалами для творчества. Немного моих наработок есть в приложении.
Итак, с чем мы работали:
-карандаши, мелки (рисовали линии, кружочки, каляки-маляки, учила заштриховывать предметы, например, нарисовать мышку и спрятать ее, заштриховав мелками.)
-гуашь, краски (красками мы раскрашивали, у издательства «Карапуз», есть серия «Одной краской» работали с этими книжечками, также распечатывала крупные раскраски из интернета);
-пальчиковые краски (рисовали дождик, яблоки на дереве, пятна на божьей коровке и мухоморе и т.д.);
-пластилин, тесто для лепки (с тестом для лепки делали упражнение«Втыкалочки», лепите пирожок и втыкаете в него разные предметы: макароны, зубочистки и т.д., с пластилином работали по тем же сюжетам, что и с пальчиковыми красками: дождик, яблоки, кормили птичек.) ;
-цветная бумага, клей (делали аппликации из геометрических фигур).
8. Окружающий мир. Работа с карточками, тематическими книгами или просмотр слайдов в интернете. Некоторые альбомы есть в группе вк и в приложении. Темы:
-животные фермы;
-животные леса;
-животные Африки;
-овощи;
-фрукты;
-части тела;
-транспорт.
9. Музыкальное развитие. Музыкой мы обычно заканчиваем занятие, кружимся под классику (1-2 композиции) или танцуем под Е.Железнову(3-4 песенки в день).
Классическая музыка – в приложении.
Е.Железнова – диск можно посмотреть на сайте Музыка с мамой.
10. Физическая активность. Также в течение дня я решила добавить немного систематизированной физической активности, понятно, что детки целый день и сами прыгают, бегают, но хотелось бы привить привычку ежедневной зарядки на будущее. Список упражнений в приложении.
Скачать программу можно здесь.
Посмотреть марафон 10 занятий здесь.
Моя группа вк здесь.
Источник